Судья Абеляшев А.В. Дело №33а-4685/2018
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Симферополь 8 июня 2018 г.
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Крым в составе
председательствующего Мостовенко Н.Р.,
судей Кураповой З.И., Тимошенко Е.Г.,
при секретаре Дубровой А.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело
по административному исковому заявлению Синица Эдуарда Александровича об оспаривании решения Управления по вопросам миграции Министерства внутренних дел по Республике Крым от 10 ноября 2017 г. об отказе в выдаче разрешения на временное проживание
по апелляционной жалобе Синица Эдуарда Александровича на решение Раздольненского районного суда Республики Крым от 7 февраля 2018 г., которым в удовлетворении административного искового заявления отказано
Заслушав доклад судьи Мостовенко Н.Р., судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Крым,
установила:
Синица Э.А. обратился в Раздольненский районный суд Республики Крым с вышеуказанным административным исковым заявлением в порядке главы 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, мотивируя тем, что оспариваемым решением миграционного органа нарушаются его права и законные интересы.
К участию в деле в качестве административных соответчиков привлечены Министерство внутренних дел по Республике Крым, Отдел Министерства внутренних дел Российской Федерации по Раздольненскому району.
Решением Раздольненского районного суда Республики Крым от 7 февраля 2018 г. в удовлетворении административного искового заявления Синица Э.А. отказано.
В апелляционной жалобе, поданной Синица Э.А. ставится вопрос об отмене судебного акта как незаконного и необоснованного.
Апелляционная жалоба, с учётом дополнений, мотивирована не принятием судом первой инстанции во внимание тех обстоятельств, что в Раздольненском районе Республики Крым у административного истца имеются устойчивые социальные и семейные связи. По мнению подателя апелляционной жалобы, медицинские документы были своевременно представлены им в Отдел Министерства внутренних дел Российской Федерации по Раздольненскому району.
Лица, участвующие в деле о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены заблаговременно и в надлежащей форме, в судебное заседание не явились.
8 июня 2018 г. Синица Э.А. и его представителем Либовой О.Н. представлены ходатайства о рассмотрении дела в их отсутствие.
Представителем Министерства внутренних дел по Республике Крым представлено ходатайство от 8 июня 2018 г. о рассмотрении дела в его отсутствие.
На основании части 1 статьи 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Крым определила рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, извещённых надлежащим образом.
Изучив материалы дела и доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Крым приходит к следующему.
В соответствии с частью 2 статьи 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются:
1) неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для административного дела;
2) недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для административного дела;
3) несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам административного дела;
4) нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких оснований для отмены решения суда в апелляционном порядке по доводам апелляционной жалобы не установлено.
Согласно части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В силу пункта 2 части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации решение об отказе в удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, суд принимает в том случае, если признает их соответствующими нормативным правовым актам и не нарушающими права и законные интересы административного истца.
Таким образом, при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов и незаконных решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления принципиальное значение имеет выявление совокупности двух условий: несоответствия их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушения прав и законных интересов административного истца.
Суд первой инстанции, отказывая в признании незаконным решения Управления по вопросам миграции Министерства внутренних дел по Республике Крым от 10 ноября 2017 г. об отказе в выдаче разрешения на временное проживание, исходил из того, что административный истец медицинские документы, необходимые для предоставления ему разрешения на временное проживание в установленный законом срок не предоставил, с заявлением о продлении срока на предоставления документов к руководителю государственного органа не обращался.
Суд апелляционной инстанции не может не согласиться с выводом суда первой инстанции, исходя из следующего.
Правовое положение иностранных граждан в Российской Федерации, а также отношения с их участием определяет и регулирует Федеральный закон от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации».
Согласно статье 2 вышеуказанного Федерального закона, разрешение на временное проживание - подтверждение права иностранного гражданина или лица без гражданства временно проживать в Российской Федерации до получения вида на жительство, оформленное в виде отметки в документе, удостоверяющем личность иностранного гражданина или лица без гражданства, либо в виде документа установленной формы, выдаваемого в Российской Федерации лицу без гражданства, не имеющему документа, удостоверяющего его личность.
Статьёй 6.1 Федерального закона от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» установлено, что иностранному гражданину, прибывшему в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, за исключением иностранных граждан, указанных в пункте 3 статьи 6 настоящего Федерального закона, разрешение на временное проживание выдается с учетом квоты, утвержденной Правительством Российской Федерации в соответствии с пунктом 2 статьи 6 настоящего Федерального закона.
