Решение по делу № 2-366/2017 от 19.06.2017

дело № 2-366/2017 г. Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

26 июля 2017 года г. Бежецк

Бежецкий городской суд Тверской области в составе:

председательствующего судьи Абрамовой И.В.

при секретаре Репиной Н.А.,

с участием истцов Басовой Н.Г., Басторина С.И., Дубинина С.И., Ломаковой Г.Г.,

представителя истцов Сердцевой Н.Е.,

представителя ответчика администрации Бежецкого района и третьего лица администрации Городского поселения - г.Бежецк Тверской области Лихачевой Т.В.,

представителя третьего лица ООО «Бежецк-Агро» Пичугина С.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Басовой Н.Г., Басторина С.И., Дубинина С.И., Степанова А.А. и Ломаковой Г.Г. к администрации Бежецкого района об обязании предоставить вне очереди по договору социального найма благоустроенные жилые помещения, пригодные для проживания и отвечающие установленным требованиям применительно к условиям населенного пункта г. Бежецка Тверской области, в виде отдельных благоустроенных квартир в соответствии с нормами предоставления жилой площади в г. Бежецке Тверской области, не менее по общей площади ранее занимаемым помещениям, находящиеся в черте населенного пункта г.Бежецк,

у с т а н о в и л :

Басова Н.Г., Басторин С.И., Дубинин С.И., Ломакова Г.Г. и Степанов А.А. обратились в суд с иском к администрации Бежецкого района об обязании предоставить вне очереди по договору социального найма жилые помещения.

Требования мотивировали следующим. Они проживают и зарегистрированы по месту жительства по адресу: <адрес> более 25 лет. Предоставить домовую книгу не имеют возможности, так как несколько лет назад она была изъята собственником дома. Согласно ответу ГЖИ Тверской области дом, в котором они (истцы) живут, является нежилым зданием. Изначально здание принадлежало Бежецкому льнозаводу, квартиры, в которых они сейчас живут, выдавались им, родителям по ордерам, не у всех они сохранены. На основании данных технической инвентаризации от ДД.ММ.ГГГГ БТИ был составлен технический паспорт, в котором назначение некоторых помещений на первом этаже здания обозначалось как 5 жилых комнат и 4 кухни. На основании технической инвентаризации объекта от ДД.ММ.ГГГГ был составлен технический паспорт, в котором назначение некоторых помещений на 1-ом этаже здания также обозначалось как 5 жилых комнат и 4 кухни. Согласно справке архивного отдела администрации Бежецкого района Тверской области от ДД.ММ.ГГГГ Бежецкий льнозавод Калининской области решением комитета по управлению имуществом Тверской области от ДД.ММ.ГГГГ реорганизован в акционерное общество открытого типа «Бежецкий льнозавод». Позже здание конторы было продано ООО «Тверская агропромышленная компания» на основании договора купли-продажи имущества от ДД.ММ.ГГГГ В последствии здание перепродавалась другим организациям. Они проживают длительное время на постоянной основе в указанных квартирах, оплачивали коммунальные услуги собственнику здания, затем он отказался принимать плату за услуги электроснабжения и водоснабжения, водоотведение, теплоснабжение. ООО
«Бежецк-Агро» предпринимаются попытки выселить их из квартир, вывешивалось объявление о необходимости выселения; после возгорания электросчетчика ДД.ММ.ГГГГ в здании ООО «Бежецк-Агро» не предприняло мер по восстановлению электроснабжения в части здания. Им известно, что Общество предпринимало меры по отчуждению здания, в котором они проживают, путем продажи физическому лицу Овчинникову О.Ю., проживающему в <адрес>. Неоднократно они обращались в администрацию Бежецкого района Тверской области с заявлениями о содействии в сложившейся непростой для них ситуации: за заключением договоров социального найма, за обследованием помещений, в которых проживают на предмет соответствия их назначению - жилые помещения, а также на предмет пригодности для проживания. В связи с тем, что предприятие Льнозавод г. Бежецка было акционировано (приобрело статус коммерческой организации), но свой жилищный фонд по каким-то причинам не передало муниципалитету г. Бежецка, либо органы местного самоуправления не приняли его на баланс, истцы считают, что они, как проживающие в таких помещениях на законных основаниях по сути на условиях социального найма, имеют право на предоставление им жилья в черте г. Бежецка вне очереди администрацией Бежецкого района Тверской области по договору социального найма в соответствии с нормами предоставления жилой площади. Ссылаясь на ст.12 ГК РФ, ст. 46 Конституции РФ, просили обязать администрацию Бежецкого района Тверской области во внеочередном порядке предоставить им, Басовой Н.Г., Басторину С.И., Дубинину С.И., Ломаковой Г.Г., Степанову А.А. по договорам социального найма благоустроенные, пригодные для проживания и отвечающие установленным требованиям применительно к условиям населенного пункта г. Бежецка Тверской области жилые помещения в виде отдельных благоустроенных квартир в соответствии с нормами предоставления жилой площади в г. Бежецке Тверской области, не менее по общей площади ранее занимаемым помещениям, находящиеся в черте населенного пункта г. Бежецк.

В судебном заседании истцы Басова Н.Г., Басторин С.И., Дубинин С.И., Ломкова Г.Г. и их представитель Сердцева Н.Е. заявленные требования поддержали, просили удовлетворить. Истцы указали, что предъявление иска в основном вызвано тем, что у них сложились конфликтные отношения с собственником здания - ООО «Бежецк-Агро». В ДД.ММ.ГГГГ. суд выносил решение об обязании Общества не чинить им препятствий в пользовании жилыми помещениями, затем было решение суда об обязании ООО восстановить электроснабжение дома, которого не было у них более полугода. Басторину и Басовой было отказано администрацией в постановке на очередь нуждающихся в жилом помещении. Однако это решение они не обжаловали. В целом условия проживания в доме нормальные - у них имеется центральное водоснабжение, канализация, отопление. Однако, дом -дореволюционной постройки, требуется ремонт кровли, но собственник на контакт с ними не идет. Сами они ремонтом дома не занимались.

Представитель ответчика администрации Бежецкого района Тверской области и третьего лица - администрации Городского поселения - г.Бежецк Лихачева Т.В. иск не признала, просила в его удовлетворении отказать, поддержав доводы письменных возражений на него, согласно которым в соответствии со ст.ст. 49, 52, 57 ЖК РФ органами местного самоуправления предоставляются жилые помещения по договорам социального найма гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях. В диспозиции данных статей дан исчерпывающий перечень граждан, имеющих право на получение как в порядке общей очереди, так и вне очереди жилых помещений по договорам социального найма. Лица, проживающие в помещениях нежилого здания, расположенного по адресу: <адрес>, в силу закона не могут претендовать на внеочередное получение жилых помещений по договору социального найма. Данное обстоятельство обусловлено отсутствием условий, указанных в нормах материального права, на предоставление жилых помещений вне очереди по договору социального найма. Так как здание, где живут истцы, не признано в установленном порядке жилым, оно не может быть признано аварийным или непригодным для проживания в соответствии с положением, утвержденным постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 N 47. Это здание никогда на балансе администрации Бежецкого района не числилось. Оно являлось собственностью разных организаций, последним - является ООО «Бежецк-Агро». Именно он в силу норм материального права несет права и обязанности за имущество, находящееся в собственности. ООО в соответствии со ст.ст. 22, 23 ЖК РФ не изъявляло желания изменить статус здания с нежилого на жилое. Соответственно, не способствовал появлению возможности последующего проведения соответствующих процедур по признанию или не признанию данного здания, как жилого, непригодным для проживания, а равно и возможной постановке на учет граждан, проживающих в данном здании, на учет в качестве нуждающихся во внеочередном предоставлении жилья по договору социального найма. Сам по себе факт проживания в здании граждан не свидетельствует о том, что здание является жилым либо подлежит признанию таковым. В ходе неоднократных личных встреч с истцами им давались разъяснения по данной ситуации, предлагалось встать на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий с предоставлением необходимого пакета документов на жилищную комиссию администрации Бежецкого района. Данная работа в настоящее время осуществляется. Также на заседании межведомственной комиссии Бежецкого района рассматривался вопрос о возможном признании вышеуказанного нежилого здания пригодным для проживания, на которой было выражено общее мнение, соответствующее нормам материального права, о неправомочности на принятие подобного рода решений в отношении нежилых зданий.

Представитель третьего лица ООО «Бежецк-Агро» Пичугин С.В., руководитель организации, иск поддержал, просил удовлетворить, пояснив, что <адрес> требует капительного ремонта, однако чинить препятствия в пользования истцами занимаемыми ими квартирами они не намерены. Полагал, что поскольку органом исполнительной власти Бежецкого района много лет назад были предоставлены гражданам в нежилом здании для проживания квартиры, то такими решениями были нарушены их жилищные права, которые должны быть восстановлены путем предоставления им по договорам соцнайма вне очереди квартир в г.Бежецке сейчас.

Третьи лица Дубинина Т.А. и Овчинников О.Ю. в судебное заседание не явились, о его дате, времени и месте извещались неоднократно, заранее, надлежащим образом, возражений по существу иска не представили.

В соответствии с выпиской из ЕГРЮЛ, представленной налоговым органом, третье лицо по делу - ОАО «Бежецкий лен» ликвидировано ДД.ММ.ГГГГ (л.д.170-177 т.1).

Выслушав участников процесса, изучив доводы иска, возражений на него, суд приходит к следующему.

Как следует из материалов дела, в <адрес> фактически проживают и имеют регистрацию ряд граждан, в том числе истцы.

Указанные обстоятельства подтверждены документально и не оспариваются сторонами.

Так, согласно ордеру на жилое помещение от ДД.ММ.ГГГГ, выданному администрацией г.Бежецка и Бежецкого района, Басторину И.В. предоставлено жилое помещение размером 21,9 кв м, состоящее из отдельной комнаты, по адресу: <адрес> (л.д. 243 т.2).

В соответствии с паспортными данными Басторина С.И. он зарегистрирован в <адрес> с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время (л.д. 43 т.1).

В соответствии с ордером на жилое помещение от ДД.ММ.ГГГГ, выданным исполнительным комитетом Бежецкого Совета народных депутатов, Дубининой Т.А. на основании решения горисполкома от ДД.ММ.ГГГГ предоставлено жилое помещение размером 15,3 кв м, состоящее из отдельной комнаты, по адресу: <адрес>, основание выдачи ордера: решение администрации от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 14 т.1).

В соответствии с паспортными данными Дубинина Т.А. зарегистрирована в <адрес> с ДД.ММ.ГГГГ, Дубинин С.И. – с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время (л.д. 40, 41 т.1).

В соответствии с паспортными данными Басова Н.Г. зарегистрирована в <адрес> с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время (л.д. 42 т.1).

По паспортным данным Ломаковой Г.Г. она зарегистрирована в <адрес> с ДД.ММ.ГГГГ, ее сын - Степанов А.А. – с ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 44,45 т.1).

Сведения о регистрации истцов по указанному месту жительства подтверждаются данными, представленными отделом по вопросам миграции МО МВД России «Бежецкий» (л.д. 112-116 т.1).

В соответствии с материалами инвентарного дела, начиная с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время, в нежилом здании по адресу: <адрес>, имеются 5 жилых комнат, а также кухни (л.д. 48-84 т.1).

По сообщению Управления Росреестра по Тверской области истцы Басторин С.И., Басова Н.Г., Дубинин С.И., Степанов А.А. и Ломакова Г.Г. в собственности жилых помещений не имеют (л.д. 101-106, 117-127 т.1).

Согласно сообщениям Бежецкого филиала ГУП «Тверское областное БТИ» Басова Н.Г., Дубинин С.И., Степанов А.А. и Ломакова Г.Г. в приватизации жилых помещений не участвовали (л.д. 226 т.2, л.д. 11-12, 34 т.3). Басторин С.И. участвовал в приватизации квартиры по адресу: <адрес> ДД.ММ.ГГГГ, дата регистрации прекращения права- ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 125 т.1).

По сведениям, представленным администрацией Бежецкого района Тверской области, Басовой Н.Г. отказано в постановке на учет нуждающихся в жилых помещениях постановлением администрации Бежецкого района от ДД.ММ.ГГГГ, поскольку площадь занимаемого ею на данный момент жилого помещения превышает учетную норму жилплощади, принятую по г.Бежецку (л.д. 217-221 т.2), Степанов А.А. и Ломакова Г.Г. (как член его семьи, состоящей из 4 человек) поставлены на учет нуждающихся в жилом помещении постановлением администрации Бежецкого района от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 1-7 т.3), Дубинин С.И. поставлен на учет нуждающихся в жилом помещении постановлением администрации Бежецкого района от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 234-237 т.2), Басторину С.И. постановлением администрации Бежецкого района от ДД.ММ.ГГГГ отказано в постановке на учет нуждающихся в жилом помещении, поскольку не истек 5-летний срок со дня совершения действий с намерением приобретения права состоять на учете нуждающихся в жилом помещении (л.д. 234-237 т.1).

Названные решения об отказе в постановке на учет нуждающихся в жилом помещении Басовой и Басториным не оспорены, не обжаловались в судебном порядке.

Согласно сообщению Бежецкого филиала ГУП Тверское областное БТИ от ДД.ММ.ГГГГ им по заявке собственника ООО «Тверская агропромышленная компания» была проведена техническая инвентаризация объекта недвижимости (составлен технический паспорт по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ) на нежилое здание офиса по адресу: <адрес> в котором по факту в экспликацию к поэтажному плану на первом этаже здания внесены функциональные назначения помещения, в том числе: пять жилых комнат (номер по экспликации №) и четыре кухни (номер по экспликации №). Другими данными о функциональном назначении вышеуказанных помещений в здании не располагают. Здание по данному адресу, эксплуатируемое собственником под офис, имеет статус – нежилое здание. Информацией о смене статуса нежилого здания офиса не располагают (л.д. 193 т.1).

В соответствии с решением Собрания депутатов Бежецкого района Тверской области от ДД.ММ.ГГГГ «О принятии органами местного самоуправления муниципального образования «Бежецкий район» Тверской области осуществления полномочий от органов местного самоуправления муниципального образования –г.Бежецк Тверской области» с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ принято осуществление полномочий органами местного самоуправления МО «Бежецкий район» Тверской области от органов местного самоуправления МО «Городское поселение - г.Бежецк» Тверской области, в том числе владения, пользования и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения, обеспечению проживающих в поселении и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями…, а также иных полномочий органа местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством (л.д. 94-97 т.1).

В соответствии со ст. 18 Закона РФ от 4 июля 1991 г. N 1541-I "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями) (в редакции, действовавшей на момент приватизации имущества Бежецкого льнозавода) при переходе государственных или муниципальных предприятий, учреждений в иную форму собственности либо при их ликвидации жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений, должен быть передан в хозяйственное ведение или оперативное управление правопреемников этих предприятий, учреждений (если они определены) либо в ведение органов местного самоуправления поселений в установленном порядке с сохранением всех жилищных прав граждан, в том числе права на приватизацию жилых помещений.

Пунктом 1 указа Президента РФ от 10 января 1993 года № 8 «Об использовании объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения приватизируемых предприятий» устанавливался запрет на включение объектов жилищного фонда в состав приватизируемого имущества при приватизации предприятий, находящихся в федеральной (государственной) собственности. Указанные объекты, являясь федеральной (государственной) собственностью, должны находиться в ведении местной администрации по месту расположения объекта.

Таким образом, указанными выше нормами не допускалось включение объектов жилищного фонда в состав приватизируемого имущества государственных и муниципальных предприятий. Такие объекты подлежали передаче в муниципальную собственность.

В силу п. 2 Постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 года N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность" объекты государственной собственности, указанные в Приложении N 3 к названному Постановлению (в которое, в частности, включены объекты жилищного фонда), независимо от того, на чьем балансе они находятся, передаются в муниципальную собственность городов и районов.

Из содержания приведенной нормы следует, что объекты, указанные в приложении N 3 к Постановлению Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 года N 3020-1, являются объектами муниципальной собственности непосредственно в силу прямого указания закона независимо от того, оформлено ли это в установленном порядке. Отсутствие утвержденного перечня объектов муниципальной собственности само по себе не свидетельствует о том, что спорный объект не является объектом муниципальной собственности.

Установлено, что здание, в котором были зарегистрированы и фактически проживают на данный момент граждане (истцы по настоящему делу), имеет статус нежилого, поэтому в силу приведенных норм действовавшего на тот момент законодательства оно не было передано Бежецким льнозаводом и, соответственно, принято администрацией Бежецкого района в муниципальную собственность.

По указанным причинам рассматриваемое здание было включено в план приватизации Бежецкого льнозавода (что следует из представленного Управлением Росреестра по Тверской области дела правоустанавливающих документов на здание конторы (офис) по адресу: <адрес>) (л.д. 1-202 т.2), после чего неоднократно продавалось, и последним его собственником является ООО «Бежецк-Агро». Сделки купли-продажи здания никем не оспаривались.

В соответствии со ст. 5 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями) к жилищным отношениям, возникшим до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, Жилищный кодекс Российской Федерации применяется в части тех прав и обязанностей, которые возникнут после введения его в действие, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

Факт вселения истцов в помещения указанного нежилого здания в связи с наличием трудовых отношений с Бежецким льнозаводом и законность их вселения, а также статус данного здания как нежилого, никем не оспаривается.

Согласно ч. ч. 1, 4 ст. 15 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) объектами жилищных прав являются жилые помещения.

Жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства РФ от 28 января 2006г.N47 утверждено Положение о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.

Пунктом 1 Положения определено, что им устанавливаются требования к жилому помещению, порядок признания жилого помещения пригодным для проживания и основания, по которым жилое помещение признается непригодным для проживания, и в частности многоквартирный дом признается аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.

Согласно Положению оценка и обследование помещения в целях признания его жилым помещением, жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома в целях признания его аварийным и подлежащим сносу или реконструкции осуществляются межведомственной комиссией, создаваемой в этих целях, и проводятся на предмет соответствия указанных помещений и дома установленным в настоящем Положении требованиям.

Орган местного самоуправления создает в установленном им порядке комиссию для оценки жилых помещений жилищного фонда Российской Федерации, многоквартирных домов, находящихся в федеральной собственности, муниципального жилищного фонда и частного жилищного фонда, за исключением случаев, предусмотренных пунктом7.1 настоящего Положения.

В соответствии с п. 42 Положения комиссия на основании заявления собственника помещения, федерального органа исполнительной власти, осуществляющего полномочия собственника в отношении оцениваемого имущества, правообладателя или гражданина (нанимателя) либо на основании заключения органов государственного надзора (контроля) по вопросам, отнесенным к их компетенции, проводит оценку соответствия помещения установленным в настоящем Положении требованиям и принимает решения в порядке, предусмотренном пунктом47 настоящего Положения.

Пунктом 43 данного Положения определено, что при оценке соответствия находящегося в эксплуатации помещения установленным в настоящем Положении требованиям проверяется его фактическое состояние. При этом проводится оценка степени и категории технического состояния строительных конструкций и жилого дома в целом, степени его огнестойкости, условий обеспечения эвакуации проживающих граждан в случае пожара, санитарно-эпидемиологических требований и гигиенических нормативов, содержания потенциально опасных для человека химических и биологических веществ, качества атмосферного воздуха, уровня радиационного фона и физических факторов источников шума, вибрации, наличия электромагнитных полей, параметров микроклимата помещения, а также месторасположения жилого помещения.

Согласно п. 44 указанного Положения процедура проведения оценки соответствия помещения установленным в настоящем Положении требованиям включает:

- прием и рассмотрение заявления и прилагаемых к нему обосновывающих документов;

- определение перечня дополнительных документов (заключения (акты) соответствующих органов государственного надзора (контроля), заключение проектно-изыскательской организации по результатам обследования элементов ограждающих и несущих конструкций жилого помещения), необходимых для принятия решения о признании жилого помещения соответствующим (не соответствующим) установленным внастоящем Положении требованиям;

- определение состава привлекаемых экспертов, в установленном порядке аттестованных на право подготовки заключений экспертизы проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий, исходя из причин, по которым жилое помещение может быть признано нежилым, либо для оценки возможности признания пригодным для проживания реконструированного ранее нежилого помещения;

- работу комиссии по оценке пригодности (непригодности) жилых помещений для постоянного проживания;

- составление комиссией заключения в порядке, предусмотренном пунктом47 настоящего Положения, по форме согласно приложению N1 (далее - заключение);

- составление акта обследования помещения (в случае принятия комиссией решения о необходимости проведения обследования) и составление комиссией на основании выводов и рекомендаций, указанных в акте, заключения. При этом решение комиссии в части выявления оснований для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции может основываться только на результатах, изложенных в заключении специализированной организации, проводящей обследование;

- принятие соответствующим федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления решения по итогам работы комиссии;

- передача по одному экземпляру решения заявителю и собственнику жилого помещения (третий экземпляр остается в деле, сформированном комиссией).

Согласно п. 47 Положения по результатам работы комиссия принимает одно из следующих решений об оценке соответствия помещений и многоквартирных домов установленным в настоящем Положении требованиям:

о соответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, и его пригодности для проживания;

о выявлении оснований для признания помещения подлежащим капитальному ремонту, реконструкции или перепланировке (при необходимости с технико-экономическим обоснованием) с целью приведения утраченных в процессе эксплуатации характеристик жилого помещения в соответствие с установленными в настоящем Положении требованиями;

о выявлении оснований для признания помещения непригодным для проживания;

о выявлении оснований для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим реконструкции;

о выявлении оснований для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу;

об отсутствии оснований для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.

К жилым помещениям относятся, в том числе квартиры и комнаты (ст. 16 ЖК РФ). Квартирой признается структурно обособленное помещение в многоквартирном доме, обеспечивающее возможность прямого доступа к помещениям общего пользования в таком доме и состоящее из одной или нескольких комнат, а также помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком обособленном помещении.

Комнатой признается часть жилого дома или квартиры, предназначенная для использования в качестве места непосредственного проживания граждан в жилом доме или квартире.

Согласно ч. 1 и ч. 2 ст. 57 ЖК РФ жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев.

Вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются, в том числе гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат, а также гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в п. 4 ч. 1 ст. 51 настоящего Кодекса перечне.

Таких оснований, позволяющих обязать ответчика предоставить истцам вне очереди жилые помещения по договорам социального найма, предусмотренных ст. 57 ЖК РФ, нет. Сведений о том, что истцы страдают тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в п. 4 ч. 1 ст. 51 ЖК РФ перечне, материалы дела не содержат.

Доказательств обратного суду не представлено.

Здание, где расположены занимаемые истцами квартиры, аварийным в установленном законом порядке не признавалось, названные квартиры истцов непригодными для проживания также признаны не были.

В соответствии с пунктом 3 ст. 85 ЖК РФ граждане выселяются из жилых помещений с предоставлением других благоустроенных жилых помещений по договорам социального найма в случае, если жилое помещение признано непригодным для проживания.

Как следует из положений ст. 87 ЖК РФ, если жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, подлежит переводу в нежилое помещение или признано непригодным для проживания, выселяемым из такого жилого помещения гражданам наймодателем предоставляется другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма.

На основании ст. 89 ЖК РФ предоставляемое гражданам в связи с выселением по основаниям, которые предусмотрены статьями 86 - 88 настоящего Кодекса, другое жилое помещение по договору социального найма должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в границах данного населенного пункта. В случаях, предусмотренных федеральным законом, такое предоставляемое жилое помещение с согласия в письменной форме граждан может находиться в границах другого населенного пункта субъекта Российской Федерации, на территории которого расположено ранее занимаемое жилое помещение. В случаях, предусмотренных федеральным законом, гражданам, которые состоят на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях или имеют право состоять на данном учете, жилые помещения предоставляются по нормам предоставления.

По сообщению администрации Бежецкого района Тверской области от ДД.ММ.ГГГГ постановление Правительства РФ от 28 января 2006г.N47 об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции предусматривает обследование межведомственной комиссией Бежецкого района жилого помещения на предмет пригодности, непригодности для проживания. Межведомственная комиссия осуществлять обследование нежилого помещения в целях установления факта пригодности или непригодности для проживания не правомочна. Она может осуществлять свою работу в части перевода нежилого помещения в жилое, но после поступления в ее адрес необходимого пакета документов, оговоренных в статье 23 Жилищного кодекса Российской Федерации, и осуществить проведение работы о признании жилого помещения непригодным для проживания (аварийным). Обследование на предмет аварийности здания по <адрес>, которое является офисом, проводится специализированной организацией. Согласно протоколу совещания межведомственной комиссии Бежецкого района от ДД.ММ.ГГГГ решено, что данная комиссия не правомочна обследовать нежилое здание по <адрес> на предмет пригодности (непригодности) для проживания (л.д. 187-190 т.1).

Таким образом, установлено, что здание, в котором были зарегистрированы и фактически проживают длительное время истцы, не было принято администрацией <адрес> в муниципальную собственность, поскольку имеет статус нежилого (оно являлось конторой Бежецкого льнозавода, на данный момент имеет функциональное назначение офиса ООО «Бежецк-Агро»). Оно не признавалось аварийным, жилые комнаты в нем непригодными для проживания в установленном законом порядке признаны не были. Статус нежилого здания не изменен на жилое. Заявлений собственника об изменении функционального назначения здания в межведомственную комиссию Бежекого района не поступало.

Вселяясь в предоставляемые им помещения указанного здания конторы (офиса), истцы знали и согласились с тем, что оно является нежилым, в нем имелись помещения бухгалтерии, кабинет директора, служебные помещения (что следует из технической документации, представленной в дело). Данный факт ими не оспаривается.

Истцы, обладавшие правом быть поставленными на учет нуждающихся в жилым помещениях (ввиду того, что занимаемая ими жилая площадь, менее учетной нормы), поставлены администрацией Бежецкого района на такой учет, соответственно, их жилищные права не нарушены. Истцы Басова и Басторин не лишены права в судебном порядке оспорить законность решений администрации Бежецкого района об отказе в постановке их на учет нуждающихся в жилых помещениях, чего до настоящего времени не сделали.

Истцам было известно, что здание, в котором они проживают, было приватизировано, затем неоднократно приобреталось несколькими коммерческими организациями (что подтверждается вышеприведенными материалами дела правоустанавливающих документов), сделки купли-продажи недвижимости ими в суде не оспаривались.

Суд считает, что предъявление рассматриваемого иска в суд вызвано не наличием оснований, предусмотренных вышеприведенными нормами ЖК РФ, предусматривающими возможность предоставить вне очереди жилое помещение по договору социального найма истцам, а наличием длительной конфликтной ситуации между ними с одной стороны и ООО «Бежецк-Агро» - собственником здания, где они проживают, – с другой. Все истцы суду заявили, что их в целом устраивают занимаемые ими помещения, в здании имеются и находятся в исправном состоянии все основные системы жизнеобеспечения - элекро-водо-теплоснабжение.

Однако тот факт, что собственником здания – ООО «Бежецк-Агро» некоторое время назад нарушались жилищные права истцов (им вывешивались объявления о необходимости покинуть жилые помещения в связи с капитальным ремонтном здания, длительное время не было подключено электричество) не позволяет обязать администрацию предоставить истцам вне очереди жилые помещения по договорам социального найма в г.Бежецке, поскольку основания для этого отсутствуют.

Кроме того, истцы не лишены возможности и права в случае нарушения их прав собственником занимаемых ими помещений защищать нарушенные права в судебном порядке.

Установлено, что рядом решений суда истцы при нарушении жилищных прав в них восстанавливались.

Так, решением Бежецкого городского суда от 26 июня 2017 г. исковые требования Басовой Н.Г., Басторина С.И., Дубининой Т.А., Дубинина С.И., Ломаковой Г.Г. и Степанова А.А. к обществу с ограниченной ответственностью «Бежецк-Агро» удовлетворены: суд обязал ООО «Бежецк-Агро» восстановить электроснабжение помещений, занимаемых Басовой Н.Г. (квартира ), Басториным С.И. (квартира ), Дубининой Т.А. и Дубининым С.И. (квартира ), Ломаковой Г.Г. и Степановым А.А. (квартира ), в здании по адресу: <адрес>; решение суда обращено к немедленному исполнению.

Решением суда от 21 ноября 2016 г. исковые требования Басовой Н.Г., Басторина С.И., Дубининой Т.А., Дубинина С.И. к ООО «Бежецк-Агро» удовлетворены: суд обязал ООО «Бежецк-Агро» не чинить препятствий в пользовании Басовой Н.Г., Басториным С.И., Дубининой Т.А.. и Дубининым С.И. занимаемыми ими жилыми помещениями, расположенными по адресу: <адрес>, а именно системами водоснабжения, водоотведения, электроснабжения и теплоснабжения.

Решением суда от 30 марта 2017 г. требования ООО «Бежецк-Агро» к судебному приставу-исполнителю ОСП по Бежецкому и Сонковскому районам УФССП России по Тверской области Корпусовой Т.В. и Управлению Федеральной службы судебных приставов по Тверской области о признании незаконным и отмене постановления судебного пристава-исполнителя ОСП по Бежецкому и Сонковскому районам УФССП России по Тверской области от ДД.ММ.ГГГГ о взыскании исполнительского сбора в рамках исполнительного производства от ДД.ММ.ГГГГ оставлены без удовлетворения.

Статьей 12 ГК РФ предусмотрен такой способ защиты гражданских прав как восстановление положения, существовавшего до нарушения права, и пресечение действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.

Согласно ч. 3 ст. 1 ЖК РФ жилищные права могут быть ограничены на основании федерального закона и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

В соответствии с ч. 4 ст. 3 ЖК РФ никто не может быть выселен из жилища или ограничен в праве пользования жилищем, в том числе в праве получения коммунальных услуг, иначе как по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящим Кодексом, другими федеральными законами.

Согласно ч. 3 ст. 30 ЖК РФ собственник жилого помещения несет бремя содержания данного помещения и, если данное помещение является квартирой, общего имущества собственников помещений в соответствующем многоквартирном доме.

В силу п. 3 ст. 10 ЖК РФ жилищные права и обязанности возникают из судебных решений, установивших жилищные права и обязанности.

На основании п. 2 ч. 3 ст. 11 ЖК РФ защита жилищных прав осуществляется путем восстановления положения, существовавшего до нарушения жилищного права, и пресечения действий, нарушающих это право или создающих угрозу его нарушения.

В силу п. 1 ст. 1 ГК РФ гражданское законодательство основывается на признании равенства участников регулируемых им отношений, неприкосновенности собственности, свободы договора, недопустимости произвольного вмешательства кого-либо в частные дела, необходимости беспрепятственного осуществления гражданских прав, обеспечения восстановления нарушенных прав, их судебной защиты.

В соответствии с ч. 2 п. 2 указанной нормы гражданские права могут быть ограничены на основании федерального закона и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Таким образом, действующим законодательством предусмотрена судебная защита нарушенных жилищных прав, жилищное законодательство предписывает собственнику недвижимости нести бремя содержания своего имущества, соответственно, при нарушении жилищных прав истцы не лишены возможности обратиться за их защитой в суд.

Учитывая изложенное, суд считает заявленные требования не обоснованными и не подлежащими удовлетворению.

Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

р е ш и л :

исковые требования Басовой Н.Г., Басторина С.И., Дубинина С.И., Степанова А.А. и Ломаковой Г.Г. к администрации Бежецкого района Тверской области об обязании предоставить вне очереди по договорам социального найма благоустроенные, пригодные для проживания и отвечающие установленным требованиям применительно к условиям населенного пункта г. Бежецк Тверской области, жилые помещения в виде отдельных благоустроенных квартир в соответствии с нормами предоставления жилой площади в г. Бежецке Тверской области, не менее по общей площади ранее занимаемым помещениям, находящиеся в черте населенного пункта г. Бежецк, оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в течение одного месяца с момента его вынесения в окончательной форме в апелляционном порядке в Тверской областной суд с подачей жалобы через Бежецкий городской суд.

Решение в окончательной форме изготовлено 27.07.2017 года.

Председательствующий

2-366/2017

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Басова Н.Г.
Ломакова Г.Г.
Степанов А.А.
Дубинин С.И.
Басторин С.И.
Ответчики
администрация Бежецкого района Тверской области
Другие
администрация городского поселения - г.Бжецк Тверской области
Дубинина Т.А.
ОАО "Бежецкий лен"
Овчинников О.Ю.
ООО "Бежецк-Агро"
Суд
Бежецкий межрайонный суд Тверской области
Дело на сайте суда
bezhecky.twr.sudrf.ru
19.06.2017Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
20.06.2017Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
20.06.2017Передача материалов судье
20.06.2017Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
20.06.2017Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
06.07.2017Судебное заседание
26.07.2017Судебное заседание
27.07.2017Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
28.07.2017Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
26.07.2017
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее