Дело № 2-3984/2016
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
08 ноября 2016 года г.Волгоград
Ворошиловский районный суд г. Волгограда
в составе председательствующего судьи Дорошенко О.Н.,
при секретаре судебного заседания Плетневой Е.Е.,
с участием представителя истца Администрации г.Волгограда – ФИО6, действующего на основании доверенности,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску администрации г. Волгограда к судебному приставу-исполнителю Межрайонного отдела судебных приставов по особым исполнительным производствам Управления Федеральной службы судебных приставов по Волгоградской области ФИО2, Управлению Федеральной службы судебных приставов Волгоградской области об уменьшении размера исполнительского сбора
у с т а н о в и л:
Администрация г.Волгограда обратилась в Ворошиловский районный суд г. Волгограда с иском к МО по ОИП УФССП по Волгоградской области ФИО2, УФССП Волгоградской области об уменьшении размера исполнительского сбора.
В обоснование заявленных требований указано, что решением Центрального районного суда г.Волгограда от ДД.ММ.ГГГГ на администрацию г. Волгограда возложена обязанность по принятию решения об изъятии жилых помещений (квартир), расположенных в <адрес>, принадлежащих гражданам на праве собственности, в том числе принять решение об изъятии <адрес>, принадлежащей ФИО5, и зарегистрировать решение об изъятии данного жилого помещения. ДД.ММ.ГГГГ судебным приставом – исполнителем Межрайонного отдела по особым исполнительным производствам УФССП, возбуждено исполнительное производство №-ИП. ДД.ММ.ГГГГ судебным приставом-исполнителем в рамках настоящего исполнительного производства было вынесено постановление о взыскании с администрации Волгограда исполнительского сбора в размере <данные изъяты> за неисполнение требований исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения. Постановлением от ДД.ММ.ГГГГ окончено исполнительное производство №-ИП, постановление о взыскании исполнительного сбора выделено в отдельное производство. Указано, что администрацией Волгограда предпринимались активные действия для добровольного исполнения решения Центрального районного суда <адрес> по гражданскому делу №, а также постановления о возбуждении исполнительного производства от ДД.ММ.ГГГГ. №-ИП. Так, с целью подготовки постановления администрации Волгограда об изъятии жилых помещений в многоквартирном <адрес>, в том числе <адрес>, общей площадью <данные изъяты>., были сделаны запросы в МУП «Бюро технической инвентаризации», Управление Росреестра по <адрес>, комитет земельных ресурсов администрации Волгограда, департамент градостроительства и архитектуре администрации Волгограда. Просит уменьшить размер исполнительского сбора в отношении администрации Волгограда по исполнительному производству №-ИП с 7% (50 000 рублей) до 5,25% (37 500 рублей).
Представитель истца Администрации г.Волгограда ФИО6 действующего на основании доверенности, в судебном заседании уточненные требования поддержал в полном объеме, настаивал на их удовлетворении по доводам изложенным в исковом заявлении.
Представитель ответчика УФССП по Волгоградской области и судебный пристав – исполнитель Межрайонного отдела по особым исполнительным производствам УФССП ФИО2 в судебное заседание не явились, о месте и времени судебного разбирательства извещены надлежащим образом, о причинах неявки суд не уведомили, с ходатайством об отложении судебного разбирательства не обращались.
Выслушав представителя истца, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно пункту 13 части 1 статьи 64 Федерального закона от 02 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (далее - Закон об исполнительном производстве) в процессе исполнения требований исполнительных документов судебный пристав-исполнитель вправе взыскивать исполнительский сбор и налагать штрафы на должника и иных лиц в случаях и порядке, которые установлены настоящим Федеральным законом.
Исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для его добровольного исполнения. Должник освобождается от уплаты исполнительского сбора в случае представления им доказательств того, что добровольное исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств (части 1, 2 статьи 112 Закона об исполнительном производстве).
Исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока на добровольное исполнение судебного акта (часть 2 статьи 112 Закона).
Согласно части 3 статьи 112 Федерального закона исполнительский сбор устанавливается в размере 7% от подлежащей взысканию суммы или стоимости взыскиваемого имущества, но не менее десяти тысяч рублей с должника-организации. В случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор с должника-организации устанавливается в размере пятидесяти тысяч рублей.
В части 6 статьи 112 Федерального закона «Об исполнительном производстве» предусмотрено, что должник вправе в порядке, установленном данным Федеральным законом, обратиться в суд с иском об отсрочке или о рассрочке взыскания исполнительского сбора, об уменьшении его размера или освобождении от взыскания исполнительского сбора.
Частью 7 названной нормы установлено право суда с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественного положения должника, иных существенных обстоятельств отсрочить или рассрочить взыскание исполнительского сбора, а также уменьшить его размер, но не более чем на одну четверть от размера, установленного в соответствии с частью 3 настоящей статьи.
Конституционный Суд РФ в Постановлении от 13 июля 2001 года № 13-П «По делу о проверке конституционности положений подпункта 7 пункта 1 статьи 7, пункта 1 статьи 77 и пункта 1 статьи 81 Федерального закона "Об исполнительном производстве» в связи с запросами Арбитражного суда Воронежской области, Арбитражного суда Саратовской области и жалобой открытого акционерного общества «Разрез «Изыхский» РФ в целом признал не противоречащей Конституции РФ возможность установления судебным приставом-исполнителем исполнительского сбора в случае неисполнения исполнительного документа без уважительных причин в срок, установленный для добровольного исполнения указанного документа и назвал исполнительский сбор мерой принуждения в связи с несоблюдением законных требований государства. Указал на то, что эта мера является не правовосстановительной санкцией, а представляет собой санкцию штрафного характера, суть которой состоит в возложении на должника обязанности произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в процессе исполнительного производства.
Также Конституционный Суд Российской Федерации в названном Постановлении разъяснил, что исполнительский сбор в размере 7% от взыскиваемой суммы представляет собой лишь допустимый его максимум, верхнюю границу, и с учетом характера совершенного правонарушения, размера причиненного вреда, степени вины правонарушителя, его имущественного положения и иных существенных обстоятельств может быть снижен правоприменителем (судебным приставом или судом). В противном случае несоизмеримо большой штраф может превратиться из меры воздействия в инструмент подавления экономической самостоятельности и инициативы, чрезмерного ограничения свободы предпринимательства и права собственности, что в силу статей 34 (часть 1), 35 (части 1 - 3) и 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации недопустимо.
В судебном заседании установлено, что решением Центрального районного суда г.Волгограда от ДД.ММ.ГГГГ на администрацию г. Волгограда возложена обязанность по принятию решения об изъятии жилых помещений (квартир), расположенных в <адрес>, принадлежащих гражданам на праве собственности, в том числе принять решение об изъятии <адрес>, принадлежащей ФИО5, и зарегистрировать решение об изъятии данного жилого помещения.
На основании указанного решения Центральным районным судом г.Волгограда выдан исполнительный лист ФС №, который предъявлен в службу судебных приставов для принудительного исполнения.
ДД.ММ.ГГГГ судебным приставом – исполнителем Межрайонного отдела по особым исполнительным производствам УФССП, возбуждено исполнительное производство №-ИП.
ДД.ММ.ГГГГ судебным приставом-исполнителем в рамках настоящего исполнительного производства было вынесено постановление о взыскании с администрации Волгограда исполнительского сбора в размере <данные изъяты> за неисполнение требований исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения. В указанном постановлении должнику предлагалось добровольно исполнить требование исполнительного документа в пятидневный срок. При этом было разъяснено, что в случае неисполнения исполнительного документа без уважительных причин в срок, предоставленный для добровольного исполнения, с должника подлежит взысканию исполнительский сбор в размере <данные изъяты>.
В связи с неисполнением решения суда в установленный судебным приставом-исполнителем срок, постановлением судебного пристава-исполнителя МО по ОИП Управления ФССП <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ с администрации г. Волгограда был взыскан исполнительский сбор в размере <данные изъяты>
Заявляя требования об уменьшении размера исполнительского сбора, сторона истца указывает на то обстоятельство, что администрацией Волгограда предпринимались активные действия для добровольного исполнения решения Центрального районного суда <адрес> по гражданскому делу №, а также постановления о возбуждении исполнительного производства от ДД.ММ.ГГГГ. №-ИП. Так, с целью подготовки постановления администрации Волгограда об изъятии жилых помещений в многоквартирном <адрес>, в том числе <адрес>, общей площадью <данные изъяты>., были сделаны запросы в МУП «Бюро технической инвентаризации», Управление Росреестра по <адрес>, комитет земельных ресурсов администрации Волгограда, департамент градостроительства и архитектуре администрации Волгограда.
Также в комитете земельных ресурсов администрации Волгограда была запрошена информация о схеме расположения земельного участка под указанный домом. Согласно полученной информации от комитета земельных ресурсов администрации Волгограда земельный участок, занятый жилым домом № по <адрес>, не сформирован, государственная собственность на него не разграничена, границы участка и его площадь не определены, на государственный кадастровый учет он не поставлен, при этом сформирован перечень земельных участков для проведения работ по формированию и постановке на государственный кадастровый учет земельных участков. Только после проведения необходимых работ был подготовлен проект постановления администрации Волгограда.
Постановлением администрации Волгограда от ДД.ММ.ГГГГ № «Об изъятии жилых помещений (квартир), расположенных в многоквартирном жилом доме по адресу: <адрес>, изъята <адрес> общей площадью <данные изъяты>
Данное решение зарегистрировано в Управлении Росреестра по Волгоградской области, о чем в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним сделаны соответствующие записи регистрации.
Таким образом, администрацией Волгограда принимались меры для добровольного исполнения требований исполнительного документа.
Указанные обстоятельства свидетельствуют о том, что в данный момент администрацией г.Волгограда предприняты должные меры для исполнения исполнительного документа, однако данная возможность не реализована в установленный судебным приставом-исполнителем срок в силу объективных обстоятельств, что существенно снижает степень вины должника.
С учетом вышеупомянутой правовой позиции Конституционного Суда РФ, принимая во внимание наличие уважительных причин несвоевременного исполнения вступившего в законную силу судебного акта, суд приходит к выводу о наличии правовых оснований, позволяющих снизить в установленных законом пределах размер исполнительского сбора, взыскиваемого с должника по исполнительному производству на одну четверть, с 50 000 рублей до 37 500 рублей.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
Исковые требования администрации г. Волгограда к судебному приставу-исполнителю Межрайонного отдела судебных приставов по особым исполнительным производствам Управления Федеральной службы судебных приставов по Волгоградской области ФИО2, Управлению Федеральной службы судебных приставов Волгоградской области об уменьшении размера исполнительского сбора - удовлетворить.
Уменьшить размер исполнительского сбора в отношении администрации города Волгограда по исполнительному производству № №-ИП от ДД.ММ.ГГГГ с 50 000 рублей до 37 500 рублей.
Решение может быть обжаловано в Волгоградский областной суд через Ворошиловский районный суд г. Волгограда в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий: О.Н. Дорошенко
Справка: решение принято в окончательной форме 10 ноября 2016 года.
Председательствующий: О.Н. Дорошенко