Для получения разрешения на временное проживание иностранный гражданин, прибывший в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, подает в территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере миграции:
1) заявление о выдаче разрешения на временное проживание;
2) документ, удостоверяющий личность данного иностранного гражданина и признаваемый Российской Федерацией в этом качестве;
3) миграционную карту с отметкой пограничного органа федеральной службы безопасности о въезде данного иностранного гражданина в Российскую Федерацию или с отметкой территориального органа федерального органа исполнительной власти в сфере миграции о выдаче данному иностранному гражданину указанной миграционной карты. В случае непредставления миграционной карты территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере миграции проверяет на основании имеющихся в таком органе сведений данные об иностранном гражданине, содержащиеся в миграционной карте;
4) квитанцию об уплате государственной пошлины за выдачу разрешения на временное проживание. Указанную квитанцию данный иностранный гражданин вправе представить в федеральный орган исполнительной власти в сфере миграции или его территориальный орган по собственной инициативе. В случае непредставления указанной квитанции федеральный орган исполнительной власти в сфере миграции или его территориальный орган проверяет факт уплаты государственной пошлины за выдачу данному иностранному гражданину разрешения на временное проживание с использованием информации об уплате государственной пошлины, содержащейся в Государственной информационной системе о государственных и муниципальных платежах;
5) документ, подтверждающий владение данным иностранным гражданином русским языком, знание им истории России и основ законодательства Российской Федерации, в случаях, предусмотренных статьей 15.1 настоящего Федерального закона.
Иностранный гражданин, прибывший в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, представляет в территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере миграции, принявший его заявление о выдаче ему разрешения на временное проживание:
1) документы, подтверждающие отсутствие у него заболевания наркоманией и инфекционных заболеваний, которые представляют опасность для окружающих, предусмотренных перечнем, утверждаемым уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, а также сертификат об отсутствии у него заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции), за исключением случаев, предусмотренных абзацем третьим пункта 3 статьи 11 Федерального закона от 30 марта 1995 года N 38-ФЗ «О предупреждении распространения в Российской Федерации заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции)», на бумажном носителе либо в форме электронных документов в случае подачи заявления о выдаче разрешения на временное проживание в электронной форме - в течение тридцати суток со дня подачи им заявления о выдаче ему разрешения на временное проживание;
2) свидетельство (уведомление) о постановке данного иностранного гражданина на учет в налоговом органе - по усмотрению иностранного гражданина в течение одного года со дня его въезда в Российскую Федерацию. В случае, если в течение одного года со дня въезда иностранного гражданина в Российскую Федерацию сведения о постановке иностранного гражданина на учет в налоговом органе не поступят в территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере миграции, проверка исполнения обязанности иностранного гражданина по постановке на учет в налоговом органе осуществляется территориальным органом федерального органа исполнительной власти в сфере миграции путем направления межведомственного запроса в налоговый орган о представлении сведений о постановке иностранного гражданина на учет в налоговом органе.
Руководитель территориального органа федерального органа исполнительной власти в сфере миграции при наличии у иностранного гражданина, прибывшего в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, документально подтвержденных уважительных причин вправе принять решение о продлении ему срока представления документов, указанных в пункте 5 настоящей статьи.
Территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере миграции при получении заявления иностранного гражданина, прибывшего в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, о выдаче ему разрешения на временное проживание направляет запросы в орган безопасности, орган здравоохранения, которые обязаны в течение одного месяца со дня получения соответствующего запроса предоставить указанному территориальному органу информацию о наличии либо об отсутствии обстоятельств, препятствующих выдаче данному иностранному гражданину разрешения на временное проживание либо являющихся основанием для аннулирования ранее выданного ему разрешения на временное проживание.
Не позднее чем через шестьдесят суток со дня принятия у иностранного гражданина, прибывшего в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, заявления о выдаче ему разрешения на временное проживание при условии представления им документов, указанных в подпункте 1 пункта 5 настоящей статьи, территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере миграции обязан выдать данному иностранному гражданину разрешение на временное проживание по форме, установленной уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, либо предусмотренное пунктом 2 статьи 7 настоящего Федерального закона уведомление об отказе в выдаче данному иностранному гражданину разрешения на временное проживание.
Основания отказа в выдаче либо аннулирования разрешения на временное проживание установлены статьёй 7 Федерального закона от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», в т.ч. случай, если иностранный гражданин прибыл в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, и не представил в установленный срок документы, указанные в подпункте 1 пункта 5 статьи 6.1 настоящего Федерального закон (пункт 14 части 1).
Как усматривается из материалов дела и установлено судом первой инстанции, Синица Э.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является гражданином Украины, уроженец <адрес>, Украина.
До 12 октября 2010 г. был зарегистрирован по адресу: <адрес>.
Административный истец поставлен на миграционный учёт по месту пребывания по адресу: <адрес>.
При проверке по учётам АС ЦБДУИГ ФМС России, СПО «Мигрант-1» компрометирующих материалов в отношении Синица Э.А. не выявлено. Информация о наличии оснований, препятствующих выдаче разрешения на временное проживание из ИЦ УМВД России по Республике Крым, ФБУ ЦГБУ «ГИАЦ МВД России» не поступала. Предоставление ему разрешения на временное проживание в Российской Федерации согласовано с УФСБ России по Республике Крым и г. Севастополю.
