Решение по делу № 33-1197/2024 от 11.04.2024

Судья Бражников Е.Г.                                                       дело № 33-1197/2024

    (№ дела в суде первой инстанции 2-156/2024)

А П Е Л Л Я Ц И О Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

28 мая 2024 года                                                город Майкоп

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Республики Адыгея в составе:

председательствующего – Богатыревой Е.В.,

судей Мерзакановой Р.А. и Аутлева Ш.В.,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Схашок З.Б.,

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе представителя Администрации муниципального образования «<адрес>» ФИО4 на решение Майкопского районного суда Республики Адыгея от ДД.ММ.ГГГГ, которым постановлено:

Удовлетворить исковые требования прокурора <адрес>, ФИО1 к Администрации МО «<адрес>» и Министерству строительства, транспорта, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Республики Адыгея.

Обязать администрацию муниципального образования "<адрес>" в рамках осуществляемых государственных полномочий Республики Адыгея обеспечить ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, благоустроенным жилым помещением специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения не ниже установленных социальных и санитарно-технических норм.

Обязать Министерство строительства, транспорта, жилищно- коммунального и дорожного хозяйства Республики Адыгея обеспечить орган местного самоуправления МО «<адрес>» дополнительными финансовыми средствами на осуществление государственных полномочий в рамках Закона Республики Адыгея от ДД.ММ.ГГГГ по обеспечению ФИО1 благоустроенным жилым помещением специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения.

Заслушав доклад судьи Аутлева Ш.В., пояснения истца ФИО1, полагавшей решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А:

    <адрес> обратился в суд в интересах ФИО1 к Администрации МО «<адрес>» и Министерству строительства- транспорта, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Республики Адыгея о возложении обязанности.

    В обоснование требований указал, что ФИО1 относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. На основании приказа Министерства образования и науки Республики Адыгея от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями из специализированного жилищного фонда МО «<адрес>».

    При этом ФИО1 не обеспечена жилым помещением из специализированного жилищного фонда, в связи с чем она обратилась с заявлением к прокурору с целью защиты прав на жилище.

    По соглашению о предоставлении субвенции из республиканского бюджета Республики Адыгея МО «<адрес>» на обеспечение жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на 2023 год предусмотрено финансирование в сумме 17655500руб.

    Просил суд обязать администрацию муниципального образования «<адрес>» в рамках осуществляемых государственных полномочий Республики Адыгея, обеспечить ФИО1 благоустроенным жилым помещением специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения не ниже установленных социальных и санитарно- технических норм. Обязать Министерство строительства, транспорта, жилищно- коммунального и дорожного хозяйства Республики Адыгея обеспечить орган местного самоуправления МО «<адрес>» дополнительными финансовыми средствами на осуществление государственных полномочий в рамках Закона Республики Адыгея от 08.04.2008г. по обеспечению ФИО1 благоустроенным жилым помещением специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения.

    Решением Майкопского районного суда Республики Адыгея от ДД.ММ.ГГГГ исковые требования прокурора удовлетворены.

    В апелляционной жалобе представитель администрации МО «<адрес>» ФИО4 просит решение отменить, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований в полном объеме. В обоснование доводов жалобы указывает, что предоставление жилых помещений в соответствии с ч. 1 ст. 57 ЖК РФ осуществляется в порядке очередности в соответствии со списком, сформированным Министерством образования и науки Республики Адыгея.

    В письменных возражениях старший помощник прокурора <адрес> ФИО5, ссылаясь на законность решения суда, просит оставить его без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

    Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии со ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, обсудив указанные доводы, оценив имеющиеся в деле доказательства, выслушав участвующих в деле лиц, судебная коллегия считает решение суда подлежащим оставлению без изменения по следующим основаниям.

    Как установлено судом первой инстанции, ФИО1 относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

    Согласно приказу Министерства образования и науки от 04.04.2017                 ФИО1 включена в список детей-сирот и детей, оставшихся попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без печения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда МО «<адрес>».

    При этом, как установлено, ФИО1 до настоящего времени не обеспечена жилым помещением из специализированного жилищного фонда.

    Разрешая спор, руководствуясь ст. 92, 98.1 Жилищного кодекса Российской Федерации, положениями Федерального закона от 21.12.1996            № 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", суд первой инстанции исходил из того, ФИО6 является лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, достигла возраста 18 лет. Таким образом, она имеет право на получение жилого помещения специализированного жилищного фонда, вследствие чего посчитал требования прокурора законными и удовлетворил их.

    При этом, суд указал, что полномочиями по обеспечению названной категории граждан жилыми помещениями наделены органы местного самоуправления – администрация МО «<адрес>».

    Судебная коллегия по гражданским делам полагает изложенные выводы суда первой инстанции обоснованными, основанными на правильно установленных обстоятельствах дела, верном толковании норм материального права, а также всесторонней оценке доказательств по делу.

В соответствии с положениями ст. 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

Согласно ч. 1 ст. 109 1 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

В силу ст. 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, - лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с данным федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.

На основании положений п. 1 ст. 8 названного выше федерального закона детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям- сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом этого пункта, по их заявлению в письменной форме по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом данного пункта, по их заявлению в письменной форме ранее чем по достижении ими возраста 18 лет.

По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом этого пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, организациях социального обслуживания, медицинских организациях и иных организациях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, профессионального обучения, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.

Вопросы обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), регулируются Законом Республики Адыгея от 28.12.2012     «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение относятся к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации (ст. 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 159-ФЗ).

Законом Республики Адыгея от ДД.ММ.ГГГГ «О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями Республики Адыгея в сфере обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по предоставлению единовременной выплаты на ремонт жилого помещения» государственными полномочиями Республики Адыгея по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, наделены органы местного самоуправления, в том числе, муниципальное образование «<адрес>».

Постановлением Кабинета Министров Республики Адыгея от 17.06.2013     утвержден Порядок предоставления жилых помещений специализированного жилищного фонда Республики Адыгея детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее - Порядок).

Согласно п. 2, 5 Порядка, жилые помещения специализированного фонда детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляются на основании решения Министерства строительства, транспорта, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Республики Адыгея по договорам найма в соответствии со списком подлежащих обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, сформированным Министерством образования и науки Республики Адыгея.

Решение о предоставлении жилого помещения принимается уполномоченным органом в течение 30 календарных дней с момента предоставления Министерством образования и науки Республики Адыгея списка и является основанием для заключения договора найма специализированного жилого помещения.

Федеральное законодательство, а также нормативно- правовые акты Республики Адыгея не устанавливают очередность для реализации данной категорией граждан права на представление им благоустроенных жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений, в том числе очередность внутри списка таких граждан.

Исходя из вышеуказанного, доводы апелляционной жалобы о необходимости привлечения к участию в деле в качестве третьих лиц детей - сирот, находящихся в списке, которые подлежат обеспечению жильем, являются несостоятельными и подлежащими отклонению.

Доводы жалобы об увеличении расчетной стоимости одного квадратного метра общей площади жилья в МО «<адрес>» являются несостоятельными, поскольку данное обстоятельство не может служить основанием для ограничения прав детей-сирот на обеспечение жилым помещением.

Таким образом, правоотношения сторон и закон, подлежащий применению, определены судом правильно, обстоятельства, имеющие значение для дела установлены на основании представленных доказательств, оценка которым дана с соблюдением требований ст. 67 ГПК РФ, в связи с чем доводы апелляционной жалобы по существу рассмотренного спора не могут повлиять на правильность определения прав и обязанностей сторон в рамках вжившихся правоотношений, не свидетельствуют о наличии оснований к отмене либо изменению состоявшегося судебного решения.

Оснований для отмены верного по существу решения суда судебная коллегия не усматривает.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А :

решение Майкопского районного суда Республики Адыгея от ДД.ММ.ГГГГ оставить без изменения, а апелляционную жалобу представителя Администрации муниципального образования «<адрес>» ФИО4 – без удовлетворения.

Апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Адыгея может быть обжаловано в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции в течение трех месяцев со дня вынесения апелляционного определения путем подачи кассационной жалобы (представления) через суд первой инстанции.

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 28 мая 2024 года.

Председательствующий                    Е.В. Богатырева

Судьи            Р.А. Мерзаканова

Ш.В. Аутлев

33-1197/2024

Категория:
Гражданские
Истцы
Информация скрыта
Ответчики
Информация скрыта
Другие
Информация скрыта
Суд
Верховный Суд Республики Адыгея
Судья
Козырь Елена Николаевна
Дело на странице суда
vs.adg.sudrf.ru
12.04.2024Передача дела судье
28.05.2024Судебное заседание
19.06.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
19.06.2024Передано в экспедицию
28.05.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее