Решение по делу № 2-805/2021 от 29.05.2020

2-805/2021

24RS0048-01-2020-006177-22

Р Е Ш Е Н И Е

Именем российской Федерации

11 мая 2021 года Советский районный суд г. Красноярска в составе:

председательствующего судьи Акимовой И.В.,

при секретаре Кучиной И.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Колосовой ФИО16 к администрации г. Красноярска о признании права собственности на нежилое помещение,

У С Т А Н О В И Л:

Колосова О.В. обратилась в суд с иском к администрации г. Красноярска о признании права собственности на нежилое помещение , общей площадью 45,0 кв.м., расположенное по адресу: <адрес>, мотивируя требования тем, что Истец, является собственником жилого помещения - квартиры, общей площадью 40,5 кв.м., расположенной на первом этаже многоквартирного дома, по адресу: <адрес>, что подтверждается договором купли-продажи квартиры от ДД.ММ.ГГГГ, выпиской из ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ. Распоряжением администрации <адрес> -ж от ДД.ММ.ГГГГ на указанную квартиру было выдано разрешение на перевод в нежилое помещение с последующей реконструкцией. В 2012 предыдущим собственником за счет собственных средств была осуществлена реконструкция указанного жилого помещения в нежилое, а именно: организован вход в помещение через балконную дверь, демонтирована перегородка между коридором и помещением, пробит дверной проем во внутренней стене 1100 мм, проем усилен стальной рамой, демонтирована ванна в ванной комнате, сделано французское окно вместо обычного окна, демонтирована перегородка между ванной комнатой и коридором. После проведения реконструкции помещения ООО «Техническая инвентаризация <адрес>» был подготовлен технический паспорт, в котором установлено, что общая площадь реконструированного помещения составляет 45,0 кв.м. Для получения разрешения на строительство Истец, ДД.ММ.ГГГГ обратился в Департамент градостроительства администрации <адрес> с заявлением о выдаче разрешения на реконструкцию помещения в связи с переводом из жилого в нежилое. На указанное заявление ДД.ММ.ГГГГ в адрес Истца было направлено уведомление об отказе в выдаче разрешения на строительство. Многоквартирный дом по адресу: <адрес> расположен на сформированном земельном участке с кадастровым номером 24:50:0400055:6367, границы этого участка определены, земельный участок находится в общедолевой собственности собственников помещений в многоквартирном доме. Протоколом внеочередного общего собрания от ДД.ММ.ГГГГ собственников помещений в указанном многоквартирном доме, в форме заочного голосования предоставлено право собственнику <адрес> при переводе жилого помещения в нежилое, произвести реконструкцию общего имущества многоквартирного дома в части устройства отдельного выхода из помещения , для использования в дальнейшем нежилого помещения под офис. Нежилое помещение после произведенной реконструкции соответствует строительным требованиям, санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам и пригодно для размещения магазина промышленных товаров, а также требованиям нормативных документов по пожарной безопасности. Согласно проверки Местной организации общероссийской общественной организации «Всероссийское общество инвалидов» (ВОИ) обеспечения доступа к услугам маломобильных групп населения в нежилое помещение , находящегося по адресу <адрес>, приняты следующие меры: приобретен переносной пандус; установлена кнопка вызова сотрудника офиса; над кнопкой вызова размещена информация о порядке предоставления услуг офиса маломобильным группам населения; на информационном стенде размещена информация об оказании услуг на дому маломобильным группам населения; назначен ответственный за оказание помощи маломобильным группам населения в предоставлении услуг. Поскольку признание права на самовольную постройку является основанием возникновения права собственности по решению суда, истец вынужден обратится в суд с настоящим иском.

В судебном заседании представитель истца Хрущева Г.В., действующий на основании доверенности от 06.10.2020, исковые требования поддержал.

Представитель ответчика администрации г. Красноярска Грищенко Ю.А., действующий на основании доверенности от 21.12.2020, иск не признал.

Истец Колосова О.В., представители третьих лиц Управления Росреестра по Красноярскому краю, Управления Архитектуры администрации г. Красноярска, Департамента градостроительства администрации г. Красноярска в судебное заседание не явились, о дате судебного заседания уведомлялись своевременно, надлежащим образом.

Представитель Управления Росреестра по Красноярскому краю ходатайствовал о рассмотрении дела в их отсутствие. В соответствии со ст. 167 ГПК РФ, дело рассмотрено в отсутствие не явившихся участников процесса.

Выслушав пояснения сторон, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

На основании ст.22, 23 ЖК РФ, перевод жилого помещения в нежилое помещение и нежилого помещения в жилое помещение допускается с учетом соблюдения требований настоящего Кодекса и законодательства о градостроительной деятельности. Перевод жилого помещения в нежилое помещение не допускается, если доступ к переводимому помещению невозможен без использования помещений, обеспечивающих доступ к жилым помещениям, или отсутствует техническая возможность оборудовать такой доступ к данному помещению, если переводимое помещение является частью жилого помещения либо используется собственником данного помещения или иным гражданином в качестве места постоянного проживания, а также если право собственности на переводимое помещение обременено правами каких-либо лиц. В помещение после его перевода из жилого помещения в нежилое помещение должна быть исключена возможность доступа с использованием помещений, обеспечивающих доступ к жилым помещениям. Перевод квартиры в многоквартирном доме в нежилое помещение допускается только в случаях, если такая квартира расположена на первом этаже указанного дома или выше первого этажа, но помещения, расположенные непосредственно под квартирой, переводимой в нежилое помещение, не являются жилыми. Перевод жилого помещения в нежилое помещение и нежилого помещения в жилое помещение осуществляется органом местного самоуправления.

На основании п. 14 ст. 1 Градостроительного Кодекса РФ под реконструкцией объектов капитального строительства понимается изменение параметров объекта капитального строительства, его частей (высоты, количества этажей, площади, объема), в том числе надстройка, перестройка, расширение объекта капитального строительства, а также замена и (или) восстановление несущих строительных конструкций объекта капитального строительства, за исключением замены отдельных элементов таких конструкций на аналогичные или иные улучшающие показатели таких конструкций элементы и (или) восстановления указанных элементов.

Частью 2 статьи 51 Градостроительного кодекса РФ установлено, что строительство, реконструкция объектов капитального строительства осуществляются на основании разрешения на строительство, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей.

Исходя из п. 5 ч. 1 ст. 8 Градостроительного Кодекса РФ к полномочиям органов местного самоуправления поселений в области градостроительной деятельности относится выдача разрешений на строительство, разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, расположенных на территориях поселений.

Разрешение на строительство согласно ч. 1 ст. 51 Градостроительного кодекса РФ представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка или проекту планировки территории и проекту межевания территории (в случае строительства, реконструкции линейных объектов) и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.

В силу ч. 3 ст. 36 и ч.2 ст. 40 ЖК РФ уменьшение размера общего имущества в многоквартирном доме возможно только с согласия всех собственников помещений в данном доме путем его реконструкции, а если реконструкция, переустройство и (или) перепланировка помещений невозможны без присоединения к ним части общего имущества в многоквартирном доме, на такие реконструкцию, переустройство и (или) перепланировку помещений должно быть получено согласие всех собственников помещений в многоквартирном доме.

Согласно пункту 1 статьи 222 ГК РФ самовольной постройкой является жилой дом, другое строение, сооружение или иное недвижимое имущество, созданное на земельном участке, не отведенном для этих целей в порядке, установленном законом и иными правовыми актами, либо созданное без получения на это необходимых разрешений или с существенным нарушением градостроительных и строительных норм и правил.

В силу пункта 3 статьи 222 ГК РФ право собственности на самовольную постройку может быть признано судом, а в предусмотренных законом случаях в ином установленном законом порядке, за лицом, в собственности, пожизненном наследуемом владении, постоянном (бессрочном) пользовании которого находится земельный участок, где осуществлена постройка при одновременном соблюдении следующих условий: если в отношении земельного участка лицо, осуществившее постройку, имеет права, допускающие строительство на нем данного объекта; если на день обращения в суд постройка соответствует параметрам, установленным документацией по планировке территории, правилами землепользования и застройки или обязательными требованиями к параметрам постройки, содержащимися в иных документах; если сохранение постройки не нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц и не создает угрозу жизни и здоровью граждан.

Как следует из материалов дела, Колосова О.В. является собственником жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>75, общей площадью 40,5 кв.м., на основании договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного между предыдущим собственником Браун И.В. и Колосовой О.В. (л.д.14 Том1), что следует из выписки из ЕГРПН (л.д.11-14 Том1).

Распоряжением администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ -ж, на основании обращения Волченко И.В., разрешено перевести жилое помещение , находящееся по адресу <адрес>, в нежилое помещение с последующей реконструкцией. Волченко И.В. в установленном порядке получить разрешение на строительство с целью реконструкции указанного жилого помещения (л.д.15 Том1).

Как следует из технического паспорта от ДД.ММ.ГГГГ, из выписки ЕГРП, итого площадь застройки после реконструкции составила 60.3 кв.м., общая площадь 45.0 м, общая площадь помещения увеличилась на 4.5 кв.м. в связи с реконструкцией помещения, расположенного по адресу: <адрес>75. Разрешительные документы при оформлении тех.паспорта реконструированного нежилого помещения не представлены. До реконструкции общая площадь помещения составляла 40.5 кв.м., (л.д. 18-22 Том1).

ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ Департаментом градостроительства администрации <адрес> Колосовой О.В. отказано в выдаче разрешения на реконструкцию помещения в связи с переводом из жилого в нежилое, по адресу <адрес>, поскольку не представлена проектная документация, отсутствует градостроительный план земельного участка. Кроме того, из представленных документов, а именно технического паспорта нежилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ, установлено, что работы по реконструкции являются выполненными (сделано крыльцо, балкон реконструирован в теплый тамбур). Таким образом, объект соответствует признакам самовольной постройки (л.д.16-17 Том1, 16-18 Том2).

Протоколом внеочередного общего собрания от ДД.ММ.ГГГГ собственников помещений в указанном многоквартирном доме, в форме заочного голосования, инициатором которого являлся Волченко И.В., предоставлено право собственнику <адрес> при переводе жилого помещения в нежилое, произвести реконструкцию общего имущества многоквартирного дома в части устройства отдельного выхода из помещения , для использования в дальнейшем нежилого помещения под офис (л.д. 23-28 Том1).

Согласно техническому заключению ООО Институт «КРАСНОЯРСКПРОМГРАЖДАНПРОЕКТ» от ДД.ММ.ГГГГ, проведенное обследование не выявило нарушения эксплуатационных характеристик строительных конструкций, дефектов, чрезмерных прогибов строительных конструкций объекта обследования увеличение нагрузки на строительные конструкции. Строительные конструкции нежилого помещения находятся в работоспособном состоянии; несущая способность строительных конструкции ш нарушена и не создают угрозу жизни и здоровью граждан. Прочностные характеристики строительных конструкций соответствуют типовым проектным решениям, а также эксплуатационных требованиям, предъявляемым к нежилым помещениям; фактические геометрические параметры строительных конструкций соответствуют типовым проектным решениям и нормативным геометрическим параметрам; устройство проема в стене не повлияло на несущую способность стен и строительных конструкций в целом; институт считает возможным дальнейшую эксплуатацию нежилого помещения , после проведенной реконструкции (л.д.29-36 Том1).

Согласно экспертному заключению ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в <адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ, размещение нежилого помещения в селитебной зоне <адрес> по адресу:    <адрес> соответствует требованиям санитарно-эпидемиологических правил и нормативов; планировочное устройство и внутренняя отделка помещений соответствует санитарным требованиям и обеспечивает проведение качественной уборки; инженерное оборудование обеспечивает поддержание параметров внутренней среды (микроклимата. Освещенности) в соответствии с требованиями санитарно-эпидемиологических правил и нормативов. По результатам проведенной экспертизы установлено, что нежилое помещение, соответствует требованиям санитарно-эпидемиологических правил и нормативов и пригодно для размещения магазина промышленных товаров (л.д. 37-41 Том1)

На основании экспертного заключения ООО «МОНТ» от 05.10.2012, о соответствии объекта требованиям пожарной безопасности нарушений требований пожарной безопасности, создающих угрозу возникновению пожара, а так же жизни и здоровью людей при возникновении пожара не выявлено. Предъявленный объект — нежилое помещение, с учетом Федерального Закона «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» от 22.07.08 №123-Ф3, соответствует требованиям нормативных документов по пожарной безопасности (л.д.42-45 Том1).

Согласно проверки Местной организации общероссийской общественной организации «Всероссийское общество инвалидов» (ВОИ) от ДД.ММ.ГГГГ, обеспечения доступа к услугам маломобильных групп населения в нежилое помещение , находящегося по адресу <адрес>, приняты следующие меры: приобретен переносной пандус; установлена кнопка вызова сотрудника офиса; над кнопкой вызова размещена информация о порядке предоставления услуг офиса маломобильным группам населения; на информационном стенде размещена информация об оказании услуг на дому маломобильным группам населения; назначен ответственный за оказание помощи маломобильным группам населения в предоставлении услуг (л.д.46 Том1).

В судебном заседании представитель истца, поддерживая исковые требования, доводы, изложенные в иске, суду пояснил, что по договору купли-продажи истец приобрел квартиру. Предыдущим собственником спорного помещения было получено разрешение на перевод жилого помещения в нежилое. Истец приобрел помещение уже в перепланированном, нежилом виде. Все документы переданы предыдущим собственником, который обращался в администрацию за согласованием перепланировки помещения, ему было отказано. В административном порядке истец никаких действий не предпринимал. Все действия предпринимал предыдущий собственник. Обращался с заявлением о выдаче разрешения на реконструкцию, в чем было отказано. В материалы дела представлены все заключения. Было ни одно собрание собственников многоквартирного дома о разрешении провести реконструкцию спорного помещения, какие-то решения от 2013 года, какие-то от 2015 года. Последний протокол предоставил истцу предыдущий собственник. Просил удовлетворить требования.

