Судья Данилова О.К. УИД 11RS0009-01-2024-000032-58
Дело № 21-137/2024
(номер дела в суде первой инстанции 12-6/2024)
РЕШЕНИЕ
Судья Верховного Суда Республики Коми Плесовская Н.В.,
при секретаре судебного заседания Панькиной Е.О.,
рассмотрев в открытом судебном заседании 13 марта 2024 года в городе Сыктывкаре Республики Коми жалобу главы МР «Княжпогостский» - руководителя администрации МР «Княжпогостский» Немчинова А.Л. на постановление начальника Княжпогостского районного отдела по охране окружающей среды Минприроды Республики Коми, заместителя главного государственного инспектора Республики Коми в области охраны окружающей среды на территории Княжпогостского района Пудовой Н.Н. от 26 декабря 2023 года № 1-кня-эко и решение судьи Княжпогостского районного суда Республики Коми от 08 февраля 2024 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении главы МР «Княжпогостский» - руководителя администрации МР «Княжпогостский» Немчинова А.Л.,
установил:
постановлением начальника Княжпогостского районного отдела по охране окружающей среды Минприроды Республики Коми, заместителя главного государственного инспектора Республики Коми в области охраны окружающей среды на территории Княжпогостского района Пудовой Н.Н. от 26 декабря 2023 года № 1-кня-эко глава МР «Княжпогостский» - руководитель администрации МР «Княжпогостский» Немчинова А.Л. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере 10 000 рублей.
Решением судьи Княжпогостского районного суда Республики Коми от 08 февраля 2024 года приведенное постановление должностного лица административного органа оставлено без изменения.
В жалобе, адресованной Верховному Суду Республики Коми, глава МР «Княжпогостский» - руководитель администрации МР «Княжпогостский» Немчинов А.Л. ставит вопрос об отмене состоявшихся по делу постановления должностного лица и решения судьи ввиду их незаконности и необоснованности, прекращении производства по делу.
В возражениях на жалобу прокуратура Княжпогостского района просит оставить решение суда без изменения, жалобу Немчинова А.Л. – без удовлетворения.
В судебном заседании Верховного Суда Республики Коми защитник должностного лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении – Станко О.П., доводы жалобы поддержала.
Остальные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, будучи надлежащим образом извещенными, ходатайства об отложении рассмотрения дела не заявили.
До начала рассмотрения дела от начальника Княжпогостского районного отдела по охране окружающей среды Минприроды Республики Коми Пудовой Н.Н. поступило ходатайство о слушании дела в ее отсутствие.
На основании статьи 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях дело рассмотрено в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела об административном правонарушении в порядке части 3 статьи 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в полном объеме, изучив доводы жалобы, прихожу к выводу об отсутствии оснований для ее удовлетворения в связи со следующим.
Частью 1 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за несоблюдение требований в области охраны окружающей среды при сборе, накоплении, транспортировании, обработке, утилизации или обезвреживании отходов производства и потребления, за исключением случаев, предусмотренных статьей 8.2.3 данного Кодекса, что влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Согласно пункту 1 статьи 13, части 1 статьи 13.4 и статьи 8 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями; накопление отходов допускается только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации. При этом накопление отходов может осуществляться путем их раздельного складирования по видам отходов, группам отходов, группам однородных отходов (раздельное накопление) (часть 2 названной статьи). Органы местного самоуправления городских поселений / муниципальных районов уполномочены на создание и содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов.
В силу положений статьи 51 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации. Запрещается сброс отходов производства и потребления, в том числе радиоактивных отходов, в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву.
Статьями 1, 2 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» закреплено, что санитарно-эпидемиологическое благополучие населения - состояние здоровья населения, среды обитания человека, при котором отсутствует вредное воздействие факторов среды обитания на человека и обеспечиваются благоприятные условия его жизнедеятельности. Органы государственной власти и органы местного самоуправления, организации всех форм собственности, индивидуальные предприниматели, граждане обеспечивают соблюдение требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения за счет собственных средств.
По смыслу статьи 14 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского поселения относится, в том числе владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения; участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению) и транспортированию твердых коммунальных отходов, а также организация благоустройства территории поселения.
К полномочиям администрации МР «Княжпогостский» на основании Устава муниципального образования муниципального района «Княжпогостский» отнесено участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих муниципальных районов (статья 9 пункт 16 Устава).
На основании решения Совета городского поселения «Емва» от 21 июня 2022 года № Ш-8/50 «О передаче части полномочий органов местного самоуправления городского поселения «Емва» органам местного самоуправления муниципального района «Княжпогостский» и решения Совета МР «Княжпогостский» от 15 сентября 2022 года № 277 «О принятии части полномочий, передаваемых органами местного самоуправления городского поселения «Емва» органам местного самоуправления муниципального района «Княжпогостский» администрацией МР «Княжпогостский» с 01 января 2023 года приняты полномочия администрации городского поселения «Емва», в том числе по накоплению (раздельному накоплению) и транспортированию твердых коммунальных отходов, а также по организации деятельности по благоустройству территории поселения.
Указанное содержится также в соглашении от 01 октября 2022 года о передаче части полномочий органов местного самоуправления городского поселения «Емва» органам местного самоуправления муниципального района «Княжпогостский», заключенном между администрацией городского поселения «Емва» и администрацией МР «Княжпогостский».
В соответствии с пунктом 7.1 Постановления Правительства Республики Коми от 15 июня 2017 года № 302 «Об утверждении Порядка накопления твердых коммунальных отходов (в том числе их раздельного накопления) на территории Республики Коми» контейнерные площадки, расположенные на территории Республики Коми, должны соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
Пунктом 7.3 выше приведенного определено, что обустройство контейнерной площадки включает в себя: а) твердое водонепроницаемое бетонное или асфальтовое покрытие с уклоном в сторону проезжей части, удобным для отведения талых и сточных вод, выкатывания контейнеров к мусоровозу и обеспечения подъезда к контейнерам маломобильных групп населения; б) ограждение с трех сторон, изготовленное из однородного (профнастил, сетка и другого) или смешанного материала (профнастил/сетка), обеспечивающее предупреждение рассеивания отходов за пределы контейнерной площадки. Контейнерная площадка может быть ограничена бордюром и зелеными насаждениями (кустарниками) по периметру и иметь крышу для защиты контейнеров от атмосферных осадков и птиц.
Таким образом, на администрации МР «Княжпогостский» лежит обязанность по накоплению (в том числе раздельному накоплению) и транспортированию твердых коммунальных отходов, в том числе на территории городского поселения «Емва».
Как следует из материалов дела, постановлением администрации МР «Княжпогостский» от 13 марта 2023 года № 87 утвержден реестр мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов на территории городского поселения «Емва», согласно которому на территории ГП «Емва» имеются следующие места накопления ТКО - 2 контейнера по ул. Коммунистическая, д. 22А, г. Емва (городской рынок) на площадке с бетонным покрытием (10,5 кв.м), имеющей металлическое ограждение.
В ходе проверки информации, размещенной 07 ноября 2023 года в средствах массовой информации, а именно в группе «Емва Княжпогостский район» социальной сети «ВКонтакте», о несанкционированном размещении отходов производства и потребления вблизи рынка г. Емва, проведенной Княжпогостским районным отделом по охране окружающей среды Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми, при осмотре земельного участка, расположенного по адресу: Республика Коми, Княжпогостский район, г. Емва, ул. Коммунистическая, д. 22А (городской рынок) в месте с координатами 62035/48,7// с. ш. 50053/12,1// в. д. установлено, что на земле размещены 3 контейнера для сбора ТКО, ограждение отсутствует; вокруг контейнеров разбросаны отходы производства и потребления, состоящие из картонных коробок, пластиковых и стеклянных бутылок, упаковки от мясной продукции, пластиковых ящиков, бывшей в употреблении обуви, полиэтилена, жестяных банок, стретч-пленки, упаковки от яиц и прочих бытовых отходов; размер навала – длиной около 10 метров, шириной около 9 метров.
Кроме того, в месте с координатами 62035/49,3/ с. ш. 50053/12,4// в. д. на земле размещается навал строительных отходов, состоящий из бывших в употреблении деревянных досок, деревянных и пластиковых ящиков, спиленных веток. Размеры навала – длина около 4 метров, ширина около 4 метров. В месте с координатами 62035/48,1/ с. ш. 50053/10,4// в. д. на земле размещается навал отходов производства и потребления, состоящий из картонных коробок, полиэтиленового пакета с отходами. Размеры навала – длина около 2 метров, ширина около 2 метров. В месте с координатами 62035/48,2/ с. ш. 50053/10,9// в. д. на земле размещается навал отходов, состоящей из бывшей в употреблении одежды. Размеры навала – длина около 50 см., ширина около 50 см.
Установленные в ходе осмотра отходы по Федеральному классификационному каталогу отходов, утвержденному приказом Росприроднадзора от 22 мая 2017 года №242, относятся к IV-V классам опасности для окружающей среды.
Приведенные обстоятельства явились основанием для привлечения главы МР «Княжпогостский» - руководителя администрации МР «Княжпогостский» Немчинова А.Л. к административной ответственности по части 1 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Факт совершения должностным лицом административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и виновность юридического лица подтверждены совокупностью исследованных доказательств: заданием №33 кня-эко от 07 ноября 2023 года на проведение выездного обследования без взаимодействия с контролируемым лицом; протоколом осмотра №39 от 07 ноября 2023 года и приложенными к нему фотоматериалами, на которых изображены разбросанные по всему участку отходы производства и потребления, стоящие на земле и ничем не огороженные контейнеры; ответом ООО «Региональный оператор севера» от 10 ноября 2023 года об отсутствии договора по обращению с ТКО по адресу <Адрес обезличен> выпиской из ЕГРН об объекте недвижимости, согласно которой земельный участок с кадастровым номером <Номер обезличен>, расположенный по адресу: <Адрес обезличен>, относится к категории земель населенных пунктов, разрешенный вид использования - рынки; актом проверки соблюдения требований законодательства от 29 ноября 2023 года с указанием выявленных нарушений требований законодательства и приложенными к данному акту фотоматериалами, которыми зафиксированы выявленные нарушения; постановлением и.о. прокурора Княжпогостского района от 09 ноября 2023 года о возбуждении дела об административном правонарушении от 29 ноября 2023 года; Решением Совета муниципального района «Княжпогостский» от 03 марта 2020 года № 67 об избрании главой муниципального района «Княжпогостский» - руководителем администрации Немчинова А.Л.; Уставом МО МР «Княжпогостский», в котором закреплены полномочия органа местного самоуправления; реестром мест (площадок) накопления ТКО на территории городского поселения «Емва»; которые получили оценку должностным лицом административного органа и судьей городского суда в соответствии с требованиями статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Отказывая в удовлетворении жалобы, судья районного суда исходил из того, что должностным лицом не приняты все необходимые меры по накоплению и транспортированию твердых коммунальных отходов в соответствии с действующими санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, что позволило прийти к выводу о виновности главы МР «Княжпогостский» - руководителя администрации МР «Княжпогостский» Немчинова А.Л. в совершении инкриминируемого административного правонарушения.
Оснований не согласиться с выводами должностного лица и судьи районного суда не имеется.
Приведенные в жалобе доводы главы МР «Княжпогостский» - руководителя администрации МР «Княжпогостский» Немчинова А.Л. о том, что администрация МР «Княжпогостский» не осуществляет хозяйственную деятельность в области обращения с отходами, судом отклоняются, поскольку это противоречит прямо закрепленным за органом местного самоуправления полномочиям в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами, в частности, в соответствии со статьей 5.1 Федерального закона от 24 июня 1998 N 89-ФЗ (ред. от 04.08.2023) "Об отходах производства и потребления" во взаимосвязи со статьей 14 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», решением Совета городского поселения «Емва» от 21 июня 2022 года № Ш-8/50 «О передаче части полномочий органов местного самоуправления городского поселения «Емва» органам местного самоуправления муниципального района «Княжпогостский», решением Совета МР «Княжпогостский» от 15 сентября 2022 года № 277 «О принятии части полномочий, передаваемых органами местного самоуправления городского поселения «Емва» и Уставом МО МР «Княжпогостский».
Перепоручение исполнения функций иным органам или организациям, в частности, как это указано в жалобе - МКУ «Городское хозяйство», не освобождает должностное лицо - главу МР «Княжпогостский» - руководителя администрации МР «Княжпогостский» Немчинова А.Л. от осуществления контроля за выполнением принятых на себя полномочий в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами. В связи с чем доводы жалобы о том, что Немчинов А.Л. не является субъектом административного правонарушения, не состоятельны.
Ликвидация выявленных отходов и последовавшее за этим вынесение постановления администрации МР «Княжпогостский» от 22.12.2023 о внесении изменений в Реестр мест (площадок) твердых коммунальных отходов и раздельного сбора отходов на территории ГП «Емва», которым место накопления ТКО по ул. Коммунистическая, д. 22А, г. Емва (городской рынок) исключено из реестра, не освобождает должностное лицо от ответственности за выявленное правонарушение.
В целом, как верно отмечено судьей районного суда в обжалуемом решении, избранная лицом, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, позиция относительно обстоятельств дела не свидетельствует о необоснованности привлечения его к административной ответственности по части 1 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, а направлена на избежание установленной законом ответственности.
Административное наказание назначено с учетом требований статей 3.1, 3.2, 3.5, 4.1-4.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, а также характера и обстоятельств совершенного противоправного деяния, данных о привлекаемом лице, при отсутствии обстоятельств, смягчающих и отягчающих административную ответственность, в минимальном размере санкции части 1 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Порядок и срок давности привлечения главы МР «Княжпогостский» - руководителя администрации МР «Княжпогостский» Немчинова А.Л. к административной ответственности не нарушены.
Существенных нарушений процессуальных требований, не позволивших всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, должностным лицом и судьей городского суда при рассмотрении жалобы не допущено, в связи с чем, оснований для отмены вынесенных по делу актов, не имеется.
Руководствуясь статьями 30.7, 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Верховного Суда Республики Коми
решил:
постановление начальника Княжпогостского районного отдела по охране окружающей среды Минприроды Республики Коми, заместителя главного государственного инспектора Республики Коми в области охраны окружающей среды на территории Княжпогостского района Пудовой Н.Н. от 26 декабря 2023 года № 1-кня-эко и решение судьи Княжпогостского районного суда Республики Коми от 08 февраля 2024 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении главы МР «Княжпогостский» - руководителя администрации МР «Княжпогостский» Немчинова А.Л. оставить без изменения, жалобу главы МР «Княжпогостский» - руководителя администрации МР «Княжпогостский» Немчинова А.Л. - без удовлетворения.
Судья - Н.В. Плесовская