Судья Цыцаркина С.И. Дело № 33а-2539/2019
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по административным делам Московского областного суда
в составе: председательствующего Вороновой М.Н.,
судей Варламовой Е.А., Елизаровой М.Ю.,
при секретаре Горохове С.Б.
рассмотрела в открытом судебном заседании 21 января 2019 года апелляционную жалобу ФГКУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации на решение Серпуховского городского суда Московской области от 24 октября 2018 года по делу по административному исковому заявлению Шендрика <данные изъяты> к ФГКУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации о признании незаконным решения от 06.06.2018 № 03-22/93/О об отказе во внесении изменений в учетные данные, обязании внести изменения в единый реестр военнослужащих.
Заслушав доклад судьи Вороновой М.Н.,
объяснения представителя Шендрика С.А. - Ушаковой Т.В.,
установила:
Шендрик С.А. обратился в суд с административным исковым заявлением о признании незаконным решения ФГКУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации (далее – ФГКУ «ЗРУЖО» Минобороны РФ) от 06.06.2018 № 03-22/93/О об отказе во внесении изменений в учетные данные; просил суд обязать административного ответчика внести изменения в единый реестр военнослужащих, включив в состав членов его семьи внучку Шендрик Д.В., 03.03.2012 года рождения.
Требования мотивировал тем, что является военнослужащим, уволенным по достижении предельного возраста пребывания на военной службе. В 2018 году во исполнение решения Серпуховского городского суда Московской области от 24.10.2017 по делу № <данные изъяты> ФГКУ «ЗРУЖО» Минобороны РФ включило его с составом семьи 4 человека (он сам, супруга и два сына) в единый реестр военнослужащих, нуждающихся в жилых помещениях. Вместе с тем, в соответствии с решением того же суда от 22.12.2014 по делу № <данные изъяты> к членам его семьи относится внучка – Шендрик Д.В. На заявление о внесении сведений о внучке как о члене семьи в его, истца, учетное дело ответчик ответил отказом. Данный отказ Шендрик С.А. полагал незаконным, нарушающим его права и интересы в сфере жилищного обеспечения.
Решением Серпуховского городского суда Московской области от 24 октября 2018 года административный иск удовлетворен в полном объеме (имеет место быть описка в дате оспариваемого решения ФГКУ: вместо «06.06.2018» суд указал «06.07.2018»).
В апелляционной жалобе ФГКУ «ЗРУЖО» Минобороны РФ просит об отмене данного решения, ссылаясь на ошибочную оценку судом фактических обстоятельств дела, неверное истолкование материального закона, подлежащего применению к возникшим правоотношениям.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и письменных возражений Шендрика С.А. на нее, судебная коллегия пришла к следующему.
Согласно части 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В силу пункта 1 статьи 15 Федерального закона от 27.05.1998 N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" государство гарантирует военнослужащим обеспечение их жилыми помещениями в форме предоставления им денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений либо предоставления им жилых помещений в порядке и на условиях, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, за счет средств федерального бюджета.
Обеспечение жилым помещением военнослужащих-граждан, имеющих общую продолжительность военной службы 10 лет и более, при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями и членов их семей при перемене места жительства осуществляется федеральными органами исполнительной власти и федеральными государственными органами, в которых предусмотрена военная служба, за счет средств федерального бюджета на строительство и приобретение жилого помещения, в том числе путем выдачи государственных жилищных сертификатов (пункт 14 статьи 15 Закона).
Согласно пункту 5 статьи 2 Федерального закона № 76-ФЗ социальные гарантии и компенсации, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, федеральными конституционными законами и федеральными законами, устанавливаются, в том числе, гражданам, уволенным с военной службы в Вооруженных Силах Российской Федерации, и членам их семей, к каковым относятся супруга (супруг), несовершеннолетние дети, дети старше 18 лет, ставшие инвалидами до достижения ими возраста 18 лет, лица, находящиеся на иждивении военнослужащих.
В настоящее время уполномоченным органом Министерства обороны Российской Федерации по вопросам реализации права на жилище военнослужащих в Вооруженных Силах Российской Федерации приказом Министра обороны Российской Федерации от 03.11.2010 N 1455 определен Департамент жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации, который осуществляет свои функции через специализированные организации Министерства обороны Российской Федерации, в частности по Западному военному округу, - через ФГКУ «ЗРУЖО» Минобороны РФ.
Разрешая возникший спор, суд первой инстанции установил, что вступившим в законную силу решением Серпуховского городского суда Московской области от 24.10.2017 по делу № 2а-2686/2017 удовлетворены требования Шендрика С.А.: признано незаконным решение ФГКУ «ЗРУЖО» Минобороны РФ от 28.02.2017 о снятии истца с составом семьи 4 человека с учета нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма; ответчик обязан восстановить Шендрика С.А. на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, с даты признания таковым - 18.03.2010, состав семьи - 4 человека, избранное место жительства - Московская область.
Кроме того, решением Серпуховского городского суда Московской области от 22.12.2014 по делу № 2-3518/2014 по иску Шендрика С.А. к в/ч <данные изъяты> и ФГКУ «ЗРУЖО» Шендрик Д.В., 03.03.2012 года рождения, была признана членом семьи Шендрика С.А. в целях улучшения жилищных условий последнего (л.д. 24-25).
15.02.2018 Шендрик С.А. обратился в ФГКУ «ЗРУЖО» Минобороны РФ с заявлением о восстановлении его на жилищном учете с составом семьи 5 человек согласно двум вышеуказанным решениям суда; копии последних прилагались к заявлению (л.д. 32-33).
ФГКУ «ЗРУЖО» Минобороны РФ в феврале 2018 года восстановило Шендрика С.А. на учете с составом семьи 4 человека (он сам, супруга, два сына - л.д. 14).
Оспариваемым в рамках настоящего дела решением от 06.06.2018 № 03-22/93/О ФГКУ «ЗРУЖО» Министерства обороны РФ отказало во внесении изменений в учетные данные Шендрика С.А. в части включения в состав членов его семьи внучки Шендрик Д.В. (л.д. 10).
Разрешая возникший спор, суд первой инстанции правомерно принял во внимание разъяснения, содержащиеся в пункте 25 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29.05.2014 N 8 "О применении судами законодательства о воинской обязанности, военной службе и статусе военнослужащих", в соответствии с которыми при рассмотрении исков (заявлений) военнослужащих, связанных с осуществлением ими права на жилище, необходимо иметь в виду, что основания и порядок обеспечения военнослужащих жильем регулируются как нормами Федерального закона "О статусе военнослужащих", так и нормами Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), принятыми в соответствии с ЖК РФ другими федеральными законами, а также изданными в соответствии с ними указами Президента Российской Федерации, Постановлениями Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти, принятыми законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления. В связи с изложенным судам следует исходить из того, что гарантированное статьей 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" право военнослужащих и совместно проживающих с ними членов их семей на обеспечение жилыми помещениями в форме предоставления денежных средств за счет средств федерального бюджета на приобретение или строительство жилых помещений либо предоставления жилых помещений должно реализовываться в порядке и на условиях, установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. При решении вопроса о том, кого следует относить к членам семьи военнослужащего, имеющим право на обеспечение жильем, судам следует руководствоваться нормами ЖК РФ и Семейного кодекса Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 статьи 69 Жилищного кодекса РФ к членам семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма относятся проживающие совместно с ним его супруг, а также дети и родители данного нанимателя. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы признаются членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, если они вселены нанимателем в качестве членов его семьи и ведут с ним общее хозяйство.
Шендрик С.А., Шендрик С.П., Шендрик В.С., Шендрик Д.С. и несовершеннолетняя Шендрик Д.В. постоянно зарегистрированы и проживают по адресу: <данные изъяты> Как было указано выше, вступившим в законную силу судебным актом несовершеннолетняя Шендрик Д.В. признана членом семьи Шендрика С.А.
В силу части 2 статьи 64 КАС РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу решением суда по ранее рассмотренному им гражданскому или административному делу либо по делу, рассмотренному ранее арбитражным судом, не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении судом другого административного дела, в котором участвуют лица, в отношении которых установлены эти обстоятельства, или лица, относящиеся к категории лиц, в отношении которой установлены эти обстоятельства.
При таких данных суд первой инстанции пришел к правомерному выводу, что оспариваемое решение ФГКУ «ЗРУЖО» Министерства обороны РФ противоречит положениям действующего законодательства и вступившим в законную силу судебным актам, нарушает право административного истца на получение жилого помещения (жилищной субсидии) с учетом количества совместно проживающих членов его семьи.
Соглашаясь с выводами суда, судебная коллегия не находит оснований к отмене постановленного по делу решения об удовлетворении административного иска Шендрика С.А.
Доводы апелляционной жалобы ФГКУ «ЗРУЖО» Министерства обороны РФ аналогичны доводам, приводившимся административным ответчиком в возражениях по заявленному иску, были предметом рассмотрения и оценки суда первой инстанции; они не опровергают правомерность обжалуемого судебного акта, поскольку направлены на иную, нежели у суда, оценку фактических обстоятельств дела и подлежащих применению к возникшим правоотношениям норм материального права.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 309, 311 КАС РФ, судебная коллегия
определила:
решение Серпуховского городского суда Московской области от 24 октября 2018 года оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи