Дело № 2-3296/2018
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
02 октября 2018 года гор. Ростов-на-Дону
Ворошиловский районный суд гор. Ростова-на-Дону в составе:
председательствующего судьи Акуз А.В.,
при участии помощника прокурора Ворошиловского района
города Ростова-на-Дону Овсепяна А.Г.,
при секретаре Андреевой Т.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Ворошиловского района гор. Ростова-на-Дону, обратившегося в интересах неопределенного круга лиц к ТСЖ «Нагибина» об обязании совершения действий,
У С Т А Н О В И Л:
В обоснование иска в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц прокурор Ворошиловского района гор. Ростова-на-Дону, сослался на то, что в порядке надзора за исполнением федерального законодательства проведена проверка исполнения жилищного законодательства в части раскрытия информации управляющими организациями и товариществами собственников жилья, осуществляющими свою деятельность на территории Ворошиловского района гор. Ростова-на-Дону. В соответствии с п. 10 ст. 161 Жилищного кодекса РФ управляющая компания обязана обеспечить свободный доступ к информации об основных показателях ее финансово-хозяйственной деятельности, об оказываемых услугах и о выполняемых работах по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, о порядке и об условиях их оказания и выполнения, об их стоимости, о ценах (тарифах) на ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг, в соответствии со стандартами раскрытия информации, утвержденными Постановлением Правительства РФ. Особенности раскрытия информации о деятельности по управлению многоквартирным домом и предоставления для ознакомления документов, предусмотренных Жилищным кодексом РФ, ТСЖ либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом, осуществляющими управлении многоквартирным домом (без заключения договора с управляющей организацией), устанавливаются этим стандартом раскрытии информации. ТСЖ «Нагибина» осуществляет деятельность по управлению многоквартирным жилым домом, расположенным в ..., пр. М. Нагибина, .... В соответствии с требованиями ст. 2 Федерального закона от ... № 209-ФЗ «О государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства» (далее - Закон № 209-ФЗ) государственная информационная система жилищно-коммунального хозяйства (далее - система, электронный адрес - www.dom.gosuslugi.ru) является единой централизованной информационной системой, обеспечивающей сбор, обработку, хранение, предоставление, размещение и использование информации о жилищном фонде, стоимости и перечне услуг по управлению общим имуществом в многоквартирных домах, работах по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирных домах, предоставлении коммунальных услуг и поставках ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг, размере платы за жилое помещение и коммунальные услуги, задолженности по указанной плате, об объектах коммунальной и инженерной инфраструктур, а также иной информации, связанной с жилищно-коммунальным хозяйством. Субъектами, размещающими информацию в системе (далее - поставщики информации), являются, в том числе юридические лица, которые обязаны в соответствии с настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации размещать информацию в системе. Согласно ст. 2 Федерального закона от ... № 469-ФЗ «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» поставщики информации обязаны размещать в системе информацию, предусмотренную настоящим федеральным законом с .... Вместе с тем, проведенным ... мониторингом официального сайта системы (www.dom.gosuslugi.ru) установлено отсутствие в ней факта размещения предусмотренных законом сведений о деятельности ТСЖ «Нагибина» по управлению многоквартирным жилым домом, расположенным в ..., пр. М.Нагибина, .... Для обеспечения исполнения требований закона о размещении сведений в системе председателю ранее было вынесено представление, которое вопреки требованиям ст.24 Федерального закона от ... № «О прокуратуре Российской Федерации» рассмотрено ненадлежащим образом, мер к устранению нарушений не принято. На основании вышеизложенного, истец просил суд обязать ТСЖ «Нагибина», председателя правления ТСЖ «Нагибина» Васильева С.И. в течение 1 месяца со дня вступления в законную силу решения суда обеспечить в установленном законом порядке исполнение обязанностей, предусмотренных постановлением Правительства Российской Федерации от ... №, по размещению и актуализации на официальном сайте системы (www.dom.gosuslugi.ru) предусмотренных законом сведений.
Помощник прокурора Ворошиловского района гор. Ростова-на-Дону Овсепян А.Г. в судебное заседание явился, поддержал заявленные исковые требования в полном объеме, просил суд иск удовлетворить.
Представитель ответчика в судебное заседание не явился, о дате и времени рассмотрения гражданского дела извещен надлежащим образом, что подтверждается имеющимся в материалах гражданского дела листом извещения. Дело в отношении ответчика рассмотрено в порядке ст.167 ГПК РФ.
Заслушав объяснение стороны, исследовав материалы гражданского дела, оценив эти доказательства с учетом требований закона об их допустимости, относимости и достоверности, как в отдельности, так и в совокупности, а установленные судом обстоятельства - с учетом характера правоотношений сторон и их значимости для правильного разрешения спора, суд считает, что истец доказал законность и обоснованность своих требований в силу следующих причин:
Статьей 12 ГК РФ предусмотрены способы защиты субъективных гражданских прав и охраняемых законом интересов, которые осуществляются в предусмотренном законом порядке, т.е. посредством применения надлежащей формы, средств и способов защиты.
При этом лицо, как физическое, так и юридическое, права и законные интересы которого нарушены, вправе обращаться за защитой к государственным или иным компетентным органам (в частности в суд общей юрисдикции). Выбор способа защиты нарушенного права принадлежит исключительно истцу.
В силу ст. 17 Конституции РФ в Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина.
Гарантирование судебной защиты прав и свобод человека и гражданина выражается в установлении системы судов в РФ, в четком определении их компетенции, в обеспечении каждому возможности обращения в суд за защитой своих прав и свобод, обжалования судебных решений.
Анализ установленных в судебном заседании фактических обстоятельств дела в совокупности с представленными доказательствами свидетельствует о том, что ответчик не выполняет требования действующего жилищного законодательства, Стандарта раскрытия информации.
В соответствии с ч. 2 ст. 161 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления многоквартирным домом: непосредственное управление, управление управляющей организацией или товариществом собственников жилья.
Во исполнение указанных требований закона жильцами дома выбран способ управления многоквартирным домом, расположенным по адресу: гор. Ростов-на-Дону, пр. М. Нагибина, ....
В силу п. 10 ст. 161 ЖК РФ на ТСЖ возложена обязанность - обеспечить свободный доступ к информации об основных показателях его финансовой хозяйственной деятельности, об оказываемых услугах и о выполняемых работах по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, о порядке и об условиях их оказания и выполнения, об их стоимости, о ценах (тарифах) на ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг, в соответствии со стандартом раскрытия информации, утвержденным Правительством Российской Федерации. Особенности раскрытия информации о деятельности по управлению многоквартирным домом и предоставления для ознакомления документов, предусмотренных названным Кодексом, товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом, осуществляющими управление многоквартирным домом (без заключения договора с управляющей организацией), устанавливаются этим стандартом раскрытия информации.
Контроль за соблюдением Стандарта раскрытия информации указанными товариществом, кооперативом, управляющей организацией осуществляется уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, указанными в части 2 статьи 20 ЖК, в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
На основании ст. 143.1 Жилищного кодекса РФ члены ТСЖ и не являющиеся членами ТСЖ собственники помещений в многоквартирном доме, имеют право получать от органов управления товарищества информацию о деятельности товарищества в порядке и в объеме, которые установлены названным Кодексом и Уставом товарищества.
Согласно подпункту 1 ч. 1 ст. 138 ЖК РФ ТСЖ обязано обеспечивать выполнение требований главы 13 ЖК РФ, положений других федеральных законов, иных нормативных правовых актов, а также устава товарищества.
Помимо договоров по управлению, заключенных с собственниками жилых и нежилых помещений, обслуживающая организация обязана руководствоваться действующим законодательством, регулирующим порядок управления жилым и нежилым фондом.
Действующее жилищное законодательство раскрывает понятие товарищества собственников жилья, под которым, в силу положений ст. 135 ЖК РФ, признается некоммерческая организация, объединение собственников помещений в многоквартирном доме для совместного управления общим имуществом в многоквартирном доме либо в случаях, указанных в ч. 2 ст. 136 ЖК РФ.
Стандарт раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами, утвержден Постановлением Правительства РФ от ... №.
Стандартом раскрытия информации установлены требования к составу информации, подлежащей раскрытию, а также к порядку, способам и срокам ее раскрытия.
Согласно п. 2 Стандарта, под раскрытием информации понимается обеспечение доступа неограниченного круга лиц к информации (независимо от цели ее получения) в соответствии с процедурой, гарантирующей нахождение и получение информации.
ТСЖ информация раскрывается путем обязательного опубликования на официальном сайте в сети Интернет, определяемом уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, а также на одном из следующих сайтов в сети Интернет, определяемых по выбору ТСЖ: сайт органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, определяемого высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, сайт органа местного самоуправления муниципального образования, на территории которого управляющая организация осуществляет свою деятельность, а также путем размещения на информационных стендах (стойках) в помещении ТСЖ.
ТСЖ обязано раскрывать следующую информацию: общая информация о ТСЖ, основные показатели финансово-хозяйственной деятельности, сведения о выполняемых работах (оказываемых услугах) по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, порядок и условия оказания услуг по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, сведения о стоимости работ (услуг) по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме; сведения о ценах (тарифах) на коммунальные ресурсы.
Согласно ст. 2 Федерального закона от ... № 469-ФЗ «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» поставщики информации обязаны размещать в системе информацию, предусмотренную настоящим федеральным законом с ....
Пунктом 6 Стандарта раскрытия информации установлено, что информация размещается управляющей организацией и ТСЖ на сайтах в сети Интернет, выбранных ею из числа сайтов, указанных в подпункте «а» п. 5 Стандарта: официальном сайте ТСЖ в информационно-телекоммуникационной сети Интернет.
Доступ неограниченного круга лиц предусматривает предоставление следующей информации:
- общая информация об управляющей организации, в том числе об основных показателях финансово-хозяйственной деятельности (включая сведения о годовой бухгалтерской отчетности, бухгалтерский баланс и приложения к нему, сведения о доходах, полученных за оказание услуг по управлению многоквартирными домами (по данным раздельного учета доходов и расходов), а также сведения о расходах, понесенных в связи с оказанием услуг по управлению многоквартирными домами (по данным раздельного учета доходов и расходов), сметы доходов и расходов товарищества или кооператива, отчет о выполнении смет доходов и расходов товарищества или кооператива);
- перечень многоквартирных домов, управление которыми осуществляет управляющая организация, товарищество и кооператив, с указанием адреса и основания управления по каждому многоквартирному дому, перечень многоквартирных домов, в отношении которых договоры управления были расторгнуты в предыдущем году, с указанием адресов этих домов и оснований расторжения договоров управления, перечень многоквартирных домов, собственники помещений в которых в предыдущем году на общем собрании ли решение о прекращении их объединения в товарищества для совместного управления общим имуществом в многоквартирных домах, а также перечень многоквартирных домов, в которых членами кооперативов в предыдущем году на их общем собрании приняты решения о преобразовании кооперативов в товарищества;
- общая информация о многоквартирных домах, управление которыми осуществляет управляющая организация, товарищество и кооператив, в том числе характеристика многоквартирного дома (включая адрес многоквартирного дома,
год постройки, этажность, количество квартир, площадь жилых и нежилых помещений и помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, уровень благоустройства, серия и тип постройки, кадастровый номер (при его наличии), площадь земельного участка, входящего в состав общего имущества в многоквартирном доме, конструктивные и технические параметры многоквартирного дома), а также информация о системах инженерно-технического обеспечения, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме;
- информация о выполняемых работах (оказываемых услугах) по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме и иных услугах, связанных с достижением целей управления многоквартирным домом, в том числе сведения о стоимости указанных работ (услуг) и иных услуг;
- информация об оказываемых коммунальных услугах, в том числе сведения о поставщиках коммунальных ресурсов, установленных ценах (тарифах) на коммунальные ресурсы, нормативах потребления коммунальных услуг (нормативах накопления твердых коммунальных отходов);
- информация об использовании общего имущества в многоквартирном
доме;
- информация о проведенных общих собраниях собственников помещений в многоквартирном доме, результатах (решениях) таких собраний;
- отчет об исполнении управляющей организацией договора управления, отчет об исполнении смет доходов и расходов товарищества, кооператива за год;
- информация о случаях привлечения управляющей организации, товарищества и кооператива, должностного лица управляющей организации, товарищества и кооператива к административной ответственности за нарушения в сфере управления многоквартирным домом с приложением копий документов о применении мер административного воздействия, а также сведения о мерах, принятых для устранения нарушений, повлекших применение административных санкций.
Таким образом, ТСЖ обязано сообщать по запросу потребителей - граждан и организаций, являющихся собственниками (нанимателями) помещений в многоквартирном доме, адрес официального сайта в сети Интернет, на котором размещена информация.
Как в судебном заседании было установлено, что ... мониторингом официального сайта системы (www.dom.gosuslugi.ru) установлено отсутствие в ней факта размещения предусмотренных законом сведений о деятельности ТСЖ «Нагибина» по управлению многоквартирным жилым домом, расположенным в г. Ростове-на-Дону, пр. М. Нагибина, ..., что подтверждается, имеющимися в материалах дела скриншотами.
Согласно, выписки из ЕГРЮЛ председателем правления указанного многоквартирного дома является Васильев С. И..
Прокуратурой Ворошиловского района гор. Ростова-на-Дону в адрес председателя правления ТСЖ «Нагибина» было вынесено представление, которое до настоящего времени ответчиком не исполнено.
Таким образом, избранный прокурором способ защиты гражданских прав неопределенного круга лиц соответствует требованиям ЖК РФ, Стандарта и не препятствует разрешению заявленного спора по существу, с учетом требований ст. 45 ГПК РФ.
Гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности (ст. 8 ГК РФ).
В соответствии с этим гражданские права и обязанности возникают и из судебного решения, установившего гражданские права и обязанности.
Аналогичные положения содержатся и в ЖК РФ (ст. 10).
На основании ст. 5 ФЗ № от ... «О порядке введения в действие ЖК РФ», к жилищным отношениям, возникшим до введения в действие ЖК РФ, ЖК РФ применяется в части тех прав и обязанностей, которые возникнут после введения его в действие, за исключением случаев, предусмотренных настоящим ФЗ.
Учитывая, что жилищные правоотношения носят длящийся характер, то по общему правилу к длящимся правоотношениям применяется закон, который действует в настоящее время, поэтому применению подлежат положения Жилищного кодекса Российской Федерации.
Согласно ст. 1 ЖК РФ жилищное законодательство основывается на необходимости беспрепятственного осуществления вытекающих из отношений, регулируемых жилищным законодательством прав, а также на признании равенства участников регулируемых жилищным законодательством отношений по владению, пользованию и распоряжению жилыми помещениями, если иное не вытекает из настоящего Кодекса, другого ФЗ.
В соответствии со ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основание своих требований или возражений.
Содержание указанной нормы закона следует рассматривать в контексте п. 3 ст. 123 Конституции РФ и ст. 12 ГПК РФ, закрепляющих принцип состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон в отстаивании и защите своих прав.
Суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств, оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы (ст. 67 ГПК РФ).
По мнению суда, истец доказал те обстоятельства, на которых он основывал свои требования, и подтвердил их надлежащими письменными доказательствами.
Оценив представленные доказательства по правилам статьи 67 ГПК РФ, суд считает, что исковые требования прокурора Ворошиловского района гор.Ростова-на-Дону заявленные им в рамках полномочий, являются обоснованными и подлежащими удовлетворению, поскольку в целях защиты прав потребителей, законодатель установил обязанность ТСЖ отчитываться по исполнению договоров Управления многоквартирным домом, а также раскрывать информацию о своей хозяйственной и финансовой деятельности, в срок, определенный законом.
Поскольку истец освобожден от уплаты государственной пошлины при обращении в суд с данным иском на основании пп. 9 п. 1 ст. 333.36 НК РФ, а иск к ТСНЖ «Нагибина» подлежит удовлетворению, то в соответствии с ч. 1 ст. 103 ГПК РФ и пп. 3 п. 1 ст. 333.19 НК РФ с ответчика ТСЖ «Нагибина» подлежит взысканию в доход местного бюджета государственная пошлина в размере 300 рублей.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования прокурора Ворошиловского района гор. Ростова-на-Дону, обратившегося в интересах неопределенного круга лиц к ТСЖ «Нагибина» об обязании совершения действий удовлетворить.
Обязать ТСЖ «Нагибина», председателя правления ТСЖ «Нагибина» Васильева С. И. в течение 1 месяца со дня вступления в законную силу решения суда обеспечить в установленном законом порядке исполнение обязанностей, предусмотренных постановлением Правительства Российской Федерации от ... №, по размещению и актуализации на официальном сайте системы (www.dom.gosuslugi.ru) предусмотренных законом сведений.
Взыскать с ТСЖ «Нагибина» в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 300 рублей.
Решение может быть обжаловано в Ростовский областной суд через Ворошиловский районный суд гор. Ростова-на-Дону с момента изготовления решения суда в окончательной форме.
Полный текст решения суда изготовлен 05 октября 2018 года.
Судья