Решение по делу № 2-3282/2023 от 06.07.2023

№ 2-3282/2023

Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

«21» декабря 2023 года Октябрьский райсуд г. Ростова–на-Дону в составе:

председательствующего судьи Агрба Д.А.,

при секретаре Болдыревой А.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-3282/2023 по делу по иску Баковой С. Ю. к ФГКУ «1602 Военный клинический госпиталь» Министерства обороны Российской Федерации, третье лицо: Главное управление федеральной службы судебных приставов России по Ростовской области, о признании незаконным заключения военно-врачебной комиссии,

у с т а н о в и л:

Бакова С.Ю. обратилась в суд с исковым заявлением к ФГКУ «1602 Военный клинический госпиталь» Министерства обороны Российской Федерации о признании незаконным заключения военно-врачебной комиссии, которым определена категория годности к службе в органах принудительного исполнения в обоснование заявленных требований ссылаясь на то, что она обратилась в Главное управление федеральной службы судебных приставов России по Ростовской области с заявлением, в котором выразила волеизъявление на поступление на службу в органы принудительного исполнения. Истцу было выдано направление для прохождения медицинского освидетельствования в ФГКУ «1602 Военный клинический госпиталь» Министерства обороны Российской Федерации. По результатам обследования военно-врачебной комиссией консультативно-диагностической поликлиники ФГКУ «1602 Военный клинический госпиталь» Министерства обороны Российской Федерации 12 мая 2023 года выдано заключение № 1/5 о категории ее годности для прохождения службы в органах принудительного исполнения – В – ограниченно годен к службе в органах принудительного исполнения. Основанием для определения данной категории годности послужило заключение гинеколога ВВК от 03 мая 2023 года, который диагностировал у истца миому матки. Не согласившись с данным заключением, истец обратилась с заявлением к руководителю консультативно-диагностической поликлиники ФГКУ «1602 Военный клинический госпиталь», в котором просила об отмене оспариваемого заключения и назначения повторного освидетельствования. Заявление истца было отклонено, что и послужило основанием для обращения в суд с настоящим иском.

В судебном заседании истец заявленные требования поддержала и просила их удовлетворить, дав пояснения аналогичные доводам иска.

Представитель ответчика и представитель третьего лица в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, поэтому суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя ответчика и представителя третьего лица в порядке ст. 167 ГПК РФ.

Суд, выслушав стороны, изучив материалы дела, полагает заявленные требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Из установленных по делу обстоятельств следует, что Бакова С.Ю. обратилась в Главное управление федеральной службы судебных приставов России по Ростовской области с заявлением, в котором выразила волеизъявление на поступление на службу в органы принудительного исполнения.

25 августа 2020 года истцу Главным управлением федеральной службы судебных приставов России по Ростовской области выдано направление -ЕК для прохождения медицинского освидетельствования в ФГКУ «1602 Военный клинический госпиталь» Министерства обороны Российской Федерации.

По результатам обследования военно-врачебной комиссией консультативно-диагностической поликлиники ФГКУ «1602 Военный клинический госпиталь» Министерства обороны Российской Федерации 12 мая 2023 года выдано заключение о категории годности истца для прохождения службы в органах принудительного исполнения – В – ограниченно годен к службе в органах принудительного исполнения. Основанием для определения данной категории годности послужило заключение гинеколога ВВК от 03 мая 2023 года, который диагностировал у истца миому матки.

Не согласившись с заключением, истец обратилась с заявлением об оспаривании заключения к руководителю консультативно-диагностической поликлиники ФГКУ «1602 Военный клинический госпиталь», в котором просили об отмене оспариваемого заключения и назначения повторного освидетельствования. На данное обращение истцу дан ответ от 02 июня 2023 года N исх. 2282, согласно которому установлено, что заключение ВВК от 12 мая 2023 N 1/5 вынесено правильно и обоснованно, согласно заболеваниям, выявленным и подтвержденным в ходе медицинского обследования, на основании нормативно-правовой базы, действующей на момент вынесения заключения.

