Решение по делу № 8Г-3455/2021 [88-5753/2021] от 29.01.2021

ПЕРВЫЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД

ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ

№ 88-5753/2021

№ 2-793/2020

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Саратов                                                                                      31 марта 2021 г.

Судебная коллегия по гражданским делам Первого кассационного суда общей юрисдикции в составе

председательствующего Изоткиной И.В.,

судей Черновой Н.В., Ситникова В.С.,

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Борисенко В. А. к администрации <адрес> о признании незаконным решения, признании права на участие в ведомственной целевой программе,

по кассационной жалобе Борисенко В. А.

на решение Брянского районного суда Брянской области от 8 июня 2020 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Брянского областного суда от 17 ноября 2020 г.

заслушав доклад судьи Черновой Н.В., судебная коллегия

установила:

Борисенко В.А., обратился в суд с иском к администрации Брянского района Брянской области о признании незаконным решения, признании права на участие в ведомственной целевой программе.

В обоснование заявленных требований указал, что распоряжением МУ Мичуринская сельская администрация он был поставлен на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении с составом семьи один человек. На основании решения Брянского районного суда Брянской области от 30 мая 2016 г., установлен факт совместного проживания Борисенко В.А., его супруги Борисенко А.О и их несовершеннолетних детей Борисенко Е.В. и Борисенко А.В., по адресу: <адрес>, и наличия между ними семейных отношений, состав семьи Борисенко В.А. был увеличен до четырех человек.

Письмом администрации Брянского района Брянской области от 13 декабря 2019 г. истец был уведомлен об исключении из состава нуждающихся в жилом помещении со ссылкой на то, что он получил за счет средств федерального бюджета единовременную денежную компенсацию материального ущерба, в связи с утратой имущества, включающую в себя стоимость жилого помещения, находящегося в зоне радиоактивного загрязнения по адресу: <адрес>.

Истец просил суд признать незаконным его исключение из состава участников ведомственной целевой программы «Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации» с составом семьи из четырех человек; признать за ним право находиться в составе участников указанной ведомственной целевой программы с составом семьи из четырех человек; восстановить его на учете в составе участников данной программы с 13 января 2016 г.

Решением Брянского районного суда Брянской области от 8 июня 2020 г. в удовлетворении исковых требований Борисенко В.А. отказано.

Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Брянского областного суда от 17 ноября 2020 г. указанное решение суда первой инстанции оставлено без изменения.

Борисенко В.А. подал кассационную жалобу, в которой просит отменить названные выше судебные постановления как незаконные.

Проверив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в кассационной жалобе, судебная коллегия не находит оснований для отмены в кассационном порядке обжалуемых судебных постановлений.

В соответствии с частью 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.

Судебная коллегия таких нарушений при принятии обжалуемых судебных постановлений не усматривает.

Судом установлено и из материалов дела следует, что Борисенко В.А. с 26 апреля 1986 г. по 2 ноября 1992 г. и с 14 июля 1995 г. по 4 сентября 1996 г. проживал в <адрес>.

Управлением по проблемам ликвидации последствий на Чернобыльской АЭС Брянской области 5 мая 2008 г. Борисенко В.А. выдано удостоверение, в соответствии с которым, он относится к категории граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, выехавших добровольно из зоны отселения из с. Петрова Буда Гордеевского района Брянской области, период проживания в указанной зоне - с 26 апреля 1986 г. по 4 сентября 1996 г.

Судом установлено, что Борисенко В.А. отказался от принадлежащего ему жилого дома, имущества и земельного участка, расположенных по адресу: <адрес>, на основании заявления от 19 июня 2008 г., в связи с чем было принято решение о выплате ему денежной компенсации за утраченное имущество в размере 625 260 руб.

Вступившим в законную силу решением Гордеевского районного суда Брянской области от 27 мая 2010 г., за Борисенко В.А. прекращено право собственности на жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, общей площадью 52,5 кв.м, и земельный участок, площадью 583 кв.м по указанному адресу.

За муниципальным образованием Петровобудское сельское поселение Гордеевского района Брянской области признано право муниципальной собственности на данное имущество.

Борисенко В.А. получил денежную компенсацию за утраченное имущество, отказавшись от права собственности на него.

Судом установлено, что истец добровольно выехал из населенного пункта, находящегося в границах зон радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, на территорию Брянского района Брянской области, где с 18 июня 2002 г. и по настоящее время зарегистрирован по адресу: <адрес>.

Согласно распоряжению МУ Мичуринская сельская администрация «О признании нуждающимся в улучшении жилищных условий и постановке на учет граждан в качестве нуждающихся в жилом помещении» от 13 января 2016 г. № 2-р, на основании решения жилищной комиссии № 1 от 12 января 2016 г., Борисенко В.А. признан нуждающимся и поставлен на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий с 13 июня 2016 г., с составом семьи 1 человек.

Вступившим в законную силу решением Брянского районного суда Брянской области от 30 мая 2016 г., установлен факт совместного проживания Борисенко В.А., его супруги Борисенко А.О. и их несовершеннолетних детей Борисенко Е.В., 10 ноября 2007 года рождения, Борисенко А.В., 11 марта 2011 года рождения, по адресу: <адрес>, и наличия между ними семейных отношений.

Решением комиссии по рассмотрению вопросов улучшения жилищных условий отдельных категорий граждан администрации Брянского района Брянской области от 25 июля 2016 г. № 7, на основании указанного выше решения суда в состав семьи Борисенко В.А. для участия в подпрограмме «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015-2020 г.г. были включены супруга истца Борисенко О.А. и их несовершеннолетние дети Борисенко Е.В., Борисенко А.В., в связи с чем состав семьи истца был увеличен до четырех человек.

Постановлением администрации Брянского района Брянской области от 26 января 2018 года № 42 утвержден Порядок реализации основного мероприятия «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации» на территории Брянского района, в соответствии с пунктом 5 которого установлено, что администрация Брянского района Брянской области формирует списки граждан-участников основного мероприятия по категориям граждан, в том числе, граждан, подвергшихся радиационному воздействию вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС.

Согласно выписке из протоколов заседаний комиссии по рассмотрению вопросов улучшения жилищных условий отдельных категорий граждан № 14 от 10 декабря 2019 г. Борисенко В.А. был исключен из состава участников ведомственной целевой программы «Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно- коммунальных услуг» государственной программы РФ «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан РФ», поскольку Борисенко В.А. была выплачена компенсация материального ущерба, за утрату имущества, в связи с выездом за пределы зоны радиоактивного загрязнения в соответствии с п. 4 ст. 17 Закона РФ от 15 мая 1991 г.№ 1244-1.

Письмом администрации Брянского района Брянской области № 5- 2748А от 13 декабря 2019 г. Борисенко В.А. уведомлен о снятии его с учета в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий.

Разрешая исковые требования, суд первой инстанции руководствовался положениями ст. ст. 49, 52 ЖК РФ, ст.ст. 3, 13, 17, 22 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 г. № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», п. 1 постановления Правительства РФ от 21 марта 2006 г. №    153 «О некоторых вопросах реализации основного мероприятия «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации», Правилами выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством», и исходил из того, что истец добровольно выехал из населенного пункта, находящегося в границах зон радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, на территорию Брянского района Брянской области с 18 июня 2002 г., получил компенсацию материального ущерба за утраченное имущество в виде жилого дома и земельного участка, в связи с чем реализовал свое право на возмещение вреда и меры социальной поддержки, и не нашел оснований для удовлетворения исковых требований.

С выводами суда первой инстанции и их правовым обоснованием согласился суд апелляционной инстанции, при этом исходил из того, что действующим законодательством предусмотрены способы восстановления жилищных прав граждан, выехавших из зон, пострадавших в результате аварии на Чернобыльской АЭС: в виде выплаты компенсации за утраченное имущество либо в виде социальной выплаты, удостоверяемой сертификатом. Указанные выплаты имеют своей целью восстановление жилищных прав лиц, добровольно переселяющихся из зон, подвергшихся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, путем приобретения жилого помещения на территории, не пострадавшей в результате аварии на Чернобыльской АЭС. Указанные граждане вправе реализовать один из способов восстановления своих жилищных прав. В связи с тем, что истец получил компенсационную выплату за жилой дом и земельный участок, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что обжалуемое истцом решение администрации Брянского района Брянской области об исключении Борисенко В.А. из состава участников основного мероприятия «Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации», является законным.

Данные выводы нижестоящих инстанций основаны на нормах действующего законодательства, мотивированы со ссылкой на доказательства, обстоятельствам по делу не противоречат и сомнений в законности не вызывают.

В силу статьи 3 Закона РФ от 15 мая 1991 г. № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» гражданам Российской Федерации гарантируются установленные настоящим Законом возмещение вреда, причиненного их здоровью и имуществу вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, возмещение вреда за риск вследствие проживания и работы на территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению, превышающему допустимые уровни в результате чернобыльской катастрофы, а также предоставление мер социальной поддержки.

При наличии у гражданина Российской Федерации права на возмещение вреда и меры социальной поддержки, предусмотренные настоящим Законом, по различным основаниям ему возмещается вред и предоставляются меры социальной поддержки, предусмотренные по всем имеющимся основаниям. При этом одинаковый вред возмещается, а одинаковые меры социальной поддержки предоставляются гражданину Российской Федерации только по одному из оснований по его выбору.

В соответствии с пунктом 11 части 1 статьи 13 Закона РФ от 15 мая 1991 г. № 1244-1 гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, на которых распространяется действие настоящего Закона, относятся граждане, выехавшие добровольно на новое место жительства из зоны проживания с правом на отселение в 1986 году и в последующие годы.

В силу части 1 статьи 22 указанного закона гражданам, указанным в пункте 11 части первой статьи 13 настоящего закона, гарантируются меры социальной поддержки, предусмотренные статьей 17 настоящего закона.

Частью 1 статьи 17 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 г. № 1244-1 предусмотрено право указанных в ней граждан:

на получение единовременной денежной компенсации материального ущерба в связи с утратой имущества, включающая в себя стоимость: строений (жилые помещения, садовые домики, дачи, гаражи, хозяйственные постройки), имевшихся у граждан по состоянию на 1 января 1994 года; домашнего имущества, степень радиоактивного загрязнения которого не позволяет перевезти его на новое место жительства; всех видов сельскохозяйственных животных, подлежащих вынужденному убою, а также утраченных садово-ягодных насаждений, посевов (пункт 4);

на обеспечение нуждающихся в улучшении жилищных условий жилой площадью в размерах и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации, один раз (пункт 7).

При этом предусмотренная пунктом 4 части 1 статьи 17 закона социальная выплата имеет целью восстановление имущественных и жилищных прав лиц, добровольно переселяющихся из зон, подвергшихся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, путем приобретения жилого помещения на территории, не подвергшейся радиационному загрязнению.

Принимая вышеприведенные нормы материального права, суды верно исходили из того, что истец выбрав одну из мер социальной поддержки в виде получения единовременной денежной компенсации материального ущерба реализовал свое имущественное право, в связи с чем, право на участие в ведомственной целевой программе не имеет

В судебных постановлениях приведены результаты оценки представленных сторонами доказательств: объяснений участвующих по делу лиц, письменных доказательств по правилам статьи 67 ГПК РФ, с учетом которых суды пришли к выводу о том, что семья Мельниковых, в том числе истец, реализовала свое право на возмещение вреда и меры социальной поддержки по обеспечению жильем по названному выше Закону.

Судебные постановления соответствуют установленным фактическим обстоятельствам, юридически значимые обстоятельства судами установлены, нормы материального права применены правильно.

Несогласие с оценкой, данной нижестоящими судами доводам сторон и представленным доказательствам, не может быть принято во внимание, поскольку переоценка установленных судами нижестоящих инстанций фактических обстоятельств дела и представленных участниками спора доказательств в силу положений главы 41 ГПК РФ в полномочия суда кассационной инстанции не входит.

Нарушений нижестоящими судами норм процессуального права, приведших к судебной ошибке, не установлено.

Доводы кассационной жалобы сводятся к изложению позиции истца по делу, собственным толкованию закона и оценке доказательств и установленных обстоятельств, и не свидетельствуют о том, что при рассмотрении дела судами первой и апелляционной инстанции были допущены нарушения, влекущие отмену вынесенных судебных постановлений в кассационном порядке.

С учетом изложенного судебная коллегия не находит предусмотренных статьей 379.7 ГПК РФ оснований для удовлетворения кассационной жалобы и отмены судебных постановлений по делу.

Руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Брянского районного суда Брянской области от 8 июня 2020 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Брянского областного суда от 17 ноября 2020 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Борисенко В. А. - без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи:

8Г-3455/2021 [88-5753/2021]

Категория:
Гражданские
Истцы
Борисенко Вячеслав Алексеевич
Ответчики
Администрация Брянского района
Другие
Департамент строительства Брянской области
Мичуринская сельская администрация Брянского района Брянской области
Борисенко Александр Олегович
Департамент семьи, социальной и демографической политики Брянской области
Суд
Первый кассационный суд общей юрисдикции
Судья
Чернова Н.В.
Дело на странице суда
1kas.sudrf.ru
31.03.2021Судебное заседание
31.03.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее