Решение по делу № 2-6499/2022 от 19.05.2022

№...

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Сыктывкарский городской суд Республики Коми в составе

председательствующего судьи Шишеловой Т.Л.

при секретаре Панасюк Т.М.

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Сыктывкаре

** ** ** гражданское дело по иску Печеницыной ФИО1 к Государственному учреждению Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Коми о признании решения незаконным и его отмене, обязании включить в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, периодов работы, назначении пенсии и взыскании судебных расходов,

установил:

Печеницына ФИО2 обратилась в суд к ГУ ОПФР по РК с вышеуказанным иском, в обоснование которого указала, что ** ** ** обращалась к ответчику с заявлением о досрочном назначении пенсии по старости по подп. 19 п. 1 ст. 30 Федерального закона № 400-ФЗ "О страховых пенсиях". Решением ответчика №... от ** ** ** в назначении пенсии отказано ввиду отсутствия требуемого стажа работы в связи с педагогической деятельностью. При этом, в специальный стаж не были засчитаны периоды: работы в должности <данные изъяты> Не согласившись с указанным решением, обратилась в суд с настоящим иском, в котором, с учетом последующих дополнений, просит суд:

- признать незаконным решение ГУ ОПФР по РК №... от ** ** ** об отказе в установлении пенсии по старости Печеницыной ФИО3

- обязать ГУ ОПФР по РК включить в стаж педагогической деятельности по п. 19. п. 1 ст. 30 Федерального закона от ** ** ** № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» Печеницыной Е.А. периоды: с ** ** ** по ** ** **; с ** ** ** по ** ** **, с ** ** ** по ** ** **; ** ** **; ** ** **; ** ** **; с ** ** ** по ** ** **; с ** ** ** по ** ** **; с ** ** ** по ** ** **; с ** ** ** по ** ** **; с ** ** ** по ** ** **; ** ** **; ** ** **; ** ** **; ** ** **, указанные в решении об отказе в установлении пенсии от ** ** **, как периоды работы без кода условий, дающих право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью.

- обязать ГУ ОПФР по РК включить в стаж педагогической деятельности по п. 19. п. 1 ст. 30 Федерального закона от ** ** ** № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» Печеницыной Е.А. периоды: с ** ** ** по ** ** **, с ** ** ** по ** ** **, с ** ** ** по ** ** **, с ** ** ** по ** ** **, с ** ** ** по ** ** **, с ** ** ** по ** ** **, с ** ** ** по ** ** **, с ** ** ** по ** ** **, с ** ** ** по ** ** **, с ** ** ** по ** ** **, с ** ** ** по ** ** **, с ** ** ** по ** ** **, с ** ** ** по ** ** **, с ** ** ** по ** ** **, с ** ** ** по ** ** **, с ** ** ** по ** ** **, с ** ** ** по ** ** **, указанные в решении об отказе в установлении пенсии от ** ** **, как периоды работы не на полную ставку;

- обязать ГУ ОПФР по Республике Коми назначить Печеницыной ФИО4 досрочную страховую пенсию по старости с момента наступления права на неё, т.е. с ** ** **

- взыскать с ГУ ОПФР по РК судебные расходы, понесенные Печеницыной ФИО5 в т.ч. расходы на оплату государственной пошлины в размере 300 рублей и расходы на оплату услуг представителя – 50 000 рублей.

Определением суда от ** ** ** к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено <данные изъяты>

В судебном заседании истец не присутствует, направила для участия в деле своего представителя.

Представитель истца на удовлетворении заявленных требований настаивает по основаниям, приведенным в иске.

Представитель ответчика иск не признает по доводам, изложенным в письменном отзыве.

Представитель третьего лица заявленные требования поддержала.

Суд счел возможным рассмотреть дело при имеющейся явке лиц, по представленным письменным доказательствам, по правилам ст. 167 ГПК РФ.

Заслушав пояснения представителей сторон, объяснения представителя третьего лица исследовав письменные материалы дела в их совокупности, суд приходит к следующему.

Конституция Российской Федерации в соответствии с целями социального государства, закрепленными в ее статье 7 (часть 1), гарантирует каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (статья 39, часть 1).

С ** ** ** и по настоящее время Печеницына ФИО6. осуществляет трудовую деятельность в образовательном учреждении, что подтверждается письменными материалами дела, в т.ч. трудовой книжкой истца.

** ** ** истец обратилась в ГУ ОПФР по РК с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности.

Решением ОПФР №... от ** ** **, ввиду отсутствия требуемого стажа работы в связи с педагогической деятельностью, в назначении досрочной страховой пенсии по старости истцу отказано; поскольку документами, представленными истцом, подтвержден стаж работы в связи с педагогической деятельностью (по состоянию на ** ** **) ** ** **. При этом из указанного стажа исключены оспариваемые истцом периоды.

Закрепляя право каждого на социальное обеспечение при наступлении названных и иных предусмотренных законом случаев (социальных рисков), Конституция Российской Федерации вместе с тем не регулирует условия и порядок предоставления конкретных видов социального обеспечения, а также не определяет, с использованием какого организационно-правового механизма оно реализуется, - эти вопросы, как следует из статей 39 (часть 2), 71 (пункт "в"), 72 (пункты "б" и "ж" части 1) и 76 (части 1 и 2) Конституции Российской Федерации, решаются законодателем.

В соответствии с подп. 19 п. 1 ст. 30 Федерального закона № 400-ФЗ "О страховых пенсиях" страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.

В силу ч. 2, 3, 4 ст. 30 указанного Закона, Список соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации. Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии. Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности).

Отсюда, оценивая правовые позиции сторон, суд исходит из следующего.

Материалами дела установлено, что с ** ** ** Печеницына ФИО7. принята на работу в <данные изъяты>

Приказом №... от ** ** ** переведена <данные изъяты>; приказом №... от ** ** **<данные изъяты>

Приказом от ** ** ** №..., Печеницына ФИО8 назначена на должность <данные изъяты>

В этой связи, рассматривая требования истца о включении в стаж работы, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости периодов работы в должности <данные изъяты>, суд руководствуется следующим.

Установлено, что оспариваемые периоды работы Печеницыной ФИО9 протекали в период действия Списка должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность … и Правил исчисления периодов работы … (утв. Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002г. № 781), действующего после 14 ноября 2002 года.

Пунктом 3 Правил предусмотрено, что работа в должностях, указанных в пункте 1 раздела "Наименование должностей" списка, засчитывается в стаж работы при условии ее выполнения в учреждениях, указанных в пунктах 1.1 - 1.14 раздела "Наименование учреждений" списка, а работа в должностях, указанных в пункте 2 раздела "Наименование должностей" списка, в учреждениях, указанных в пункте 2 раздела "Наименование учреждений" списка.

В пункте 1 раздела "Наименование должностей" Списка предусмотрена должность "учитель", "заместитель директора, деятельность которого связана с образовательным (воспитательным) процессом", а также "воспитатель" и "социальный педагог", в пункте 1.1 раздела "Наименование учреждений" предусмотрены "школы всех наименований".

Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации в своих определениях от 20 октября 2005 года, от 18 апреля 2006 года и от 21 декабря 2006 года, в действующей системе пенсионного обеспечения установление для лиц, осуществлявших педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, льготных условий приобретения права на трудовую пенсию по старости направлено, главным образом, на защиту от риска утраты профессиональной трудоспособности ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста. Поэтому право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости связывается не с любой работой в образовательных учреждениях, а лишь с такой, выполнение которой сопряжено с повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными характером профессиональной деятельности, а именно деятельности, связанной с воспитанием детей (педагогической деятельности).

В ходе судебного разбирательства установлено, что в периоды работы в должности <данные изъяты>, Печеницына ФИО10 имела, кроме основной работы, дополнительную учебную нагрузку.

В подтверждение выполнения Печеницыной дополнительных обязанностей, связанных с учебной нагрузкой, суду представлены следующие документы:

1) справка, уточняющая особый характер работы или условия труда, необходимые для определения права на досрочную страховую пенсию по старости в соответствии со ст. 30 п. 1 подп. 19 Федерального закона № 400-ФЗ от 28.12.2013 «О страховых пенсиях» от 20.06.2022 № 5104;

2) приказы и тарификационные списки за оспариваемые периоды, согласно которым Печеницына, наряду с исполнением обязанностей <данные изъяты>, а впоследующем <данные изъяты> выполняла следующие обязанности:

- с ** ** ** по ** ** **<данные изъяты>

- с ** ** ** по ** ** **<данные изъяты>

- с ** ** ** по ** ** **<данные изъяты>

- с ** ** ** по ** ** **<данные изъяты>

- с ** ** ** по ** ** **<данные изъяты>

- с ** ** ** по ** ** **<данные изъяты>

- с ** ** ** по ** ** **<данные изъяты>

- с ** ** ** по ** ** **<данные изъяты>

- с ** ** ** по ** ** **<данные изъяты>

- с ** ** ** по ** ** **<данные изъяты>

- с ** ** ** по ** ** **<данные изъяты>

- с ** ** ** по ** ** **<данные изъяты>

3) лицевые счета истца, из которых следует, что заработная плата начислялась Печеницыной ФИО11, как по должности <данные изъяты>, так и по должностям <данные изъяты>, в т.ч. за <данные изъяты>.

Доказано также, что <данные изъяты> являлось учебным заведением, расположенным в сельской местности.

Отсюда, оценивая правовые позиции сторон, суд руководствуется следующим.

Согласно п. 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 года № 781, периоды выполнявшейся до 1 сентября 2000 года работы в должностях в учреждениях, указанных в списке, засчитываются в стаж работы независимо от условия выполнения в эти периоды нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), а начиная с 1 сентября 2000 года - при условии выполнения (суммарно по основному и другим местам работы) нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), установленной за ставку заработной платы (должностной оклад), за исключением случаев определенных настоящими Правилами.

Вышеуказанными Правила не содержат ограничений на суммирование рабочего времени работы по разным должностям, - наоборот п. 4 гласит, что итоговая выработанная норма рабочего времени может определяться сложением ставки должностного оклада и отработанной ставки учебной нагрузки (ставка заработной платы) для часов преподавательской работы (п.2 положения к Постановлению Правительства РФ от 03.04.2003 № 191).

Согласно примечанию 1 к абз.1 Приложения к постановлению Правительства РФ от 03.04.2003 № 191 «Продолжительность рабочего времени (норма часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников образовательных учреждений включает преподавательскую учебную работу, воспитательную, а также другую педагогическую работу, предусмотренную должностными обязанностями и режимом рабочего времен, утвержденными в установленном порядке».

В п. 6 вышеуказанных Правил предусмотрено, что работа учителя расположенных в сельской местности общеобразовательных школ всех наименований (за исключением вечерних (сменных) и открытых (сменных) общеобразовательных школ) включается в стаж работы независимо от объема выполняемой учебной нагрузки.

Кроме того, согласно пп. «б» п. 8 Правил, в специальный стаж засчитывается выполнявшаяся при нормальной или сокращенной продолжительности рабочего времени, предусмотренной трудовым законодательством, работа в должности заместителя директора по учебной, воспитательной, учебно-воспитательной, и другой работе, непосредственно связанной с воспитательным процессом, учреждений указанных в пп.1.1., 1.7, 1.9 и 1.10 раздела «Наименование учреждений», независимо от времени, когда выполнялась эта работа, а также ведение преподавательской работы.

В этой связи, исходя из анализа совокупности вышеприведенных правовых норм и установленных обстоятельств дела, суд приходит к выводу о том, что в оспариваемые периоды времени: с ** ** ** по ** ** **, с ** ** ** по ** ** **, с ** ** ** по ** ** **, с ** ** ** по ** ** **, с ** ** ** по ** ** **, с ** ** ** по ** ** **, с ** ** ** по ** ** **, с ** ** ** по ** ** **, с ** ** ** по ** ** **, с ** ** ** по ** ** **, с ** ** ** по ** ** **, с ** ** ** по ** ** **, с ** ** ** по ** ** **, с ** ** ** по ** ** **, с ** ** ** по ** ** **, с ** ** ** по ** ** **, с ** ** ** по ** ** **, с ** ** ** по ** ** **, с ** ** ** по ** ** ** истец осуществляла педагогическую деятельность в образовательном учреждении для детей в объеме не менее ставки, за что получала заработную плату, из которой производились отчисления страховых взносов в пенсионный фонд.

Отсюда, суд полагает возможным, применяя к спорным правоотношениям Правила исчисления периодов работы, утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года № 781, включить оспариваемые периоды в стаж работы Печеницыной ФИО12 в связи с педагогической деятельностью, несмотря на объем замещаемой ставки и выполняемой истцом учебной нагрузки по основной должности; поскольку Правилами № 781 права учителей сельских школ в части зачета периодов их работы в специальный стаж по сравнению с ранее действовавшими Правилами и Списками расширены (Определение Верховного Суда РФ от 18.03.2005 № 6-В05-2). Эффективная и скоординированная схема государственных пенсий исключает правовую неопределенность, не дает основание ответчику трактовать те или иные правовые нормы по данным правоотношениям в свою пользу, и в конечном итоге, не должна ухудшать положение истца.

Заслуживают внимания и доводы Печеницыной о включении в стаж педагогической деятельности дней карантина, по следующим основаниям.

Как следует из позиции стороны истца, и данные обстоятельства подтверждены документально работодателем истца в виде изданных приказов, дни карантина определяются для учащихся, но не для учителей, соответственно, в указанные дни педагоги осуществляют деятельность по подготовке к учебному процессу, необходимую непосредственно для педагогической деятельности. Кроме того, учебную нагрузку за учебный год преподаватели вырабатывают полностью, несмотря на наличие актированных дней, за указанные дни педагогам начисляется заработная плата, с которой уплачиваются страховые взносы в пенсионный фонд. Указанные доводы ответчиком не опровергнуты.

Более того, согласно Приказа Минобрнауки РФ от ** ** ** №... "Об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха педагогических и других работников образовательных учреждений", периоды отмены учебных занятий (образовательного процесса) для обучающихся, воспитанников по санитарно-эпидемиологическим, климатическим и другим основаниям являются рабочим временем педагогических и других работников образовательного учреждения. В периоды отмены учебных занятий (образовательного процесса) в отдельных классах (группах) либо в целом по образовательному учреждению по санитарно-эпидемиологическим, климатическим и другим основаниям учителя и другие педагогические работники привлекаются к учебно-воспитательной, методической, организационной работе в порядке и на условиях, предусмотренных в разделе IV настоящего Положения, согласно которому в данный период педагогические работники осуществляют педагогическую, методическую, а также организационную работу, связанную с реализацией образовательной программы, в пределах нормируемой части их рабочего времени (установленного объема учебной нагрузки (педагогической работы)), определенной им, и времени, необходимого для выполнения работ, предусмотренных пунктом 2.3 настоящего Положения, с сохранением заработной платы в установленном порядке.

Из представленных суду документов следует, что в период с ** ** ** по ** ** ** учебное заведение, где истец осуществляла педагогическую деятельность, было закрыто для обучающихся в связи с введением карантина.

Между тем, в указанные периоды на другую работу Печеницына ФИО13 не переводилась, выполнение каких-либо иных трудовых обязанностей, ей не поручалось; последней начислялась заработная плата по занимаемой должности учителя, согласно тарификации (1,22 ставки учителя) из которой производились отчисления в ПФ РФ.

Таким образом, поскольку основным принципом для включения в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, является выполнение работы по установленной профессии (должности) постоянно в течение полного рабочего дня, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, то, очевидно, что во время актированных дней истец выполняла свои трудовые обязанности, исходя из указаний работодателя, являющихся для нее обязательными. Во время карантинов истец также выполняла трудовые обязанности с учетом требований, установленных приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 27 марта 2006 года № 69; поэтому эти периоды, по мнению суда, подлежат зачету в стаж работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости.

Соответственно, в стаж педагогической деятельности истца подлежит включению период карантина с ** ** **.

Подлежащими удовлетворению суд находит и заявленные требования о включении в стаж работы, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, курсов повышения квалификации, семинаров по нижеприведенным основаниям.

В соответствии с п. 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение прудовой пенсии по старости в соответствии со ст. 27 и 28 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 11.07.2002 в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд РФ. Периоды такой работы засчитываются в стаж в календарном порядке, если иное не предусмотрено настоящими Правилами и иными нормативными правовыми актами.

Статьями 112 КЗоТ РФ, 187 ТК РФ предусмотрено, что в случае направления работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняется место работы (должность) и средняя заработная плата.

Пунктом 3 "Положения об особенностях направления работников в служебные командировки", утвержденного Постановлением Правительства РФ от 13.10.2008 № 749, установлено, что работники направляются в командировки на основании письменного решения работодателя на определенный срок для выполнения служебного поручения вне места постоянной работы.

Согласно п. 5 Положения, оплата труда работника в случае привлечения его к работе в выходные или нерабочие праздничные дни производится в соответствии с трудовым законодательством Российской Федерации.

Фактический срок пребывания работника в командировке определяется по проездным документам, представляемым работником по возвращении из командировки (п. 7).

В силу п. 9 Положения, средний заработок за период нахождения работника в командировке, а также за дни нахождения в пути, в том числе за время вынужденной остановки в пути, сохраняется за все дни работы по графику, установленному в командирующей организации.

Поэтому период нахождения на курсах повышения квалификации является периодом работы с сохранением средней заработной платы, с которой работодатель должен производить отчисление страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.

Из представленных суду приказов работодателя, лицевых счетов следует, что в периоды: с ** ** ** по ** ** **, ** ** **, ** ** **, ** ** **, с ** ** ** по ** ** **, ** ** ** истец направлялась на курсы повышения квалификации и участвовала в семинарах. При этом, в указанные периоды за Печеницыной ФИО14 сохранялось постоянное место работы; ей выплачивалась заработная плата, что не оспаривается представителем ответчика.

Отсюда, исходя из анализа совокупности вышеуказанных правовых норм, поскольку время нахождения на курсах повышения квалификации и участия в семинарах относилось к рабочему времени истца, за данное время последней производилась выплата заработной платы, с которой работодатель производил отчисление страховых взносов; истец имеет право на зачет оспариваемых периодов в специальный стаж.

Рассматривая требования истца о включении в стаж ее работы нерабочих праздничных дней ** ** **, ** ** **, ** ** **, суд исходит из следующего.

Конституцией Российской Федерации определены предметы ведения Российской Федерации (статья 71), предметы совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов (статья 72), а также полномочия субъектов Российской Федерации вне пределов ведения Российской Федерации и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения (статья 73).

По предметам совместного ведения издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации (часть 2 статьи 76 Конституции Российской Федерации).

Сфера защиты прав и свобод человека и гражданина, трудовое законодательство находятся в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов (пункты "б", "к" статьи 72 Конституции Российской Федерации).

Учитывая историческую значимость становления государственности Республики Коми, Законом Республики Коми от 05.05.2014 № 30-РЗ "О Дне Республики Коми" 22 августа объявлено Днем Республики Коми.

Этим же Законом установлено, что 22 августа - День Республики Коми - является государственным праздником Республики Коми, дополнительным нерабочим праздничным днем, который отмечается ежегодно.

Вопросы предоставления дополнительного нерабочего праздничного дня в федеральных органах исполнительной власти и их территориальных органах, органах местного самоуправления в Республике Коми, организациях, финансируемых за счет средств федерального или местных бюджетов, а также в организациях иных форм собственности, расположенных на территории Республики Коми, решаются ими самостоятельно с учетом положений федерального законодательства.

В силу пункта 5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (далее - Правила), утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 года № 516, в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, кроме периодов работы включаются также периоды получения пособия по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности, а также периоды ежегодных основного и дополнительных оплачиваемых отпусков.

Отсутствие в названных Правилах прямого указания на возможность включения в специальный стаж периодов нерабочих праздничных дней, в том числе установленных в субъектах Российской Федерации, равно как и выходных дней, не является основанием для исключения данных периодов из стажа на соответствующих видах работ.

В этой связи, принимая во внимание, что во время нерабочих праздничных дней ** ** **, ** ** **, ** ** ** за истцом сохранялось место работы, ей выплачивалась заработная плата, суд полагает возможным включить указанные периоды в стаж работы Печеницыной ФИО15. в связи с педагогической деятельностью, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости.

Что касается заявленных истцом требований об обязании назначить страховую пенсию по старости по подп. 19 п. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», с момента за её обращением, то, по мнению суда, удовлетворению они не подлежат, поскольку в силу ч. 1 ст. 22 Федерального закона от 28.12.2013г. № 400-ФЗ "О страховых пенсиях", страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.

С учетом включенных настоящим решением в стаж педагогической деятельности Печеницыной периодов работы, карантина, курсов повышения квалификации, нерабочих праздничных дней, требуемый стаж педагогической деятельности – 25 лет выработан истцом по состоянию на ** ** **

Между тем, с ** ** ** года Федеральным законом от 03.10.2018 № 350-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий", внесены изменения, согласно которым срок, с которого назначается страховая пенсия по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность не менее 25 лет, ежегодно увеличивается на 12 месяцев (Приложение № 7 к Федеральному закону № 400-ФЗ).

Для лиц, у которых стаж педагогической деятельности не менее 25 лет, будет выработан в 2021 году, предусмотрены переходные положения, когда сроки назначения пенсии, указанные в Приложении № 7 к Федеральному закону № 400-ФЗ, уменьшаются на 6 месяцев (ч. 3 ст. 10 Федерального закона № 350-ФЗ).

Так, если стаж педагогической деятельности 25 лет будет выработан в 2021 году, право на пенсию возникнет через 36 месяцев после того, как такой стаж будет полностью выработан.

Соответственно, с учетом вышеприведенных правовых норм, право на назначение страховой пенсии по старости по подп. 19 п. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» определится у Печеницыной ФИО16 лишь ** ** **

Рассматривая заявленные требования о взыскании с ответчика понесенных по делу судебных расходов, судом принято во внимание, что согласно ст. 88 ГПК РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела.

Статья 94 ГПК РФ к издержкам, связанным с рассмотрением дела, относит, в частности, расходы на оплату услуг представителей.

Пунктом 10 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 21.01.2016 № 1 разъяснено, что лицо, заявляющее о взыскании судебных издержек, должно доказать факт их несения, а также связь между понесенными указанным лицом издержками и делом, рассматриваемым в суде с его участием.

Как следует из материалов дела, ** ** ** между ФИО17 и Печеницыной ФИО18 заключен договор об оказании юридических услуг, в рамках которого за представление её интересов по вышеуказанному делу заявителем уплачено 50 000 рублей, что подтверждается представленной суду распиской.

Согласно абзацу второму пункта 11 вышеуказанного Постановления, в целях реализации задачи судопроизводства по справедливому публичному судебному разбирательству, обеспечения необходимого баланса процессуальных прав и обязанностей сторон суд вправе уменьшить размер судебных издержек, в том числе расходов на оплату услуг представителя, если заявленная к взысканию сумма издержек, исходя из имеющихся в деле доказательств, носит явно неразумный (чрезмерный) характер.

Расходы на оплату услуг представителя, понесенные лицом, в пользу которого принят судебный акт, взыскиваются судом с другого лица, участвующего в деле, в разумных пределах (п. 12 вышеуказанного Постановления).

В силу п. 13 названного Постановления разумными следует считать такие расходы на оплату услуг представителя, которые при сравнимых обстоятельствах обычно взимаются за аналогичные услуги. При определении разумности могут учитываться объем заявленных требований, цена иска, сложность дела, объем оказанных представителем услуг, время, необходимое на подготовку им процессуальных документов, продолжительность рассмотрения дела и другие обстоятельства. Разумность судебных издержек на оплату услуг представителя не может быть обоснована известностью представителя лица, участвующего в деле.

При таких обстоятельствах, принимая во внимание характер рассмотренного спора, объем правовой помощи, оказанной Печеницыной ФИО19 ее представителем (подготовка искового заявления, дополнений к иску, участие в судебных заседаниях); то обстоятельство, что заявленные требования удовлетворены судом частично; руководствуясь принципами разумности, соразмерности и справедливости, суд полагает, что заявителю подлежат возмещению расходы на оплату услуг представителя в размере 20 000 рублей.

В то же время, оснований для взыскания с ответчика понесенных истцом судебных расходов в виде расходов по уплате госпошлины в размере 300 рублей суд не усматривает.

Так, в силу подп. 19 п. 1 ст. 333.36 НК РФ от уплаты государственной пошлины освобождаются государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым Верховным Судом Российской Федерации, судами общей юрисдикции, мировыми судьями, в качестве истцов (административных истцов) или ответчиков (административных ответчиков).

В соответствии с пп. 1, 2 Положения о Пенсионном фонде Российской Федерации (России), утвержденного постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. № 2122-1, Пенсионный фонд Российской Федерации (России) образован в целях государственного управления финансами пенсионного обеспечения в Российской Федерации. Пенсионный фонд Российской Федерации и его денежные средства находятся в государственной собственности Российской Федерации. Денежные средства Пенсионного фонда Российской Федерации не входят в состав бюджетов, других фондов и изъятию не подлежат.

Средства Пенсионного фонда Российской Федерации направляются на выплату в соответствии с действующим на территории Российской Федерации законодательством, межгосударственными и международными договорами государственных пенсий в том числе гражданам, выезжающим за пределы Российской Федерации (абзац второй п. 6 Положения о Пенсионном фонде Российской Федерации).

Указом Президента Российской Федерации от 27 сентября 2000 г. № 1709 "О мерах по совершенствованию управления государственным пенсионным обеспечением в Российской Федерации" в целях совершенствования управления государственным пенсионным обеспечением в Российской Федерации за Пенсионным фондом Российской Федерации и его территориальными органами закреплены полномочия по выплате государственных пенсий (п. 1 названного Указа Президента Российской Федерации).

Федеральный закон от 15 декабря 2001 г. № 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 167-ФЗ), как следует из его преамбулы, устанавливает организационные, правовые и финансовые основы обязательного пенсионного страхования в Российской Федерации.

Частью 1 ст. 5 Федерального закона № 167-ФЗ установлено, что обязательное пенсионное страхование в Российской Федерации осуществляется страховщиком, которым является Пенсионный фонд Российской Федерации. Пенсионный фонд Российской Федерации (государственное учреждение) и его территориальные органы составляют единую централизованную систему органов управления средствами обязательного пенсионного страхования в Российской Федерации, в которой нижестоящие органы подотчетны вышестоящим.

Пенсионный фонд Российской Федерации обязан обеспечивать целевое использование средств обязательного пенсионного страхования, а также осуществлять контроль за их использованием, в том числе на основе данных индивидуального (персонифицированного) учета (абзац восьмой п. 2 ст. 13 Федерального закона № 167-ФЗ).

Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в п. 3 постановления от 25 июня 2001 г. № 9-П, Пенсионный фонд Российской Федерации выполняет, по сути, функции страховщика, осуществляющего оперативное управление средствами обязательного (государственного) пенсионного страхования, и обеспечивает назначение и своевременную выплату государственных пенсий. Следовательно, Пенсионный фонд Российской Федерации наделен публично-властными полномочиями по обеспечению конституционного права на государственную пенсию, в том числе полномочием по назначению указанных пенсий, именно законом и такие полномочия относятся к сфере функционирования исполнительной власти и ее органов.

Как следует из материалов дела, причиной обращения Печеницыной ФИО20 в суд с иском явилось её несогласие с решением пенсионного органа об отказе в досрочном назначении страховой пенсии по старости.

Таким образом, исходя из приведенного выше, участие пенсионного органа в рассмотрении данного дела в качестве ответчика, обусловлено осуществлением пенсионным органом публично-властных полномочий, направленных на защиту государственных интересов в сфере государственного регулирования обязательного пенсионного страхования, назначения и выплаты пенсий по государственному пенсионному обеспечению и страховых пенсий по старости в Российской Федерации, в связи с чем оснований для взыскания с ответчика судебных расходов в виде расходов по уплате госпошлины суд не находит.

Отсюда, рассмотрев дело в пределах заявленных требований и по заявленным основаниям, применительно к обстоятельствам возникшего спора, положениям ст.56, 57 ГПК РФ, оценив относимость, допустимость и достоверность, а также достаточность и взаимную связь представленных сторонами доказательств в их совокупности, руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд

решил:

Иск Печеницыной ФИО21 (...) о признании решения незаконным и его отмене, обязании включить в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, периодов работы, назначении пенсии и взыскании судебных расходов – удовлетворить в части.

Признать незаконным и отменить решение Государственного учреждения Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Коми от ** ** ** №... об исключении из стажа работы Печеницыной ФИО22 в связи с педагогической деятельностью, дающего право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, периодов: работы в должности <данные изъяты> с ** ** ** по ** ** **, с ** ** ** по ** ** **, с ** ** ** по ** ** **, с ** ** ** по ** ** **, с ** ** ** по ** ** **, с ** ** ** по ** ** **, с ** ** ** по ** ** **, с ** ** ** по ** ** **, с ** ** ** по ** ** **, с ** ** ** по ** ** **, с ** ** ** по ** ** **, с ** ** ** по ** ** **, с ** ** ** по ** ** **, с ** ** ** по ** ** **, с ** ** ** по ** ** **, с ** ** ** по ** ** **, с ** ** ** по ** ** **, с ** ** ** по ** ** **, с ** ** ** по ** ** **, с ** ** ** по ** ** **; курсов повышения квалификации и участия в семинарах: с ** ** ** по ** ** **, ** ** **, ** ** **, ** ** **, с ** ** ** по ** ** **, ** ** **; карантина: с ** ** ** по ** ** **; нерабочих праздничных дней ** ** **, ** ** **, 22.08.2021

Обязать Государственное учреждение Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Коми включить в стаж работы Печеницыной ФИО23 в связи с педагогической деятельностью, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, периодов: работы в должности <данные изъяты> с ** ** ** по ** ** **, с ** ** ** по ** ** **, с ** ** ** по ** ** **, с ** ** ** по ** ** **, с ** ** ** по ** ** **, с ** ** ** по ** ** **, с ** ** ** по ** ** **, с ** ** ** по ** ** **, с ** ** ** по ** ** **, с ** ** ** по ** ** **, с ** ** ** по ** ** **, с ** ** ** по ** ** **, с ** ** ** по ** ** **, с ** ** ** по ** ** **, с ** ** ** по ** ** **, с ** ** ** по ** ** **, с ** ** ** по ** ** **, с ** ** ** по ** ** **, с ** ** ** по ** ** **, с ** ** ** по ** ** **; курсов повышения квалификации и участия в семинарах: с ** ** ** по ** ** **, ** ** **, ** ** **, ** ** **, с ** ** ** по ** ** **, ** ** **; карантина: с ** ** ** по ** ** **; нерабочих праздничных дней ** ** **, ** ** **, ** ** **.

Взыскать с Государственного учреждения Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Коми в пользу Печеницыной ФИО24 понесенные по делу судебные расходы в виде расходов на оплату услуг представителя в размере 20 000 (двадцать тысяч) рублей.

В удовлетворении требований, заявленных к Государственному учреждению Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Коми о назначении страховой пенсии по старости по подп. 19 п. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» с 28.02.2022 года, взыскании понесенных по делу судебных расходов в виде расходов по уплате государственной пошлины, Печеницыной ФИО25 - отказать.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Верховный Суд Республики Коми через Сыктывкарский городской суд в течение месяца со дня составления мотивированного решения.

Председательствующий

Мотивированное решение составлено ** ** **

2-6499/2022

Категория:
Гражданские
Истцы
Печеницына Елена Александровна
Ответчики
ОПФРФ
Другие
Маркелова Татьяна Владимировна
МБОУ "Выльгортская средняя общеобразовательная школа № 2" имени В. П. Налимова
Суд
Сыктывкарский городской суд Республики Коми
Судья
Шишелова Татьяна Леонидовна
Дело на странице суда
syktsud.komi.sudrf.ru
19.05.2022Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
21.05.2022Передача материалов судье
26.05.2022Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
26.05.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
26.05.2022Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
20.06.2022Судебное заседание
22.07.2022Судебное заседание
07.09.2022Судебное заседание
27.09.2022Судебное заседание
14.10.2022Судебное заседание
14.10.2022
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее