Судья Шваб Л.В.
Дело № 2-6610/2023
74RS0002-01-2023-004814-12
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
дело № 11-3883/2024
23 мая 2024 года г. Челябинск
Судебная коллегия по гражданским делам Челябинского областного суда в составе:
председательствующего Доевой И.Б.,
судей Елгиной Е.Г., Манкевич Н.И.,
при секретаре судебного заседания Филипповой Д.Р.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Пьянковой Ольги Витальевны к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Челябинской области о возложении обязанности произвести перерасчет пенсии,
по апелляционной жалобе Пьянковой Ольги Витальевны на решение Центрального районного суда города Челябинска от 23 октября 2023 года.
Заслушав доклад судьи Елгиной Е.Г. об обстоятельствах дела, пояснения истца Пьянковой О.В., поддержавшей заявленные требования, пояснения представителя ответчика Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Челябинской области Темирбаевой А.М., полагавшей, что оснований для удовлетворения заявленных требований не имеется, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Пьянкова О.В. обратилась с иском к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Челябинской области (далее – ОСФР по Челябинской области) о возложении обязанности произвести перерасчет величины части расчетного пенсионного капитала, формируемого из сумм страховых взносов и иных поступлений в ОСФР с применением коэффициентов индексации страховой части пенсии, осуществить перерасчет страховой пенсии с даты ее назначения, взыскании расходов по оплате юридических услуг в размере 105 130 рублей. В обоснование иска указала, что с 02 декабря 2017 года является получателем страховой пенсии по старости. С произведенным пенсионным органом расчетом размера пенсии не согласна, считает его заниженным (л.д. 4-10).
В судебное заседание суда первой инстанции истец Пьянкова О.В. не явилась, о времени и месте слушания была извещена, ее представитель Коломоец А.М., действующая на основании доверенностей от 25 ноября 2022 года (л.д. 11,12), исковые требования поддержала по доводам, изложенным в исковом заявлении. Пояснила, что истец зарегистрирована по месту жительства в г. Москве, там же получает пенсию.
Представитель ответчика ОСФР по Челябинской области- Темирбаева А.М., действующая на основании доверенности от 01 сентября 2023 года (л.д. 57), с исковыми требованиями не согласилась, указав что не является надлежащим ответчиком.
Суд постановил решение, которым исковые требования оставил без удовлетворения (л.д. 62-63).
В апелляционной жалобе истец просит решение отменить, принять новое об удовлетворении иска в полном объеме.
Полагает при рассмотрении спора, суд формально сослался на доводы ответчика, не запросил в полном объеме документы, расчеты и обоснования расчетов.
Судом не учтено, что назначение страховой пенсии было произведено территориальным пенсионным органом Тракторозаводского района г. Челябинска, а не пенсионным органом г. Москвы, от которого в настоящее время она получает пенсию по старости. В связи с чем, считает, что надлежащим ответчиком является именно ОСФР по Челябинской области.
Просит учесть позицию, изложенную в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 29 января 2004 года №2-П.
Считает, что судом не был учтен представленный в исковом заявлении контрольный расчет страховой пенсии по старости, указания на сумму недоплаты страховой пенсии по старости.
Полагает судом при вынесении решения были нарушены нормы материального права, ссылки суда на нормативные акты в решении необоснованны. В связи с вступлением в силу Федерального закона от28 декабря 2013 года №400-Ф3 «О страховых пенсиях», с 01 января 2015 года пенсионные права граждан за каждый год фиксируются в баллах (индивидуальных пенсионных коэффициентах - ИПК). Размер страховой пенсии определяется путем умножения ИПК пенсионера на стоимость одного пенсионного коэффициента по формуле, установленной ч. 1 ст. 15 названного Федерального закона (л.д. 69-70).
В соответствии с ч.3 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации вне зависимости от доводов, содержащихся в апелляционных жалобе, представлении, суд апелляционной инстанции проверяет, не нарушены ли судом первой инстанции нормы процессуального права, являющиеся в соответствии с частью четвертой статьи 330 настоящего Кодекса основаниями для отмены решения суда первой инстанции.
В силу п. 4 ч.4 ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основанием для отмены решения суда первой инстанции в любом случае является принятие судом решения о правах и об обязанностях лиц, не привлеченных к участию в деле.
Согласно положениям ч.5 ст. 330 названного Кодекса при наличии оснований, предусмотренных частью четвертой настоящей статьи, суд апелляционной инстанции рассматривает дело по правилам производства в суде первой инстанции без учета особенностей, предусмотренных настоящей главой.
Определением судебной коллегии по гражданским делам Челябинского областного суда от 16 апреля 2023 года, суд апелляционной инстанции перешел к рассмотрению настоящего дела по правилам производства в суде первой инстанции, привлек к участию в деле в качестве третьего лица - Отделение Фонда пенсионного и социального страхования г. Москвы и Московской области.
Поскольку, учитывая заявленные истцом исковые требования, принятое судом решение может повлиять на права и законные интересы Отделения Фонда пенсионного и социального страхования г. Москвы и Московской области. Между тем, указанное Отделение к участию в деле судом первой инстанции в качестве третьего лица не привлечено (л.д. 213-217).
При таких обстоятельствах, учитывая, что принятие судом первой инстанции решения о правах и об обязанностях лица, не привлеченного к участию в деле, в соответствии с п. 4 ч. 4 ст. 330, ч.5 ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации является безусловным основанием к отмене судебного постановления, решение Центрального районного суда города Челябинска от 23 октября 2023 года подлежит отмене.
О времени и месте рассмотрения дела судом апелляционной инстанции третье лицо – Отделение Фонда пенсионного и социального страхования г. Москвы и Московской области, извещено надлежаще, в суд апелляционной инстанции своих представителей не направило, о причинах неявки судебную коллегию не уведомило, с ходатайством об отложении судебного заседания не обратилось. С учетом положений ст.ст. 167,327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия рассмотрела дело в отсутствие указанного лица.
Разрешая вопрос об обоснованности заявленных требований, судебная коллегия исходит из следующего.
Конституция Российской Федерации, гарантируя каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (ч.1 ст. 39), относит определение механизма реализации данного конституционного права к компетенции законодателя (ч.2 ст. 39).
Конституционное право на социальное обеспечение включает и право на получение пенсий в установленных законом случаях и размерах, реализация которого обеспечивается в Российской Федерации путем создания систем обязательного и добровольного пенсионного страхования, а также государственного пенсионного обеспечения.
В рамках реформирования системы обязательного пенсионного страхования законодателем в качестве обязательного страхового обеспечения вместо трудовой пенсии по старости с 1 января 2015 года были введены: страховая пенсия по старости, фиксированная выплата к страховой пенсии и накопительная пенсия (п. 1 ст. 9 Федерального закона от 15 декабря 2001 года №167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации»), а также установлено новое правовое регулирование, закрепляющее условия и порядок их назначения и выплаты (Федеральный закон от 28 декабря 2013 года №400-ФЗ «О страховых пенсиях» и Федеральный закон от 28 декабря 2013 года №424-ФЗ «О накопительной пенсии»).
Согласно ч.1 ст. 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года №400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее по тексту также Федеральный закон от 28 декабря 2013 года №400-ФЗ, Федеральный закон «О страховых пенсиях»), вступившего в силу с 01 января 2015 года, в редакции на момент назначения истцу пенсии, право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.
В силу ч.ч. 1 и 2 ст. 33 указанного Закона страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее, чем со дня возникновения права на указанную пенсию. Днем обращения за страховой пенсией считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления со всеми необходимыми документами, подлежащими представлению заявителем с учетом положений части 7 статьи 21 настоящего Федерального закона.
В соответствии с п. 1 ч. 2 ст. 18 Федерального закона от 28 декабря 2013 года №400-ФЗ основанием для перерасчета размера страховой пенсии является увеличение величины индивидуального пенсионного коэффициента за периоды до 01 января 2015 года.
Порядок определения величины индивидуального пенсионного коэффициента приведен в ст. 15 Федерального закона «О страховых пенсиях».
Указанная величина определяется как сумма индивидуального пенсионного коэффициента за периоды, имевшие место до 01 января 2015 года, и индивидуального пенсионного коэффициента за периоды, имевшие место с 01 января 2015 года, по состоянию на день, с которого назначается страховая пенсия по старости, умноженная на коэффициент повышения индивидуального пенсионного коэффициента при исчислении размера страховой пенсии по старости (ч.5 ст. 15 Федерального закона «О страховых пенсиях»).
Исходя из положений ч. 10 ст. 15 Федерального закона от 28 декабря 2013 года №400-ФЗ, ст.с. 14,29.1,30,30.1,30.2 Федерального закона от 17 декабря 2001 года №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (далее также Федеральный закон от 17 декабря 2001 года №173-ФЗ), индивидуальный пенсионный коэффициент за периоды до 01 января 2015 года определяется с учетом продолжительности страхового стажа и заработка застрахованного лица, имевших место до 01 января 2002 года, страховых взносов, поступивших в Пенсионный фонд Российской Федерации на индивидуальный лицевой счет застрахованного лица за период с 01 января 2002 года по 31 декабря 2014 года.
Согласно п.п. 3 и 4 ст. 30 Федерального закона от 17 декабря 2001 года №173-ФЗ среднемесячный заработок застрахованного лица за 2000 - 2001 годы определяется по сведениям индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования либо за любые 60 месяцев работы подряд на основании документов, выдаваемых в установленном порядке соответствующими работодателями либо государственными (муниципальными) органами. При ликвидации организации справки о периодах работы могут быть выданы соответствующим государственным (муниципальным) органом, например архивным учреждением, а также организацией - не правопреемником, в учредительных документах которой содержатся положения об ответственности за обеспечение сохранности документов по личному составу ликвидированной организации, не имеющей правопреемников.
Согласно п. 2 ст. 30 Федерального закона от 17 декабря 2001 года №173-ФЗ расчетный размер трудовой пенсии при оценке пенсионных прав застрахованного лица может определяться по выбору застрахованного лица либо в порядке, установленном пунктом 3 статьи 30 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ, либо в порядке, установленном пунктом 4 указанной статьи.
Среднемесячный заработок застрахованного лица в соответствии с нормами статьи 30 Федерального закона от 17 декабря 2001 года №173-ФЗ определяется за 2000 - 2001 годы по сведениям индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования либо за любые 60 месяцев работы подряд на основании документов, выдаваемых в установленном порядке соответствующими работодателями либо государственными (муниципальными) органами.
В соответствии с п. 30 ст. 30 Федерального закона от 17 декабря 2001 года №173-ФЗ отношение среднемесячного заработка застрахованного лица к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации (ЗР / ЗП) учитывается в размере не свыше 1,2.
В силу пп. 2 п. 1 ст. 30.3 вышеуказанного Федерального закона размер трудовой пенсии подлежит перерасчету при изменении величины расчетного пенсионного капитала, в том числе влекущего за собой изменение суммы валоризации, в случае предоставления дополнительных документов, подтверждающих среднемесячный заработок застрахованного лица, который не был учтен при осуществлении указанному лицу оценки пенсионных прав в соответствии со статьей 30 настоящего Федерального закона при установлении ему трудовой пенсии.
Согласно ст.ст. 5 и 30 Федерального закона от 17 декабря 2001 года №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» трудовые пенсии могут состоять из двух частей, в том числе страховой, которая рассчитывается при оценке пенсионных прав, приобретенных до 01 января 2002 года, исходя из величины среднемесячного заработка застрахованного лица за 2000 - 2001 годы по сведениям индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, либо за любые 60 месяцев подряд на основании документов, выдаваемых в установленном порядке работодателями либо государственными (муниципальными) органами.
Пенсионное законодательство основывается на том, что установление, перерасчет и выплата пенсии пенсионным органом могут быть произведены на основании документов, из которых можно сделать вывод об индивидуальном характере заработка работника.
В судебном заседании установлено, что Пьянкова О.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения с 02 декабря 2017 года является получателем страховой пенсии по старости, назначенной ей в соответствии с ч. 1 ст. 8 Федерального закона «О страховых пенсиях» назначенной ей решением пенсионного органа Тракторозаводского района г. Челябинска (л.д. 158)
01 сентября 2022 года выплатное пенсионное дело Пьянковой О.В. было ответчиком передано в Государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации № 8 по г. Москве и Московской области в связи со сменой ею места жительства. С этого же времени выплату страховой пенсии истцу осуществляет ОСФР по г. Москве и Московской области (л.д. 182, 185-187).
Как пояснила Пьянкова О.В. в судебном заседании суда апелляционной инстанции с установленным ответчиком коэффициентом среднего заработка в размере 0,84, полагает, что он должен быть рассчитан в максимальном размере.
Как следует из материалов выплатного дела представленного по запросу судебной коллегии, расчет страховой пенсии истца был произведен в соответствии с п. 3 ст. 30 Федерального закона от 17 декабря 2001 года №173-ФЗ, по наиболее выгодному варианту, что Пьянковой О.В. не оспаривалось.
Общий трудовой стаж истца по состоянию на 01 января 2002 года составил – 19 лет 04 месяца 18дней, при этом Пенсионным органом были учтены все ее периоды работы, отраженные в трудовой книжке.
Стажевый коэффициент составил – 0,55.
Отношение среднемесячной заработной платы за период с апреля 1990 года по март 1995 года к среднемесячному заработку по стране за указанный период составило 2,157 (учтено в размере 1,2.
Величина ИПК до 01 января 2015 года составила 87,191, на 01 августа 2022 года – 94,663 (л.д. 159-166, 173-181).
В судебном заседании истец не смогла пояснить, откуда ей стало известно о коэффициенте среднего заработка в размере 0,84. Документов с указанным коэффициентом в материалах выплатного дела истца не имеется. Более того, в своем расчете истец указывает размер ИПК меньше, чем определен Пенсионным органом ответчика. Подробный математический расчет ИПК также представлен ОСФР по Челябинской области в суд (л.д. 99-100). Указанный расчет истец не оспаривала.
Также из представленных документов следует, что ответчиком Пьянковой О.В. в период получения ею пенсии в г. Челябинске производилась индексация получаемой пенсии в соответствии с действующим законодательством.
В связи с чем, доводы иска Пьянковой О.В. о неправильном расчете пенсии ответчиком являются необоснованными.
Более того, ст. 21 Федерального закона от 28 декабря 2013 года №400-ФЗ определен порядок установления страховых пенсий, выплаты и доставки страховых пенсий, фиксированной выплаты к страховой пенсии.
Согласно ч. 1 указанно статьи 21 Закона установление страховых пенсий и выплата страховых пенсий, включая организацию их доставки, производятся органом, осуществляющим пенсионное обеспечение в соответствии с Федеральным законом от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», по месту жительства лица, обратившегося за страховой пенсией.
В соответствии с ч. 5 ст. 21 Федерального закона Российской Федерации «О страховых пенсиях» при смене пенсионером места жительства выплата страховой пенсии, включая организацию ее доставки, осуществляется на основании его выплатного дела по его новому месту жительства или месту пребывания, подтвержденным документами о регистрации, выданными органами регистрационного учета в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, либо по месту фактического проживания, подтвержденному личным заявлением пенсионера.
П. 56 «Правил выплаты пенсий, осуществления контроля за их выплатой, проведения проверок документов, необходимых для их выплаты, начисления за текущий месяц сумм пенсии в случае назначения пенсии другого вида либо в случае назначения другой пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации, определения излишне выплаченных сумм пенсии» также предусмотрено, что при смене пенсионером места жительства в пределах Российской Федерации выплата пенсии, включая организацию ее доставки, осуществляется на основании его выплатного дела по новому месту жительства или месту пребывания либо по месту фактического проживания, подтвержденному заявлением пенсионера и документами, предусмотренными частью 5 статьи 21 Федерального закона «О страховых пенсиях». При этом выплатное дело снимается с учета на основании распоряжения территориального органа Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации на основании запроса территориального органа Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по новому месту жительства, подготовленного в соответствии с заявлением пенсионера о доставке пенсии, в котором указана информация о запросе выплатного дела.
Следовательно, ОСФР по Челябинской области является ненадлежащим ответчиком по делу, поскольку с 2022 года выплату страховой пенсии истцу осуществляет ОСФР по г. Москве и Московской области и на указанного истцом ответчика не может быть возложена обязанность по произведению перерасчета пенсии.
Ссылка истца на Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 29 января 2004 года №2-П не свидетельствует об обоснованности заявленных ею требований, поскольку в названном постановлении Конституционный Суд Российской Федерации высказал позицию относительно того, что граждане, приобретшие пенсионные права до введения нового правового регулирования, сохраняются ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства Российской Федерации, действовавшего на момент приобретения права. Помимо этого Конституционный Суд Российской Федерации подтвердил право законодателя вносить изменения в действующее правовое регулирование, оказывающие неблагоприятное воздействие на правовое положение граждан, обеспечивая, однако, соблюдение конституционных требований, в частности вытекающих из принципа поддержания доверия граждан к закону и действиям государства.
Таким образом, в удовлетворении иска следует отказать.
Поскольку оснований для удовлетворения исковой требований Пьянковой О.В. не имеется, с учетом положений ч.1 ст. 98, ч.1 ст. 100 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации также не имеется оснований для взыскания в пользу истца расходов на оплату услуг представителя.
Руководствуясь статьями 327-330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Центрального районного суда города Челябинска от 23 октября 2023 года отменить.
В удовлетворении исковых требований Пьянковой Ольги Витальевны к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Челябинской области о возложении обязанности произвести перерасчет пенсии отказать.
Председательствующий
Судьи
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 27 мая 2024 года.