Судья Лемешко А.С. Дело № 2-525/2020
(первая инстанция)
№33-66/2021
(апелляционная инстанция)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Севастополь 18 января 2021 года
Судебная коллегия по гражданским делам Севастопольского городского суда в составе:
председательствующего, судьи - Григоровой Ж.В.,
судей - Козуб Е.В., Сулеймановой А.С.,
при секретаре - Дубравской А.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Козуб Е.В. апелляционные жалобы ответчиков Правительства Севастополя, Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя, третьего лица Всероссийской общественной организации «Русское географическое общество» на решение Нахимовского районного суда города Севастополя от 18 сентября 2020 года по гражданскому делу по исковому заявлению Лебедевой Е. В. к Правительству Севастополя, Департаменту по имущественным и земельным отношениям города Севастополя, третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, Всероссийская общественная организация «Русское географическое общество», Управление государственной регистрации права и кадастра Севастополя о признании отсутствующим права собственности на земельный участок, признании незаконными распоряжений об утверждении схемы расположения земельного участка и о включении земельного участка в реестр собственности города С., признании недействительной регистрации права собственности на земельный участок в части наложения границ и площади земельного участка, исключении регистрационной записи из Единого государственного реестра недвижимости,
УСТАНОВИЛА:
Истец Лебедева Е.В. обратилась в суд с иском к ответчикам Департаменту по имущественным и земельным отношениям города Севастополя, Правительству Севастополя, изменив исковые требования, просила признать отсутствующим, с исключением регистрационной записи об этом из ЕГРН, зарегистрированное за субъектом Российской Федерации – городом федерального значения Севастополь право собственности на земельный участок с кадастровым номером № в части его наложения на границы и площадь земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу: г. С., <адрес> (в районе СТ «Чайка»), признать незаконным распоряжение Правительства Севастополя о включении в реестр собственности города Севастополя земельного участка с кадастровым номером № в части включения в него земельного участка с кадастровым номером №, площадью 0,1 га, расположенного по адресу: г. С., <адрес> (в районе СТ «Чайка»), признать незаконным распоряжение Правительства Севастополя №17-РП от 23.01.2015 года об утверждении схемы расположения земельного участка с кадастровым номером № в части включения в него земельного участка с кадастровым номером №, площадью 0,1 га, расположенного по адресу: г. С., <адрес> (в районе СТ «Чайка), взыскать с ответчиков в пользу истца судебные расходы. Исковые требования мотивированы тем, что земельный участок истца с кадастровым номером №, имеет статус ранее учтённого объекта недвижимости, а земельный участок, с кадастровым номером №, внесен в Государственный реестр, как вновь созданный объект недвижимости без учета требований статьи 11.9 Земельного кодекса Российской Федерации. Кроме того, по мнению Лебедевой Е.В., оспариваемые распоряжения приняты без учета зарегистрированного права собственности первоначального собственника земельного участка с кадастровым номером № Галюк М.А. Так как, истец является владеющим собственником объекта недвижимости, добросовестность приобретения и право на который зарегистрировано в ЕГРН, запись о земельном участке с кадастровым номером № нарушает право Лебедевой Е.В. в отношении ее права собственности на земельный участок с кадастровым номером №. Согласно доводам истца, признание права ответчика отсутствующим в части земельного участка с кадастровым номером № приведет к восстановлению ее нарушенного права.
Определением Нахимовского районного суда г. Севастополя от 13.02.2020 года к участию в деле третьим лицом, не заявляющим самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Всероссийская общественная организация «Русское географическое общество».
Решением Нахимовского районного суда города Севастополя от 18 сентября 2020 года исковые требования Лебедевой Е.В. удовлетворены. Признано незаконным распоряжение Правительства города Севастополя №17-РП от 23.01.2015 об утверждении схемы расположения земельного участка с кадастровым номером № в части включения в него земельного участка с кадастровым номером № площадью 0,1 га, расположенного по адресу: г. С., <адрес> (в районе СТ «Чайка») в следующих координатах:
№ | № | |
№ | № | № |
№ | № | № |
№ | № | № |
№ | № | № |
№ | № | № |
Признано незаконным распоряжение Правительства города Севастополя №148-РП от 16.03.2015 о включении в реестр собственности города Севастополя земельного участка с кадастровым номером № в части включения в него земельного участка с кадастровым номером № площадью 0,1 га, расположенного по адресу: г. С., <адрес> (в районе СТ «Чайка») в следующих координатах:
№ | № | |
№ | № | № |
№ | № | № |
№ | № | № |
№ | № | № |
№ | № | № |
Признано отсутствующим с исключением регистрационной записи об этом из ЕГРН зарегистрированное за субъектом Российской Федерации – городом федерального значения С. право собственности на земельный участок с кадастровым номером № в части его наложения на границы и площадь земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу: г. С., <адрес> (в районе СТ «Чайка»). С Правительства города Севастополя в пользу Лебедевой Е.В. взысканы судебные расходы в размере 16200 рублей.
Ответчиком Правительством Севастополя подана апелляционная жалоба, просит решение районного суда отменить, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований в полном объеме. В обоснование доводов апелляционной жалобы указывает, что судом не был изучен вопрос правомерности возникновения права собственности истца на земельный участок с кадастровым номером №, и не применен закон, подлежащий применению, действующий на момент возникновения спорных правоотношений. Спорный земельный участок был предоставлен Лебедевой Е.В. в собственность с нарушением ст. ст. 116, 118, 149 Земельного кодекса Украины, поскольку в отношении указанного объекта недвижимости действовал особый правовой режим, т.к. он числился за войсковой частью Черноморского флота РФ, полномочия по распоряжению которым у Севастопольского городского Совета, как органа местного самоуправления города Севастополя, отсутствовали. Указывает, что постановление Правительства Севастополя от 16 марта 2015 года №168-ПП, которым земельный участок с кадастровым номером № был передан в аренду ВОО «Русское географическое общество», в административном или судебном порядке не оспорено, не признано недействительным. Также, в апелляционной жалобе ссылается на то, что спорный земельный участок истца поставлен на кадастровый учет без установления границ земельного участка в соответствии с требованиями земельного законодательства, а также после издания оспариваемого распоряжения Правительства Севастополя от 28.10.2014 года №367. Представленное в материалы дела заключение кадастрового инженера ООО «ЦОН «Скороход» Кащенко М.Ф. не является допустимым доказательством по настоящему гражданскому делу, в связи с тем, что выводы сделаны при отсутствии геодезической съемки, кадастровым инженером территория земельного участка не обследовалась, что подтверждается выводами заключения. Кроме того, преюдициальное значение вышеназванных фактов установлено вступившими в законную силу решениями Нахимовского районного суда города Севастополя от 29.11.2016 года по делу №2-1766/2016 и от 07.07.2016 года по делу №2-316/2016. Также, ответчик указывает, что обжалуемый судебный акт принят при отсутствии надлежащего извещения ответчиков и третьих лиц, в отсутствии их представителей.
Ответчиком Департаментом по имущественным и земельным отношениям города Севастополя также подана апелляционная жалоба, просит решение районного суда отменить, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований. В обоснование доводов апелляционной жалобы указывает, что судом не исследовался вопрос относительно отсутствия у Севастопольского городского Совета полномочий по распоряжению спорным земельным участком, как объектом с особым правовым режимом. Кроме того, согласно сведеньям Департамента архитектуры и градостроительства Севастополя в соответствии с Генеральным планом города Севастополя, утвержденным решением сессии Севастопольского городского Совета от 13.12.2005 года, земельный участок с кадастровым номером № по своему функциональному назначению расположен в зоне спец. территорий, проектируемой зоне общественной застройки общегородского и районного значения, проектируемой зоне зеленых насаждений общего пользования, проектируемой зоне кратковременной рекреации, в зоне водных пространств Черного моря, бухт; в границах красных линий проектируемой дороги, в связи с чем, индивидуальное жилищное строительство на данной территории не предусмотрено. Изменение целевого назначения земельного участка в соответствии с установленным законом порядком не производилось. Ссылается на преюдициальное значение для настоящего гражданского дела решений Нахимовского районного суда по делам №№2-1766/2016, 2-3835/2015. Также, по мнению ответчика, истец, обжалуя распоряжение Правительства Севастополя №17-РП от 23.01.2015, не указывает какому конкретному закону или иному нормативному акту не соответствует оспариваемый документ, а также не конкретизирует свои нарушенные права и законные интересы. Таким образом, схема расположения земельного участка утверждена вышеуказанным распоряжением в строгом соответствии с действующим законодательством, а значит, основания для отказа в издании распоряжения №17-РП от 23.01.2015 об утверждении схемы расположения земельного участка с кадастровым номером № у Правительства отсутствовали.
Третьим лицом ВОО «Русское географическое общество» также подана апелляционная жалоба, просит решение районного суда отменить, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований. В обоснование доводов апелляционной жалобы указывает, что обжалуемый судебный акт принят при ненадлежащем извещении третьего лица, поскольку ВОО Русское географическое общество» стало известно о судебном разбирательстве по настоящему гражданскому делу после принятия решения Нахимовского районного суда города Севастополя от 18 сентября 2020 года. Исковое заявление Лебедевой Е.В., извещение о привлечении ВОО «Русское географическое общество» в качестве третьего лица, а также судебные повестки в адрес третьего лица не направлялись, организацией получены не были. Судебная повестка на судебное заседание, назначенное на 18.09.2020 года, была получена лишь 25.09.2020 года, соответственно третье лицо не имело возможности обеспечить явку своего представителя в судебное заседание, чем существенно были нарушены его права. При этом обжалуемый судебный акт затрагивает и нарушает имущественные интересы ВОО «Русское географическое общество», владеющей земельным участком с кадастровым номером № на законном основании, а именно Постановлении Правительства Севастополя от 16.03.2015 года №168-ПП, которое в административном и судебном порядке не оспорено. Также в апелляционной жалобе указывает на положения ч. 2 ст. 61 ГПК РФ, поскольку при принятии обжалуемого судебного акта были проигнорированы вступившие в законную силу решения Нахимовского районного суда по гражданским делам №№2-3835/2015, 2-1766/2016.
Истцом Ледебевой Е.В. поданы письменные возражения и дополнения к ним на апелляционные жалобы ответчиков и третьего лица, в которых указывает на законность судебного акта районного суда, просит в удовлетворении апелляционных жалоб отказать.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представители ответчиков Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя Гладышева Ю.Е., Правительства Севастополя Смирнов С.Л., Трошин Н.В., Цуканова Д.О., представитель третьего лица Всероссийской общественной организации «Русское географическое общество» Коригова М.Р. доводы апелляционных жалоб поддержали, просили отменить решение районного суда и принять новое решение об отказе в удовлетворении иска в полном объеме.
Представитель истца Ласица А.В. возражал против удовлетворения апелляционных жалоб, ссылаясь на законность и обоснованность судебного акта.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции истец Лебедева Е.В., представитель третьего лица Управления государственной регистрации права и кадастра города Севастополя не явились, о времени и месте судебного заседания по рассмотрению апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в соответствии с правилами ст. 113 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации. Истец воспользовалась правом, предусмотренным частью 1 статьи 48 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации на ведение дела в суде через представителя, полномочия которого подтверждены доверенностью.
Судебная коллегия, заслушав доклад судьи Козуб Е.В., доводы представителей ответчиков и представителя третьего лица, возражения представителя истца, обсудив доводы апелляционных жалоб и письменных возражений на них, изучив материалы гражданского дела, проверив законность и обоснованность судебного акта районного суда в пределах доводов апелляционных жалоб в порядке части 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, приходит к выводу о наличии оснований для отмены решения районного суда и принятия по делу нового решения об отказе в удовлетворении исковых требований Лебедевой Елены Владимировны к Правительству Севастополя, Департаменту по имущественным и земельным отношениям города Севастополя о признании отсутствующим права собственности на земельный участок, признании незаконными распоряжений об утверждении схемы расположения земельного участка и о включении земельного участка в реестр собственности города Севастополя, признании недействительной регистрации права собственности на земельный участок в части наложения границ и площади земельного участка, исключении регистрационной записи из ЕГРН.
В соответствии с частью 1 статьи 195 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, решение суда должно быть законным и обоснованным.
В пункте 3 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 19 декабря 2003 года № 23 «О судебном решении», разъяснено, что решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55, 59-61, 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
В соответствии с частью 1 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, основанием для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального или норм процессуального права.
Судебным разбирательством установлено, что истец Лебедева Е.В. является собственником земельного участка с кадастровым номером №, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, целевое назначение: для индивидуального дачного строительств, расположенного по адресу: г. С., <адрес> (в районе СТ «Чайка»), на основании договора купли-продажи от 25.11.2015 года.
Ранее данный участок принадлежал Галюк М.А. на основании государственного акта на право собственности на земельный участок серии ЯЖ №, выданного Главным управлением Госкомзема в г. Севастополе 29.12.2008 года на основании решения Севастопольского городского Совета от 11 ноября 2008 года №.
26.12.2014 года земельному участку истца присвоен кадастровый номер № с указание того, что граница земельного участка не установлена в соответствии с требованиями земельного законодательства, описание закрепления на местности координат отсутствует.
Распоряжением Правительства Севастополя от 28.10.2014 года № 367 в соответствии с Законом «О бывшей государственной собственности Украины и определении порядка инвентаризации и распоряжения собственностью города Севастополя», Законом города Севастополя от 25 июля 2014 года № 46-ЗС «Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории города Севастополя», Уставом города Севастополя, распоряжением Правительства Севастополя от 28.10.2014 N 360, рассмотрев обращение Президента ВОО «Русское географическое сообщество» от 26.08.2014 (исх. № 14-2205), с целью проведения реконструкции здания Константиновской казематированной батареи и обустройства прилегающей территории, предоставлено в безвозмездное пользование Всероссийской общественной организации «Русское географическое общество» на срок 49 лет недвижимое имущество - комплекс зданий и сооружений с мощением и ограждением, расположенный по адресу: г. Севастополь, Нахимовский район, в районе Радиогорки (ул. Загордянского), в пределах земельного участка, определенного материалами предварительного согласования места размещения объекта строительства и акта о выборе земельного участка ориентировочной площадью 11,6 га, в т.ч. здание Константиновской казематированной батареи (Равелин), общей площадью 818 кв.м., 1917 года ввода в эксплуатацию, и другие объекты недвижимости.
Распоряжениями Правительства Севастополя № 17-РП от 23.01.2015 года и №67-РП от 19.02.2015 года утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане (кадастровой карте) территории, расположенного - г. Севастополь Нахимовский район, в районе Радиогорки, площадью 85630,77 кв.м., согласно приложению. Установлена категория земель - «земли населенных пунктов», установлен вид разрешенного использования «культурное развитие» (код 3.6) «гостиничное обслуживание» (код 4.7).
Согласно пояснительной записке Севастопольского филиала ФГУП «Ростехинвентаризация» - Федеральной БТИ к схеме расположения земельного участка на кадастровом плане (кадастровой карте) территории, схема расположения земельного участка выполнена на основании базы сведений государственного кадастра недвижимости: кадастровый план территории 91/12/14-237 от 18.07.2014 года, сведений картографо-геодезического фонда г. Севастополя: топографо-геодезическая съемка выполнена в 2014 года, сведения о земельном участке: территориальная зона - согласно Генерального плана 2005 года, зона общественной застройки, зона рекреации, земельный участок расположен в кадастровом квартале №, на ситуационном плане земельные участки не отображены.
Постановлением Правительства Севастополя от 16 марта 2015 года № 168-ПП предоставлен Всероссийской общественной организации «Русское географическое общество» в аренду земельный участок, с кадастровым номером №, расположенный по адресу: г. С., <адрес>, в районе Радиогорки, в квартале № (далее - земельный участок), с разрешенным видом использования - "культурное развитие" (код 3.6) и "гостиничное обслуживание" (код 4.7) на 49 лет (л.д.71-73 т.3).
Постановлением Правительства Севастополя от 30 марта 2015 года № 231-ПП внесены изменения в пункт 1 постановления Правительства Севастополя от 16.03.2015 N 168-ПП.
16 марта 2015 года издано Распоряжение Правительства Севастополя №148-РП, в соответствии с которым земельный участок, расположенный по адресу: г. Севастополь, Нахимовский район, в районе Радиогорки, площадью 85631 кв.м., кадастровый номер №, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование - "культурное развитие" (код 3.6) и "гостиничное обслуживание" (код 4.7), включен в Реестр собственности города Севастополя и Главному управлению имущественных и земельных отношений поручено зарегистрировать право собственности города Севастополя на указанный земельный участок.
На основании межевого плана, каталога координат характерных точек границ земельного участка, указанный земельный участок поставлен на кадастровый учет с кадастровым номером №, правообладатель субъект Российской Федерации город федерального значения Севастополь, указанный участок включен в реестр собственности города Севастополя, в ЕГРП на недвижимое имущество и сделок с ним осуществлена регистрация права аренды на основании договора аренды.
Как усматривается из договора аренды, заключенного между Главным Управлением имущественных и земельных отношений г. Севастополя и ВОО «Русское географическое общество» 24.04.2015 года, арендатору передан во временное владение и пользование земельный участок с кадастровым номером №, общей площадью 85631 кв.м, расположенный по адресу г. Севастополь в районе Радиогорки, в квартале № на 49 лет.
Границы исходного земельного участка с кадастровым номером №, полностью пересекают границы земельного участка, с кадастровым номером №, что противоречит действующему законодательству Российской Федерации.
В силу ст. 1 Федерального закона от 24.07. 2007 года №с 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» (далее Закон №221-ФЗ) государственным кадастровым учетом недвижимого имущества признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи (далее уникальные характеристики объекта недвижимости), или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных данным Федеральным законом сведений о недвижимом имуществе.
В соответствии с ч. 1 статьи 5 Закона №221-ФЗ каждый объект недвижимости, сведения о котором внесены в государственный кадастр недвижимости, имеет не повторяющийся во времени и на территории Российской Федерации государственный учетный номер (далее кадастровый номер). Кадастровые номера присваиваются объектам недвижимости органом кадастрового учета.
При этом в государственный кадастр недвижимости вносятся сведения об уникальных характеристиках объекта недвижимости, в том числе об описании местоположения границ земельного участка, площади земельного участка (ст. 7 Закона № 221-ФЗ).
Из ч. 7 ст. 38 Закона №221-ФЗ следует, что местоположение границ земельного участка устанавливается посредством определения координат характерных точек таких границ. Местоположение отдельных частей границ земельного участка также может устанавливаться в порядке, определенном органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений, посредством указания на природные объекты и (или) объекты искусственного происхождения, в том числе линейные объекты, если сведения о таких объектах содержатся в государственном кадастре недвижимости и местоположение указанных отдельных частей границ земельного участка совпадает с местоположением внешних границ таких объектов.
В соответствии с частью 4 ст. 6 Закона №221-ФЗ, при проведении государственного кадастра недвижимости применяется единая государственная система координат, установленная Правительством РФ для использования при осуществлении геодезических и картографических работ.
Документы, представляемые для осуществления кадастрового учета, проходят проверку органом кадастрового учета и в случае выявления их недостаточности или противоречий, в том числе пересечения границ вновь образуемого земельного участка с уже существовавшим участком, выносится решение о приостановлении, а затем об отказе в проведении кадастрового учета.
В соответствии со статьей 11.9 Земельного кодекса РФ, образование земельного участка не должно приводить к «вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также нарушать требования, установленные настоящим Кодексом, другими федеральными законами.
Согласно пункту 16 статьи 11.10 Земельного кодекса РФ основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка является полное или частичное совпадение местоположения земельного участка, образование которого предусмотрено схемой его расположения, с местоположением земельного участка, образуемого в соответствии с ранее принятым решением об утверждении схемы расположения земельного участка, срок которого не истек; разработка схемы расположения земельного участка с нарушением предусмотренных статьей 11.9 настоящего Кодекса требований к образуемым земельным участкам.
В силу статьи 209 Гражданского кодекса РФ, собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.
Разрешая спор по существу, суд первой инстанции пришел к выводу об удовлетворении исковых требований Лебедевой Е.В., исходя из того, что публичный орган власти, при составлении и утверждении схемы расположения земельного участка, кадастровый номер № при издании соответствующего распоряжения не принял во внимание факт наличия ранее учтённого земельного участка, принадлежащего физическому лицу на праве частной собственности площадью 0,1 га, с кадастровым номером №, по адресу: г. С., <адрес>, (в районе СТ «Чайка»).
Однако, с такими выводами суда первой инстанции не может согласиться судебная коллегия, соглашаясь с доводами апелляционных жалоб ответчиков Правительства Севастополя, Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя, третьего лица ВОО «Русское географическое общество», судебная коллегия исходит из следующего.
В соответствии со ст. 60 Земельного кодекса РФ, нарушенное право на земельный участок подлежит восстановлению в случаях: 1) признания судом недействительным акта исполнительного органа государственной власти или акта органа местного самоуправления, повлекших за собой нарушение права на земельный участок; 2) самовольного занятия земельного участка; 3) в иных предусмотренных федеральными законами случаях.
Действия, нарушающие права на землю граждан и юридических лиц или создающие угрозу их нарушения, могут быть пресечены путем, в том числе, восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения (п.4 ч.2 ст. 60 Земельного кодекса РФ).
Согласно заключению № 03-719 от 13.09.2007 года Главного Управления земельных ресурсов г. Севастополя, по данным сектора автоматизированного государственного земельного кадастра и мониторинга земель главного управления земельных ресурсов в г. Севастополе, в соответствии с материалами инвентаризации 2007 года, земельный участок на мысе Северная коса числился за в/ч 53158 Черноморского флота РФ, но данный участок не вошел в Соглашение между Российской Федерацией и Украиной о параметрах раздела Черноморского Флота от 28.05.1997 года.
Пунктом 1 Распоряжения Кабинета Министров Украины от 21.12.2005 года № 555-р «Об управлении государственным имуществом, которое использовал Черноморский флот прежнего СССР», полномочия по управлению государственным имуществом, которое не вошло в Соглашение между Украиной и Российской Федерацией о параметрах раздела Черноморского флота от 28.05.1997 года, но фактически используется Черноморским флотом Российской Федерации возложены на Фонд государственного имущества Украины.
Пунктом 3 данного Распоряжения Министерству иностранных дел, Фонду государственного имущества, Минобороны и Госкомзему при участии заинтересованных центральных и местных органов исполнительной власти и органов местного самоуправления поручено образовать комиссии для проведения инвентаризации государственного имущества, указанного в приложениях 2 и 3 к Соглашению между Российской Федерацией и Украиной о параметрах раздела Черноморского флота от 28.05.1997 года, а также государственного имущества, которое не вошло в настоящие приложения, но фактически используется Черноморским флотом Российской Федерации. Срок проведения указанной инвентаризации установлен до 30 апреля 2006 года.
Поскольку Распоряжением Кабинета Министров Украины от 21.12.2005 года полномочия по управлению государственным имуществом, которое не вошло в соглашение между Российской Федерацией и Украиной о параметрах раздела Черноморского флота от 28.05.1997 года, но фактически используется Черноморским флотом Российской Федерации, переданы Фонду государственного имущества Украины и в отношении спорного земельного участка действовал особый правовой режим, полномочия у Севастопольского городского Совета, как органа местного самоуправления города Севастополя по распоряжению указанным имуществом отсутствовали.
Согласно ч. 5 ст. 116, ч. 1 ст. 149 ЗК Украины, нормы которого действовали в момент предоставления земельного участка в собственность истцу, предоставление гражданам земельных участков, находящихся в собственности или пользовании, производится лишь после их изъятия в порядке, предусмотренном настоящим кодексом.
Кроме того, в силу части 2 ст. 117 ЗК Украины, действовавшей в период передачи в собственность гражданину спорного земельного участка, было предусмотрено, что к землям государственной собственности, которые не могут передаваться в коммунальную собственность, относятся земельные участки, которые используются Черноморским флотом Российской Федерации на территории Украины на основании международных договоров, согласие на обязательность которых предоставлено Верховной Радой Украины, земельные участки, на которых расположены здания, сооружения, другие объекты недвижимого имущества государственной собственности, а также земельные участки, находящиеся в постоянном пользовании органов государственной власти, государственных предприятий, учреждений, организаций, кроме случаев передачи таких объектов в коммунальную собственность.
Статьей 77 Земельного кодекса Украины предусмотрено, что землями обороны признаются земли, предоставленные для размещения и постоянной деятельности воинских частей, учреждений, военно-учебных заведений, предприятий и организаций Вооруженных Сил Украины, других воинских формирований, созданных в соответствии с законодательством Украины. Земли обороны могут находиться только в государственной собственности. Вокруг военных и других оборонных объектов в случае необходимости создаются защитные, охранные и другие зоны с особыми условиями пользования.
Таким образом, учитывая, что спорный земельный участок предоставлен Лебедевой Е.В. в собственность в нарушение требований ст. ст. 116, 118, 117, ст. 149 ЗК Украины, суд первой инстанции пришел к неверному выводу об удовлетворении исковых требований и наличия законных оснований приобретения прав собственности истцом на спорный земельный участок.
Кроме того, судебная коллегия учитывает, что граница земельного участка истца в установленном порядке в натуре не определена, соответствующее заключение кадастрового инженера с приложением каталога характерных точек координат не представлено, земельный участок поставлен на кадастровый учет после передачи его в аренду третьему лицу, в связи с чем, его выделение из какого-либо участка, внесение изменений в кадастровый учет, является невозможным.
Не могут являться основанием для удовлетворения иска и судебные акты арбитражных судов, поскольку установленные в судебных актах обстоятельства прекращения права пользования воинской частью 97701 земельным участком площадью 0,96 га на основании решения Севастопольского городского совета № 4\86 от 15.11.1994 года не относятся к спорному земельному участку в данном деле.
Принимая во внимание доводы апелляционных жалоб, судебная коллегия исходит из того, что обжалуемые истцом распоряжение Правительства Севастополя о включении в реестр собственности города Севастополя земельного участка с кадастровым номером № в части включения в него земельного участка с кадастровым номером №, распоряжение Правительства Севастополя №17-РП от 23.01.2015 года об утверждении схемы расположения земельного участка с кадастровым номером № в части включения в него земельного участка с кадастровым номером №, площадью 0,1 га, расположенного по адресу: г. С., <адрес> (в районе СТ «Чайка) приняты в рамках их полномочий и с соблюдением действующего законодательства, судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии оснований для признания недействительными распоряжений Правительства Севастополя, обязании Управления Севреестра к совершению каких-либо действий. Также, Управление Севреестра не является ответчиком по данному делу, к нему исковых требований истцом не заявлено, на третье лицо не могут решением суда возлагаться какие-либо обязанности.
Руководствуясь ч. 1 ст. 327, п. 2 ст. 328, ст. 329, п. 4 ч. 1 ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия,
ОПРЕДЕЛИЛА:
Апелляционные жалобы ответчиков Правительства Севастополя, Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя, третьего лица Всероссийской общественной организации «Русское географическое общество» на решение Нахимовского районного суда города Севастополя от 18 сентября 2020 года удовлетворить.
Решение Нахимовского районного суда города Севастополя от 18 сентября 2020 года отменить.
Принять новое решение.
Отказать в удовлетворении иска Лебедевой Е. В. к Правительству Севастополя, Департаменту по имущественным и земельным отношениям города Севастополя, третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, Всероссийская общественная организация «Русское географическое общество», Управление государственной регистрации права и кадастра Севастополя о признании отсутствующим права собственности на земельный участок, признании незаконными распоряжений об утверждении схемы расположения земельного участка и о включении земельного участка в реестр собственности города Севастополя, признании недействительной регистрации права собственности на земельный участок в части наложения границ и площади земельного участка, исключении регистрационной записи из ЕГРН.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий: Ж.В.Григорова
Судьи: Е.В.Козуб
А.С.Сулейманова