Судья Н.В. Цветкова Дело №77-1611/2016
О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
15 июня 2016 года город Казань
Судья Верховного Суда Республики Татарстан И.Н. Сабитов, при секретаре судебного заседания С.Р. Заляевой, рассмотрел в открытом судебном заседании жалобу защитника общества с ограниченной ответственностью «Логистические транспортные Системы» Л.И, Самитовой на решение судьи Приволжского районного суда города Казани от 13 мая 2016 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 12.21.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Проверив материалы дела, изучив доводы жалобы, судья
УСТАНОВИЛ:
постановлением начальника отделения по Приволжскому району ОГИБДД Управления МВД России по городу Казани от 31 декабря 2015 года, оставленным без изменения решением судьи Приволжского районного суда города Казани от 13 мая 2016 года, общество с ограниченной ответственностью «Логистические транспортные Системы» (далее по тексту – ООО «ЛТС») признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 12.21.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее по тексту - КоАП РФ), и подвергнуто административной ответственности в виде административного штрафа в размере 100 000 рублей.
В жалобе, подданной в Верховный Суд Республики Татарстан, защитник ООО «ЛТС» Л.И. Самитова, действующая на основании доверенности, просит постановление должностного лица и решение судьи районного суда отменить, ссылаясь на нарушение и неправильное применение норм материального и процессуального права.
В судебное заседание представитель ООО «ЛТС» не явился, ходатайство об отложении судебного заседания не было представлено, в связи с чем дело подлежит рассмотрению без участия представителей ООО «ЛТС».
Проверив материалы дела, изучив доводы жалобы, прихожу к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 12.21.1 КоАП РФ административным правонарушением признается движение тяжеловесного и (или) крупногабаритного транспортного средства с превышением допустимых габаритов транспортного средства на величину не более 10 сантиметров без специального разрешения, либо с превышением габаритов, указанных в специальном разрешении, на величину не более 10 сантиметров, либо с превышением допустимой массы транспортного средства или допустимой нагрузки на ось транспортного средства на величину более 2, но не более 10 процентов без специального разрешения, либо с превышением массы транспортного средства или нагрузки на ось транспортного средства, указанных в специальном разрешении, на величину более 2, но не более 10 процентов.
Согласно части 1 статьи 31 Федерального закона от 08 ноября 2007 года N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", движение по автомобильным дорогам транспортного средства, осуществляющего перевозки опасных, тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов, допускается при наличии специального разрешения, выдаваемого в соответствии с положениями настоящей статьи.
В силу пункта 23.5 Правил дорожного движения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 года N 1090 (далее – ПДД РФ), перевозка тяжеловесных и опасных грузов, движение транспортного средства, габаритные параметры которого с грузом или без него превышают по ширине 2,55м. (2,6м. - для рефрижераторов и изотермических кузовов), по высоте 4м. от поверхности проезжей части, по длине (включая один прицеп) 20м, либо движение транспортного средства с грузом, выступающим за заднюю точку габарита транспортного средства более чем на 2м., а также движение автопоездов с двумя и более прицепами осуществляются в соответствии со специальными правилами.
Порядок организации перевозки различных видов грузов автомобильным транспортом, обеспечения сохранности грузов, транспортных средств и контейнеров, а также условия перевозки грузов и предоставления транспортных средств для такой перевозки установлен Правилами перевозок грузов автомобильным транспортом, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2011 года N 272 (далее по тексту – Правила перевозок).
Согласно пункту 5 названных Правил (Приложение N 1) под тяжеловесным транспортным средством понимается транспортное средство, масса которого с грузом или без груза и (или) нагрузка на ось которого превышают допустимую массу транспортного средства и (или) допустимую нагрузку на ось.
Из материалов дела об административном правонарушении усматривается, что ООО «ЛТС» вменено совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 12.21.1 КоАП РФ при следующих обстоятельствах.
<дата>. на <адрес> километре автодороги <адрес>, на пункте весового контроля СПВК Сорочьи горы проведен транспортный контроль в отношении транспортного средства МАЗ государственный регистрационный знак .... под управлением Ф.И. Замилова. В ходе весового контроля установлен факт нарушения статьи 31 Федерального закона от 08 ноября 2007 года N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", а именно: осуществление движения тяжеловесного транспортного средства с превышением допустимой нагрузки на оси, указанных в специальном разрешении 16 рт №083684. Взвешивание произведено с использованием системы дорожного контроля СДК Ам.01-2-2, заводской номер 334.. Результаты взвешивания отражены в Акте №2832 определения весовых параметров транспортного средства от 3 декабря 2015 года. Согласно данному Акту, превышение допустимой нагрузки на группу осей (2, 3) транспортного средства составила 18365кг, при допустимой нагрузке 18000кг.
Данные обстоятельства послужили основанием для привлечения ООО «ЛТС» к административной ответственности по части 1 статьи 12.21.1 КоАП РФ.
Принимая обжалуемое решение, судья районного суда исходил из обоснованности привлечения ООО «ЛТС» к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 12.21.1 КоАП РФ.
Вместе с тем, с решением судьи согласиться нельзя по следующим основаниям.
В соответствии со статьями 1.6, 30.6 КоАП РФ обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного наказания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.
Судья, не связан доводами жалобы и проверяет законность и обоснованность постановления по делу об административном правонарушении на основании имеющихся в деле и дополнительно представленных доказательств.
Согласно части 1 статьи 28.1 КоАП РФ поводом к возбуждению дела об административном правонарушении помимо прочего является непосредственное обнаружение должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях, достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения.
Применительно к диспозиции части 1 статьи 12.21.1 КоАП РФ, объективная сторона названного правонарушения, характеризуется совершением действий, выразившихся в частности, в осуществлении движения тяжеловесного транспортного средства с превышением допустимой нагрузки на ось транспортного средства, указанных в специальном разрешении, на величину более 2, но не более 10 процентов. Следовательно, местом совершения правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 12.21.1 КоАП РФ является место его выявления (пресечения).
Из материалов дела следует, что основанием возбуждения в отношении юридического лица - ООО «ЛТС» настоящего дела об административном правонарушении, явились поступившие из ОГИБДД ОМВД России по Алексеевскому району Республики Татарстан копии административного материала, содержащие данные, указывающие на наличие события административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 12.21.1 КоАП РФ, совершенного водителем автомашины МАЗ государственный регистрационный знак .... Ф.И. Замиловым.
Согласно данным материалам, административное правонарушение, предусмотренное частью 1 статьи 12.21.1 КоАП РФ, совершено водителем Ф.И. Замиловым при управлении транспортным средством МАЗ государственный регистрационный знак ..... Правонарушение выявлено 3 декабря 2015 года в <дата>. на <адрес> автодороги <адрес>.
То есть, событие, послужившее основанием привлечения ООО «ЛТС» к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 12.21.1 КоАП РФ, было выявлено <дата> на <адрес> автодороги <адрес>. Следовательно, место совершения вменяемого правонарушения относится к юрисдикции ОГИБДД ОМВД России по Алексеевскому району Республики Татарстан.
Частью 1 статьи 29.5 КоАП РФ установлено, что дело об административном правонарушении рассматривается по месту его совершения. Дело об административном правонарушении, по которому было проведено административное расследование, рассматривается по месту нахождения органа, проводившего административное расследование (часть 2 названной нормы). При этом в соответствии с частью 4 статьи 28.7 КоАП РФ административное расследование проводится по месту совершения или выявления административного правонарушения.
Исходя из вышеуказанных норм КоАП РФ, настоящее дело подлежало рассмотрению по существу уполномоченным должностным лицом ГИБДД, осуществляющим юрисдикцию на территории, где было совершено (выявлено) административное правонарушение. То есть, дело подлежало рассмотрению должностным лицом ОГИБДД ОМВД России по Алексеевскому району Республики Татарстан.
Вместе с тем, как следует из материалов дела, определение о возбуждении в отношении ООО «ЛТС» дела об административном правонарушении и проведении административного расследования, было вынесено старшим инспектором ИАЗ отделения по Приволжскому району ОГИБДД Управления МВД России по городу Казани, что не согласуется с требованиями части 4 статьи 28.7 КоАП РФ. Постановление о назначении ООО «ЛТС» административного наказания по части 1 статьи 12.21.1 КоАП РФ, вынесено 31 декабря 2015 года начальником отделения по Приволжскому району ОГИБДД Управления МВД России по городу Казани в нарушение территориальной подведомственности рассмотрения дел об административных правонарушениях, что является существенным нарушением процессуальных требований, предусмотренных КоАП РФ.
Однако, данному обстоятельству в нарушение требований статей 24.1, 26.1, 30.6 КоАП РФ судьей районного суда не была дана правовая оценка в ходе пересмотра дела по правилам главы 30 КоАП РФ.
При таком положении, состоявшиеся по делу постановление должностного лица и решение судьи районного суда нельзя признать законными и обоснованными, они подлежат отмене.
В соответствии с частью 1 статьи 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится одно из решений, в том числе: об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление; об отмене постановления и о направлении дела на рассмотрение по подведомственности, если при рассмотрении жалобы установлено, что постановление было вынесено неправомочными судьей, органом, должностным лицом.
Исходя из положений статьи 4.5 КоАП РФ срок давности привлечения к административной ответственности за административное правонарушение, предусмотренное частью 1 статьи 12.21.1 КоАП РФ, составляет два месяца.
Поскольку на момент рассмотрения Верховным Судом Республики Татарстан жалобы на решение судьи решение судьи Приволжского районного суда города Казани от 13 мая 2016 года, срок давности привлечения ООО «ЛТС» к административной ответственности за совершение вмененного данному Обществу административного правонарушения истек, что исключает возможность направления дела в орган, должностному лицу, правомочным рассматривать дело об административном правонарушении, производство по настоящему делу подлежит прекращению на основании пункта 6 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ – в связи с истечением срока давности привлечения к административной ответственности.
Руководствуясь пунктом 3 части 1 статьи 30.7, статьей 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
О П Р Е Д Е Л И Л:
постановление начальника отделения по Приволжскому району ОГИБДД Управления МВД России по городу Казани от 31 декабря 2015 года, решение судьи Приволжского районного суда города Казани от 13 мая 2016 года, вынесенные в отношении общества с ограниченной ответственностью «Логистические транспортные Системы» по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 12.21.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отменить.
Производство по делу об административном правонарушении в отношении общества с ограниченной ответственностью «Логистические транспортные Системы» прекратить на основании пункта 6 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в связи с истечением срока давности привлечения к административной ответственности.
Жалобу защитника Л.И. Самитовой удовлетворить.
Судья И.Н. Сабитов