Представитель ответчика, не признавая исковые требования, суду пояснил, что истец приобрел помещение зная о том, что оно самовольно реконструировано. Предоставлен список собственников от 2020, в списке решения собственники не совпадают. Списки от 2020, решения от 2013, протокол 2015. По <адрес> решения нет. Нет решений собственников нежилых помещений. По ряду квартир, по 36 квартире собственников указано 3, решений представлено два, из этих двух решение на иного собственника. Документы представлены от разных годов. Согласия всех собственников нет. Просил в иске отказать, в том числе с учетом доводов изложенных в отзыве.

Оценивая представленные и исследованные в судебном заседании доказательства, с учетом положений ст.ст. 56, 67 ГПК РФ, при разрешении спора, суд принимает во внимание, следующее.

В соответствии с п.п. 13 и 14 ГрК РФ реконструкцией является изменение параметров объектов капитального строительства, их частей и качества инженерно-технического обеспечения.

В соответствии с ч. 1 ст. 754 Гражданского кодекса РФ реконструкция включает в себя обновление, перестройку, реставрацию здания или сооружения.

В действующем своде правил по проектированию и строительству СП 13-102- 2003, принятом Постановлением Госстроя России от 21.08.2003 № 153 под реконструкцией здания понимается «комплекс строительных работ и организационно-технических мероприятий, связанных с изменением основных технико-экономических показателей (нагрузок, планировки помещений, строительного объема и общей площади здания, инженерной оснащенности) с целью изменения условий эксплуатации, максимального восполнения утраты от имевшего место физического и морального износа, достижения новых целей эксплуатации здания».

Таким образом, реконструктивные работы в отдельном помещении здания могут предусматривать один из видов работ (или их комплекс) в целях частичного изменения фасадной части здания и (или) несущих конструкций: изменение формы оконных и дверных проемов; создание, ликвидация оконных и дверных проемов; изменение входов; устройство входов, тамбуров входов; устройство лоджий, балконов; остекление лоджий, балконов; замена столярных элементов фасада.

В соответствии с ч. ч. 1 и 2 ст. 209 ГК РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество.

В силу ст. 30 ЖК РФ собственник жилого помещения осуществляет права владения, пользования и распоряжения принадлежащим ему на праве собственности жилым помещением в соответствии с его назначением и пределами его использования, которые установлены настоящим Кодексом.

В соответствии с п. 3 ст. 1 ЖК РФ жилищные права могут быть ограничены на основании федерального закона и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Согласно ст. 60 ГПК РФ обстоятельства дела, которые в соответствии с законом должны быть подтверждены определенными средствами доказывания, не могут подтверждаться никакими другими доказательствами.

Согласно статье 222 Гражданского кодекса Российской Федерации самовольной постройкой является здание, сооружение или другое строение, возведенные, созданные на земельном участке, не предоставленном в установленном порядке, или на земельном участке, разрешенное использование которого не допускает строительства на нем данного объекта, либо возведенные, созданные без получения на это необходимых разрешений или с нарушением градостроительных и строительных норм и правил (пункт 1).

Самовольная постройка подлежит сносу осуществившим ее лицом либо за его счет, кроме случаев, предусмотренных пунктами 3 и 4 настоящей статьи (пункт 2). Право собственности на самовольную постройку может быть признано судом, а в предусмотренных законом случаях в ином установленном законом порядке за лицом в собственности, пожизненном наследуемом владении, постоянном (бессрочном) пользовании которого находится земельный участок, на котором создана постройка, при одновременном соблюдении следующих условий:

если в отношении земельного участка лицо, осуществившее постройку, имеет права, допускающие строительство на нем данного объекта:

если на день обращения в суд постройка соответствует параметрам, установленным документацией по планировке территории, правилами землепользования и застройки или обязательными требованиями к параметрам постройки, содержащимися в иных документах:

если сохранение постройки не нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц и не создает угрозу жизни и здоровью граждан.

В пункте 2 Определения Конституционного Суда Российской Федерации от 03.07.2007 № 595-О-П разъяснено, что самовольное строительство представляет собой правонарушение, которое состоит в нарушении норм земельного законодательства, регулирующего предоставление земельного участка под строительство, либо градостроительных норм, регулирующих проектирование и строительство. Поэтому лицо, осуществившее самовольную постройку, не является законным владельцем.

В силу пункта 1 статьи 263 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник земельного участка может возводить на нем здания и сооружения, осуществлять их перестройку или снос, разрешать строительство на своем участке другим лицам. Эти права осуществляются при условии соблюдения градостроительных и строительных норм и правил, а также требований о целевом назначении земельного участка (пункт 2 статьи 260).Лицо, не являющееся собственником земельного участка, осуществляет принадлежащие ему права владения и пользования участком на условиях и в порядке, установленных законом или договором с собственником (пункт 2 статьи 264 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Согласно частям 1 и 2 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка или проекту планировки территории и проекту межевания территории (в случае строительства, реконструкции линейных объектов) и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.

Строительство реконструкция объектов капитального строительства осуществляются на основании разрешения на строительство, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей.

Уполномоченный публичный орган отказывает в выдаче разрешения на строительство при отсутствии документов, предусмотренных частями 7 и 9 статьи 51 Кодекса (часть 13 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации), либо их несоответствии требованиям закона.

По смыслу приведенных норм, уполномоченный публичный орган вправе отказать в выдаче разрешения на строительство (реконструкцию) только на основании правовых норм и обстоятельств, указанных в федеральном законе, начало проведения строительных работ либо само по себе проведение работ по реконструкции здания к таковым основаниям федеральным законодательством не отнесено.

Производство строительных работ без соответствующего разрешения управомоченного публичного органа влечет применение мер юридической ответственности, предусмотренных федеральным законом.

При этом согласно пункту 9 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «Обзор судебной практики по некоторым вопросам применения арбитражными судами статьи 222 Гражданского кодекса Российской Федерации» право собственности на самовольную постройку, возведенную без необходимых разрешений, не может быть признано за создавшим ее лицом, которое имело возможность получить указанные разрешения, но не предприняло мер для их получения.

Согласно правовой позиции, изложенной в пункте 28 Постановления Пленумов Верховного суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ. положения статьи 222 Гражданского кодекса Российской Федерации распространяются на самовольную реконструкцию недвижимого имущества, в результате которой возник новый объект.

Как установлено судом и следует из материалов дела, Колосова О.В. является собственником жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>75, общей площадью 40,5 кв.м., на основании договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного между Браун И.В. и Колосовой О.В., что следует из выписки из ЕГРПН.

Распоряжением администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ -ж, на основании обращения Волченко И.В., разрешено перевести жилое помещение , находящееся по адресу <адрес>, в нежилое помещение с последующей реконструкцией. Волоченко И.В. в установленном порядке получить разрешение на строительство с целью реконструкции указанного жилого помещения.

В материалы дела истцом не представлены доказательства обращения в уполномоченный орган местного самоуправления за получением разрешения на реконструкцию до начала таких работ.

Как следует из материалов дела, Колосова О.В. обращалась в департамент градостроительства администрации <адрес> с заявлением о выдаче разрешения на реконструкцию спорного помещения.

Письмом от ДД.ММ.ГГГГ №К-2803-ек. департамент градостроительства отказал Колосовой О.В. в выдаче разрешения на реконструкцию помещения со ссылкой на статью 51 Градостроительного кодекса РФ в соответствии с которой, в случае реконструкции объекта капитального строительства следует представить перечень документов, указанных в части 7 данной статьи, а также указав, что департамент не уполномочен решать вопросы о признании прав собственности на самовольные постройки.

В указанном письме, департамент также указывает, что реконструкция спорного помещения выполнена в 2013 году.

В соответствии с пунктом 2 статьи 222 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, осуществившее самовольную постройку, не приобретает на нее право собственности. Оно не вправе распоряжаться постройкой - продавать, дарить, сдавать в аренду, совершать другие сделки.

Согласно позиции, изложенной в Обзоре судебной практики по делам, связанным с самовольным строительством, утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ, признание права собственности на самовольную постройку в судебном порядке является исключительным способом защиты права, который может применяться в случае, если лицо, обратившееся в суд по какой-либо независящей от него причине было лишено возможности получить правоустанавливающие документы на вновь созданный или реконструированный объект недвижимости в порядке, установленном нормативными правовыми актами, регулирующими отношения, связанные с градостроительной деятельностью, и отношения по использованию земель. Такой иск не может быть использован для упрощения регистрации прав на вновь созданный объект.

Обращение истца после проведения реконструкции в Департамент градостроительства администрации города с просьбой выдать разрешение на строительство носит формальный характер, не подтверждает принятие соответствующих мер для получения разрешения на строительство до начала и в период строительства, что не может свидетельствовать о добросовестном соблюдении истцом установленного порядка осуществления реконструкции.

Учитывая изложенное, совершать юридически значимые действия возможно только в отношении существующего объекта гражданских прав, коим самовольная постройка не является. С учетом того, что спорное помещение было реконструировано Брауном И.В. в 2013 году. Браун И.В. и Колосова О.В. знали, что спорный объект является самовольной постройкой, знали об отсутствии на реконструированный объект права собственности, в связи с чем, действия истца - Колосовой О.В. по приобретению прав на самовольную постройку у лица, который провел самовольную реконструкцию, являются заведомо недобросовестным осуществлением гражданских прав (злоупотребление правом).

Кроме того, в соответствии с распоряжением администрации города Красноярска от 11.08.2011 №895-ж, предыдущему собственнику было указано на необходимость получить в установленном порядке разрешение на реконструкцию спорного помещения.

Согласно статье 55.24 Градостроительного кодекса Российской Федерации эксплуатация зданий, сооружений должна осуществляться в соответствии с требованиями технических регламентов, проектной документации, нормативных правовых актов Российской Федерации, нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации и муниципальных правовых актов. В целях обеспечения безопасности зданий, сооружений в процессе их эксплуатации должны обеспечиваться техническое обслуживание зданий, сооружений, эксплуатационный контроль, текущий ремонт зданий, сооружений (часть 6). Эксплуатационный контроль за техническим состоянием зданий, сооружений проводится в период эксплуатации таких зданий, сооружений путем осуществления периодических осмотров, контрольных проверок и (или) мониторинга состояния оснований, строительных конструкций, систем инженерно-технического обеспечения и сетей инженерно-технического обеспечения в целях оценки состояния конструктивных и других характеристик надежности и безопасности зданий, сооружений, систем инженерно- технического обеспечения и сетей инженерно-технического обеспечения и соответствия указанных характеристик требованиям технических регламентов, проектной документации (часть 7). Техническое обслуживание зданий, сооружений, текущий ремонт зданий, сооружений проводятся в целях обеспечения надлежащего технического состояния таких зданий, сооружений. Под надлежащим техническим состоянием зданий, сооружений понимаются поддержание параметров устойчивости, надежности зданий, сооружений, а также исправность строительных конструкций, систем инженерно- технического обеспечения, сетей инженерно-технического обеспечения, их элементов в соответствии с требованиями технических регламентов, проектной документации (часть 8). Эксплуатация многоквартирных домов осуществляется с учетом требований жилищного законодательства (часть 10).

Из содержания данной нормы следует, что отношения по эксплуатации зданий, сооружений являются градостроительными отношениями и составляют предмет регулирования градостроительного законодательства, включающего в том числе и нормативные правовые акты Российской Федерации. В целях обеспечения безопасности зданий, сооружений в процессе их эксплуатации должно осуществляться их техническое обслуживание, проводимое в целях обеспечения надлежащего технического состояния этих зданий, сооружений, под которым понимается поддержание параметров устойчивости, надежности зданий, сооружений, а также исправность строительных конструкций, их элементов в соответствии с требованиями технических регламентов, проектной документации.

Пункт 3 статьи 16 Федерального закона от 30 декабря 2009 № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», закрепляющая требования к обеспечению механической безопасности зданий или сооружений, устанавливает, что в расчетах строительных конструкций и основания должны быть учтены все виды нагрузок, соответствующих функциональному назначению и конструктивному решению здания или сооружения, климатические, а в необходимых случаях технологические воздействия, а также усилия, вызываемые деформацией строительных конструкций и основания.

Для элементов строительных конструкций, характеристики которых, учтенные в расчетах прочности и устойчивости здания или сооружения, могут изменяться в процессе эксплуатации под воздействием климатических факторов или агрессивных факторов наружной и внутренней среды, в том числе под воздействием технологических процессов, которые могут вызывать усталостные явления в материале строительных конструкций. В проектной документации должны быть дополнительно указаны параметры, характеризующие сопротивление таким воздействиям, или мероприятия по защите от них.

Таким образом, конструкции для удовлетворения требованиям по безопасности должны иметь такие начальные характеристики, обоснованные расчетами, результатами исследований и иными способами, чтобы с надлежащей степенью надежности при различных расчетных воздействиях в процессе строительства и эксплуатации зданий и сооружений были исключены разрушения любого характера или нарушения эксплуатационной пригодности, связанные с причинением вреда жизни или здоровью граждан, имуществу и окружающей среде.

Согласно пункту 8.4.6 «СНиП 52-01-2003. Бетонные и железобетонные конструкции. Основные положения», подлежащего применению на обязательной основе в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», конструкции следует содержать таким образом, чтобы они выполняли свое назначение, предусмотренное в проекте, за весь установленный срок службы здания или сооружения.

Необходимо соблюдать режим эксплуатации бетонных и железобетонных конструкций зданий и сооружений, исключающий снижение их несущей способности, эксплуатационной пригодности долговечности вследствие грубых нарушений нормируемых условий эксплуатации.

Согласно представленным в материалы дела документам конструктивное выполнение стен многоквартирного дома - крупнопанельное.

Как следует из представленного в материалы дела технического заключения от ДД.ММ.ГГГГ на спорном объекте, в том числе, демонтирована подоконная часть оконного проема наружной стены.

В соответствии с пунктом 4.2.4.9 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденного постановлением Госстроя РФ от ДД.ММ.ГГГГ . в стенах крупнопанельных и крупноблочных зданий расширять и пробивать проемы не допускается.

Таким образом, любые действия по воздействию на панельные несущие стены: уменьшение объема наружной стены за счет организации на месте окна входной группы, будут нарушать требования пункта 4.2.4.9 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, подлежащих применению в соответствии с положениями статей 24,55 Градостроительного кодекса РФ. которым запрещается изменять объем стен панельных зданий.

Техническое заключение ООО Институт «Красноярскпромграждан проект» не является доказательством отсутствия нарушений строительных норм и правил при производстве реконструкции, в части работ по пробиванию проема в крупнопанельной несущей стене, поскольку выводы в нем отраженные противоречат обязательным требованиям Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда.

В указанном заключении делается ссылка на то, что в спорном помещении было сделано французское окно.

Вместе с тем, в результате демонтажа подоконной части оконного проема наружной стены изменились конструктивные особенности панельной стены многоквартирного дома, изменился объем указанной стены.

Кроме того, представленное истцом техническое заключение от ДД.ММ.ГГГГ не содержит описание проемов, на которых были выполнены спорные работы, отсутствует описание использованных методов усиления проемов.

Однако на возможность устройства проема в несущей стене влияет много факторов - от этажности (чем ниже этаж, тем сложнее делать проем), до текущего состояния несущих конструкций, степени их износа, наличия или отсутствия скрытых дефектов в фундаменте и др. Кроме этого, потребуется информация о наличии перепланировок у соседей сверху и снизу, ведь если на соседних этажах делались проемы в несущих стенах, то шансы проделать то же самое в спорной квартире существенно уменьшаются. Все это можно выяснить только в процессе технического обследования, которое проводится автором-разработчиком проекта дома определенной серии.

Вместе с тем, представленные истцом заключения указанных сведений не содержат.

Таким образом, в данном случае, реконструкция помещения затрагивает несущие конструкции, работы произведены без получения разрешения компетентных органов, как того требуют нормы градостроительного законодательства, и без получения технического заключения о возможности таковой реконструкции. Также действия по организации проема в панели с целью обустройства французского окна нарушают условия эксплуатации бетонных и железобетонных конструкций здания, создают угрозу жизни и здоровья граждан, поэтому не могут не нарушать их права и законные интересы.

Таким образом, представленные истцом заключения не могут являться доказательством того, что самовольно реконструированное помещение не нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц и не создает угрозу жизни и здоровью граждан, соответствует требованиям технических регламентов, требованиям пожарной безопасности, санитарно-эпидемиологическим требованиям.

Представленное заключение о соответствии требованиям пожарной безопасности было составлено в 2012 году, заключение о соответствии санитарно-эпидемиологическим правилам датировано 2013 годом, техническое заключение от 2016 года.

Спорное жилое помещение находится в многоквартирном доме.

В силу пункта 1 статьи 290 Гражданского кодекса Российской Федерации, пункта 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации, подпункта «в» пункта 2 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 № 491, внешние, несущие стены многоквартирного дома, плиты перекрытий, балконные и иные плиты, находятся в долевой собственности собственников квартир и нежилых помещений такого дома.

Собственники помещений в многоквартирном доме владеют, пользуются и в установленных настоящим Кодексом и гражданским законодательством пределах распоряжаются общим имуществом в многоквартирном доме.

Стеновая панель, в которой самовольно пробит проем, является несущей конструкцией данного дома, и относится к общему имуществу собственников помещений многоквартирного дома: владение, пользование и. в установленных жилищным и гражданским законодательством пределах, распоряжение таким имуществом осуществляется по соглашению между всеми собственниками.

В силу части 3 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации уменьшение размера общего имущества в многоквартирном доме возможно только с согласия всех собственников помещений в данном доме путем его реконструкции.

В соответствии с пунктом 14 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации под реконструкцией объектов капитального строительства понимается изменение параметров объекта капитального строительства, его частей, в том числе надстройка, перестройка, расширение объекта капитального строительства, а также замена и (или) восстановление несущих строительных конструкций объекта капитального строительства.

Согласно подпункту "в" пункта 2 раздела 1 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 года № 491. в состав общего имущества включаются ограждающие несущие конструкции многоквартирного дома (включая фундаменты, несущие стены, плиты перекрытий, балконные и иные плиты, несущие колонны и иные ограждающие несущие конструкции).

Нормы статьи 22 и части 5 статьи 23 Жилищного кодекса Российской Федерации направлены на защиту прав собственников помещений в многоквартирном доме и. рассматриваемые в системной связи с положениями части 3 статьи 36. части 2 статьи 40 Жилищного кодекса Российской Федерации и пункта 2 статьи 246 Гражданского кодекса Российской Федерации, не предполагают наличия у собственника помещения, переводимого из нежилого в жилое, права самостоятельного распоряжения общим имуществом собственников помещений в многоквартирном доме.

Виды работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, определены в приказе Министерства регионального развития России от 30.12.2009 № 624 «Об утверждении Перечня видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства».

Перечнем видов работ предусмотрено, что такие работы, как разборка (демонтаж) зданий и сооружений, стен, перекрытий, лестничных маршей и иных конструктивных и связанных с ними элементов или их частей, монтаж элементов конструкций надземной части зданий и сооружений, в том числе колонн, рам. ригелей, ферм, бачок, плит, поясов, панелей стен и перегородок (пункты 2.1. 7.2 раздела III), являются работами, которые влияют на безопасность объектов капитального строительства.

Работы по обустройству проемов в стеновой панели многоквартирного дома в данном случае влекут за собой использование общего имущества собственников многоквартирного дома, в частности несущей стены дома, которая в соответствии с п. 3 ст. 36. и. 2 ст. 40 Жилищного кодекса РФ. ст. 51 ГрК РФ допускается только с согласия всех собственников общего имущества многоквартирного дома.

В частности, необходимо согласие всех правообладателей объекта капитального строительства в случае реконструкции такого объекта (пункт 6 части 7 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации).

Соответствие произведенных работ техническим правилам и нормам, отсутствие опасности причинения вреда жизни и здоровью людей, выполнение работ в полном соответствии с проектом (который не был представлен), сохранение прочности и жесткости конструкции жилого дома и иные технические аспекты не заменяют собой необходимость получения согласия всех собственников многоквартирного дома на подобную реконструкцию.

Согласно статье 46 Жилищного кодекса Российской Федерации решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме оформляются протоколами в соответствии с требованиями, установленными федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно - коммунального хозяйства. Решения и протокол общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме являются официальными документами как документы, удостоверяющие факты, влекущие за собой юридические последствия в виде возложения на собственников помещений в многоквартирном доме обязанностей в отношении общего имущества в данном доме, изменения объема прав и обязанностей или освобождения этих собственников от обязанностей, и подлежат размещению в системе лицом, инициировавшим общее собрание. Копии решений и протокола общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме подлежат обязательному представлению лицом, по инициативе которого было созвано общее собрание, в управляющую организацию.

В материалы дела истцом представлен протокол внеочередного общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, расположенном по адресу: <адрес>, от ДД.ММ.ГГГГ, проводимого в форме заочного голосования, по инициативе Волченко И.В., в подтверждение согласия всех собственников о переводе жилого помещения в нежилое, однако не представлены решения всех собственников помещений многоквартирного дома, представленные решения собственников не совпадают с представленным списком собственников многоквартирного дома, таким образом, суд приходит к выводу, что представленный протокол не является надлежащим доказательством, с достоверностью подтверждающим наличие 100% согласия собственников на реконструкцию помещения.

Таким образом, принимая во внимание вышеизложенные, установленные в судебном заседании обстоятельства, учитывая, реконструкция спорного помещения произведена без разрешения муниципальных органов на такое переустройство и перепланировку, вопреки положениям ч.6 ст.25, ч.6 ст.26 ЖК РФ, суд приходит к выводу об отсутствии законных оснований для удовлетворения иска, в связи с чем, полагает необходимым исковые требования Колосовой О.В. о признании права собственности на нежилое помещение , общей площадью 45,0 кв.м., расположенное по адресу: <адрес>, оставить без удовлетворения.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования Колосовй ФИО17 к администрации г. Красноярска о признании права собственности на нежилое помещение , общей площадью 45,0 кв.м., расположенное по адресу: <адрес>, оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд через Советский районный суд г. Красноярска в течение месяца, с момента изготовления мотивированного решения.

Председательствующий: И.В. Акимова

Мотивированное решение изготовлено – 20.05.2021

2-805/2021

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Колосова Ольга Вячеславовна
Ответчики
Администрация г. Красноярска
Другие
УПРАВЛЕНИЕ РОСРЕЕСТРА ПО К.К.
Суд
Советский районный суд г. Красноярск
Судья
Акимова Ирина Викторовна
Дело на сайте суда
sovet.krk.sudrf.ru
29.05.2020Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
01.06.2020Передача материалов судье
02.06.2020Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
02.06.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
02.06.2020Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
14.10.2020Предварительное судебное заседание
10.12.2020Предварительное судебное заседание
17.02.2021Предварительное судебное заседание
11.05.2021Судебное заседание
20.05.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
25.05.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
11.05.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее