УИД: 50RS0№-53
Дело №
Р Е Ш Е Н И Е
ИФИО1
<адрес> 25 июля 2024 года
Домодедовский городской суд <адрес> в составе:
Председательствующего Никитиной А.Ю.
при помощнике судьи ФИО3,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Администрации городского округа <адрес> к ФИО2 о снятии земельного участка с государственного кадастрового учета,
У С Т А Н О В И Л:
Администрация городского округа <адрес> обратилась в суд с иском к ФИО2 о снятии с государственного кадастрового учета земельного участка с КН: №, площадью 2270 +/- 16.67 кв.м, расположенного по адресу: <адрес>, д. Крюково, исключив из ЕГРН сведения об указанном земельном участке.
В обоснование требований указано, что ФИО2 является собственником земельного участка с кадастровым номером №, общей площадью 2200, расположенного по адресу: <адрес>, д. Крюково, категория земель - земли населенных пунктов, вид разрешенного использования - для ведения личного подсобного хозяйства. Постановлением Администрации г/о Домодедово от ДД.ММ.ГГГГ № утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории площадью 2270 кв.м, состоящего из земельного участка с кадастровым номером № площадью 2200 кв.м, собственником которого является ФИО2 и земельного участка площадью 70 кв.м, государственная собственность на который не разграничена. ФИО2 обратился в Администрацию городского округа <адрес> с заявлением о перераспределении земель и (или) земельных участков. Решением Администрации г/о <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 отказано в предоставлении государственной услуги в связи с расположением земельного участка в береговой полосе реки Конопелька. ДД.ММ.ГГГГ в адрес Главы Администрации г/о Домодедово поступило заявление ФИО2 о снятии с государственного кадастрового учета земельного участка с кадастровым номером №. Между тем, Администрация г/о <адрес> не имеет возможности реализации спорного земельного участка в установленном законом порядке в том виде, в котором земельный участок сформирован, что послужило основанием для обращения в суд.
В судебном заседании представитель истца и третьего лица по доверенности ФИО4 требования поддержал по доводам и обстоятельствам, изложенным в исковом заявлении, просил удовлетворить.
ФИО2 в судебное заседание не явился, судом извещен надлежащим образом.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, извещены судом надлежащим образом.
Дело рассмотрено при сложившейся явке в соответствии со ст. 167 ГПК РФ.
Выслушав представителя истца, исследовав материалы дела и оценив представленные доказательства в их совокупности, суд приходит к следующим выводам.
Положениями ст. 11 Гражданского кодекса Российской Федерации закреплена судебная защита нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов. Перечень способов защиты гражданских прав установлен в ст. 12 ГК РФ.
Так, согласно абз. 13 ст. 12 ГК РФ защита гражданских прав может быть осуществлена и иными способами, предусмотренными законом. ГК РФ не ограничивает субъектов в выборе способа защиты нарушенного права. Граждане и юридические лица в силу ст. 9 ГК РФ вправе осуществить этот выбор по своему усмотрению, однако избранный лицом способ защиты должен соответствовать содержанию нарушенного права и спорного правоотношения и в конечном итоге привести к восстановлению нарушенного права.
В соответствии с п. 1 ст. 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации (далее также ЗК РФ) земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности. Образование земельных участков из земель, находящихся в государственной и муниципальной собственности, осуществляется в соответствии с одним из документов, указанных в п. 1 ст. 11.3 ЗК РФ, в том числе в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка на кадастровом плане территории, которая предусмотрена статьей 11.10 ЗК РФ.
В силу п. 2 ст. 11.10 ЗК РФ подготовка схемы расположения земельного участка осуществляется с учетом утвержденных документов территориального планирования, прав землепользования и застройки, проекта планировки территории, землеустроительной документации, положения об особо охраняемой природной территории, наличия зон с особыми условиями использования территории, земельных участков общего пользования, территорий общего пользования, красных линий, местоположения границ земельных участков местоположения зданий, сооружений (в том числе размещение которых предусмотрено государственными программами Российской Федерации, государственными программами субъекта Российской Федерации, адресными инвестиционными программами), объектов незавершенного строительства.
Схема расположения земельного участка утверждается решением исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, уполномоченных на предоставление находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом (п. 13 ст. 11.10 ЗК РФ).
Как усматривается из материалов дела, ФИО2 является собственником земельного участка с кадастровым номером №, общей площадью 2200 кв.м, расположенного по адресу: <адрес>, д. Крюково. Границы земельного участка установлены и внесены в ЕГРН (л.д. 54).
Постановлением Администрации г/о Домодедово от ДД.ММ.ГГГГ № утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории площадью 2270 кв.м, состоящего из земельного участка с кадастровым номером № площадью 2200 кв.м, собственником которого является ФИО2, и земельного участка площадью 70 кв.м, государственная собственность на который не разграничена (л.д. 19-21). Вновь образованный земельный участок площадью 2270 +/- 16.67 кв.м поставлен на кадастровый учет с присвоением кадастрового номера № (л.д. 60-67).
ФИО2 обратился в Администрацию г/о <адрес> с заявлением о перераспределении земель и (или) земельных участков в отношении земельного участка с КН: № и земельного участка площадью 70 кв.м., государственная собственность на который не разграничена.
Решением Администрации г/о <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 отказано в предоставлении указанной государственной услуги в связи с расположением земельного участка площадью 70 кв.м в береговой полосе реки Конопелька.
ДД.ММ.ГГГГ в адрес Главы Администрации г/о Домодедово поступило заявление ФИО2 о снятии с государственного кадастрового учета земельного участка с кадастровым номером №.
В соответствии с п. 8 ч. 1 ст. 1 Земельного кодекса Российской Федерации одним из принципов, на которых основываются данный кодекс и изданные в соответствии с ним иные акты земельного законодательства, является принцип, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и виду разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства.
Статьей 7 Земельного кодекса Российской Федерации произведено подразделение земель на категории и определено, что эти земли используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
Частью 2 ст. 102 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что на землях, покрытых поверхностными водами, не осуществляется образование земельных участков.
В соответствии с ч. 2 ст. 27 Земельного кодекса РФ земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
В силу п. 3 ч. 5 ст. 27 Земельного кодекса РФ земельные участки, в пределах которых расположены водные объекты, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, ограничиваются в обороте.
Земельные участки общего пользования, занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами, согласно ч. 12 ст. 85 Земельного кодекса РФ, могут включаться в состав различных территориальных зон и не подлежат приватизации.
Согласно ч. 2 ст. 6 Водного кодекса Российской Федерации каждый гражданин вправе иметь доступ к водным объектам общего пользования и бесплатно использовать их для личных и бытовых нужд, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими федеральными законами.
Водный объект определяется законом как природный или искусственный водоем, водоток либо иной объект, постоянное или временно сосредоточение вод в котором имеет характерные формы и признаки водного режима (п. 4 ст. 1 Водного кодекса РФ). При этом под водным режимом закон понимает изменение во времени уровней, расхода и объема воды в водном объекте (п. 5 ст. 1 Водного кодекса Российской Федерации).
Нормами ст. 5 Водного кодекса РФ установлены составные части поверхностного водного объекта: поверхностный водный объект состоит из поверхностных вод и покрытых ими земель в пределах береговой линии. При этом береговая линия является границей водного объекта. В частности, для реки, ручья, канала, озера, обводненного карьера береговая линия (граница водного объекта) определяется по среднемноголетнему уровню вод в период, когда они не покрыты льдом; для пруда, водохранилища - по нормальному подпорному уровню воды (п.п. 2 и 3 ч. 4 ст. 5 Водного кодекса РФ).
Частью 6 ст. 6 Водного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что полоса земли вдоль береговой линии (границы водного объекта) водного объекта общего пользования (береговая полоса) предназначается для общего пользования. Ширина береговой полосы водных объектов общего пользования составляет двадцать метров, за исключением береговой полосы каналов, а также рек и ручьев, протяженность которых от истока до устья не более чем десять километров. Ширина береговой полосы каналов, а также рек и ручьев, протяженность которых от истока до устья не более чем десять километров, составляет пять метров.
Частью 1 ст. 8 Водного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что водные объекты находятся в собственности Российской Федерации (федеральной собственности), за исключением случаев, установленных частью 2 настоящей статьи.
По смыслу вышеприведенных норм права, береговая полоса относится к местам общего пользования, в отношении которых действующим законодательством установлен запрет на приобретение в частную собственность, поскольку данные объекты могут находиться только в федеральной собственности, к береговой полосе должен быть обеспечен беспрепятственный доступ неопределенного круга лиц. В силу вышеизложенного, береговая полоса в силу императивных норм закона не может находиться в частной собственности - ни самостоятельно, ни как часть, включенная в границы сформированного земельного участка.
В соответствии со ст. 70 Земельного кодекса Российской Федерации государственный кадастровый учет земельных участков осуществляется в порядке, установленном Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости".
В соответствии с п. 1 ст. 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Федеральный закон N 218-ФЗ) настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие в связи с осуществлением на территории Российской Федерации государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, подлежащих в соответствии с законодательством Российской Федерации государственной регистрации, государственного кадастрового учета недвижимого имущества, подлежащего такому учету согласно настоящему Федеральному закону, а также ведением Единого государственного реестра недвижимости и предоставлением предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости.
В соответствии с п. 2 ст. 1 Федерального закона N 218-ФЗ Единый государственный реестр недвижимости является сводом достоверных систематизированных сведений об учтенном в соответствии с настоящим Федеральным законом недвижимом имуществе, о зарегистрированных правах на такое недвижимое имущество, основаниях их возникновения, правообладателях, а также иных установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом сведений.
Согласно Федеральному закону N 218-ФЗ основаниями снятия земельного участка с кадастрового учета являются: преобразование участка, отсутствие зарегистрированных прав на земельный участок, наличие ошибок в кадастре недвижимости.
Федеральным законом N 218-ФЗ предусмотрены иные основания для снятия с кадастрового учета земельного участка: Орган регистрации прав в соответствии с установленными правилами ведения Единого государственного реестра недвижимости снимает с государственного кадастрового учета земельный участок, учтенный в установленном законодательством РФ порядке до ДД.ММ.ГГГГ, в случае если сведения о правообладателях таких участков отсутствуют в Едином государственном реестре недвижимости (ч. 3 ст. 70 Федерального закона N 218-ФЗ); До ДД.ММ.ГГГГ орган регистрации прав в соответствии с установленными правилами ведения Единого государственного реестра недвижимости также снимает с государственного кадастрового учета земельный участок, предоставленный в безвозмездное пользование гражданину в соответствии с Федеральным законом "Об особенностях предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", на основании заявления органа государственной власти или органа местного самоуправления, предоставивших такой земельный участок, при государственной регистрации прекращения договора безвозмездного пользования таким земельным участком в связи с отказом гражданина от договора безвозмездного пользования земельным участком (ч. 3.1 ст. 70 Федерального закона N 218-ФЗ); Если в течение пяти лет со дня государственного кадастрового учета земельного участка, указанного в части 14 настоящей статьи, не осуществлена государственная регистрация права собственности Российской Федерации, права собственности субъекта Российской Федерации, права муниципальной собственности, права частной собственности, постоянного (бессрочного) пользования, безвозмездного пользования, аренды, доверительного управления, орган регистрации прав снимает такой земельный участок с государственного кадастрового учета, за исключением образуемых при выполнении комплексных кадастровых работ земельных участков, занятых площадями, улицами, проездами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами общего пользования, образование которых предусмотрено утвержденным в установленном законодательством о градостроительной деятельности порядке проектом межевания территории, которые после образования будут относиться к землям общего пользования, территориям общего пользования, а также земельных участков, занятых зданиями, сооружениями, объектами незавершенного строительства (ч. 15 ст. 41 Федерального закона N 218-ФЗ); Изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд (ч. ч. 10, 11 ст. 60 Федерального закона N 218-ФЗ); Подлежит снятию с государственного кадастрового учета лесной участок, если в результате государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на иные земельные участки будет установлено, что лесной участок находится в пределах границ иных земельных участков или сведения о его площади совпадают со сведениями о площади иного земельного участка на девяносто пять и более процентов (ч. 11 ст. 60.2 Федерального закона N 218-ФЗ).
Разрешая заявленные требования, исследовав и оценив доводы истца, представленные им доказательства, проанализировав фактические обстоятельства настоящего дела, суд приходит к выводу о том, что снятие земельного участка с кадастровым номером № с государственного кадастрового учета возможно только в судебном порядке, связи с чем заявленные требования являются законными и обоснованными, следовательно, подлежащими удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст. 194 - 199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
исковые требования Администрации городского округа <адрес> удовлетворить.
Снять с государственного кадастрового учета земельный участок с кадастровым номером № площадью 2270 +/- 16.67 кв.м, расположенный по адресу: <адрес> (городской округ Домодедово), <адрес>, д. Крюково, исключив из Единого государственного реестра недвижимости сведения об указанном земельном участке.
Решение может быть обжаловано в Московский областной суд в течение месяца путем подачи апелляционной жалобы через Домодедовский городской суд.
Председательствующий А.Ю. Никитина