Решение по делу № 2-1062/2016 от 19.08.2016

копия

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

    9 сентября 2016 года                                                                                      г.Губкинский

    Губкинский районный суд Ямало – Ненецкого автономного округа в составе председательствующего судьи Лапицкой И.В.

          при секретаре судебного заседания Павлович С.А.,

          с участием помощника прокурора г.Губкинский Усеновой Б.А., представителя ответчика Якубовского А.А., действующего на основании доверенности № 3 от 9 февраля 2016 года,

          рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-1062\2016 по иску Ямало-Ненецкого природоохранного прокурора в защиту прав и законных интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц к акционерному обществу «Ямалкоммунэнерго» о признании действий по сбросу сточных вод с превышением уровня загрязняющих веществ и возложении обязанности устранить данные нарушения,

УСТАНОВИЛ:

    Ямало-Ненецкий природоохранный прокурор обратился в суд с иском в защиту прав и законных интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц к АО «Ямалкоммунэнерго» о признании действий по сбросу сточных вод в водный объект – реку Пяку-Пур с превышением уровня загрязняющих веществ и возложении обязанности устранить данные нарушения в срок до 1 января 2017 года. В обоснование иска указано, что прокуратурой проведена проверка соблюдения требований водного законодательства Губкинским филиалом АО «Ямалкоммунэнерго», в ходе которой было установлено, что на основании решения Департамента природно-ресурсного регулирования, лесных отношений и развития нефтегазового комплекса ЯНАО от 11 января 2016 года № 89-15.04.00.001-Р-РСВХ-С-2016-03560/00 ответчику предоставлен в пользование вышеуказанный водный объект для сброса сточных вод. Указанным решением установлено максимальное содержание загрязняющих веществ в сточных водах по их видам. Сброс сточных вод осуществляется ответчиком на основании разрешения на сброс загрязняющих веществ в окружающую среду от 8 июля 2015 года «№ 11/15, выданного Управлением Роприроднадзора по ЯНАО. В нарушение установленных требований, фактическое содержание загрязняющих веществ в сточных водах Губкинским филиалом АО «Ямалкоммунэнерго» превышено, по результатам за 1 квартал 2016 года сброс загрязняющих веществ в водный объект был превышен и фактически составил: азот нитритов – 0,383 мг/дм3 (превышение в 3,75 раза), взвешенных веществ – 11,33 мг/дм3 (превышение на 80%), азот аммонийный – 24,9 мг/дм3 (превышение в 26,21 раза), нефтепродуктов – 0,133 мг/дм3 (превышение на 77 %), железо общее – 0,863 мг/дм3 (превышение на 82%), хлорид – 34,6 мг/дм3 (превышение на 11%), сульфат – 22,8 (превышение на 35%), сухой остаток – 256 мг/дм3 (превышение на 31 %), фосфат – 11,14 мг/дм3 (превышение в 4 раза), БПК полн. – 7,55 мг/дм3 (превышение в 2 раза). Сброс в водный объект сточных вод с загрязняющими веществами в объемах, превышающих установленные нормативы допустимых сбросов загрязняющих веществ, закрепленных решением о предоставлении водного объекта в пользование, способствует загрязнению вод, нарушает права граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду.

               В судебном заседании помощник прокурора г.Губкинский Усенова Б.А. иск поддержала по указанным в нем основаниям.

             Представитель ответчика АО «Ямалкоммунэнерго» Якубовский А.А., действующий на основании доверенности (л.д. 56), исковые требований не оспаривал, просил установить более длительный срок для устранения выявленных нарушений, пояснил, что ответчику очистные сооружения были переданы Администрацией г.Губкинский по концессионному соглашению от 31 декабря 2015 года, в зимнее время провести реконструкцию очистных сооружений невозможно, денежные средства на это заложены в 2017 году, необходимо выполнить проект реконструкции, предписанием Департамента природно-ресурсного регулирования, лесных отношений и развития нефтегазового комплекса от 3 августа 2016 года ответчику установлен срок для устранения данных нарушений до 11 октября 2017 года.

Изучив материалы дела, выслушав лиц, участвующих в деле, суд приходит к следующему.

Статья 42 Конституции РФ гарантирует каждому право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о её состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

Указанной норме корреспондирует ст. 58 Конституции РФ об обязанности каждого сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам.

В силу ч.ч. 1, 4 ст. 35 Водного кодекса РФ поддержание поверхностных и подземных вод в состоянии, соответствующем требованиям законодательства, обеспечивается путем установления и соблюдения нормативов допустимого воздействия на водные объекты. Количество веществ и микроорганизмов, содержащихся в сбросах сточных вод и (или) дренажных вод в водные объекты, не должно превышать установленные нормативы допустимого воздействия на водные объекты.

В соответствии со ст. 60 Водного кодекса РФ при эксплуатации водохозяйственной системы запрещается: осуществлять сброс в водные объекты сточных вод, не подвергшихся санитарной очистке, обезвреживанию (исходя из недопустимости превышения нормативов допустимого воздействия на водные объекты и нормативов предельно допустимых концентраций вредных веществ в водных объектах), а также сточных вод, не соответствующих требованиям технических регламентов.

Согласно ст.9 Водного кодекса РФ физические лица, юридические лица приобретают право пользования поверхностными водными объектами по основаниям и в порядке, которые установлены главой настоящего Кодекса.

На основании решений о предоставлении водных объектов в пользование, водные объекты, находящиеся в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, собственности муниципальных образований, предоставляются в пользование, в том числе, для сброса сточных вод и (или) дренажных вод (ч.2 ст.11 Водного кодекса РФ).

Статьи 21 и 22 Водного кодекса РФ регламентируют предоставление водного объекта в пользование на основании решения о предоставлении водного объекта в пользование, с указанием места сброса сточных вод и (или) дренажных вод; объема допустимых сбросов сточных вод и (или) дренажных вод; требований к качеству воды в водных объектах в местах сброса сточных вод и (или) дренажных вод.

Водопользователи при использовании водных объектов обязаны не допускать нарушение прав других собственников водных объектов, водопользователей, а также причинение вреда окружающей среде (ст.39 Водного кодекса РФ).

В силу ст.3 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ (ред. от 29.12.2010 года) «Об охране окружающей среды» (далее - ФЗ «Об охране окружающей среды») хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе соблюдения прав человека на благоприятную окружающую среду; обеспечения благоприятных условий жизнедеятельности человека; презумпции экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности; обеспечения снижения негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду в соответствии с нормативами в области охраны окружающей среды, которого можно достигнуть на основе использования наилучших существующих технологий с учетом экономических и социальных факторов.

Нормативы допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов устанавливаются для стационарных, передвижных и иных источников воздействия на окружающую среду субъектами хозяйственной и иной деятельности исходя из нормативов допустимой антропогенной нагрузки на окружающую среду, нормативов качества окружающей среды, а также технологических нормативов (ч.1 ст.23 ФЗ «Об охране окружающей среды»).

В соответствии с ч.3 ст.23 Федерального закона «Об охране окружающей среды» при невозможности соблюдения нормативов допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов могут устанавливаться лимиты на выбросы и сбросы на основе разрешений, действующих только в период проведения мероприятий по охране окружающей среды, внедрения наилучших существующих технологий и (или) реализации других природоохранных проектов с учетом поэтапного достижения установленных нормативов допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов.

Из материалов дела следует, что АО «Ямалкоммунэнерго» - действующее юридическое лицо, к видам деятельности которого относится прием, обработка, удаление, сброс сточных вод, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра юридических лиц (л.д.47-51).

Решением Департамента природно-ресурсного регулирования, лесных отношений и развития нефтегазового комплекса ЯНАО от 11 января 2016 года № 89-15.04.00.001-Р-РСВХ-С-2016-03560/00 АО «Ямалкоммунэнерго» предоставлен в водопользование водный объект – река Пякупур (бассейн р.Пур) в Пуровском районе для сброса сточных вод (л.д. 32-37). Указанным решением установлено максимальное содержание загрязняющих веществ в сточных водах по их видам, которое не должно превышать следующие показатели: азот нитратный – 14,7 мг/дм3, азот нитритный – 0,102 мг/дм3, взвешенные вещества – 6,05 мг/дм3, азот аммонийный – 0,95 мг/дм3, нефтепродукты – 0,075 мг/дм3, железо общее – 0,472 мг/дм3, СПАВ - 0,145 мг/дм3, хлорид-ион – 31,1 мг/дм3, сульфат-ион – 16,7,8, фосфат-ион – 2,79 мг/дм3, БПК полн. – 3,72 мг/дм3, минерализация общая – 195 мг/дм3.

8 июля 2015 года Управлением Роприроднадзора по ЯНАО ответчику выдано разрешение на сброс загрязняющих веществ в окружающую среду № 11/15, приложении № 1 которого установлены перечень и количество загрязняющих веществ, разрешенных к сбросу (л.д. 38-39).

             По результатам проверки за 1 квартал 2016 года сброс загрязняющих веществ в водный объект был превышен и фактически составил: азот нитритов – 0,383 мг/дм3 (превышение в 3,75 раза), взвешенных веществ – 11,33 мг/дм3 (превышение на 80%), азот аммонийный – 24,9 мг/дм3 (превышение в 26,21 раза), нефтепродуктов – 0,133 мг/дм3 (превышение на 77 %), железо общее – 0,863 мг/дм3 (превышение на 82%), хлорид – 34,6 мг/дм3 (превышение на 11%), сульфат – 22,8 мг/дм3 (превышение на 35%), сухой остаток – 256 мг/дм3 (превышение на 31 %), фосфат – 11,14 мг/дм3 (превышение в 4 раза), БПК полн. – 7,55 мг/дм3 (превышение в 2 раза), что подтверждается соответствующей формой отчетности, актом проверки Департамента природно-ресурсного регулирования, лесных отношений и развития нефтегазового комплекса ЯНАО № 131-А от 3 августа 2016 года (л.д. 57-60) и представителем ответчика не оспаривалось.

            В связи с чем, исковые требования в части признания данных действий ответчика незаконными подлежат удовлетворению.

В силу ч.3 ст. 196 ГПК РФ суд принимает решение по заявленным истцом требованиям.

            Прокурором заявлены также требование о возложении на ответчика обязанности с 1 января 2017 года осуществлять сброс сточных вод в водный объект с содержанием загрязняющих веществ, не превышающим значения, установленные действующим решением о предоставлении водного объекта в пользование и разрешения на сброс загрязняющих веществ в окружающую среду.

Суд считает, что данное требование не подлежит удовлетворению, так как является ненадлежащим способом защиты нарушенного права, поскольку избранный прокурором способ защиты прав неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду и законных интересов Российской Федерации не соответствует содержанию нарушенного права, а решение суда при удовлетворении заявленных требований не будет отвечать требованиям исполнимости. Нельзя возложить обязанность по совершению действий в натуре, когда такая обязанность установлена законом.

Часть 6 ст. 60 Водного кодекса РФ устанавливает, что нарушение требований к использованию и охране водных объектов влечет за собой ограничение, приостановление или запрещение эксплуатации объектов водохозяйственных систем в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, другими федеральными законами.

Таких требований прокурором не заявлено, в данном случае суд не вправе самостоятельно выйти за пределы заявленных требований.

Кроме того, Департаментом природно-ресурсного регулирования, лесных отношений и развития нефтегазового комплекса ЯНАО 3 августа 2016 года в адрес ответчика вынесено предписание № 131-А/8 об устранении вышеуказанных нарушений требований водного законодательства в срок до 11 октября 2017 года (л.д. 61-62).

Согласно ч. 1 ст. 103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В этом случае государственная пошлина зачисляется в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством РФ.

В соответствии с ч. 2 ст. 61.1 Бюджетного кодекса РФ государственная пошлина за рассмотрение дел судами общей юрисдикции (за исключением Верховного суда РФ) подлежит зачислению в бюджет муниципальных районов.

           Учитывая, что Ямало-Ненецкий природоохранный прокурор на основании п. 9 ч. 1 ст. 333.36 Налогового кодекса РФ был освобожден от уплаты государственной пошлины при подаче данного иска, с ответчика АО «Ямалкоммунэнерго» в доход бюджета МО г.Губкинский подлежит взысканию государственная пошлина в размере сумма

            На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 23, 56, 194 - 198 ГПК РФ, суд

         Р Е Ш И Л:

           Исковые требования Ямало-Ненецкого природоохранного прокурора удовлетворить в части.

           Признать незаконными действия акционерного общества «Ямалкоммунэнерго» по сбросу сточных вод в водный объект - реку Пяку-Пур с превышением уровня загрязняющих веществ, допускаемого решением о предоставлении водного объекта в пользование от 11 января 2016 года № 89-15.04.00.001-Р-РСВХ-С-2016-03560/00 и разрешением на сброс загрязняющих веществ в окружающую среду от 8 июля 2015 года № 11/15.

            В удовлетворении остальной части исковых требований отказать.

            Взыскать с Общества с ограниченной ответственностью «Ямалкоммунэнерго» в доход бюджета МО города Губкинский государственную пошлину в размере сумма

            Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в суд Ямало-Ненецкого автономного округа через Губкинский районный суд в течение одного месяца со дня, следующего за днем изготовления решения в окончательной форме.

Председательствующий (подпись)                                         И.В. Лапицкая

Копия верна

Судья                                                                                                       И.В. Лапицкая

           Секретарь судебного заседания                                                           С.А. Павлович

Решение в полном объеме изготовлено 14 сентября 2016 года.

2-1062/2016

Категория:
Гражданские
Истцы
Ямало-Ненецкий природоохранный прокурор
Ответчики
АО"Ямалкоммунэнерго"
Суд
Губкинский районный суд Ямало-Ненецкого автономного округа
Дело на странице суда
gubkinskiy.ynao.sudrf.ru
19.08.2016Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
22.08.2016Передача материалов судье
22.08.2016Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
22.08.2016Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
23.08.2016Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
09.09.2016Судебное заседание
14.09.2016Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
03.10.2016Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее