№ 3-58/2015
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
17 декабря 2015 г. г. Петрозаводск
Верховный Суд Республики Карелия в составе
председательствующего судьи Кудряшовой Е.П.
при секретаре Рочевой Е.А.,
с участием представителя административного истца Шумовой Н.В., административного ответчика Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» Кондрашиной С.А., заинтересованного лица представителя администрации Пиндушского городского поселения Ефимова В.Ф.
рассмотрел в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению акционерного общества «Карелия ДСП» об установлении кадастровой стоимости земельных участков равной их рыночной стоимости,
УСТАНОВИЛ:
Акционерное общество «Карелия ДСП» (далее – АО «Карелия ДСП», Общество) обратилось в суд с заявлением об установлении кадастровой стоимости находящихся в собственности земельных участков с кадастровыми номерами: (...); (...); (...); (...); (...); (...), расположенных по (...), категория земель: (...) равной их рыночной стоимости и внесении соответствующих изменений в государственный кадастр недвижимости по названным объектам права.
Определением судьи Верховного Суда Республики Карелия от 09 июля 2015 г. к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечена Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии.
В судебном заседании представитель административного истца Шумова Н.В. просила удовлетворить требования, установить кадастровую стоимость земельных участков равной их рыночной стоимости, установленной заключением экспертизы, выполненной ООО «(...)».
Представитель Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» Кондрашина С.А. просила отказать в удовлетворении требований в части внесения изменений в государственный кадастр недвижимости, считая себя ненадлежащим ответчиком, заключение экспертизы не оспаривала.
Представитель Пиндушского городского поселения Ефимов В.Ф. не возражал против удовлетворения требований административного истца, заключение эксперта не оспаривал.
Представители Правительства Республики Карелия, Управления Росреестра по Республике Карелия, Росреестра, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явились.
Заслушав объяснения явившихся лиц, показания экспертов Ш., Ф.., свидетеля Д., исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующим выводам.
Судом установлено, что Общество, являясь собственником земельных участков с кадастровыми номерами (...), (...), (...), (...), (...), (...), расположенных в (...), платит земельный налог, размер которого исчисляется исходя из кадастровой стоимости недвижимого имущества, что подтверждается копиями кадастровых паспортов земельных участков, свидетельствами о государственной регистрации права собственности.
Отношения по установлению кадастровой стоимости земельных участков регулируются нормами ст.ст.65,66 Земельного кодекса Российской Федерации, Федеральным законом от 29 июля 1998 г. № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации».
В соответствии с п.1 ст.65 Земельного кодекса Российской Федерации от 25 октября 2001 г. № 136-ФЗ (в редакции от 29 декабря 2014 г.) использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.
В силу п.п.2,5 ст.65 названного Кодекса порядок исчисления и уплаты земельного налога устанавливается законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.
Налогоплательщиками налога, в соответствии со ст.388 Налогового кодекса Российской Федерации (часть вторая) от 05 августа 2000 г. №117-ФЗ (в редакции от 29 декабря 2014 г.), признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со ст.389 настоящего Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено настоящим пунктом.
Объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя), на территории которого введен налог (ст.389 Налогового кодекса Российской Федерации (часть вторая)).
Статьей 391 Налогового кодекса Российской Федерации (часть вторая) установлено, что налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом. Налогоплательщики-организации определяют налоговую базу самостоятельно на основании сведений государственного кадастра недвижимости о каждом земельном участке, принадлежащем им на праве собственности или праве постоянного (бессрочного) пользования.
Таким образом, АО «Карелия ДСП», являющееся в силу действующего законодательства плательщиком земельного налога, самостоятельно определяет налоговую базу земельного участка исходя из его кадастровой стоимости.
В соответствии с п.2 ст.66 Земельного кодекса Российской Федерации, для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 данной статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).
Сведения о земельных участках с кадастровыми номерами (...), (...), (...), (...), (...), (...) в государственный кадастр недвижимости внесены в период с 2003-2007 годы.
Кадастровая стоимость земельных участков, сведения о которых содержались в государственном кадастре недвижимости на 01 января 2010 г., определена в размере (...) руб., (...) руб., (...) руб., (...) руб., (...) руб., (...) руб. в результате проведения на основании государственного контракта от 25 декабря 2009 г. №169Д работ по актуализации государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Республики Карелия в 2010-2011 годах. По результатам проведения работ составлен отчет №22-22К/10-10 от 17 июля 2012 г. об определении кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Республики Карелия. Результаты оценки утверждены постановлением Правительства Республики Карелия от 15 мая 2013 г. №158-П.
Данные обстоятельства лицами, участвующими в деле, не оспаривались.
Вместе с тем, п.3 ст.66 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 22 июля 2010 г. №167-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации») установлено, что в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
В соответствии с п.1 ст.66 Земельного кодекса Российской Федерации рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с федеральным законом об оценочной деятельности.
Согласно п.3 Федерального стандарта оценки «Определение кадастровой стоимости объектов недвижимости (ФСО №4)», утвержденного приказом Минэкономразвития России от 22 октября 2010 г. № 508, под кадастровой стоимостью понимается установленная в процессе государственной кадастровой оценки рыночная стоимость объекта недвижимости, определенная методами массовой оценки, или, при невозможности определения рыночной стоимости методами массовой оценки, рыночная стоимость, определенная индивидуально для конкретного объекта недвижимости в соответствии с законодательством об оценочной деятельности.
Преимущество применения рыночной стоимости земельных участков, определяемой в силу п.1 ст. 66 Земельного кодекса Российской Федерации по правилам законодательства об оценочной деятельности, состоит в частности, в том, что ее устанавливают в отношении конкретных земельных участков, а это предполагает большую точность по сравнению с массовой оценкой.
В соответствии со ст.24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 г. №135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде или комиссии. Основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является, в том числе установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Этой статьей установлен перечень документов, прилагаемых к заявлению о пересмотре кадастровой стоимости. Если заявление о пересмотре кадастровой стоимости подается на основании установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости, к заявлению должен прилагаться отчет об оценке, а также положительное экспертное заключение, подготовленное экспертом или экспертами саморегулируемой организации оценщиков, членом которой является оценщик, составивший отчет, о соответствии отчета об оценке рыночной стоимости объекта оценки требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, в том числе требованиям настоящего Федерального закона, федеральных стандартов оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности, требованиям стандартов и правил оценочной деятельности такой саморегулируемой организации оценщиков в случаях, установленных этим уполномоченным федеральным органом, и в порядке, которые предусмотрены порядком создания и работы комиссии.
В то же время установление кадастровой стоимости земельного участка равной его рыночной стоимости, будучи законным способом уточнения одной из основных экономических характеристик указанного объекта недвижимости, само по себе не опровергает предполагаемую достоверность ранее установленных результатов государственной кадастровой оценки земель.
В соответствии с п.11 ч.2 ст.7 Федерального закона от 24 июля 2007 г. №221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» в государственный кадастр недвижимости подлежат включению сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости.
Частью 3 ст.16 названного выше закона предусмотрено, что орган кадастрового учета вправе осуществить кадастровый учет в связи с изменением сведений об объекте недвижимости, в том числе и о его кадастровой стоимости.
Анализ вышеназванных положений закона позволяет сделать вывод о том, что определение кадастровой стоимости земельного участка, внесенной в государственный кадастр недвижимости, возможно посредством указания его рыночной стоимости.
Установление рыночной стоимости, полученной в результате индивидуальной оценки объекта, и внесение ее в качестве кадастровой стоимости направлено, прежде всего, на уточнение результатов массовой оценки, полученной без учета уникальных характеристик конкретного объекта недвижимости. В связи с этим рыночная стоимость, подлежащая внесению в государственный кадастр недвижимости в качестве кадастровой, должна быть сопоставима с результатами массовой оценки и не может быть определена произвольно на произвольную дату.
АО «Карелия ДСП» в обоснование административного иска предоставило отчет об оценке земельных участков, определив их рыночную стоимость по состоянию на 01 января 2010 г., однако правильность и обоснованность отчета не оспаривалась участниками судебного разбирательства только в отношении земельного участка с кадастровым номером (...), в связи с чем по делу была назначена судебная оценочная экспертиза в отношении иных земельных участков.
Суд, изучив и проанализировав заключение эксперта ООО «(...)» №(...) от 04 декабря 2015 г., считает его соответствующим требованиям ст.ст.79, 82 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, а выводы, сделанные экспертом о величине рыночной стоимости объектов оценки, признает обоснованными. Оценив заключение эксперта в совокупности с иными доказательствами, суд не находит оснований ставить их под сомнение.
Согласно заключению повторной судебной оценочной экспертизы рыночная стоимость принадлежащих административному истцу земельных участков, расположенных по (...) с кадастровыми номерами; (...), площадью (...) кв.м, категория земель: (...), разрешенное использование: (...), равной его рыночной стоимости в размере (...) рублей; (...), площадью (...) кв.м, категория земель: (...), разрешенное использование: (...) - (...) рублей; (...), площадью (...) кв.м, категория земель: (...), разрешенное использование: (...) – (...) руб.; (...), площадью (...) кв.м, категория земель: (...), разрешенное использование: (...) - (...) руб.; (...), площадью (...) кв.м, категория земель: (...), разрешенное использование: (...) - (...) руб. по состоянию на 01 января 2010 г.
Рыночная стоимость земельного участка расположенного в (...) с кадастровым номером (...) площадью (...) кв.м составляет (...) руб. на основании отчета об оценке рыночной стоимости земельных участков № (...) от 30 апреля 2015 г.
Из представленного отчета № (...) от 30 апреля 2015 г. об оценке рыночной стоимости земельных участков, выполненный ИП Д. следует, что рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером (...), площадью (...) кв.м, расположенного по (...), категория земель: (...), разрешенное использование: (...) составляет (...) руб. по состоянию на 01 января 2010 г.
В соответствии со ст.12 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены указанным Федеральным законом, признается достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное.
Под экспертизой отчета, в силу ст.17.1 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», понимаются действия эксперта или экспертов саморегулируемой организации оценщиков в целях проверки отчета, подписанного оценщиком или оценщиками, являющимися членами данной саморегулируемой организации, в соответствии с видом экспертизы, в том числе проверки на соответствие требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, в том числе требованиям указанного Федерального закона, федеральных стандартов оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности, и (или) стандартов и правил оценочной деятельности. Результатом экспертизы отчета является положительное или отрицательное экспертное заключение, подготовленное экспертом или экспертами саморегулируемой организации оценщиков.
Правильность и обоснованность отчета № (...) от 30 апреля 2015 г. подтверждена экспертизой, которую провела (...) 22 июня 2015 г., что подтверждается экспертным заключением № (...), из которого следует, что отчет № (...) соответствует требованиям Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», федеральным стандартам оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности, стандартам и правилам оценочной деятельности.
Суд подверг изучению и анализу представленные отчет об определении рыночной стоимости недвижимого имущества и экспертное заключение на отчет.
Сопоставив представленные документы о рыночной стоимости земельных участков, выслушав показания свидетеля Д.., экспертов Ш., Ф., относительно проведенных ими экспертиз, мнения административных ответчиков, заинтересованного лица, суд признает достоверным рыночную стоимость земельных участков в размере (...) руб., (...) руб., (...) руб., (...) руб., (...) руб., (...) руб.
Проведенную судебно-оценочную экспертизу, выполненную ООО «(...)», суд не принимает во внимание, поскольку она не соответствует требованиям ст.ст.82 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Учитывая обстоятельства дела, а также руководствуясь положениями п.24 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 г. № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости», суд приходит к выводу об удовлетворении административного искового заявления.
В соответствии с ч.5 ст.4, ч.3 ст.16 Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости» и ст.24.20 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» установление судом кадастровой стоимости является основанием для органа кадастрового учета внести такую стоимость в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости, в связи с чем в части возложения на орган кадастрового учета обязанности по внесению соответствующих сведений в государственный кадастр недвижимости следует отказать.
Руководствуясь ст.ст. 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление акционерного общества «Карелия ДСП» удовлетворить частично.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером (...), площадью (...) кв.м, расположенного по (...), категория земель: (...), разрешенное использование: (...), равной его рыночной стоимости в размере (...) рублей по состоянию на 01 января 2010 г.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером (...), площадью (...) кв.м, расположенного по (...), категория земель: (...), разрешенное использование: (...), равной его рыночной стоимости в размере (...) рублей по состоянию на 01 января 2010 г.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером (...), площадью (...) кв.м, расположенного по (...), категория земель: (...), разрешенное использование: (...), равной его рыночной стоимости в размере (...) рублей по состоянию на 01 января 2010 г.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером (...), площадью (...) кв.м, расположенного по (...), категория земель: (...), разрешенное использование: (...), равной его рыночной стоимости в размере (...) рублей по состоянию на 01 января 2010 г.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером (...), площадью (...) кв.м, расположенного по (...), категория земель: (...), разрешенное использование: (...), равной его рыночной стоимости в размере (...) рублей по состоянию на 01 января 2010 г.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером (...), площадью (...) кв.м, расположенного по (...), категория земель: (...), разрешенное использование: (...), равной его рыночной стоимости в размере (...) рублей по состоянию на 01 января 2010 г.
Кадастровую стоимость земельных участков установить на период с 01 января 2015 г. и до даты внесения сведений о кадастровой стоимости, определенной в рамках проведения очередной государственной кадастровой оценки, в государственный кадастр недвижимости. Датой подачи заявления считать 23 июня 2015 г., в остальной части иска отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Верховного Суда Республики Карелия в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме с подачей жалобы через Верховный Суд Республики Карелия.
Судья Е.П. Кудряшова
Решение в окончательной форме изготовлено 21 декабря 2015 г.