Решение по делу № 2а-6138/2019 от 29.11.2019

К делу № 2а- 6138/2019

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г.Сочи                                                                                                   19 декабря 2019 года

Судья Центрального районного суда г.Сочи Власенко В.А.,

при секретаре судебного заседания Росляковой К.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Власовой Е. Е. к администрации г.Сочи об оспаривании решения органа местного самоуправления,

УСТАНОВИЛ:

Административный истец Власова Е.И. обратилась в Центральный районный суд города Сочи с административным исковым заявлением в котором просит признать распоряжение Администрации города Сочи от ДД.ММ.ГГГГ (в редакции Распоряжения Администрации г.Сочи от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ) незаконным в части резервирования для муниципальных нужд земельного участка с кадастровым номером

Обязать Администрацию города Сочи внести изменения в распоряжение Администрации города Сочи от ДД.ММ.ГГГГ (в редакции Распоряжения Администрации г.Сочи от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ) в части исключения из приложений к распоряжениям земельного участка с кадастровым номером

Восстановить нарушенные права административного истца Власовой Е. Е. путем прекращения ограничений, наложенных на земельный участок с кадастровым номером

В обоснование заявленных требований административный истец указала, что на основании договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ, административному истцу Власовой Е. Е. на праве общей долевой собственности (1/2 доля в праве) принадлежит земельный участок общей площадью 3951 кв. метров, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование - торгово-развлекательный центр, с кадастровым номером , находящийся по адресу: <адрес>, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ, о чем в Едином государственном реестре прав ДД.ММ.ГГГГ сделана запись регистрации .

На вышеуказанном земельном участке расположены два объекта недвижимости - хозблоки, которые также принадлежат на праве общей долевой собственности Власовой Е.Е. (1/2 доля в праве) на основании договора купли- продажи от ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ, о чем в Едином государственном реестре прав ДД.ММ.ГГГГ сделана запись регистрации , .

Продавцом вышеуказанного земельного участка и объектов недвижимости, расположенных на нем, при заключении договора купли-продажи были переданы все необходимые правоустанавливающие и правоудостоверяющие документы, в том числе градостроительный план земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому на вышеуказанном земельном участке отсутствует информация о наличии границ зоны планируемого размещения объектов капитального строительства для государственных и муниципальных нужд.

В течение двух лет административный истец занималась проектированием строительства объектов недвижимости на вышеуказанном земельном участке.

ДД.ММ.ГГГГ административным истцом был повторно заказан градостроительный план земельного участка (письмо от ДД.ММ.ГГГГ).

ДД.ММ.ГГГГ, из полученного градостроительного плана , стало известно о том, что согласно распоряжению Администрации города Сочи от ДД.ММ.ГГГГ (в редакции Распоряжения Администрации г. Сочи от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ) земельный участок с кадастровым номером , принадлежащий истцу на праве общей долевой собственности, полностью (весь 3951 кв.м.) зарезервирован под размещение детского сада на 98 мест.

Считает, что распоряжение Администрации города Сочи от ДД.ММ.ГГГГ (в редакции Распоряжения Администрации г.Сочи от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ) в части резервирования земельного участка с кадастровым номером , изданы с нарушением действующего законодательства, так как размещение на земельном участке с кадастровым объекта местного значения - образовательного, медицинского, иного социального учреждения, не относится к случаям резервирования и изъятия земельных участков для муниципальных нужд, предусмотренных ст.49 ЗК РФ.

Дополнительные случаи резервирования и изъятия земельного участка у его владельца собственника, арендатора) могут устанавливаться исключительно федеральными законами (п.3 ст.49 ЗК РФ).

Таким образом, резервирование и изъятие земельного участка с кадастровым у административного истца для муниципальных нужд под строительство объекта местного значения (образовательного, медицинского, иного социального учреждения) невозможно в силу ст.49, ст.70.1 ЗК РФ.

Оспариваемое распоряжение нарушает права административного истца, как собственника земельного участка с кадастровым и расположенных на нем объектов недвижимости.

В судебном заседании представитель административного истца Власовой Е.Е. по доверенности Ситник О.В. на удовлетворении административного искового заявления настаивала по основаниям изложенным в иске.

В судебном заседании представитель административного ответчика администрации г. Сочи Козаев Э.П. исковые требования истца не признал, указав, что орган местного самоуправления вправе резервировать земельные участки для муниципальных нужд. Распоряжение не является фактическим резервированием, при резервировании участка вносятся сведения в информационную систему обеспечения градостроительной деятельности, после чего администрация направляет правообладателю земельного участка соответствующие соглашение о выкупе участка. В данном случае это распоряжение издано в целях планирования развития городской инфраструктуры.

Суд, изучив материалы дела, считает, иск подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно ч.1 ст.218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Согласно ч.1 ст.219 КАС РФ если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

При этом в силу ч.2 ст.62 КАС РФ обязанность доказывания законности оспариваемых нормативных правовых актов, решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо. Указанные органы, организации и должностные лица обязаны также подтверждать факты, на которые они ссылаются как на основания своих возражений.

Судом установлено, что административный истец Власова Е.Е. является собственником на праве общей долевой собственности (1/2 доли) земельного участка общей площадью 3951 кв. метров, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование - торгово-развлекательный центр, с кадастровым номером , находящегося по адресу: <адрес>, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ, о чем в Едином государственном реестре прав ДД.ММ.ГГГГ сделана запись регистрации .

На вышеуказанном земельном участке расположены два объекта недвижимости - хозблоки, которые также принадлежат на праве общей долевой собственности Власовой Е.Е. (1/2 доля в праве) на основании договора купли- продажи от ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ, о чем в Едином государственном реестре прав ДД.ММ.ГГГГ сделана запись регистрации , .

Вторая доля (1/2) в праве собственности на указанные объекты принадлежит ФИО1

Административный истец указывает, при заключении договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ земельного участка и объектов недвижимости расположенных на нем ей были переданы все право удостоверяющие документы на них в том числе градостроительный план земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ, в котором отсутствовала информация о наличии границ зон планируемого размещения объектов капитального строительства для государственных и муниципальных зон.

В течение двух лет административный истец занималась проектированием строительства объектов недвижимости на вышеуказанном земельном участке.

ДД.ММ.ГГГГ административным истцом был повторно заказан градостроительный план земельного участка (письмо от ДД.ММ.ГГГГ).

ДД.ММ.ГГГГ получив градостроительный план , истец узнала о том, что согласно распоряжению Администрации города Сочи от ДД.ММ.ГГГГ (в редакции Распоряжения Администрации г. Сочи от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ) земельный участок с кадастровым номером 23:49:0302024:1914, принадлежащий истцу на праве общей долевой собственности, полностью (общей площадью 3951 кв.м.) зарезервирован под размещение детского сада на 98 мест.

Согласно статье 46 Конституции РФ, каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Решения и действия (или бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

Администрацией г.Сочи было издано Распоряжение от ДД.ММ.ГГГГ -р «О размещении объектов местного значения и определения границ их планируемого размещения» вместе с «Перечнем и местами размещения объектов местного значения».

Указанным Распоряжением утверждены перечень и места размещения объектов местного значения согласно приложению, а так же поручено Департаменту архитектуры, градостроительства и благоустройства Администрации города Сочи обеспечить наличие в генеральном плане городского округа города Сочи указанных в приложении объектов местного значения при внесении в него изменений (и. 2.1), обеспечить резервирование земельных участков в зонах планируемого размещения объектов местного значения согласно приложению в соответствии с действующим законодательством (п. 2.2).

Согласно п. 36 Приложения к Распоряжению от ДД.ММ.ГГГГ -р земельный участок с кадастровым номером определен как место размещения объекта образования и просвещения по <адрес>

местного значения - общеобразовательной школы на 800 мест (введен распоряжением администрации г. Сочи от ДД.ММ.ГГГГ -р)

Названным Распоряжением от ДД.ММ.ГГГГ -р внесены изменения в Приложение «Перечень и места размещения объектов местного значения», Департаменту архитектуры, градостроительства и благоустройства Администрации города Сочи поручено обеспечить изменение в Генеральном плане городского округа города Сочи в соответствии с перечнем объектов местного значения, указанным в приложении к настоящему распоряжению (п. 2).

Вышеуказанное распоряжениев части резервирования земельного участка с кадастровым номером принято Администрацией г. Сочи в нарушение норм градостроительного и земельного законодательства РФ.

Согласно п. 1. ст. 70.1. ЗК РФ резервирование земель для государственных или муниципальных нужд осуществляется в случаях, предусмотренных статьей 49 настоящего Кодекса, а земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности и не предоставленных гражданам и юридическим лицам, также в случаях, связанных с размещением объектов инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, объектов обороны и безопасности, созданием особо охраняемых природных территорий, строительством водохранилищ и иных искусственных водных объектов, объектов инфраструктуры особой экономической зоны, предусмотренных планом обустройства и соответствующего материально- технического оснащения особой экономической зоны и прилегающей к ней территории. Резервирование земель может осуществляться также в отношении земельных участков, необходимых для целей недропользования.

Согласно п. 2. ст. 70.1. ЗК РФ резервирование земель допускается в установленных документацией по планировке территории зонах планируемого размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения, в пределах территории, указанной в заявке высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, исполнительно-распорядительного органа муниципального образования на создание особой экономической зоны в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 116-ФЗ "Об особых экономических зонах в Российской Федерации", а также в пределах иных необходимых в соответствии с федеральными законами для обеспечения государственных или муниципальных нужд территорий.

Согласно ст.49 ЗК РФ Изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд осуществляется в исключительных случаях по основаниям, связанным с:

1) выполнением международных договоров Российской Федерации;

2) строительством, реконструкцией следующих объектов государственного значения объектов федерального значения, объектов регионального значения или объектов местного значения при отсутствии других возможных вариантов строительства, реконструкции этих объектов:

объекты федеральных энергетических систем и объекты энергетических систем регионального значения;

объекты использования атомной энергии;

объекты обороны страны и безопасности государства, в том числе инженерно-технические сооружения, линии связи и коммуникации, возведенные в интересах защиты и охраны Государственной границы Российской Федерации;

объекты федерального транспорта, объекты связи федерального значения, а также объекты транспорта, объекты связи регионального значения, объекты инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования;

объекты, обеспечивающие космическую деятельность;

линейные объекты федерального и регионального значения, обеспечивающие деятельность объектов естественных монополий;

объекты систем электро-, газоснабжения, объекты систем теплоснабжения, объекты централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения федерального, регионального или местного значения;

автомобильные дороги федерального, регионального или межмуниципального, местного значения;

3) иными основаниями, предусмотренными федеральными законами.

Из положений закона следует, что такой случай, как размещение на земельном участке с кадастровым объекта местного значения - образовательного, медицинского, иного социального учреждения, не относится к случаям резервирования и изъятия земельных участков для муниципальных нужд, предусмотренных ст.49 ЗК РФ.

Дополнительные случаи резервирования и изъятия земельного участка у его владельца собственника, арендатора могут устанавливаться исключительно федеральными законами (п.3 ст.49 ЗК РФ).

Применительно к данному случаю федерального закона, регламентирующего возможность резервирования и изъятия земельного участка у его владельца для строительства объекта местного значения (общеобразовательного, медицинского и иного социального учреждений), не принято.

Так же, в силу ст.70.1 ЗК РФ для целей размещения объектов социальной инфраструктуры (в данном случае образовательного либо медицинского учреждения) резервирование возможно только в отношении земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, которые не предоставлены на каком-либо праве гражданам и юридическим лицам.

Между тем, земельный участок с кадастровым принадлежит на праве общей долевой собственности физическим лицам на основании договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ, на нем расположены объекты недвижимости, которые также принадлежат физическим лицам на праве общей долевой собственности.

Поэтому резервирование и последующее изъятие земельного участка с кадастровым , находящегося в собственностиадминистративного истца, для целей размещения на нем объекта местного значения (образовательного, медицинского либо иного социального учреждения) не допускается действующим законодательством РФ (ст. 70.1 ЗК РФ).

Таким образом, резервирование и изъятие земельного участка с кадастровым у административного истца для муниципальных нужд под строительство объекта местного значения (образовательного, медицинского, иного социального учреждения) невозможно в силу ст. 49, ст. 70.1 ЗК РФ.

При таких обстоятельствах, при определении в Генеральном плане городского округа города Сочи земельного участка с кадастровым в качестве места размещения объекта местного значения (образовательного, медицинского, иного социального учреждения), указанный земельный участок, находящийся в собственности у граждан, не может быть зарезервирован и изъят у административного истца для муниципальных нужд в силу прямого указания закона.

Указанные обстоятельства свидетельствуют о том, что Распоряжение Администрации г.Сочи от ДД.ММ.ГГГГ (в редакции Распоряжения Администрации г.Сочи от ДД.ММ.ГГГГ, -Р от ДД.ММ.ГГГГ) противоречит градостроительному и земельному законодательству РФ, что является основанием считать его незаконным.

Кроме того, оспариваемое распоряжение нарушает права административного истца, как собственника земельного участка с кадастровым и расположенных на нем объектов недвижимости.

Таким образом, до устранения ограничений, вызванных резервированием, собственник при отсутствии исключительных оснований лишается прав в полной мере осуществлять свои правомочия, которыми она наделена в силу закона.

Пункт 7 ст. 56 ЗК РФ предоставляет право лицу, чьи права ограничены, обжаловать в судебном порядке наложенное ограничение прав на землю. В силу ст. 13 Гражданского кодекса РФ и пункта 6 постановления Пленума Верховного суда РФ и Пленума Высшего Арбитражного суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативного акта государственного органа как его несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом гражданских прав о охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица, обратившихся в суд с соответствующим требованием.

При таких обстоятельствах, суд находит требования административного истца законными и обоснованными.

На основании ст.11 Гражданского кодекса РФ судебная защита нарушенных или оспоренных гражданских прав осуществляется в судебном порядке.

Согласно положениям п.1 ч.2 ст.227 КАС РФ, по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.

Руководствуясь ст.ст.175-180, 298 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Административное исковое заявление Власовой Е. Е. к администрации г.Сочи об оспаривании решения органа местного самоуправления удовлетворить.

Признать распоряжение Администрации города Сочи от ДД.ММ.ГГГГ (в редакции Распоряжения Администрации г. Сочи от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ) незаконным в части резервирования для муниципальных нужд земельного участка с кадастровым номером .

Обязать Администрацию города Сочи внести изменения в распоряжение Администрации города Сочи от ДД.ММ.ГГГГ (в редакции Распоряжения Администрации г.Сочи от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ) в части исключения из приложений к распоряжениям земельного участка с кадастровым номером

Восстановить нарушенные права административного истца Власовой Е. Е. путем прекращения ограничений, наложенных на земельный участок с кадастровым номером

Решение может быть обжаловано в Краснодарский краевой суд в апелляционном порядке через Центральный районный суд г.Сочи в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Мотивированное решение составлено 19 декабря 2019 года.

Судья

                                       В.А. Власенко

РЕШЕНИЕ В ЗАКОННУЮ СИЛУ НЕ ВСТУПИЛО

«СОГЛАСОВАНО»

2а-6138/2019

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Власова Екатерина Евгеньевна
Ответчики
Администрация
Суд
Центральный районный суд г. Сочи
Судья
Власенко Владислав Алексеевич
Дело на сайте суда
sochi-centralny.krd.sudrf.ru
29.11.2019Регистрация административного искового заявления
29.11.2019Передача материалов судье
03.12.2019Решение вопроса о принятии к производству
03.12.2019Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
03.12.2019Подготовка дела (собеседование)
11.12.2019Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
11.12.2019Судебное заседание
16.01.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
16.01.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
19.03.2020Дело оформлено
19.12.2019
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее