РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Самара 23 мая 2019 года
Самарский областной суд в составе:
председательствующего судьи - Калинниковой О.А.,
при секретаре судебного заседания – Князькиной А.С.
с участием представителя административного истца Рыбаковой О.В., представителя заинтересованного лица – министерства имущественных отношении Самарской области – Фитчиной А.О., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 3а-840/2019 по административному иску акционерного общества «Тандер» об оспаривании кадастровой стоимости объекта недвижимости,
У С Т А Н О В И Л:
АО «Тандер» обратилось в Самарский областной суд с административным исковым заявлением, в котором просит установить кадастровую стоимость нежилого здания с кадастровым номером №, общей площадью 5 230,3 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, равной его рыночной стоимости в размере 69 411 720 рублей по состоянию на 17.03.2014 года.
Требования мотивированы тем, что административный истец является собственником указанного объекта недвижимости, кадастровая стоимость которого по результатам государственной кадастровой оценки существенно превысила действительную рыночную стоимость, чем нарушаются права и затрагиваются интересы общества, как плательщика налога на имущество организаций, исчисляемого из кадастровой стоимости объекта капитального строительства.
В судебном заседании представитель административного истца Рыбакова О.В., действующая на основании доверенности, поддержала заявленные требования по основаниям, изложенным в административном иске, возражений по результатам судебной экспертизы не представила.
Представитель министерства имущественных отношений Самарской области – Фитчина А.О., действующая на основании доверенности, просила в удовлетворении требований отказать, ссылаясь на обоснованность размера кадастровой стоимости объекта. Возражений относительности заключения судебной экспертизы не привела.
Представители Правительства Самарской области, Управления Росреестра по Самарской области, филиала ФГБУ «ФКП Росреестра», администрации г.о. Тольятти в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом.
Представитель Управления Росреестра по Самарской области в письменном отзыве просит отказать в удовлетворении административного иска, ФФГБУ «ФКП Росреестра» по Самарской области в представленном отзыве оставило разрешение заявленных требований относительно снижения кадастровой стоимости на усмотрение суда.
В соответствии со ст. 150 КАС РФ дело рассмотрено в отсутствие не явившихся лиц.
Выслушав представителей сторон, изучив материалы дела, суд приходит к выводу о том, что требования АО «Тандер» подлежат удовлетворению в соответствии с результатами судебной экспертизы, при этом суд исходит из следующего.
Часть 1 статьи 245 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации определяет, что юридические лица и граждане вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости в случае, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности
Установлено, что в Едином государственном реестре недвижимости содержатся сведения о нежилом здании с кадастровым номером №, общей площадью 5 230,3 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>.
Административный истец является собственником вышеуказанного нежилого здания, что подтверждено нотариально удостоверенной копией свидетельства о государственной регистрации права собственности, выпиской из Единого государственного реестра недвижимости.
Постановлением Правительства Самарской области от 14.03.2012 года №118 утверждены результаты определения кадастровой стоимости объектов недвижимости на территории Самарской области.
Кадастровая стоимость спорного объекта капитального строительства определена по состоянию на 17.03.2014 года и составляет 132 942 928 рублей 55 копеек, что подтверждается выпиской из ЕГРН о кадастровой стоимости объекта недвижимости.
В соответствии со статей 14, пунктом 1 статьи 372 Налогового кодекса Российской Федерации, налог на имущество организаций относится к региональным налогам, устанавливается Налоговым кодексом Российской Федерации и законами субъектов Российской Федерации, вводится в действие в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации законами субъектов Российской Федерации и с момента введения в действие обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.
Административный истец в силу требований главы 30 Налогового кодекса Российской Федерации и Закона Самарской области от 25 ноября 2003 года N 98 "О налоге на имущество организаций на территории Самарской области" /в ред. от 11.04.2016 г. № 41-ГД/ является плательщиком налога на имущество организаций и в отношении спорного объекта недвижимости уплачивает налоговые платежи, исходя из его кадастровой стоимости.
Отношения, возникающие при осуществлении оценочной деятельности, регулируются Федеральным законом N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации".
В соответствии с положениями статей 24.18 Федерального закона N 135-ФЗ результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, - в суде или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости.
11.12.2018 года административный истец обратился с соответствующим заявлением в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Самарской области.
Решением комиссии № от ДД.ММ.ГГГГ заявление АО «Тандер» отклонено.
При таких обстоятельствах и на основании статьи 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 г. №135-ФЗ, части 1 статьи 245 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, обращение административного истца в суд с настоящим административным исковым заявлением об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости равной его рыночной стоимости, является обоснованным. Досудебный порядок урегулирования спора соблюден.
Разрешая заявленные требования, суд приходит к следующим выводам.
Согласно статье 24.18 Закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» в случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости в суде решение комиссии не является предметом рассмотрения при рассмотрении требований заявителя.
Основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является, в частности, установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Административным истцом в обоснование своих требований представлен отчет об оценке № 2018.11-70/24 от 05.12.2018г., подготовленный оценщиком ООО «Бюро оценочных технологий». Из отчета усматривается, что объектом оценки являлось нежилое здание с кадастровым номером №, итоговая величина рыночной стоимости которого составила 69 411 720 рублей.
Согласно правовой позиции, изложенной в пункте 23 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30 июня 2015 года № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости», в случае возникновения вопросов, требующих специальных знаний в области оценочной деятельности, суд по ходатайству лица, участвующего в деле, или по своей инициативе назначает экспертизу, определяя круг вопросов, подлежащих разрешению при её проведении.
В ходе судебного разбирательства представителем заинтересованного лица – министерства имущественных отношений Самарской области рыночная стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером №, определенная в Отчете об оценке, оспаривалась. Судом удовлетворено ходатайство о назначении по делу судебной экспертизы.
Согласно экспертному заключению № 29-15 от 08.05.2019 года, подготовленному ИП ФИО1, итоговая величина рыночной стоимости объекта капитального строительства с кадастровым номером № составила 76 668 918 рублей 46 копеек.
Оценивая экспертное заключение по правилам ст. 168 КАС РФ, суд учитывает, что определенная в экспертном заключении итоговая рыночная стоимость объекта экспертизы не является произвольной, при оценке объекта капитального строительства эксперты руководствовались федеральными стандартами оценки; заключение базируется на достоверных правоустанавливающих документах об объекте оценки и результатах его осмотра; в заключении приведены источники информации, нормативные документы и материалы, используемые при проведении экспертизы.
Экспертное заключение содержит анализ существующей методологии по определению рыночной стоимости объекта недвижимости, описание качественных и количественных характеристик объекта исследования, анализ рынка объекта оценки, ценообразующих факторов, а также внешних факторов, влияющих на его стоимость; анализ наиболее эффективного использования объекта исследования; описание процесса оценки, обоснование выбора используемых подходов к оценке объекта исследования, согласование результатов расчётов, объективные выводы, дающие исчерпывающий ответ на поставленный вопрос с возможностью проверки его обоснованности.
Из разъяснений, содержащихся в п. 24 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30.06.2015 N 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» следует, что суд, на основании имеющихся в деле доказательств, вправе установить рыночную стоимость объекта в ином размере, чем указано в заявлении об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости, в том числе при наличии возражений заявителя относительно представленных доказательств об иной рыночной стоимости объекта недвижимости.
Мотивированных возражений относительно выводов судебной экспертизы, представителем административного истца не заявлено.
Оснований для установления кадастровой стоимости объекта в соответствии с Отчетом об оценке суд не усматривает, поскольку изложенные в экспертном заключении исследования и выводы являются наиболее полными и аргументированными.
Эксперт обладает соответствующей квалификацией в области оценки объектов недвижимости, предупрежден об уголовной ответственности по ст. 307 УК РФ за дачу заведомо ложного заключения, его заинтересованность в исходе дела отсутствует, оснований не доверять выводам экспертного заключения у суда не имеется.
Таким образом, требования АО «Тандер» подлежат частичному удовлетворению с учетом выводов судебной экспертизы.
Установление кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере равном его рыночной стоимости на основании решения комиссии или суда является основанием для внесения соответствующих сведений в государственный кадастр недвижимости без принятия какого-либо дополнительного решения.
В соответствии с разъяснениями, изложенными в п. 25 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30 июня 2015 г. № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» ввиду того, что сведения о дате подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости подлежат внесению в государственный кадастр недвижимости и применяются для целей налогообложения и иных установленных законодательством целей, в резолютивной части решения указывается дата подачи соответствующего заявления.
Из материалов дела следует, что датой обращения административного истца в Комиссию при управлении Росреестра по Самарской области является 11.12.2018 года, в суд – 27.02.2019 года, что следует отразить в резолютивной части решения.
Руководствуясь ст.ст. 175-180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Административный иск акционерного общества «Тандер» удовлетворить частично.
Установить кадастровую стоимость нежилого здания с кадастровым номером №, общей площадью 5 230,3 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, равной его рыночной стоимости по состоянию на 17.03.2014 года в размере 76 668 918 рублей 46 копеек.
Датой подачи АО «Тандер» заявления в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Самарской области считать 11.12.2018 года, в суд – 27.02.2019 года.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Самарского областного суда в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья О.А. Калинникова
Решение суда в окончательной форме изготовлено 28.05.2019 года.