Дело № 2а-120/2020
уид 82RS0003-01-2020-000166-75
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
п. Оссора Карагинского района Камчатского края 28.12.2020 г.
Карагинский районный суд Камчатского края в составе председательствующего - Фоменко Е.И., рассмотрев в порядке упрощённого производства дело
по административному исковому заявлению и.о. прокурора Карагинского района Бойцова В.В., действующего в интересах неопределенного круга лиц, к администрации Карагинского муниципального района об оспаривании нормативного правового акта – признании недействующим подпункта 5.5.2 пункта 5 раздела 5 административного регламента по предоставлению муниципальной услуги "По предоставлению земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, или земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, гражданам для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, садоводства, дачного хозяйства, гражданам и крестьянским (фермерским) хозяйствам для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности", утвержденного постановлением администрации Карагинского муниципального района от 27 декабря 2019 года № 464, со дня опубликования,
УСТАНОВИЛ :
в административном иске прокурор указал, что постановлением администрации Карагинского муниципального района от 27 декабря 2019 года № 464, вступившим в законную силу с момента опубликования в газете "Карагинские вести", утвержден административный Регламент (далее – Регламент) предоставления муниципальной услуги "По предоставлению земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, или земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, гражданам для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, садоводства, дачного хозяйства, гражданам и крестьянским (фермерским) хозяйствам для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности". В соответствии с ч. 10 ст. 11.2 Федерального закона от 27.07.2010 года № 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" (далее – Федеральный закон № 210-ФЗ) положения закона, устанавливающие порядок рассмотрения жалоб на нарушения прав граждан и организаций при предоставлении государственных и муниципальных услуг, не распространяются на отношения, регулируемые Федеральным законом от 02.05.2006 № 59 - ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" в редакции от 27 декабря 2018 г. (далее - Федеральный закон № 59-ФЗ). В Регламенте же отражено положение закона № 59-ФЗ, допускающее возможность оставления жалобы гражданина без ответа. Полагая, что административный регламент в указанной части не соответствует требованиям законодательства, прокурор просил суд признать недействующим с момента опубликования подпункта 55.2 пункта 5 раздела 5 Регламента.
Административный ответчик в возражениях иск не признал, однако указал, что в соответствии с Постановлением администрации Карагинского муниципального района № 432 от 7 декабря 2020 г. в постановление № 464 от 27 декабря 2019 года внесены изменения - исключен подпункт 55.2 пункта 5 раздела 5 Регламента.
В судебное заседание представители сторон, извещенных надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, не явились.
На основании ч. 7 ст. 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ), суд рассмотрел дело в отсутствие всех лиц, участвующих в деле в порядке упрощенного производства.
В заседании суда установлено, что 27 декабря 2019 года Глава Карагинского муниципального района принял постановление № 464 "Об утверждении административного регламента по предоставлению муниципальной услуги "По предоставлению земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, или земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, гражданам для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, садоводства, дачного хозяйства, гражданам и крестьянским (фермерским) хозяйствам для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности" (л.д. 9).
Раздел 5 "Досудебный (внесудебный) порядок обжалования решений и (или) действия (бездействия) органа местного самоуправления, предоставляющего муниципальную услугу, а также его должностных лиц, муниципальных служащих" регламентирует порядок обжалования действий и бездействий органа, уполномоченного на оказание услуги – администрации Карагинского муниципального района (п. 2.2. Регламента). Подпункт 5.5.2 раздела перечисляет основания, по которым жалоба гражданина может быть оставлена без ответа. Такие же основания закреплены в ст. 11 Федерального закона № 59-ФЗ, пунктах 1, 3, 4, 5, 6 - если в обращении содержатся непристойности, угрозы; в жалобе не указаны фамилия, или почтовый адрес, гражданина, направившего обращение; текст обращения не читается; если обращении гражданина содержится вопрос, на который ему неоднократно давались ответы по прежним обращениям, а также, если ответ не может быть дан без разглашения охраняемой законом тайны.
В соответствии с ч. 1, 4, 5 ст. 7 Устава Карагинского муниципального района, постановления Главы Карагинского муниципального района входят в систему муниципальных правовых актов района. Глава района в пределах своих полномочий издает постановления Администрации района по вопросам местного значения и вопросам, связанным с осуществлением отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами Камчатского края. Нормативные правовые акты Главы района, затрагивающие права и интересы граждан, а также связанные с решением вопросов экономического и социального развития, принимаются в форме постановлений. Муниципальные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина вступают в силу после их официального обнародования. Официальное обнародование нормативных правовых актов Карагинского муниципального района осуществляется путем официального опубликования в районной газете "Карагинские вести" или путем размещения на официальном сайте Администрации в сети Интернет.
В силу п. 4 ст. 2 Федерального закона от 27.07.2010 № 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" административный регламент - нормативный правовой акт, устанавливающий порядок предоставления государственной или муниципальной услуги и стандарт предоставления государственной или муниципальной услуги. Статья 6 того же закона предписывает, что органы, предоставляющие муниципальные услуги, обязаны предоставлять услуги в соответствии с административными регламентами. Подпункт 2 ч. 2 ст. 12 Закона предписывает, что структура административного регламента должна содержать разделы, устанавливающие стандарт предоставления государственной или муниципальной услуги. Стандарт предоставления государственной или муниципальной услуги предусматривает исчерпывающий перечень оснований для отказа в приеме документов, необходимых для предоставления государственной или муниципальной услуги; исчерпывающий перечень оснований для приостановления предоставления государственной или муниципальной услуги или отказа в предоставлении государственной или муниципальной услуги (п.п. 7, 8 ст. 14 Федерального закона № 210-ФЗ ).
При этом в части 10 статьи 11.2 Федерального закона № 210-ФЗ содержится прямое указание на то, что порядок рассмотрения жалоб на нарушения прав граждан и организаций при предоставлении государственных и муниципальных услуг не распространяются на отношения, регулируемые Федеральным законом № 59-ФЗ.
Установленный Федеральным законом № 59-ФЗ порядок рассмотрения обращений граждан распространяется на все обращения граждан, за исключением обращений, которые подлежат рассмотрению в порядке, установленном федеральными конституционными законами и иными федеральными законами( ч. 2 ст. 1).
Таким образом, Федеральный закон № 59-ФЗ не распространяется на правоотношения, связанные с порядком рассмотрения жалоб на действия (бездействие) по предоставлению муниципальных услуг, следовательно, норма об основаниях для отказа в даче ответа на жалобу, содержащаяся в административном регламенте по предоставлению муниципальной услуги, не может противоречить статье 11 Федерального закона № 59-ФЗ.
Отмеченное отступление от федерального законодательства незаконно ограничивает права граждан на получение ответа по жалобе на предоставление вышеуказанной услуги, что недопустимо и обусловливает необходимость удовлетворения заявленного требования.
В то же время Постановлением администрации Карагинского муниципального района № 432 от 7 декабря 2020 г. в постановление № 464 от 27 декабря 2019 года внесены изменения - исключен подпункт 55.2 пункта 5 раздела 5 Регламента, постановление опубликовано официально в газете Карагинские вести № 96 от 9.12.2020 г.
При указанных данных суд констатирует, что оспариваемый нормативный акт приведён в соответствие с действующим законодательством, основания для удовлетворения административного иска отпали.
Руководствуясь ст. ст. 175-180, 215, 293, 294 КАС РФ, суд
РЕШИЛ :
в удовлетворении административного искового заявления и.о. прокурора Карагинского района Камчатского края Бойцова В.В. о признании недействующим со дня опубликования подпункта 5.5.2 пункта 5 раздела 5 административного регламента по предоставлению муниципальной услуги "По предоставлению земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, или земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, гражданам для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, садоводства, дачного хозяйства, гражданам и крестьянским (фермерским) хозяйствам для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности", утвержденного постановлением администрации Карагинского муниципального района от 27 декабря 2019 года № 464, отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Камчатский краевой суд через Карагинский районный суд Камчатского края в течение 15 дней со дня получения лицами, участвующими в деле, копии решения.
Судья - ____________________