Согласно подпункта 1 пункта 5 статьи 6.1 Федерального закона от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» иностранный гражданин, прибывший в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, представляет в территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере миграции, принявший его заявление о выдаче ему разрешения на временное проживание документы, подтверждающие отсутствие у него заболевания наркоманией и инфекционных заболеваний, которые представляют опасность для окружающих, предусмотренных перечнем, утверждаемым уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, а также сертификат об отсутствии у него заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции).
12 сентября 2017 г. Синица Э.А. обратился в Отдел Министерства внутренних дел Российской Федерации по Раздольненскому району с заявлением о выдаче разрешения на временное проживание на территории Российской Федерации.
Согласно справке Отдел Министерства внутренних дел Российской Федерации по Раздольненскому району №49, указанным органом принято к рассмотрению заявление Синица Э.А. о выдаче разрешения на временное проживание на территории Российской Федерации.
Письмом Управления по вопросам миграции Министерства внутренних дел по Республике Крым от 10 ноября 2017 г. административному истцу сообщено, что решением Управления по вопросам миграции Министерства внутренних дел по Республике Крым №3641/17 от 10 ноября 2017 г. ему отказано в выдаче разрешения на временное проживание на территории Российской Федерации, на основании п.п. 14 п. 1 ст. 7 Федерального закона от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации».
Как следует из вышеуказанного заявления от 12 сентября 2017 г., к нему были приложены документы: паспорт гражданина Украины, миграционная карта (до 15 сентября 2017 г.), талон-уведомление. Иных документов при обращении не поименовано.
На обратной стороне указанного заявления Синица Э.А. было разъяснено о необходимости представления в течение 30 дней со дня подачи заявления в Управление по вопросам миграции Министерства внутренних дел по Республике Крым сертификата об отсутствии у него заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции), а также наркомании и инфекционных заболеваний, представляющих опасность для окружающих, т.е. до 12 октября 2017 г.
Как верно установлено судом первой инстанции, Синица Э.А. в Управление по вопросам миграции Министерства внутренних дел по Республике Крым по истечении 30 дней с момента подачи заявления вышеуказанные документы не представлены. Иного материалы дела не содержат.
Сами по себе сертификат об отсутствии ВИЧ-инфекции серии № выданный 11 декабря 2017 г. и медицинское заключение о прохождении профилактического наркологического осмотра серии № от 13 декабря 2017 г. не свидетельствуют о том, что указанные медицинские документы были представлены.
Каких-либо допустимых доказательств, свидетельствующих о том, что административным истцом были представлены документы, подтверждающие отсутствие у него заболевания наркоманией и инфекционных заболеваний, которые представляют опасность для окружающих, предусмотренных перечнем, утверждаемым уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, а также сертификат об отсутствии у него заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции), в течение 30 дней со дня принятия его заявления, не представлено.
Как пояснил административный истец в судебном заседании суда первой инстанции, с заявлением о продлении срока предоставления медицинских документов в миграционный орган он не обращался.
Поэтому, суд первой инстанции правильно пришёл к выводу о том, что миграционный орган правомерно отказал административному истцу в выдаче разрешения на временное проживание на территории Российской Федерации гражданину Украины.
На момент рассмотрения апелляционной жалобы срок пребывания продлён до 27 июня 2018 г. Между тем, следует обратить внимание, что паспорт гражданина Украины является недействительным, Синица Э.А. достиг 25-летнего возраста.
Наличие у административного истца близких родственников, являющихся гражданами Российской Федерации и наличие у него крепких социально-правовых связей с Республикой Крым, административным ответчиком в оспариваемом решении не ставилось под сомнение, однако, они указанные обстоятельства, сами по себе не являются безусловным основанием для получения разрешения на временное проживание на территории Российской Федерации, без соблюдения предусмотренной Федеральным законом административной процедуры на обращение с соответствующим заявлением и предоставление необходимых документов.
Доводы Синица Э.А., указанные в апелляционной жалобе не опровергают правомерность обжалуемого судебного акта, поскольку направлены на переоценку фактических обстоятельств дела, представленных доказательств и выводов суда первой инстанции, основаны на неверном толковании норм права, в связи с чем не могут служить основанием к отмене судебного решения.
При указанных обстоятельствах, судебное решение вынесено с соблюдением норм процессуального права и при правильном применении норм материального права.
Предусмотренные статьёй 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основания для отмены решения в апелляционном порядке, отсутствуют.
Руководствуясь статьями 309 - 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия,
определила:
Решение Раздольненского районного суда Республики Крым от 7 февраля 2018 г. - оставить без изменения, апелляционную жалобу Синица Эдуарда Александровича - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в президиум Верховного Суда Республики Крым в течение шести месяцев со дня его вступления в законную силу.
Председательствующий Н.Р. Мостовенко
Судьи З.И. Курапова
Е.Г. Тимошенко