Дело № 11а-6230/2022 Судья: Беляева Т.В.
Дело № 2а-26/2022
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
06 июня 2022 года город Челябинск
Судебная коллегия по административным делам Челябинского областного суда в составе:
председательствующего Смолина А.А.,
судей Аганиной Т.А., Никитиной О.В.,
при секретаре Кузнецовой Е.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании в зале суда административное дело по апелляционному представлению прокурора ЗАТО г. Снежинск, апелляционной жалобе Главного Управления лесами Челябинской области на решение Снежинского городского суда Челябинской области от 19 января 2022 года по административному исковому заявлению Галимова Р.Р. к администрации Снежинского городского округа о признании недействующим с момента принятия Лесохозяйственного регламента Снежинского лесничества, утвержденного постановлением администрации Снежинского городского округа № 162 от 10 февраля 2012 года в части отнесения земельного участка к лесным, защитным и особо защитным лесам.
Заслушав доклад судьи Аганиной Т.А. об обстоятельствах дела и доводах апелляционного представления, доводах апелляционной жалобы, доводах возражения на апелляционное представление и апелляционную жалобу, выслушав мнение участников процесса, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Галимов Р.Р. обратился в суд с административным иском к администрации Снежинского городского округа о признании недействующим с момента принятия Лесохозяйственный регламент Снежинского лесничества, утвержденный постановлением администрации Снежинского городского округа № 162 от 10 февраля 2012 года, в части отнесения к лесным, защитным и особо защитным лесам участка с кадастровым номером №).
Требования мотивированы следующим: постановлением администрации Снежинского городского округа № 162 от 10 февраля 2012 года утвержден Лесохозяйственный регламент Снежинского лесничества.
Глава 1 названного Лесохозяйственного регламента содержит краткую характеристику лесничества. Пунктом 1.6. главы 1 в таблице 1.4. предусмотрено распределение лесов Снежинского лесничества по целевому назначению и категориям защитных лесов.
В указанную таблицу 1.4 «Распределение лесов по целевому назначению и категориям защитных лесов» включены защитные леса, в том числе по Синарскому участковому лесничеству, квартал 70. Отнесение квартала 70 Синарского участкового лесничества к защитным лесам установлено в таблице 1.6. Ограничения по видам целевого назначения и категориям защитных лесов приведены в таблице 3.1.
Согласно пункту 1.8 на территории МУ «Снежинское лесничество» выделены особо защитные участки вокруг сельских населенных пунктов и садовых товариществ.
На основании договора аренды № от ДД.ММ.ГГГГ и договора субаренды № от ДД.ММ.ГГГГ Галимов Р.Р. является субарендатором земельного участка из земель населенных пунктов с кадастровым номером №, общей площадью №., расположенного по адресу: <адрес>, земельный участок 3.
Главным управлением лесами Челябинской области выдана выписка из государственного лесного реестра, согласно которой участок с кадастровым номером № является лесным участком. Расположен в <адрес>, правообладатель Российская Федерация, отнесен к категории защитных лесов (леса, расположенные в водоохранных зонах; леса, расположенные в первом и втором поясах зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения).
Основанием внесения Главным управлением лесам сведений в ГЛР о земельном участке с № как о лесном участке, послужили материалы лесоустройства и Лесохозяйственный регламент Снежинского лесничества, утвержденный постановлением администрации Снежинского городского округа № 162 от 10 февраля 2012 года.
Прокуратурой ЗАТО г. Снежинск к административному истцу на основании сведений лесохозяйственного регламента об отнесении участка с кадастровым номером № к защитным лесам, предъявлен иск о нецелевом использовании данного участка и сносе возведенных на нем строений.
Таким образом, административный истец является лицом, в отношении которого применен этот акт, а также лицом, которое является субъектом отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, так как этим актом нарушены или нарушаются его права, свободы и законные интересы, поскольку на защитных участках лесов запрещается осуществление деятельности, несовместимой с их целевым назначением.
Административный истец считает Лесохозяйственный регламент Снежинского лесничества в части отнесения к особо защитным лесам участка, расположенного в квартале № Синарского участкового лесничества незаконными и необоснованными, а также принятым с превышением полномочий, по доводам, изложенным в исковом заявлении.
Считает, что оспариваемый нормативный правовой акт в части отнесения к особо защитным лесам участка с кадастровым номером №, расположенного в №) является незаконным и необоснованным, а также принятым с превышением полномочий и нарушает права, свободы и законные интересы арендатора земельного участка, поскольку на особо защитных участках лесов запрещается осуществление деятельности, несовместимой с их целевым назначением и полезными функциями (л.д. 4-9 т. 1).
