Дело № 2-3642/2017
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
29 сентября 2017 г. г. Пермь
Ленинский районный суд г. Перми,
в составе председательствующего судьи Подгайной Н.В.,
при секретаре Капкиной А.Н.,
с участием представителя истца Варачевой Н.Н.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Спирина Николая Ивановича к Департаменту земельных отношений администрации г. Перми, Администрации г. Перми о возложении обязанности,
у с т а н о в и л:
Спирин Н.И. обратился в суд с исковыми требованиями к администрации города Перми, департаменту земельных отношений администрации города Перми о признании незаконным бездействия администрации города Перми, выразившееся в отказе о признании, нуждающимся в получении садовых, огородных или дачных земельных участков и во включении в отдельный список граждан, подавших заявление о предоставлении садового, огородного или дачного земельного участка, и имеющих преимущественное право на получение садовых, огородных или дачных земельных участков, признании незаконным отказа департамента земельных отношений администрации города Перми от ДД.ММ.ГГГГ, незаконным, возложении обязанности о включении в список граждан, подавших заявление о предоставлении садового, огородного или дачного земельного участка, и имеющих преимущественное право на получение садовых, огородных или дачных земельных участков, с момента обращения.
Определением Ленинского районного суда г. Перми от ДД.ММ.ГГГГ производство по гражданскому делу по иску Спирина Н.И. к администрации города Перми, департаменту земельных отношений администрации города Перми о признании незаконным бездействия администрации города Перми, выразившееся в отказе о признании, нуждающимся в получении садовых, огородных или дачных земельных участков и во включении в отдельный список граждан, подавших заявление о предоставлении садового, огородного или дачного земельного участка, и имеющих преимущественное право на получение садовых, огородных или дачных земельных участков, признании незаконным отказа департамента земельных отношений администрации города Перми от ДД.ММ.ГГГГ, прекращено.
Требования мотивированы тем, что истец является ветераном боевых действий ДД.ММ.ГГГГ обратился в администрацию г. Перми с заявлением, о признании нуждающимся в получении садовых, огородных или дачных земельных участков и включении в льготный список предоставления указанного земельного участка. Администрацией г.Перми было направлено письмо из которого следует, что администрация не обладает полномочиями, необходимыми для реализации права граждан на получение садовых, огородных и дачных земельных участков. В ответе сделана ссылка на то, что в настоящее время не определен порядок регистрации и учета граждан, нуждающихся в получении указанных земельных участков: не разработаны критерии определения потребности в садовых, огородных или дачных земельных участках. Также ответчик указал, что генеральный план города Перми, утверждённый решением Пермской городской Думы от 17.12.2010 № 205, не предусматривает развитие территории для размещения садоводческих некоммерческих объединений граждан.
Истец в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, представил письменное заявление, в котором просит рассмотреть дело в его отсутствие. Представитель истца в судебном заседании на заявленных требованиях настаивала в полном объеме.
Ответчики Департамент земельных отношений администрации г. Перми, Администрация г. Перми, извещенные о времени и месте рассмотрения дела, представителей для участия в судебном заседании не направили.
Департаментом земельных отношений Администрации г. Перми представлены письменные возражения по заявленным требованиям, из которых следует, что в целях реализации своих прав истцом по Федеральному закону от 15.04.1998 г. № 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» в части постановки на соответствующий учет по месту жительства, заявитель должен обратиться в соответствующий территориальный орган администрации г. Перми. Спирин Н.И. не обращался с заявлением о постановке на учет в Администрацию Орджоникидзевского района г. Перми, таким образом, заявителем не соблюден порядок, предусмотренный Федеральным законом. В полномочия Департамента земельных отношений Администрации г. Перми, определенных решением Пермской городской Думы от 12.09.2006 № 210, не входит формирование списков и постановка на учет данной категории граждан в целях предоставления садового земельного участка. Также необходимо учитывать, что в соответствии со ст. 52.6 Правил землепользования и застройки г. Перми, утвержденных решением Пермской городской Думы от 26.06.2007 № 143, зона садовых и дачных участков Р-3 выделена для обеспечения правовых условий функционирования территорий, на которых расположены ранее предоставленные садовые и дачные земельные участки для выращивания плодовых, ягодных, овощных, бахчевых или иных сельскохозяйственных культур и картофеля, а также для отдыха. Генеральным планом г. Перми, утвержденным решением Пермской городской Думы от 17.12.2010 № 205, также не предусматривается развитие территорий для размещения садоводческих некоммерческих объединений граждан. Утвержденной градостроительной документацией вовлечение в оборот дополнительных территорий для ведения садоводства на территории г. Перми не предусматривается. Кроме того, земельные участки под садоводство могут быть предоставлены исключительно нуждающимся гражданам. Меньшиковым А.И. нуждаемость в садовом участке не представлена. На основании изложенного, в удовлетворении заявленных требований следует отказать.
Администрация г. Перми заявленные требования также не признала, поддержала доводы, изложенные в письменных возражениях Департамента земельных отношений администрации г. Перми.
Суд, оценив доводы участников процесса, исследовав материалы дела, считает требования заявителя подлежащими удовлетворению на основании следующего.
Согласно представленному удостоверению серии ВВ №, выданному ДД.ММ.ГГГГ Управлением социальной помощи опеки и попечительства, истец Спирин Н.И. является ветераном, участников Великой Отечественной Войны и имеет права и льготы, установленные Федеральным законом «О ветеранах» /л.д.4/.
В соответствии с п. 1 ст. 16 Федерального закона от 12.01.1995 г. № 5-ФЗ «О ветеранах» ветеранам боевых действий предоставляются следующие меры социальной поддержки: преимущество при вступлении в жилищные, жилищно-строительные, гаражные кооперативы, садоводческие, огороднические и дачные некоммерческие объединения граждан.
В соответствии с положениями ст. 13 Федерального закона от 15.04.1998 № 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан», обеспечение граждан садовыми, огородными и дачными земельными участками является обязанностью органов местного самоуправления по месту жительства граждан.
Регистрация и учет заявлений граждан, нуждающихся в получении садовых, огородных или дачных земельных участков, ведутся органами местного самоуправления отдельно. Очередность предоставления садовых, огородных или дачных земельных участков определяется на основании регистрации соответствующих заявлений.
Граждане, имеющие в соответствии с законодательством Российской Федерации или законодательством субъектов Российской Федерации преимущественное право на получение садовых, огородных или дачных земельных участков, включаются в отдельный список.
Списки граждан, подавших заявление о предоставлении садового, огородного или дачного земельного участка, и изменения в указанных списках утверждаются органом местного самоуправления и доводятся до сведения заинтересованных граждан.
Орган местного самоуправления на основании утвержденного списка граждан, подавших заявление о предоставлении садового, огородного или дачного земельного участка, определяет потребности в садовых, огородных или дачных земельных участках. Расчет производится исходя из установленных норм предоставления земельных участков с учетом необходимости размещения имущества общего пользования.
В статье 14 вышеуказанного Федерального закона указано, что предоставление земельных участков для ведения садоводства, огородничества и дачного хозяйства осуществляется в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
Предельный размер земельного участка, который находится в государственной или муниципальной собственности и может быть предоставлен в безвозмездное пользование садоводческому или огородническому некоммерческому объединению, не может превышать площадь, рассчитанную как сумма площади садовых или огородных земельных участков и площади земельных участков, подлежащих отнесению к имуществу общего пользования.
В целях определения предельного размера земельного участка, который находится в государственной или муниципальной собственности и может быть предоставлен в безвозмездное пользование садоводческому или огородническому некоммерческому объединению, площадь садовых или огородных земельных участков, которые будут образованы для предоставления членам садоводческого или огороднического некоммерческого объединения, определяется как произведение количества членов указанного объединения и установленного предельного максимального размера таких земельных участков. Площадь земельных участков, подлежащих отнесению к имуществу общего пользования, определяется в размере двадцати пяти процентов площади садовых или огородных земельных участков, определенной по правилам, предусмотренным настоящим пунктом.
Земельные участки, образованные в соответствии с проектом межевания территории из земельного участка, предоставленного садоводческому, огородническому или дачному некоммерческому объединению, предоставляются членам такого объединения в соответствии с распределением образованных или образуемых земельных участков в собственность или аренду без проведения торгов в порядке, установленном Земельным кодексом Российской Федерации. Садовые, огородные или дачные земельные участки предоставляются в собственность бесплатно в случаях, установленных федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации.
Распределение образованных или образуемых земельных участков между членами садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения, которым земельные участки предоставляются в соответствии с пунктом 3 настоящей статьи, с указанием условных номеров земельных участков согласно проекту межевания территории осуществляется на основании решения общего собрания членов соответствующего объединения (собрания уполномоченных).
В соответствии со ст. 58 Устава города Перми администрация города – исполнительно-распорядительный орган городского самоуправления, наделенный полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями по осуществлению отдельных государственных полномочий, переданных ему федеральными законами и законодательством Пермской области (края).
В соответствии с положениями ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», осуществление муниципального земельного контроля в границах поселения относится к вопросам местного значения городского поселения.
В соответствии с положениями ст. 11 Устава города Перми, принятого решением Пермской городской Думы от 25.08.2015 № 150, осуществление муниципального земельного контроля в границах Пермского городского округа относится к вопросам местного значения Пермского городского округа.
В соответствии с п. 3.1 Положения о департаменте земельных отношений администрации города Перми, утвержденного решение Пермской городской Думы от 24.02.2015 № 39, департамент земельных отношений администрации города Перми осуществляет полномочий собственника земельных участков, находящихся в собственности города Перми, и участков, государственная собственность на которые не разграничена, в частности, принимает решение о предоставлении земельных участков, заключает договоры купли-продажи, мены земельных участков, договоры аренды, безвозмездного пользования земельными участками по основаниям и в порядке, предусмотренным действующим законодательством.
В судебном заседании установлено, что ДД.ММ.ГГГГ Спирин Н.И., посредством представителя, обратился в Департамент земельных отношений администрации г. Перми с заявлением о признании его нуждающимся в получении садовых, огородных или дачных земельных участков и постановке на учет в целях предоставления садового земельного участка.
Письмом Департамента земельных отношений администрации г. Перми ДД.ММ.ГГГГ заявителю во включении в список граждан, подавших заявление о предоставлении садового, огородного или дачного земельного участка, и имеющих преимущественное право на получение садовых, огородных или дачных земельных участков, отказано, основанием для отказа явилось отсутствие определенного порядка регистрации и учета граждан, нуждающихся в получении земельных участков, не разработаны критерии определения потребности в садовых, огородных или дачных земельных участках; отсутствии в ФЗ № 66-ФЗ обязанности органов местного самоуправления по созданию дачных некоммерческих объединений (л.д.6).
Проанализировав действующее законодательство, суд считает, что федеральное законодательство возлагает на органы местного самоуправления обязанность по регистрации и учету граждан, нуждающихся в предоставлении садового, огородного или дачного земельного участка и формирование списков граждан, подавших такое заявление, в том числе, отдельного льготного списка граждан, а также обязанность по последующему утверждению таких списков для определения потребности в садовых, огородных или дачных земельных участках, выборе (предварительном согласовании) соответствующих земельных участков и последующего их предоставления лицам, нуждающимся в их получении.
Нормы Федерального закона от 15.04.1998г. № 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» не устанавливают каких-либо оснований отказа и ограничений регистрации и учету всех поступивших в орган местного самоуправления заявлений.
Таким образом, администрацией г. Перми, как органом местного самоуправления не исполнена обязанность по учету в льготном списке заявления истца о предоставлении садового, огородного или дачного земельного участка. Чем нарушены права заявителя, установленные вышеуказанным законодательством.
Доводы ответчика о том, что обеспечение граждан дачными участками является обязанностью органов местного самоуправления по месту жительства граждан в администрации соответствующего района г. Перми, суд считает несостоятельными, поскольку администрация города является исполнительно-распорядительным органом городского самоуправления, наделенным полномочиями по решению вопросов местного значения. Администрации районов города входят в структуру администрации города как ее территориальные органы, создаются в целях обеспечения управления внутригородскими районами. Местом жительства истца является г. Пермь, а администрация города является органом местного самоуправления, в связи с чем, является надлежащим ответчиком по заявленным требованиям.
Доводы Департамента земельных отношений администрации г. Перми о том, что генеральным планом города Перми не предусматривается развитие территорий для размещения садоводческих некоммерческих объединений граждан, не является основанием для отказа в удовлетворении исковых требований.
На основании вышеизложенного, суд приходит к выводу о том, что основания, указанные в ответе Департамента земельных отношений администрации г. Перми от 10.05.2017 г. на обращение Спирина Н.И., противоречат ст. 13 Федерального закона от 15.04.1998 г. № 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» и на Администрацию г. Перми следует возложить обязанность по включению Спирина Н.И. в список граждан, подавших заявление о предоставлении садового, огородного или дачного земельного участка и имеющих преимущественное право на получение садовых, огородных или дачных земельных участков с момента его обращения – ДД.ММ.ГГГГ.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
возложить на администрацию г. Перми включить Спирина Николая Ивановича в список граждан, подавших заявление о предоставлении садового, огородного или дачного земельного участка, и имеющих преимущественное право на получение садовых, огородных или дачных земельных участков, с момента его обращения – ДД.ММ.ГГГГ.
Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Ленинский районный суд г. Перми в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Председательствующий Подгайная Н.В..
<данные изъяты>