Дело № 2-1115/2024
УИД 75RS0001-02-2023-009902-52
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
<адрес> 26 февраля 2024 года
Центральный районный суд <адрес> в составе:
председательствующего судьи Гусмановой И.С.,
при секретаре Калашниковой Ю.Д.,
с участием:
представителя истца Быкова А.А.,
представителя ответчика Шестаковой А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску <адрес> прокурора в защиту интересов ФИО1 к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по <адрес> о возложении обязанности предоставить техническое средство реабилитации, взыскании компенсации морального вреда,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор обратился в суд с вышеуказанным иском, мотивируя следующим. Прокуратурой района проведена проверка по информации, поступившей из Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по <адрес> (далее – ОСФР по <адрес>) о гражданах с инвалидностью, в том числе несовершеннолетних, необеспеченных техническими средствами реабилитации. В ходе проверки установлено, что ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ г.р., ребенок-инвалид, в соответствии с индивидуальной программой реабилитации и абилитации № от ДД.ММ.ГГГГ является получателем государственной услуги по обеспечению техническими средствами реабилитации, в том числе в виде: туторов на лучезапястный сустав, локтевой сустав, на всю руку, коленный сустав, голеностопный сустав, на всю ногу, комплекта функционально-эстетической одежды для инвалидов, в том числе с парной ампутацией верхних конечностей, противопролежневого матраца воздушного с компрессором, ортопедической обуви сложной на утепленной подкладке и ортопедической обуви без утепленной подкладки. ДД.ММ.ГГГГ в Отделении фонда пенсионного и социального страхования по <адрес> законный представитель истца ФИО2 оформила заявление о предоставлении вышеуказанных технических средств реабилитации, однако до настоящего времени ФИО1 не обеспечена вышеуказанными техническими средствами реабилитации ввиду длительного проведения процедуры закупки с целью заключения государственного контракта. Несвоевременное обеспечение ФИО1 техническими средствами реабилитации приводит к ухудшению состояния её здоровья и не позволяет пройти комплексную программу реабилитации, что отрицательно сказывается на процессе восстановления здоровья и социальной адаптации, нарушает право на социальную защиту инвалида, охрану здоровья, защиту прав несовершеннолетних, оставшихся без попечения родителей, в связи с чем несовершеннолетней причинен моральный вред. Учитывая, что истец является инвалидом, в силу чего не может самостоятельно обратиться в суд за защитой своих прав и законных интересов, прокурор, в соответствии со ст. 45 ГПК РФ, вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав и законных интересов инвалида. Просил обязать ОСФР по <адрес> незамедлительно обеспечить ФИО1 техническими средствами реабилитации, а именно: тутором на лучезапястный сустав, локтевой сустав, на всю руку, коленный сустав, голеностопный сустав, на всю ногу, комплектом функционально-эстетической одежды для инвалидов, в том числе с парной ампутацией верхних конечностей, противопролежневым матрацем воздушным с компрессором, ортопедической обувью сложной на утепленной подкладке и ортопедической обувью без утепленной подкладки. Взыскать с ответчика пользу ФИО1 компенсацию морального вреда 300 000 руб.
В судебном заседании процессуальный истец помощник прокурора Быков А.А., действующий на основании прав по должности, исковые требования поддержал. Материальный истец ФИО1 в суд не явилась, о месте и времени рассмотрения дела была извещена.
Представитель ответчика ОСФР по <адрес> Шестакова А.В., действующая на основании доверенности, исковые требования не признала, указав на следующее. В соответствии с Правилами обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями, утвержденными постановлением Правительства РФ от 07.04.2008 № 240 (далее - Правила), предоставление государственной услуги по обеспечению инвалидов техническими средствами реабилитации носит заявительный характер. На основании заявления от ДД.ММ.ГГГГ и в соответствии с индивидуальной программой реабилитации и абилитации (далее – ИПРА) № от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 является получателем государственной услуги по обеспечению техническими средствами реабилитации в виде: тутора на лучезапястный сустав; тутора на локтевой сустав; тутора на всю руку; тутора на коленный сустав; тутора на голеностопный сустав; тутора на всю ногу; комплекта функционально-эстетической одежды; противопролежневого матраца воздушного; ортопедической обуви сложной на аппарат на утепленной подкладке (пара); ортопедической обуви сложной на аппарат без утепленной подкладки (пара).
На дату подачи заявления на предоставление государственной услуги (ДД.ММ.ГГГГ) данный вид технических средств реабилитации в рамках действующего государственного контракта № от ДД.ММ.ГГГГ на выполнение работ по изготовлению сложной ортопедической обуви для инвалидов был распределен в полном объеме. В целях обеспечения инвалидов ДД.ММ.ГГГГ ОСФР по <адрес> заключен государственный контракт № на выполнение работ по изготовлению сложной ортопедической обуви для инвалидов. Для обеспечения ортопедической обувью сложной без утепленной подкладки (пара) и ортопедической обувью сложной на утепленной подкладке (пара) ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ была включена в реестр получателей в рамках заключенного государственного контракта. ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 обеспечена ортопедической обувью сложной на аппарат на утепленной подкладке (пара), ортопедической обувью сложной на аппарат без утепленной подкладки (пара). Факт обеспечения подтверждается актом от ДД.ММ.ГГГГ №, актом от ДД.ММ.ГГГГ №. ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 разработана № (срок действия до ДД.ММ.ГГГГ). ДД.ММ.ГГГГ в ОСФР по <адрес> поступили заявления посредством Единого портала государственных услуг от представителя ФИО1 ФИО2 на представление государственной услуги в соответствии с ИПРА № от ДД.ММ.ГГГГ (срок действия до ДД.ММ.ГГГГ) по обеспечению следующими техническими средствами реабилитации: <данные изъяты> Ортопедическая обувь сложная на утепленной подкладке (пара); <данные изъяты> Ортопедическая обувь сложная без утепленной подкладки (пара); <данные изъяты> Противопролежневый матрац воздушный (с компрессором); <данные изъяты> Противопролежневая подушка воздушная; <данные изъяты> Тутор на всю руку; <данные изъяты> Ортопедическая обувь сложная без утепленной подкладки (пара). В связи с неполным пакетом документов (отсутствие документов, подтверждающих полномочия представителя ФИО1) заявления были отклонены. Представителю ФИО1 ФИО2 направлено в личный кабинет на Едином портале государственных услуг уведомление об отказе в предоставлении услуг. ДД.ММ.ГГГГ поступило заявление от представителя ФИО1 на представление государственной услуги в соответствии с № от ДД.ММ.ГГГГ (срок действия до ДД.ММ.ГГГГ) по обеспечению следующими техническими средствами реабилитации: <данные изъяты> Ортопедическая обувь сложная на утепленной подкладке (пара); <данные изъяты> Ортопедическая обувь сложная без утепленной подкладки (пара); <данные изъяты> Противопролежневая подушка воздушная<данные изъяты> Противопролежневый матрац воздушный (с компрессором).
Срок пользования, определен приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №. На момент подачи заявления на предоставление государственной услуги срок пользования ортопедической обувью по предыдущему обеспечению не истек.
В соответствии с п. 5.1 Порядка обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № ФИО1 была снята с учета по обеспечению ортопедической обувью <данные изъяты> Ортопедическая обувь сложная на утепленной подкладке (пара), <данные изъяты> Ортопедическая обувь сложная без утепленной подкладки (пара))
На основании заявления и в соответствии с ИПРА № от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 состоит на учете по обеспечению: <данные изъяты> Противопролежневой подушкой воздушной; <данные изъяты> Противопролежневым матрацем воздушным (с компрессором). На текущую дату ОСФР по <адрес> проводится работа по подготовке аукционной документации на поставку противопролежневых матрацев. Потребность ФИО1 учтена. После проведения процедуры закупки, заключения государственного контракта ФИО1 будет включена в реестр получателей.
Заявление на предоставление <данные изъяты> тутора на лучезапястный сустав, <данные изъяты> тутора на локтевой сустав, <данные изъяты> тутора на всю руку, <данные изъяты> тутора на голеностопный сустав, <данные изъяты> тутора на коленный сустав, <данные изъяты> тутора на всю ногу, <данные изъяты> комплекта функционально-эстетической одежды для инвалидов, в том числе с парной ампутацией верхних конечностей от представителя ФИО1 по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ в адрес ОСФР по <адрес> не поступало. Ответчик не бездействовал, предпринимал всевозможные меры для своевременного обеспечения ФИО1 рекомендованными техническими средствами реабилитации. В случае удовлетворения исковых требований о взыскании с ОСФР по <адрес> в пользу ФИО1 компенсацию морального вреда просила суд уменьшить сумму исковых требований. В соответствии с ч. 2 ст. 151 ГК РФ при определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства. К обстоятельствам, заслуживающим внимание, можно отнести то, что на текущую дату ФИО1 обеспечена ортопедической обувью. Просила в удовлетворении исковых требований об обеспечении тутором на лучезапястный сустав, тутором на локтевой сустав, тутором на всю руку, тутором на голеностопный сустав, тутором на коленный сустав, тутором на всю ногу, комплектом функционально-эстетической одежды для инвалидов, в том числе с парной ампутацией верхних конечностей, компенсации морального вреда отказать (л.д.___).
Третье лицо на стороне ответчика Министерство труда и социальной защиты населения <адрес> своего представителя в суд не направило, о месте и времени рассмотрения дела было извещено.
В соответствии со ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ), суд рассмотрел дело в отсутствие материального истца, третьего лица, извещенных о месте и времени судебного заседания.
Выслушав процессуального истца, представителя ответчика, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно ст. 39 Конституции РФ каждому гражданину гарантируется социальное обеспечение, в том числе, по инвалидности.
Государственную политику в области социальной защиты инвалидов в Российской Федерации, целью которой является обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией РФ, а также в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации определяет Федеральный закон от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».
Статьей 2 указанного Федерального закона социальная защита инвалидов определена как система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества.
Реабилитация инвалидов - система и процесс полного или частичного восстановления способностей инвалидов к бытовой, общественной, профессиональной и иной деятельности. Абилитация инвалидов - система и процесс формирования отсутствовавших у инвалидов способностей к бытовой, общественной, профессиональной и иной деятельности. Реабилитация и абилитация инвалидов направлены на устранение или возможно более полную компенсацию ограничений жизнедеятельности инвалидов в целях их социальной адаптации, включая достижение ими материальной независимости и интеграцию в общество. Реализация основных направлений реабилитации, абилитации инвалидов предусматривает использование инвалидами технических средств реабилитации, создание необходимых условий для беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной, инженерной, транспортной инфраструктур и пользования средствами транспорта, связи и информации, а также обеспечение инвалидов и членов их семей информацией по вопросам реабилитации, абилитации инвалидов (ст. 9 указанного Закона).
В соответствии с положениями ст. 10 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» государство гарантирует инвалидам проведение реабилитационных мероприятий, получение технических средств и услуг, предусмотренных федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду за счет средств федерального бюджета.
При этом к техническим средствам реабилитации инвалидов относят устройства, содержащие технические решения, в том числе специальные, используемые для компенсации или устранения стойких ограничений жизнедеятельности инвалида. Техническими средствами реабилитации инвалидов являются, в том числе протезные изделия (включая протезно-ортопедические изделия, ортопедическую обувь и специальную одежду, глазные протезы и слуховые аппараты) (ст.11.1 Закона).
Согласно статье 11.1 Федерального закона финансирование расходных обязательств по обеспечению инвалидов техническими средствами реабилитации, в том числе изготовление и ремонт протезно-ортопедических изделий, осуществляется за счет средств федерального бюджета и Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации. Предусмотренные индивидуальными программами реабилитации, абилитации инвалидов технические средства реабилитации, предоставленные им за счет средств федерального бюджета и Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации, передаются инвалидам в безвозмездное пользование. Техническим средством реабилитации инвалидов является, в том числе протез голени модульного типа, в том числе при недоразвитии.
Технические средства реабилитации предоставляются инвалидам по месту их жительства (месту пребывания, фактического проживания) уполномоченными органами в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, Фондом пенсионного и социального страхования Российской Федерации, а также иными заинтересованными организациями.
Постановлением Правительства РФ от 07.04.2008 № 240 утвержден Порядок обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями. В соответствии с п.п.2-4 данных Правил обеспечение инвалидов техническими средствами осуществляется на основании заявления и в соответствии с индивидуальными программами реабилитации путем предоставления соответствующего технического средства (изделия). Право на соответствующее обеспечение возникает с момента подачи соответствующего заявления в уполномоченный орган.
Таким образом, право указанной категории граждан на обеспечение техническими средствами реабилитации возникает с момента подачи заявления в исполнительный орган Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации.
Судом установлено и ответчиком в ходе судебного заседания не оспаривалось, что ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения относится к категории ребенок-инвалид.
В соответствии с заявлением от ДД.ММ.ГГГГ и индивидуальной программой реабилитации или абилитации ребенка-инвалида № от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 состояла на учете в качестве получателя государственной услуги по обеспечению техническими средствами реабилитации в виде: тутора на лучезапястный сустав; тутора на локтевой сустав; тутора на всю руку; тутора на коленный сустав; тутора на голеностопный сустав; тутора на всю ногу; комплекта функционально-эстетической одежды; противопролежневого матраца воздушного; ортопедической обуви сложной на аппарат на утепленной подкладке (пара); ортопедической обуви сложной на аппарат без утепленной подкладки (пара).
Для обеспечения истицы ортопедической обувью сложной на аппарат на утепленной подкладке (пара) <данные изъяты>) и без утепленной подкладки (пара) <данные изъяты>) в рамках государственного контракта № она была включена в реестр получателей и ДД.ММ.ГГГГ была обеспечена указанным техническим средством реабилитации, что подтверждено актами от ДД.ММ.ГГГГ № и №.
ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 разработана № сроком действия до ДД.ММ.ГГГГ.
ДД.ММ.ГГГГ от представителя истца ФИО2 поступили заявления о предоставлении государственной услуги в соответствии с № от ДД.ММ.ГГГГ по обеспечению техническим средствами реабилитации: противопролежневым матрацем воздушным (с компрессором), ортопедической обувью сложной на аппарат на утепленной подкладке (пара); ортопедической обуви сложной на аппарат без утепленной подкладки (пара), противопролежневой подушкой воздушной.
В соответствии с абз. 1 и 2 п. 5 Правил уполномоченный орган рассматривает заявление, указанное в п. 4 данных Правил, в 15-дневный срок с даты его поступления и в письменной форме уведомляет инвалида (ветерана) о постановке на учет по обеспечению техническим средством (изделием). Одновременно с уведомлением уполномоченный орган высылает (выдает) инвалиду (ветерану) направление на получение либо изготовление технического средства (изделия) в отобранные уполномоченным органом в порядке, установленном законодательством Российской Федерации для размещения заказов на поставку товаров, выполнение работ и оказание услуг для государственных нужд, организации, обеспечивающие техническими средствами (изделиями).
При отсутствии действующего государственного контракта на обеспечение инвалида (ветерана) техническим средством (изделием) в соответствии с заявлением уполномоченный орган высылает (выдает) инвалиду (ветерану) документы, предусмотренные настоящим пунктом, в 7-дневный срок с даты заключения такого государственного контракта, при этом извещение о проведении закупки соответствующего технического средства (изделия) должно быть размещено уполномоченным органом в единой информационной системе в сфере закупок не позднее 30 календарных дней со дня подачи инвалидом (ветераном) заявления о предоставлении технического средства (изделия).
Срок обеспечения инвалида (ветерана) техническим средством (изделием) серийного производства в рамках государственного контракта, заключенного с организацией, в которую выдано направление, не может превышать 30 календарных дней со дня обращения инвалида (ветерана) в организацию, в которую выдано направление, а в отношении технических средств (изделий), изготавливаемых по индивидуальному заказу с привлечением инвалида (ветерана) и предназначенных исключительно для личного использования, - 60 календарных дней.
Из приведенных нормативных положений следует, что гарантированное государством право инвалида на обеспечение за счет средств федерального бюджета техническими средствами реабилитации, предусмотренными индивидуальной программой реабилитации инвалида, осуществляется путем предоставления этих средств в натуре или посредством выплаты денежной компенсации, если данные средства не могут быть предоставлены инвалиду либо если инвалид приобрел соответствующее техническое средство реабилитации за собственный счет, то есть механизм реализации указанного права регламентирован.
Обеспечение инвалидов техническими средствами реабилитации осуществляется территориальным отделением Фонда социального страхования Российской Федерации на основании контрактов, заключенных с организациями, отобранными на конкурсной основе в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».
Для заключения контрактов территориальное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации при определении поставщика обязано использовать конкурентные способы его отбора, перечень которых предусмотрен в ст. 24 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (проведение конкурса или электронного аукциона).
Срок пользования техническим средством (изделием) исчисляется с даты предоставления его инвалиду (ветерану) (п. 9 Правил).
Сроки пользования техническими средствами реабилитации, протезами и протезно-ортопедическими изделиями до их замены утверждены приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №.
В соответствии с п. 9 сроков, утвержденных приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № срок пользования ортопедической обувью сложной на аппарат на утепленной подкладке (пара) <данные изъяты>) и без утепленной подкладки (пара) <данные изъяты>) составляет не менее 3 месяцев.
Таким образом, срок пользования ортопедической обувью сложной на аппарат на утепленной подкладке (пара) и без утепленной подкладки (пара), предоставленной ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ, истекал не ранее ДД.ММ.ГГГГ, тогда как заявление в ОСФР по <адрес> представителем ФИО1 ФИО2 было подано ДД.ММ.ГГГГ.
На основании п. 5.1 Порядка обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № ФИО1 правомерно была снята с учета по обеспечению ортопедической обувью сложной на утепленной подкладке (пара) и без утепленной подкладки (пара) в связи с фактическим обеспечением техническим средством реабилитации.
Вместе с тем, истец на момент рассмотрения настоящего гражданского дела не обеспечена техническими средствами реабилитации: противопролежневым матрацем воздушным (с компрессором), противопролежневой подушкой воздушной, при этом письменного отказа от их получения не давала, в этой связи суд приходит к выводу о возложении на ответчика обязанности обеспечить несовершеннолетнюю ФИО1 указанными выше техническими средствами реабилитации.
Оснований для удовлетворения исковых требований о возложении на ответчика обязанности обеспечить ФИО1 техническими средствами реабилитации в виде тутора на лучезапястный сустав; тутора на локтевой сустав; тутора на всю руку; тутора на коленный сустав; тутора на голеностопный сустав; тутора на всю ногу; комплекта функционально-эстетической одежды суд не усматривает, поскольку законным представителем истицы заявление на обеспечение указанными средствами в рамках программы ИПРА № от ДД.ММ.ГГГГ в ОСФР по <адрес> не подавалось.
В соответствии со ст. 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, в случае если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
С учётом времени, необходимого для выполнения процедур, предусмотренных Федеральным законом «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг для государственных и муниципальных нужд» от 05.04.2013 № 44-ФЗ, суд полагает разумным и достаточным установить ответчику срок для исполнения решения суда 1 месяц со дня его вступления в законную силу.
Разрешая требования истца в остальной части, суд учитывает следующее.
Государство гарантирует инвалидам получение технических средств реабилитации, предусмотренных федеральным перечнем технических средств реабилитации и предоставляемых им за счет средств федерального бюджета. Несоблюдение требований законодательства по предоставлению технических средств реабилитации нарушает права и законные интересы инвалидов.
Конституционные принципы приоритета и высшей ценности прав и свобод человека не допускают ставить права и законные интересы инвалидов в зависимость только лишь от управленческих решений уполномоченных на социальное обеспечение органов даже в случае формального соответствия действий установленным для них регламентам и иным руководящим документам, поскольку иное противоречит социальной природе и гуманитарной основе государства в целом.
Пунктом 1 ст. 150 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) определено, что жизнь и здоровье, достоинство личности, личная неприкосновенность, честь и доброе имя, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, неприкосновенность жилища, личная и семейная тайна, свобода передвижения, свобода выбора места пребывания и жительства, имя гражданина, авторство, иные нематериальные блага, принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона, неотчуждаемы и непередаваемы иным способом.
Если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда (ч. 1 ст. 151 ГК РФ).
При определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства. Суд должен также учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями гражданина, которому причинен вред (ч. 2 ст. 151 ГК РФ).
Под моральным вредом понимаются нравственные или физические страдания, причиненные действиями (бездействием), посягающими на принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона нематериальные блага или нарушающими его личные неимущественные права (например, в том числе, жизнь, здоровье, достоинство личности) (п. 1 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 15.11.2022 № 33 «О практике применения судами норм о компенсации морального вреда»).
Отсутствие в законодательном акте прямого указания на возможность компенсации причиненных нравственных или физических страданий по конкретным правоотношениям не означает, что потерпевший не имеет права на компенсацию морального вреда, причиненного действиями (бездействием), нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие ему нематериальные блага (п. 2 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 15.11.2022 № 33 «О практике применения судами норм о компенсации морального вреда»).
Из приведенных нормативных положений и разъяснений Пленума Верховного Суда Российской Федерации по их применению следует, что моральный вред - это, нравственные или физические страдания, причиненные действиями (бездействием), нарушающими личные неимущественные права гражданина либо посягающими на принадлежащие ему от рождения или в силу закона нематериальные блага. В ст. 151 ГК РФ закреплены общие правила по компенсации морального вреда без указания случаев, когда допускается такая компенсация. Поскольку возможность денежной компенсации морального вреда обусловлена посягательством на личные неимущественные права гражданина и другие нематериальные блага, само по себе отсутствие в законодательном акте прямого указания на возможность компенсации причиненных нравственных или физических страданий по конкретным правоотношениям не означает, что потерпевший не имеет права на возмещение морального вреда.
Статьей 7 Конституции Российской Федерации установлено, что Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.
Исходя из предназначения социального государства механизм социальной защиты, предусмотренный законодательством, должен позволять наиболее уязвимым категориям граждан получать поддержку, включая материальную, со стороны государства и общества и обеспечивать благоприятные, но не ущемляющие охраняемое государством достоинство личности условия для реализации ими своих прав. Несоблюдение государственными органами нормативных предписаний при реализации гражданами права на социальное обеспечение, осуществляемое, в том числе в виде денежных выплат (пособий, субсидий, компенсаций и т.д.), может порождать право таких граждан на компенсацию морального вреда в связи с тем, что социальное обеспечение граждан неразрывно связано с их нематериальными благами и личными неимущественными правами.
Учитывая, что истица своевременно не была обеспечена техническими средствами реабилитации, чем были нарушены её личные неимущественные права, суд приходит к выводу о наличии оснований для взыскания в её пользу компенсации морального вреда.
Определяя размер компенсации морального вреда, суд учитывает конкретные обстоятельства дела, характер допущенного ответчиком нарушения, последствия для здоровья истца, принципы разумности и справедливости, и полагает возможным взыскать с ответчика в пользу истца в возмещение причиненного морального вреда 5000 руб.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования <адрес> прокурора удовлетворить частично.
Обязать Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по <адрес> (ИНН № обеспечить ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ г.р. (СНИЛС №) техническим средством реабилитации противопролежневым матрацем воздушным (с компрессором), противопролежневой подушкой воздушной.
Взыскать с Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по <адрес> (ИНН №) в пользу ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ г.р. (СНИЛС №) компенсацию морального вреда в размере 5000 руб.
В удовлетворении остальной части исковых требований отказать.
Решение может быть обжаловано в Забайкальский краевой суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Центральный районный суд <адрес>.
Судья И.С. Гусманова
Решение суда принято в окончательной форме 21.03.2024.