Административный истец уточнил требования, просил признать не соответствующим федеральному законодательству и недействующим с момента принятия Лесохозяйственный регламент Снежинского лесничества, утвержденный постановлением администрации Снежинского городского округа от 10 февраля 2012 года №162 в части отнесения к защитным лесам, в том числе: 1) к лесам, расположенным в водоохранных зонах; 2) лесам, выполняющим функции защиты природных и иных объектов, из них к лесам, расположенным в 1-2 поясах зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения участка с кадастровым номером №, расположенного в квартале № и имеющего координаты:
№
№
№
№
№
№
№
№
№
№
№
№
№
№
№
№
№
№
№
№.Просил возложить на администрацию Снежинского городского округа Челябинской области обязанность опубликовать сообщение о решении суда в официальном печатном издании органа местного самоуправления и на официальном сайте в сети «Интернет» в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу (л.д.179 т. 1).
Решением Снежинского городского суда Челябинской области от 19 января 2022 года в административные исковые требования Галимова Р.Р. о признании недействующим с момента принятия Лесохозяйственного регламента Снежинского лесничества, утвержденного постановлением администрации Снежинского городского округа № 162 от 10 февраля 2012 года в части отнесения земельного участка к лесным, защитным и особо защитным лесам удовлетворены.
Признан не соответствующим федеральному законодательству и недействующим с момента принятия Лесохозяйственный регламент Снежинского лесничества, утвержденный постановлением администрации Снежинского городского округа от 10 февраля 2012 года №162 в части отнесения к защитным лесам, в том числе: 1) к лесам, расположенным в водоохранных зонах; 2) лесам, выполняющим функции защиты природных и иных объектов, из них к лесам, расположенным в 1-2 поясах зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения участка с кадастровым номером №, расположенного в квартале <адрес>. и имеющего координаты:
№
№
№
№
№
№
№
№
№
№
№
№
№
№
№
№
№
№
№
№
На Администрацию Снежинского городского округа возложена обязанность в течение шести месяцев со дня вступления в силу решения суда провести, предусмотренные законодательством мероприятия, и принять новый лесохозяйственный регламент, заменяющий признанный частично недействующим.
Сообщение о принятии настоящего решения подлежит опубликованию в течение одного месяца со дня вступления решения в законную силу в газете «Известия Снежинского городского Совета депутатов и администрации города Снежинска».
Определением судьи Снежинского городского суда Челябинской области от 25 марта 2022 года в решении суда от 19 января 2022 года исправлена описка в наименовании официального печатного издания, в котором подлежит опубликованию решение суда на «Известия Собрания депутатов и администрации города Снежинска» (т.2 л.д. 180-181).
Не согласившись с вынесенным решением, прокурор ЗАТО г. Снежинск, Главное Управление лесами Челябинской области обжаловали его в апелляционном порядке.
В апелляционном представлении прокурор ЗАТО г. Снежинск просит решение Снежинского городского суда Челябинской области от 19 января 2022 года отменить, принять новое решение по данному делу о признании Лесохозяйственного регламента МКУ «Снежинское лесничество» недействующим с момента принятия в полном объеме.
В обоснование доводов апелляционного представления указывает, что решение вынесено с нарушением норм материального и процессуального права, является незаконным и необоснованным, поскольку судом первой инстанции не учтены положения Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 06.02.2008 №31 «об утверждении Лесоустроительной инструкции», которыми установлено, что к лесам, расположенным в водоохранных зонах, относятся леса, расположенные в границах водоохранных зон, установленных в соответствии с Водным кодексом Российской Федерации. Отнесение лесов к лесам, расположенным в водоохранных зонах, может не производиться, если водные объекты и прилегающие к ним леса расположены в первом и втором поясах зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, в черте городских поселений. К лесам расположенным в первом и втором поясах зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, относятся леса, находящиеся на территориях соответствующих поясов зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно бытового водоснабжения, установленных в соответствии с требованиями законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения. Факт нахождения лесов в границах природоохранной зоны озера Сунгуль подтверждается п.6.5 договора аренды от 13 июня 2018 года. При принятии решения судом первой инстанции не учтено, что объектом лесоустройства является лесничество, его часть, лесной участок. По мнение прокурора при принятии решения судом первой инстанции не учтено, что городские леса и леса, расположенные в водоохраной зоне, являются разными категориями. Судом необоснованно сделан вывод о том, что зоны санитарной охраны источников питьевого водоснабжения Снежинского городского округа не установлены. Вывод суда о том, что оспариваемый лесохозяйственный регламент опубликован 19 ноября 2020 года на официальном сайте органов местного самоуправления Снежинского городского округа, что является достаточным для его вступления в силу, противоречит требованиям законодательства.
Главное Управление лесами Челябинской области просит решение Снежинского городского суда Челябинской области от 19 января 2022 года отменить полностью и принять по административному делу новое решение об отказе в удовлетворении административного искового заявления.
В обоснование доводов жалобы ссылается на положения законодательства, согласно которым совокупность условий для признания недействующим с момента принятия Лесохозяйственного регламента Снежинского лесничества, утвержденного Постановлением Администрации Снежинского городского округа №162 от 10 февраля 2012 года в части отнесения к лесным, защитным и особо защитным лесам участка с КН:№ отсутствовала.
Администрация Снежинского городского округа Челябинской области представила в материалы дела возражения на апелляционное представление и апелляционную жалобу, согласно которым просит оставить решение без изменения, апелляционное представление, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Представитель Челябинской областной прокуратуры Рыскина О.Я. поддержала апелляционное представление прокурора ЗАТО Снежинска, доводы апелляционной жалобы Главного Управления лесами Челябинской области полагала необоснованными.
Представитель административного истца Галимова Р.Р. – Голубков О.В. согласен с решением суда.
Представитель Администрации Снежинского городского округа и МКУ «Комитет по управлению имуществом г. Снежинска» Коляда В.В., представитель Администрации Снежинского городского округа Витман Э.А. выразили согласие с решением суда.
Административный истец Галимов Р.Р., представители Главного Управления лесами Челябинской области, МУ «Снежинское лесничество», Федерального агентства лесного хозяйства РФ в суд апелляционной инстанции не явились, были извещены надлежащим образом.
Информация о дате, времени и месте слушания административного дела заблаговременно размещена на официальном сайте Челябинского областного суда (oblsud.chel.sudrf.ru) в разделе «Судебное делопроизводство».
Судебная коллегия на основании части 2 статьи 306, статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) считает возможным рассмотреть дело в отсутствие указанных выше лиц, извещенных надлежащим образом и не явившихся в судебное заседание.
Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, проверив доводы апелляционных жалоб, возражение на апелляционные жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 308 КАС РФ суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права (статья 310 КАС РФ).
Разрешая требования административного истца Галимова Р.Р., суд признал недействующим с момента принятия Лесохозяйственный регламент Снежинского лесничества, утвержденный постановлением администрации Снежинского городского округа № 162 от 10 февраля 2012 года, только в части отнесения земельного участка с кадастровым номером № к лесным, защитным и особо защитным лесам.
С данными выводами судебная коллегия не согласна в силу следующего.
В силу положений части 3 статьи 15 Конституции Российской Федерации любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения.
Согласно статье Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» муниципальные правовые акты вступают в силу в порядке, установленном уставом муниципального образования, за исключением нормативных правовых актов представительных органов местного самоуправления о налогах и сборах, которые вступают в силу в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации; муниципальные нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу после их официального опубликования (обнародования); порядок опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов, соглашений, заключаемых между органами местного самоуправления, устанавливается уставом муниципального образования и должен обеспечивать возможность ознакомления с ними граждан, за исключением муниципальных правовых актов или их отдельных положений, содержащих сведения, распространение которых ограничено федеральным законом.
Пункт 31 Постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года №50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами» указывает, что при проверке соблюдение порядка опубликования нормативного правового акта, необходимо учитывать, что целью официального опубликования нормативного правового акта является обеспечение возможности ознакомиться с содержанием этого акта тем лицам, права и свободы которых он затрагивает, в исключительных случаях при отсутствии в публичном образовании периодического издания, осуществляющего официальное опубликование нормативных правовых актов, принимаемых в этом публичном образовании, и при опубликовании оспариваемого акта в ином печатном издании либо обнародовании акта (например, в порядке, предусмотренном учредительными документами публичного образования) необходимо проверять, была ли обеспечена населению публичного образования и иным лицам, чьи права и свободы затрагивает принятый акт, возможность ознакомиться с его содержанием. Если такая возможность была обеспечена, порядок опубликования нормативного правового акта не может признаваться нарушенным по мотиву опубликования не в том печатном издании либо доведения его до сведения населения в ином порядке.
В соответствии с положениями статьи 39 «Устава муниципального образования «Город Снежинск» постановления нормативного характера, изданные в пределах полномочий администрации, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающие правовой статус организаций, учредителем которых выступает муниципальное образование, а также соглашения, заключаемые между органами местного самоуправления, вступают в силу после их официального опубликования (обнародования).
Официальным опубликованием постановлений, изданных в пределах полномочий администрации, считается первая публикация полного их текста в средстве массовой информации, в котором администрация города является учредителем (соучредителем), или в признанном правовым актом администрации издании (средстве массовой информации) для официального опубликования нормативных актов администрации.
