Решение по делу № 2-668/2021 от 15.10.2021

Дело № 2-668/21

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

С.Уркарах                                                                                      09 ноября 2021 года

Кайтагский районный суд Республики Дагестан в составе судьи Алиханова Р.А.,

при секретаре судебного заседания Гаджиевой А.Р.,

с участием истца - ФИО2,

представителя администрации МО «<адрес>» по доверенности - ФИО4,

прокурора <адрес> Республики Дагестан ФИО6,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО2 к администрации МО «<адрес>» об установлении факта утраты родительского попечения, восстановлении в списках лиц, имеющих право на жилье,

у с т а н о в и л:

ФИО2 обратилась в Кайтагский районный суд с названным иском к администрации МО «<адрес>».

В обоснование своих требований указывает, что является лицом, над которым установлена опека с 2004 года.

Указывает, что постановлением главы муниципального образования утвержден список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеющих право на обеспечение жильем, в который включен и истец. Однако, постановлением данного же должностного лица от ДД.ММ.ГГГГ она исключена из названного списка в числе других со ссылкой на то, что факт отсутствия над ней родительского попечения в предусмотренном законом порядке не был установлен.

Считает, что исключением его изданного списка она лишается права на обеспечение жильем.

Просит установить юридический факт признания истца оставшейся без родительского попечения, восстановить истца в списках лиц, нуждающихся в получении жилой площади как оставшейся без родительского попечения.

Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ в качестве соответчика привлечено Министерство образования и науки Республики Дагестан, а также прокурор в качестве государственного органа, дающего заключение по данному спору с учетом характера рассматриваемого дела.

Письменных возражений на иск не поступило.

В судебное заседание ФИО2 явилась, требования иска поддержала, по существу повторив доводы, изложенные в нем, уточнив, что была поставлена на учет в 2017 году, недавно, направляясь в село к матери, зашли с сестрой в администрацию района уточнить движение их очереди, где стало известно, что ее вовсе исключили из списка.

Представитель администрации МО «<адрес>» в судебное заседание явилась, и сообщила, что, удовлетворению требований истца не возражает.

Министерство образования и науки Республики Дагестан своего представителя не направило, извещены надлежащим образом, каких-либо ходатайств не поступило.

<адрес> в судебное заседание явился, требования истца полагал подлежащими удовлетворению.

Выслушав явившихся участников судебного разбирательства, исследовав представленные материалы, суд приходит к следующему

В соответствии со ст.1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, признаются лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.

Согласно п.1. ст.8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 159-ФЗ детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

Пунктом 9 статьи 8 данного закона установлено, что право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.

Аналогичные положения содержит Закон Республики Дагестан от ДД.ММ.ГГГГ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

В силу п.2 постановления Правительства Республики Дагестан от ДД.ММ.ГГГГ (действующего в период исследуемых событий) «Об утверждении Порядка обеспечения жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа за счет средств республиканского бюджета Республики Дагестан» дети-сироты, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), в приемной семье, не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются администрациями муниципальных районов и городских округов Республики Дагестан по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

При этом, в силу п.3 названного постановления, учет лиц, указанных в пункте 2 данного Порядка, имеющих право на получение жилого помещения по договору социального найма, осуществляется в соответствии со ст.52 Жилищного кодекса РФ. Для постановки на учет представляются следующие документы:

а) заявление законного представителя ребенка-сироты, ребенка, оставшегося без попечения родителей, или заявление лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, о постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении;

б) копия правового акта органа местного самоуправления о направлении ребенка в учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на полное государственное обеспечение, о передаче его под опеку (попечительство), в приемную семью;

в) копии паспорта, свидетельства о рождении и документа, удостоверяющего место жительства лица, претендующего на получение жилого помещения;

г) документы, содержащие сведения о жилом помещении, в котором проживал ребенок на момент утраты родительского попечения:

копии правоустанавливающих документов на жилое помещение по месту проживания (регистрации) ребенка и его родителей (ордер, договор приватизации, купли-продажи, мены, дарения, выписка из домовой книги);

выписка из единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним с участием ребенка и его родителей;

справка филиала ФГУП "Ростехинвентаризация" по <адрес> о государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним с участием ребенка и его родителей;

справка органов местного самоуправления об отсутствии у ребенка и его родителей жилого помещения по договору социального найма;

д) документы, подтверждающие юридический статус детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа:

если родители отказались от ребенка или подкинули его - заявление родителей об отказе от ребенка, согласие родителей на усыновление ребенка другими лицами или акт о подкидывании ребенка (акт о брошенном ребенке);

если родители лишены родительских прав (ограничены в родительских правах), признаны недееспособными (ограниченно дееспособными), безвестно отсутствующими или объявлены умершими - копия решения суда о лишении родителей родительских прав (об ограничении родителей в родительских правах), о признании родителей недееспособными (ограниченно дееспособными), безвестно отсутствующими или объявленными умершими;

если родители умерли - копии свидетельств о смерти;

если родители в заключении или их местонахождение неизвестно - решение суда или документ из органов внутренних дел, подтверждающий данный факт;

если отец записан в свидетельство о рождении ребенка по указанию матери - справка из отдела записи актов гражданского состояния, подтверждающая этот факт (форма N 25).

Все документы представляются в надлежаще заверенных копиях либо в копиях с одновременным представлением оригиналов.

Согласно частей 1 и 2 ст.145 Семейного кодекса РФ опека или попечительство устанавливаются над детьми, оставшимися без попечения родителей. Попечительство устанавливается над детьми в возрасте от 14 до 18 лет.

Меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе дополнительные гарантии прав на жилое помещение, определены Жилищным кодексом РФ и Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

Частью 9 ст.8 названного Закона установлено, что право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены данной статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.

Таким образом, дополнительные гарантии по социальной поддержке, установленные Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», в том числе и на внеочередное обеспечение жилым помещением по договору социального найма, а с ДД.ММ.ГГГГ по договорам найма специализированных жилых помещений, распространяются на детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа до достижения ими возраста 23 лет.

Жилищное законодательство Российской Федерации в части, касающейся предоставления жилых помещений по договору социального найма (как в порядке очередности, так и во внеочередном порядке) и по договорам найма специализированных жилых помещений предусматривает заявительный характер учета лиц, нуждающихся в обеспечении жильем. Факт такого учета означает констатацию уполномоченным на то органом наличия предусмотренных Жилищным кодексом Российской Федерации, иным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации оснований для признания гражданина нуждающимся в жилом помещении и, как следствие, последующую реализацию права на предоставление жилого помещения по договору социального найма или по договору найма специализированного жилого помещения.

Следовательно, до достижения возраста 23 лет дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, и лица из их числа в целях реализации своего права на обеспечение вне очереди жилым помещением должны встать на учет нуждающихся в получении жилых помещений.

В настоящее время действует постановление Правительства Республики Дагестан от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении Порядка предоставления детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, благоустроенных жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений и формы отчета об осуществлении органом местного самоуправления переданных государственных полномочий Республики Дагестан по обеспечению жилой площадью детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», пунктами 3-6 которого предусмотрено, что жилые помещения предоставляются гражданам при условии включения их в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в соответствии с пунктом 1 статьи 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (далее - список), сформированный в порядке, установленном постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 397 "О формировании списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, исключении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, из списка в субъекте Российской Федерации по прежнему месту жительства и включении их в список в субъекте Российской Федерации по новому месту жительства".

Предоставление гражданам жилых помещений осуществляется органами местного самоуправления в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма.

Общее количество жилых помещений в виде квартир, предоставляемых гражданам в одном многоквартирном доме, не может превышать 25 процентов от общего количества квартир в этом многоквартирном доме, за исключением населенных пунктов с численностью жителей менее 10 тысяч человек, а также многоквартирных домов, количество квартир в которых составляет менее десяти.

Обеспечение жилыми помещениями граждан осуществляется путем приобретения жилых помещений органами местного самоуправления в муниципальную собственность за счет средств республиканского бюджета Республики Дагестан, предоставляемых в виде субвенций, в соответствии с действующим законодательством.

Органом местного самоуправления осуществляется приобретение в муниципальную собственность жилых помещений, расположенных в границах соответствующего муниципального района или городского округа Республики Дагестан, для последующего предоставления гражданам по договорам найма специализированных жилых помещений (далее - договор найма).

Постановлением Правительства Республики Дагестан от ДД.ММ.ГГГГ «О некоторых вопросах обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (действующего в период исследуемых событий), утвержден перечень документов, необходимых для включения в список подлежащих обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

К заявлению о включении в список подлежащих обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее список), прилагаются следующие документы:

1) копия паспорта лица, в отношении которого решается вопрос о включении в список лиц, подлежащих обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее гражданин), либо свидетельства о рождении гражданина, не достигшего возраста 14 лет;

2) копия документа, удостоверяющего личность законного представителя несовершеннолетнего гражданина и его полномочия, либо документа, свидетельствующего об объявлении несовершеннолетнего гражданина полностью дееспособным (эмансипированным) (решение органа опеки и попечительства об объявлении несовершеннолетнего гражданина полностью дееспособным (эмансипированным), или решение суда об объявлении несовершеннолетнего гражданина полностью дееспособным (эмансипированным);

3) один из документов, подтверждающих утрату гражданином в несовершеннолетнем возрасте родительского попечения: а) копия акта об оставлении ребенка; б) копия заявления родителей (матери ребенка) о согласии на его усыновление (удочерение); в) копия решения суда о лишении родителей (родителя) родительских прав либо ограничении родителей (родителя) в родительских правах в отношении гражданина; г) копии свидетельств (свидетельства) о смерти родителей (родителя); д) копия решения суда о признании родителей (родителя) безвестно отсутствующими (отсутствующим); е) копия решения суда о признании родителей (родителя) умершими (умершим); ж) копия решения суда о признании родителей (родителя) недееспособными (недееспособным); з) копия решения суда о признании родителей (родителя) ограниченно дееспособными (ограниченно дееспособным); и) справка органа записи актов гражданского состояния, подтверждающая, что сведения об отце внесены в запись акта о рождении ребенка по заявлению матери ребенка;

4) акт органа опеки и попечительства об устройстве ребенка под надзор в организацию для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, или под опеку (попечительство);

5) документы с последнего места жительства гражданина (выписка из домовой (поквартирной) книги, копия финансового лицевого счета (по последнему месту регистрации гражданина и по всем адресам перерегистрации начиная с адреса сохраненного за ним жилого помещения). Документы принимаются в течение 3 месяцев с даты выдачи;

6) справка организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, о том, что гражданин находится (находился) под надзором и заканчивает пребывание в указанной организации, а также о его пребывании в иных организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на полном государственном обеспечении с момента утраты родительского попечения. Документ предоставляется в случае, если гражданин находится (находился) под надзором и заканчивает пребывание в указанной организации;

7) справка с места учебы, работы, службы гражданина или отбывания им наказания. Документ принимается в течение 1 месяца с даты выдачи;

8) копия справки об инвалидности, выданная учреждением медикосоциальной экспертизы. Документ предоставляется в случае, если гражданину установлена инвалидность;

9) справка органа, осуществляющего государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, о наличии или отсутствии у гражданина жилых помещений на праве собственности на территории Российской Федерации. Документ принимается в течение 3 месяцев с даты выдачи;

10) копия вступившего в законную силу решения суда об отказе в принудительном обмене жилого помещения, право пользования которым по договору социального найма имеют лица, лишенные родительских прав в отношении гражданина (при наличии);

11) копия вступившего в законную силу решения суда о признании лица, проживающего в жилом помещении, нанимателем или членом семьи нанимателя по договору социального найма либо собственником которого является гражданин, недееспособным или ограниченно дееспособным (при наличии);

12) справка организации, входящей в государственную или муниципальную систему здравоохранения, о том, что лицо, проживающее в жилом помещении, нанимателем или членом семьи нанимателя по договору социального найма либо собственником которого является гражданин, страдает тяжелой формой хронического заболевания, хроническим алкоголизмом или наркоманией (при наличии);

13) справка органа внутренних дел о наличии у лица, проживающего в жилом помещении, нанимателем или членом семьи нанимателя по договору социального найма либо собственником которого является гражданин, судимости или факта уголовного преследования либо о прекращении уголовного преследования в отношении указанного лица по нереабилитирующим основаниям за преступления против жизни и здоровья, половой неприкосновенности и половой свободы личности, против семьи и несовершеннолетних, здоровья населения и общественной нравственности, а также против общественной безопасности (при наличии);

14) заключение межведомственной комиссии, образованной в соответствии с Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 47, о признании в порядке, установленным Положением, жилого помещения, нанимателем или членом семьи нанимателя по договору социального найма или собственником которого является гражданин, непригодным для постоянного проживания (при наличии);

15) документы, подтверждающие состав семьи гражданина (свидетельство (свидетельства) о рождении детей, свидетельство о заключении брака, вступившее в законную силу решение суда об усыновлении (удочерении) им ребенка) (при наличии);

16) копии документов, подтверждающие право пользования жилым помещением или право собственности на жилое помещение, невозможность проживания в котором подлежит установлению (договор социального найма, ордер, решение о предоставлении жилого помещения, свидетельство о государственной регистрации права собственности и иные документы) (при наличии).

В настоящее время действует постановление Правительства Республики Дагестан от ДД.ММ.ГГГГ «Об отдельных вопросах обеспечения жилым помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

Исходя из приведенных норм, правом на обеспечение благоустроенным жилым помещением по договору найма специализированного жилого помещения обладают граждане Российской Федерации, относящиеся к категории лиц: дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в понятиях, предусмотренных Федеральным законом № 159-ФЗ, вставшие на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении в возрасте до 23-х лет.

Согласно части 2 статьи 4 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 15-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» действие положений статьи 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (в редакции настоящего Федерального закона) и Жилищного кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона) распространяется на правоотношения, возникшие до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, в случае, если дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из их числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.

При этом никаких исключений связанных с возрастом лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, а также исключений, связанных с установлением факта отсутствия родительского попечения в судебном порядке для реализации принадлежавших им прав на льготное обеспечение жилыми помещениями указанные нормы федерального законодательства не содержат.

В рамках подготовки дела к судебному разбирательству судом истребовано личное (учетное) дело ФИО2 как лица, вставшего на учет как лица, нуждающегося в жилье в соответствии с названным выше законом в 2017 году.

Представителем администрации муниципального района представлено учетное дело ФИО2 о постановке на учет в качестве нуждающегося в жилье, из которого следует, что на основании заявления истца от ДД.ММ.ГГГГ истец поставлена на данный учет, включена в списки лиц, ежегодно направляемых в Министерство образования и науки Республики Дагестан.

Как следует из представленных истцом сведений, ФИО2 (Магомедгаджиева) родилась ДД.ММ.ГГГГ, постановлением комиссии по делам опеки администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ над ней установлена опека. Таким образом, на момент вынесения постановления истцу не было 18 лет.

ДД.ММ.ГГГГ заявитель обратилась с заявлением о постановке на учет как лица, нуждающегося в жилье по договору социального найма. Таким образом, на момент обращения с заявлением истцу не было 23 лет.

В обоснование постановления от ДД.ММ.ГГГГ указывается, что в отношении ФИО2 факт отсутствия родительского попечения не установлен, в связи с чем истец исключена из списка лиц, нуждающихся в жилье.

Суд находит такие выводы и ссылки постановления не основанными на законе, поскольку тот факт, что в отношении заявителя юридический факт отсутствия родительского попечения в судебном порядке установлен не был на момент принятия должностным лицом решения о включении в оспариваемый список, не является препятствием для обеспечения его жилым помещением в льготном порядке как лица, которое относилось к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Требований о предоставлении документов об установлении такого юридического факта в судебном порядке названные выше акты федерального и регионального законодательства не содержат, а ссылки же истца на «действующее законодательство» ничем не подкреплены.

Каких-либо других оснований для исключения из названного списка в постановлении Главы муниципального образования не приведены, а все приведенные в нем основания не основаны на вышеназванных нормативно-правовых актах.

В соответствии с ч.4 ст.52 Жилищного кодекса РФ, органом, осуществляющим принятие на учет, самостоятельно запрашиваются документы (их копии или содержащиеся в них сведения), необходимые для принятия гражданина на учет, в органах государственной власти, органах местного самоуправления и подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организациях, в распоряжении которых находятся данные документы (их копии или содержащиеся в них сведения) в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами, если такие документы не были представлены заявителем по собственной инициативе. В случае представления документов через многофункциональный центр расписка выдается указанным многофункциональным центром.

При этом, в силу положений ст.56 Жилищного кодекса РФ, граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случае:

1) подачи ими по месту учета заявления о снятии с учета;

2) утраты ими оснований, дающих им право на получение жилого помещения по договору социального найма;

3) их выезда на место жительства в другое муниципальное образование, за исключением случаев изменения места жительства в пределах городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя;

4) получения ими в установленном порядке от органа государственной власти или органа местного самоуправления бюджетных средств на приобретение или строительство жилого помещения;

5) предоставления им в установленном порядке от органа государственной власти или органа местного самоуправления земельного участка (кроме садового земельного участка) для строительства жилого дома, за исключением граждан, имеющих трех и более детей;

6) выявления в представленных документах в орган, осуществляющий принятие на учет, сведений, не соответствующих действительности и послуживших основанием принятия на учет, а также неправомерных действий должностных лиц органа, осуществляющего принятие на учет, при решении вопроса о принятии на учет.

Решения о снятии с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях должны быть приняты органом, на основании решений которого такие граждане были приняты на данный учет, не позднее чем в течение тридцати рабочих дней со дня выявления обстоятельств, являющихся основанием принятия таких решений. Решения о снятии с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях должны содержать основания снятия с такого учета с обязательной ссылкой на обстоятельства, предусмотренные частью 1 настоящей статьи. Решения о снятии с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях выдаются или направляются гражданам, в отношении которых приняты такие решения, не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия таких решений и могут быть обжалованы указанными гражданами в судебном порядке.

Оспариваемое истцом постановление главы администрации муниципального образования от ДД.ММ.ГГГГ никаких ссылок на положения ст.56 Жилищного кодекса РФ не содержит, а все содержащиеся в нем ссылки не основаны на законе. При этом постановление также не содержит каких-либо данных о том, когда и при каких обстоятельствах выявлены обстоятельства, являющиеся основанием принятия такого решения, в том числе позволяющих определить, принято ли данное постановление в течение тридцати рабочих дней со дня выявления обстоятельств, являющихся основанием принятия таких решений.

Каких-либо писем Министерства образования и науки Республики Дагестан в судебном заседании представителем администрации МО «<адрес>» не представлено.

С учетом названных обстоятельств, требования истца о восстановлении в искомых списках лиц, нуждающихся в жилье в соответствии с законом, суд находит правомерными, тем более что в данных списках она состояла с 2018 года вплоть до исключения в 2020 году.

Истец также просит установить факт отсутствия родительского попечения над ней в период его несовершеннолетия в целях восстановления в названных списках и реализации права на жилье. Других целей и оснований для установления данного факта истцом не приводится, что подтверждено ею в судебном заседании.

В соответствии с ч.1 ст.264 ГПК РФ, суд устанавливает факты, от которых зависит возникновение, изменение, прекращение личных или имущественных прав граждан, организаций.

Между тем, установление данного факта, как указывалось выше, не находится во взаимосвязи с правом истца реализовать свои права на жилье, поскольку вышеприведенные нормы законодательства не содержат требований об установлении такого факта в судебном порядке в целях получения жилья детьми, оставшимися без попечения родителей.

Следовательно, юридически значимым обстоятельством по данному делу не является, установление такого факта не влечет возникновение изменение либо прекращение личных или имущественных прав истца.

С учетом изложенного, в данной части иска следует отказать.

Однако отказ в данной части не ограничивает право истца быть включенным в список лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий в соответствии с названным выше законом, исключение из которого судом признается настоящим решением незаконным, поскольку отсутствие такого юридического факта, установленного судом, не давало права ответчику исключать из названных списков.

Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд

р е ш и л:

исковые требования ФИО2 к администрации МО «<адрес>», Министерству образования и науки Республики Дагестан об установлении факта утраты родительского попечения, восстановлении в списках лиц, имеющих право на жилье, удовлетворить частично.

Восстановить ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, в списках детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеющих право на обеспечение жильем в МО «<адрес>».

В остальной части иска отказать.

Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Республики Дагестан в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме через Кайтагский районный суд.

Судья                                                                                                       Алиханов Р.А.

Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.

2-668/2021

Категория:
Гражданские
Истцы
Абакаров Пирмагомед Халилович
Джафарова Раисат Тажируллаховна
Ответчики
Министерство образования и науки РД
Орган опеки и попечительства АМО "Дахадаевский район"
Суд
Кайтагский районный суд Республики Дагестан
Судья
Алиханов Руслан Ахмедович
Дело на странице суда
kaitagskiy.dag.sudrf.ru
15.10.2021Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
18.10.2021Передача материалов судье
19.10.2021Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
19.10.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
19.10.2021Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
09.11.2021Предварительное судебное заседание
09.11.2021Судебное заседание
09.11.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
09.11.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее