№ 2-1712/2024
ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
25 сентября 2024 года г. Чебоксары
Калининский районный суд города Чебоксары Чувашской Республики под председательством судьи Горшковой Н.И., при секретаре судебного заседания Дачевой А.В., с участием представителя истца –старшего помощника прокурора Калининского района г.Чебоксары Андреевой Н.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению заместителя прокурора Калининского района г. Чебоксары в интересах неопределенного круга лиц к МБДОУ «Детский сад № 11» г. Чебоксары, администрации г. Чебоксары Чувашской Республики, Управлению образования города Чебоксары о возложении обязанности обеспечить беспрепятственный доступ инвалидов в здание,
установил:
Заместитель прокурора Калининского района г. Чебоксары с учетом уточнения в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к МБДОУ «Детский сад №11» г. Чебоксары, администрации г. Чебоксары, Управлению образования г. Чебоксары о возложении на МБДОУ «Детский сад №11» г. Чебоксары обязанности оборудовать не менее одного входа в здания образовательного учреждения, расположенные по адресу: <адрес> (<данные изъяты>) и по адресу: <адрес> (<данные изъяты>), средствами для беспрепятственного доступа инвалидов и других маломобильных групп населения, а именно: пандусами с поручнями или подъемными устройствами для инвалидов в соответствии с требованиями Свода правил 59.13330.2020 «СНиП 35-01-2001. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения», в течение двенадцати месяцев со дня вступления решения в законную силу; возложении обязанности на администрацию г. Чебоксары, Управление образования администрации г. Чебоксары обеспечить финансирование выполнения указанных мероприятий в МБДОУ «Детский сад №11» г. Чебоксары за счет бюджета муниципального образования г. Чебоксары.
Требования мотивированы тем, что прокуратурой Калининского района г. Чебоксары проведена проверка соблюдения законодательства о социальной защите инвалидов в части создания в бюджетных учреждениях, осуществляющих образовательную деятельность, условий инвалидам и другим маломобильным группам населения для беспрепятственного доступа в здание образовательного учреждения. В результате проверки установлено, что входы в здания МБДОУ «Детский сад №11» г. Чебоксары, расположенные по адресам: <адрес> (корпус №), <адрес> (корпус №), не приспособлены для беспрепятственного доступа инвалидов и других маломобильных групп населения. Лестницы при входе в образовательное учреждение не оборудованы пандусами с поручнями или подъемными устройствами для инвалидов, то есть, не созданы условия для посещения образовательной организации маломобильными группами населения. Между тем отсутствие специальных приспособлений, облегчающих доступ инвалидов и иных маломобильных граждан в здание, является нарушением прав последних на доступную среду. Основываясь на изложенных обстоятельствах, прокурор просил удовлетворить исковые требования.
Представитель истца – старший помощник прокурора Калининского района г. Чебоксары Андреева Н.В. в судебном заседании уточненные исковые требования поддержала по доводам, изложенным в иске.
Представители ответчиков МБДОУ «Детский сад №11» г. Чебоксары, администрации г. Чебоксары, Управления образования администрации г. Чебоксары, надлежащим образом извещенные о месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание не явились, о причинах неявки суду не сообщено.
В судебное заседание представитель третьего лица Чувашской региональной организации общероссийской общественной организации «Всероссийское общество инвалидов» не явился, третье лицо извещено надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, направлено заявление о рассмотрении дела без участия представителя.
В соответствии со ст. ст. 167, 233 ГПК РФ судом разрешен вопрос о рассмотрении дела в отсутствие ответчиков в порядке заочного производства.
Заслушав объяснения лица, участвующего в деле, исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующему.
На основании ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав неопределенного круга лиц и интересов Российской Федерации.
В силу ст.2 Конституции РФ человек, его права и свободы являются высшей ценностью.
Согласно п.1 ст.15 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон №181-ФЗ) федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления (в сфере установленных полномочий), организации независимо от их организационно-правовых форм обеспечивают инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) условия для беспрепятственного доступа к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, включая те, в которых расположены физкультурно-спортивные организации, организации культуры и другие организации), к местам отдыха и к предоставляемым в них услугам.
Установив в Федеральном законе №181-ФЗ полномочия, права и обязанности разных субъектов по осуществлению мер социальной защиты инвалидов, включая меры их социальной поддержки и социального обслуживания, федеральный законодатель отнес к таким мерам обязанность ряда субъектов, в том числе органов местного самоуправления, по созданию условий инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры.
Закрепляющее названную обязанность положение части первой статьи 15 названного Федерального закона носит общий характер и не содержит указания на конкретные способы ее исполнения уполномоченными субъектами, в том числе органами местного самоуправления, равно как и не разграничивает ответственность за ее осуществление между названными субъектами. Это положение не ограничивает самостоятельность органов местного самоуправления в выборе средств осуществления данной обязанности, поскольку непосредственно не предусматривает объем расходов местных бюджетов на мероприятия по созданию условий инвалидам для доступа к объектам социальной инфраструктуры и сроки решения поставленной задачи. Конкретизация данного положения, в частности в законодательстве о местном самоуправлении, градостроительной деятельности, техническом регулировании, определяет деятельность органов местного самоуправления и иных управомоченных субъектов в указанной сфере.
Одним из средств конкретизации положения части первой статьи 15 Федерального закона №181-ФЗ является нормативное закрепление требования доступности зданий и сооружений - объектов социальной инфраструктуры для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения, в том числе заключающееся в оборудовании в указанных зданиях и сооружениях пандусов. Необходимость установления такого требования вытекает из Градостроительного кодекса Российской Федерации (статьи 2, 24 и 48) и Федерального закона от 30 декабря 2009 года N384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» (статьи 3, 8, 12, 15, 30).
В частности ст.12 Федерального закона от 30 декабря 2009 года N384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» предусмотрено, что жилые здания, объекты инженерной, транспортной и социальной инфраструктур должны быть спроектированы и построены таким образом, чтобы обеспечивалась их доступность для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения.
Конкретные параметры доступности зданий и сооружений для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения указаны в строительных нормах и правилах (например, СНиП 35-01-2001 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения»).
В силу пп.6.1.1, 6.1.2, 6.2.8 СП 59.13330.2020 «СНиП 35-01-2001 Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения», утвержденных приказом Минстроя России от 30 декабря 2020 г. N904/пр, в общественном или производственном здании (сооружении) должен быть минимум один вход, доступный для маломобильных групп населения, с поверхности земли и из каждого доступного для указанных групп подземного или надземного уровня, соединенного с этим зданием. В доступных входах в здание (сооружение) следует свести к минимуму разность отметок тротуара и тамбура. При перепаде высот входные площадки кроме лестницы должны иметь пандус. При ширине лестниц на основных входах в здание 4,0 м и более следует дополнительно предусматривать разделительные двусторонние поручни. При перепаде высот пола в здании или сооружении следует предусматривать лестницы, пандусы или подъемные устройства, доступные для МГН. В местах перепада уровней пола в помещении для защиты от падения следует предусматривать ограждения высотой согласно требованиям СП 118.13330.
Судом установлено, что МБДОУ «Детский сад №11» г. Чебоксары, расположенное по адресам: <адрес> (корпус №) и <адрес> (корпус №), является дошкольным образовательным учреждением, учрежденным Чувашской Республикой в лице Управления образования администрации г. Чебоксары, что подтверждается выпиской из ЕГРЮЛ.
МБДОУ «Детский сад №11» г. Чебоксары является дошкольным образовательным учреждением, оказывает услуги по реализации основных образовательных программ дошкольного образования, присмотр и уход за детьми, следовательно, относится к объектам социальной инфраструктуры.
Как следует из материалов дела, прокуратурой Калининского района г. Чебоксары проведена проверка соблюдения законодательства о социальной защите инвалидов в части создания в бюджетных учреждениях, осуществляющих образовательную деятельность, условий инвалидам и другим маломобильным группам населения для беспрепятственного доступа в здание образовательного учреждения, в результате которой выявлено, что ни один вход в здания МБДОУ «Детский сад №11» г. Чебоксары, расположенные по адресам: <адрес> (корпус №) и <адрес> (корпус №), не приспособлен для беспрепятственного доступа инвалидов и других маломобильных групп населения.
В связи с выявлением указанного нарушения в адрес заведующего МБДОУ «Детский сад №11» г. Чебоксары заместителем прокурора Калининского района г. Чебоксары внесено представление от ДД.ММ.ГГГГ об устранении нарушений федерального законодательства (л.д. 9-11).
На указанное представление МБДОУ «Детский сад №11» г. Чебоксары ДД.ММ.ГГГГ дан ответ, согласно которому должностные лица, допустившие нарушения, привлечены к дисциплинарной ответственности (л.д. 12).
В письме № от ДД.ММ.ГГГГ МБДОУ «Детский сад №» <адрес> сообщено, что в рамках программы «Доступная среда» в 2016 году был оборудован доступ в дошкольное образовательное учреждение (корпус № по адресу: <адрес>) пандусом с поручнем. В 1 корпусе (<адрес>) и 3 корпусе (<адрес>) пандусы отсутствуют (л.д. 13).
ДД.ММ.ГГГГ МБДОУ «Детский сад №11» г. Чебоксары в адрес Управления образования администрации г. Чебоксары направлено письмо о выделении финансирования на разработку проекта и оборудование зданий МБДОУ «Детский сад №11» <адрес> 1 корпуса (<адрес>) и 3 корпуса (<адрес>) пандусами с поручнями или подъемными устройствами для инвалидов и других маломобильных групп населения (л.д. 35).
При этом доказательства устранения нарушений на момент рассмотрения настоящего дела либо отсутствия такого нарушения ответчиками вопреки требованиям ст.56 ГПК РФ суду не представлены.
Таким образом, поскольку дошкольным образовательным учреждением нарушены положения Федерального закона №181-ФЗ, требования прокурора о возложении на МБДОУ «Детский сад №11» г. Чебоксары обязанности оборудовать не менее одного входа в здания образовательного учреждения, расположенные по адресам: <адрес> (корпус №) и <адрес> (корпус №), средствами для беспрепятственного доступа инвалидов и других маломобильных групп населения, а именно: пандусами с поручнями или подъемными устройствами для инвалидов, в соответствии с требованиями Свода правил 59.13330.2020 «СНиП 35-01-2001. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения» подлежат удовлетворению.
Определяя лицо, ответственное за финансирование дошкольного образовательного учреждения на выполнение мероприятий по обеспечению здания детского сада средствами для беспрепятственного доступа инвалидов и других маломобильных групп населения, суд исходит из следующего.
Согласно уставу, утвержденному приказом Управления образования администрации г. Чебоксары от ДД.ММ.ГГГГ №, МБДОУ «Детский сад №11» г. Чебоксары является муниципальным бюджетным учреждением.
В соответствии с п.п. 4.1, 4.3 устава Управление образования администрации г. Чебоксары при осуществлении функций и полномочий учредителя определяет цели, условия и порядок деятельности муниципальных учреждений, формирует и утверждает муниципальное задание.
В силу п. 4 ст. 154 Бюджетного кодекса Российской Федерации органы исполнительной власти (органы местной администрации), являющиеся главными распорядителями (распорядителями) и (или) получателями бюджетных средств, главными администраторами (администраторами) доходов бюджета, главными администраторами (администраторами) источников финансирования дефицита бюджета, осуществляют соответствующие бюджетные полномочия, установленные данным кодексом и принятыми в соответствии с ним правовыми актами
Обеспечение результативности, адресности и целевого характера использования бюджетных средств в соответствии с утвержденными бюджетными ассигнованиями и лимитами бюджетных обязательств, осуществление планирования расходов бюджета, составление обоснования бюджетных ассигнований, распределение этих денежных средств, их лимитов по подведомственным распорядителям и получателям бюджетных средств, исполнение соответствующей части бюджета, а также определение порядка утверждения бюджетных смет подведомственных получателей бюджетных средств, являющихся казенными учреждениями, отнесены к полномочиям главного распорядителя бюджетных средств (ст. 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации).
Действующим законодательством предусмотрено, что финансовые затраты, связанные с обеспечением доступности объектов для инвалидов и других маломобильных групп населения, несут собственники указанных зданий и сооружений, что согласуется с позицией Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в Определении от 13.05.2010 №689-О-О, согласно которой вытекающая из норм федерального законодательства публичная обязанность по обеспечению доступности зданий и сооружений для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения возлагается, в частности, на собственников зданий и сооружений. Применительно к зданиям и сооружениям, находящимся в муниципальной собственности, данная обязанность возлагается, если нормативно не установлено иное, на муниципальные образования в лице органов местного самоуправления.
В связи с изложенным на Управление образования администрации г. Чебоксары как на учредителя МБДОУ «Детский сад №11» г. Чебоксары возлагается обязанность обеспечить финансирование за счет бюджета муниципального образования г. Чебоксары выполнения указанных мероприятий в МБДОУ «Детский сад №11» г. Чебоксары. При этом оснований для возложения указанной обязанности на администрацию г. Чебоксары в силу вышеприведенных разъяснений не имеется.
С учетом положений ч.2 ст.206 ГПК РФ суд считает разумным и достаточным заявленный истцом срок для исполнения ответчиками решения суда - в течение 12 месяцев со дня вступления указанного решения в законную силу.
Руководствуясь ст.ст.197-199, 233-235 Гражданского кодекса Российской Федерации, суд
решил:
Удовлетворить исковые требования заместителя прокурора Калининского района г. Чебоксары частично.
Обязать муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №11» г. Чебоксары (ИНН №) оборудовать не менее одного входа в здание корпуса № образовательного учреждения, расположенного по адресу: Чувашская Республика, <адрес>, а так же в здание корпуса №, расположенного по адресу: <адрес>, средствами для беспрепятственного доступа инвалидов и других маломобильных групп населения, а именно: пандусами с поручнями или подъемными устройствами для инвалидов в соответствии с требованиями Свода правил 59.13330.2020 «СНиП 35-01-2001. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения» в течение 12 месяцев со дня вступления решения в законную силу.
Управлению образования администрации города Чебоксары Чувашской Республики (ИНН № обеспечить финансирование за счет бюджета муниципального образования г. Чебоксары Чувашской Республики муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад №11» г. Чебоксары на выполнение мероприятий по созданию беспрепятственного доступа инвалидов и других маломобильных групп населения, а именно: пандусами с поручнями или подъемными устройствами для инвалидов в соответствии с требованиями Свода правил 59.13330.2020 «СНиП 35-01-2001. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения» для входа в здания образовательного учреждения, расположенные по адресу: <адрес> <адрес>.
В удовлетворении исковых требований заместителя прокурора Калининского района г. Чебоксары в части исковых требований к администрации г. Чебоксары Чувашской Республики отказать.
Ответчик вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения суда в течение семи дней со дня вручения ему копии этого решения.
Ответчиком заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Чувашской Республики путем подачи жалобы через Калининский районный суд г. Чебоксары ЧР в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении заявления об отмене этого решения суда.
Иными лицами, участвующими в деле, а также лицами, которые не были привлечены к участию в деле и вопрос о правах и об обязанностях которых был разрешен судом, заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Чувашской Республики путем подачи жалобы через Калининский районный суд г. Чебоксары ЧР в течение одного месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.
Судья Н.И. Горшкова
Мотивированное решение составлено 8 октября 2024 года