Для официального опубликования муниципальных правовых актов и соглашений используется газета «Известия Собрания депутатов и администрации города Снежинска».
Порядок обнародования нормативных правовых актов органов местного самоуправления Снежинского городского округа Уставом муниципального образования «Город Снежинск» не регламентирован.
Подтверждение возможности опубликования (обнародования) нормативно правовых актов на сайте администрации Снежинского городского округа в Уставе муниципального образования, в иных нормативно правовых актах исполнительных органов местного самоуправления Снежинского городского округа не представлено. В связи с чем, вывод суда первой инстанции о том, что Лесохозяйственный регламент опубликован 19 ноября 2020 года, является неверным.
В соответствии с положениями пункта 40 Постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года №50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами» акты, не прошедшие государственную регистрацию (если такая регистрация является обязательной), не опубликованные в предусмотренном порядке, а равно имеющие иные нарушения порядка принятия и введения в действие, свидетельствующие об отсутствии у них юридической силы, не влекут правовых последствий и не могут регулировать соответствующие правоотношения независимо от выявления указанных нарушений в судебном порядке. Установив такие нарушения, суд принимает решение о признании оспариваемого акта не действующим полностью (в том числе и при оспаривании в суд его отдельных положений), как не имеющего юридической силы с момента его принятия, вывод о чем должен содержаться в резолютивной части судебного акта.
В соответствии с пунктом 4 статьи 87 Лесного кодекса Российской Федерации лесохозяйственный регламент составляется на срок до 10 лет, в связи с чем, оспариваемый Лесохозяйственный регламент с 10 февраля 2022 года является недействующим.
Судебная коллегия находит доводы апелляционного представления прокурора ЗАТО г. Снежинск заслуживающими внимания и считает, что при оценке представленных в материалы дела доказательств, суд должен был учитывать, что оспариваемый Лесохозяйственный регламент Сенежинского лесничества, а также постановление Администрации Снежинского городского округа от 10 февраля 2012 года №162 не опубликованы в предусмотренном порядке, срок составления (действия) регламента составляет до 10 лет, в связи с чем Лесохозяйственный регламент муниципального казенного учреждения «Сенежинское лесничество» подлежит признанию недействующим полностью с момента принятия.
Доводы апелляционной жалобы Главного Управления лесами Челябинской области основаны на неверном толковании норм права, не свидетельствуют о наличии правовых оснований для отказа в удовлетворении искового заявления. Оснований для удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Согласно подпунктам 1, 4 части 2 статьи 310 КАС РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела, нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
На основании пункта 2 статьи 309 КАС РФ по результатам рассмотрения апелляционных жалобы, представления суд апелляционной инстанции вправе отменить или изменить решение суда первой инстанции полностью или в части и принять по административному делу новое решение.
Поскольку, рассматривая дело, суд первой инстанции неправильно определил обстоятельства, имеющие значение для дела, неправильно применил нормы материального права, что привело к незаконному и необоснованному решению, оно подлежит отмене с принятием нового решения о признании Лесохозяйственного регламента МКУ «Снежинское лесничество» недействующим с момента принятия в полном объеме.
Кроме того, судебная коллегия не усматривает оснований возлагать на Администрацию Снежинского городского округа обязанность в течение шести месяцев со дня вступления в силу решения суда провести, предусмотренные законодательством мероприятия, и принять новый лесохозяйственный регламент, заменяющий признанный частично не действующим, поскольку предметом спора являлся нормативный акт, а не бездействие Администрации Снежинского городского округа по его непринятию. Так в настоящее время лесохозяйственный регламент находится на стадии разработки и принятия органом местного самоуправления, при этом спорный земельный участок Галимова Р.Р. не входит в границы Снежинского лесничества, как указал представитель Администрации городского округа, соответственно доводы относительно отнесения его к лесным, защитным и особо защитным, правового значения не имеют.
Руководствуясь статьями 309, 311 КАС РФ, судебная коллегия по административным делам Челябинского областного суда
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Снежинского городского суда Челябинской области от 19 января 2022 отменить, принять по делу новое решение:
«Признать Лесохозяйственный регламент муниципального учреждения «Снежинское лесничество», утвержденный постановлением администрации Снежинского городского округа № 162 от 10 февраля 2012 года недействующим с момента принятия.
Возложить на администрацию Снежинского городского округа Челябинской области обязанность опубликовать в газете «Известия Собрания депутатов и администрации города Снежинска» настоящее решение суда или сообщение о его принятии в течение одного месяца со дня вступления решения в законную силу».
Апелляционную жалобу Главного Управления лесами Челябинской области оставить без удовлетворения.
Кассационная жалоба (представление) может быть подана через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения в Седьмой кассационный суд общей юрисдикции.
Председательствующий
Судьи