дело № 12-288/2019
УИД 11RS0016-01-2019-001443-30
РЕШЕНИЕ
Сыктывдинский районный суд Республики Коми в составе судьи Долгих Е.А.,
при секретаре судебного заседания Анисовец А.А.,
рассмотрев в с.Выльгорт 20 ноября 2019 года в открытом судебном заседании жалобу администрации муниципального образования муниципального района «Сыктывдинский» на постановление и.о. начальника отдела судебных приставов по Сыктывдинскому району Управления Федеральной службы судебных приставов по Республике Коми – старшего судебного пристава от 18.09.2019,
установил:
Постановлением и.о. начальника отдела судебных приставов по Сыктывдинскому району Управления Федеральной службы судебных приставов по Республике Коми – старшего судебного пристава от 18.09.2019 администрация муниципального образования муниципального района «Сыктывдинский» признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 17.15 Кодекса РФ об административных правонарушениях и ей назначено наказание в виде штрафа в размере 50000 рублей.
Не согласившись с вынесенным постановлением, администрация муниципального образования муниципального района «Сыктывдинский» обратилась в Сыктывдинский районный суд с жалобой, в которой просит отменить постановление должностного лица. В обоснование доводов жалобы указано, что должником предпринимаются меры к исполнению решения суда. Реализация мероприятий по ликвидации несанкционированных свалок, сбору и вывозу мусора с территории муниципального района «Сыктывдинский» осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок торгов, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». 21.08.2019 конкурс на выполнение соответствующих работ не состоялся, по причинам, не зависящим от должника.
Представитель лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении – администрации муниципального образования муниципального района «Сыктывдинский» Мамина Л.В. в судебном заседании поддержала доводы жалобы в полном объеме. Дополнительно пояснила, что администрацией предпринимаются действия, направленные на исполнение судебного акта. Несанкционированная свалка, расположенная на въезде в с. Озел Сыктывдинского района Республики Коми, слева от автодороги «Седкыркещ-Озел», в лесном массиве на землях сельхозназначения в отработанном песчаном карьере и рядом с ним является самой большой на территории Сыктывдинского района, в связи с чем, её ликвидация требует значительных затрат. Администрацией муниципального образования муниципального района «Сыктывдинский» предприняты все зависящие от нее меры для исполнения решения суда, в том числе по изысканию денежных средств, а также проведению аукционов, один из которых не состоялся не по независящим от администрации причинам, однако срок, установленный судебным приставом в требовании от 13.08.2019 является неразумным и чрезмерно коротким.
Должностное лицо, вынесшее постановление по делу об административном правонарушении – и.о. начальника отдела судебных приставов по Сыктывдинскому району Управления Федеральной службы судебных приставов по Республике Коми Першина Л.Н. в судебном заседании с доводами жалобами не согласилась, указав, что постановление вынесено законно и обоснованно. Администрации муниципального образования муниципального района «Сыктывдинский» был предоставлен разумный срок для исполнения судебного акта, однако в связи с бездействием на протяжении 10 лет, она не смогла исполнить последнее требование в установленный в нем срок.
Заслушав пояснения участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, материалы гражданского дела № 2-59/2009, материалы исполнительного производства № 378/09/15/11, суд приходит к следующим выводам.
Согласно ч. 2 ст. 17.15 Кодекса РФ об административных правонарушениях неисполнение должником содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера в срок, вновь установленный судебным приставом-исполнителем после наложения административного штрафа, влечет административную ответственность.
В силу ст. 5, 6 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» принудительное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, возлагается на Федеральную службу судебных приставов и ее территориальные органы
Законные требования судебного пристава-исполнителя обязательны для всех государственных органов, органов местного самоуправления, граждан и организаций и подлежат неукоснительному выполнению на всей территории Российской Федерации. Невыполнение законных требований судебного пристава – исполнителя, воспрепятствование осуществлению судебным приставом – исполнителем функций по исполнению судебных актов влекут ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации.
В соответствии со ст. 105 Федерального закона «Об исполнительном производстве» в случаях неисполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный для добровольного исполнения, а также неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительского сбора и устанавливает должнику новый срок для исполнения. При неисполнении должником требований, содержащихся в исполнительном документе, без уважительных причин во вновь установленный срок судебный пристав – исполнитель применяет к должнику штраф, предусмотренный ст. 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Материалами дела установлено, что на исполнении вступившего в законную силу решения Сыктывдинского районного суда Республики Коми от 03.02.2009 на администрацию муниципального образования муниципального района «Сыктывдинский» и администрацию сельского поселения «Озел» возложена обязанность в срок до 01.12.2010 принять меры по ликвидации несанкционированной свалки, расположенной на въезде в с. Озел Сыктывдинского района Республики Коми, слева от автодороги «Седкыркещ-Озел», в лесном массиве на землях сельхозназначения в отработанном песчаном карьере и рядом с ним.
На основании постановления отдела судебных приставов по Сыктывдинскому району Управления Федеральной службы судебных приставов по Республике Коми от 24.02.2009 в целях исполнения указанного решения возбуждено исполнительное производство №.
Определением Сыктывдинского районного суда Республики Коми от 29.07.2011 администрации муниципального образования муниципального района «Сыктывдинский» предоставлена отсрочка исполнения судебного акта до 01.07.2012.
В рамках исполнительного производства администрации муниципального образования муниципального района «Сыктывдинский» неоднократно вручались требования об исполнении требований исполнительного документа.
12.05.2011 судебным приставом-исполнителем отдела судебных приставов по Сыктывдинскому району Управления Федеральной службы судебных приставов по Республике Коми вынесено постановление о взыскании с администрации муниципального образования муниципального района «Сыктывдинский» исполнительского сбора, за неисполнение требований, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный для добровольного исполнения требований.
Постановлением начальника отдела судебных приставов по Сыктывдинскому району Управления Федеральной службы судебных приставов по Республике Коми от 02.11.2016 администрация муниципального образования муниципального района «Сыктывдинский» привлечена к административной ответственности по ч. 1 ст. 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде административного штрафа в размере 30 000 рублей. Постановление в установленном порядке обжаловано не было, вступило в законную силу.
Как следует из материалов дела, 16.05.2017 судебным приставом-исполнителем отдела судебных приставов по Сыктывдинскому району Управления Федеральной службы судебных приставов по Республике Коми администрации муниципального образования муниципального района «Сыктывдинский» вновь вручено требование о необходимости в срок до 25.05.2017 исполнить решение суда, в котором должник предупрежден о возможности привлечения к административной ответственности по ст. 17.15 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Постановлением заместителя начальника отдела судебных приставов по Сыктывдинскому району Управления Федеральной службы судебных приставов по Республике Коми от 02.02.2018 администрация муниципального образования муниципального района «Сыктывдинский» привлечена к административной ответственности по ч. 2 ст. 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде административного штрафа в размере 50 000 рублей.
24.05.2018 судебным приставом-исполнителем отдела судебных приставов по Сыктывдинскому району Управления Федеральной службы судебных приставов по Республике Коми администрации муниципального образования муниципального района «Сыктывдинский» вручено требование о необходимости в срок до 09.06.2018 исполнить решение суда, в котором должник предупрежден о возможности привлечения к административной ответственности по ст. 17.15 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
12.12.2018 судебным приставом-исполнителем отдела судебных приставов по Сыктывдинскому району Управления Федеральной службы судебных приставов по Республике Коми администрации муниципального образования муниципального района «Сыктывдинский» вновь вручено требование о необходимости в срок до 29.12.2018 исполнить решение суда, в котором должник предупрежден о возможности привлечения к административной ответственности по ст. 17.15 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Постановлением начальника отдела судебных приставов по Сыктывдинскому району Управления Федеральной службы судебных приставов по Республике Коми от 28.02.2019 администрация муниципального образования муниципального района «Сыктывдинский» привлечена к административной ответственности по ч. 2 ст. 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде административного штрафа в размере 50 000 рублей.
04.04.2019 и 14.08.2019 судебным приставом-исполнителем отдела судебных приставов по Сыктывдинскому району Управления Федеральной службы судебных приставов по Республике Коми администрации муниципального образования муниципального района «Сыктывдинский» вновь вручены требования о необходимости в срок до 12.04.2019 и до 30.08.2019 соответственно исполнить решение суда, в котором должник предупрежден о возможности привлечения к административной ответственности по ст. 17.15 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
В ответ на данное требование администрацией муниципального образования муниципального района «Сыктывдинский» в адрес отдела судебных приставов по Сыктывдинскому району Управления Федеральной службы судебных приставов по Республике Коми направлена информация, из которой следует, что 25.07.2019 администрацией района размещена электронная документация на электронной площадке в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» РТС-Тендер на выполнение работ по ликвидации несанкционированной свалки на территории сельского поселения «Озел». На данную закупку была подана одна заявка на участие в электронном аукционе, в результате рассмотрения которой было установлено, что вторая часть заявки на участие в электронном аукционе не соответствует установленным требованиям, в связи с чем, данная заявка была отклонена.
12.08.2019 администрацией муниципального образования муниципального района «Сыктывдинский» повторно размещена документация на проведение электронного аукциона по ликвидации несанкционированной свалки, дата проведения аукциона – 22.08.2019.
Из содержания оспариваемого постановления следует, что в срок, установленный для добровольного исполнения, должник требования, содержащиеся в исполнительном документе, не исполнил, документы, подтверждающие исполнение требований исполнительного документа, представлены должником не в полном объеме.
Обстоятельства совершения администрацией муниципального образования муниципального района «Сыктывдинский» вмененного административного правонарушения подтверждаются протоколом об административном правонарушении от 16.09.2019; доводами представителя юридического лица, в отношении которого вынесено постановление по делу об административном правонарушении, которые отражены в жалобе, где представитель не отрицал неисполнение решения суда, ссылаясь на наличие объективных причин неисполнения судебного акта, а также указывая на совершение действий, направленных на исполнение требований исполнительного документа; вступившими в законную силу постановлениями о привлечении администрации муниципального района «Сыктывдинский» к административной ответственности по ст. 17.15 Кодекса РФ об административных правонарушениях, а также требованиями должностного лица.
На основании ст. 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина, при этом лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность, неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
Согласно ч. 2 ст. 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых этим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Сведений о том, что администрацией муниципального образования муниципального района «Сыктывдинский» были предприняты все зависящие от нее меры, направленные на исполнение требований исполнительного документа, в материалах дела не имеется.
Указанные в жалобе причины, препятствующие исполнению требований исполнительного документа, нельзя признать уважительными, поскольку под уважительными причинами необходимо понимать чрезвычайные, объективно непредотвратимые обстоятельства и другие непредвиденные, непреодолимые препятствия, находящиеся вне контроля должника, при соблюдении им той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась от него в целях надлежащего исполнения требований исполнительного документа.
Обстоятельства, на которые ссылается должник к числу обстоятельств непреодолимой силы, непреодолимых препятствий, предусмотренных ч. 2 ст. 112 Федерального закона «Об исполнительном производстве», не относятся.
Также следует отметить, что совершенное администрацией муниципального образования муниципального района «Сыктывдинский» административное правонарушение посягает на институт судебной власти и в соответствии с правовыми позициями Европейского Суда по правам человека исполнение решения суда должно рассматриваться в качестве составной части «судебного разбирательства», в связи с чем, органы власти не могут ссылаться на отсутствие денежных средств и иных ресурсов в качестве оправдания для неисполнения судебного решения.
Довод жалобы об отсутствии в действиях администрации муниципального образования муниципального района «Сыктывдинский» состава административного правонарушения, мотивированный тем, что решение суда не было исполнено в установленный срок по независящим от должника обстоятельствам, не может повлечь отмену оспариваемого постановления.
Таким образом, действия администрации муниципального образования муниципального района «Сыктывдинский» образуют состав вмененного ей административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и и.о. начальника – старший судебный пристав отдела судебных приставов по Сыктывдинскому району УФССП России по Республике Коми Першина Л.Н. пришла к обоснованному выводу о наличии в действиях администрации муниципального образования муниципального района «Сыктывдинский» состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 17.15 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Порядок и срок привлечения администрации муниципального образования муниципального района «Сыктывдинский» к административной ответственности соблюдены, в связи с чем, оснований для прекращения производства по делу за истечением срока давности привлечения к административной ответственности не имеется.
Поскольку административное наказание администрации муниципального образования муниципального района «Сыктывдинский» назначено надлежащим должностным лицом, в пределах, установленных законом за совершение данного административного правонарушения, с учетом как смягчающих, так и отягчающих обстоятельств, в минимально возможном размере, суд не находит оснований для отмены, либо изменения постановления об административном правонарушении.
Руководствуясь ст.30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
решил:
Постановление и.о. начальника отдела судебных приставов по Сыктывдинскому району Управления Федеральной службы судебных приставов по Республике Коми – старшего судебного пристава от 18.09.2019 о признании администрация муниципального образования муниципального района «Сыктывдинский» виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 17.15 Кодекса РФ об административных правонарушениях с назначением административного наказания в виде штрафа в размере 50 000 рублей – оставить без изменения, а жалобу администрации муниципального образования муниципального района «Сыктывдинский» – без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Коми в течение 10 суток со дня вручения или получения копии решения.
Резолютивная часть решения оглашена 18.11.2019.
Судья Е.А. Долгих