Дело №2-649/2019
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
04 февраля 2019 года г. Старый Оскол
Старооскольский городской суд Белгородской области в составе:
председательствующего судьи Черных Н.Н.,
при секретаре судебного заседания Проскуриной Ю.В.,
с участием истца Водопьянова С.В., помощника Старооскольского городского прокурора Волчкевич Л.А., поддержавших заявленные требования, представителя ответчика – Анфилофьева П.С. (доверенность от 12.11.2018), частично признавшего иск,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Старооскольского городского прокурора в интересах Водопьянова Сергея Владимировича к обществу с ограниченной ответственностью «Комбинат строительных материалов» о взыскании задолженности по заработной плате и денежных средств, предусмотренных соглашением о расторжении трудового договора, денежной компенсации, компенсации морального вреда,
УСТАНОВИЛ:
Водопьянов С.В. работал с 23.08.2017 по 03.10.2018 в ООО «КСМ» в качестве оператора пульта управления оборудованием в производстве строительных изделий 5 разряда. Уволен 03.10.2018 на основании п.1 ч.1 ст.77 ТК РФ по соглашению сторон.
Дело инициировано иском Старооскольского городского прокурора в интересах Водопьянова С.В., которые с учетом увеличения размера исковых требований просили суд взыскать с ООО «КСМ» в пользу истца невыплаченную заработную плату в размере 34641 рубль 46 копеек, денежные средства, предусмотренные соглашением о расторжении трудового договора, в размере 64455 рублей, денежную компенсацию в размере 1119 рублей 14 копеек, компенсацию морального вреда в размере 100000 рублей.
Исследовав в судебном заседании обстоятельства по представленным сторонами доказательствам, суд признает исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению частично.
Суду представлены убедительные и достаточные доказательства, подтверждающие наличие задолженности у ответчика перед Водопьяновым С.В. по заработной плате, по соглашению о расторжении трудового договора.
Водопьянов С.В. работал с 23.08.2017 по 03.10.2018 в ООО «КСМ» в качестве оператора пульта управления оборудованием в производстве строительных изделий 5 разряда, что подтверждается трудовым договором №83/17 от 23.08.2017, соглашением о расторжении трудового договора от 27.09.2018 и приказом №К219 от 03.10.2018 о прекращении трудового договора.
В соответствии со ст.22 ТК РФ работодатель обязан своевременно выплачивать работнику заработную плату.
В силу ст.21 ТК РФ работник имеет право на своевременную и в полном объеме выплату заработной платы в соответствии со своей квалификацией, сложностью труда, количеством и качеством выполненной работы.
На основании ч.6 ст.136 ТК РФ заработная плата выплачивается не реже чем каждые полмесяца в день, установленный правилами внутреннего трудового распорядка, трудовым договором.
Водопьянов С.В. уволен 03.10.2018 на основании п.1 ч.1 ст.77 ТК РФ по соглашению сторон, что усматривается из приказа №К219 от 03.10.2018.
При прекращении трудового договора выплата всех сумм, причитающихся работнику от работодателя, производится в день увольнения работника, в соответствии со ст.140 ТК РФ.
В нарушение требований ст.140 ТК РФ окончательный расчет ответчиком с заявителем в день его увольнения не был произведен.
Представителем ответчика признано, что у ООО «КСМ» имеется задолженность по заработной плате за август 2018 в сумме 2952 рубля 30 копеек, за сентябрь 2018 в сумме 12069 рублей, за октябрь 2018 в сумме 19620 рублей 16 копеек перед Водопьяновым С.В.. В подтверждение наличия указанной задолженности по заработной плате предоставлена бухгалтерская справка-расчет.
Таким образом, надлежит взыскать с ответчика в пользу Водопьянова С.В. заработную плату за август 2018 в сумме 2952 рубля 30 копеек, за сентябрь 2018 в сумме 12069 рублей, за октябрь 2018 в сумме 19620 рублей 16 копеек.
В силу ст. 211 ГПК РФ, решение суда в части взыскания с ответчика в пользу Водопьянова С.В. заработной платы за август 2018 в сумме 2952 рубля 30 копеек, за сентябрь 2018 в сумме 12069 рублей, за октябрь 2018 в сумме 19620 рублей 16 копеек подлежит немедленному исполнению.
В силу ч.3 ст.11 ТК РФ все работодатели в трудовых отношениях и иных непосредственно связанных с ними отношениях с работниками обязаны руководствоваться положениями трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права.
Главой 27 ТК РФ регламентировано предоставление работникам гарантий и компенсаций, связанных с расторжением трудового договора.
Одним из требований истца было взыскание денежных средств, предусмотренных соглашением о расторжении трудового договора. Так, соглашением о расторжении трудового договора от 27.09.2018, заключенным между Водопьяновым С.В. и ООО «КСМ», предусмотрено, что работодатель в последний день работы выплачивает работнику денежную сумму в размере 64455 рублей.
Сторона ответчика возражала против удовлетворения требований истца о взыскании указанной денежной суммы со ссылкой на то, что данная выплата при увольнении по соглашению сторон не является заработной платой или выходным пособием, не направлена на возмещение работнику затрат, связанных с исполнением им трудовых обязанностей. Указанная выплата не предусмотрена действующей у работодателя системой оплаты труда и противоречит действующему законодательству.
Прекращение трудового договора по соглашению сторон является одним из общих оснований прекращения трудового договора согласно п.1 ч.1 ст.77 ТК РФ.
С истцом заключено соглашение о расторжении трудового договора, предусматривающее выплату работнику индивидуального размера денежной компенсации. Как следует из пояснений истца, данный размер денежной компенсации рассчитан из среднего размера его заработной платы за три месяца. Данный расчет произведен работодателем, который также составил соглашение. Изложенные обстоятельства заключения соглашения о расторжении трудового договора подтверждены представителем ответчика.
При этом, стороной ответчика не оспаривалось в установленном законом порядке вышеуказанное соглашение о расторжении трудового договора, а лишь приводились доводы о несогласии с размером денежной компенсации, установленного в соглашении.
Суд принимает во внимание, что работник в трудовых отношениях является наиболее незащищенной стороной, поскольку работодатель является профессиональным участником данных отношений.
В рассматриваемом случае, заключая соглашение с истцом о расторжении трудового договора, ответчик инициировал его заключение и предложение денежной компенсации, осознавая, что работодателем будет выплачено денежных средств гораздо меньше, чем причиталось бы работнику выплат при сокращении численности или штата общества. Данные действия ответчика расцениваются судом как злоупотребление своим правом, поскольку заключая, подобное соглашение на добровольной основе, работодатель принял на себя обязательства по выплате этой денежной компенсации истцу, а в последующем стал ссылаться на ее незаконность. Следовательно, взыскание денежных сумм, предусмотренных соглашением о расторжении трудового договора, будет соответствовать принципу добросовестности и справедливости.
В связи с чем, суд приходит к выводу о взыскании с ООО «КСМ» денежной суммы, предусмотренной соглашением о расторжении трудового договора, в пользу Водопьянова С.В. в размере 64455 рублей.
В силу ст.ст.22, 56, 136, 142, 236 ТК РФ на работодателе лежит ответственность за соблюдение законодательства.
В соответствии со ст.236 ТК РФ, при нарушении работодателем установленного срока соответственно выплаты заработной платы, оплаты отпуска, выплат при увольнении и (или) других выплат, причитающихся работнику, работодатель обязан выплатить их с уплатой процентов (денежной компенсации) в размере не ниже одной сто пятидесятой действующей в это время ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации от не выплаченных в срок сумм за каждый день задержки начиная со следующего дня после установленного срока выплаты по день фактического расчета включительно. При неполной выплате в установленный срок заработной платы и (или) других выплат, причитающихся работнику, размер процентов (денежной компенсации) исчисляется из фактически не выплаченных в срок сумм.
В исковом заявлении Старооскольский городской прокурор в интересах Водопьянова С.В. просил взыскать денежную компенсацию за несвоевременную выплату причитающихся денежных средств в размере 1119 рублей 14 копеек. В обоснование заявленного размера денежной компенсации предоставлен расчет, который является математически верным, проверен судом и не оспорен ответчиком. При указанных обстоятельствах, суд полагает необходимым взыскать с ООО «КСМ» денежную компенсацию в пользу Водопьянова С.В. в размере 1119 рублей 14 копеек.
Согласно абз. 14 ч. 1 ст. 21 и ст. 237 ТК РФ, подлежат удовлетворению требование Водопьянова С.В. о компенсации морального вреда, причиненного неправомерными действиями работодателя по задержке выплаты заработной платы и денежных средств, предусмотренных соглашением о расторжении трудового договора.
В соответствии со ст.237 ТК РФ, компенсация морального вреда возмещается в денежной форме в размере, определяемом по соглашению работника и работодателя, а в случае спора факт причинения работнику морального вреда и размер компенсации определяются судом независимо от подлежащего возмещению имущественного ущерба.
Размер компенсации морального вреда определяется судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела с учетом объема и характера причиненных работнику нравственных или физических страданий, степени вины работодателя, иных заслуживающих внимания обстоятельств, а также требований разумности и справедливости (ст. 1101 ГК РФ).
Моральный вред, причиненный ответчиком истцу Водопьянову С.В., выразился в нравственных страданиях последнего относительно лишения его средств к существованию.
Суд, с учетом изложенных обстоятельств, полагает разумным и справедливым определить компенсацию морального вреда для взыскания с ООО «КСМ» в размере 3000 рублей в пользу Водопьянова С.В., в удовлетворении остальной части требования о взыскании компенсации морального вреда следует отказать.
Представленные заявителем доказательства являются относимыми, допустимыми, не вызывают у суда сомнений в их достоверности и в совокупности подтверждают обстоятельства истца, на которые он ссылается как на основание своих требований.
Ответчиком не приведено ни одного факта и не представлено ни одного довода, чтобы суд пришел к иному выводу по данному делу.
В силу ст.103 ГПК РФ, п.п.8 п.1 ст.333.20 и п.п.1 п.1 ст.333.19 НК РФ, учитывая, что истец освобожден от уплаты государственной пошлины при подаче иска, с ответчика ООО «КСМ», не освобожденного от уплаты судебных расходов, подлежит взысканию государственная пошлина в сумме 3504 рубля 31 копейку в доход местного бюджета.
Руководствуясь ст.ст. 194 – 199, 211 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Иск Старооскольского городского прокурора в интересах Водопьянова Сергея Владимировича к обществу с ограниченной ответственностью «Комбинат строительных материалов» о взыскании задолженности по заработной плате и денежных средств, предусмотренных соглашением о расторжении трудового договора, денежной компенсации, компенсации морального вреда, - удовлетворить в части.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью «Комбинат строительных материалов» в пользу Водопьянова Сергея Владимировича задолженность по заработной плате за август 2018 в сумме 2952 рубля 30 копеек, за сентябрь 2018 в сумме 12069 рублей, за октябрь 2018 в сумме 19620 рублей 16 копеек, денежные средства, предусмотренные соглашением о расторжении трудового договора, в размере 64455 рублей, денежную компенсацию в размере 1119 рублей 14 копеек, компенсацию морального вреда в размере 3000 рублей.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью «Комбинат строительных материалов» в бюджет Старооскольского городского округа государственную пошлину сумме 3504 рубля 31 копейку.
Решение суда в части взыскания с общества с ограниченной ответственностью «Комбинат строительных материалов» в пользу Водопьянова Сергея Владимировича задолженности по заработной плате за август 2018 в сумме 2952 рубля 30 копеек, за сентябрь 2018 в сумме 12069 рублей, за октябрь 2018 в сумме 19620 рублей 16 копеек подлежит немедленному исполнению, в остальной части решение подлежит исполнению после вступления в законную силу.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Белгородского областного суда путем подачи апелляционной жалобы через Старооскольский городской суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья Н.Н. Черных
Решение в окончательной форме принято 11.02.2019.