РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

11 сентября 2018 года                                      г. Тарко-Сале

Пуровский районный суд Ямало-Ненецкого автономного округа в составе председательствующего судьи Пасенко Л.Д.,

при секретаре судебного заседания Литвин Е.А.,

с участием помощника прокурора Пуровского района Ямало-Ненецкого автономного округа Борчанинова И.С.,

истца Калиничевой Н.А., представителя ответчика Поляковой Н.Д., Слюсаренко Ю.С., представителя третьего лица Мавлютовой О.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-501/2018 по исковому заявлению прокурора Пуровского района в интересах несовершеннолетнего Юрчикова Дмитрия Юрьевича к Администрации муниципального образования Пуровский район, Правительству Ямало-Ненецкого автономного округа о взыскании компенсации морального вреда,

    третье лицо муниципальное казенное учреждение «Управление городского хозяйства»,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Пуровского района, действуя в интересах несовершеннолетнего Юрчикова Д.Ю., обратился в суд с иском к ответчику Администрации МО Пуровский район о взыскании компенсации морального вреда, указав, что ДД.ММ.ГГГГ на детской площадке по адресу: <адрес>, на Юрчикова Д.Ю. напала бездомная собака, которая своими укусами причинила ребенку телесные повреждения. ДД.ММ.ГГГГ несовершеннолетний обратился в ГБУЗ ЯНАО «Тарко-Салинская ЦРБ» за оказанием неотложной медицинской помощи, в ходе которой был поставлен диагноз: множественные укушенные раны правой кисти и левого предплечья. В результате укуса безнадзорного животного Юрчиков Д.Ю. подвергся эмоциональному стрессу, испытал физическую боль, получил значительную психологическую травму, продолжительное время проходил лечение в целях исключения возможных негативных последствий, что свидетельствует о перенесенных им физических и нравственных страданиях. Согласно ст. 8 Закона ЯНАО от 08.12.2003 № 62-ЗАО «О содержании и защите домашних животных на территории ЯНАО» отлов безнадзорных домашних животных осуществляется организациями либо гражданами, заключившими договор с органами местного самоуправления в соответствии с установленными в муниципальных образованиях правилами и настоящим законом. Постановлением Администрации МО Пуровский район от 20.04.2016 № 162-ПА утверждены Правила содержания и защиты домашних животных и Порядок отлова, транспортировки, содержания и дальнейшего использования безнадзорных и бродячих животных на территории МО г. Тарко-Сале, согласно которому выполнение функций по организации отлова, транспортировки, содержания и дальнейшего использования безнадзорных и бродячих животных на территории МО г. Тарко-Сале возлагается на МКУ «Управление городского хозяйства». Отлов безнадзорных животных производится на основании муниципального контракта МКУ «УГХ» со специализированной организацией. ДД.ММ.ГГГГ МКУ «УГХ» заключило с ООО «Универсалремонт» муниципальный контракт на оказание услуг по отлову и содержанию безнадзорных животных со сроком исполнения до ДД.ММ.ГГГГ, предусматривающий отлов 530 особей. Прокурор Пуровского района просит суд взыскать с Администрации МО Пуровский район в пользу несовершеннолетнего Юрчикова Д.Ю. компенсацию морального вреда, причиненного нападением и укусами животного в размере 50 000 руб.

В возражении на исковое заявление представитель ответчика Администрации МО Пуровский район Кашин А.В. просит в иске отказать, сообщил, что согласно п. 14 ч. 1 ст. 14.1, п. 15 ч. 1 ст. 16.1 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" органы местного самоуправления городского, сельского поселения, а также городского округа, городского округа с внутригородским делением имеют право на осуществление мероприятий по отлову и содержанию безнадзорных животных, обитающих на территории указанных муниципальных образований. Согласно п. 17 Положения о Департаменте транспорта, связи и систем жизнеобеспечения Администрации Пуровского района (далее - Департамент ТСиСЖ), утвержденного Решением Районной Думы № 30 от 17.12.2015, осуществление мероприятий по отлову и содержанию безнадзорных животных, обитающих на территории муниципального образования г. Тарко-Сале, возлагается на Департамент. На основании Постановления Администрации Пуровского района от 20.04.2016 № 162-ПА "Об утверждении Правил содержания и защиты животных и Порядка отлова, транспортировки, содержания и дальнейшего использования безнадзорных и бродячих животных на территории муниципального образования г.Тарко-Сале" (далее - Правила) обеспечивает реализацию настоящих Правил. Согласно п. 8.4. главы VIII настоящих Правил - Департамент ТСиСЖ составляет протоколы об административных правонарушениях "Несоблюдение правил по содержанию домашних животных на территории муниципальном образовании город Тарко-Сале" и "Несоблюдение правил по выгулу домашних животных вне установленных мест на территории муниципальном образовании г.Тарко-Сале" в соответствии с Законом Ямало-Ненецкого автономного округа от 16.12.2004 № 81-ЗАО "Об административных правонарушениях" и Постановлением Администрации Пуровского района от 24.12.2015 № 349-ПА "Об утверждении перечня должностных лиц Администрации Пуровского района, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях на территории муниципального образования г.Тарко-Сале". Пункт 8.5. главы VIII гласит - Административная комиссия муниципального образования Пуровский район на основании поступивших протоколов об административных правонарушениях "Несоблюдение правил по содержанию домашних животных на территории МО г. Тарко-Сале» и (или) «Несоблюдение правил по выгулу домашних животных вне установленных мест на территории МО г. Тарко-Сале" рассматривает представленные документы и выносит решение о привлечении виновного в нарушении Правил к административной ответственности. В рассматриваемом случае не доказана вина ответчика, равно как и не установлено, что собака являлась бесхозяйной. Как установлено, собака в момент нападения была без хозяина. На место органы полиции, участковый не были вызваны, соответственно, материалы дела не были переданы в Административную комиссию МО Пуровский район для рассмотрения и по итогу принятия решения о привлечения к административной ответственности. Жалоба по отлову безнадзорного животного в орган местного самоуправления также не поступала, о чем свидетельствует журнал регистрации жалоб о нахождении безнадзорного животного. Установление факта, что собака безнадзорная или бродячая потерпевшими установлено не было. Согласно выписке из амбулаторной карты № 41123 следует, что пострадавший обратился за неотложной помощью в ГБУЗ ЯНАО, где получила ряд прививок. В соответствии с ликвидацией органа местного самоуправления Администрации муниципального образования г. Тарко-Сале, полномочия этого органа были переданы в Администрацию Пуровского района, о чем свидетельствует распоряжение Главы района № 390-РА от 08.07.2018 "О реализации Администрацией Пуровского района полномочий исполнительно-распорядительного органа муниципального образования город Тарко-Сале". В соответствии с Постановлением Администрации № 268-ПА от 21.10.2015 "Об определении структурных подразделений Администрации Пуровского района уполномоченными органами по осуществлению функций и полномочий учредителя муниципальных учреждений муниципального образования г.Тарко-Сале" на Управление ТСиСЖ (правопреемник Департамента ТСиСЖ) возложены функции и полномочия учредителя за МКУ "УГХ". На основании пп. 2.2. Главы II Постановления Администрации МО Пуровский район от 20.04.2016 № 162-ПА "Об утверждении Правил содержания и защиты домашних животных и Порядка отлова, транспортировки, содержания и дальнейшего использования безнадзорных и бродячих животных на территории МО г. Тарко-Сале" отлов безнадзорных и бродячих животных производится на основании заключенного муниципального контракта (договора) МКУ "УГХ" со специализированной организацией. Исполнитель обязан самостоятельно организовать весь комплекс услуг по отлову и содержанию безнадзорных животных, транспортировке, утилизации, определять исполнителей и распределять обязанности между работниками своей организации. Поручение заказчика по отлову безнадзорных животных осуществляется на основании заявок, в связи с чем заказчику необходимо предоставлять отчеты об оказании услуг, предусмотренные настоящим контрактом; качественно оказывать услуги; нести ответственность за деятельность и результаты своей работы; соблюдать требование законодательства и иных правовых актов об охране природы и технике безопасности; вести журналы регистрации о приеме, выбытии поступивших безнадзорных животных в пункт временного содержания. По результатам исполнения данного контракта МКУ "УГХ" обратилось с заявкой о дополнительном финансировании в адрес начальника Департамента для выделения дополнительных средств на мероприятие по отлову безнадзорных животных, результатом которого стало дополнительное заключение муниципальных контрактов по отлову безнадзорных животных: № от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ. По указанным контрактам, отловлено всего 622 животного. Со стороны исполнителя и ответчика были предприняты все меры по недопущению разгула безнадзорных собак по городу.

В возражении на исковое заявление представитель ответчика Администрации Пуровского района Слюсаренко Ю.В. просит в исковых требованиях отказать, указала, что является ненадлежащим ответчиком по делу. В целях реализации прав органов местного самоуправления на осуществление мероприятий по отлову и содержанию безнадзорных животных в бюджетах поселений Пуровского района учтены расходные обязательства по отлову и содержанию безнадзорных животных, на финансовое обеспечение которых, начиная с формирования бюджетов на 2016 год ежегодно предоставляется финансовая помощь из окружного бюджета в виде дотации в объеме 2 430 000 руб. По итогам 2017 года на указанное мероприятие затрачено 5 321 371 руб. 22 коп. Постановлением Администрации Пуровского района от 20.04.2016 № 162-ПА утверждены Правила содержания и защиты домашних животных и Порядок отлова, транспортировки, содержания и дальнейшего использования безнадзорных и бродячих животных на территории МО г. Тарко-Сале. Согласно Правилам благоустройства территории МО г. Тарко-Сале, утвержденным постановлением Администрации Пуровского района от 31.10.2017 № 315-ПА, отлов бродячих животных должны осуществлять специализированные организации на основании договора с муниципальным учреждением в пределах средств, предусмотренных в бюджете муниципального образования на эти цели. В соответствии с п. 1.4 Порядка отлова, транспортировки, содержания и дальнейшего использования безнадзорных и бродячих животных на территории МО г. Тарко-Сале выполнение функций по организации отлова, транспортировки, содержания и дальнейшего использования безнадзорных и бродячих животных на территории МО г. Тарко-Сале возлагается на МКУ «Управление городского хозяйства» г. Тарко-Сале. Согласно п. 2.2 Порядка отлов безнадзорных и бродячих животных производится на основании заключенного муниципального контракта (договора) МКУ «УГХ» со специализированной организацией. ДД.ММ.ГГГГ МКУ «УГХ» заключен муниципальный контракт с ООО «Универсалремонт». Услуги по контракту должны были оказываться исполнителем с использованием специализированного автомобильного транспорта в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. Исполнитель обязался самостоятельно организовать весь комплекс услуг по отлову и содержанию безнадзорных животных, транспортировке, утилизации, определять исполнителей и распределять ответственность между работниками своей организации. Оплата по указанному контракту произведена в полном объеме. В последующем также ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ МКУ «УГХ» заключены контракты , , с ООО «Служба отлова безнадзорных животных». Оплата по указанным контрактам произведена в полном объеме. Таким образом, органы местного самоуправления, реализуя свое право на осуществление мероприятий по отлову и содержанию безнадзорных животных, обитающих на территории поселения, в соответствии с п. 14 ч. 1 ст. 14.1 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» надлежащим образом исполняют взятые на себя обязательства (определены ответственные структурные подразделения, разработаны нормативные правовые акты, денежные средства выделяются в достаточном объеме). Доказательств, подтверждающих бездействие Администрации Пуровского района при осуществлении мероприятий по отлову и содержанию безнадзорных животных, обитающих на территории г. Тарко-Сале, не представлено. Факт бесхозяйности собаки не установлен.

В отзыве на исковое заявление представитель ответчика Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа Полякова Н.Д. сообщила, что согласно п. 49 ч. 2 ст. 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ» к полномочиям субъекта относится организация проведения на территории субъекта Российской Федерации мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней животных, их лечению, отлову и содержанию безнадзорных животных, защите населения от болезней, общих для человека и животных, за исключением вопросов, решение которых отнесено к ведению Российской Федерации. Таким образом, к полномочиям субъекта относится только организация мероприятий по отлову и содержанию безнадзорных животных, но не их отлов. Из материалов дела следует, что МКУ «УГХ» заключило с ООО «Универсалремонт» муниципальный контракт на оказание услуг по отлову и содержанию безнадзорных животных. Соответственно укус ДД.ММ.ГГГГ несовершеннолетнего Юрчикова Д.Ю. безнадзорным животным произошел в период действия указанного контракта и свидетельствует о ненадлежащем исполнении МКУ «УГХ» взятых на себя обязательств по указанному контракту, а также отсутствия должного контроля со стороны Администрации МО Пуровский район за исполнением условий контракта. Просит в удовлетворении исковых требований к Правительству Ямало-Ненецкого автономного округа отказать.

Прокурор Борчанинов И.С. пояснил, что согласно ст. 8 Закона ЯНАО от 08.12.2003 № 62-ЗАО отлов безнадзорных домашних животных осуществляется организациями, либо гражданами, заключившими договор с органами местного самоуправления в соответствии с установленными в муниципальных образованиях правилами и настоящим законом. Выполнение функций по организации отлова, транспортировки, содержания и дальнейшего использования безнадзорных и бродячих животных на территории муниципального образования город Тарко-Сале возлагается на МКУ «УГХ» города Тарко-Сале. Отлов производится на основании заключенного муниципального контракта со специализированной организацией. По результатам проведенного МКУ «УГХ» электронного аукциона с ООО « Универсалремонт» заключен муниципальный контракт на оказание услуг по отлову и содержанию безнадзорных животных на сумму 1 702 136 рублей, предусматривающий отлов 530 особей. Считаю, что ответчиком ненадлежащим образом осуществляется отлов безнадзорных и бродячих животных, так как безнадзорная собака нападала на несовершеннолетнего Юрчикова Д.Ю. и покусала его, чем причинила ему телесные повреждения и моральный вред. Просит иск удовлетворить.

В судебном заседании законный представитель несовершеннолетнего Юрчикова Д.Ю. Калиничева Н.А. пояснила, что ДД.ММ.ГГГГ на детской площадке по <адрес> на ее сына напала собака. Происходящее видела соседка Айваседо И.С., которая рассказала, что увидела, как Диму напала собака, она собаку оттащила о ребенка, потом отвезла ребенка в больницу, где его осмотрели, назначили амбулаторное лечение. Сын прошел курс лечения в виде инъекций, всего ему было поставлено 6 уколов.

Несовершеннолетний Юрчиков Д.Ю. пояснил, что когда он шел домой, когда на него из-за деревьев выскочила собака и покусала его. Собака была белого цвета, средних размеров. Она кусала его за руки, сильно укусила за правую кисть и левое предплечье. Собака напала на него неожиданно, он ее никак не дразнил и не провоцировал. Он сильно испугался, и ему было очень больно. Рядом с собакой хозяина не было, и она была без ошейника. Раньше он эту собаку никогда не видел, но после случившегося видел ее много раз, она так же была без хозяина. Он шел один без своей собаки.

Представитель ответчика Слюсаренко Ю.С. исковые требования не признала по доводам, изложенном в отзыве, дополнив, что со стороны Администрации МО Пуровский район приняты все меры по осуществлению мероприятий по отлову и содержанию безнадзорных животных, денежные средства на указанные мероприятия выделяются и осваиваются. Выполнение мероприятий подтверждается актами выполненных работ. Считает, что бездействие органов местного самоуправления отсутствуют. Вины органов местного самоуправления в причинении вреда здоровью несовершеннолетнему не усматривается. Сам по себе факт нападения собаки на несовершеннолетнего не может доказывать бездействие органов местного самоуправления. Кроме того, не доказано, что собака не имеет хозяина.

Представитель ответчика Полякова Н.Д. исковые требования не признала, пояснила, что согласно п. 49 ч. 2 ст. 26.3 ФЗ от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» к полномочиям субъекта относится организация проведения на территории субъекта Российской Федерации мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней животных, их лечению, отлову и содержанию безнадзорных животных, защите населения от болезней, общих для человека и животных, за исключением вопросов, решение которых отнесено к ведению Российской Федерации». Помимо этого, мероприятия по отлову и содержанию безнадзорных животных предусмотрены Постановлением Администрации муниципального образования Пуровский район от 20.04.2016 № 162-ПА., в соответствии с которым выполнение функций по организации отлова, транспортировки, содержания и дальнейшего использования безнадзорных и бродячих животных на территории муниципальном образовании г. Тарко-Сале возлагается на МКУ «УГХ». Из материалов дела следует, что МКУ «УГХ» в результате электронного аукциона от ДД.ММ.ГГГГ с ООО «Универсалремонт» был заключен муниципальный контракт на оказание услуг по отлову и содержанию безнадзорных животных на сумму 1 702 136, 04 рублей в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. Согласно ответу Администрации муниципального образования Пуровский район от ДД.ММ.ГГГГ на территории г. Тарко-Сале было отловлено 622 безнадзорных животных. Размер финансирования указанных мероприятий составил 1 998,38 тыс. рублей. Соответственно, укус безнадзорным животным несовершеннолетнего Юрчикова Д.Ю. произошел в период действия муниципального контракта и свидетельствует о ненадлежащем исполнении МКУ «УГХ» взятых на себя обязательств по указанному контракту, а также отсутствии должного контроля со стороны Администрации муниципального образования Пуровский район за исполнением условий контракта.

Представитель третьего лица МКУ «УГХ» Мавлютова О.Н. пояснила, что истцом не предоставлено доказательств, что собака являлась бесхозяйной. Отлов собак производится на основании заключенного муниципального контракта, в 2017 году муниципальный контракт выполнен полностью. Помимо выезда по заявкам от граждан и полиции проводятся контрольные выезды по г. Тарко-Сале, в ходе которых производится отлов собак без заявок.

Свидетель Айваседо И.С. показала, что ДД.ММ.ГГГГ видела, как на <адрес> в <адрес> на несовершеннолетнего Юрчикова Д.Ю. напала бездомная собака и укусила его за руку. С семьей Юрчикова Д.Ю. они соседи. Когда собака напала на Юрчикова Д.Ю., она закричала на собаку, отогнала ее от Юрчикова Д.Ю., отвела его домой, где сообщила о случившемся его бабушке-Айваседо Р.Н. Так как бабушке надо было идти на работу, то она передала ей медицинскую карту Юрчикова Д.Ю. и она отвезла мальчика в больницу, где ему оказали медицинскую помощь. В момент нападения собаки на Юрчикова Д.Ю. рядом с ней или в зоне видимости хозяина собаки не было. До происшествия она неоднократно видела эту собаку рядом с мусорными баками в стае других собак. Ошейник у собаки отсутствовал. Считает, что собака была бездомной.

Заслушав лиц, участвующих в деле, свидетеля, оценив представленные доказательства, суд приходит к следующим выводам.

На основании ч. 1 ст. 41, ст. 42 Конституции РФ каждый имеет право на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду.

Обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения как одного из основных условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду регулируется Федеральным законом от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения».

Согласно п. 2 ст. 2 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» полномочиями в названной сфере общественных отношений обладают наряду с Российской Федерацией и субъекты Российской Федерации, расходным обязательством которых является осуществление мер по предупреждению эпидемий и ликвидации их последствий и которые вправе осуществлять в названной сфере правовое регулирование (ст. 6).

    В круг полномочий органов государственной власти субъекта Российской Федерации наряду с решением вопросов организации проведения на территории субъекта Российской Федерации мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней животных, их лечению, защите населения от болезней, общих для человека и животных, после внесения в подп. 49 п. 2 ст. 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» изменений Федеральным законом от 30.03.2015 № 64-ФЗ, включена также организация проведения мероприятий по отлову и содержанию безнадзорных животных.

    В силу ст. 3 Закона РФ от 14.05.1993 № 4979-1 «О ветеринарии» к полномочиям субъекта Российской Федерации в области ветеринарии относится организация проведения на территории субъекта Российской Федерации мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней животных и их лечению, защита населения от болезней, общих для человека и животных, за исключением вопросов, решение которых отнесено к ведению Российской Федерации.

На основании ст. 6 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 06.05.2010 № 54 были утверждены Санитарно-эпидемиологические правила СП 3.1.7.2627-10 «Профилактика бешенства среди людей», в п. 9.5 которых указано, что регулирование численности безнадзорных животных путем их отлова и содержания в специальных питомниках отнесено к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации.

Требования по организации мероприятий по предотвращению распространения бешенства были адресованы органам государственной власти субъектов РФ и Постановлениями Главного государственного санитарного врача РФ от 18.04.2005 № 15 «Об усилении мероприятий по предупреждению распространения бешенства в РФ» и от 29.08.2008 № 53 «Об усилении мероприятий по борьбе с бешенством в РФ».

В соответствии с п. 3 Постановления Совета Министров РСФСР от 23.09.1980 № 449 (в редакции от 29.10.1992) «Об упорядочении содержания собак и кошек в городах и других населенных пунктах РСФСР» собаки, находящиеся на улицах и в иных общественных местах без сопровождающего лица, подлежат отлову. Отлов таких собак производится в городах, рабочих, курортных и дачных поселках организациями жилищно-коммунального хозяйства.

В настоящее время Постановление Совета Министров РСФСР от 23.09.1980 № 449 не отменено и не противоречит каким-либо нормативным актам РФ.

    В законе Ямало-Ненецкого автономного округа от 08.12.2003 № 62-ЗАО «О содержании и защите домашних животных на территории Ямало-Ненецкого автономного округа» раскрыто понятие безнадзорного животного - это домашнее животное, оставленное без попечения (п. 2 ст.1).

    Согласно ст. 8 закона Ямало-Ненецкого автономного округа от 08.12.2003 № 62-ЗАО, отлов безнадзорных домашних животных осуществляется организациями либо гражданами, заключившими договор с органами местного самоуправления. При этом отлов, содержание и использование этих животных осуществляются в соответствии с установленными в муниципальных образованиях правилами и названным Законом.

    В силу п. 4 ст. 8 закона Ямало-Ненецкого автономного округа от 08.12.2003 № 62-ЗАО животные должны содержаться в пунктах отлова и возвращаются владельцам по их требованию. Невостребованные владельцами животные по истечении 5 дней содержания в пунктах отлова могут передаваться по актам зоозащитным организациям, заинтересованным учреждениям, гражданам. При этом предусмотрена обязанность владельцев животных возмещать расходы по отлову, транспортировке, содержанию, кормлению и за оказанную в необходимых случаях ветеринарную помощь.

Из письма и.о. руководителя Департамента тарифной политики, энергетики жилищно-коммунального комплекса ЯНАО от ДД.ММ.ГГГГ следует, что в рамках Порядка предоставления и расходования субсидий на выполнение мероприятий по благоустройству территорий поселений (городских округов), утвержденного Постановлением Правительства ЯНАО от ДД.ММ.ГГГГ -П, не предусмотрено финансирование за счет окружных субсидий мероприятий по отлову, содержанию, эвтаназии и утилизации безнадзорных животных.

Протоколом заседания санитарно-противоэпидемической комиссии Ямало-Ненецкого автономного округа от ДД.ММ.ГГГГ утвержден комплексный план мероприятий по профилактике бешенства на территории Ямало-Ненецкого автономного округа на 2017-2020 гг., пунктом 1.6. которого для органов местного самоуправления предусмотрены мероприятия по обеспечению сокращения численности безнадзорных животных, в том числе путем создания постоянно действующих бригад по отлову безнадзорных животных с финансовым обеспечением на территории муниципальных образований.

Согласно информации, представленной первым заместителем директора Департамента финансов Ямало-Ненецкого автономного округа от ДД.ММ.ГГГГ, начиная с формирования окружного бюджета на 2016 год, ежегодно в составе общего объема финансовой помощи, предоставляемой из окружного бюджета в форме дотаций на выравнивание уровня бюджетной обеспеченности бюджету муниципального образования Пуровский район, учитывается финансовое обеспечение мероприятий по отлову и содержанию безнадзорных животных в объеме 2 430 000 руб., согласно протоколу заседания комиссии по бюджетным проектировкам на 2016 год и на плановый период до 2018 года от ДД.ММ.ГГГГ (т. 1 л.д. 152- 153).

Письмом от ДД.ММ.ГГГГ, направленном в адрес глав городских округов и муниципальных районов в Ямало-Ненецком автономном округе губернатором Ямало-Ненецкого автономного округа Кобылкиным Д.Н., было обращено внимание на то, что Законом автономного округа от 25.11.2016 № 90-ЗАО «Об окружном бюджете на 2017 и на плановый период 2018 и 2019 годов» по данным реестров расходных обязательств муниципальных образований учтены средства на мероприятия по отлову и содержанию безнадзорных животных в части общего объема финансовой помощи из окружного бюджета и в этой связи указано на необходимость продолжить работу по ограничению численности безнадзорных животных на территории муниципальных образований в автономном округе.

В соответствии с п. 14 ч. 1 ст. 14.1. Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» органы местного самоуправления городского, сельского поселения имеют право на осуществление мероприятий по отлову и содержанию безнадзорных животных, обитающих на территории поселения.

Согласно ч. 4.1. ст. 20 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ органы местного самоуправления участвуют в осуществлении государственных полномочий, не переданных им в соответствии со ст. 19 настоящего Федерального закона, в случае принятия представительным органом муниципального образования решения о реализации права на участие в осуществлении указанных полномочий.

    Как указано в Уставе МО Пуровский район, утвержденном решением Районной Думы муниципального образования Пуровский район от 31.05.2016 № 46, МО Пуровский район входит в состав Ямало-Ненецкого автономного округа.

Пуровский район является муниципальным образованием, наделенным Законом ЯНАО от 20.12.2004 № 113-ЗАО «О наделении статусом, определении административного центра и установлении границ МО Пуровского района» статусом муниципального района с административным центром г. Тарко-Сале. В состав территории Пуровского района входит территория городского поселения - городское поселение г. Тарко-Сале.

На основании решения Собрания Депутатов муниципального образования г. Тарко-Сале 3 созыва от 23.06.2015 № 216, муниципальное казенное учреждение - Администрация муниципального образования г. Тарко-Сале ликвидировано.

Согласно п. 1.1 ст. 3 Устава муниципального образования город Тарко-Сале, в редакции решения Собрания депутатов муниципального образования город Тарко-Сале от 17.05.2016 № 76, исполнительно-распорядительный орган МО г. Тарко-Сале не образуется, его полномочия возлагаются на Администрацию муниципального образования Пуровский район.

Из постановления Главы Администрации МО Пуровский район от 13.10.2015 № 259-ПА «Об исполнении полномочий администрации муниципального образования г. Тарко-Сале» следует, что с ДД.ММ.ГГГГ к исполнению полномочий исполнительно-распорядительного органа местного самоуправления муниципального образования г. Тарко-Сале приступила Администрация муниципального образования Пуровский район.

В соответствии с Положением о Департаменте транспорта, связи и систем жизнеобеспечения Администрации Пуровского района Департамент в пределах своей компетенции реализует отдельные государственные полномочия, переданные органам местного самоуправления муниципального образования Пуровский район и муниципального образования город Тарко-Сале, в соответствии с федеральными законами, законами ЯНАО (п. 16 гл. 1), уполномочен осуществлять мероприятия по отлову и содержанию безнадзорных животных, обитающих на территории муниципального образования город Тарко-Сале (п. 17 гл. 2) (л.д. 27-33).

На основании п. 1.7 Устава МКУ «УГХ», учредителем МКУ является муниципальное образование город Тарко-Сале. Функции и полномочия учредителя в отношении учреждения осуществляет администрация Пуровского района. От имени администрации Пуровского района функции и полномочия учредителя осуществляет Департамент транспорта, связи и систем жизнеобеспечения администрации Пуровского района.

Целью создания МКУ «УГХ» является выполнение работ, оказание услуг в целях обеспечения реализации полномочий органов местного самоуправления в сфере жилищно-коммунального хозяйства, энергетики, благоустройства, дорожной деятельности, транспортного обслуживания, связи на территории муниципального образования г. Тарко-Сале (п. 3.1. раздела III Устава).

Одним из основных видов деятельности МКУ «УГХ» является обеспечение выполнения работ и оказания услуг по благоустройству города, в том числе обеспечение выполнения работ и оказания услуг, направленных на безопасность населения от неблагоприятного воздействия безнадзорных (домашних) животных путем отлова, транспортировки, содержания безнадзорных (домашних) животных, сбора погибших и умерщвленных животных, а также их утилизации в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации (п. 3.3.5.2. раздела III Устава).

Финансовое обеспечение деятельности МКУ «УГХ» осуществляется за счет средств бюджета муниципального образования город Тарко-Сале на основании бюджетной сметы, утвержденной учредителем, и за счет межбюджетных трансфертов, предоставляемых из бюджета Ямало-Ненецкого автономного округа и Пуровского района (п. 2.2 раздела II Устава).

МКУ «УГХ» обеспечивает исполнение своих денежных обязательств в пределах доведенных до него бюджетных ассигнований и лимитов бюджетных обязательств. При недостаточности денежных средств, ответственность по обязательствам Учреждения несет Учредитель (п. 2.2 раздела II Устава).

Согласно п. 1.6 Правил благоустройства территории муниципального образования г. Тарко-Сале, утвержденных постановлением администрации муниципального образования Пуровский район № 315 от 31.10.2017, безнадзорные животные - это домашние животные, находящиеся в общественных местах на территории муниципального образования без сопровождающего лица, либо пригульный скот.

Кроме этого в Правилах благоустройства территории муниципального образования г. Тарко-Сале указано, что регулирование численности домашних животных осуществляется в целях охраны здоровья населения, жизни человека, предупреждения заболеваний животных (ДД.ММ.ГГГГ.); отлов домашних и находящихся в любой форме собственности животных с целью умерщвления не допускается и осуществляется только в целях вакцинации, стерилизации, изоляции заболевших животных, передачи собственнику (владельцу), кроме случаев заболеваний, не подлежащих излечению (п. ДД.ММ.ГГГГ); орган, уполномоченный администрацией муниципального образования Пуровский район, может проводить мероприятия по изъятию бродячих безнадзорных и бесхозяйных животных путем отлова, ветеринарным способом, посредством дистанционного обездвиживания или усыпления с последующей утилизацией на специализированных предприятиях (ДД.ММ.ГГГГ); отлов бродячих животных должны осуществлять специализированные организации на основании договора с муниципальным учреждением в пределах средств, предусмотренных в бюджете муниципального образования на эти цели (п. ДД.ММ.ГГГГ.2).

Для содержания найденных, отловленных, изъятых, конфискованных или иным образом отчужденных домашних безнадзорных животных создаются приюты (п. ДД.ММ.ГГГГ).

Органы местного самоуправления содействуют организации приютов для домашних животных гражданами и юридическими лицами (ДД.ММ.ГГГГ).

Согласно Порядку отлова, транспортировки, содержания и дальнейшего использования безнадзорных и бродячих животных на территории муниципального образования город Тарко-Сале, в пункте 1.4 которого указано, что выполнение функций по организации отлова, транспортировки, содержания и дальнейшего использования безнадзорных и бродячих животных на территории муниципального образования город Тарко-Сале возлагается на МКУ «Управление городского хозяйства» города Тарко-Сале.

В п. 2.1 указанного Порядка указано, что безнадзорные и бродячие животные на территории муниципального образования подлежат отлову, кроме животных, оставленных владельцами на привязи у магазинов, аптек, предприятий бытового обслуживания, поликлиник и иных зданий.

Согласно п. 2.2 Порядка, отлов безнадзорных и бродячих животных производится на основании заключенного муниципального контракта (договора) МКУ «УГХ» со специализированной организацией. Размещение муниципального заказа на данный вид услуг производится в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

Муниципальные контракты (договоры), заключаются в пределах средств, предусмотренных на указанные цели в бюджете муниципального образования город Тарко-Сале на соответствующий финансовый год.

Отлов безнадзорных и бродячих животных на территории города производится по заявкам, поступившим от организаций и жителей города (письменным, устным) в адрес МКУ «УГХ». Все поступившие заявки подлежат обязательной регистрации в специальном журнале. По мере поступления заявок специалист МКУ «УГХ» направляет заявку на отлов безнадзорных и бродячих животных исполнителю муниципального заказа (п. 2.6 Порядка).

Организация, занимающаяся отловом безнадзорных и бродячих животных, при самостоятельном обнаружении или по сообщению жителей, организаций, осуществляет отлов животных на территории муниципального образования (п. 2.7 Порядка).

ДД.ММ.ГГГГ на основании протокола подведения итогов электронного аукциона от ДД.ММ.ГГГГ, заключен муниципальный контракт с организацией ООО «Универсалремонт» (зарегистрированным в <адрес>), по условиям которого ООО «Универсалремонт» обязалось за свой риск, собственными или привлеченными силами и средствами, оказать услуги по отлову и содержанию безнадзорных животных, согласно техническому заданию. Услуги по контракту должны были оказываться исполнителем с использованием специализированного автомобильного транспорта, в пределах территории <адрес>, согласно заявке заказчика, в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (пп.1.1, 1.2, 3.1 контракта) (т.1 л.д.15-19).

Согласно п. 2.1 цена муниципального контракта цена составила 1 702 136 руб.04 коп.

Из приложения к муниципальному контракту от ДД.ММ.ГГГГ исполнитель обязался самостоятельно организовать весь комплекс услуг по отлову и содержанию безнадзорных животных, транспортировке, утилизации, определять исполнителей и распределять ответственность между работниками своей организации. Периодичность отлова безнадзорных животных - не реже 2-х раз в неделю (т. 1 л.д.20).

Объем оказываемых услуг: отлов безнадзорных животных - 530 голов; транспортировка и содержание безнадзорных животных - 530 голов.

В журнале о регистрации приема-выбытия поступивших безнадзорных животных в пункт временного содержания указано, что в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в <адрес>, отловлено и принято в пункт временного содержания 51 животное (т. 1 л.д. 220-221); в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – 92 (т. 1 л.д. 222-223); в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – 86 (т. 1 л.д. 224-225); в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – 81 (т. 1 л.д. 226-227); в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – 58 (т. 1 л.д. 228-229); в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – 62 (т. 1 л.д. 230-231); в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – 61 (т. 1 л.д. 232-233); в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – 29 (т. 1 л.д. 234).

Согласно актам за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ работником ООО «Универсалремонт» передано в пункт временного пребывания (приют) по адресу: <адрес> 496 безнадзорных животных, которые были отловлены на территории <адрес>, в том числе: за январь передано 48 животных, за февраль - 74, за март - 86, за апрель - 74, за май - 53, за июль - 66, за август - 78, за сентябрь 17 (т. 2 л.д. 53-129).

Акты подписаны ответственным по ПКС ООО «Универсалремонт» Кискиным С.С. Подпись принимающего лица отсутствует. Место составления акта не известно.

Из акта утилизации отловленных безнадзорных животных, составленного и подписанного ДД.ММ.ГГГГ ветеринарным специалистом Модалевым А.С. и генеральным директором ООО «Универсалремонт», следует, что произведен осмотр бесхозных собак и кошек и подвергнуты эвтаназии неуправляемые, повышено-злобные собаки в количестве 51 головы, которые утилизированы в крематоре АМТД-100 по адресу: <адрес> <адрес>, в строгом с соответствии с действующими нормами и правилами, относящимися к поручаемой работе.

В акте от ДД.ММ.ГГГГ утилизации отловленных безнадзорных животных, содержатся сведения о произведенном осмотре бесхозяйных собак и кошек и эвтаназии неуправляемых, повышено-злобных собак в количестве 92 головы, в акте от ДД.ММ.ГГГГ - 48 голов; в акте от ДД.ММ.ГГГГ - 64 головы, в акте от ДД.ММ.ГГГГ - 51 головы; в акте от ДД.ММ.ГГГГ - 10 голов; в акте от ДД.ММ.ГГГГ - 56 голов; в акте от ДД.ММ.ГГГГ - 53 головы; в акте от ДД.ММ.ГГГГ - 29 голов.

Между тем, в журнале о регистрации приема-выбытия поступивших безнадзорных животных в пункт временного содержания, данных об отлове кошек не содержатся.

Аналогичные сведения, которые не совпадают с данными журнала о регистрации приема-выбытия поступивших безнадзорных животных, содержатся также в других актах утилизации отловленных безнадзорных животных. Место составления указанных актов также не известно.

Кроме того, суду не представилось возможным установить, какие именно животные в количестве 51 головы уничтожены в январе 2017 года, если фактически по актам приема-передачи отловленных безнадзорных собак в пункт временного содержания было передано только 48. В феврале уничтожено 92 головы, а передано только 74, в марте уничтожено 48, а передано - 86, в апреле уничтожено 64, передано - 74, а отловлено 81, в мае уничтожено 51, передано 53, а отловлено 58, в июне уничтожено 10, однако не передано ни одной, в июле уничтожено 56, передано 66, а отловлено 62, в августе уничтожено 53, передано 78, а отловлено 61, в сентябре уничтожено 29, передано 17, а отловлено 29.

Таким образом, по муниципальному контракту, предусматривающему отлов 530 животных, представлены документы об отлове 530. Из них 496 переданы в пункт временного содержания, 454 - уничтожены. Судьба других животных не известна.

Кроме того, согласно информации результатах оценки состояния в сфере ограничения численности безнадзорных животных за 2017 года, представленной Департаментом транспорта, связи и систем жизнеобеспечения Администрации Пуровского района от ДД.ММ.ГГГГ, следует, что из отловленных на территории г. Тарко-Сале 622 безнадзорных животных ни одно не было подвергнуто эвтаназии (л.д. 222, 223).

ДД.ММ.ГГГГ Муниципальным казенным учреждением «Управление городского хозяйства» заключен муниципальный контракт с ООО «Служба отлова безнадзорных животных» (зарегистрированным в <адрес>), по условиям которого ООО «Служба отлова безнадзорных животных» обязалось собственными или привлеченными силами и средствами, оказать услуги по отлову, транспортировке и содержанию 31 безнадзорного животного в период с момента заключения контракта по ДД.ММ.ГГГГ (пп. 1.1, 1.2, 3.1 контракта) (т. 1 л.д.52-57).

Согласно п. 2.1 цена муниципального контракта составила 99 820 руб.

В журнале о регистрации приема-выбытия поступивших безнадзорных животных в пункт временного содержания указано, что в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в <адрес> отловлено и принято в пункт временного содержания 31 животное (т. 1 л.д. 235).

Как следует из акта о приемке оказанных услуг по отлову и содержанию безнадзорных животных от ДД.ММ.ГГГГ, в соответствии с муниципальным контрактом от ДД.ММ.ГГГГ на оказание услуг по отлову и содержанию безнадзорных животных, ООО «Служба отлова безнадзорных животных» в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ оказало услуги по отлову и содержанию 31 безнадзорного животного, на сумму 99 820 руб. Акт подписан сторонами, заказчик претензий по объему и качеству оказанных услуг не имеет.

Из выводов заключения проведения экспертизы результатов, предусмотренных муниципальным контрактом от ДД.ММ.ГГГГ, предоставленных поставщиком (подрядчиком, исполнителем) от ДД.ММ.ГГГГ, следует, что работы по оказанию услуг по отлову и содержанию безнадзорных животных муниципального образования <адрес> выполнены в соответствии с техническим заданием, предусмотренным муниципальным контрактом от ДД.ММ.ГГГГ.

ДД.ММ.ГГГГ между МКУ «Управление городского хозяйства» и ООО «Служба отлова безнадзорных животных», на основании п. 4 ч. 1 ст. 93 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ, заключен муниципальный контракт на срок с момента заключения контракта и по ДД.ММ.ГГГГ на отлов еще 31 животного на сумму 99 820 руб. (т. 1 л.д.58-61).

В журнале о регистрации приема-выбытия поступивших безнадзорных животных в пункт временного содержания, указано, что в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в <адрес>, отловлено и принято в пункт временного содержания 31 животное (т. 1 л.д. 236-237).

Как следует из акта о приемке оказанных услуг по отлову и содержанию безнадзорных животных от ДД.ММ.ГГГГ, ООО «Служба отлова безнадзорных животных» в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ оказало услуги в полном объеме. Акт подписан сторонами, заказчик претензий по объему и качеству оказанных услуг не имеет.

Из выводов заключения проведения экспертизы результатов, предусмотренных муниципальным контрактом от ДД.ММ.ГГГГ, предоставленных поставщиком (подрядчиком, исполнителем) от ДД.ММ.ГГГГ, следует, что работы по оказанию услуг по отлову и содержанию безнадзорных животных муниципального образования <адрес> выполнены в соответствии с техническим заданием, предусмотренным муниципальным контрактом от ДД.ММ.ГГГГ.

ДД.ММ.ГГГГ Муниципальным казенным учреждением «Управление городского хозяйства» с ООО «Служба отлова безнадзорных животных» заключен муниципальный контракт , на срок с момента заключения контракта и по ДД.ММ.ГГГГ на отлов еще 30 животных на сумму 96 600 руб. (т. 1 л.д.64-66).

В журнале о регистрации приема-выбытия поступивших безнадзорных животных в пункт временного содержания указано, что в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в <адрес>, отловлено и принято в пункт временного содержания 30 животных (т. 1 л.д. 237).

Как следует из акта о приемке оказанных услуг по отлову и содержанию безнадзорных животных от ДД.ММ.ГГГГ, ООО «Служба отлова безнадзорных животных» в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ оказало услуги в полном объеме. Акт подписан сторонами, заказчик претензий по объему и качеству оказанных услуг не имеет.

Из выводов заключения проведения экспертизы результатов, предусмотренных муниципальным контрактом от ДД.ММ.ГГГГ, предоставленных поставщиком (подрядчиком, исполнителем) от ДД.ММ.ГГГГ, следует, что работы по оказанию услуг по отлову и содержанию безнадзорных животных муниципального образования <адрес> выполнены в соответствии с техническим заданием, предусмотренным муниципальным контрактом от ДД.ММ.ГГГГ.

Оплата выполненных работ ООО «Служба отлова безнадзорных животных» по трем муниципальным контрактам произведена в полном объеме. Вместе с тем, суду не представлено документов о судьбе 92 отловленных в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ животных.

В судебном заседании ответчиком и третьими лицами не представлены документы, бесспорно подтверждающие факт передачи ООО «Служба отлова безнадзорных животных» отловленных безнадзорных животных в пункт временного пребывания (приют). Отсутствие у ООО «Служба отлова безнадзорных животных» собственного пункта временного пребывания (приюта) на территории <адрес> или на территории Пуровского района ответчиком и третьим лицами не оспаривалось, явилось основанием для внесения прокурором Пуровского района в апреле 2018 года представления об устранении выявленных нарушений в МКУ «Управление городского хозяйства».

Из письма МКУ «Управление городского хозяйства» от ДД.ММ.ГГГГ следует, что нарушения, перечисленные в представлении прокурора Пуровского района нашли свое подтверждение, в частности, указанные нарушения стали возможны из-за ненадлежащего исполнения должностных обязанностей заведующим сектором благоустройства, в связи чем принято решение о применении к указанному должностному лицу мер дисциплинарного воздействия в виде замечания (т. 1 л.д. 130).

Не представлено доказательств наличия собственного пункта временного пребывания (приюта) на территории г. Тарко-Сале или на территории Пуровского района и у ООО «Универсалремонт».

Фактически, представленные в судебное заседание документы об исполнении муниципального контракта в 2017 году ООО «Универсалремонт» и отсутствие каких-либо документов об исполнении трех муниципальных контрактов в 2017 году ООО «Служба отлова безнадзорных животных», исключают возможность для суда убедиться в том, что мероприятия по отлову безнадзорных животных на территории г. Тарко-Сале в 2017 году были организованы органами местного самоуправления и осуществлялись надлежащим образом.

При отсутствии у исполнителей муниципальных контрактов пункта временного пребывания (приюта) для содержания отловленных животных, находящегося ближе, чем за 700 км. от г. Тарко-Сале, который можно было бы в любое время посетить, исполнение одновременно с этим в 2017 году функций по отлову безнадзорных животных в других муниципальных образованиях и населенных пунктах, отсутствие надлежащего контроля со стороны органов местного самоуправления за реальным исполнением обязанностей в рамках муниципальных контрактов, не убеждает суд в том, что все животные, за которых оплачены бюджетные деньги, были отловлены именно на территории <адрес>, также как и в том, что после отлова эти животные вновь не оказывались на улицах города.

Более того, по данным журнала регистрации заявок о выявленных безнадзорных животных, следует, что в июне 2017 года - 01, 08, неоднократно поступали сообщения от граждан о наличии стаи собак на <адрес>, где собака укусила ребенка, на <адрес>, где собака кидалась на людей. Однако ДД.ММ.ГГГГ произведен отлов 1 собаки на <адрес> собак на <адрес>. ДД.ММ.ГГГГ отловлено 2 собаки на <адрес>, ДД.ММ.ГГГГ - 3 собаки отловлены на <адрес>. Куда направлены собаки, которые были отловлены в июне 2017 года, не известно.

В период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ от граждан поступило 11 таких заявок.

При этом фактически указанные заявки не отрабатывались. Отлов последней собаки в 2017 году был произведен по данным журнала о регистрации приема-выбытия поступивших безнадзорных животных в пункт временного содержания ДД.ММ.ГГГГ.

Между тем, по данным ГБУЗ ЯНАО «Тарко-Салинская ЦРБ» в 2017 году от укусов безнадзорных животных на территории <адрес> пострадали 36 граждан, из которых 22 несовершеннолетних, в том числе ДД.ММ.ГГГГ - пострадал несовершеннолетний Юрчиков Д.Ю.

Как установлено судом ДД.ММ.ГГГГ на детской площадке по адресу: <адрес> на Юрчикова Д.Ю. напала бездомная собака, которая своими укусами причинила ребенку телесные повреждения в виде раны правой кисти и левого предплечья.

Из амбулаторной карты Юрчикова Д.Ю., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, установлено, что ДД.ММ.ГГГГ Юрчиков Д.Ю. обратился за медицинской помощью к хирургу с жалобой на боли и наличие раны в области правой кисти и левого предплечья, при осмотре установлено наличие кровоподтеков, боли, отечности и ран. Диагноз: множественные раны правой кисти и левого предплечья. Травма причинена неизвестной собакой (т. 1 л.д. 13, 14).

ДД.ММ.ГГГГ законный представитель несовершеннолетнего Юрчикова Д.Ю., Калиничева Н.А. в заявлении в прокуратуру Пуровского района пояснила, что ДД.ММ.ГГГГ во время прогулки на детской площадке по <адрес> в <адрес> ее сына покусала бродячая собака (т. 1 л.д.8).

    Таким образом, на момент причинения вреда несовершеннолетнему Юрчикову Д.Ю. органы местного самоуправления муниципального образования г. Тарко-Сале в лице Администрации муниципального образования Пуровский район и ее структурных подразделений, добровольно приняли на себя обязанность на осуществление мероприятий по отлову и содержанию безнадзорных животных, обитающих на территории города.

    На указанные цели в 2017 году в бюджете муниципального образования г. Тарко-Сале были предусмотрены денежные средства, более того, с учетом осуществления указанных полномочий на местном уровне, муниципальному образованию Пуровский район в 2017 году были выделены финансовые средства из бюджета Ямало-Ненецкого автономного округа.

Согласно титульному перечню мероприятий по благоустройству муниципального образования город Тарко-Сале на 2017 год, в графе 44 пп. 4.4, 4.4.1 указано наименование работ «отлов и утилизация безнадзорных животных, в том числе «отлов и содержание безнадзорных животных», заложена сумма всего 1 999 136 руб. 04 коп., в том числе: из средств окружного бюджета - 0 руб., из средств бюджета Пуровского района - 297 000 руб., из средств бюджета поселения - 1 702 136 руб. 04 коп.

В письме от ДД.ММ.ГГГГ начальник Департамента транспорта, связи и систем жизнеобеспечения администрации Пуровского района сообщил суду о том, что решением Собрания депутатов от ДД.ММ.ГГГГ «О бюджете на 2017 год и плановый 2018 -2019 гг.» на реализацию мероприятий по отлову безнадзорных животных (ДД.ММ.ГГГГ) МКУ «Управление городского хозяйства» за счет средств города было предусмотрено 2 071 000 руб. В связи с образовавшейся экономией по результатам электронного аукциона, бюджетные ассигнования в размере 368 863 руб. 96 коп. были перераспределены на реализацию прочих мероприятий по благоустройству. Далее в связи обращением директора МКУ «УГХ» выделены денежные средства в объеме 297 000 руб. на реализацию мероприятий по отлову безнадзорных животных из средств Пуровского района.

Таким образом, изначально запланированные в бюджете муниципального образования г. Тарко-Сале денежные средства на отлов безнадзорных животных в сумме 2 071 000 руб. частично были использованы на другие цели. Фактически мероприятия по отлову безнадзорных животных на территории г. Тарко-Сале в 2017 году были недофинансированы, несмотря на явную в этом необходимость исходя из количества заявок граждан о выявлении собак на улицах г. Тарко-Сале. Денежные средства в сумме 2 430 000 руб., которые были выделены на мероприятия по отлову безнадзорных животных в 2017 году из окружного бюджета ЯНАО, вообще не были задействованы на эти цели.

В соответствии с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации; субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд.

Исковое заявление прокурором Пуровского района предъявлено в защиту несовершеннолетнего Юрчикова Д.Ю., который в силу своего возраста не может самостоятельно отстаивать свои права.

Конституция Российской Федерации ставит право на жизнь, здоровье в ранг естественных и неотчуждаемых прав личности, что предполагает эффективную охрану и защиту этих прав. Открытый перечень охраняемых законом неимущественных благ приведен в ст. 20 - 23 Конституции РФ и п. 1 ст. 150 Гражданского кодекса РФ, к ним относятся жизнь и здоровье.

Согласно ст. 1064 ГК РФ, вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред. Законом обязанность возмещения вреда может быть возложена на лицо, не являющееся причинителем вреда.

Вред, причиненный гражданину в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования (ст. 1069 ГК РФ).

Согласно п. 1 ст. 1099 ГК РФ основания и размер компенсации гражданину морального вреда определяется правилами, предусмотренными гл. 59 ГК РФ и ст. 151 Гражданского кодекса Российской Федерации.

В соответствии со ст. 151 ГК РФ, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда. При определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства. Суд должен также учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями гражданина, которому причинен вред.

Согласно п. 3 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 20.12.1994 года № 10 «Некоторые вопросы применения законодательства о компенсации морального вреда» в соответствии с действующим законодательством одним из обязательных условий наступления ответственности за причинение морального вреда является вина причинителя. Размер компенсации зависит от характера и объема причиненных истцу нравственных или физических страданий, степени вины ответчика в каждом конкретном случае. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости. Степень нравственных или физических страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств причинения морального вреда, индивидуальных особенностей потерпевшего и других конкретных обстоятельств, свидетельствующих о тяжести перенесенных им страданий (п. 8 Постановления Пленума ВС РФ от 20.12.1994 года № 10).

Таким образом, Администрация МО Пуровский район ненадлежащим образом осуществляла полномочия в части организации мероприятий по отлову безнадзорных животных на территории г. Тарко-Сале, следствием чего являются многочисленные факты укусов граждан, в том числе несовершеннолетнего Юрчикова Д.Ю., в связи с чем Администрация МО Пуровский район должна возместить вред, причиненный потерпевшему за счет средств казны МО г. Тарко-Сале.

Учитывая обстоятельства дела, степень вины ответчика, отсутствие тяжелых неблагоприятных последствий для несовершеннолетнего Юрчикова Д.Ю., характер и степень перенесенных им нравственных страданий в результате укуса безнадзорной собаки, период лечения, в том числе и добровольный отказ от лечения, требования разумности и справедливости, суд приходит к выводу о частичном удовлетворении исковых требований в части компенсации морального вреда в размере 10 000 руб., которая подлежит взысканию с Администрации муниципального образования Пуровский район в пользу несовершеннолетнего Юрчикова Д.Ю. за счет казны за счет средств казны муниципального образования г. Тарко-Сале.

    В соответствии с подп. 19 п. 1 ст. 333.36 Налогового кодекса РФ органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым судами общей юрисдикции, в качестве истцов или ответчиков освобождаются от уплаты государственной пошлины. В этой связи оснований для взыскания с ответчика государственной пошлины суд не находит.

Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.

░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░ 10 000 ░░░. ░░ ░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ <░░░░░>.

░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░ ░░░░░-░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░-░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ – ░ 17 ░░░░░░░░ 2018 ░░░░.

░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░                                                                     ░.░. ░░░░░░░

2-501/2018

Категория:
Гражданские
Истцы
Строгалев А.А.
Ответчики
Администрация МО Пуровский район
Другие
МКУ "Управление городского хозяйства"
Калиничева Надежда Александровна
Суд
Пуровский районный суд Ямало-Ненецкого автономного округа
Дело на сайте суда
purovsky.ynao.sudrf.ru
06.05.2020Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
06.05.2020Передача материалов судье
06.05.2020Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
06.05.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
06.05.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
06.05.2020Судебное заседание
06.05.2020Судебное заседание
06.05.2020Судебное заседание
06.05.2020Судебное заседание
06.05.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
06.05.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
06.05.2020Дело оформлено
06.05.2020Дело передано в архив

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее