Дело № 2-501/2024
76RS0023-01-2024-000084-57 Изготовлено 11 марта 2024 г.
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Красноперекопский районный суд г. Ярославля в составе:
председательствующего судьи Любимовой Л.А.,
при секретаре Булатове Д.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Ярославле 14.02.2024 г. гражданское дело по исковому заявлению заместителя прокурора Красноперекопского района г.Ярославля к мэрии г.Ярославля, Департаменту городского хозяйства мэрии г.Ярославля о возложении обязанности осуществить постановку на учет в качестве бесхозяйного имущества сети холодного водоснабжения,
у с т а н о в и л :
В Красноперекопский районный суд г. Ярославля поступило исковое заявление заместителя прокурора Красноперекопского района г. Ярославля к Мэрии города Ярославля, Департаменту городского хозяйства мэрии города Ярославля о возложении обязанности по осуществлению мероприятий по постановке на учет в качестве бесхозяйного имущества сетей холодного водоснабжения по адресу: АДРЕС, осуществлению мероприятий по передаче указанных сетей холодного водоснабжения на содержание и ремонт.
В обоснование требований указано, что на территории Красноперекопского района г. Ярославля по адресу: АДРЕС, расположен объект недвижимости - сеть холодного водоснабжения, которая не является объектом муниципальной собственности городского округа город Ярославль, бесхозяйным не признана, на учет не поставлена, её правообладатель или балансодержатель не определен.
Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся. По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь.
Для постановки на учет как бесхозного имущества необходимо проведение кадастровых работ по изготовлению технических планов на инженерные сети. Исходя из ответа КУМИ мэрии г. Ярославля данные работы запланированы и будут проведены при выделении бюджетных средств.
Обращение прокурора в суд связано с непринятием мэрией города Ярославля мер по надлежащему оформлению права собственности на вышеуказанный бесхозяйный объект инженерного обеспечения на территории городского округа город Ярославль, установлению их владельца, что может привести к отсутствию контроля за состоянием их работоспособности, создать угрозу бесперебойному снабжению ресурсами и нарушить права неопределенного круга граждан и юридических лиц.
Истец просит обязать мэрию города Ярославля осуществить постановку на учет в Управлении Росреестра по Ярославской области в качестве бесхозяйного имущества сети холодного водоснабжения, расположенной по адресу: АДРЕС, в течение трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу, обязать Департамент городского хозяйства мэрии города Ярославля осуществить передачу сети холодного водоснабжения, расположенной по адресу: АДРЕС, на содержание и ремонт сроком на один год организации, осуществляющей эксплуатацию инженерных сетей, по договорам, предусмотренным действующим законодательством, в течение двух месяцев с момента постановки указанных объектов на учет в Управлении Росреестра по Ярославской области в качестве бесхозяйного имущества.
Стороны, третьи лица о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом. Суд счел возможным рассмотреть дело при имеющейся явке.
В судебном заседании представитель истца старший помощник прокурора Красноперекопского района г. Ярославля Постникова М.Ю. поддержала заявленные исковые требования в полном объеме.
Ответчики Мэрия г. Ярославля, Департамент городского хозяйства мэрии г.Ярославля, третьи лица Комитет по управлению муниципальным имуществом мэрии г.Ярославля, АО «Ярославльводоканал» в лице своих представителей в судебном заседании не участвовали.
От третьего лица Комитета по управлению муниципальным имуществом мэрии г.Ярославля в суд представлен письменный отзыв от ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА, в котором указано, что в функции Комитета входит ведение реестра объектов муниципальной собственности. В реестре муниципального имущества города Ярославля сети холодного водоснабжения, расположенные по адресу: АДРЕС, не значатся. Комитетом по управлению муниципальным имуществом мэрии города Ярославля в отношении указанных сетей инициирована процедура бесхозяйного учета. В настоящее время КУМИ мэрии города Ярославля производится сбор документов, необходимых для проведения кадастровых работ, после чего будет проведен мониторинг по определению начальной (максимальной) цены контракта на оказание услуг на проведение кадастровых работ в отношении данных объектов недвижимости, в связи с этими обстоятельствами просит увеличить срок исполнения решения суда до девяти месяцев.
Заслушав старшего помощника прокурора Красноперекопского района г. Ярославля Постникову М.Ю., исследовав в полном объеме письменные материалы дела, оценив собранные по делу доказательства в совокупности, суд приходит к следующему.
В силу п. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
В силу статьи 56 ГПК РФ каждая из сторон должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом. На основании части 1 статьи 57 ГПК РФ доказательства представляются сторонами и другими лицами, участвующими в деле.
В соответствии с п. 1 ст. 209 ГК РФ, собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. В силу ст. 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором. Согласно ст. 236 ГК РФ гражданин или юридическое лицо может отказаться от права собственности на принадлежащее ему имущество, объявив об этом либо совершив другие действия, определенно свидетельствующие о его устранении от - владения, пользования и распоряжения имуществом без намерения сохранить какие-либо права на это имущество.
В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 16 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации от 06 10.2003 № 131-Ф3 (Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-Ф3) к вопросам местного значения муниципального, городского округа относится организация в границах муниципального, городского округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации. В соответствии с ч. 1 ст. 51 Федерального закона от 06.10.2003 №131-Ф3 органы местного самоуправления от имени муниципального образования самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
В соответствии со ст. 7 Устава г. Ярославля, принятого решением муниципалитета г.Ярославля от 16.10.1995 № 42 (Устав), структуру органов городского самоуправления составляет, в том числе, местная администрация г. Ярославля (исполнительно-распорядительный орган) - Мэрия г. Ярославля. Согласно ст. 98 Устава к полномочиям Мэрии города по вопросам управления муниципальным имуществом относится, в том числе, осуществление от имени города права собственника в отношении муниципального имущества в порядке, установленном муниципалитетом города.
В соответствии с п. 1 ст. 130 ГК РФ к недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства. Согласно п. 1 ст. 131 ГК РФ право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. Регистрации подлежат: право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления, право пожизненного наследуемого владения, право постоянного пользования, ипотека, сервитута, а также иные права в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными законами.
В соответствии с п. 1 ст. 225 ГК РФ бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался. Согласно п. 3 ст. 225 ГК РФ бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся. По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь.
Согласно п. 5 Порядка принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей, утвержденного приказом Минэкономразвития России от 10.12.2015 № 931, принятие на учет объекта недвижимого имущества осуществляется на основании заявления о постановке на учет бесхозяйных недвижимых вещей органа местного самоуправления городских, сельских поселений, городских округов, а на межселенных территориях - органа местного самоуправления муниципальных районов в отношении недвижимых вещей, находящихся на территориях этих муниципальных образований.
По делу установлено и не опровергнуто в ходе рассмотрения дела, что на территории города Ярославля имеется бесхозяйный объект недвижимости - сети холодного водоснабжения по адресу: АДРЕС, указанный объект не является объектом муниципальной собственности города Ярославля, что также следует из письменного отзыва ответчика Мэрии г. Ярославля, бесхозяйным не признан, на учет не поставлен, его правообладатель или балансодержатель не определен.
Суд учитывает, что обращение прокурора в суд связано с непринятием мер по обращению в Управление Росреестра по Ярославской области с заявлением о постановке на учет указанных выше сетей холодного водоснабжения в качестве бесхозяйных недвижимых объектов, а также по оформлению права собственности на данные бесхозяйные объекты, что может привести к отсутствию контроля за состоянием их работоспособности, создать угрозу бесперебойному снабжению ресурсами и нарушить права неопределенного круга граждан и юридических лиц.
Суд соглашается с доводами истца о том, что непринятие мер по обращению в орган, осуществляющий регистрацию прав на недвижимое имущество с заявлением о постановке на учет бесхозяйных недвижимых объектов может привести к отсутствию контроля за состоянием их работоспособности, создать угрозу бесперебойному снабжению ресурсами и нарушить права неопределенного круга граждан и юридических лиц. По смыслу выше указанных норм закона орган местного самоуправления является единственным органом, обладающим правом подачи заявления о постановке на учет имущества в качестве бесхозяйного, следовательно, обязан совершить действия по подаче такого заявления с учетом предоставленных ему законом полномочий. Доказательства наличия чьих-либо прав на спорную сеть в материалах дела отсутствуют.
При указанных обстоятельствах на Мэрию города Ярославля следует возложить обязанность осуществить постановку на учет в Управлений Росреестра по Ярославской области в качестве бесхозяйного имущества - сети холодного водоснабжения, расположенной по адресу: АДРЕС, а также обязать Департамент городского хозяйства мэрии города Ярославля осуществить передачу указанной сети холодного водоснабжения, расположенной по адресу: АДРЕС, на содержание и ремонт сроком на один год организации, осуществляющей эксплуатацию инженерных сетей, по договорам, предусмотренным действующим законодательством.
Установление запрашиваемого истцом срока для исполнения ответчиками действий по исполнению решения суда с учетом положений ч. 2 ст.206 ГПК РФ суд считает необоснованным, а потому полагает необходимым установить срок для добровольного исполнения решения суда данному ответчику в течение 9 месяцев со дня вступления в законную силу решения суда, что является обоснованным и достаточным, учитывая при этом объем необходимых к выполнению работ и мероприятий.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199, 262 ГПК РФ,
р е ш и л :
Исковое заявление заместителя прокурора Красноперекопского района г. Ярославля о возложении обязанности по осуществлению мероприятий по постановке на учет в качестве бесхозяйственного имущества сетей холодного водоснабжения по адресу: АДРЕС, осуществлению мероприятий по передаче сетей холодного водоснабжения на содержание и ремонт удовлетворить.
Обязать Мэрию города Ярославля (ИНН 7601001234) осуществить постановку на учет в Управлении Росреестра по Ярославской области в качестве бесхозяйного имущества сети холодного водоснабжения, расположенной по адресу: АДРЕС, в течение девяти месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
Обязать Департамент городского хозяйства мэрии города Ярославля (ИНН 7601001097) осуществить передачу сети холодного водоснабжения, расположенной по адресу: АДРЕС, на содержание и ремонт сроком на один год организации, осуществляющей эксплуатацию инженерных сетей, по договорам, предусмотренным действующим законодательством, в течение девяти месяцев с момента постановки указанных объектов на учет в Управлении Росреестра по Ярославской области в качестве бесхозяйного имущества.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ярославский областной суд через Красноперекопский районный суд г. Ярославля в течение одного месяца.
Судья Л.А. Любимова