Дело № 21-588/2016
Судья Николаев М.Н.
Р Е Ш Е Н И Е
по жалобе по делу об административном правонарушении
2 августа 2016 года г. Чебоксары
Судья Верховного Суда Чувашской Республики Голубев А.В., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу представителей ООО «Автон» Козадаева В.В. и Максимова П.М. на решение судьи Калининского районного суда г. Чебоксары Чувашской Республики от 24 июня 2016 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.2 КоАП РФ, в отношении Общества с ограниченной ответственностью «Автон» (далее – ООО «Автон», Общество),
У С Т А Н О В И Л:
постановлением старшего государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Чувашской Республике Кузьмина С.П. № 11-08 от 19 февраля 2016 года ООО «Автон» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.2 КоАП РФ, и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 100000 рублей.
Решением судьи Калининского районного суда г. Чебоксары Чувашской Республики от 24 июня 2016 года вышеуказанное постановление должностного лица Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Чувашской Республике изменено, размер назначенного административного штрафа уменьшен до 50000 рублей; в остальной части постановление оставлено без изменения.
В жалобе представителями Общества Козадаевым В.В. и Максимовым П.М. ставится вопрос об отмене решения судьи от 24 июня 2016 года и о прекращении производства по делу за отсутствием состава административного правонарушения, в связи с неполным выяснением обстоятельств, имеющих значение для дела, и несоответствием выводов, изложенных в решении судьи, обстоятельствам дела.
Изучив доводы жалобы и проверив дело в полном объеме, выслушав представителей Общества Максимова П.М. и Дмитриеву Е.Г., поддержавших доводы жалобы, мнение старшего государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Чувашской Республике Кузьмина С.П. и представителей Управления Росприроднадзора по Чувашской Республике Кочкомазову О.С. и Александрова Е.Б. об оставлении жалобы без удовлетворения, прихожу к следующим выводам.
Статья 8.2 КоАП РФ предусматривает ответственность за несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления, веществами, разрушающими озоновый слой, или иными опасными веществами.
Основанием привлечения ООО «Автон» к административной ответственности явилось нарушение им положений, указанных в статье 11, частях 1 и 3 статьи 14 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее - Закон об отходах производства и потребления).
В соответствии со статьей 11 Закона об отходах производства и потребления юридические лица при эксплуатации зданий, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны соблюдать федеральные нормы и правила и иные требования в области обращения с отходами.
В соответствии с частями 1 и 3 статьи 14 Закона об отходах производства и потребления юридические лица, в процессе деятельности которых образуются отходы I - V классов опасности, обязаны осуществить отнесение соответствующих отходов к конкретному классу опасности для подтверждения такого отнесения в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Подтверждение отнесения отходов I - V классов опасности к конкретному классу опасности осуществляется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
На основании данных о составе отходов, оценки степени их негативного воздействия на окружающую среду составляется паспорт отходов I - IV классов опасности. Порядок паспортизации отходов и типовые формы паспортов отходов устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Определение данных о составе и свойствах отходов, включаемых в паспорт отходов, должно осуществляться с соблюдением установленных законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений требований к измерениям, средствам измерений.
Согласно пунктам 4 и 7 Правил проведения паспортизации отходов I - IV классов опасности, утвержденных Постановление Правительства РФ от 16 августа 2013года N 712 "О порядке проведения паспортизации отходов I - IV классов опасности" паспорт составляется индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами, в процессе деятельности которых образуются отходы I - IV классов опасности.
Копия паспорта, заверенного индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами, а также копии документов, подтверждающих отнесение вида отхода к конкретному классу опасности, направляются в территориальный орган Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по месту осуществления хозяйственной деятельности индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами способом, позволяющим определить факт и дату их получения, или вручаются ими под роспись.
Как следует из представленных материалов дела, 5 февраля 2016 года по результатам рассмотрения докладной записки специалиста-эксперта отдела государственной экологической экспертизы, нормирования и административно-хозяйственного обеспечения Ямашевой М.А. и имеющихся в Управлении документов и отчетных данных о деятельности ООО «Автон» в сфере обращения с отходами старшим государственным инспектором Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Чувашской Республике Кузьминым С.П. в отношении ООО «Автон» был составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном статьёй 8.2 КоАП РФ, по тем основаниям, что в результате хозяйственной деятельности у Общества образуются отходы производства и потребления 3-5 класса опасности: мусор от офисных и бытовых помещений организаций несортированный (исключая крупногабаритный); отходы (мусор) от уборки территории и помещений объектов оптово – розничной торговли промышленными товарами; отходы минеральных масел. В 2015 году у Общества образовалось 20,1 т. отходов, при этом по состоянию на 21 января 2016 года отсутствовали разработанные и утвержденные в установленном порядке паспорта на отходы III-V класса опасности.
По результатам рассмотрения протокола об административном правонарушении старшим государственным инспектором Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Чувашской Республике Кузьминым С.П. вынесено постановление, которым Общество признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.2 КоАП РФ с назначением административного наказания в виде административного штрафа в минимальном размере 100000 рублей.
Факт совершения ООО «Автон» вмененного административного правонарушения и виновность Общества подтверждены совокупностью доказательств, исследованных судом при проверке жалобы на постановление, допустимость, достоверность и достаточность которых сомнений не вызывает.
Образование отходов 3-4 класса опасности в ходе хозяйственной деятельности в 2015 году и отсутствие на них разработанных и утвержденных в установленном порядке паспортов Обществом не оспаривается и объективно подтверждено представленными доказательствами – расчетами платы за негативное воздействие на окружающую среду за 1-4 кварталы 2015 года, письмом ООО <данные изъяты> от 17 февраля 2016 года № 30 и актами выполненных работ, письмом ООО <данные изъяты> от 17 февраля 2015 года, товарно-транспортными накладными о вывозе образовавшихся у Общества отходов и другими.
Совершенное Обществом деяние образует состав административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.2 КоАП РФ.
В ходе рассмотрения данного дела об административном правонарушении в соответствии с требованиями статьи 24.1 КоАП РФ были всесторонне, полно, объективно и своевременно выяснены обстоятельства совершенного административного правонарушения. Так, в силу требований статьи 26.1 КоАП РФ установлены: наличие события административного правонарушения, лицо, его совершившее, виновность указанного лица в совершении административного правонарушения, иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
Постановлением должностного лица Обществу был назначен административный штраф в минимальном размере, предусмотренный для юридических лиц статьей 8.2 КоАП РФ.
При рассмотрении жалобы на постановление должностного лица решением судьи районного суда на основании частей 3.2. и 3.3 статьи 4.1 КоАП РФ минимальный размер штрафа уменьшен на половину – до 50000 рублей.
Законных оснований для назначения административного штрафа в размере менее 50000 рублей не имеется.
Выводы судьи о невозможности признать допущенное Обществом административное правонарушение малозначительным мотивированы.
Доводы жалобы о составлении протокола об административном правонарушении и вынесении постановления о привлечении Общества к административной ответственности должностным лицом неуполномоченного органа государственного экологического контроля, о недопустимости по указанным основаниям имеющихся в деле доказательства, не принимаются.
В обоснование приводимых доводов авторы жалобы ссылаются на то, что в соответствии Приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 24 августа 2011 года N 682 ООО «Автон» не включено в перечень объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду при осуществлении хозяйственной и иной деятельности на территории Чувашской Республики - Чувашии и подлежащих федеральному государственному экологическому надзору, поэтому в соответствии с положениями Федерального закона «Об охране окружающей природной среды» полномочиями по предотвращению, выявлению и пресечению нарушений законодательства в области окружающей среды на объектах ООО «Автон», подлежащих региональному государственному экологическому надзору, обладает лишь Министерство природных ресурсов и экологии Чувашской Республики.
Между тем из материалов дела следует, что в рамках настоящего дела совершенное Обществом административное правонарушение выявлено в связи с осуществлением территориальным органом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования государственных полномочий в сфере паспортизации отходов I - IV классов опасности (пункт 7 Правил проведения паспортизации отходов I - IV классов опасности).
Указанное не противоречит положениям статей 28.3 и 23.29 КоАП РФ, согласно которым составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 8.2 КоАП РФ, и рассматривать дела об указанных правонарушениях в пределах своих полномочий вправе старшие государственные инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды в зоне своей деятельности.
Ошибочная ссылка судьи на Постановление Правительства РФ от 28.08.2015 N 903 "Об утверждении критериев определения объектов, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору" как на основание для установления в отношении Общества федерального государственного контроля не влечет за собой незаконность привлечения к административной ответственности.
Существенных нарушений норм процессуального права при привлечении ООО «Автон» к административной ответственности не допущено.
При таких обстоятельствах оснований для отмены решения судьи Калининского районного суда г. Чебоксары Чувашской Республики от 24 июня 2016 года не имеется.
Руководствуясь статьями 30.7, 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
Р Е Ш И Л:
решение судьи Калининского районного суда г. Чебоксары Чувашской Республики от 24 июня 2016 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.2 КоАП РФ, в отношении ООО «Автон» оставить без изменения, жалобу Козадаева В.В. и Максимова П.М. - без удовлетворения.
Судья Верховного Суда
Чувашской Республики А.В. Голубев