Дело №
УИД 42RS0002-01-2024-000394-23
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
город БеловоКемеровская область - Кузбасс 29 июля 2024 года
Беловский городской суд Кемеровской области
В составе председательствующего судьи Спицыной О.Н.
при секретаре Галлямовой Е.У.
с участием представителя истца Смирновой С.А. – Талалаева Д.А., действующего по нотариальной доверенности,
Рассмотрел в открытом судебном заседании в городе Белово
гражданское дело по иску Смирновой Светланы Александровны к Администрации Беловского городского округа, МУ «Комитет по земельным ресурсам и муниципальному имуществу города Белово», Управлению Архитектуры и градостроительства администрации Беловского городского округа о признании незаконным постановления об отказе в предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка, обязании предоставления разрешения,
У С Т А Н О В И Л:
Смирнова С.А. обратилась в суд с административным исковым заявлением к ФИО1 городского округа о признании незаконным постановления об отказе в предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка, обязании предоставления разрешения.
Просит признать постановление ФИО1 городского округа от ДД.ММ.ГГГГ №-п, не законным.
Обязать ФИО1 городского округа предоставить разрешение условно разрешенный вид использования земельного участка с <данные изъяты> № № площадью 400 кв.м, расположенный по адресу <адрес>, на запрашиваемый вид разрешенного использования магазин.
Заявленные исковые требования мотивирует тем, что является собственником земельного участка по <адрес>, площадью 400 м.кв., с видом разрешенного использования под ИЖС, однако фактически на земельном участке расположен магазин - нежилое здание. Согласно сведений о правообладателях объекта, содержащихся в техническом паспорте от ДД.ММ.ГГГГ, завершение строительства ДД.ММ.ГГГГ, ввод в эксплуатацию - ДД.ММ.ГГГГ. ФИО9 в изменении вида разрешенного использования отказал по причине необходимости приведения документации Правилам землепользования и застройки. Ранее на данном земельном участке размещался дом, однако на основании разрешения на строительство № от ДД.ММ.ГГГГ, выданного ФИО1 <адрес>, разрешение на строительство ввод объекта в эксплуатацию № от ДД.ММ.ГГГГ, выданного ФИО1 <адрес> была проведена реконструкция и было зарегистрировано не жилое помещение. На момент ввода нежилого здания в эксплуатацию по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ не существовало правил землепользования и застройки, утвержденных решением ФИО1 городского Совета народных депутатов от ДД.ММ.ГГГГ, регламентирующего минимальный размер земельного участка, из которых следует, что согласно условно разрешенный вид использования п. 4.4 минимальная площадь земельного участка равна 600 кв.м. Основанием для отказа послужило недостаточный объем земельного участка.
На основании определения суда от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.103а-103б) определено рассмотреть административные требования Смирновой Светланы Александровны в порядке гражданского судопроизводства.
Информация о движении дела, времени и месте судебного заседания размещена на официальном сайте ФИО1 городского суда в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» по адресу <данные изъяты> в соответствии со статьей 113 ГПК РФ.
Истец Смирнова С.А., извещенная в соответствии с требованиями ст.113 ГПК РФ, в суд не явилась.
Представитель истца Смирновой С.А. – ФИО8, действующий по нотариальной доверенности от ДД.ММ.ГГГГ № (сроком на пять лет л.д.25) в судебном заседании требования своего доверителя, по основаниям, изложенным в исковом заявлении, поддержал. На их удовлетворении настаивал.
Определением ФИО1 городского суда от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.26) и от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.60-61), соответственно, к участию в деле в качестве соответчика привлечено МУ «Комитет по земельным ресурсам и муниципальному имуществу <адрес>», ФИО2 и градостроительства ФИО1 городского округа.
ФИО1 городского округа, МУ «Комитет по земельным ресурсам и муниципальному имуществу <адрес>», извещенные в соответствии с требованиями ст.113 ГПК РФ, не обеспечили явку представителей в суд. Об уважительной причине неявки не сообщили, об отложении не просили. Заявлений о рассмотрении дела в их отсутствие не поступало.
ФИО2 и градостроительства ФИО1 городского округа, извещенные в соответствии с требованиями ст.113 ГПК РФ, не обеспечил явку представителя в суд. Представил письменные возражения на исковое заявление, согласно которым просит в удовлетворении требований отказать и рассмотреть дело в отсутствие представителя по представленным в материалы дела доказательствам (л.д.67-68, 91-93).
Суд, заслушав представителя истца, изучив ходатайство, исследовав письменные материалы, приходит к следующему.
В соответствии со ст. ст. 9, 36 Конституции Российской Федерации земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории; они могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности; владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляются их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц; условия и порядок пользования землей определяются на основе федерального закона.
Деление земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель устанавливается исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства, является одним из основных принципов земельного законодательства. Собственники и иные владельцы земельных участков обязаны использовать их в соответствии с целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием (ст. 1, 7, 42 Земельного кодекса Российской Федерации).
В силу пункта 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации земли используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
Градостроительное зонирование территории регламентируется Градостроительным кодексом Российской Федерации.
В п. 7 ст. 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации содержится понятие территориальных зон, то есть зон, для которых в правилах землепользования и застройки определены границы и установлены градостроительные регламенты.
В соответствии со ст. 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации под градостроительным регламентом понимается правовой режим земельного участка: допустимые виды разрешенного использования, предельные параметры строительства (реконструкции), а также имеющиеся в отношении участка ограничения использования.
Согласно ст. 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации границы территориальных зон устанавливаются на карте градостроительного зонирования, а виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства указываются в градостроительном регламенте. Карта градостроительного зонирования и градостроительные регламенты входят в состав правил землепользования и застройки. Правила землепользования и застройки, наряду с прочим, включают в себя положения об изменении видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства физическими и юридическими лицами.
Порядок установления территориальных зон, их виды и состав регулируются ст. ст. 34, 35 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Применительно к каждой территориальной зоне устанавливаются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства.
В силу части 1 статьи 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации разрешенное использование земельных участков и объектов капитального строительства может быть следующих видов: основные виды разрешенного использования; условно разрешенные виды использования; вспомогательные виды разрешенного использования, допустимые только в качестве дополнительных по отношению к основным видам разрешенного использования и условно разрешенным видам использования и осуществляемые совместно с ними.
Основные и вспомогательные виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства правообладателями земельных участков и объектов капитального строительства, за исключением органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, государственных и муниципальных унитарных предприятий, выбираются самостоятельно без дополнительных разрешений и согласования (ч. 4 ст. 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации, п. 2 ст. 7, п. 3 ст. 85 Земельного кодекса Российской Федерации).
Изменение одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования осуществляется в соответствии с градостроительным регламентом при условии соблюдения требований технических регламентов (ч. 3 ст. 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Предоставление разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства осуществляется в порядке, предусмотренном статьей 39 настоящего Кодекса (ч. 6 ст. 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
В силу ст. 39 Градостроительного кодекса Российской Федерации физическое или юридическое лицо, заинтересованное в предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства (далее - разрешение на условно разрешенный вид использования), направляет заявление о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования в комиссию (ч. 1). Вопрос о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования подлежит обсуждению на публичных слушаниях. Порядок организации и проведения публичных слушаний определяется уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования с учетом положений настоящей статьи (ч. 2). На основании заключения о результатах публичных слушаний по вопросу о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования комиссия осуществляет подготовку рекомендаций о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования или об отказе в предоставлении такого разрешения с указанием причин принятого решения и направляет их главе местной ФИО1 (ч. 8). На основании указанных в части 8 настоящей статьи рекомендаций глава местной ФИО1 в течение трех дней со дня поступления таких рекомендаций принимает решение о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования или об отказе в предоставлении такого разрешения. Указанное решение подлежит опубликованию в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, иной официальной информации, и размещается на официальном сайте муниципального образования (при наличии официального сайта муниципального образования) в сети "Интернет" (ч. 9). Физическое или юридическое лицо вправе оспорить в судебном порядке решение о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования или об отказе в предоставлении такого разрешения (ч. 12).
По смыслу закона, основаниями к отказу в предоставлении разрешения на условно разрешительный вид использования земельного участка является: несоблюдение административных процедур, установленных ст. 39 Градостроительного кодекса РФ, нарушение требований градостроительного либо технических регламентов. Иных оснований для отказа в предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка Градостроительным кодексом РФ не установлено.
Градостроительный кодекс Российской Федерации относит к числу основных принципов законодательства о градостроительной деятельности участие граждан и их объединений в ее осуществлении, обеспечение свободы такого участия, ответственность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления за обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека; осуществление градостроительной деятельности с соблюдением требований охраны окружающей среды и экологической безопасности; осуществление градостроительной деятельности с соблюдением требований сохранения объектов культурного наследия и особо охраняемых природных территорий (ст. 2).
Как установлено судом и следует из выписки ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ на нежилое здание – магазин продовольственных товаров, с <данные изъяты> № №, инвентарный №, площадью 143,7 кв.м., год завершения строительства ДД.ММ.ГГГГ, год ввода в эксплуатацию по завершении строительства ДД.ММ.ГГГГ, по адресу <адрес>, с ДД.ММ.ГГГГ на основании договора купли-продажи недвижимого имущества от ДД.ММ.ГГГГ является Смирнова Светлана Александровна (л.д.10, 113).
Из выписки ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ на земельный участок с <данные изъяты> №, усматривается площадь 400 кв.м., вид разрешенного использования – под жилую застройку индивидуальную, для индивидуальной жилой застройки, местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка, почтовый адрес ориентира <адрес>, правообладателем на основании договора купли-продажи недвижимого имущества от ДД.ММ.ГГГГ является Смирнова Светлана Александровна (л.д.11, 112).
<данные изъяты> о государственной регистрации от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.111) показывает, право собственности ФИО4 на земельный участок, разрешенное использование – под жилую застройку индивидуальную, площадью 400 кв.м., по адресу <адрес>. Основанием возникновения права является договор дарения здания и земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ.
ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 и градостроительства ФИО1 городского округа в адрес Смирновой С.А. направлено сообщение на ее обращение о подготовке выписки из Правил землепользования и застройки ФИО1 городского округа на земельный участок с <данные изъяты> №, расположенный по адресу: <адрес> (л.д.12-14, 19-24), из которого следует, что согласно Правилам землепользования и застройки <адрес> городского округа <адрес>, утвержденным решением <адрес> городского Совета народных депутатов от ДД.ММ.ГГГГ № (редакция с изменениями и дополнениями от ДД.ММ.ГГГГ №), данный земельный участок расположен в хоне застройки малоэтажными домами (Ж2-1), которая включает в себя магазины (размещение объектов капитального строительства), код (числовое обозначение) вида разрешенного использования земельного участка 4.4. – минимальная площадь земельных участков 600 кв.м., максимальная площадь не ограничивается.
ДД.ММ.ГГГГ Смирнова С.А. обратилась в Комиссию по проведению публичных слушаний с заявлением о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка по адресу: <адрес>, запрашиваемый вид разрешенного использования: магазины (л.д.69).
Постановлением ФИО1 городского округа от ДД.ММ.ГГГГ № (л.д.71) назначены публичные слушания по проекту решения о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка, утвержден состав комиссии (л.д.72).
Согласно протоколу заседания комиссии по вопросу проведению публичных слушаний с заявлением о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.73-74), протоколу публичных слушаний от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.77-79) рассматривалось заявление Смирновой Светланы Александровны по проекту решения о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка с <данные изъяты> № площадью 440 кв. метра, расположенного по адресу: <адрес> (запрашиваемый вид разрешенного использования – магазины). Земельный участок расположен в зоне <адрес> (зона застройки малоэтажными жилыми домами).
Заключением комиссии по протоколу публичных слушаний от ДД.ММ.ГГГГ с учетом замечаний МУ «КЗР и МИ <адрес>», ФИО2 и градостроительства ФИО1 городского округа, поступивших в процессе публичных слушаний, постановлением ФИО1 городского округа от ДД.ММ.ГГГГ № (л.д.4, 70) принято решение об отказе Смирновой С.А. в предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка с <данные изъяты> № №, общей площадью 440 кв. метра, расположенного по адресу: <адрес> (запрашиваемый вид разрешенного использования - магазины), так как параметры разрешенного использования данного земельного участка (минимальная площадь) менее уставленной градостроительными регламентами для вида разрешенного использования «магазины» - 600 кв. метра, фактическая площадь испрашиваемого земельного участка 440 кв. метра, что нарушает градостроительный регламент, установленный для территориальной зоны Ж2-1 (зона застройки малоэтажными жилыми домами) Правилами землепользования и застройки <адрес> городского округа.
Кроме того правообладателю здания магазина по <адрес> Смирновой С.А предложено получить разрешение на размещение подъездных путей и парковки в границах фактического использования до тротуара по <адрес> в порядке, предусмотренном Постановлением Коллегии КО от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении Положения о порядке и условиях размещения видов объектов, перечень которых утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №».
Оценивая законность отказа, суд отмечает следующее.
Из сообщения ФИО2 и градостроительства ФИО1 городского округа от ДД.ММ.ГГГГ № (л.д.90) следует, что на ДД.ММ.ГГГГ год Правила землепользования и застройки на территории <адрес> городского округа отсутствовали.
Не представляется возможным предоставить разрешение на строительство № от ДД.ММ.ГГГГ и разрешение на ввод объекта в эксплуатацию № от ДД.ММ.ГГГГ, так как в архиве ФИО2 и градостроительства отсутствуют.
Согласно техническому паспорту ГП КО «Центр технической инвентаризации <адрес>» филиала № БТИ <адрес> по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ на нежилое здание - магазин продовольственных товаров, инвентарный №, по адресу: <адрес> (л.д.5-9) год постройки лит.А – ДД.ММ.ГГГГ, группа капитальности II, число этажей 1, физический износ – 0%, использование по назначению.
Из раздела II «Экспликация земельного участка» усматривается площадь участка 608 кв.м., застроенная <данные изъяты> кв.м.
В особых отметках указано о присвоении условного номера помещениям (1;2) для передачи сведений в ЕГРОКС. Площадь уточнена. Год ввода в эксплуатацию – ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 Роснедвижимости по <адрес> Территориальный отдел № сведения об объекте учета внесены в ЕГРОКС ДД.ММ.ГГГГ.
В разделе I «Сведения о правообладателях объекта» с ДД.ММ.ГГГГ по праву собственности на основании Разрешения на строительство № от ДД.ММ.ГГГГ., выданного ФИО1 <адрес> обл; Разрешения на ввод объекта в эксплуатацию № от ДД.ММ.ГГГГ выданного ФИО1 <адрес>, является ФИО5.
Сведения, изложенные в техническом паспорте, составленном специалистами и внесенными в них сведениями, никем не оспорены, не признаны недействительными.
Правила землепользования и застройки ФИО1 городского округа <адрес>, утверждены решением ФИО1 городского Совета народных депутатов от ДД.ММ.ГГГГ № и как указывает ФИО9, ДД.ММ.ГГГГ год Правила землепользования и застройки на территории <адрес> городского округа отсутствовали. Основания возникновения права на здание – магазин, расположенный на земельном участке 608 кв.м. (данные технического паспорта) возникли до утверждения Правил, которыми руководствовался ФИО9 при отказе Смирновой С.А. в предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка с <данные изъяты> № № Последующее изменение площади земельного участка, не должно нарушать права и законные интересы его правообладателя.
Функционирование на земельном участке магазина не нарушают градостроительный регламент, поскольку размещение на земельном участке магазина является условно разрешенным видом использования для данного земельного участка на основании документов, указанных в техническом паспорте.
Утрата документов, указанных в техническом паспорте, сама по себе не может являться основанием к отказу в удовлетворении требований.
Как указывалось выше, ч. 2 ст. 85 Земельного кодекса РФ предусмотрено, что правилами землепользования и застройки устанавливается градостроительный регламент для каждой территориальной зоны индивидуально, с учетом особенностей ее расположения и развития, а также возможности территориального сочетания различных видов использования земельных участков (жилого, общественно-делового, производственного, рекреационного и иных видов использования земельных участков).
Следовательно, закон ограничивает права землепользователя необходимостью соблюдения требований градостроительного регламента. Конкретный объем такого ограничения устанавливается в соответствии с градостроительным законодательством правилами землепользования и застройки, которые разрабатываются в целях обеспечения прав и законных интересов правообладателей земельных участков, а также фактического использования земельных участков.
ФИО2 и градостроительства ФИО1 городского округа, как лицом наделенным правом предоставления муниципальной услуги (п.2.2. Административного регламента утвержденного постановлением ФИО1 городского округа № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.30, 31-54), необоснованно отказано в предоставлении земельному участку разрешения на условно-разрешенный вид использования "Магазины", поскольку для вынесения решения об отказе не имелось оснований, предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации.
Поскольку административными ФИО9 не указано к каким нарушениям градостроительного регламента приведет предоставление разрешения на условно разрешенный вид использования "Магазины" земельному участку с <данные изъяты> №, а судом таких не установлено суд приходит к выводу о том, что оспариваемое решение является незаконным.
Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, регламентация градостроительной деятельности направлена в первую очередь на обеспечение комфортной среды обитания, комплексного учета потребностей населения и территорий в развитии и необходима для согласования государственных, общественных и частных интересов в данной области в целях обеспечения благоприятных условий проживания (Определения от ДД.ММ.ГГГГ N 387-О, от ДД.ММ.ГГГГ N 931-О-О и от ДД.ММ.ГГГГ N 242-О).
Наличие или отсутствие согласия участников публичных слушаний на предоставление разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка является одним из решающих факторов при принятии органом местного самоуправления соответствующего решения.
В связи с этим, по мнению Конституционного Суда Российской Федерации, возражения заинтересованных лиц относительно предоставления разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка не могут подвергаться проверке в ходе судебного разбирательства на предмет их соответствия требованиям закона, поскольку они являются средством реализации гражданами и юридическими лицами предоставленного им законом права на выражение своего мнения по поводу изменения разрешенного вида земельного участка, граничащего с их земельными участками.
Постановление об отказе в предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка противоречит требованиям закона.
Правовая природа предоставления разрешения на использование земельных участков, в том числе с условно-разрешенным видом использования, предполагает необходимость соблюдения в первую очередь публичных интересов, заключающихся в обеспечении условий для правомерного и рационального использования земельных ресурсов и контроле за их надлежащей реализацией, с учетом интересов конкретных землепользователей.
Принятие решения о предоставлении истцу разрешения с учетом установленных фактических обстоятельств дела не свидетельствует о нарушении основных принципов, определенных ст. 2 Градостроительного кодекса Российской Федерации, об участии граждан и их объединений в осуществлении градостроительной деятельности и учете их мнения, ответственности органов местного самоуправления за обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека.
Учитывая переход к рассмотрению дела по правилам гражданского судопроизводства, суд приходит к выводу и об удовлетворении требований Смирновой С.А. о возложении на ФИО2 и градостроительства ФИО1 городского округа обязанности предоставить разрешение на условно разрешенный вид использования.
Руководствуясь ст. ст. 196-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Смирновой Светланы Александровны к ФИО1 городского округа, МУ «Комитет по земельным ресурсам и муниципальному имуществу <адрес>», ФИО2 и градостроительства ФИО1 городского округа о признании незаконным постановления об отказе в предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка, обязании предоставления разрешения, удовлетворить.
Признать незаконным постановление ФИО1 городского округа от ДД.ММ.ГГГГ № «Об отказе в предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования "Магазины" земельному участку с <данные изъяты> №
Обязать ФИО2 и градостроительства ФИО1 городского округа предоставить разрешение на условно разрешенный вид использования "Магазины" земельному участку с <данные изъяты> № №, площадью 400 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Кемеровский областной суд через Беловский городской суд в течение месяца со дня составления мотивированного решения ДД.ММ.ГГГГ.
Судья (подпись) О.Н. Спицына