Разрешая заявленные истцом требования и удовлетворяя их, суд исходит из следующего.

Согласно пунктам 1, 2 части 1 статьи 61 Федерального закона от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" военно-врачебная экспертиза проводится в целях: определения годности к военной службе (приравненной к ней службе), обучению (службе) по конкретным военно-учетным специальностям (специальностям в соответствии с занимаемой должностью); установления причинной связи увечий (ранений, травм, контузий), заболеваний у военнослужащих (приравненных к ним лиц, граждан, призванных на военные сборы) и граждан, уволенных с военной службы (приравненной к ней службы, военных сборов), с прохождением военной службы (приравненной к ней службы).

Положение о военно-врачебной экспертизе, предусматривающее порядок проведения военно-врачебной экспертизы в федеральных органах исполнительной власти и федеральных государственных органах, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба (приравненная к ней служба), и в создаваемых на военное время специальных формированиях, в соответствии с частью 2 статьи 61 Федерального закона от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" утверждается Правительством Российской Федерации.

Такое Положение о военно-врачебной экспертизе утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 4 июля 2013 года N 565.

В пункте 1 Положения о военно-врачебной экспертизе поименованы органы, организации и учреждения, на которые распространяется данное положение, в их числе органы принудительного исполнения Российской Федерации.

В отношении лиц, изъявивших желание проходить службу в органах принудительного исполнения, проводится военно-врачебная экспертиза на условиях и в порядке, определенных Положением о военно-врачебной экспертизе.

Согласно пункту 2 Положения о военно-врачебной экспертизе для проведения военно-врачебной экспертизы в Вооруженных Силах, других войсках, воинских формированиях, органах и учреждениях создаются военно-врачебные комиссии (врачебно-летные комиссии).

В отдельных случаях военно-врачебные комиссии (врачебно-летные комиссии) могут создаваться в медицинских организациях (не входящих в состав Вооруженных Сил, других войск, воинских формирований, органов и учреждений) государственной и муниципальной систем здравоохранения, в которых проводятся медицинское обследование и лечение военнослужащих, лиц, проходящих службу в войсках национальной гвардии Российской Федерации и имеющих специальные звания полиции, сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, сотрудников, имеющих специальные звания и проходящих службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, таможенных органах Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, граждан, прошедших военную службу (приравненную службу), а также членов их семей (абзац 2 пункта 2 Положения о военно-врачебной экспертизе).

На военно-врачебную комиссию возлагается, в том числе, проведение медицинского освидетельствования сотрудников органов принудительного исполнения (подпункт "а" пункта 3 Положения о военно-врачебной экспертизе).

Согласно абзацам первому и третьему пункта 4 Положения о военно-врачебной экспертизе военно-врачебная экспертиза предусматривает проведение обследования и освидетельствования. При освидетельствовании проводятся изучение и оценка состояния здоровья и физического развития граждан на момент проведения экспертизы в целях определения их годности к военной службе (приравненной службе), обучению (военной службе) по конкретным военно-учетным специальностям, обучению (службе) по специальностям в соответствии с занимаемой должностью, решения других вопросов, предусмотренных законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, этим положением, нормативными правовыми актами Министерства обороны Российской Федерации, других федеральных органов исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба (приравненная служба), с учетом результатов ранее проведенного обследования и с вынесением письменного заключения.

Исходя из пункта 8 Положения о военно-врачебной экспертизе при несогласии гражданина с заключением военно-врачебной экспертизы гражданин может обжаловать это заключение в вышестоящую военно-врачебную комиссию или в суд, а также имеет право на производство независимой военно-врачебной экспертизы в порядке, установленном Положением о независимой военно-врачебной экспертизе, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 4 июля 2013 года N 565.

Пунктом 101 Положения о военно-врачебной экспертизе установлено, что по результатам независимой военно-врачебной экспертизы, произведенной в соответствии с Положением о независимой военно-врачебной экспертизе, военно-врачебная комиссия назначает проведение контрольного обследования и повторного освидетельствования в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти, в котором военнослужащий или сотрудник проходит (проходил) военную службу (приравненную службу), если заключение независимой военно-врачебной экспертизы не совпадает по своим выводам с заключением военно-врачебной комиссии.

Положением о независимой военно-врачебной экспертизе, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 4 июля 2013 года N 565, определен порядок производства независимой военно-врачебной экспертизы (далее - независимая экспертиза) по заявлению гражданина (его законного представителя) при его несогласии с заключением военно-врачебной (врачебно-летной) комиссии либо с заключением медицинского освидетельствования граждан, проведенного в рамках работы призывной комиссии или комиссии по постановке граждан на воинский учет.

Независимая экспертиза производится в медицинских организациях, имеющих лицензию на осуществление медицинской деятельности, предусматривающей в том числе выполнение работ (услуг) по военно-врачебной экспертизе и (или) врачебно-летной экспертизе (абзац первый пункта 3 Положения о независимой военно-врачебной экспертизе).

Независимая экспертиза проводится врачами-специалистами, входящими в состав комиссии по производству независимой экспертизы (пункт 4 Положения о независимой военно-врачебной экспертизе).

Согласно абзацу второму пункта 3 Положения о независимой военно-врачебной экспертизе независимая экспертиза осуществляется с учетом требований к состоянию здоровья граждан, установленных приложением к Положению о военно-врачебной экспертизе, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 4 июля 2013 года N 565, а также требований к состоянию здоровья граждан, определяемых в установленном порядке соответствующими федеральными органами исполнительной власти.

Из приведенных нормативных положений следует, что в отношении сотрудников, проходящих службу в органах принудительного исполнения, в целях определения их годности к службе проводится военно-врачебная экспертиза, порядок и условия которой определены Положением о военно-врачебной экспертизе, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 4 июля 2013 года N 565.

В соответствии с частью 3 статьи 61 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", частью 4 статьи 9 Федерального закона от 01.10.2019 N 328-ФЗ "О службе в органах принудительного исполнения Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", постановлением Правительства Российской Федерации от 04.07.2013 N 565 "Об утверждении Положения о военно-врачебной экспертизе" Федеральной службой судебных приставов 17 июня 2020 года издан приказ N 469 «Об утверждении требований к состоянию здоровья граждан, поступающих на службу в органы принудительного исполнения Российской Федерации, и сотрудников органов принудительного исполнения Российской Федерации и перечней дополнительных обязательных диагностических исследований». Требования включают в себя Расписание болезней, в соответствии со статьями и графами которого определяется годность к службе в органах принудительного исполнения граждан, поступающих в органы принудительного исполнения, ранее не проходивших службу в федеральных органах исполнительной власти на должностях, по которым предусмотрено присвоение (воинских) званий. Согласно п.п. 6, 7 Требований военной-врачебные комиссии выносят заключения с учетом пояснения к соответствующим статьям Расписания болезней и требований Таблицы дополнительных требований к состоянию здоровья граждан, поступающих на службу в органы принудительного исполнения, по отдельным видам деятельности.

В случае несогласия сотрудника с заключением, вынесенным военно-врачебной комиссией о годности (категории годности) его к службе в органах принудительного исполнения Российской Федерации, такое заключение может быть обжаловано в вышестоящую военно-врачебную комиссию или в суд, а также по заявлению самого гражданина может быть проведена независимая военно-врачебная экспертиза. При этом, если заключение независимой военно-врачебной экспертизы не совпадает по своим выводам с заключением военно-врачебной комиссии начальник (председатель) военно-врачебной комиссии принимает решение о проведении контрольного обследования и повторного освидетельствования гражданина.

Принимая во внимание несогласие истца с оспариваемым заключением, для проверки правильности установления категории годности, требуются специальные знания, в связи с чем судом по ходатайству истца по делу назначена военно-врачебная экспертиза производство, которой поручено ООО «Южный экспертный центр».

При назначении экспертизы суд исходил из того, что обжалование в суд решения военно-врачебной комиссии прямо предусмотрено Положением о военно-врачебной комиссии, независимо от принятия или непринятия гражданином решения об обращении с заявлением о проведении независимой военно-врачебной комиссии.

Кроме того, заявление истца об обжаловании заключения в вышестоящую комиссию не было удовлетворено.

Согласно выводам судебной военно-врачебной экспертизы от 08 ноября 2023 года категория годности Баковой С.Ю. к службе в органах принудительного исполнения УФССП России по Ростовской области на дату составления оспариваемого заключения (12 мая 2023 года)в связи с наличием у нее заболевания «миома матки небольших размеров (соответствующая 6-7– недельной беременности) не требующая хирургического лечения болезней (приложение № 1 к приказу ФССП России от 17 июня 2020 года ) – А-2 – годен к службе в органах принудительного исполнения.

В соответствии с ч. 1 ст. 55, ч. 1-3 ст. 67, ч. 3 ст. 86 ГПК РФ, заключение экспертизы является одним из доказательств, на основе которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения сторон, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения дела. Заключение экспертизы не имеет для суда заранее установленной силы, необязательно и оценивается судом по общим правилам, установленным в ст. 67 ГПК РФ.

Оснований сомневаться в правильности и достоверности сведений, указанных в исследовательской части и в выводах заключения судебной военно-врачебной экспертизы ООО «Южный экспертный центр», у суда не имеется, поскольку экспертиза была назначена и проведена в соответствии с нормами действующего законодательства, подготовлена компетентными специалистами в соответствующей области, которым были разъяснены их права и обязанности, предусмотренные ст. 85 ГПК РФ; эксперты в установленном законом порядке были предупреждены об уголовной ответственности по ст. 307 УК РФ. Судом не установлено наличия в выводах указанного заключения экспертизы какой-либо неопределенности или противоречий, заключение судебной военно-врачебной экспертизы является ясным, полным, объективным, определенным, содержащим подробное описание проведенного исследования и сделанные в его результате выводы предельно ясны, неполноты заключение эксперта по вопросам, постановленным перед экспертами судом, не содержит.

ООО «Южный экспертный центр» имеет соответствующую лицензию, выданную МЗ Ставропольского края, на проведение военно-врачебной экспертизы.

При обжаловании гражданином в судебном порядке заключения военно-врачебной комиссии в соответствии с пунктом 8 Положения о военно-врачебной экспертизе суд проверяет его законность, не устанавливая самостоятельно категорию годности гражданина к прохождению службы.

С учетом выводов проведенной по делу судебной военно-врачебной экспертизы суд приходит к тому, что оспариваемое заключение военно-врачебной комиссией консультативно-диагностической поликлиники ФГКУ «1602 Военный клинический госпиталь» Министерства обороны Российской Федерации от 12 мая 2023 года № 1/5 не соответствует Требованиям к состоянию здоровья граждан, поступающих на службу в органы принудительного исполнения Российской Федерации, и сотрудников органов принудительного исполнения Российской Федерации и перечней дополнительных обязательных диагностических исследований, утвержденных приказом от 17 июня 2020 года N 469 Федеральной службой судебных приставов в части определения категории годности для прохождения службы в органах принудительного исполнения и поэтому признает оспариваемое заключение незаконным.

С учетом изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

р е ш и л:

Признать незаконным заключение военно-врачебной комиссией консультативно-диагностической поликлиники ФГКУ «1602 Военный клинический госпиталь» Министерства обороны Российской Федерации от 12 мая 2023 года № 1/5.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ростовский областной суд через Октябрьский районный суд г.Ростова-на-Дону в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения.

Судья:

Мотивированное решение изготовлено 28 декабря 2023 года.

№ 2-3282/2023

Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

«21» декабря 2023 года Октябрьский райсуд г. Ростова–на-Дону в составе:

председательствующего судьи Агрба Д.А.,

при секретаре Болдыревой А.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-3282/2023 по делу по иску Баковой С. Ю. к ФГКУ «1602 Военный клинический госпиталь» Министерства обороны Российской Федерации, третье лицо: Главное управление федеральной службы судебных приставов России по Ростовской области, о признании незаконным заключения военно-врачебной комиссии,

у с т а н о в и л:

Бакова С.Ю. обратилась в суд с исковым заявлением к ФГКУ «1602 Военный клинический госпиталь» Министерства обороны Российской Федерации о признании незаконным заключения военно-врачебной комиссии, которым определена категория годности к службе в органах принудительного исполнения в обоснование заявленных требований ссылаясь на то, что она обратилась в Главное управление федеральной службы судебных приставов России по Ростовской области с заявлением, в котором выразила волеизъявление на поступление на службу в органы принудительного исполнения. Истцу было выдано направление для прохождения медицинского освидетельствования в ФГКУ «1602 Военный клинический госпиталь» Министерства обороны Российской Федерации. По результатам обследования военно-врачебной комиссией консультативно-диагностической поликлиники ФГКУ «1602 Военный клинический госпиталь» Министерства обороны Российской Федерации 12 мая 2023 года выдано заключение № 1/5 о категории ее годности для прохождения службы в органах принудительного исполнения – В – ограниченно годен к службе в органах принудительного исполнения. Основанием для определения данной категории годности послужило заключение гинеколога ВВК от 03 мая 2023 года, который диагностировал у истца миому матки. Не согласившись с данным заключением, истец обратилась с заявлением к руководителю консультативно-диагностической поликлиники ФГКУ «1602 Военный клинический госпиталь», в котором просила об отмене оспариваемого заключения и назначения повторного освидетельствования. Заявление истца было отклонено, что и послужило основанием для обращения в суд с настоящим иском.

В судебном заседании истец заявленные требования поддержала и просила их удовлетворить, дав пояснения аналогичные доводам иска.

Представитель ответчика и представитель третьего лица в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, поэтому суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя ответчика и представителя третьего лица в порядке ст. 167 ГПК РФ.

Суд, выслушав стороны, изучив материалы дела, полагает заявленные требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Из установленных по делу обстоятельств следует, что Бакова С.Ю. обратилась в Главное управление федеральной службы судебных приставов России по Ростовской области с заявлением, в котором выразила волеизъявление на поступление на службу в органы принудительного исполнения.

25 августа 2020 года истцу Главным управлением федеральной службы судебных приставов России по Ростовской области выдано направление -ЕК для прохождения медицинского освидетельствования в ФГКУ «1602 Военный клинический госпиталь» Министерства обороны Российской Федерации.

По результатам обследования военно-врачебной комиссией консультативно-диагностической поликлиники ФГКУ «1602 Военный клинический госпиталь» Министерства обороны Российской Федерации 12 мая 2023 года выдано заключение о категории годности истца для прохождения службы в органах принудительного исполнения – В – ограниченно годен к службе в органах принудительного исполнения. Основанием для определения данной категории годности послужило заключение гинеколога ВВК от 03 мая 2023 года, который диагностировал у истца миому матки.

Не согласившись с заключением, истец обратилась с заявлением об оспаривании заключения к руководителю консультативно-диагностической поликлиники ФГКУ «1602 Военный клинический госпиталь», в котором просили об отмене оспариваемого заключения и назначения повторного освидетельствования. На данное обращение истцу дан ответ от 02 июня 2023 года N исх. 2282, согласно которому установлено, что заключение ВВК от 12 мая 2023 N 1/5 вынесено правильно и обоснованно, согласно заболеваниям, выявленным и подтвержденным в ходе медицинского обследования, на основании нормативно-правовой базы, действующей на момент вынесения заключения.

Разрешая заявленные истцом требования и удовлетворяя их, суд исходит из следующего.

Согласно пунктам 1, 2 части 1 статьи 61 Федерального закона от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" военно-врачебная экспертиза проводится в целях: определения годности к военной службе (приравненной к ней службе), обучению (службе) по конкретным военно-учетным специальностям (специальностям в соответствии с занимаемой должностью); установления причинной связи увечий (ранений, травм, контузий), заболеваний у военнослужащих (приравненных к ним лиц, граждан, призванных на военные сборы) и граждан, уволенных с военной службы (приравненной к ней службы, военных сборов), с прохождением военной службы (приравненной к ней службы).

Положение о военно-врачебной экспертизе, предусматривающее порядок проведения военно-врачебной экспертизы в федеральных органах исполнительной власти и федеральных государственных органах, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба (приравненная к ней служба), и в создаваемых на военное время специальных формированиях, в соответствии с частью 2 статьи 61 Федерального закона от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" утверждается Правительством Российской Федерации.

Такое Положение о военно-врачебной экспертизе утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 4 июля 2013 года N 565.

В пункте 1 Положения о военно-врачебной экспертизе поименованы органы, организации и учреждения, на которые распространяется данное положение, в их числе органы принудительного исполнения Российской Федерации.

В отношении лиц, изъявивших желание проходить службу в органах принудительного исполнения, проводится военно-врачебная экспертиза на условиях и в порядке, определенных Положением о военно-врачебной экспертизе.

Согласно пункту 2 Положения о военно-врачебной экспертизе для проведения военно-врачебной экспертизы в Вооруженных Силах, других войсках, воинских формированиях, органах и учреждениях создаются военно-врачебные комиссии (врачебно-летные комиссии).

В отдельных случаях военно-врачебные комиссии (врачебно-летные комиссии) могут создаваться в медицинских организациях (не входящих в состав Вооруженных Сил, других войск, воинских формирований, органов и учреждений) государственной и муниципальной систем здравоохранения, в которых проводятся медицинское обследование и лечение военнослужащих, лиц, проходящих службу в войсках национальной гвардии Российской Федерации и имеющих специальные звания полиции, сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, сотрудников, имеющих специальные звания и проходящих службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, таможенных органах Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, граждан, прошедших военную службу (приравненную службу), а также членов их семей (абзац 2 пункта 2 Положения о военно-врачебной экспертизе).

На военно-врачебную комиссию возлагается, в том числе, проведение медицинского освидетельствования сотрудников органов принудительного исполнения (подпункт "а" пункта 3 Положения о военно-врачебной экспертизе).

Согласно абзацам первому и третьему пункта 4 Положения о военно-врачебной экспертизе военно-врачебная экспертиза предусматривает проведение обследования и освидетельствования. При освидетельствовании проводятся изучение и оценка состояния здоровья и физического развития граждан на момент проведения экспертизы в целях определения их годности к военной службе (приравненной службе), обучению (военной службе) по конкретным военно-учетным специальностям, обучению (службе) по специальностям в соответствии с занимаемой должностью, решения других вопросов, предусмотренных законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, этим положением, нормативными правовыми актами Министерства обороны Российской Федерации, других федеральных органов исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба (приравненная служба), с учетом результатов ранее проведенного обследования и с вынесением письменного заключения.

Исходя из пункта 8 Положения о военно-врачебной экспертизе при несогласии гражданина с заключением военно-врачебной экспертизы гражданин может обжаловать это заключение в вышестоящую военно-врачебную комиссию или в суд, а также имеет право на производство независимой военно-врачебной экспертизы в порядке, установленном Положением о независимой военно-врачебной экспертизе, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 4 июля 2013 года N 565.

Пунктом 101 Положения о военно-врачебной экспертизе установлено, что по результатам независимой военно-врачебной экспертизы, произведенной в соответствии с Положением о независимой военно-врачебной экспертизе, военно-врачебная комиссия назначает проведение контрольного обследования и повторного освидетельствования в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти, в котором военнослужащий или сотрудник проходит (проходил) военную службу (приравненную службу), если заключение независимой военно-врачебной экспертизы не совпадает по своим выводам с заключением военно-врачебной комиссии.

Положением о независимой военно-врачебной экспертизе, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 4 июля 2013 года N 565, определен порядок производства независимой военно-врачебной экспертизы (далее - независимая экспертиза) по заявлению гражданина (его законного представителя) при его несогласии с заключением военно-врачебной (врачебно-летной) комиссии либо с заключением медицинского освидетельствования граждан, проведенного в рамках работы призывной комиссии или комиссии по постановке граждан на воинский учет.

Независимая экспертиза производится в медицинских организациях, имеющих лицензию на осуществление медицинской деятельности, предусматривающей в том числе выполнение работ (услуг) по военно-врачебной экспертизе и (или) врачебно-летной экспертизе (абзац первый пункта 3 Положения о независимой военно-врачебной экспертизе).

Независимая экспертиза проводится врачами-специалистами, входящими в состав комиссии по производству независимой экспертизы (пункт 4 Положения о независимой военно-врачебной экспертизе).

Согласно абзацу второму пункта 3 Положения о независимой военно-врачебной экспертизе независимая экспертиза осуществляется с учетом требований к состоянию здоровья граждан, установленных приложением к Положению о военно-врачебной экспертизе, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 4 июля 2013 года N 565, а также требований к состоянию здоровья граждан, определяемых в установленном порядке соответствующими федеральными органами исполнительной власти.

Из приведенных нормативных положений следует, что в отношении сотрудников, проходящих службу в органах принудительного исполнения, в целях определения их годности к службе проводится военно-врачебная экспертиза, порядок и условия которой определены Положением о военно-врачебной экспертизе, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 4 июля 2013 года N 565.

В соответствии с частью 3 статьи 61 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", частью 4 статьи 9 Федерального закона от 01.10.2019 N 328-ФЗ "О службе в органах принудительного исполнения Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", постановлением Правительства Российской Федерации от 04.07.2013 N 565 "Об утверждении Положения о военно-врачебной экспертизе" Федеральной службой судебных приставов 17 июня 2020 года издан приказ N 469 «Об утверждении требований к состоянию здоровья граждан, поступающих на службу в органы принудительного исполнения Российской Федерации, и сотрудников органов принудительного исполнения Российской Федерации и перечней дополнительных обязательных диагностических исследований». Требования включают в себя Расписание болезней, в соответствии со статьями и графами которого определяется годность к службе в органах принудительного исполнения граждан, поступающих в органы принудительного исполнения, ранее не проходивших службу в федеральных органах исполнительной власти на должностях, по которым предусмотрено присвоение (воинских) званий. Согласно п.п. 6, 7 Требований военной-врачебные комиссии выносят заключения с учетом пояснения к соответствующим статьям Расписания болезней и требований Таблицы дополнительных требований к состоянию здоровья граждан, поступающих на службу в органы принудительного исполнения, по отдельным видам деятельности.

В случае несогласия сотрудника с заключением, вынесенным военно-врачебной комиссией о годности (категории годности) его к службе в органах принудительного исполнения Российской Федерации, такое заключение может быть обжаловано в вышестоящую военно-врачебную комиссию или в суд, а также по заявлению самого гражданина может быть проведена независимая военно-врачебная экспертиза. При этом, если заключение независимой военно-врачебной экспертизы не совпадает по своим выводам с заключением военно-врачебной комиссии начальник (председатель) военно-врачебной комиссии принимает решение о проведении контрольного обследования и повторного освидетельствования гражданина.

Принимая во внимание несогласие истца с оспариваемым заключением, для проверки правильности установления категории годности, требуются специальные знания, в связи с чем судом по ходатайству истца по делу назначена военно-врачебная экспертиза производство, которой поручено ООО «Южный экспертный центр».

При назначении экспертизы суд исходил из того, что обжалование в суд решения военно-врачебной комиссии прямо предусмотрено Положением о военно-врачебной комиссии, независимо от принятия или непринятия гражданином решения об обращении с заявлением о проведении независимой военно-врачебной комиссии.

Кроме того, заявление истца об обжаловании заключения в вышестоящую комиссию не было удовлетворено.

Согласно выводам судебной военно-врачебной экспертизы от 08 ноября 2023 года категория годности Баковой С.Ю. к службе в органах принудительного исполнения УФССП России по Ростовской области на дату составления оспариваемого заключения (12 мая 2023 года)в связи с наличием у нее заболевания «миома матки небольших размеров (соответствующая 6-7– недельной беременности) не требующая хирургического лечения болезней (приложение № 1 к приказу ФССП России от 17 июня 2020 года ) – А-2 – годен к службе в органах принудительного исполнения.

В соответствии с ч. 1 ст. 55, ч. 1-3 ст. 67, ч. 3 ст. 86 ГПК РФ, заключение экспертизы является одним из доказательств, на основе которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения сторон, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения дела. Заключение экспертизы не имеет для суда заранее установленной силы, необязательно и оценивается судом по общим правилам, установленным в ст. 67 ГПК РФ.

Оснований сомневаться в правильности и достоверности сведений, указанных в исследовательской части и в выводах заключения судебной военно-врачебной экспертизы ООО «Южный экспертный центр», у суда не имеется, поскольку экспертиза была назначена и проведена в соответствии с нормами действующего законодательства, подготовлена компетентными специалистами в соответствующей области, которым были разъяснены их права и обязанности, предусмотренные ст. 85 ГПК РФ; эксперты в установленном законом порядке были предупреждены об уголовной ответственности по ст. 307 УК РФ. Судом не установлено наличия в выводах указанного заключения экспертизы какой-либо неопределенности или противоречий, заключение судебной военно-врачебной экспертизы является ясным, полным, объективным, определенным, содержащим подробное описание проведенного исследования и сделанные в его результате выводы предельно ясны, неполноты заключение эксперта по вопросам, постановленным перед экспертами судом, не содержит.

ООО «Южный экспертный центр» имеет соответствующую лицензию, выданную МЗ Ставропольского края, на проведение военно-врачебной экспертизы.

При обжаловании гражданином в судебном порядке заключения военно-врачебной комиссии в соответствии с пунктом 8 Положения о военно-врачебной экспертизе суд проверяет его законность, не устанавливая самостоятельно категорию годности гражданина к прохождению службы.

С учетом выводов проведенной по делу судебной военно-врачебной экспертизы суд приходит к тому, что оспариваемое заключение военно-врачебной комиссией консультативно-диагностической поликлиники ФГКУ «1602 Военный клинический госпиталь» Министерства обороны Российской Федерации от 12 мая 2023 года № 1/5 не соответствует Требованиям к состоянию здоровья граждан, поступающих на службу в органы принудительного исполнения Российской Федерации, и сотрудников органов принудительного исполнения Российской Федерации и перечней дополнительных обязательных диагностических исследований, утвержденных приказом от 17 июня 2020 года N 469 Федеральной службой судебных приставов в части определения категории годности для прохождения службы в органах принудительного исполнения и поэтому признает оспариваемое заключение незаконным.

С учетом изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

р е ш и л:

Признать незаконным заключение военно-врачебной комиссией консультативно-диагностической поликлиники ФГКУ «1602 Военный клинический госпиталь» Министерства обороны Российской Федерации от 12 мая 2023 года № 1/5.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ростовский областной суд через Октябрьский районный суд г.Ростова-на-Дону в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения.

Судья:

Мотивированное решение изготовлено 28 декабря 2023 года.

2-3282/2023

Категория:
Гражданские
Истцы
Бакова Светлана Юрьевна
Ответчики
ФГКУ "1602 военный клинический госпиталь Министерства обороны РФ"
Другие
ГУФССП по Ростовской области
Суд
Октябрьский районный суд г. Ростова-на-Дону
Судья
Агрба Диана Абхазгиреевна
Дело на сайте суда
oktyabrsky.ros.sudrf.ru
06.07.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
07.07.2023Передача материалов судье
10.07.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
10.07.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
17.07.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
31.07.2023Судебное заседание
04.12.2023Производство по делу возобновлено
21.12.2023Судебное заседание
28.12.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
11.01.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
21.12.2023
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее