Дело № 2а-3616/2021
(УИД: 48RS0003-01-2021-005179-64)
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Липецк 14 декабря 2021 г.
Правобережный районный суд г. Липецка в составе:
председательствующего судьи Ушакова С.С.
при секретаре Величко А.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску ФКУЗ «МСЧ МВД России по Липецкой области» к Прокуратуре Правобережного района г. Липецка, заместителю прокурора Правобережного района г. Липецка Мамедову О.К. о признании незаконным и отмене представления заместителя прокурора Правобережного района г. Липецка,
у с т а н о в и л:
ФКУЗ «МСЧ МВД России по Липецкой области» обратилось в суд с административным исковым заявлением к Прокуратуре Правобережного района г. Липецка о признании незаконным и отмене представления заместителя прокурора Правобережного района г. Липецка Мамедова О.К. от 04.10.2021 г. №1652ж-2021 об устранении нарушений законодательства в сфере социального обеспечения членов семей погибших (умерших) ветеранов боевых действий в части получения медицинской помощи.
Определением Правобережного районного суда г. Липецка от 23 ноября 2021 года к участию в деле в качестве соответчика привлечен заместитель прокурора Правобережного района г. Липецка Мамедова О.К., в качестве заинтересованных лиц Безрукавникова Е.Г., Шуваева В.М., Дагаева Н.Н., Димиткина А.Н., прокуратура Липецкой области.
Представитель административного истца ФКУЗ «МСЧ МВД России по Липецкой области» по доверенности Тонких Р.Л. в судебном заседании доводы административного искового заявления поддержал, просил заявленные требования удовлетворить.
Административный ответчик заместитель прокурора Правобережного района г. Липецка Мамедов О.К. в судебное заседание не явился, о времени, месте судебного заседания извещался.
Представитель прокуратуры Липецкой области по доверенности и представитель прокуратуры Правобережного района г. Липецка старший помощник прокурора Правобережного района г. Липецка Селищева-Моисеева М.И. в судебном заседании возражала против удовлетворения административного иска, считала представление законным и обоснованным.
Заинтересованные лица Безрукавникова Е.Г., Шуваева В.М., Дагаева Н.Н., Димиткина А.Н. в судебном заседании полагали, что требования административного истца незаконные и необоснованные.
Выслушав объяснения сторон, их представителей, заинтересованных лиц, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему выводу.
В соответствии со ст. 218 Кодекса административного судопроизводства РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
Федеральный закон от 17 января 1992 г. N 2202-I "О прокуратуре Российской Федерации" устанавливает, что прокурор при осуществлении надзора за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов наделен правом вносить представление об устранении нарушений закона в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенные нарушения (п. 1 ст. 21, п. 3 ст. 22, ст. 24, 28).
За невыполнение требований прокурора, вытекающих из его полномочий, ст. 17.7 Кодекса российской Федерации об административных правонарушениях в отношении указанных лиц предусмотрена административная ответственность, что свидетельствует о том, что представление прокурора, являясь основанием для привлечения к административной ответственности, затрагивает права этих лиц.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, неоднократно изложенной в его решениях, акты государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов и должностных лиц подлежат оспариванию в судебном порядке, если они по своему содержанию затрагивают права и интересы граждан, юридических лиц и предпринимателей, в том числе при осуществлении ими предпринимательской деятельности, независимо от того, какой характер - нормативный или ненормативный - носят оспариваемые акты. Иное означало бы необоснованный отказ в судебной защите, что противоречит ст. 46 Конституции Российской Федерации.
Пленум Верховного Суда Российской Федерации в Постановлении от 10 февраля 2009 г. N 2 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих" разъяснил, что к должностным лицам, решения, действия (бездействие) которых могут быть оспорены по правилам гл. 25 ГПК РФ, относятся, в частности, должностные лица органов прокуратуры (п. 3).
Судом установлено, что прокуратурой Правобережного района г. Липецка во исполнение поручения прокуратуры Липецкой области проводилась проверка по коллективному обращению матерей сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, погибших в ходе боевых действий в Чеченской Республике об отказе в медицинском обслуживании в ФКУЗ «МСЧ МВД России по Липецкой области».
По результатам проведенной проверки заместителем прокурора Правобережного района г. Липецка Мамедовым О.К. в адрес ФКУЗ «МСЧ МВД России по Липецкой области» было внесено представление от 04.10.2021 г. № 1652ж-2021 об устранении нарушений законодательства в сфере социального обеспечения членов семей погибших (умерших) ветеранов боевых действий в части получения медицинской помощи. Предписано принять конкретные меры к устранению выявленных нарушений законодательства в сфере социального обеспечения членов семей погибших (умерших) ветеранов боевых действий в части получения медицинской помощи в ФКУЗ «МСЧ МВД России по Липецкой области».
В соответствии с частью 3 статьи 11 Федерального закона от 19.07.2011 № 247-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» члены семьи сотрудника и лица, находящиеся на иждивении сотрудника, имеют право: 1) на медицинское обеспечение в организациях государственной или муниципальной системы здравоохранения и подлежат обязательному медицинскому страхованию на общих основаниях; 2) на медицинское обеспечение в медицинских организациях федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел или уполномоченного органа в сфере войск национальной гвардии в порядке, определенном Правительством Российской Федерации. При лечении в амбулаторных условиях они обеспечиваются лекарственными препаратами для медицинского применения за плату по розничным ценам, за исключением случаев, если в соответствии с законодательством Российской Федерации плата не взимается.
Как следует из части 4 статьи 12 Закона № 247-ФЗ, право на социальные гарантии, установленные Законом № 247-ФЗ членам семьи сотрудника, и лицам, находящимся на иждивении сотрудника, сохраняется за ними в случае гибели (смерти) сотрудника вследствие увечья или иного повреждения здоровья, полученных в связи с выполнением служебных обязанностей.
В соответствии с ч. 2 ст. 1 Закона № 247-ФЗ членами семьи сотрудника и гражданина Российской Федерации, уволенного со службы в органах внутренних дел, и лицами, находящимися (находившимися) на их иждивении, на которых распространяется действие настоящего Федерального закона, если иное не установлено отдельными положениями настоящего Федерального закона, считаются: супруга (супруг), состоящие в зарегистрированном браке с сотрудником; супруга (супруг), состоявшие в зарегистрированном браке с погибшим (умершим) сотрудником на день его гибели (смерти); несовершеннолетние дети, дети старше 18 лет, ставшие инвалидами до достижения ими возраста 18 лет, дети в возрасте до 23 лет, обучающиеся в образовательных организациях по очной форме обучения; лица, находящиеся (находившиеся) на полном содержании сотрудника (гражданина Российской Федерации, уволенного со службы в органах внутренних дел) или получающие (получавшие) от него помощь, которая является (являлась) для них постоянным и основным источником средств к существованию, а также иные лица, признанные иждивенцами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Федеральный закон от 19 июля 2011 г. № 247-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" родителей к членам семьи сотрудника внутренних дел не относит. Гарантий в сфере медицинского обслуживания в медицинских организациях системы МВД России для родителей сотрудников органов внутренних дел, погибших при исполнении служебных обязанностей вышеуказанным законом не установлено.
Пунктом 2 Инструкции об особенностях организации оказания медицинской помощи, в том числе при санаторно-курортном лечении, сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации, гражданам Российской Федерации, уволенным со службы в органах внутренних дел Российской Федерации, гражданам Российской Федерации, уволенным со службы в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, членам их семей и лицам, находящимся на их иждивении, в медицинских организациях системы Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденной приказом МВД России от 24.04.2019 № 275 определен исчерпывающий перечень категорий лиц, подлежащих прикреплению на медицинское обслуживание к медицинским организациям системы МВД России. В указанном перечне родители сотрудников органов внутренних дел, погибших при исполнении служебных обязанностей, не указаны.
Согласно представленных Н.Г. Безрукавниковой, А.Н. Димиткиной, В.М. Шуваевой, Н.Н. Догаевой удостоверений данные лица имеют право на меры социальной поддержки, установленные подпунктом 1 пункта 2 статьи 21 Федерального закона от 12.01.1995 № 5-ФЗ «О ветеранах».
В соответствии с пп. 7 п. 1 ст. 21 Закона «О ветеранах» меры социальной поддержки, установленные для семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны, ветеранов боевых действий (далее также - погибшие (умершие)), предоставляются нетрудоспособным членам семьи погибшего (умершего), состоявшим на его иждивении и получающим пенсию по случаю потери кормильца (имеющим право на ее получение) в соответствии с пенсионным законодательством Российской Федерации.
Указанным лицам предоставляются следующие меры социальной поддержки, в числе прочих: сохранение права на получение медицинской помощи в медицинских организациях, к которым указанные лица были прикреплены при жизни погибшего (умершего) в период работы до выхода на пенсию, а также внеочередное оказание медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в медицинских организациях, подведомственных федеральным органам исполнительной власти, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, в медицинских организациях, подведомственных исполнительным органам государственной власти субъектов Российской Федерации, - законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Из пп. 1 п. 2 ст. 21 следует, что независимо от состояния трудоспособности, нахождения на иждивении, получения пенсии или заработной платы меры социальной поддержки предоставляются, в числе прочих: родителям погибшего (умершего) инвалида войны, участника Великой Отечественной войны и ветерана боевых действий.
Каких-либо сведений о прикреплении заинтересованных лиц (Безрукавниковой Н.Г., Димиткиной А.Н., Шуваевой В.М., Догаевой Н.Н.) к медицинским организациям системы МВД России при жизни погибших в представлении не содержится, материалы дела не содержат и сторонами не оспариваются.
При таких обстоятельствах, поскольку при жизни погибших указанные заинтересованные лица не были прикреплены к медицинским организациям системы МВД России и не имели на это право, то и право на получение медицинской помощи в ФКУЗ «МСЧ МВД России по Липецкой области» у них в настоящее время отсутствует.
Содержащийся в спорном представлении вывод о том, что в связи с получением заявителями 01.06.2021 г. удостоверений, подтверждающих их право на социальные гарантии и льготы в соответствии с Законом № 5-ФЗ, они приобрели право на гарантии и льготы, установленные для членов семей сотрудников органов внутренних дел Законом № 247-ФЗ, не основан на нормах права. Оснований для иного вывода не имеется.
При таких обстоятельствах, суд считает исковые требования ФКУЗ «МСЧ МВД России по Липецкой области» к Прокуратуре Правобережного района г. Липецка, заместителю прокурора Правобережного района г. Липецка Мамедову О.К. о признании незаконным и отмене представления заместителя прокурора Правобережного района г. Липецка подлежащими удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст.175-180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
р е ш и л:
░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░. ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░.░. ░░ 04.10.2021 ░. №1652░-2021 ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ (░░░░░░░) ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░. ░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 17.12.2021 ░.