Мотивированное решение изготовлено 02 декабря 2019 года 66OS0000-01-2019-000377-10 |
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Екатеринбург |
28 ноября 2019 года |
Свердловский областной суд в составе:
председательствующего судьи Жейновой С.И.,
при секретаре Ивановой Д.В.,
с участием представителя административного истца Сарматиной А.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 3а-390/2019 по административному исковому заявлению акционерного общества «Самаранефтепродукт» об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере рыночной стоимости,
установил:
акционерное общество «Самаранефтепродукт» (далее - АО «Самаранефтепродукт») обратилось в суд с вышеуказанным административным иском, в обоснование требований указав, что является собственником земельного участка с кадастровым номером №, общей площадью ... кв.м., категория земель – земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения; разрешенное использование – для строительства придорожного комплекса с автозаправочной станцией, расположенного по адресу: ....
Ссылаясь на нарушение своих прав как плательщика земельного налога, АО «Самаранефтепродукт», с учетом уточнения заявленных требований, просило установить кадастровую стоимость земельного участка в размере, равном его рыночной стоимости, по состоянию на 08 февраля 2012 года на основании отчета общества ( / / )5 от 21 декабря 2018 года № 2018/590-8 в размере 2490 498 рублей.
11 сентября 2019 года для определения рыночной стоимости вышеуказанного объекта недвижимости по ходатайству представителя административного истца была назначена оценочная экспертиза, проведение которой было поручено эксперту ( / / )6 - ( / / )2
В судебном заседании представитель административного истца требования заявления поддержала с учетом результатов судебной экспертизы по определению рыночной стоимости земельного участка, просила установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером № в размере, равном его рыночной стоимости, по состоянию на 08 февраля 2012 года на основании заключения эксперта ( / / )7 от 11 октября 2019 года в размере 2 486 000 рублей. Просила суд восстановить срок для обращения в суд с административным исковым заявлением о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости объекта недвижимости, указывая, что до настоящего времени не утверждены новые результаты государственной кадастровой оценки.
Административные ответчики Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Свердловской области, Министерство по управлению государственным имуществом Свердловской области, заинтересованное лицо ФГБУ«Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Уральскому федеральному округу в судебное заседание представителей не направили, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
Поскольку в материалах дела имеются доказательства заблаговременного извещения неявившихся лиц о времени и месте рассмотрения дела, руководствуясь частью 4 статьи 247 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд определил рассмотреть административное дело при данной явке.
Выслушав представителя административного истца, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В силу положений статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата (пункт 1). Для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка (пункт 5).
Статьей 66 вышеназванного Кодекса определено, что кадастровая стоимость земельных участков устанавливается в результате государственной кадастровой оценки земель, проводимой в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности (пункт 2).
Являясь собственником вышеуказанного земельного участка, административный истец в силу статей 388-390 Налогового кодекса Российской Федерации является плательщиком земельного налога, размер которого определяется в процентном отношении от кадастровой стоимости земельного участка. Поэтому результаты определения кадастровой стоимости земельного участка непосредственно влияют на права и обязанности административного истца в налоговых правоотношениях.
Кадастровая стоимость указанного выше объекта недвижимости определена с применением удельного показателя кадастровой стоимости в размере 827,67 руб./кв.м, утвержденного Приказом Министерства по управлению государственным имуществом Свердловской области от 08 июля 2014 года № 2693 и составила по состоянию на 08 февраля 2012 года 8278355,34 рублей.
Согласно части 3 статьи 245 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административное исковое заявление об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости может быть подано в суд не позднее пяти лет с даты внесения в государственный кадастр недвижимости оспариваемых результатов определения кадастровой стоимости, если на момент обращения в суд в государственный кадастр недвижимости не внесены результаты определения кадастровой стоимости, полученные при проведении очередной государственной кадастровой оценки, либо сведения, связанные с изменением качественных или количественных характеристик объекта недвижимости, повлекшие изменение его кадастровой стоимости.
В соответствии с разъяснениями, содержащимися в пункте 8 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости», государственная кадастровая оценка проводится по решению исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или в случаях, установленных законодательством субъекта Российской Федерации, по решению органа местного самоуправления не чаще чем один раз в течение трех лет (в городах федерального значения не чаще чем один раз в течение двух лет) и не реже чем один раз в течение пяти лет с даты, по состоянию на которую была проведена государственная кадастровая оценка.
Пропуск указанного срока не является основанием для отказа в принятии заявления.
Если по истечении установленного законом периода в государственный кадастр недвижимости не внесены очередные результаты определения кадастровой стоимости, срок для обращения в суд с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости может быть восстановлен.
Принимая во внимание, что до настоящего времени не утверждены новые результаты государственной кадастровой оценки в отношении спорного земельного участка и оспариваемая кадастровая стоимость объекта недвижимости является действующей, суд восстанавливает административному истцу срок для обращения в суд с административным исковым заявлением о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости земельного участка.
Порядок проведения государственной кадастровой оценки урегулирован главой III.1 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (далее – Закон об оценочной деятельности).
Согласно пункту 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации и статье 24.18 Закона об оценочной деятельности основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости земельного участка и установления кадастровой стоимости этого земельного участка в размере, равном его рыночной стоимости, является установление судом в отношении земельного участка его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Оспаривая кадастровую стоимость земельного участка, административный истец представил в суд отчет ( / / )8 от 21 декабря 2018 года № 2018/590-8, из которого следует, что кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером № составляет 2490 498 руб.
Достоверность отчета ( / / )9 в ходе судебного рассмотрения административным истцом не подтверждена, в связи с чем по ходатайству представителя административного истца по делу была назначена судебная оценочная экспертиза.
По заключению эксперта ( / / )10 от 11 октября 2019 года по состоянию на 08 февраля 2012 года рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером № составляет 2 486 000 рублей (т. 2 л.д. 2-102).
Суд, исследовав вышеуказанное заключение эксперта, сопоставив его содержание с материалами дела, приходит к выводу, что оно соответствует требованиям статьи 82 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и отвечает требованиям относимости и допустимости, поскольку содержит подробное описание проведенного исследования, сделанные в результате его выводы и обоснованные ответы на поставленные вопросы. Основания для сомнения в правильности заключения и в беспристрастности и объективности эксперта отсутствуют. Доказательств, опровергающих выводы эксперта, материалы дела не содержат.
Поэтому суд приходит к выводу, что кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером № по состоянию на 08 февраля 2012 года подлежит определению в размере их рыночной стоимости, определенном экспертом ( / / )11 ( / / )2
Дата внесения в Единый государственный реестр недвижимости кадастровой стоимости, являющейся предметом оспаривания, – 31 декабря 2014 года.
Дата подачи заявления об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости (дата обращения административного истца в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости с заявлением о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости) – 25 декабря 2018 года.
Определенная в порядке массовой оценки кадастровая стоимость земельного участка (8278355,34 руб.) существенно (в 3,33 раза) превышает итоговую величину его рыночной стоимости (2 486 000 руб.), установленную судом в качестве кадастровой, что свидетельствует о повлекшей нарушение прав административного истца ошибке, допущенной при формировании методики определения кадастровой стоимости.
Поэтому на основании части 1 статьи 111 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, с учетом правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в Постановлении от 11 июля 2017 года № 20-П, с органа, утвердившего результаты определения кадастровой стоимости, подлежат взысканию судебные расходы административного истца на уплату государственной пошлины в размере 2000 руб. (л.д. 7).
Руководствуясь статьями 175-180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
административное исковое заявление акционерного общества «Самаранефтепродукт» об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере рыночной стоимости, удовлетворить.
Установить по состоянию на 08 февраля 2012 года кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу: ... в размере его рыночной стоимости 2486000 (два миллиона четыреста восемьдесят шесть тысяч) руб.
Датой подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости указанного земельного участка считать 25 декабря 2018года.
Взыскать с Министерства по управлению государственным имуществом Свердловской области в пользу акционерного общества «Самаранефтепродукт» судебные расходы по оплате государственной пошлины в размере 2000 руб.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке во Второй апелляционный суд общей юрисдикции в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме через Свердловский областной суд.
Председательствующий |
С.И. Жейнова |