Решение по делу № 33-1837/2013 от 10.04.2013

Карабудахкентский районный суд

Судья Абдуллаев А.М.

Дело № 33-1837-2013 г.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

    30 апреля 2013 года г. Махачкала

    Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Республики Дагестан в составе:

    председательствующего Шихгереева Х.И.,

    судей Магомедовой А.М. и Хираева Ш.М.

    при секретаре судебного заседания Каппарове Д.Р.

    рассмотрела в судебном заседании от 30 апреля 2013 года по частному представлению прокурора Карабудахкентского района на определение Карабудахкентского районного суда от 15 марта 2013 года об оставлении без движения заявления прокурора Карабудахкентского района о признании незаконным бездействия МО «Карабудахкентский район», выразившееся в непринятии достаточных мер по обеспечению конституционного права граждан на доступное дошкольное образование на территории сел. Гурбуки Карабудахкентского района, об обязании увеличить число мест в муниципальных учреждениях дошкольного образования на 110 мест в течение трех лет со дня вынесения решения суда, обеспечив предоставление общедоступного дошкольного образования на территории сел. Гурбуки для всех малолетних, нуждающихся в дошкольном обучении в соответствии с требованиями действующего законодательства.

Заслушав доклад судьи Верховного суда РД Шихгереева Х.И., судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

    Прокурор Карабудахкентского района РД обратился в суд с исковым заявлением к администрации МО «Карабудахкентский район» о признании незаконным бездействия администрации МО «Карабудахкентский район», выразившегося в непринятии достаточных мер по обеспечению конституционного права граждан на доступное дошкольное образование на территории сел. Гурбуки, Карабудахкентского района, об обязании администрации МО «Карабудахкентский район» увеличить число мест в муниципальных учреждениях дошкольного образования на 110 мест в течение трех лет со дня вынесения решения суда, обеспечив предоставление общедоступного дошкольного образования на территории сел. Гурбуки для всех малолетних, нуждающихся в дошкольном обучении в соответствии с требованиями действующего законодательства.

Определением Карабудахкентского районного суда от 15 марта 2013 года постановлено:

«Исковое заявление прокурора Кабудахкентского района РД в интересах неопределенного круга лиц к администрации МО «Карабудахкентский район» о признании незаконным бездействие администрации МО «Карабудахкентский район», выразившееся в непринятии достаточных мер по обеспечению конституционного права граждан на доступное дошкольное образование на территории сел. Гурбуки, Карабудахкентского района, об обязании их увеличить число мест в муниципальных учреждениях дошкольного образования на 110 мест в течение трех лет со дня вынесения решения суда, обеспечив предоставление общедоступного дошкольного образования на территории сел. Гурбуки для всех малолетних, нуждающихся в дошкольном обучении в соответствии с требованиями действующего законодательства оставить без движения, предоставив ему срок для исправления недостатков до 18 марта 2013 г.».

В частном представлении прокурора Карабудахкентского района ставится вопрос об отмене определения суда по тем основаниям, что суд, вынося определение об оставлении заявления без движения, указывает, что исковое заявление подано без соблюдения требований, предусмотренных в ст. ст. 131 и 132 ГПК РФ, тогда как прокурором данные требования соблюдены в полном объеме.

В частности, в исковом заявлении указано, что администрацией МО «Карабудахкентский район» в дошкольном образовательном учреждении МДОУ № 13 «Родничок» с. Гурбуки не обеспечены местами все нуждающиеся в этом детей, а меры, принимаемые органом местного самоуправления по разрешению данной проблемы путем уплотнения групп, являются незаконными, поскольку нарушают санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации работы дошкольных учреждений, не обеспечивает качественное получение образовательных услуг, снижает контроль за воспитанниками, что может создать угрозу жизни и здоровью воспитанников.

Однако, при решении вопроса об оставлении заявления без движения суд не учел это обстоятельство.

Заявление прокурора отвечает требованиям статьи 131 ГПК РФ, поскольку в нем указан нормативный акт, на котором основаны требования. Согласно этому нормативному акту обязанность по обеспечению образовательных услуг входит в полномочия органов местного самоуправления, а именно, администрации муниципального образования, которая не выполняет эти свои полномочия.

Бездействие выражается также в том, что в бюджете района не предусматриваются для этого финансовые средства.

Утверждения суда о том, что прокурором не представлены доказательства наличия у администрации МО «Карабудахкентский район» финансовых возможностей для их выполнения, не состоятельны, поскольку они выделены Правительством РД, поскольку имеется постановление Правительства РД от 03 мая 2012 № 139 «Об утверждении республиканской программы «Развития сети дошкольных образовательных учреждений в РД на 2012-2016 годы»».

Согласно части 2 статьи 52 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» нормирование, утверждение, исполнение местного бюджета и контроль за его исполнением осуществляются органами местного самоуправления самостоятельно с соблюдением требований, установленных Бюджетным Кодексом Российской Федерации, аналогичные полномочия закреплены в ст. 9 БКРФ.

Ссылка суда на постановление Правительства РД от 03 мая 2012 года № 139 «О6 утверждении республиканской целевой программы «Развитие сети школьных образовательных учреждений в Республике Дагестан на 2012-2016 годы» и доводы о том, что уже заложены финансовые средства на строительство ДОУ, не обоснованы, так как увеличение показателей рождаемости и дефицит мест в дошкольных образовательных учреждениях в муниципальном районе в настоящее время не позволяют в полной мере реализовать запросы граждан на предоставление услуг дошкольного образования.

В указанной программе по Карабудахкентскому району предусмотрено строительство всего одного дошкольного образовательного учреждения в с. Карабудахкент, что не в полной мере обеспечит удовлетворение нуждающихся в дошкольных образовательных учреждениях малолетних детей по всему Карабудахкентскому району.

Довод суда о том, что администрация МО «Карабудахкентский район» не имеет финансовые возможности для обеспечения дошкольного образовательного учреждения с. Гурбуки, несостоятелен, так как при умелом формировании бюджета возможно изыскание средств для увеличения числа мест в муниципальных учреждениях дошкольного образования.

Согласно статье 15 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» организация предоставления общедоступного бесплатного дошкольного образования на территории района отнесено к вопросам местного значения муниципального района.

Оставление заявления без движения по мотивам, что в представленных материалах нет данных об иных принятых мерах прокурорского реагирования для решения заявленных требований, является несостоятельной, так как в соответствии со статьей 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Прокурор наделен правом самостоятельно решать какие меры прокурорского реагирования принимать в случае нарушения законных прав и свобод гражданина и неопределенного круга лиц.

Изучив материалы, обсудив доводы частного представления, Судебная коллегия находит определение подлежащей частичному изменению по следующим основаниям.

Прокурор обратился в суд по правилам главы 25 ГПК РФ в порядке обжалования действий (бездействия) администрации МО «Карабудахкентский район» с жалобой на действия муниципального образования, выразившихся в непринятии достаточных мер по обеспечению конституционного права граждан на доступное дошкольное образование на территории Гурбуки Карабудахкентского района, и просить обязать администрацию МО «Карабудахкентский район» увеличить число мест в муниципальных учреждениях дошкольного образования на 110 мест в течение трех лет со дня вынесения решения суда, обеспечив предоставление общедоступного дошкольного образования на территории с. Гурбуки для всех малолетних, нуждающихся в дошкольном обучении в соответствии с требованиями действующего законодательства.

При этом он ссылается на положения статьи 43 Конституции Российской Федерации, статей 2, 5, 18 и 31 Закона Российской Федерации «Об образовании», статьи 4 Федерального закона «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», статьи 15 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» о праве каждого на доступное и бесплатное дошкольное образование, о полномочиях органов местного самоуправления по решению вопроса местного значения, заключающегося в организации предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного образования, создании социальной инфраструктуры для детей, представляющей систему объектов, необходимых для жизнеобеспечения детей и удовлетворения их потребностей,

Тем самим прокурор обжаловал непринятие администрацией муниципального образования достаточных мер по решению вопроса местного значения, гарантируемого детям приведенными нормами законов.

Суд пришел к выводу о том, что такое обоснование своих требований прокурором не соответствует требованиям статьи 131 ГПК РФ, в связи с чем заявление прокурора подлежит оставлению без движения, предоставив ему срок для устранения недостатков.

Суд апелляционной инстанции соглашается с указаниями суда первой инстанции по следующим основаниям.

Каждый в Российской Федерации имеет право на образование, государством гарантируется общедоступность и бесплатность дошкольного образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях, вопросы образования находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (статьи 43 и 72 Конституции Российской Федерации).

В соответствии со статьей 114 Конституции Российской Федерации проведение в Российской Федерации единой государственной политики в области образования обеспечивается Правительством Российской Федерации.

Приведенная конституционная основная гарантия прав и законных интересов ребенка в целях создания правовых, социально-экономических условий для реализации прав и законных интересов ребенка урегулированы и Федеральным законом «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», для целей которого ребенком считается лицо, не достигшее возраста 18 лет.

Согласно статье 5 названного Федерального закона установление основ федеральной политики в интересах детей, выбор приоритетных направлений деятельности по обеспечению прав и законных интересов ребенка, охраны его здоровья и нравственности, формирование и реализация федеральных целевых программ защиты прав ребенка и поддержки детства и определение ответственных за исполнение таких программ органов, учреждений и организаций относятся к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации на осуществление гарантий прав ребенка в Российской Федерации.

Реализация государственной политики в интересах детей согласно этой статье Закона относится к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации на осуществление гарантий прав ребенка.

Компетенция федеральных органов исполнительной власти по обеспечению гарантий прав ребенка и реализации государственной политики в интересах детей, в том числе в области образования и воспитания, в соответствии с законодательством Российской Федерации, устанавливается Президентом Российской Федерации и Правительством Российской Федерации (статья 16 указанного Федерального закона).

Компетенция органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, которые осуществляют мероприятия по реализации государственной политики в интересах детей, регулируется законодательством субъектов Российской Федерации (та же статья названного Закона).

Согласно статье 21 этого же закона финансирование федеральных мероприятий по реализации государственной политики в интересах детей осуществляется за счет средств федерального бюджета, внебюджетных источников, а также за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации в соответствии с законодательством субъектов Российской Федерации.

В развитие этих положений названного базового Закона об основных гарантиях прав детей на образование приняты различные нормативные акты, в том числе и Федеральный закон от 10 апреля 2000 года № 51-ФЗ «Об утверждении Федеральной программы развития образования», которым отмечен дефицит мест в дошкольных образовательных учреждениях, уменьшение количество дошкольных образовательных учреждений и количества посещающих их детей, в результате чего более 50 процентов дошкольников не пользуются услугами первого уровня системы образования.

Такие же полномочия по осуществлению государственной политики в области образования предусмотрены и Федеральным законом «Об общих принципах организации законодательных (представительных и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», согласно статьям 21, 26.3 и 26.11 которого высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации разрабатывает и осуществляет меры по обеспечению комплексного социально-экономического развития субъекта Российской Федерации, участвует в проведении единой государственной политики в области образования, в том числе в осуществлении полномочий по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации.

Указом Президента Российской Федерации от 1 июня 2012 года № 761 «О национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы» предусмотрено обеспечение государственной поддержки строительства новых дошкольных образовательных учреждений и создание дополнительных дошкольных мест в государственных и муниципальных образовательных учреждениях.

Согласно статье 52 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» каждое муниципальное образование имеет собственный бюджет (местный бюджет).

Органы местного самоуправления обеспечивают сбалансированность местных бюджетов и соблюдение установленных федеральными законами требований к регулированию бюджетных правоотношений, осуществлению бюджетного процесса, размерам дефицита местных бюджетов, уровню и составу муниципального долга, исполнению бюджетных и долговых обязательств муниципальных образований.

Формирование, утверждение, исполнение местного бюджета и контроль за его исполнением осуществляются органами местного самоуправления самостоятельно с соблюдением требований, установленных Бюджетным кодексом Российской Федерации и этим Федеральным законом, а также принимаемыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации.

Статьей 53 этого же Федерального закона предусмотрено, что расходы местных бюджетов осуществляются в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации.

В развитие этих законов, положений статьи 139 Бюджетного кодекса Российской Федерации и Указов Президента Российской Федерации постановлением Правительства РФ от 26 мая 2008 года № 392 «О формировании, предоставлении и распределении субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации» определено, что в целях оказания финансовой поддержки при исполнении расходных обязательств по выполнению органами местного самоуправления полномочий по вопросам местного значения органам местного самоуправления предоставляются субсидии.

Реализация муниципальными образованиями своих полномочий по решению вопросов местного значения связано с выполнением ими бюджетных полномочий, которые заключаются также и в том, что муниципальное образование устанавливает и исполняет расходные обязательства муниципального образования (статья 9 Бюджетного кодекса Российской Федерации), в том числе и за счет указанных субсидий и соответствующих дотаций.

Расходные обязательства муниципального образования, возникающие в связи с осуществлением органами местного самоуправления полномочий по вопросам местного значения, устанавливаются и исполняются в соответствии с местным бюджетом (статья 15 этого Кодекса).

    Между тем, бюджетный процесс не осуществляется произвольно, он основан на том, что при установлении и исполнении расходных обязательств должны учитываться источники их финансирования.

    Кроме того, при выполнении этих обязательств должны соблюдаться определенные принципы, соблюдение которых является обязательным и контролируется.

    Согласно статье 28 Бюджетного кодекса Российской Федерации бюджетная система Российской Федерации основана и на принципах:

самостоятельности бюджета, который применительно к рассматриваемому вопросу означает, что органы местного самоуправления вправе и обязаны самостоятельно обеспечивать сбалансированность соответствующих бюджетов и эффективность использования бюджетных средств, самостоятельно определять формы и направления расходования средств бюджетов (за исключением расходов, финансовое обеспечение которых осуществляется за счет межбюджетных субсидий и субвенций из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации) (статья 31 указанного Кодекса);

сбалансированности бюджета, который означает, что объем предусмотренных местным бюджетом расходов должен соответствовать суммарному объему доходов бюджета и поступлений источников финансирования его дефицита, уменьшенных на суммы выплат из бюджета, связанных с источниками финансирования дефицита бюджета и изменением остатков на счетах по учету средств бюджетов, с минимизацией размера дефицита бюджета (статья 33 указанного Кодекса).

Соответственно, органы местного самоуправления при установлении бюджетных обязательств муниципального образования и их объема на очередной финансовый год должны исходить как из приоритетности, значимости тех или иных вопросов местного значения на очередной финансовый год, так и из объема доходов бюджета и поступлений источников финансирования дефицита бюджета.

Поэтому, обращаясь в суд с жалобой на бездействие органов местного самоуправления Карабудахкентского района по выполнению полномочий муниципального района по вопросу организации предоставления гражданам Российской Федерации, проживающим в селе Гурбуки Карабудахкентского района, общедоступного и бесплатного дошкольного образования, в частности, указывая недостаточность принимаемых администрацией муниципального образования мер по выполнению этих полномочий, прокурору следовало учесть, что увеличение числа мест в детских дошкольных образовательных учреждениях и строительство таких учреждений, на что указывает он, не может производиться произвольно и связано с бюджетными возможностями муниципального образования и их реализацией.

Исходя из этого следовало указать какие меры с учетом этих требований законов должна была принять администрация муниципального района, но не приняла для обеспечения муниципальным образованием государственной гарантии прав граждан на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования в селении Гурбуки Карабудахкентского района.

Однако, прокурор района, обратив внимание только на то, что эти граждане имеют конституционное право на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования, предоставление которого, как это следует из приведенного выше анализа нормативных актов, относится к полномочиям не только органов местного самоуправления, и не получили его, не указал в заявлении конкретные полномочные меры администрации муниципального района для решения этого вопроса местного значения, которые, по его мнению, с точки зрения закона должны признаваться достаточными для его решения.

Кроме того, прокурор, в той мере, в какой он приводит правовое обоснование, неправильно толкует полномочия органа местного значения по обеспечению названного конституционного права граждан.

Как это следует из дословного содержания законов, на которые ссылается прокурор, к полномочиям органа местного самоуправления по вопросу местного значения в области образования относится «организация предоставления общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования по основным общеобразовательным программам, за исключением полномочий по финансовому обеспечению образовательного процесса, отнесенных к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации» (статья 31 Закона Российской Федерации «Об образовании» и статья 15 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»).

По смыслу приведенного содержания нормы закона с учетом указанного выше анализа норм права о полномочиях органов государственной власти по обеспечению государственных гарантий в области образования следует, что вопросом местного значения для органов местного самоуправления муниципального района с точки приведенной нормы закона является организация предоставления гражданам общедоступного и бесплатного дошкольного образования в имеющихся учреждениях дошкольного образования, данное полномочие не предполагает обязанность муниципального образования осуществить в этих целях строительство таких учреждений за счет местного бюджета.

Согласно пункту 3 части 1 статьи 31 названного Закона Российской Федерации к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов относится создание муниципальных образовательных учреждений. Финансирование муниципальных образовательных учреждений осуществляется в соответствии с законодательством на основе нормативов финансирования. Нормативы финансирования муниципальных образовательных учреждений в части, предусмотренной пунктом 6.1 статьи 29 Закона Российской Федерации «Об образовании», устанавливаются законами субъектов Российской Федерации (статья 41 Закона Российской Федерации «Об образовании»).

С указанным положением согласуются и правовые нормы, предусмотренные пунктом 11 части 1 статьи 15, пунктом 13 части 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

Отсюда следует, что при обращении в суд с жалобой на бездействие администрации муниципального района должны быть определены меры, вытекающие из этих законов и подлежащие выполнению, но не выполненные органом местного самоуправления для решения соответствующего вопроса местного самоуправления.

Однако, обращаясь в суд с указанным выше заявлением, прокурор района не привел в заявлении меры, свидетельствующие о нарушении органом местного самоуправления муниципального района закона, соответственно, и о бездействии этого органа в решении названного вопроса местного значения.

При таких обстоятельствах, суд апелляционной инстанции считает, что прокурор, обращаясь в суд с жалобой на бездействие органа местного самоуправления муниципального района, должен привести обстоятельства, свидетельствующие о таком бездействии, а не ограничиваться указанием на необеспечение гражданам, проживающим в селе Гурбуки Карабудахкентского района, конституционного права на доступное дошкольное образование.

Таким образом, оснований для отмены определения суда первой инстанции от 15 марта 2013 года в части оставления заявления прокурора без движения не имеется.

В то же время суд первой инстанции, оставляя названное заявление без движения, предоставил прокурору срок для устранения недостатков до 18 марта 2013 года.

По вынесении этого определения его копия вручена представителю прокуратуры района Семедову Д.Ш. в 16 часов 10 минут 15 марта 2013 года, т.е. почти в конце рабочего дня.

Дни 16 и 17 марта 2013 года являются нерабочими днями (суббота и воскресенье).

А 18 марта 2013 года истек срок для устранения недостатков и представления уточненного заявления, в этот же день судом вынесено определение о возврате заявления в связи с неустранением недостатков, на которые указано в определении суда.

Между тем, по смыслу статьи 136 ГПК РФ, оставляя заявление без движения, суд должен предоставить для устранения недостатков разумный срок.

Приведенные обстоятельства свидетельствуют о том, что судом прокурору разумный срок для устранения недостатков не предоставлено, что является нарушением названной нормы процессуального закона и влечет в этой части изменение определения суда.

Судебная коллегия считает, что таким сроком может быть 5 дней со дня вручения прокуратуре Карабудахкентского района копии настоящего определения суда апелляционной инстанции.

Руководствуясь статьей 334 ГПК РФ, Судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Определение Карабудахкентского районного суда от 15 марта 2013 года в части оставления заявления прокурора Карабудахкентского района о признании незаконным бездействия администрации МО «Карабудахкентский район» без движения оставить без изменения, а частное представление – без удовлетворения.

То же определение Карабудахкентского районного суда от 15 марта 2013 года в части установления прокурору срока для устранения недостатков изменить, установив срок для устранения недостатков 5 дней со дня вручения прокуратуре Карабудахкентского района копии настоящего определения.

Председательствующий

Судьи

Карабудахкентский районный суд

Судья Абдуллаев А.М.

Дело № 33-1837-2013 г.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

    30 апреля 2013 года г. Махачкала

    Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Республики Дагестан в составе:

    председательствующего Шихгереева Х.И.,

    судей Магомедовой А.М. и Хираева Ш.М.

    при секретаре судебного заседания Каппарове Д.Р.

    рассмотрела в судебном заседании от 30 апреля 2013 года по частному представлению прокурора Карабудахкентского района на определение Карабудахкентского районного суда от 18 марта 2013 года о возврате заявления прокурора Карабудахкентского района о признании незаконным бездействия МО «Карабудахкентский район», выразившееся в непринятии достаточных мер по обеспечению конституционного права граждан на доступное дошкольное образование на территории сел. Гурбуки Карабудахкентского района, об обязании увеличить число мест в муниципальных учреждениях дошкольного образования на 110 мест в течение трех лет со дня вынесения решения суда, обеспечив предоставление общедоступного дошкольного образования на территории сел. Гурбуки для всех малолетних, нуждающихся в дошкольном обучении в соответствии с требованиями действующего законодательства.

Заслушав доклад судьи Верховного суда РД Шихгереева Х.И., судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

    Прокурор Карабудахкентского района РД обратился в суд с исковым заявлением к администрации МО «Карабудахкентский район» о признании незаконным бездействия администрации МО «Карабудахкентский район», выразившегося в непринятии достаточных мер по обеспечению конституционного права граждан на доступное дошкольное образование на территории сел. Гурбуки, Карабудахкентского района, об обязании администрации МО «Карабудахкентский район» увеличить число мест в муниципальных учреждениях дошкольного образования на 110 мест в течение трех лет со дня вынесения решения суда, обеспечив предоставление общедоступного дошкольного образования на территории сел. Гурбуки для всех малолетних, нуждающихся в дошкольном обучении в соответствии с требованиями действующего законодательства.

Определением Карабудахкентского районного суда от 15 марта 2013 года постановлено:

«Исковое заявление прокурора Кабудахкентского района РД в интересах неопределенного круга лиц к администрации МО «Карабудахкентский район» о признании незаконным бездействие администрации МО «Карабудахкентский район», выразившееся в непринятии достаточных мер по обеспечению конституционного права граждан на доступное дошкольное образование на территории сел. Гурбуки, Карабудахкентского района, об обязании их увеличить число мест в муниципальных учреждениях дошкольного образования на 110 мест в течение трех лет со дня вынесения решения суда, обеспечив предоставление общедоступного дошкольного образования на территории сел. Гурбуки для всех малолетних, нуждающихся в дошкольном обучении в соответствии с требованиями действующего законодательства оставить без движения, предоставив ему срок для исправления недостатков до 18 марта 2013 г.».

Определением Карабудахкентского районного суда от 18 марта 2013 года постановлено:

«Возвратить исковое заявление с приложенными материалами дело прокурора Кабудахкентского района РД к администрации МО «Карабудахкентский район» о признании незаконным бездействие администрации МО «Карабудахкентский район», выразившееся в непринятии достаточных мер по обеспечению конституционного права граждан на доступное дошкольное образование на территории сел. Гурбуки, Карабудахкентского района, об обязании их увеличить число мест в муниципальных учреждениях дошкольного образования на 110 мест в течение трех лет со дня вынесения решения суда, обеспечив предоставление общедоступного дошкольного образования на территории сел. Гурбуки для всех малолетних, нуждающихся в дошкольном обучении в соответствии с требованиями действующего законодательства, без рассмотрения».

В частном представлении на определение суда от 18 марта 2013 года ставится вопрос об отмене определения суда, поскольку возвращая исковое заявление, суд исходил из того, что прокурором нарушен срок для устранения недостатков, указанных в определении об оставлении заявления без движения, однако, суд нарушил требования предоставления разумных сроков для устранения недостатков и предоставил для этого незначительный срок, что указывает на незаконность определения о возврате заявления.

Изучив материалы, обсудив доводы частного представления, Судебная коллегия находит определение суда о возврате заявления прокурора подлежащим отмене по следующим основаниям.

Суд возвратил заявление прокурора по основаниям, предусмотренным частью 2 статьи 136 ГПК РФ, по мотивам, что им не устранены недостатки заявления, указанные в определении суда от 15 марта 2013 года.

Между тем, возврат заявления по основаниям, предусмотренным частью 2 статьи 136 ГПК РФ может иметь место в том случае, если для устранения недостатков предоставлен разумный срок.

Определением Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Дагестан от 30 апреля 2013 года определение Карабудакентского районного суда от 15 марта 2013 года об оставлении заявления прокурора Карабудахкентского района без движения в части установления срока для устранения недостатков до 18 марта 2013 года изменено, установив срок для устранения недостатков 5 дней со дня вручения прокуратуре Карабудахкентского района копии указанного определения суда апелляционной инстанции.

В связи с этим определение Карабудахкентского районного суда от 18 марта 2013 года о возврате заявления прокурора подлежит отмене, поскольку разумный срок устранения недостатков не истек.

Поскольку отмена определения о возврате заявления, оставленного без движения, восстанавливает сроки для выполнения процедуры устранения недостатков, указанных в определении об оставлении заявления без движения, после отмены определения о возврате заявления по правилам части 2 статьи 136 ГПК РФ какое-либо решение по существу вопроса не может приниматься.

Руководствуясь статьей 334 ГПК РФ, Судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Определение Карабудахкентского районного суда от 18 марта 2013 года о возврате заявления прокурора Карабудахкентского района о признании незаконным бездействия администрации МО «Карабудахкентский район» без рассмотрения по существу отменить, направив настоящий материал в суд первой инстанции для выполнения процедур, связанных с оставлением заявления прокурора без движения.

Председательствующий

Судьи

33-1837/2013

Категория:
Гражданские
Суд
Верховный Суд Республики Дагестан
Дело на странице суда
vs.dag.sudrf.ru
30.04.2013Судебное заседание
08.05.2013Передано в экспедицию
08.05.2013Дело сдано в канцелярию
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее