Дело № 2-308/2018
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Камбарка 31 июля 2018 года
Камбарский районный суд Удмуртской Республики в составе:
Председательствующего судьи Мавлиева С.Ф.,
при секретаре Дьячковой Т.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковым заявлениям прокурора Камбарского района, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к муниципальному бюджетному образовательному учреждению «Камбарская средняя общеобразовательная школа № 2», муниципальному бюджетному образовательному учреждению «Шольинская средняя общеобразовательная школа», администрации муниципального образования «Камбарский район» о возложении обязанности принять меры по восстановлению целостности ограждения территории образовательной организации, возложении обязанности произвести финансирование мероприятий по восстановлению целостности ограждения,
с участием в заседании:
- старшего помощника прокурора Камбарского района Шестаковой Т.В.;
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Камбарского района, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с самостоятельными исками к МБОУ «Камбарская средняя общеобразовательная школа № 2», МБОУ «Шольинская средняя общеобразовательная школа», администрации МО «Камбарский район» о возложении обязанности принять меры по восстановлению целостности ограждения территорий образовательных организаций, возложении обязанности произвести финансирование мероприятий по восстановлению целостности ограждения.
Определением суда от 25 июля 2018 г. гражданские дела по указанным искам объединены в одно производство.
Свои исковые требования прокурор мотивировал в целом тем, что прокуратурой Камбарского района проведена проверка состояния безопасности и антитеррористической защищенности, а также санитарного законодательства в объектах образовательных организаций, расположенных в г. Камбарке и Камбарском районе.
В ходе проверки установлено, что в нарушение требований законодательства в сфере противодействия терроризму, а также в сфере санитарно - эпидемиологических требований к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях, местами нарушено ограждение, местами отсутствует, имеются неконтролируемые проходы, что отрицательно влияет на комплексную безопасность и антитеррористическую защищенность образовательной организации.
Таким образом, несоблюдение администрацией школ требований по обеспечению мер противодействия терроризму создает угрозу жизни и здоровью учащихся, их безопасности, что является нарушением их конституционных прав.
Поскольку школы являются муниципальными бюджетными учреждениями, то в силу требований действующего законодательства финансирование работ по оборудованию территории качественным ограждением путем восстановления целостности ограждения в образовательных учреждениях должно осуществляться из средств бюджета администрации МО «Камбарский район».
Обращение в суд вызвано защитой прав и законных интересов неопределенного круга лиц, чьи права и законные интересы нарушены бездействием ответчиков, а также защитой прав и законных интересов несовершеннолетних обучающихся в школах, состав которых персонально изменчив в течение учебного года, и которые в силу возраста не могут защищать свои интересы в суде самостоятельно.
В судебном заседании старший помощник прокурора Камбарского района Шестакова Т.В. поддержала исковые требования в полном объёме по основаниям, изложенным в иске.
Ответчики, надлежаще уведомленные о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание своих представителей не направили.
Ответчик администрация МО «Камбарский район» с исковыми требованиями не согласилась, о чём представила суду письменные возражения (Том № 1, л.д. 37-39; Том № 2, л.д. 27-29).
В порядке ст. 167 ГПК РФ дело рассмотрено при указанной явке.
Суд, выслушав истца, изучив материалы дела в полном объёме, приходит к следующему.
На основании п. 1 ч. 13 ст. 30 Федерального закона от 30 декабря 2009 г. № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» в зданиях с большим количеством посетителей, а также в зданиях образовательных, медицинских, банковских организаций, на объектах транспортной инфраструктуры должны быть предусмотрены меры, направленные на уменьшение возможности криминальных проявлений и их последствий.
В абзаце 10 ст. 1 Федерального закона от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (далее – ФЗ № 52) указано, что санитарно-эпидемиологические требования - обязательные требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания, условий деятельности юридических лиц и граждан, в том числе, индивидуальных предпринимателей, используемых ими территорий, зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования, транспортных средств, несоблюдение которых создает угрозу жизни или здоровью человека, угрозу возникновения и распространения заболеваний и которые устанавливаются государственными санитарно-эпидемиологическими правилами и гигиеническими нормативами.
Согласно ст. 11 ФЗ № 52, индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно - эпидемиологический надзор должностных лиц, разрабатывать и проводить санитарно - противоэпидемические (профилактические) мероприятия.
В силу ч. 1 ст. 28 ФЗ № 52, в дошкольных и других образовательных учреждениях независимо от организационно - правовых форм должны осуществляться меры по профилактике заболеваний, сохранению и укреплению здоровья обучающихся и воспитанников, в том числе меры по организации их питания, и выполняться требования санитарного законодательства.
В соответствии с пунктом 3.1 СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно - эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», утвержденных постановлением главного государственного санитарного врача РФ от 29 декабря 2010 г. № 189, территория общеобразовательного учреждения должна быть ограждена забором и озеленена.
Данные правила распространяются на проектируемые, действующие, строящиеся и реконструируемые общеобразовательные учреждения, независимо от их вида, организационно - правовой формы и форм собственности и являются обязательными для исполнения всеми гражданами, юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, деятельность которых связана с эксплуатацией общеобразовательных учреждений, воспитанием и обучением.
Следовательно, установление ограждения по периметру территории образовательного учреждения является обязательным в силу закона, поскольку выполнение данного мероприятия необходимо для пресечения преступлений террористической направленности и является мерой по обеспечению безопасности жизни и здоровья учащихся и работников.
Пунктом 2 ч. 6 ст. 28 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон об образовании) предусмотрена обязанность образовательной организации создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.
Согласно ч. 7 ст. 28 Федерального закона об образовании, образовательная организация несет ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке, в частности, за жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.
В статье 28 Федерального закона об образовании закреплено, что к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относится материально - техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, в том числе в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, федеральными государственными требованиями, образовательными стандартами. Образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся.
Как следует из материалов дела, требования законодательства по предупреждению терроризма, а также санитарного законодательства в школах, не соблюдаются. В образовательных учреждениях ограждение местами нарушено, местами отсутствует, а также имеются неконтролируемые проходы. Данное обстоятельство подтверждается представленными в материалы дела доказательствами и ответчиками не оспаривалось.
Указанные нарушения не позволяют обеспечить постоянный контроль и предупреждение террористических актов, чрезвычайных ситуаций на территории образовательных учреждений, что способствует возникновению негативных последствий, создает угрозу жизни и здоровью как воспитанников, работников, так и иных лиц, посещающих образовательные учреждения.
В соответствии со ст. 9 Федерального закона об образовании, к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относятся организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях (за исключением полномочий по финансовому обеспечению реализации основных общеобразовательных программ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами); обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий.
Согласно п. 3 ст. 5 Федерального закона от 06.03.2006 г. № 35-Ф3, органы местного самоуправления обязаны принимать меры по профилактике и борьбе с терроризмом, а также минимизации и (или) ликвидации последствий его проявления. Участие в профилактике терроризма выражается в обеспечении антитеррористической защищенности зданий и сооружений, в которых размещены муниципальные учреждения, в частности учреждения образования.
Как следует из п. 6.1 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131- ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – ФЗ № 131), муниципальный район наделен полномочиями на участие в профилактике терроризма, а также минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма на территории муниципального района. В частности, участие в профилактике терроризма выражается в обеспечении антитеррористической защищенности зданий и сооружений, в которых размещены муниципальные учреждения образования.
В целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления муниципальных районов обладают полномочиями по финансированию муниципальных учреждений (п. 3 ч. 1 ст. 17 ФЗ № 131).
В соответствии с п.п. 1.2, 1.4 Устава МБОУ «Камбарская СОШ № 2» (Том № 1, л.д. 7), учреждение является муниципальным бюджетным образовательным учреждением, учредителем которого является МО «Камбарский район». Функции и полномочия учредителя осуществляет администрация Камбарского района.
Согласно п. 6.1 Устава МБОУ «Камбарская СОШ № 2», имущество Учреждения находится в собственности МО «Камбарский район» и закрепляется за Учреждением на праве оперативного управления (Том № 1, л.д. 24).
В соответствии с п.п. 1.2, 1.4 Устава МБОУ «Шольинская СОШ» (Том № 2, л.д. 7), учреждение являются муниципальным бюджетным образовательным учреждением, учредителем которого является МО «Камбарский район». Функции и полномочия учредителя осуществляет администрация Камбарского района.
Согласно п. 6.1 Устава МБОУ «Шольинская СОШ», имущество Учреждения находится в собственности МО «Камбарский район» и закрепляется за Учреждением на праве оперативного управления (Том № 2, л.д. 15-оборот).
Статьёй 161 Бюджетного кодекса РФ предусмотрено, что деятельность образовательных учреждений, являющихся бюджетными учреждениями, должна финансироваться из соответствующего бюджета на основе сметы доходов и расходов.
Статья 120 ГК РФ также указывает на то, что учреждения финансируются собственниками полностью или частично. Порядок финансового обеспечения деятельности государственных и муниципальных учреждений определяется законом.
Согласно п. 9 ст. 9.2 ФЗ «О некоммерческих организациях», имущество бюджетного учреждения закрепляется за ним на праве оперативного управления в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации. Собственником имущества бюджетного учреждения является соответственно Российская Федерация, субъект Российской Федерации, муниципальное образование.
В силу ст. 296 ГК РФ учреждение и казенное предприятие, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжаются этим имуществом с согласия собственника этого имущества.
Таким образом, законом на органы местного самоуправления возложено финансирование муниципальных учреждений, выделение на указанные цели необходимых финансовых средств.
В силу ст. 210 ГК РФ собственник несёт бремя содержания принадлежащего ему имущества.
Таким образом, школы, являясь муниципальными образовательными учреждениями, финансируются из бюджета МО «Камбарский район». Поскольку обязанность по обеспечению содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных учреждений, обустройству прилегающих к ним территорий законодателем возложена на органы местного самоуправления и на собственников соответствующих зданий, обязанность по принятию мер по восстановлению целостности ограждения территорий образовательных организаций лежит как на школах, так и на администрации МО «Камбарский район». При этом, обязанность по финансированию работ по оборудованию территорий образовательных учреждений качественным ограждением путём восстановления целостности ограждения в этих образовательных учреждениях должна осуществляться из средств бюджета администрации МО «Камбарский район».
Приоритет мер предупреждения терроризма выражается в заблаговременном принятии профилактических мер, направленных на предупреждение террористической деятельности в различных формах и проявлениях. В первую очередь речь идёт о мерах, связанных с выявлением и последующим устранением причин и условий, способствующих терроризму.
В силу изложенного, вышеуказанные нарушения требований законодательства школами являются недопустимыми и подлежат незамедлительному устранению.
В соответствии со ст. 12 ГК РФ, одним из способов защиты гражданских прав является присуждение к исполнению обязанности в натуре.
На основании статьи 35 Федерального Закона «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор в соответствии с процессуальным законодательством Российской Федерации вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан.
В соответствии с ч. 1 ст. 45 ГПК Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределённого круга лиц, или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Указанное ограничение не распространяется на заявление прокурора, основанием для которого является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов в сфере трудовых (служебных) отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений; защиты семьи, материнства, отцовства и детства; социальной защиты, включая социальное обеспечение; обеспечения права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах; охраны здоровья, включая медицинскую помощь, обеспечения права на благоприятную окружающую среду; образования.
Суд не может принять в обоснование отсутствия оснований для удовлетворения иска возражения представителя ответчика - администрации МО «Камбарский район», поскольку отсутствие в бюджете МО «Камбарский район» средств на выполнение мероприятий по обеспечению безопасности недопустимо противопоставлять правам неопределенного количества лиц, в частности детей, на образование и безопасные условия жизнедеятельности, гарантированные Конституцией Российской Федерации.
При таких обстоятельствах, с учётом вышеизложенного и исходя из приоритета обеспечения безопасности воспитанников и работников учреждений во время образовательного процесса, охраны от возможных посягательств со стороны третьих лиц, необходимости принятия профилактических мер, направленных на противодействие террористической деятельности, исковые требования прокурора Камбарского района к МБОУ «Камбарская средняя общеобразовательная школа № 2» г. Камбарка, МБОУ «Шольинская средняя общеобразовательная школа», администрации МО «Камбарский район», подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования прокурора Камбарского района Удмуртской Республики, действующего в интересах неопределенного круга лиц, удовлетворить.
Обязать муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Камбарская средняя общеобразовательная школа № 2», администрацию муниципального образования «Камбарский район» в течение трех месяцев со дня вступления решения в законную силу оборудовать территорию муниципального бюджетного образовательного учреждения «Камбарская средняя общеобразовательная школа № 2» качественным ограждением, восстановив целостность ограждения.
Обязать администрацию муниципального образования «Камбарский район» произвести финансирование мероприятий по оборудованию территории муниципального бюджетного образовательного учреждения «Камбарская средняя общеобразовательная школа № 2» качественным ограждением.
Обязать муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Шольинская средняя общеобразовательная школа», администрацию муниципального образования «Камбарский район» в течение трех месяцев со дня вступления решения в законную силу оборудовать территорию муниципального бюджетного образовательного учреждения «Шольинская средняя общеобразовательная школа» качественным ограждением, восстановив целостность ограждения.
Обязать администрацию муниципального образования «Камбарский район» произвести финансирование мероприятий по оборудованию территории муниципального бюджетного образовательного учреждения «Шольинская средняя общеобразовательная школа» качественным ограждением.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд Удмуртской Республики через Камбарский районный суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Полный текст решения изготовлен 06 августа 2018 года.
Судья Мавлиев С.Ф.