Дело № 2-344/2024 (2-2150/2023) КОПИЯ
УИД 42RS0037-01-2023-003773-43
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Юргинский городской суд Кемеровской области
в с о с т а в е:
Председательствующего судьи Красиевой С.А.
при секретаре Макаровой С.В.,
при участии
ст. пом. прокурора Барабановой О.В.,
представителя истца-ответчика Администрации г. Юрги Мельниченко А.В.,
ответчицы-истицы Бондаренко М.В.,
представителя ответчицы-истицы Тонаканян А.Б.,
30 января 2024года
рассмотрев в г.Юрге Кемеровской области в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Администрации г.Юрги к Бондаренко М.В., Управлению капитального строительства Администрации г.Юрги, об изъятии жилого помещения, признанного аварийным, с выплатой выкупной стоимости,
по встречному иску Бондаренко М.В. к Администрации ***, Управлению капитального строительства Администрации *** о признании права на предоставление жилого помещения взамен аварийного и о понуждении к заключению договора о предоставлении жилого помещения взамен аварийного,
УСТАНОВИЛ:
Администрация г.Юрги обратилась в Юргинский городской суд Кемеровской области с иском к Бондаренко М.В., УКС Администрации г.Юрги об изъятии жилого помещения, признанного аварийным, с выплатой выкупной стоимости взамен жилого помещения в аварийном доме, мотивируя требования тем, что ответчица является собственницей, расположенной по адресу: ***, общей площадью 44,8 кв.м. На основании постановления Администрации города Юрги от *** *** «О признании домов аварийными и подлежащими сносу» многоквартирный жилой дом, расположенный адресу: *** признан аварийным и подлежащим сносу, собственникам жилых помещений, расположенных в указанном доме, остановлено в срок не позднее *** произвести снос дома. Поскольку в установленный срок собственники не осуществили снос данного многоквартирного дома, постановлением Администрации города Юрги от *** *** «Об изъятии земельного участка и жилых помещений, расположенных в многоквартирном жилом доме по ***, признанном аварийным и подлежащим сносу» решено изъять для муниципальных нужд города Юрги выкупа земельный участок с кадастровым ***, площадью 1126,0 кв.м, расположенный по адресу: ***, а также жилых помещений, расположенных в многоквартирном доме, находящемся в границах данного земельного участка. Согласно постановления Администрации г.Юрги от ***. *** «Об утверждении размера за изымаемые жилые помещения по адресу ***, признанных аварийными и подлежащими сносу, наделении полномочиями в рамках переселения граждан из многоквартирных домов, признанных аварийными и подлежащими сносу»,на основании отчета определения размера возмещения за изымаемое жилое помещение от ***. ***, выполненного ООО «Проспект», размер помещения за изымаемое жилое помещение по адресу *** определен в размере 3067458 руб. Постановлением Администрации города Юрги от *** *** утверждено Положение о рядке и условиях переселения граждан из многоквартирных домов, признанных аварийными и подлежащими сносу до ***. Ответчица в *** году обратились в УКС с заявлением о согласии на участие в программе переселения из аварийного жилья, с оценкой ознакомлена. ***. в ее адрес отправлен проект соглашения о выплате возмещения за изымаемое жилое помещение, которое ею не подписан. Просит суд изъять для муниципальных нужд у Бондаренко М.В., жилое помещение, расположенное по адресу: ***, и прекратить ее право собственности на квартиру. Возложить на Управление капитального строительства Администрации города Юрги выплатить Бондаренко М.В. денежную компенсацию за квартиру, расположенную по адресу: *** равную выкупной стоимости 3067458 рублей.
Бондаренко М.В. обратилась в Юргинский городской суд Кемеровской области со встречным иском к Администрации г. Юрги, Управлению капитального строительства Администрации г.Юрги о признании права на предоставление жилого помещения взамен аварийного и о понуждении к заключению договора о предоставлении жилого помещения взамен жилого помещения в аварийном доме, мотивируя требования тем, что она имеет право выбора в случае признания многоквартирного жилого дома аварийным и изъятия квартиры для муниципальных нужд требовать предоставления им жилого помещения взамен аварийного или денежную компенсацию. На этом основании просит суд признать за нею право на предоставление жилого помещения взамен аварийного, обязать ответчика - Администрацию г.Юрги заключить с нею соглашение об изъятии имущества для муниципальных нужд и о предоставлении жилого помещения взамен изымаемого – квартиры по адресу ***, другого равноценного жилого помещения.
В суде истца-ответчика Администрации г. Юрги Мельниченко А.В., действующая на основании доверенности, исковые требования поддержала, против встречного иска возражала.
Представитель ответчика УКС Администрации г. Юрги в суд не явился, о судебном слушании извещен надлежаще.
Ответчица-истица Бондаренко М.В. и ее представитель Тонаканян А.Б., действующая на основании устного ходатайства, в суде против первоначального иска возражали, встречный иск поддержали. Пояснили, что она выразила в заявлении Администрации г. Юрги свое желание получить квартиру взамен квартиры в аварийном доме, денежную компенсацию получить не желает.
Представитель третьего лица без самостоятельных требований Росреестра в суд не явился, о судебном слушании извещен надлежаще.
Суд определил рассмотреть дело при имеющейся явке.
Выслушав пояснения участников судебного заседания, выслушав заключение ст. помощника прокурора Барабанову О.В., полагавшую встречный иск подлежащим удовлетворению, а первоначальный иск – не основанным на законе, изучив письменные материалы дела, суд пришел к следующему.
Согласно ч.1 ст.40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища.
Частью 4 ст. 3 Жилищного кодекса РФ установлено, что никто не может быть выселен из жилища или ограничен в праве пользования жилищем иначе как по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящим Кодексом, другими федеральными законами.
Согласно ч.1 ст.1 Жилищного кодекса РФ жилищное законодательство основывается на необходимости обеспечения органами государственной власти и органами местного самоуправления условий для осуществления гражданами права на жилище, его безопасности, на неприкосновенности и недопустимости произвольного лишения жилища, на необходимости беспрепятственного осуществления вытекающих из отношений, регулируемых жилищным законодательством, прав (далее - жилищные права), а также на признании равенства участников регулируемых жилищным законодательством отношений (далее - жилищные отношения) по владению, пользованию и распоряжению жилыми помещениями, если иное не вытекает из настоящего Кодекса, другого федерального закона или существа соответствующих отношений, на необходимости обеспечения восстановления нарушенных жилищных прав, их судебной защиты, обеспечения сохранности жилищного фонда и использования жилых помещений по назначению.
Согласно п. 8 ч. 1 ст. 14 Жилищного кодекса РФ к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений, в числе прочего, относится признание в установленном порядке жилых помещений муниципального и частного жилищного фонда непригодными для проживания, многоквартирных домов, за исключением многоквартирных домов, все жилые помещения в которых находятся в собственности Российской Федерации или субъекта Российской Федерации, аварийными и подлежащими сносу или реконструкции.
В соответствии с п. 1 ст. 235 Гражданского кодекса РФ право собственности прекращается при отчуждении собственником своего имущества другим лицам, отказе собственника от права собственности, гибели или уничтожении имущества и при утрате права собственности на имущество в иных случаях, предусмотренных законом.
Прекращение права собственности на недвижимое имущество предусмотрено, в частности, подпунктом 7 п. 2 ст. 235 Гражданского кодекса РФ в совокупности с положениями ст.ст. 239.2, 235 Гражданского кодекса РФ и в связи с изъятием земельного участка для государственных или муниципальных нужд.
Согласно ч. 1 ст. 32 Жилищного кодекса РФ жилое помещение может быть изъято у собственника в связи с изъятием земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд.
При рассмотрении дела судом установлено, что Бондаренко М.В. на праве собственности принадлежит квартира по адресу *** общей площадью 44,8 кв. м. с кадастровым номером № *** на основании договора купли-продажи квартиры от ***., свидетельства о праве на наследство по закону от ***. и свидетельства о праве собственности на долю в общем имуществе супругов пережившему супругу от *** (л.д.8, 9), что подтверждается выпиской из ЕГРН от ***. (л.д. 6).
При рассмотрении дела судом также установлено, что на основании постановления Администрации города Юрги от *** *** «О признании домов аварийными и подлежащими сносу» многоквартирный жилой дом, расположенный адресу: *** признан аварийным и подлежащим сносу, собственникам жилых помещений, расположенных в указанном доме, остановлено в срок не позднее *** произвести снос дома (л.д.15).
Поскольку в установленный срок собственники не осуществили снос данного многоквартирного дома, постановлением Администрации г.Юрги от *** *** «Об изъятии земельного участка и жилых помещений, расположенных в многоквартирном жилом доме по ***, признанном аварийным и подлежащим сносу» решено изъять для муниципальных нужд города Юрги выкупа земельный участок с кадастровым №***, площадью 1126,0 кв.м, расположенный по адресу: ***, а также жилых помещений, расположенных в многоквартирном доме, находящемся в границах данного земельного участка (л.д.16).
Согласно постановления Администрации г.Юрги от ***. *** «Об утверждении размера за изымаемые жилые помещения по адресу ***, признанных аварийными и подлежащими сносу, наделении полномочиями в рамках переселения граждан из многоквартирных домов, признанных аварийными и подлежащими сносу»,на основании отчета определения размера возмещения за изымаемое жилое помещение от ***. ***-Ю, выполненного ООО «Проспект», размер помещения за изымаемое жилое помещение по адресу *** определен в размере 3067458 руб. (л.д.17-18).
Постановлением Администрации города Юрги от *** *** утверждено Положение о порядке и условиях переселения граждан из многоквартирных домов, признанных аварийными и подлежащими сносу до ***.
Также установлено, что многоквартирный дом, расположенный по адресу: ***, включен в муниципальную программу «Переселение граждан из многоквартирных домов, признанных до *** аварийными и подлежащими сносу или реконструкции» на *** годы, в связи с чем, с собственниками жилых помещений указанного дома осуществляется работа по предоставлению возмещения за изымаемое жилое помещение.
Как следует из пояснений Бондаренко М.В. и подтверждается письменными материалами дела (л.д. 7), и не оспаривается представителем ответчика, она обращалась в Администрацию г. Юрги с заявлением о согласии на участие в программе переселения, в котором просила заключить с нею соглашение о предоставлении жилого помещения взамен аварийного.
На момент рассмотрения дела судом соглашение о выплате возмещения за изымаемое жилое помещение сторонами не заключено.
В силу части 10 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) признание в установленном Правительством Российской Федерации порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является основанием предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок.
По общему правилу жилищные права собственника жилого помещения в доме, признанном в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу, обеспечиваются в порядке, предусмотренном статьей 32 ЖК РФ, то есть в случае, когда собственники жилых помещений в таком доме в предоставленный им срок не осуществили его снос или реконструкцию, органом местного самоуправления принимается решение об изъятии земельного участка, на котором расположен указанный аварийный дом, для муниципальных нужд и, соответственно, об изъятии каждого жилого помещения в данном доме путем выкупа.
Другое жилое помещение взамен изымаемого в таком случае может быть предоставлено собственнику только при наличии соответствующего соглашения, достигнутого с органом местного самоуправления, и только с зачетом его стоимости в выкупную цену (часть 8 статьи 32 ЖК РФ).
В соответствии с разъяснениями, изложенными в подпункте "и" пункта 20 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 02 июля 2009 г. N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации" судам для правильного разрешения дел по спорам, связанным с изъятием жилого помещения у собственника путем выкупа в связи с изъятием соответствующего земельного участка для государственных или муниципальных нужд (статья 32 ЖК РФ), необходимо иметь в виду, что требование органа государственной власти или органа местного самоуправления, принявшего решение об изъятии жилого помещения, о переселении собственника изымаемого жилого помещения в другое жилое помещение, не может быть удовлетворено, если собственник жилого помещения возражает против этого, так как в соответствии с частью 8 статьи 32 ЖК РФ предоставление собственнику жилого помещения взамен изымаемого другого жилого помещения допускается только по соглашению сторон.
Обеспечение жилищных прав собственника жилого помещения, проживающего в доме, признанном аварийным и подлежащим сносу, осуществляется в зависимости от включения либо не включения такого дома в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 2007 г. N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" (далее - Федеральный закон N 185-ФЗ).
Федеральный закон N 185-ФЗ определяет в целях создания безопасных и благоприятных условий проживания граждан, повышения качества реформирования жилищно-коммунального хозяйства, формирования эффективных механизмов управления жилищным фондом, внедрения ресурсосберегающих технологий устанавливает правовые и организационные основы предоставления финансовой поддержки субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям на проведение капитального ремонта многоквартирных домов, переселение граждан из аварийного жилищного фонда, модернизацию систем коммунальной инфраструктуры путем создания некоммерческой организации, осуществляющей функции по предоставлению такой финансовой поддержки, определяет компетенцию, порядок создания некоммерческой организации и ее деятельности, регулирует отношения между указанной некоммерческой организацией, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления (статья 1).
В пункте 3 статьи 2 Федерального закона N 185-ФЗ установлено, что под переселением граждан из аварийного жилищного фонда понимается принятие решений и проведение мероприятий в соответствии со статьями 32, 86, частями 2 и 3 статьи 88 ЖК РФ.
Таким образом, если жилой дом, признанный аварийным и подлежащим сносу, включен в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, то собственник жилого помещения в таком доме, право которого возникло до 28.12.2019г., то есть до изменения редакции ст. 32 ЖК РФ и введения ч. 8.2, имеет право на предоставление другого жилого помещения в собственность либо его выкуп. При этом такой собственник жилого помещения имеет право выбора любого из названных способов обеспечения его жилищных прав.
Бондаренко М.В. избрала способ обеспечения своих жилищных прав путем предоставления иного жилого помещения взамен изымаемого аварийного и подлежащего сносу.
Как следует из материалов дела, право собственности Бондаренко М.В. на квартиру, расположенную в аварийном доме по адресу: ***, возникло до введения в действие ч. 8.2 ст. 32 Жилищного кодекса РФ, а именно в *** году на праве общей совместной собственности с супругом, а затем в порядке наследования в *** году – полной квартиры, в связи с чем, указанная правовая норма, не имеющая обратной силы, не может применяться к правоотношениям между сторонами и к возникшему жилищному спору.
С учетом изложенного суд приходит к выводу о том, что фактический отказ Администрации г.Юрги в предоставлении пояснений Бондаренко М.В. другого равноценного жилого помещения взамен изымаемого, выражающийся в понуждении собственника квартиры к получению денежной компенсации взамен принадлежащей ей квартиры, расположенной в аварийном доме, не основан на нормах закона и нарушает ее жилищные права.
При указанных обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что требование Бондаренко М.В. о понуждении Администрации г.Юрги к заключению соглашения о предоставлении ей благоустроенного, равноценного жилого помещения, взамен изымаемой квартиры, расположенной в аварийном доме по адресу: ***, подлежит удовлетворению.
Заключение соглашения между органом местного самоуправления и собственником изымаемого жилого помещения является предусмотренным законом способом (механизмом) предоставления собственниками изымаемого жилого помещения другого жилого помещения взамен изымаемого.
Согласно Устава Юргинского городского округа Кемеровской области-Кузбасса на территории Юргинского городского округа Кемеровской области-Кузбасса исполнительно-распорядительным органом муниципального образования является Администрация г. Юрги.
Положением о порядке и условиях переселения граждан из многоквартирных домов признанных аварийными и подлежащими сносу до ***, утвержденным постановлением Администрации г. Юрги от *** ***, регламентирующим порядок взаимодействия Администрации города Юрги с другими юридическими лицами и физическими лицами в процессе переселения граждан из многоквартирных домов, признанных до *** в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу, определенны полномочия Управления капитального строительства г. Юрги, которое в соответствии с положением об Управлении капитального строительства Администрации города Юрги, утвержденным Юргинским городским Советом народных депутатов от *** ***, является органом администрации города Юрги, созданным в целях обеспечения исполнения полномочий органов местного самоуправления в сфере строительства на территории г. Юрги при осуществлении данного процесса, а именно управление капитального строительства подготавливает и заключает соглашения о выплате возмещения за изымаемые жилые помещения с собственниками, выразившими способ возмещения в виде получения денежных средств за изымаемое жилое помещение, обеспечивает государственную регистрацию перехода права на изымаемые жилые помещения на основании указанных заключенных соглашений, подготавливает заявку на финансирование главному распорядителю средств, обеспечивает перечисление денежных средств собственникам по заключенным соглашениям, уведомляет комитет по управлению муниципальным имуществом г. Юрги о зарегистрированных права Юргинского городского округа.
При этом заключение соглашений о предоставлении взамен изымаемого жилого помещения другого жилого помещения, обеспечивается жилищным отделом Администрации г. Юрги.
Жилой дом по адресу: *** признан в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу, техническое состояние жилого дома представляет реальную угрозу жизни и здоровью проживающих в нем граждан, в связи с чем имеются основания для удовлетворения требований.
Положения части 8.2 статьи 32 ЖК РФ не исключают возможность реализации права собственника на предоставление ему взамен изымаемого другого жилого помещения, при условии, что жилой дом, в котором расположено принадлежащее ему жилье, включен в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда. Таким образом, сам по себе факт включения жилого дома по адресу: *** в соответствующую региональную адресную программу предоставляет Бондаренко М.В. право выбора между способами компенсации за изымаемое жилое помещение.
При установленных обстоятельствах, встречные исковые требования Бондаренко М.В. к Администрации г.Юрги о понуждении к заключению договора о предоставлении жилого помещения взамен аварийного подлежат удовлетворению. Так как надлежащим ответчиком по заявленным Бондаренко М.В. требованиям является Администрация г.Юрги, исковые требования к УКС Администрации г.Юрги заявлены Бондаренко М.В. не обоснованно и удовлетворению не подлежат.
Удовлетворение встречного иска Бондаренко М.В. к Администрации г.Юрги исключает удовлетворение первоначального иска Администрации г.Юрги к Бондаренко М.В., УКС Администрации г.Юрги об изъятии жилого помещения, признанного аварийным, с выплатой выкупной стоимости взамен жилого помещения в аварийном доме, поэтому в первоначальном иске суд отказывает.
Так как решение состоялось в пользу Бондаренко М.В. на основании ст. 98 ГПК РФ с Администрации г.Юрги в пользу Бондаренко М.В. подлежат взысканию судебные расходы по оплате государственной пошлины при обращении в суд в сумме 300 рублей.
На основании изложенного и, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Встречное исковое заявление Бондаренко М.В. (ИНН ***) к Администрации г. Юрги (ИНН ***,ОГРН ***), Управлению капитального строительства Администрации г.Юрги (***) о признании права на предоставление жилого помещения взамен аварийного и о понуждении к заключению договора о предоставлении жилого помещения взамен аварийного удовлетворить частично:
признать право Бондаренко М.В. на предоставление жилого помещения взамен изымаемого жилого помещения по адресу: *** в жилом доме, признанном аварийным и подлежащим сносу,
обязать Администрацию г.Юрги заключить с Бондаренко М.В. соглашение об изъятии имущества для муниципальных нужд и о предоставлении жилого помещения в виде отдельной квартиры, пригодное для проживания, благоустроенное, равноценное (равнозначное), применительно к условиям квартиры №***, расположенной в аварийной ***, отвечающее установленным санитарным и техническим правилам и нормам, находящееся на территории Юргинского городского округа, общей площадью не менее 44,8кв.м. взамен аварийного, подлежащего сносу жилого помещения по адресу: ***,
в остальной части требований – отказать.
Взыскать с Администрации г.Юрги в пользу Бондаренко М.В. судебные расходы в размере 300 рублей.
В удовлетворении исковых требований Администрации г. Юрги к Бондаренко М.В., Управлению капитального строительства Администрации г. Юрги, об изъятии жилого помещения, признанного аварийным, с выплатой выкупной стоимости – отказать.
Решение суда может быть обжаловано сторонами в Кемеровский областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Юргинский городской суд Кемеровской области в течение месяца с даты принятия решения в окончательной форме.
Председательствующий: (подпись) Красиева С.А.
Решение принято в окончательной форме 02 февраля 2024 года.