Дело №
44RS0001-01-2021-006353-46
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
18 октября 2021 года г. Кострома
Свердловский районный суд г. Костромы в составе судьи Царёвой Т.С., при ведении протокола судебного заседания секретарем Белеховой В.Е, с участием истца Дубовой А.А. и представителя ответчика Федорова Е.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Дубовой Анастасии Андреевны к областному государственному казенному учреждению «Центр социальных выплат» о взыскании убытков, компенсации морального вреда,
УСТАНОВИЛ:
Дубова А.А. обратилась в суд с иском ОГКУ «Центр социальных выплат», мотивируя требования тем, что <дата> ею было подано заявление о назначении ежемесячной денежной выплаты в связи с рождением ребенка. Заявление зарегистрировано в ОГКУ «ЦСВ» <дата>. Ответчик запросил документы, необходимые для назначения ежемесячной выплаты <дата>. В нарушение срока, установленного в п. 18 приказа Минтруда России от <дата> №н решение об отказе в предоставлении муниципальной услуги принято ответчиком <дата>. Решение направлено истцу <дата>. В результате длительного бездействия ответчика, выразившегося в рассмотрении её заявления за пределами срока, установленного п. 18 приказа Минтруда России от <дата> №н, а также несвоевременным уведомлением о результатах рассмотрения заявления, нарушены её права. Данное бездействие ответчика признано незаконным решением суда. С момента подачи заявления в ОГКУ «ЦСВ» до получения результатов рассмотрения заявления был принят Федеральный закон от 24.04.2020 № 125-ФЗ, с учетом которого возможность её повторного обращения с заявлением о назначении ежемесячной денежной выплаты в связи с рождением ребенка по состоянию на <дата> года появилось только после <дата> года (прохождение по критерию уровня дохода). Если бы до неё своевременно довели результаты рассмотрения указанного заявления и ей своевременно разъяснена возможность повторного обращения за назначением указанной выплаты, то в случае повторного обращения за назначением ежемесячной выплаты, ей в период с <дата> года было бы выплачено пособие в связи с рождением ребенка. Ввиду длительного бездействия ОГКУ «ЦСВ» ей был причинен моральный вред, обусловленный невозможностью приобретения товаров необходимых для ребенка. На основании изложенного просила суд взыскать с ОГКУ «ЦСВ» ежемесячную выплату в связи с рождением (усыновлением) первого ребенка в период с <дата> года, возникшую в связи с бездействием ответчика; взыскать с ответчика компенсацию морального вреда в сумме 5 000 рублей.
В судебном заседании истец Дубова А.А. поддержала исковые требования в полном объеме. Пояснила, что получает выплату на ребенка с <дата> года.
Представитель ответчика Федоров Е.В. исковые требования не признал в полном объеме, по основаниям, изложенным в письменном отзыве, который приобщен к материалам дела и вручен истице. Указал, что выплата носит заявительный характер, поэтому возложение на ответчика обязанности произвести выплату за предыдущий период <дата> года, в котором истица не обращалась в ЦСВ, является незаконным. Довод истца о том, что в случае повторного обращения ФИО1 за получением ежемесячной выплаты до <дата>, т.е. до изменения законодательства, она имела право на получение ежемесячной выплаты, ничем не подтвержден.
Суд, выслушав объяснения истца, представителя ответчика, исследовав материалы дела, пришел к следующему.
Как следует из материалов дела, <дата> ФИО1 направила в адрес ОГКУ «ЦСВ» через ОГКУ «МФЦ» (филиал г. Волгореченск) заявление о назначении (возобновлении) ежемесячной выплаты в связи с рождением (усыновлением) первого ребенка с приложением документов. Заявление зарегистрировано в ОГКУ «ЦСВ» <дата> за №.
По результатам рассмотрения заявления ОГКУ «ЦСВ» было принято решение от <дата> об отказе в назначении выплаты, в связи с превышением среднедушевого дохода семьи двукратной величины прожиточного минимума в период с <дата> по <дата>, которое направлено в адрес заявителя <дата>.
Решение ответчика истцом по существу не оспаривалось.
Вместе с тем, решение было принято с нарушением месячного срока со дня приема (регистрации) заявления ответчиком, установленного п. 18 приказом Минтруда России от 04.02.2019 № 55н «Об утверждении Административного регламента по предоставлению органами государственной власти субъектов РФ государственной услуги в сфере переданных полномочий Российской Федерации по назначению ежемесячной выплаты в связи с рождением (усыновлением) первого ребенка». Копия решения направлена в адрес заявителя с нарушением пятидневного срока, предусмотренного п. 79 данного приказа Минтруда России.
Решением Свердловского районного суда г. Костромы от <дата> по делу №, принятым по административному иску прокурора г. Волгореченска в интересах ФИО1, бездействие ОГКУ «ЦСВ», выразившееся в рассмотрении заявления ФИО1 от <дата> за пределами срока установленного законодательством РФ, признано незаконным.
В настоящее время ФИО1 по заявлению от <дата> является получателем ежемесячной выплаты в связи с рождением (усыновлением) с даты обращения <дата> по <дата> (до достижения ребенком ФИО4 трехлетнего возраста). При принятии решения о назначении выплаты ОГКУ «ЦСВ» учитывало среднедушевой доход семьи ФИО1 за период с <дата> по <дата>, т.е. за двенадцать месяцев, отсчет которых начинается за шесть месяцев до даты подачи заявления о назначении ежемесячной выплаты от <дата>.
В судебном заседании ФИО1 пояснила, что в случае, если бы ответчиком решение по её заявлению от <дата>, поступившее в ОГКУ «ЦСВ» <дата>, было принято своевременно, т.е. не позднее <дата>, она бы могла собрать новый необходимый пакет документов в <дата> года и обратиться с заявлением на получение выплаты в <дата> года на основании прежнего законодательства, которое действовало в <дата> года. Полагала, что на <дата> года размер дохода семьи соответствовал требованиям для назначения выплаты. После изменения законодательства ей удалось подать заявление и комплект документов только в <дата> года, когда размер дохода семьи вновь стал отвечать требованиям для назначения выплаты. При этом для выплаты был принят тот же самый комплект документов, который бы она могла подать в <дата> года. Таким образом, ей причинены убытки в размере неполученной выплаты в период с <дата> года.
Согласно расчету истца, приложенного к иску, размер суммы выплаты за период с <дата> года исходя из суммы ежемесячной выплаты 10 458 руб. х 6 месяцев, составляет 62 748 руб.
Ответчиком расчет истца не оспаривался.
Разрешая спор сторон, суд исходит из того, что в соответствии с положениями законодательства, регулирующего порядок назначения ежемесячной выплаты в связи с рождением (усыновлением) первого или второго ребенка, возможность получения ежемесячной выплаты в связи с рождением (усыновлением) первого или второго ребенка носит заявительный характер, связана с обращением заявителя в установленный законом срок с необходимым пакетом документов в уполномоченный орган.
Поскольку Дубова А.А. обратилась с заявлением о назначении пособия после принятия первоначального решения об отказе только <дата>, суд приходит к выводу, что оснований для взыскания с ОГКУ «ЦСВ» ежемесячной выплаты на ребенка за период с <дата> года не имеется.
Причинение убытков в сфере социальных правоотношений, как на то указывает истец, противоречит понятию убытков, содержащемуся в пункте 2 статьи 15 Гражданского кодекса РФ, - под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
В соответствии с частью 2 статьи 1 Федерального закона от 28 декабря 2017 г. № 418-ФЗ «О ежемесячных выплатах семьям, имеющим детей» (в редакции, действовавшей до 01.01.2020) право на получение ежемесячной выплаты в связи с рождением (усыновлением) первого или второго ребенка возникает в случае, если ребенок рожден (усыновлен) начиная с 1 января 2018 года, является гражданином Российской Федерации и если размер среднедушевого дохода семьи не превышает 1,5-кратную величину прожиточного минимума трудоспособного населения, установленную в субъекте Российской Федерации в соответствии с пунктом 2 статьи 4 Федерального закона от 24 октября 1997 г. № 134-ФЗ «О прожиточном минимуме в Российской Федерации» за второй квартал года, предшествующего году обращения за назначением указанной выплаты.
В соответствии с частью 2 статьи 1 указанного закона в редакции Федерального закона от 2 августа 2019 г. № 305-ФЗ, вступившего в силу с 1 января 2020 г.) право на получение ежемесячной выплаты в связи с рождением (усыновлением) первого или второго ребенка возникает в случае, если ребенок рожден (усыновлен) начиная с 1 января 2018 года, является гражданином Российской Федерации и если размер среднедушевого дохода семьи не превышает 2-кратную величину прожиточного минимума трудоспособного населения, установленную в субъекте Российской Федерации в соответствии с пунктом 2 статьи 4 Федерального закона от 24 октября 1997 г. № 134-ФЗ «О прожиточном минимуме в Российской Федерации» за второй квартал года, предшествующего году обращения за назначением указанной выплаты.
Согласно части 6 статьи 1 Федерального закона от 28 декабря 2017 г. N 418-ФЗ "О ежемесячных выплатах семьям, имеющим детей" порядок осуществления ежемесячной выплаты в связи с рождением (усыновлением) первого или второго ребенка, порядок обращения за назначением указанной выплаты, а также перечень документов (копий документов, сведений), необходимых для ее назначения, устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда и социальной защиты населения.Ежемесячная выплата в связи с рождением (усыновлением) первого или второго ребенка осуществляется со дня рождения ребенка, если обращение за ее назначением последовало не позднее шести месяцев со дня рождения ребенка. В остальных случаях ежемесячная выплата в связи с рождением (усыновлением) первого или второго ребенка осуществляется со дня обращения за ее назначением (часть 2 статьи 2 Федерального закона от 28 декабря 2017 г. № 418-ФЗ).
Ежемесячная выплата в связи с рождением (усыновлением) первого или второго ребенка назначается на срок до достижения ребенком возраста одного года. По истечении этого срока гражданин подает новое заявление о назначении указанной выплаты сначала на срок до достижения ребенком возраста двух лет, а затем на срок до достижения им возраста трех лет и представляет документы (копии документов, сведения), необходимые для ее назначения (часть 3 статьи 2 Федерального закона от 28 декабря 2017 г. N 418-ФЗ).
Действие второго предложения ч. 3 ст. 2 приостановлено с <дата> по <дата> включительно (ФЗ от 01.04.2020 № 104-ФЗ). В указанный период выплата по достижении ребенком года или двух лет назначается без подачи заявлений.
Порядок осуществления ежемесячной выплаты в связи с рождением (усыновлением) первого или второго ребенка, порядок обращения за назначением указанной выплаты, а также перечень документов (копий документов, сведений), необходимых для ее назначения утверждены Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 29 декабря 2017 г. № 889н.
В соответствии с пунктом 21 указанного Порядка расчет среднедушевого дохода семьи производится органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющим полномочия в сфере социальной защиты населения, или территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации в порядке, установленном статьей 4 Федерального закона от 28 декабря 2017 г. № 418-ФЗ.
До 24.04.2020 часть 8 статьи 4 Федерального закона от 28 декабря 2017 года № 418-ФЗ «О ежемесячных выплатах семьям, имеющим детей» имела следующую редакцию «среднедушевой доход семьи при назначении ежемесячной выплаты в связи с рождением (усыновлением) первого или второго ребенка рассчитывается исходя из суммы доходов членов семьи за последние 12 календарных месяцев (в том числе в случае представления сведений о доходах семьи за период менее 12 календарных месяцев), предшествующих месяцу подачи заявления о назначении указанной выплаты, путем деления одной двенадцатой суммы доходов всех членов семьи за расчетный период на число членов семьи».
Федеральным законом от 24.04.2020 № 125-ФЗ «О внесении изменений в статью 4 Федерального закона «О порядке учета доходов и расчета среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для признания их малоимущими и оказания им государственной социальной помощи» и статью 4 Федерального закона «О ежемесячных выплатах семьям, имеющим детей» часть 8 статьи 4 Федерального закона от 28 декабря 2017 года № 418-ФЗ «О ежемесячных выплатах семьям, имеющим детей» изложена в следующей редакции: «Среднедушевой доход семьи при назначении ежемесячной выплаты в связи с рождением (усыновлением) первого или второго ребенка рассчитывается исходя из суммы доходов членов семьи за 12 календарных месяцев (в том числе в случае представления сведений о доходах семьи за период менее 12 календарных месяцев) путем деления одной двенадцатой суммы доходов всех членов семьи за расчетный период на число членов семьи. Отсчет указанного двенадцатимесячного периода начинается за шесть месяцев до даты подачи заявления о назначении такой ежемесячной выплаты».
Также статья 4 названного закона дополнена частью 2.2 следующего содержания: «При расчете среднедушевого дохода семьи не учитываются суммы ежемесячных выплат, осуществленных в соответствии с настоящим Федеральным законом».
Действие положений части 2.2 статьи 4 Федерального закона от 28 декабря 2017 г. N 418-ФЗ «О ежемесячных выплатах семьям, имеющим детей» распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2018 года (часть 3 статьи 3 Федерального закона от 24 апреля 2020 г. N 125-ФЗ).
Федеральный закон от 24.04.2020 № 125-ФЗ вступил в силу со дня его официального опубликования 24.04.2020.
В ходе рассмотрения дела по иску Дубовой А.А. установлено, что после достижения ребенком возраста одного года следующее обращение истца с новым заявлением о назначении ежемесячной денежной выплаты с предоставлением документов, необходимых для ее назначения, после отказа в выплате имело место <дата>. При отсутствии соответствующего заявления истца в период <дата> года правовых оснований для назначения ежемесячной денежной выплаты за период с <дата> года не имеется. Основания для взыскания с ответчика ежемесячной денежной выплаты до подачи соответствующего заявления отсутствуют.
Довод истца со ссылкой на обстоятельства, которые могли иметь место в апреле 2020 года в виде намерения подачи ею заявления о предоставлении выплаты с необходимым комплектом документов для назначения выплаты до внесения изменений в указанный выше Федеральный закон (до <дата>), не может быть принят судом, поскольку он основан на событии (подача заявления), которое не существовало в действительности.
Довод истца о том, что неподача ею нового заявления в <дата> была связана с отсутствием информации о результатах рассмотрения её заявления от <дата>, поступившее в ОГКУ «ЦСВ» <дата>, несвоевременным принятием ответчиком решения об отказе в удовлетворения заявления от <дата>, сам по себе не является основанием для взыскания с ответчика денежных средств в виде недополученной ежемесячной выплаты за период <дата> года. Длительность непринятия решения ОГКУ «ЦСВ» по заявлению ФИО1 не препятствовала истцу обратиться за назначением выплаты повторно, частности в <дата> года, с предоставлением комплекта документов, подтверждающих среднедушевой доход семьи за иной период (за двенадцать месяцев, предшествующих дню обращения), либо за защитой своих прав в виде получения решения ответчика до <дата> ( до изменения статьи 4 Федерального закона от 28.12.2017 № 418-ФЗ «О ежемесячных выплатах семьям, имеющим детей» в части порядка расчета среднедушевого дохода семьи лица, обратившегося с соответствующим заявлением).
На основании изложенного, исковые требования Дубовой А.А. к ОГКУ «Центр социальных выплат» о взыскании ежемесячной выплаты в связи с рождением (усыновление) первого ребенка в период с <дата> года не подлежат удовлетворению.
Оснований для взыскания компенсации морального вреда по требованию истца, выразившегося в невозможности приобретения товаров на ребенка, также не имеется.
Частью 1 статьи 151 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права, либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.
Как видно из искового заявления истец свои требования о компенсации морального вреда обуславливает имевшимися со стороны ответчика нарушениями его имущественных прав, связанных с получением социальной выплаты.
Вместе с тем, возможность компенсации морального вреда, причиненного гражданину в связи с нарушением его прав в сфере социальных выплат, которые носят имущественный характер, действующим законодательством не предусмотрена.
Доказательств, свидетельствующих о причинении иску физических и нравственных страданий действиями ОГКУ «ЦСВ», нарушающими его личные неимущественные права, а также причинно-следственная связь между действиями ответчика и какими-либо негативными последствиями истца материалы дела не содержат.
Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Дубовой Анастасии Андреевны к областному государственному казенному учреждению «Центр социальных выплат» о взыскании ежемесячной выплаты в связи с рождением (усыновлением) первого ребенка в период с <дата> года, компенсации морального вреда оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в течение месяца с момента его изготовления в окончательной форме в Костромской областной суд через Свердловский районный суд г. Костромы.
Судья Т.С. Царёва
Мотивированный текст решения изготовлен <дата>.