Дело № 2-6268/2018
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
04 декабря 2018 года г. Челябинск
Центральный районный суд г.Челябинска в составе: председательствующего судьи Карпинской Ю.А., при секретаре Акопян А.А.,
с участием представителя истца Хлыстова Г.В., представителя ответчика Нагорная Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Хлыстов Р.В. к Министерству здравоохранения <адрес> о признании отказа незаконным, возложении обязанности,
УСТАНОВИЛ:
Хлыстов Р.В. обратился в суд с иском к Министерству здравоохранения <адрес> о признании отказа в заключении договора о предоставлении единовременной компенсационной выплаты незаконным, возложении обязанности по заключению договора о предоставлении единовременной компенсационной выплаты.
В обоснование иска указал, что на основании трудового договора от ДД.ММ.ГГГГ работает в должности врача-стоматолога ГБУЗ «Районная больница <адрес>». Министерством здравоохранения <адрес> было отказано в заключении с ним договора на предоставление единовременной компенсационной выплаты в размере 1 000 000 рублей, предусмотренной Постановлением Правительства РФ № от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении государственной программы РФ «Развитие здравоохранения». Данный отказ считает незаконным, просит обязать Министерство здравоохранения <адрес> заключить с ним договор о предоставлении единовременной компенсационной выплаты.
Истец Хлыстов Р.В. в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, просил рассмотреть дело без его участия.
Представитель истца Хлыстова Г.В. в судебном заседании поддержала заявленные требования, ссылаясь на изложенные в иске основания.
Представитель ответчика Министерство здравоохранения <адрес> Нагорная Е.В. в судебном заседании возражала против исковых требований.
Представитель третьего лица ГБУЗ «Районная больница <адрес>» Васильева А.М. в судебное заседание не явилась, извещена надлежащим образом, просила рассмотреть дело без ее участия.
Судом в процессе производства по делу в качестве соответчика было привлечено Министерство здравоохранения РФ, представитель которого, при надлежащем извещении, в судебное заседание не явился, сведений о причинах неявки не представил.
С учетом ч.3 ст. 167 ГПК РФ, суд считает возможным рассмотреть дело без участия сторон, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания.
Суд, выслушав мнение сторон, изучив письменные материалы дела, приходит к выводу об отказе в удовлетворении иска по следующим основаниям.
Как установлено судом и подтверждается письменными материалами дела, ДД.ММ.ГГГГ между ГБУЗ «Районная больница <адрес>» и Хлыстов Р.В. был заключен трудовой договор, в соответствии с которым истец был принят на должность врача-стоматолога на основное место работы.
ДД.ММ.ГГГГ Хлыстов Р.В. обратился в Министерство здравоохранения <адрес> с заявлением о предоставлении единовременной компенсационной выплаты.
ДД.ММ.ГГГГ Министерство здравоохранения <адрес> направило в адрес Хлыстов Р.В. уведомление об отказе в заключении договора о предоставлении единовременной компенсационной выплаты. Основанием для отказа в заключении договора послужил тот факт, что должность истца отсутствовала в программном реестре должностей, утвержденном Министерством здравоохранения <адрес> ДД.ММ.ГГГГ.
Не согласившись с отказом Министерства здравоохранения <адрес>, истец обратился в суд с настоящим иском.
Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № была утверждена государственная программа РФ «Развитие здравоохранения».
Порядок и условия предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации и <адрес> на реализацию отдельных мероприятий государственной программы Российской Федерации "Развитие здравоохранения" установлен Правилами предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации и <адрес> на реализацию отдельных мероприятий государственной программы Российской Федерации «Развитие здравоохранения», утвержденными Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №.
В соответствии с п.п. «е» п.2 Правил предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации и <адрес> на реализацию отдельных мероприятий государственной программы Российской Федерации «Развитие здравоохранения», субсидия предоставляется в целях софинансирования расходных обязательств субъектов Российской Федерации, связанных с реализацией следующих мероприятий: финансовое обеспечение единовременных компенсационных выплат медицинским работникам (врачам, фельдшерам) в возрасте до 50 лет, прибывшим (переехавшим) на работу в сельские населенные пункты, либо рабочие поселки, либо поселки городского типа, либо города с населением до 50 тыс. человек.
Согласно п.4 Правил предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации и <адрес> на реализацию отдельных мероприятий государственной программы Российской Федерации «Развитие здравоохранения», критериями отбора субъектов Российской Федерации для предоставления субсидий являются: наличие утвержденного уполномоченным органом государственной власти субъекта Российской Федерации перечня вакантных должностей медицинских работников в медицинских организациях и их структурных подразделениях, при замещении которых осуществляются единовременные компенсационные выплаты на очередной финансовый год (программный реестр должностей); наличие заявки высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации на участие в мероприятии, содержащей сведения о планируемой численности участников мероприятия (врачей, фельдшеров).
Постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-П утвержден Порядок предоставления единовременных компенсационных выплат медицинским работникам (врачам, фельдшерам) в возрасте до 50 лет, являющимся гражданами Российской Федерации, не имеющим неисполненных обязательств по договору о целевом обучении, прибывшим (переехавшим) на работу в сельские населенные пункты, либо рабочие поселки, либо поселки городского типа, либо города с населением до 50 тысяч человек, расположенные на территории <адрес>, и заключившим трудовой договор с медицинской организацией, подведомственной органу исполнительной власти <адрес> в сфере здравоохранения или органу местного самоуправления, на условиях полного рабочего дня с продолжительностью рабочего времени, установленной в соответствии со статьей 350 Трудового кодекса Российской Федерации, с выполнением трудовой функции на должности, включенной в программный реестр должностей, в размере 1 млн. рублей для врачей и 0,5 млн. рублей для фельдшеров (далее по тексту Порядок предоставления единовременных компенсационных выплат).
В соответствии с п.2 Порядка предоставления единовременных компенсационных выплат, единовременная компенсационная выплата предоставляется медицинским работникам (врачам, фельдшерам) в возрасте до 50 лет, являющимся гражданами Российской Федерации, не имеющим неисполненных обязательств по договору о целевом обучении, прибывшим (переехавшим) на работу в сельские населенные пункты, либо рабочие поселки, либо поселки городского типа, либо города с населением до 50 тыс. человек, расположенные на территории <адрес>, и заключившим договор с медицинской организацией, подведомственной органу исполнительной власти <адрес> в сфере здравоохранения (далее именуется - уполномоченный орган) или органу местного самоуправления, на условиях полного рабочего дня с продолжительностью рабочего времени, установленной в соответствии со статьей 350 Трудового кодекса Российской Федерации, с выполнением трудовой функции на должности, включенной в программный реестр должностей (далее именуются - медицинские работники), в размере 1 млн. рублей для врачей и 0,5 млн. рублей для фельдшеров (далее именуется - единовременная компенсационная выплата).
Программный реестр должностей, устанавливающий вакантные должности медицинских работников в разрезе медицинских организаций и их структурных подразделений, при замещении которых осуществляются единовременные компенсационные выплаты на очередной финансовый год, утверждается Министерством здравоохранения <адрес> на основании письменных заявок руководителей областных или муниципальных медицинских организаций о потребности в медицинских работниках.
ДД.ММ.ГГГГ в ГБУЗ «Районная больница <адрес>» поступило письмо Министерства здравоохранения <адрес> об изменении порядка и условий осуществления единовременных компенсационных выплат медицинским работникам, необходимости в срок до ДД.ММ.ГГГГ заполнить в информационно-аналитической системе «БАРС.Web-Своды» отчет о перечне вакантных должностей с целью формирования реестра. Также указано, что право на получение единовременной компенсационной выплаты будет иметь только работник, принятый на должность, включенную в программный реестр должностей.
Как следует из пояснений представителя третьего лица Васильева А.М., состоящей в должности главного врача ГБУЗ «Районная больница <адрес>», запрос о предоставлении информации был исполнен своевременно, в установленные сроки.
Во исполнение запроса ГБУЗ «Районная больница <адрес>» были представлены сведения о наличии следующих вакантных должностей: акушер-гинеколог, фтизиатр, офтальмолог, терапевт. Данные обстоятельства подтверждаются выпиской из информационно-аналитической системы «БАРС.Web-Своды» и пояснениями представителя третьего лица Васильева А.М.
Таким образом, по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, согласно сведений, представленных ГБУЗ «Районная больница <адрес>», в указанном медицинском учреждении отсутствовала вакантная должность врача-стоматолога, подлежащая включению в программный реестр должностей.
Приказом Министерства здравоохранения <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № был утвержден Перечень вакантных должностей медицинских работников в медицинских организациях и их структурных подразделениях, при замещении которых осуществляются единовременные компенсационные выплаты в 2018 году (программный реестр должностей).
Должность врача-стоматолога поликлиники ГБУЗ «Районная больница <адрес>» не вошла в программный реестр должностей.
ДД.ММ.ГГГГ представитель третьего лица - главный врач ГБУЗ «Районная больница <адрес>» Васильева А.М. направила в адрес Министерства здравоохранения <адрес> обращение с просьбой заменить в программном реестре должностей врача-гинеколога на врача-стоматолога. При этом должность врача-стоматолога ГБУЗ «Районная больница <адрес>» с ДД.ММ.ГГГГ не являлась вакантной.
Приказом Министерства здравоохранения <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ были внесены изменения в приказ № от ДД.ММ.ГГГГ, в части изменения перечня вакантных должностей медицинских работников, при замещении которых осуществляются единовременные компенсационные выплаты в 2018 году.
Должность врача-стоматолога поликлиники ГБУЗ «Районная больница <адрес>» вошла в программный реестр должностей под номером 33.
Однако, на дату внесения изменений в приказ об утверждении программного реестра должностей – ДД.ММ.ГГГГ, должность врача-стоматолога поликлиники ГБУЗ «Районная больница <адрес>», не являлась вакантной, ее занимал Хлыстов Р.В. с ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно штатного расписания ГБУЗ «Районная больница <адрес>», должность врача-стоматолога является единственной.
Как пояснила в судебном заседании представитель ответчика Министерства здравоохранения <адрес> Нагорная Е.В., программный реестр должностей формировался с учетом списков вакантных должностей, направленных руководителями медицинских учреждений в Министерство здравоохранения <адрес>. Сведения о том, является ли должность вакантной, не проверялись, в запросе указывалось на необходимость предоставления сведений о вакантных должностях, поскольку это является необходимым условием участия в программе. Главный врач больницы, являясь должностным лицом, несет ответственность за достоверность представленных сведений.
Данные пояснения суд принимает во внимание при вынесении решения, поскольку они согласуются с письменными материалами дела и показаниями свидетеля ФИО 1
Как следует из приведенных выше нормативно-правовых актов, основанием для предоставления единовременной компенсационной выплаты является соответствие медицинского работника установленным законом требованиям, в том числе:
- гражданство Российской Федерации и возраст до 50 лет;
- отсутствие неисполненных обязательств по договору о целевом обучении;
- прибытие (переезд) на работу в сельские населенные пункты, либо рабочие поселки, либо поселки городского типа, либо города с населением до 50 тысяч человек, расположенные на территории <адрес>, и заключение трудового договора с медицинской организацией, на условиях полного рабочего дня с продолжительностью рабочего времени, установленной в соответствии со статьей 350 Трудового кодекса;
- включение должности медицинского работника в программный реестр должностей, устанавливающий вакантные должности медицинских работников в разрезе медицинских организаций и их структурных подразделений, при замещении которых осуществляются единовременные компенсационные выплаты на очередной финансовый год, утвержденный Министерством здравоохранения <адрес>.
Судом не может быть признано за Хлыстов Р.В. право на получение одновременной компенсационной выплаты, поскольку он не в полной мере соответствует перечисленным требованиям.
На момент заключения трудового договора – ДД.ММ.ГГГГ должность врача-стоматолога ГБУЗ «Районная больница <адрес>» не была включена в программный реестр должностей.
Одним из оснований для предоставления единовременной компенсационной выплаты является прибытие (переезд) врача на работу в сельские населенные пункты.
Буквальное толкование данной нормы закона позволяет сделать вывод, что под прибывшими на работу в сельские населенные пункты врачами законодатель понимает врачей, переехавших в сельскую местность. Об этом свидетельствует отсутствие предлога «или» между словами прибытие (переезд) и наличие скобок в качестве знака препинания для выделения пояснительного слова.
Как следует из письменных материалов дела, Хлыстов Р.В. не является лицом, переехавшим на работу в сельский населенный пункт.
Согласно копии паспорта истца, Хлыстов Р.В. с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время зарегистрирован по адресу: <адрес>.
В период обучения истец проживал в <адрес>, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ был зарегистрирован по месту пребывания по адресу: <адрес>, в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ был зарегистрирован по месту пребывания по адресу: <адрес>
Как пояснила в судебном заседании представитель истца Хлыстова Г.В., в настоящее время Хлыстов Р.В. проживает по месту регистрации, которое является неизменным с 2010 года.
Таким образом, после трудоустройства на занимаемую должность, место жительства Хлыстов Р.В. не изменились, каких-либо неудобств, связанных с трудоустройством на должность врача-стоматолога ГБУЗ «Районная больница <адрес>» Хлыстов Р.В., не претерпел.
Из приведенного выше нормативного правового регулирования порядка предоставления медицинским работникам единовременной компенсационной выплаты следует, что единовременная компенсационная выплата носит целевой характер, предоставляется медицинским работникам с целью стимулировать их переезд на работу в сельские населенные пункты, рабочие поселки, поселки городского типа, направлена на закрепление медицинских кадров в сельских населенных пунктах и компенсацию связанных с переездом и обустройством затрат и неудобств, обусловленных менее комфортными условиями проживания по сравнению с иными (не сельскими) населенными пунктами.
Таким образом, оснований для удовлетворения исковых требований Хлыстов Р.В. к Министерству здравоохранения <адрес> о признании права на получение единовременной компенсационной выплаты, возложении обязанности, не имеется.
Руководствуясь ст.ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса РФ суд,
РЕШИЛ:
Исковые требования Хлыстов Р.В. к Министерству здравоохранения <адрес> о признании отказа незаконным, возложении обязанности – оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Челябинский областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме через Центральный районный суд <адрес>.
Судья п/п Ю.А. Карпинская
Копия верна. Решение не вступило в законную силу.
Судья Ю.А. Карпинская
Секретарь А.А. Акопян