Решение по делу № 33а-4849/2020 от 12.08.2020

Дело № 33а-4849/2020

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

г. Санкт-Петербург                 24 сентября 2020 года

Судебная коллегия по административным делам Ленинградского областного суда в составе:

председательствующего      Григорьевой Н.М.,

судей                  Боровского В.А., Муратовой С.В.,

при ведении протокола помощником судьи Вершининой Г.Н.,

рассмотрела административное дело № 2а-7670/2019 (47RS0004-01-2019-007245-14) по апелляционной жалобе административного ответчика - администрации муниципального образования «Всеволожский муниципальный район» Ленинградской области на решение Всеволожского городского суда Ленинградской области от 22 октября 2019 года по административному исковому заявлению Железной Ю.В., действующей в интересах несовершеннолетнего Г., к администрации муниципального образования «Всеволожский муниципальный район» Ленинградской области, Комитету по образованию администрации муниципального образования «Всеволожский муниципальный район» Ленинградской области о признании незаконным бездействия, обязании обеспечить несовершеннолетнего местом в муниципальном дошкольном образовательном учреждении.

Заслушав доклад судьи Ленинградского областного суда Григорьевой Н.М., объяснения представителя административного ответчика Комитета по образованию администрации муниципального образования «Всеволожский муниципальный район» Ленинградской области – Смирновой Я.А., действующей на основании доверенности, судебная коллегия по административным делам Ленинградского областного суда

установила:

Железная Ю.В., действующая в интересах несовершеннолетнего сына Г., рождения ДД.ММ.ГГГГ, обратилась в суд с административным иском к администрации муниципального образования "Всеволожский муниципальный район" Ленинградской области, Комитету по образованию администрации муниципального образования «Всеволожский муниципальный район» Ленинградской области, в обоснование требований указав, что ребенок истца поставлен на учет для получения места в детском саду 10.03.2017 г. Вплоть до настоящего времени место в муниципальном детском дошкольном учреждении несовершеннолетнему не предоставлено.

    Указанное, по мнению административного истца, свидетельствует о незаконном бездействии административных ответчиков, которые не представил доказательства принятия исчерпывающих мер по обеспечению ребенка административного истца возможностью получения дошкольного образования в дошкольном образовательном учреждении.

    В связи с чем, административный истец просит суд:

- признать незаконным бездействие администрации МО «Всеволожский муниципальный район» Ленинградской области, выразившееся в том, что несовершеннолетний ребенок истца не обеспечен местом в муниципальном дошкольном учреждении;

- обязать Комитет по образованию администрации МО «Всеволожский муниципальный район» Ленинградской области в течение одного месяца обеспечить несовершеннолетнего Г. рождения ДД.ММ.ГГГГ местом в муниципальном дошкольном образовательном учреждении в г. Мурино, микрорайон Западный, Всеволожского муниципального района.

При рассмотрении дела судом первой инстанции истец требования поддержала.

Административные ответчики требования не признали.

Обжалуемым решением от 22.10.2019 г. суд признал незаконным бездействие администрации МО «Всеволожский муниципальный район» Ленинградской области, выразившееся в не предоставлении места несовершеннолетнему Г., ДД.ММ.ГГГГ рождения в группе полного дня в муниципальном образовательном учреждении на территории Муринского городского поселения. Суд обязал администрацию МО «Всеволожский муниципальный район» Ленинградской области предоставить Г., ДД.ММ.ГГГГ рождения, место в группе полного дня в возрастной группе 2-3 года, в муниципальном дошкольном образовательном учреждении на территории г. Мурино Всеволожского района Ленинградской области в 2019/2020 учебном году.

Администрацией МО «Всеволожский муниципальный район» подана апелляционная жалоба, административный ответчик просит решение отменить, в удовлетворении требований отказать. В обоснование несогласия с решением указывает на то, что вопрос о зачислении ребенка в дошкольное образовательное учреждение должен быть решен в порядке очереди, внесение изменений в порядок формирования очередности нарушит права иных лиц, родителей, обладающих правом внеочередного и первоочередного зачисления детей дошкольные учреждения. Также административный ответчик указал, что в связи с отсутствием свободных мест в детских дошкольных учреждениях г. Мурино, формирование нового места в группе полного дня невозможно без нарушения норм СанПиН. Кроме того, несовершеннолетний может быть обеспечен местом в группе полного дня в МОБУ «СОШ Лесновский ЦО», в связи с чем, бездействие администрации отсутствует.

Дополнительным решением от 15.07.2020 г. Всеволожский городской суд отказал Железной Ю.В. в удовлетворении административных исковых требований, заявленных и к администрации МО «Всеволожский муниципальный район» Ленинградской области и Комитету по образованию администрации МО «Всеволожский муниципальный район» Ленинградской области (л.д. 115-117).

Таким образом, дополнительное решение Всеволожского городского суда Ленинградской области от 15.07.2020 г. противоречит решению Всеволожского городского суда Ленинградской области от 22.10.2019 г.

Явившийся в суд апелляционной инстанции представитель административного ответчика Комитета по образованию администрации муниципального образования «Всеволожский муниципальный район» Ленинградской области – Смирнова Я.А. полагала, что апелляционная жалоба администрации обоснована, просила жалобу удовлетворить.

Административный истец и представитель административного ответчика администрации муниципального образования «Всеволожский муниципальный район» Ленинградской области на апелляционное рассмотрение не явились, извещены надлежащим образом о дате, времени и месте рассмотрения, в связи с чем коллегией по правилу ст. 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) принято определение о рассмотрении дела в отсутствие не явившихся лиц.

Проверив дело, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии с п.2 ч.1 ст. 3 Федерального закона № 273-ФЗ от 29.12.2012 г. "Об образовании в Российской Федерации" (далее - Закон об образовании) государственная политика и правовое регулирование отношений в сфере образования основывается на соблюдении принципа обеспечения права каждого человека на образование, недопустимость дискриминации в сфере образования.

Как предусмотрено ст. 5 указанного закона, право на образование в Российской Федерации гарантируется независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного, социального и должностного положения, места жительства, а также других обстоятельств. В Российской Федерации гарантируется общедоступность и бесплатность в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, в том числе дошкольного образования.

В соответствии со статьей 9, частью 5 статьи 63 Закона об образовании организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях отнесена к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов, которые ведут учет детей, имеющих право на получение общего образования каждого уровня и проживающих на территориях соответствующих муниципальных образований, и форм получения образования, определенных родителями (законными представителями) детей.

Как предусмотрено положениями ст. 67 Закона об образовании, получение дошкольного образования в образовательных организациях может начинаться по достижении детьми возраста двух месяцев (часть 1). Правила приема на обучение по основным образовательным программам должны обеспечивать прием всех граждан, которые имеют право на получение общего образования соответствующего уровня (часть 2). Правила приема в государственные и муниципальные образовательные учреждения на обучение по основным общеобразовательным программам должны обеспечивать также прием в образовательную организацию граждан, имеющих право на получение общего образования соответствующего уровня и проживающих на территории, за которой закреплена указанная образовательная организация (часть 3). В приеме в государственную или муниципальную организацию может быть отказано только по причине отсутствия в ней свободных мест. В случае отсутствия мест в государственной или муниципальной образовательной организации родители (законные представители) ребенка для решения вопроса о его устройстве в другую общеобразовательную организацию обращаются непосредственно в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющий государственное управление в сфере образования, или орган местного самоуправления, осуществляющий управление в сфере образования (часть 4).

Согласно Рекомендациям по порядку комплектования образовательных учреждений, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования, изложенным в письме Министерства образования и науки Российской Федерации от 8 августа 2013 г. N 08-1063, при отсутствии свободных мест в выбранных дошкольных образовательных учреждениях (далее также - ДОУ) родителям (законным представителям) могут быть предложены свободные места в других учреждениях в доступной близости от места проживания ребенка. Информация направляется родителям (законным представителям) в личный кабинет на Портале. Родителям (законным представителям) предлагается в течение 14 календарных дней выбрать ДОУ из предложенных (пункт 19). При отказе родителей (законных представителей) или при отсутствии их согласия/отказа от предложенных (предложенного) ДОУ изменяется желаемая дата поступления на следующий учебный год с сохранением даты постановки на учет. Информация об изменении желаемой даты поступления ребенка размещается в личном кабинете на Портале (пункт 20). В случае, если органы местного самоуправления не могут обеспечить местом в ДОУ ребенка из списка поставленных на учет с 1 сентября текущего года, они до предоставления такому ребенку места в дошкольном учреждении обеспечивают ему возможность получения дошкольного образования в одной из вариативных форм, в том числе: в дошкольных группах, созданных в образовательных учреждениях других типов и видов; в семье посредством психолого-педагогического сопровождения его воспитания и образования; в негосударственном образовательном учреждении; в семейных дошкольных группах; в группах кратковременного пребывания; в иных формах и учреждениях (пункт 21). При этом ребенок числится в списке очередников и не снимается с учета для предоставления места. Ему должно быть предоставлено свободное (освободившееся или вновь созданное место) в текущем учебном году либо место в ДОУ с 1 сентября следующего года (пункт 22).

Как следует из материалов дела, согласно данным автоматизированной информационной системы ребенок истца состоит на учете с 10.03.2017 г. в МДОБУ «СОШ Муринский ЦО № 1» (плановая очередь: 119 место), МОБУ «СОШ Муринский ЦО № 2» (плановая очередь: 86 место), МДОБУ «Муринский ДСКВ № 3» (плановая очередь: 48 место), в возрастной категории от двух до трех лет на 2019-2020 г. учебный год с учетом планового комплектования.

В материалах дела имеется письмо Комитета по образованию администрации от 29.07.2019 г., в ответ на обращение родителя Железной Ю.В. от 02.07.2019 г., согласно которому вопрос о зачислении несовершеннолетнего Г. будет рассмотрен в период доукомплектования образовательных учреждений МОБУ «СОШ Муринский ЦО № 2» и МДОБУ «Муринский ДСКВ № 3» в течение учебного года при появлении свободных мест исключительно в порядке очереди (л.д. 32-34).

Удовлетворяя требования административного истца решением от 22.10.2019 г., суд правомерно исходил из того, что материалами дела подтверждено достижение ребенком истца требуемого возраста, ребенок был поставлен на очередь на предоставление места в дошкольном учреждении, истец обратилась в уполномоченный орган, соответственно, имелись основания для получения места в детском дошкольном учреждении, в связи с этим у администрации МО Всеволожский муниципальный район возникла обязанность обеспечить ребенка местом в дошкольном учреждении для получения бесплатного дошкольного образования, в порядке, предусмотренном пунктом 4 статьи 67 Закона об образовании. Однако мер к устройству ребенка в дошкольном образовательном учреждении уполномоченным органом предпринято не было.

Однако, в связи с тем, что дополнительное решение Всеволожского городского суда Ленинградской области, принятое 15.07.2020 г., которым суд отказал Железной Ю.В. в удовлетворении административных исковых требований и к администрации муниципального образования «Всеволожский муниципальный район» Ленинградской области, и к Комитету по образованию администрации муниципального образования «Всеволожский муниципальный район» Ленинградской области, противоречит решению Всеволожского городского суда Ленинградской области от 22.10.2019 г., судебная коллегия полагает подлежащими отмене и решение Всеволожского городского суда Ленинградской области, принятое 22.10.2019 г., и дополнительное решение Всеволожского городского суда Ленинградской области от 15.07.2020 г.

Административные исковые требования Железной Ю.В. к администрации муниципального образования «Всеволожский муниципальный район» Ленинградской области подлежат удовлетворению в связи со следующим.

В силу положений ч.3, 4 ст. 67 Федерального закона от 29.12.2012 г. «Об образовании в Российской Федерации», правила приема в государственные и муниципальные образовательные организации на обучение по основным общеобразовательным программам должны обеспечивать также прием в образовательную организацию граждан, имеющих право на получение общего образования соответствующего уровня и проживающих на территории, за которой закреплена указанная образовательная организация.

В приеме в государственную или муниципальную образовательную организацию может быть отказано только по причине отсутствия в ней свободных мест, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи и статьей 88 настоящего Федерального закона. В случае отсутствия мест в государственной или муниципальной образовательной организации родители (законные представители) ребенка для решения вопроса о его устройстве в другую общеобразовательную организацию обращаются непосредственно в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющий государственное управление в сфере образования, или орган местного самоуправления, осуществляющий управление в сфере образования (ч.4 указанной статьи).

Как уже было указано выше, согласно Рекомендациям по порядку комплектования образовательных учреждений, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования, изложенным в письме Министерства образования и науки Российской Федерации от 08.08.2013 г. N08-1063, при отсутствии свободных мест в выбранных дошкольных образовательных учреждениях (далее также - ДОУ) родителям (законным представителям) могут быть предложены свободные места в других учреждениях в доступной близости от места проживания ребенка.

Ссылка ответчика в апелляционной жалобе на то, что несовершеннолетний Г. может быть обеспечен местом в группе полного дня в МОБУ «СОШ Лесновский ЦО», в связи с чем бездействие административным ответчиком допущено не было, не принимается судом апелляционной инстанции, поскольку несовершеннолетний зарегистрирован и проживает в г. Мурино, а упомянутое дошкольное учреждение не находится в г. Мурино, т.е. не находится в доступной близости от места проживания ребенка.

Таким образом, администрацией муниципального образования «Всеволожский муниципальный район» Ленинградской области было допущено бездействие, выразившееся в необеспечении несовершеннолетнего Г. местом в группе полного дня, в муниципальном дошкольном образовательном учреждении, которое является незаконным в силу приведенных выше норм закона.

В соответствии с положениями п. 1 ч. 3 ст. 227 КАС РФ, в случае удовлетворения административного иска об оспаривании решения, действия (бездействия) и необходимости принятия административным ответчиком каких-либо решений, совершения каких-либо действий в целях устранения нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца либо препятствий к их осуществлению суд указывает на необходимость принятия решения по конкретному вопросу, совершения определенного действия либо на необходимость устранения иным способом допущенных нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца и на срок устранения таких нарушений.

Железная Ю.В. в административном исковом заявлении просила обязать административного ответчика предоставить ее несовершеннолетнему ребенку место в муниципальном образовательном учреждении в течение месяца.

Судебная коллегия полагает необходимым указать в решении на срок совершения административным ответчиком – администрацией муниципального образования «Всеволожский муниципальный район» Ленинградской области, действий по предоставлению места несовершеннолетнему ребенку административного истца в группе полного дня в муниципальном дошкольном образовательном учреждении - в течение месяца со дня вступления в законную силу настоящего решения суда, а также указать на обязание администрации предоставить несовершеннолетнему место в группе полного дня в муниципальном дошкольном образовательном учреждении в доступной близости к месту проживания несовершеннолетнего Г. в соответствии с приведенными выше положениями закона, а также приведенными Рекомендациями по порядку комплектования образовательных учреждений, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования, изложенными в письме Министерства образования и науки Российской Федерации от 08.08.2013 г. N08-1063.

Административные исковые требования Железной Ю.В., заявленные к Комитету по образованию администрации муниципального образования «Всеволожский муниципальный район» Ленинградской области удовлетворению не подлежат, поскольку предоставление общедоступного и бесплатного дошкольного образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях, относится, согласно закону к полномочиям органов местного самоуправления, каковым является административный ответчик - администрация муниципального образования «Всеволожский муниципальный район» Ленинградской области.

Руководствуясь статьями 307 - 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Ленинградского областного суда

определила:

Решение Всеволожского городского суда Ленинградской области от 22 октября 2019 года и дополнительное решение Всеволожского городского суда Ленинградской области от 15 июля 2020 года отменить, принять по делу новое решение.

Административные исковые требования Железной Ю.В., действующей в интересах несовершеннолетнего Г., заявленные к администрации муниципального образования «Всеволожский муниципальный район» Ленинградской области, удовлетворить.

Признать незаконным бездействие администрации муниципального образования «Всеволожский муниципальный район» Ленинградской области, выразившееся в необеспечении несовершеннолетнего Г., ДД.ММ.ГГГГ года рождения местом в группе полного дня, в муниципальном дошкольном образовательном учреждении.

Обязать администрацию муниципального образования «Всеволожский муниципальный район» Ленинградской области в течение одного месяца с момента вступления решения суда в законную силу предоставить место несовершеннолетнему Г., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, в группе полного дня в муниципальном дошкольном образовательном учреждении в доступной близости от места проживания несовершеннолетнего Г..

В удовлетворении административных исковых требований Железной Юлии Валерьевны, действующей в интересах несовершеннолетнего Г., заявленных к Комитету по образованию администрации муниципального образования «Всеволожский муниципальный район» Ленинградской области, отказать.

Председательствующий:

Судьи:

Судья: <данные изъяты>

33а-4849/2020

Категория:
Гражданские
Истцы
Железная Юлия Валерьевна
Ответчики
Комитет по образованию Администрации МО Всеволожский муниципальный район
Администрация МО Всеволожский муниципальный район
Суд
Ленинградский областной суд
Судья
Григорьева Нелли Михайловна
Дело на сайте суда
oblsud.lo.sudrf.ru
12.08.2020Передача дела судье
24.09.2020Судебное заседание
05.10.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
05.10.2020Передано в экспедицию
24.09.2020
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее