Дело № 2-3655/2016

ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Ленинский районный суд города Омска в составе

председательствующего судьи Авдеевой Л.В.

при секретаре судебного заседания Зайцевой М.А.

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Омске 27 мая 2016 года

гражданское дело по иску Омского транспортного прокурора в защиту прав и свобод неопределенного круга лиц к ОАО «Российские железные дороги» в лице Дирекции железнодорожных вокзалов – филиала ОАО «РЖД» об обязании устранить нарушения закона,

УСТАНОВИЛ:

Омский транспортный прокурор обратился в суд с иском в защиту прав и свобод неопределенного круга лиц к ОАО «Российские железные дороги» в лице Дирекции железнодорожных вокзалов – филиала ОАО «РЖД» об обязании устранить нарушения закона, ссылаясь на то, что Омской транспортной прокуратурой проведена проверка соблюдения законодательства о защите прав потребителей услуг железнодорожного транспорта, в том числе инвалидов и маломобильной категории граждан, в ходе которой установлено, что ОАО «РЖД», как федеральным законодательством по обеспечению беспрепятственного доступа и пользования железнодорожным вокзалом станции Омск-Пассажирский Западно-Сибирской железной дороги. Действующее законодательство предусматривает обязательную установку при входах в здания массового посещения, включая вокзалы, для инвалидов по зрению информационной мнемосхемы (тактильной схемы движения), отображающей информацию о помещениях в здании, и тактильных направляющих полос. Согласно информации Западно-Сибирской региональной дирекции железнодорожных вокзалов от ДД.ММ.ГГГГ. Западно-Сибирское здание железнодорожного вокзала станции Омск-Пассажирский Западно-Сибирской железной дороги, расположенное по адресу: <адрес>, находится в собственности ОАО «РЖД». До настоящего времени на железнодорожном вокзале станции Омск-Пассажирский Западно-Сибирской железной дороги отсутствует информационная мнемосхема (тактильная схема движения), отображающая информацию о помещениях в здании, и тактильных направляющих полос. Отсутствие информационной мнемосхемы (тактильной схемы движения), отображающей информацию о помещениях в здании железнодорожного вокзала станции Омск-Пассажирский Западно-Сибирской железной дороги, и тактильных направляющих полос, обеспечивающих доступность вокзала для граждан, имеющих инвалидность, посягает на право инвалидов на социальную реабилитацию и достижение ими равных с другими гражданами возможностей в реализации конституционных и других прав. Просит обязать ОАО «РЖД» в лице Дирекции железнодорожный вокзал станции Омск-Пассажирский Западно-Сибирской железной дороги до 01.07.2016г. информационной мнемосхемой (тактильной схемой движения), отображающей информацию о помещениях в здании, и тактильных направляющих полос.

В судебном заседании представитель истца – помощник прокурора Омской транспортной прокуратуры Евстратова Е.А. поддержала заявленные требования по аналогичным основаниям, уточнив их, просила обязать ОАО «РЖД» в лице Дирекции железнодорожных вокзалов – филиала ОАО «РЖД» в срок до 01.12.2016г. оборудовать железнодорожный вокзал станции Омск-Пассажирский Западно-Сибирской железной дороги информационной мнемосхемой (тактильной схемой движения), отображающей информацию о помещениях в здании, и тактильных направляющих полос. Не возражала против рассмотрения дела в порядке заочного производства.

Представитель Дирекции железнодорожных вокзалов – филиала ОАО «РЖД» - Разворотнев О.А., действующий на основании доверенности, в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, о причинах невозможности явки суду не сообщил, представил возражение на исковое заявление, из которого следует, что ответчик как владелец транспортной инфраструктуры не оспаривает наличие установленной законом обязанности оборудовать объект специальными приспособлениями позволяющими инвалидам и другим группам населения с ограниченными возможностями передвижения беспрепятственно пользоваться услугами, предоставляемыми на объектах транспортной инфраструктуры. Вместе с тем, согласно пункту 1 части 1 статьи 42 Технического регламента требования к зданиям и сооружениям, а также к связанным со зданиями и с сооружениями процессам проектирования (включая изыскания), строительства, монтажа, наладки, эксплуатации и утилизации (сноса), установленные настоящим Федеральным законом, не применяются вплоть до реконструкции или капитального ремонта здания или сооружения, в частности, к зданиям и сооружениям, введенным в эксплуатацию до вступления в силу таких требований. В соответствии со свидетельством о государственной регистрации права железнодорожный вокзал станции Омск введен в эксплуатацию ДД.ММ.ГГГГ. С указанной даты и по настоящее время реконструкции или капитального ремонта вокзал Омск не проводилось. Технический регламент вступил в силу ДД.ММ.ГГГГ. Соответственно полагает, что требования Технического регламента в данном случае не применяются, в силу прямого указания закона. Кроме того, указал на то, что во исполнение ст. 15 ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ» региональной дирекцией был разработан и введен в действие порядок обслуживания МГН на вокзальном комплексе Омск, согласованный с председателем общественной организации ВОИ ЛАО г.Омска. Более того, в настоящее время региональной дирекцией размещен аукцион на право заключения договора оказания услуг помощи и сопровождения маломобильным пассажирам (ст.Омск). Данная услуга включает в себя: сопровождение и перемещение маломобильного пассажира с его багажом и ручной кладью по территории вокзала, включая все функциональные зоны вокзала до места: посадки/высадки с/в поезд(а), посадки/высадки с/в транспортное(го) средство(а); доставку маломобильного пассажира с его багажом и ручной кладью к вагону к началу посадки в поезд для обеспечения первоочередной посадки; посадку/высадку в/с поезд(а); посадку/высадку в/с транспортное(го) средство(а); встречу по прибытию поезда на вокзал и высадку из поезда. Полагает, что ОАО «РЖД» не посягает на право инвалидов на социальную реабилитацию и достижение ими равных с другими гражданами возможностей в реализации конституционных и других прав, а старается создать минимально необходимые условия для обеспечения доступа инвалидов к инфраструктуре железнодорожного вокзала Омска в рамках выделенного бюджета. Просит отказать Омскому транспортному прокурору в удовлетворении заявленных требований.

Согласно ст. 233 ГПК РФ, в случае неявки в судебное заседание ответчика, извещенного о времени и месте судебного заседания, не сообщившего об уважительных причинах неявки и не просившего о рассмотрении дела в его отсутствие, дело может быть рассмотрено в порядке заочного производства.

В связи с чем, суд, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие ответчика в порядке заочного производства по представленным в деле доказательствам.

Выслушав представителя истца, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 7 Закона РФ от 07.02.1992 г. № 2300-1 «О защите прав потребителей потребитель имеет право на то, чтобы услуга была безопасна для жизни, здоровья потребителя, окружающей среды, а также не причиняла вред имуществу потребителя. Требования, которые должны обеспечивать безопасность услуги для жизни и здоровья потребителя, являются обязанными и устанавливаются законом или в установленном им порядке.

Статья 7 Конституции Российской Федерации провозгласила Российскую Федерацию социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, в котором обеспечивается, в том числе, государственная поддержка инвалидов.

На основании ст. 15 Федерального закона от 24.11.1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (ред. ФЗ от 01.12.2014 № 419-ФЗ) Федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления (в сфере установленных полномочий), организации независимо от их организационно-правовых форм обеспечивают инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников):

1) условия для беспрепятственного доступа к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, включая те, в которых расположены физкультурно-спортивные организации, организации культуры и другие организации), к местам отдыха и к предоставляемым в них услугам;

2) условия для беспрепятственного пользования железнодорожным, воздушным, водным транспортом, автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в городском, пригородном, междугородном сообщении, средствами связи и информации (включая средства, обеспечивающие дублирование звуковыми сигналами световых сигналов светофоров и устройств, регулирующих движение пешеходов через транспортные коммуникации);

3) возможность самостоятельного передвижения по территории, на которой расположены объекты социальной, инженерной и транспортной инфраструктур, входа в такие объекты и выхода из них, посадки в транспортное средство и высадки из него, в том числе с использованием кресла-коляски;

4) сопровождение инвалидов, имеющих стойкие расстройства функции зрения и самостоятельного передвижения, и оказание им помощи на объектах социальной, инженерной и транспортной инфраструктур;

5) надлежащее размещение оборудования и носителей информации, необходимых для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур и к услугам с учетом ограничений их жизнедеятельности;

6) дублирование необходимой для инвалидов звуковой и зрительной информации, а также надписей, знаков и иной текстовой и графической информации знаками, выполненными рельефно-точечным шрифтом Брайля, допуск сурдопереводчика и тифлосурдопереводчика;

7) допуск на объекты социальной, инженерной и транспортной инфраструктур собаки-проводника при наличии документа, подтверждающего ее специальное обучение и выдаваемого по форме и в порядке, которые определяются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социальной защиты населения;

8) оказание работниками организаций, предоставляющих услуги населению, помощи инвалидам в преодолении барьеров, мешающих получению ими услуг наравне с другими лицами.

Порядок обеспечения условий доступности для инвалидов объектов социальной, инженерной и транспортной инфраструктур и предоставляемых услуг, а также оказания им при этом необходимой помощи устанавливается федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленных сферах деятельности, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социальной защиты населения, исходя из финансовых возможностей бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, организаций.

Федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, организациями, предоставляющими услуги населению, в пределах установленных полномочий осуществляется инструктирование или обучение специалистов, работающих с инвалидами, по вопросам, связанным с обеспечением доступности для них объектов социальной, инженерной и транспортной инфраструктур и услуг в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

В случаях, если существующие объекты социальной, инженерной и транспортной инфраструктур невозможно полностью приспособить с учетом потребностей инвалидов, собственники этих объектов до их реконструкции или капитального ремонта должны принимать согласованные с одним из общественных объединений инвалидов, осуществляющих свою деятельность на территории поселения, муниципального района, городского округа, меры для обеспечения доступа инвалидов к месту предоставления услуги либо, когда это возможно, обеспечить предоставление необходимых услуг по месту жительства инвалида или в дистанционном режиме.

Планировка и застройка городов, других населенных пунктов, формирование жилых и рекреационных зон, разработка проектных решений на новое строительство и реконструкцию зданий, сооружений и их комплексов, а также разработка и производство транспортных средств общего пользования, средств связи и информации без приспособления указанных объектов для беспрепятственного доступа к ним инвалидов и использования их инвалидами не допускаются.

Государственные и муниципальные расходы на разработку и производство транспортных средств с учетом потребностей инвалидов, приспособление транспортных средств, средств связи и информации для беспрепятственного доступа к ним инвалидов и использования их инвалидами, обеспечение условий инвалидам для беспрепятственного доступа к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур осуществляются в пределах бюджетных ассигнований, ежегодно предусматриваемых на эти цели в бюджетах бюджетной системы Российской Федерации. Расходы на проведение указанных мероприятий, не относящиеся к государственным и муниципальным расходам, осуществляются за счет других источников, не запрещенных законодательством Российской Федерации.

Организации, осуществляющие производство транспортных средств, а также организации, осуществляющие транспортное обслуживание населения (независимо от их организационно-правовых форм), обеспечивают оборудование указанных средств, вокзалов, аэропортов и других объектов транспортной инфраструктуры специальными приспособлениями и устройствами в целях обеспечения условий инвалидам для беспрепятственного пользования указанными средствами.

В силу части 2 статьи 12 Федерального закона от 31.12.2009 г. № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» объекты транспортной инфраструктуры должны быть оборудованы специальными приспособлениями, позволяющими инвалидам и другим группам населения с ограниченными возможностями передвижения беспрепятственно пользоваться услугами, предоставляемыми на объектах транспортной инфраструктуры.

В соответствии с пунктами 3,5 Декларации о правах инвалидов, принятой 09.12.1975 г. Резолюцией 3447 (ХХХ) на 2433-ем пленарном заседании генеральной Ассамблеи ООН, инвалиды имеют неотъемлемое право на уважение их человеческого достоинства. При этом обеспечение инвалидов условиями беспрепятственно пользоваться услугами железнодорожного вокзала, не должно ставиться в зависимость от времени постройки здания вокзала и отсутствия условий для использования требований СП 59.13330.2012 «Свод правил. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. Актуализирование редакция СНИП 35-01-2001», утвержденных Приказом Минрегиона России от 27.12.2011г. № 605.

Пунктом 7.1.8 СП 59.13330.2012, установлено, что при входах в здания массового посещения (вокзалы всех видов транспорта, учреждения социального назначения, торговые предприятия, административно-управленческие учреждения, многофункциональные комплексы и т.п.) для инвалидов по зрению должна была установлена информационная мнемосхема (тактильная схема движения), отображающая информацию о помещениях в здании, не мешающая основному потоку посетителей. Она должна размещаться с правой стороны по ходу движения на удалении от 3 до 5 м. На основных путях движения следует предусмотреть тактильную направляющую полосу с высотой рисунка не более 0,025 м.

Таким образом, действующее законодательство предусматривает обязательную установку при входах в здания массового посещения, включая вокзалы, для инвалидов по зрению информационной мнемосхемы (тактильной схемы движения), отображающей информацию о помещениях в здании, и тактильных направляющих полос.

В судебном заседании установлено, что здание железнодорожного вокзала станции Омск-Пассажирский Западно-Сибирской железной дороги, расположенное по адресу: <адрес> находится в собственности ОАО «РЖД», что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права (л.д. 12).

Из сообщения Западно-Сибирской региональной дирекции железнодорожных вокзалов от ДД.ММ.ГГГГ исх. следует, что на железнодорожном вокзале станции Омск-Пассажирский Западно-Сибирской железной дороги отсутствует информационная мнемосхема (тактильная схема движения), отображающая информацию о помещениях в здании, и тактильных направляющих полос (л.д. 10-11).

По мнению суда, отсутствие информационной мнемосхемы (тактильной схемы движения), отображающей информацию о помещениях в здании железнодорожного вокзала станции Омск-Пассажирский Западно-Сибирской железной дороги, и тактильных направляющих полос, обеспечивающих доступность вокзала для граждан, имеющих инвалидность, посягает на право инвалидов на социальную реабилитацию и достижение ими равных с другими гражданами возможностей в реализации конституционных и других прав.

Согласно ч. 1 ст. 17 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 г. № 2300-1 защита прав потребителей осуществляется судом.

В силу абз. 3 ст. 12 Гражданского кодекса Российской Федерации защита гражданских прав осуществляется путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.

Статьей 45 ГПК РФ предусмотрено право прокурора на обращение в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.

В связи с тем, что состав лиц, пользующихся услугами железнодорожного транспорта, является непостоянным, индивидуализировать их не представляется возможным, соответственно, речь идет о нарушении прав неопределенного круга лиц.

При этом под неопределенным кругом лиц (потребителей) понимается круг лиц, который невозможно индивидуализировать (определить), привлечь в процесс в качестве истцов, указать в решении, а также решить вопрос о правах и обязанностях каждого из них при разрешении дела.

Оценив в совокупности представленные доказательства, принимая во внимание, что до настоящего времени на железнодорожном вокзале станции Омск-Пассажирский Западно-Сибирской железной дороги отсутствует информационная мнемосхема (тактильная схема движения), отображающая информацию о помещениях в здании, и тактильных направляющих полос, а также то, что доводы ответчика, изложенные в возражениях на исковое заявление, не могут повлиять на выводы суда, суд полагает необходимым заявленные исковые требования Омского транспортного прокурора в защиту прав и свобод неопределенного круга лиц к ОАО «Российские железные дороги» в лице Дирекции железнодорожных вокзалов – филиала ОАО «РЖД» об обязании устранить нарушения закона удовлетворить в полном объеме, обязав ОАО «РЖД» в лице Дирекции железнодорожных вокзалов – филиала ОАО «РЖД» в срок до 01.12.2016г. оборудовать железнодорожный вокзал станции Омск-Пассажирский Западно-Сибирской железной дороги информационной мнемосхемой (тактильной схемой движения), отображающей информацию о помещениях в здании, и тактильных направляющих полос.

В соответствии со ст. 103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход бюджета, за счет средств которого они были возмещены, а государственная пошлина - в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации.

С учетом изложенного, суд считает необходимым взыскать с ОАО «Российские железные дороги» в местный бюджет государственную пошлину в размере 300 рублей.

На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст.194-199, 263 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░ ░ ░░░ «░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░» ░ ░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ – ░░░░░░░ ░░░ «░░░» ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░ «░░░» ░ ░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ – ░░░░░░░ ░░░ «░░░» ░ ░░░░ ░░ 01.12.2016░. ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░-░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░-░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ (░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░), ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░, ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.

░░░░░░░░ ░ ░░░ «░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░» ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 300 (░░░░░░) ░░░░░░.

░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░. ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░, ░ ░ ░░░░░░, ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░, - ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░.

░░░░░ –

░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 30 ░░░ 2016 ░░░░.

░░░░░ -

Полный текст документа доступен по подписке.
490 ₽/мес.
первый месяц, далее 990₽/мес.
Купить подписку

2-3655/2016

Категория:
Гражданские
Истцы
Омский транспортный прокурор
Ответчики
ОАО "Российский железные дороги"
Суд
Ленинский районный суд г. Омск
Дело на сайте суда
lenincourt.oms.sudrf.ru
21.04.2016Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
21.04.2016Передача материалов судье
21.04.2016Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
21.04.2016Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
13.05.2016Подготовка дела (собеседование)
13.05.2016Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
27.05.2016Судебное заседание
30.05.2016Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
01.06.2016Отправка копии заочного решения ответчику (истцу)
08.06.2016Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
01.07.2016Копия заочного решения ответчику (истцу) вручена

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее