Дело № 33-1188/2024
Судья: Киреева Н.В. (дело № 2-2063/2023,
УИД 68RS0002-01-2023-000586-42)
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
15 апреля 2024 года г.Тамбов
Судебная коллегия по гражданским делам Тамбовского областного суда в составе:
председательствующего судьи Сорокиной С.Л.,
судей Альчиковой Е.В., Пачиной Л.Н.,
при секретаре Кануткиной Е.Н.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Киселева Владимира Александровича к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Тамбовской области об установлении факта принадлежности правоустанавливающего документа, включении периодов работы в страховой стаж, назначении страховой пенсии по старости,
по апелляционной жалобе Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Тамбовской области на решение Ленинского районного суда г.Тамбова от 29 ноября 2023 г.
Заслушав доклад судьи Сорокиной С.Л., судебная коллегия
У С Т А Н О В И Л А:
10.06.2022 Киселев В.А., *** года рождения, обратился в государственное учреждение - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Тамбовской области (далее - ОПФР по Тамбовской области) с заявлением о назначении страховой пенсии по старости в соответствии со ст.8 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».
Решением ОПФР по Тамбовской области от 09.09.2022 Киселеву В.А. отказано в назначении страховой пенсии по старости в соответствии со ст.8 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» в связи с отсутствием страхового стажа 12 лет и величины ИПК 21.
ОПФР по Тамбовской области по трудовой книжке не зачтены в страховой стаж периоды:
- с 19.07.1976 по 01.09.1978 - в качестве фрезеровщика на заводе им. *** (Республика Кыргызстан, г.Бишкек (Фрунзе));
- с 14.11.1978 по 16.05.1979 - в качестве фрезеровщика *** разряда в *** (Республика Кыргызстан, г. Бишкек (Фрунзе));
- с 09.07.1981 по 16.04.1982 - в качестве фрезеровщика в *** (Республика Кыргызстан, г. Бишкек (Фрунзе)),так как печать при увольнении не читается;
- с 21.04.1982 по 15.01.1989 - в качестве фрезеровщика в *** (Республика Кыргызстан, г.Бишкек (Фрунзе));
- с 14.02.1989 по 09.08.1989 - курсы шоферов *** (Республика Кыргызстан, г. Бишкек (Фрунзе));
- с 10.08.1989 по 25.03.1991 - в качестве водителя автобуса *** (Республика Кыргызстан, г.Бишкек (Фрунзе));
- с 04.04.1991 по 23.07.1992 - в качестве водителя во *** (Республика Кыргызстан, г.Бишкек (Фрунзе));
- с 05.01.1993 по 01.09.1997 - в качестве кладовщика на *** (Республика Кыргызстан, г.Бишкек (Фрунзе));
- с 12.11.1997 по 02.02.1999 - в качестве водителя в *** (Республика Кыргызстан, г.Бишкек);
- с 03.02.1999 по 10.03.2000 - в качестве водителя в *** (Республика Кыргызстан, г.Бишкек);
- с 06.05.2000 по 12.11.2001 - в качестве водителя в ***» (Республика Кыргызстан, г.Бишкек);
- с 13.11.2001 по 01.09.2006, с 12.02.2007 по 01.04.2007 - в качестве водителя в *** (Республика Кыргызстан, г. Бишкек);
- с 02.04.2007 по 21.02.2011 - в качестве водителя в *** (Республика Кыргызстан, г.Бишкек);
- с 22.02.2011 по 10.01.2022 - в качестве рабочего в *** (Республика Кыргызстан, г.Бишкек).
Не принят к рассмотрению военный билет *** от ***, так как на титульном листе указана фамилия «Кисилёв».
06.03.2023 Киселев В.А. обратился в суд с иском, уточненным в порядке ст.39 ГПК РФ, к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Тамбовской области об установлении факта принадлежности военного билета *** № *** от ***, включении в страховой стаж вышеуказанных периодов работы, а также периодов обучения в Техническом училище № *** г. *** с 01.09.1975 по 12.07.1976, службы в рядах Советской Армии по призыву с *** по ***, работы с 01.04.2022 по 21.11.2023 в качестве водителя ***., назначении страховой пенсии по старости с ***, указав, что в январе *** г. переехал в Российскую Федерацию из *** Республики по программе переселения. В *** г. получил гражданство РФ. Считает, что все периоды трудовой деятельности, начиная с *** г., не были включены в страховой стаж необоснованно. В военном билете была допущена описка, которую он устранить самостоятельно не может.
Решением Ленинского районного суда г.Тамбова от 29 ноября 2023 г. исковые требования Киселева Владимира Александровича удовлетворены.
Установлен факт принадлежности Киселеву Владимиру Александровичу, *** года рождения, военного билета *** № *** от ***.
На Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Тамбовской области возложена обязанность включить Киселеву Владимиру Александровичу в страховой стаж следующие периоды:
- с 01.09.1975 по 12.07.1976 - учеба в Техническом училище № *** г.***;
- с 19.07.1976 по 01.09.1978 - в должности фрезеровщика на заводе им. В.И. *** (Республика Кыргызстан, г.Бишкек (Фрунзе));
- с 14.11.1978 по 16.05.1979 - в должности фрезеровщика *** разряда в *** (Республика Кыргызстан, г.Бишкек (Фрунзе));
- с 22.05.1979 по 22.06.1981 - служба в рядах Советской Армии по призыву;
- с 09.07.1981 по 16.04.1982 - в должности фрезеровщика в *** (Республика Кыргызстан, г.Бишкек (Фрунзе));
- с 21.04.1982 по 15.01.1989 в должности фрезеровщика в *** (Республика Кыргызстан, г.Бишкек (Фрунзе));
- с 14.02.1989 по 09.08.1989 - курсы шоферов в *** (Республика Кыргызстан, г.Бишкек (Фрунзе));
- с 10.08.1989 по 25.03.1991 - в должности водителя автобуса во *** (Республика Кыргызстан, г.Бишкек (Фрунзе));
- с 04.04.1991 по 23.07.1992 - в должности водителя *** класса во *** (Республика Кыргызстан, г.Бишкек (Фрунзе));
- с 05.01.1993 по 01.09.1997 - в должности кладовщика на ***» (Республика Кыргызстан, г.Бишкек (Фрунзе));
- с 12.11.1997 по 02.02.1999 - в должности водителя в ООО «***»» (Республика Кыргызстан, г.Бишкек);
- с 03.02.1999 по 10.03.2000 - в должности водителя в ООО «Увар-Вай» (Республика Кыргызстан, г.Бишкек);
- с 06.05.2000 по 12.11.2001 - в должности водителя в ООО «***»» (Республика Кыргызстан, г.Бишкек);
- с 13.11.2001 по 01.09.2006 - в должности водителя *** класса на микроавтобус в ***» (Республика Кыргызстан, г.Бишкек);
- с 12.02.2007 по 01.04.2007 - в должности водителя *** класса на микроавтобус в АО «*** (Республика Кыргызстан, г.Бишкек);
- с 02.04.2007 по 21.02.2011 - в должности водителя в ОАО «***» (Республика Кыргызстан, г.Бишкек);
- с 22.02.2011 по 10.01.2022 - в должности рабочего в гимназии-комплексе № *** (Республика Кыргызстан, г.Бишкек).
На Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Тамбовской области возложена обязанность назначить Киселеву Владимиру Александровичу страховую пенсию по старости с ***.
Исковые требования Киселева В.А. о включении в страховой стаж периода работы с 01.04.2022 по 21.11.2023 в должности водителя ***. оставлены без удовлетворения.
В апелляционной жалобе представитель ОСФР по Тамбовской области по доверенности Пчелинцева Ю.П. просит решение суда об установлении факта принадлежности военного билета, включении периодов работы в страховой стаж, назначении страховой пенсии по старости отменить и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований.
В обоснование доводов жалобы указала на то, что Кыргызская Республика и Российская Федерация являются участниками Соглашения о пенсионном обеспечении трудящихся государств - членов Евразийского экономического союза от 22.12.2019 (далее - Соглашение ЕАЭС).
При применении переходных положений статьи 12 Соглашения ЕАЭС за стаж работы на территории бывшей Кыргызской ССР и Кыргызской Республики до 01.01.2021 и в случае постоянного проживания трудящегося в Российской Федерации назначает и выплачивает пенсию Российская Федерация в соответствии с Соглашением СНГ при соблюдении условий, установленных Федеральным законом № 400-ФЗ.
Таким образом, право на получение пенсии по нормам Соглашения наступает при наличии факта постоянного места жительства на территории государства-участника Соглашения. Истец не имеет постоянной регистрации по месту жительства на территории Российской Федерации и отсутствует документ о снятии с регистрационного учета на территории Кыргызской Республики.
В статье 12 Соглашения ЕАЭС указано, что назначение и выплата пенсии осуществляются в следующем порядке: за стаж работы, приобретенный после вступления настоящего Соглашения в силу, пенсия назначается и выплачивается государством-членом, на территории которого приобретен соответствующий стаж работы.
Следовательно, после 01.01.2021 государство-участник назначает и выплачивает пенсию за стаж, приобретенный на его территории.
Проверив материалы дела в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, выслушав представителя ответчика по доверенности Арзамасцеву Е.Г., поддержавшую апелляционную жалобу по основаниям, в ней изложенным, истца Киселева В.А. и его представителя по доверенности Мануйлову И.Ю., возражавших против удовлетворения апелляционной жалобы, доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему выводу.
В соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
В соответствии с постановлением Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19.12.2003 N 23 "О судебном решении", решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению.
Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55, 59 - 61, 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
В соответствии со статьей 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее также ГПК РФ), основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Такие основания для отмены в части обжалуемого судебного постановления в апелляционном порядке по доводам апелляционной жалобы ответчика, исходя из изученных материалов дела, имеются.
Согласно ст.46 Конституции Российской Федерации, каждый имеет право на судебную защиту.
В соответствии с данным конституционным положением статья 3 ГПК РФ предусматривает право заинтересованного лица в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов.
Конституция Российской Федерации, гарантируя каждому в соответствии с целями социального государства (статья 7, часть 1) социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (статья 39, часть 1), относит определение механизма реализации данного конституционного права, в том числе установление видов пенсий, оснований приобретения права на них отдельными категориями граждан и правил исчисления размеров пенсий, к компетенции законодателя (статья 39, часть 2), который в целях обеспечения каждому конституционного права на пенсию вправе определять виды пенсий, источники их финансирования, предусматривать условия и порядок приобретения права на отдельные виды пенсий конкретными категориями лиц.
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии регулируются вступившим в силу с 1 января 2015 г. Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ «О страховых пенсиях».
Согласно части 1 статьи 2 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ «О страховых пенсиях», законодательство Российской Федерации о страховых пенсиях состоит из названного федерального закона, Федерального закона от 16 июля 1999 г. N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования", Федерального закона от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", Федерального закона от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования", других федеральных законов.
Частью 1 статьи 4 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ «О страховых пенсиях» установлено, что право на страховую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", при соблюдении ими условий, предусмотренных данным Федеральным законом.
В силу ст.8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 65 лет, и женщины, достигшие возраста 60 лет (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону).
Страховая пенсия по старости назначается при наличии не менее 15 лет страхового стажа.
Страховая пенсия по старости назначается при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30.
При этом согласно статье 35 данного Федерального закона, устанавливающей переходные положения, для определения права на установление страховой пенсии по старости в 2021 году требуется наличие не менее 12 лет страхового стажа и величины ИПК не ниже 21 балла.
Согласно статье 3 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ «О страховых пенсиях», страховой стаж - это учитываемая при определении права на страховую пенсию и ее размера суммарная продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, за которые начислялись и уплачивались страховые взносы в Фонд пенсионного и социального страхования Российской Федерации, а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж.
Согласно части 1 статьи 11 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Фонд пенсионного и социального страхования Российской Федерации.
Периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись лицами, указанными в части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона, за пределами территории Российской Федерации, включаются в страховой стаж в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации или международными договорами Российской Федерации, либо в случае уплаты страховых взносов в Фонд пенсионного и социального страхования Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (часть 2 статьи 11 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях").
В сфере пенсионного обеспечения применяются общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации. В случае, если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотрены Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ, применяются правила международного договора Российской Федерации (ч.3 ст.2 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ «О страховых пенсиях»).
13 марта 1992 г. государствами - участниками Содружества Независимых Государств, в том числе Российской Федерацией и Кыргызской Республикой, подписано Соглашение о гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения (далее также Соглашение от 13 марта 1992 г.).
В соответствии со статьей 1 названного Соглашения, пенсионное обеспечение граждан государств - участников этого Соглашения и членов их семей осуществляется по законодательству государства, на территории которого они проживают.
Соглашение от 13 марта 1992 г. распространяется на все виды пенсионного обеспечения граждан, которые установлены или будут установлены законодательством государств - участников Соглашения (статья 5 Соглашения).
Пунктом 2 статьи 6 Соглашения от 13 марта 1992 г. определено, что для установления права на пенсию, в том числе пенсий на льготных основаниях и за выслугу лет, гражданам государств - участников Соглашения учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР за время до вступления в силу Соглашения.
Для установления права на пенсию гражданам государств - участников соглашения учитывается трудовой стаж, приобретенный за весь период существования СССР вплоть до распада 12 декабря 1991 года, а после распада этих государств - до 13 марта 1992 года. Вопросы в области пенсионного обеспечения граждан государств-участников Содружества Независимых Государств (Республика Армения, Республика Беларусь, Республика Казахстан, Республика Кыргызстан, Российская Федерация, Республика Таджикистан, Туркменистан, Республика Узбекистан, Украина) урегулированы Соглашением от 13 марта 1992 года "О гарантиях прав граждан государств-участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения".
Государства - участники Соглашения берут на себя обязательства информировать друг друга о действующем в их государствах пенсионном законодательстве, последующих его изменениях, а также принимать необходимые меры к установлению обстоятельств, имеющих решающее значение для определения права на пенсию и ее размера (статья 10 Соглашения от 13 марта 1992 г.).Статьей 11 Соглашения от 13 марта 1992 года предусмотрено, что необходимые для пенсионного обеспечения документы, выданные в надлежащем порядке на территории государств - участников Содружества Независимых Государств или государств, входивших в состав СССР до 1 декабря 1991 года, принимаются на территории государств - участников Содружества без легализации.
В соответствии с п. письма Министерства социальной защиты населения Российской Федерацией от 31 января 1994 г. N 1-369-18, при назначении пенсии гражданам, прибывшим в Россию из государств-участников Соглашения от 13 марта 1992 г., учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории бывшего СССР за время до 13 марта 1992 г., а также после этой даты на территории государств-участников Соглашения от 13 марта 1992 г.
Согласно пункту 5 Рекомендаций по проверке правильности назначения пенсий лицам, прибывшим в Российскую Федерацию из государств - республик бывшего СССР, утвержденных распоряжением Правления Пенсионного Фонда Российской Федерации от 22 июня 2004 г. N 99р "О некоторых вопросах осуществления пенсионного обеспечения лиц, прибывших на место жительства в Российскую Федерацию из государств - республик бывшего СССР", для определения права на трудовую пенсию по старости, в том числе досрочную трудовую пенсию по старости лицам, прибывшим из государств - участников Соглашения от 13 марта 1992 г., учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР.
При этом трудовой стаж, имевший место в государствах - участниках Соглашения от 13 марта 1992 г., приравнивается к страховому стажу и стажу на соответствующих видах работ (письмо Минтруда России от 29 января 2003 г. N 203-16).
Как предусмотрено подпунктом "б" пункта 2 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 2 октября 2014 г. N 1015 (далее также Правила подсчета и подтверждения страхового стажа), в страховой стаж включаются (засчитываются) периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись застрахованными лицами за пределами Российской Федерации, в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации или международными договорами Российской Федерации, либо в случае уплаты страховых взносов в соответствии с Федеральным законом "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации".
Согласно пункту 5 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа, периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись за пределами Российской Федерации, подтверждаются документом территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации об уплате страховых взносов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации или международными договорами Российской Федерации.
Из изложенного следует, что при назначении пенсии периоды работы и иной деятельности, которые выполнялись гражданами Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации (в данном случае в Кыргызской Республике) и которые включаются в страховой стаж и стаж на соответствующих видах работ, а также порядок исчисления и правила подсчета указанного стажа устанавливаются в соответствии с нормами пенсионного законодательства Российской Федерации. Периоды работы граждан, прибывших в Российскую Федерацию из государств - участников Соглашения от 13 марта 1992 г., и имевших место за пределами Российской Федерации до 1 января 2002 г. (даты вступления в силу Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", в основу которого была положена концепция страховой природы пенсионного обеспечения, и в страховой стаж с 1 января 2002 г. стали включаться периоды работы и (или) иной деятельности в случае уплаты страховых взносов), учитываются при исчислении страхового стажа в целях определения права на пенсию независимо от уплаты страховых взносов.
Периоды же работы, которые выполнялись гражданами, прибывшими в Российскую Федерацию из государств - участников Соглашения от 13 марта 1992 г., за пределами Российской Федерации после 1 января 2002 г. (даты вступления в силу Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации") могут быть включены в подсчет страхового стажа при условии уплаты страховых взносов на пенсионное обеспечение в соответствующие органы той страны, на территории которой осуществлялась трудовая и (или) иная деятельность. Указанные периоды работы на территории государства - участника Соглашения от 13 марта 1992 г. должны быть подтверждены справкой компетентных органов соответствующего государства об уплате страховых взносов на обязательное пенсионное обеспечение либо на социальное страхование.
К документам, подтверждающим периоды работы и (или) иной деятельности (страховой стаж), в том числе периоды работы граждан на территории государств - участников Соглашения от 13 марта 1992 г., также относятся справки, оформленные компетентными учреждениями (органами); справки, выданные организациями, учреждениями, предприятиями, на которых осуществлялась трудовая и (или) иная деятельность; архивные справки, выданные в соответствии с требованиями законодательства государства - участника Соглашения от 13 марта 1992 г. Эти документы должны быть представлены гражданином в подлинниках или в копиях, удостоверенных в установленном законом порядке. При этом орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, вправе проверять обоснованность выдачи документов, необходимых для установления и выплаты страховой пенсии, а также достоверность содержащихся в них сведений, в том числе путем направления запросов в компетентный орган государства - участника международного соглашения в области пенсионного обеспечения.
В соответствии со статьей 66 Трудового кодекса Российской Федерации и пунктом 11 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 октября 2014 г. N 1015, документом, подтверждающим периоды работы по трудовому договору, является трудовая книжка установленного образца.
С 1 января 2021 г. вступило в силу Соглашение о пенсионном обеспечении трудящихся государств - членов Евразийского экономического союза, заключенное в г.Санкт-Петербурге 20 декабря 2019 г. (ратифицировано Российской Федерацией 9 ноября 2020 г. Федеральным законом N 354-ФЗ) (далее - Соглашение ЕАЭС).
В соответствии с пунктом 2 статьи 6 названного Соглашения ЕАЭС, назначение пенсии с учетом положений данного Соглашения производится компетентным органом государства-члена при возникновении у трудящегося (члена семьи) права на пенсию в соответствии с законодательством этого государства-члена независимо от даты возникновения у этого трудящегося (члена семьи) права на пенсию согласно законодательству другого государства-члена.
Пунктом 1 статьи 7 Соглашения ЕАЭС предусмотрено, что каждое государство-член определяет право на пенсию в соответствии со своим законодательством исходя из стажа работы, приобретенного на его территории, с учетом положений настоящего Соглашения.
Согласно статье 12 Соглашения ЕАЭС, назначение и выплата пенсии осуществляются в следующем порядке: за стаж работы, приобретенный после вступления настоящего Соглашения в силу, пенсия назначается и выплачивается государством-членом, на территории которого приобретен соответствующий стаж работы; за стаж работы, приобретенный до вступления настоящего Соглашения в силу, пенсия назначается и выплачивается в соответствии с законодательством государств-членов и Соглашением о гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения от 13 марта 1992 г.
Федеральным законом от 11 июня 2022 г. N 175-ФЗ "О денонсации Российской Федерацией Соглашения о гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения", вступившим в силу с 30 июня 2022 г., денонсировано Соглашение о гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения, подписанное в городе Москве 13 марта 1992 г., и с 1 января 2023 г. прекратило свое действие в отношениях Российской Федерации с другими участниками.
Таким образом, из приведенных норм материального права следует, что до 1 января 2021 г. порядок пенсионного обеспечения лиц, прибывших на место жительства в Российскую Федерацию из государств - бывших республик Союза ССР, регулировался принятым 13 марта 1992 г. Соглашением о гарантиях прав граждан государств - участников Содружества независимых государств в области пенсионного обеспечения, с 1 января 2021 г. вступило в силу Соглашение о пенсионном обеспечении трудящихся государств - членов Евразийского экономического союза, заключенное в г.Санкт-Петербурге 20 декабря 2019 г., которое подлежит применению к правоотношениям, возникшим после 1 января 2021 г.
Судом установлено и следует из материалов дела, что Киселев В.А. с 01.09.1975 по 12.07.1976 обучался в *** № *** г.*** по профессии фрезеровщика; по окончании училища Киселеву В.А. была присвоена профессия фрезеровщика *** разряда (л.д.22).
С *** по *** Киселев В.А. проходил срочную военную службу по призыву в рядах Советской Армии (л.д.21, 168-172, 173).
Киселев В.А. осуществлял трудовую деятельность в Кыргызской Республике, работая в г.Бишкеке (Фрунзе), в том числе с 19.07.1976 по 01.09.1978 в качестве фрезеровщика на заводе им. ***, с 14.11.1978 по 16.05.1979 в качестве фрезеровщика *** разряда в ***, с 09.07.1981 по 16.04.1982 в качестве фрезеровщика в ***, с 21.04.1982 по 15.01.1989 в качестве фрезеровщика в ***, с 14.02.1989 по 09.08.1989 обучался на курсах шоферов во ***3, с 10.08.1989 по 25.03.1991 в качестве водителя автобуса во ***, с 04.04.1991 по 23.07.1992 в качестве водителя во ***, с 05.01.1993 по 01.09.1997 в качестве кладовщика на ***», с 12.11.1997 по 02.02.1999 в качестве водителя в ***», с 03.02.1999 по 10.03.2000 в качестве водителя в ООО «***», с 06.05.2000 по 12.11.2001 в качестве водителя в ***», с 13.11.2001 по 01.09.2006, с 12.02.2007 по 01.04.2007 в качестве водителя в ***», с 02.04.2007 по 21.02.2011 в качестве водителя в ОАО «***» (Республика Кыргызстан, г.Бишкек), с 22.02.2011 по 10.01.2022 в качестве рабочего в *** № *** (л.д.13-19, 135, 136-141).
02.08.2021 Представительством МВД России в Кыргызской Республике (по вопросам миграции) Киселеву В.А. выдано свидетельство № *** участника Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, в котором указан субъект Российской Федерации, выбранный для постоянного места жительства, - *** область; дата окончания срока действия свидетельства - ***; *** Управлением по вопросам миграции УМВД России по Тамбовской области Киселев В.А. поставлен на учет в качестве участника Государственной программы (л.д.96, 131-133).
Киселев В.А. приобрел гражданство Российской Федерации и *** УМВД России по Тамбовской области был документирован паспортом гражданина Российской Федерации серии *** (л.д.12, 95, 123-124).
*** Киселев В.А. зарегистрирован в системе обязательного пенсионного страхования (л.д.54-55, 175-177).
Согласно адресной справке о снятии с регистрационного учета Министерства цифрового развития Кыргызской Республики (дата справки не просматривается из-за наличия на ней штампа), по сведениям базы данных Министерства цифрового развития Кыргызской Республики Киселев В.А., зарегистрированный по адресу ***, снят с регистрации ***, выбыл по адресу ***, на постоянное место жительства в *** (л.д.134).
*** Киселев В.А., *** года рождения, зарегистрированный *** по месту пребывания по адресу ***, на период с *** по ***, обратился в ОСФР по Тамбовской области с заявлением о назначении страховой пенсии по старости в соответствии со ст.8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (л.д.44-46, 12 об., 95, 125, 129-130, 142).
Решением ОПФР по Тамбовской области от 09.09.2022 Киселеву В.А. отказано в назначении страховой пенсии по старости в соответствии со ст.8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» из-за отсутствия требуемых страхового стажа 12 лет и величины ИПК 21 (л.д.56-58, 143-145).
ОПФР по Тамбовской области по трудовой книжке не зачтены в страховой стаж Киселева В.А. указанные выше периоды работы, имевшие место на территории Кыргызской Республики, а также периоды обучения и службы по призыву.
Не согласившись с решением пенсионного органа, полагая, что вышеуказанные периоды работы, обучения и службы по призыву должны быть включены в страховой стаж, Киселев В.А. обратился в суд с настоящим иском.
Разрешая спор и удовлетворяя частично исковые требования, суд первой инстанции, руководствуясь Конституцией Российской Федерации, нормами Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (статьи 264-265), Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (статьями 4, 8, 11, 14), Соглашением о гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения от 13 марта 1992 г., Соглашением о пенсионном обеспечении трудящихся государств-членов Евразийского экономического союза от 20 декабря 2019 г., Правилами подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий, утвержденными постановлением Правительства РФ от 02.10.2014 № 1015, ст.66 Трудового кодекса Российской Федерации, оценив представленные доказательства, исходил из того, что спорные периоды работы, имевшие место на территории Кыргызской Республики, подтверждаются трудовой книжкой истца, оформленной в соответствии с требованиями Инструкции по заполнению трудовых книжек в учреждениях и организациях и являющейся основным документом трудовой деятельности и трудовом о стаже работника, содержащей последовательные записи о работе, с указанием приказов и приеме и увольнении, заверенные печатями работодателей, которые читаемы.
Установив принадлежность истцу военного билета, оценив записи в трудовой книжке *** с датой заполнения ***, формуляры о стаже работы от 06.09.2022, от 23.08.2022, справку о подтверждении трудового стажа от 20.09.2022, справки о заработной плате от 07.09.2022, 30.08.2022, поступившие из Социального Фонда Кыргызской Республики по запросу ОПФР по Тамбовской области после вынесения пенсионным органом 09.09.2022 решения об отказе в назначении страховой пенсии по старости (л.д.47-50, 51, 80-91, 148-151, 152-155, 156, 157), отклонив доводы ответчика об отсутствии доказательств регистрации Киселева В.А. по месту жительства на территории Российской Федерации, суд первой инстанции пришел к выводу о включении в страховой стаж указанных выше периодов работы истца, имевших место в Кыргызской Республике, а также периодов обучения и службы в армии по призыву.
Отказывая Киселеву В.А. в удовлетворении исковых требований в части включения в страховой стаж периода работы с 01.04.2022 по 21.11.2023 в должности водителя ***., суд исходил из отсутствия сведений об уплате страховых взносов. Решение суда в указанной части истцом не обжалуется.
Судебная коллегия, проверяя законность и обоснованность решения в пределах доводов апелляционной жалобы ответчика, соглашается с выводами суда о наличии оснований для установления факта принадлежности военного билета, об обоснованности требований истца о включении в страховой стаж периодов работы, имевших место в Кыргызской Республике до 01.01.2021.
Судом первой инстанции правильно применены нормативные положения, регулирующие порядок и условия зачета периодов трудовой деятельности Киселева В.А., имевшей место на территории Кыргызской Республики до 01.01.2021.
Приходя к такому выводу, суд первой инстанции исходил из того, что представленные в материалы дела доказательства подтверждают факт осуществления истцом трудовой деятельности в указанных выше организациях, учреждениях и профессиях, а также уплату после 1 января 2002 г. страховых взносов на пенсионное обеспечение в компетентный орган Кыргызской Республики (Социальный Фонд Кыргызстана), на территории которой им осуществлялась трудовая деятельность.
Поскольку совокупность представленных истцом документов, а также записей в трудовой книжке *** с датой заполнения ***, и согласующиеся с ними данные личного страхового счета истца, подтверждают осуществление трудовой деятельности Киселева В.А., имевшей место на территории Кыргызской Республики до 01.01.2021, и уплату страховых взносов после 01.01.2002, то суд обоснованно удовлетворил требования о включении в страховой стаж периодов работы по 31 декабря 2020 г.
Вопреки доводам апелляционной жалобы, истец Киселев В.А., переселившийся в Российскую Федерацию, приобретший гражданство Российской Федерации, документированный *** паспортом гражданина Российской Федерации, зарегистрированный *** в системе обязательного пенсионного страхования, а также зарегистрированный *** по месту пребывания по адресу ***, на период с 24.05.2022 по 31.07.2024, на момент обращения 10.06.2022 в ОСФР по Тамбовской области с заявлением о назначении страховой пенсии по старости имел регистрацию на территории Российской Федерации, а, согласно адресной справке о снятии с регистрационного учета Министерства цифрового развития Кыргызской Республики, Киселев В.А. снят с регистрационного учета по прежнему месту жительства на территории Кыргызской Республики (г.Бишкек) в связи с выездом на постоянное место жительства в Российскую Федерацию; при этом наличие у истца регистрации по месту пребывания, основанием для отказа в удовлетворении исковых требований не является; из пояснений истца в суде апелляционной инстанции следует, что наличие регистрации по месту пребывания обусловлено отсутствием жилья.
Установив, что при заполнении военного билета *** от *** г. допущена ошибка в написании фамилии истца, суд первой инстанции, руководствуясь статьями 264, 265 ГПК РФ, установил принадлежность указанного документа истцу.
Выражая в целом несогласие с решением суда об установлении факта принадлежности военного билета, включении периодов работы в страховой стаж, назначении страховой пенсии по старости, апелляционная жалоба не содержит конкретных доводов в части удовлетворения требований об установлении факта принадлежности военного билета; в суде апелляционной инстанции представитель ответчика пояснила, что в апелляционной жалобе фактически содержатся доводы об отсутствии у истца регистрации по месту жительства и о неприменении Соглашения ЕАЭС и необоснованном включении в страховой стаж периода работы после 01.01.2021.
Вместе с тем судебная коллегия не соглашается с выводами суда первой инстанции, положенными в основу удовлетворения исковых требований о включении в страховой стаж для назначения страховой пенсии по старости периода работы Киселева В.А. с *** по *** в качестве рабочего в *** г.Бишкек Кыргызской Республики, поскольку они не соответствуют нормам материального права, применимым к спорным правоотношениям, обстоятельствам дела, представленным доказательствам, опровергнуты доводами жалобы.
Суд первой инстанции, сославшись на Соглашение о пенсионном обеспечении трудящихся государств - членов Евразийского экономического союза от 22.12.2019, вступившее в действие с 1 января 2021 г., вместе с тем при разрешении спора не применил положения статьи 12, согласно которым за стаж работы, приобретенный после вступления настоящего Соглашения в силу, пенсия назначается и выплачивается государством-членом, на территории которого приобретен соответствующий стаж работы.
Учитывая, что в период с *** по *** истец осуществлял трудовую деятельность в качестве рабочего в *** Кыргызской Республики, оснований для включения указанного периода в страховой стаж у суда первой инстанции не имелось.
В связи с чем, решение суда в указанной части подлежит отмене с принятием нового об отказе в удовлетворении исковых требований.
Учитывая наличие у истца более требуемых страхового стажа и величины ИПК, несостоятельны доводы апелляционной жалобы об отмене решения суда в части назначения Киселеву В.А. страховой пенсии по старости.
Руководствуясь статьями 328 - 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А:
Решение Ленинского районного суда г.Тамбова от 29 ноября 2023 г. в части включения в страховой стаж Киселева Владимира Александровича периода работы с 01.01.2021 по 10.01.2022 в качестве рабочего в *** (Республика Кыргызстан, г.Бишкек) отменить и принять по делу в указанной части новое решение.
В удовлетворении исковых требований Киселева Владимира Александровича к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Тамбовской области о включении в страховой стаж периода работы с *** по *** в качестве рабочего в *** (Республика Кыргызстан, г.Бишкек) отказать.
В остальной части это же решение оставить без изменения, апелляционную жалобу Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Тамбовской области без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его вынесения.
Председательствующий:
Судьи:
Мотивированное апелляционное определение составлено 22.04.2024