Дело № 2-330/2019 г.
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
27 августа 2019 г. с. Смоленское
Смоленский районный суд Алтайского края в составе:
председательствующего судьи Прохоровой В.Д.,
при секретаре Петухове А.С.,
с участием истца Гырдымовой Т.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску Гырдымовой Т.М. к Администрации Точильнского сельсовета Смоленского района Алтайского края об установлении факта принадлежности правоустанавливающего документа и включении имущества в наследственную массу,
у с т а н о в и л:
Истец Гырдымова Т.М. обратилась в суд с иском об установлении факта принадлежности правоустанавливающего документа и включении имущества в наследственную массу, просила установить факт принадлежности договора на передачу и продажу квартир (домов) в собственность граждан, заключённого ДД.ММ.ГГГГ между совхозом «<адрес>» и ФИО2 в отношении квартиры по адресу: <адрес>1 ФИО3; включить имущество в виде данной квартиры в наследственную массу наследодателя ФИО3
В обосновании иска указала, что она приходится внучкой ФИО3, умершего ДД.ММ.ГГГГ, проживавшего на день смерти по адресу: <адрес> ДД.ММ.ГГГГ между совхозом «<адрес>» и ФИО3 был заключён договор на передачу и продажу квартир (домов) в собственность граждан. По условиям указанного договора ФИО3 была бесплатно передана квартира по адресу: <адрес> Впоследствии в ДД.ММ.ГГГГ году право собственности ФИО3 на квартиру было зарегистрировано в органах Росреестра. Однако в договоре передачи квартиры фамилия ФИО3 была неправильно записана как ФИО2. До своей смерти ФИО3 оформил завещание на указанную квартиру на её имя. В ДД.ММ.ГГГГ году у нотариуса Смоленского нотариального округа Алтайской краевой нотариальной палаты было заведено наследственное дело № к имуществу умершего ФИО3 Она обратилась к нотариусу для оформления своих наследственных прав к имуществу ФИО3, однако нотариус обратила внимание на несоответствие написания фамилии наследодателя в договоре передачи квартиры и в свидетельстве о смерти, и предложила ей в судебном порядке устранить указанное препятствие для получения наследственного имущества. Факт правильного написания фамилии наследодателя, как ФИО3 подтверждается самим договором передачи квартиры от ДД.ММ.ГГГГ, где наследодатель расписался как ФИО3; свидетельством № от ДД.ММ.ГГГГ на право собственности на землю; постановлением Администрации <адрес> сельсовета <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №; свидетельством на право собственности на землю серия РФ XV - №; справкой <адрес> сельсовета <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ; свидетельством о смерти ФИО3 ЗАО «<адрес>», ранее совхоз «<адрес>», ликвидировано вследствие банкротства. Таким образом, отсутствие в настоящее время обеих сторон договора о передачи квартиры в собственность граждан от ДД.ММ.ГГГГ, препятствует устранению факта неправильного написания в договоре фамилии ФИО3 Другой возможности для исправления написания фамилии, кроме установления факта принадлежности указанного правоустанавливающего документа (договор передачи квартиры) её деду ФИО3 в судебном порядке, нет. Установление данного факта необходимо для оформления наследственных прав на имущество умершего ФИО3
Истец Гырдымова Т.М. в судебном заседании уточнила, заявленные исковые требования, просила включить имущество, оставшееся после смерти ФИО3 в виде квартиры по <адрес> в наследственную массу, в остальной части не поддержала, в связи с тем, что невозможно установление юридического факта в отношении умершего лица. В обоснование заявленных требований ссылалась на те же доводы, что указаны в заявлении. Дополнительно суду пояснила, что ФИО3 проживал в спорной квартиры с момента её приватизации и до смерти, был зарегистрирован там. При жизни право собственности на данную квартиру в установленном законом порядке он не зарегистрировал, на несоответствия, имеющиеся в написании его фамилии, внимание не обратил. С момента приватизации и до настоящего времени, никто никаких право притязаний на указанную квартиру не заявлял, с исками о признании права собственности не обращался. Хотя право собственности на квартиру ФИО3 при жизни не зарегистрировал, но считал себя собственником данной квартиры. Наследников после смерти ФИО3, кроме неё нет, в связи с чем, он при жизни оставил завещание на её имя. Спора относительно наследственного имущества также не имеется. Просила об удовлетворении иска.
Представитель ответчика Администрации <адрес> сельсовета <адрес> в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещён надлежаще. Причину неявки суду не сообщил и не просил рассмотреть дело в его отсутствие.
Третьи лица - нотариус Смоленского нотариального округа, представитель Управления Росимущества в Алтайском крае и представитель Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Алтайскому краю в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащем образом. Нотариус и представитель Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Алтайскому краю в письменных заявлениях, поступивших в адрес суда, просили рассмотреть дело в их отсутствие.
Суд в соответствии с ч. 3 - ч. 5 ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации определил рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Выслушав пояснения истца, исследовав письменные материалы гражданского и наследственного дел, суд приходит к следующему.
Судом установлено, что истец Гырдымова Т.М. является наследником умершего ФИО3 на основании ст. 1118 ГК РФ, в соответствии с завещанием, что подтверждается завещанием от 26 04.1996 (копия на л.д. 33).
В силу абзаца 2 части 2 статьи 218 Гражданского кодекса Российской Федерации в случае смерти гражданина право собственности на принадлежавшее ему имущество переходит по наследству к другим лицам в соответствии с завещанием или законом.
В судебном заседании установлено, что истец Гырдымова Т.М. приходится наследником умершего ФИО3, в силу закона она является наследником по завещанию, в соответствии с которым, ФИО3 завещал ей все своё имущество, где бы оно не находилось и, в чем бы оно не заключалось, в том числе и квартиру, принадлежащую ему на праве собственности, находящуюся в <адрес> (л.д. 33).
Наличие у умершего ФИО3 наследственного имущества в виде: <адрес> в <адрес>, подтверждается договором на передачу и продажу квартир (домов) в собственность граждан, согласно которому он заключён ДД.ММ.ГГГГ между совхозом «Точилинский» и ФИО2. Договор подписан сторонами. В договоре на передачу и продажу квартир (домов) от ДД.ММ.ГГГГ в графе «покупатель» вместо фамилии «ФИО3» указана фамилия «ФИО2».
Согласно свидетельству № на право собственности на землю бессрочное (постоянное) пользование землёй, собственником земельного участка является ФИО3 (л.д. 15). Постановлением № от ДД.ММ.ГГГГ «О присвоении адреса земельному участку» на л.д. 16 земельному участку, принадлежащему ФИО3 на основании свидетельства № от ДД.ММ.ГГГГ присвоен адрес: <адрес>
Как следует из справки Точилинского сельсовета ФИО3 действительно проживал в <адрес> до дня смерти (л.д. 32).
ФИО3 умер ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается свидетельством о смерти № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 17).
После смерти ФИО3 на основании заявления Гырдымовой Т.М. заведено наследственное дело № (л.д. 18, 29-37). ДД.ММ.ГГГГ Гырдымовой Т.М. выдано свидетельство о праве на наследство по завещанию на имущество ФИО3, состоящего из земельной доли с оценкой 422 б/га, площадью 13,6 га, принадлежащего наследодателю по праву долевой собственности в АО «Точильное». Спорная квартира в наследственную массу не включена, свидетельство о праве на наследство по завещанию на неё истцу не выдавалось.
Согласно сведениям, предоставленным Росреестром (л.д. 26) следует, что в соответствии со сведениями ЕГРН, зарегистрированные права на земельный участок и квартиру, расположенные по адресу: <адрес>, отсутствуют. Жилое помещение - квартира, с кадастровым номером № состоит на кадастровом учете, как ранее учтенная, адрес объекта - Российская Федерация<адрес>. Дата постановки на учет ДД.ММ.ГГГГ.
Исходя из сопоставления данных, касающихся личности ФИО3 (его фамилии, имени, отчества), указанных в договоре на передачу и продажу квартир (домов) в собственность граждан от ДД.ММ.ГГГГ, а также в свидетельстве о смерти, свидетельстве на право собственности на землю, следует, что все данные, за исключением написания одной буквы в фамилии, совпадают. В свидетельстве о смерти указана фамилия ФИО3, а в договоре на передачу и продажу квартир (домов) в собственность граждан от ДД.ММ.ГГГГ фамилия указана - ФИО2. Принимая во внимание пояснения истца и письменные документы, а также тот факт, что ФИО3 до дня смерти проживал именно в данной квартире, отсутствие зарегистрированного права на указанную квартиру других лиц, суд считает установленным, что договор на передачу и продажу квартир (домов) в собственность граждан от ДД.ММ.ГГГГ был заключён с ФИО3, следовательно, данный договор принадлежит ему.
Учитывая, что ФИО3 ДД.ММ.ГГГГ умер, после его смерти открылось наследство, поскольку согласно ст. 1113 ГК РФ наследство открывается со смертью гражданина.
Как следует из копии свидетельства о смерти серии № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 17), ФИО3, умер ДД.ММ.ГГГГ. Следовательно, наследство открылось со дня его смерти, то есть с ДД.ММ.ГГГГ.
В соответствии со ст. 1112 ГК РФ в состав наследства входят принадлежавшие наследодателю на день открытия наследства вещи, иное имущество, в том числе имущественные права и обязанности.
В силу ст. 1118 ГК РФ распорядиться имуществом на случай смерти можно путем совершения завещания или заключения наследственного договора. К наследственному договору применяются правила настоящего Кодекса о завещании, если иное не вытекает из существа наследственного договора.
Завещание может быть совершено гражданином, обладающим в момент его совершения дееспособностью в полном объеме.
Завещание должно быть совершено лично.
Завещание является односторонней сделкой, которая создает права и обязанности после открытия наследства.
В соответствии со ст. 1120 ГК РФ, завещатель вправе совершить завещание, содержащее распоряжение о любом имуществе, в том числе о том, которое он может приобрести в будущем.
Согласно п. 1 ст. 1124 ГК РФ, завещание должно быть составлено в письменной форме и удостоверено нотариусом. Удостоверение завещания другими лицами допускается в случаях, предусмотренных пунктом 7 статьи 1125, статьей 1127 и пунктом 2 статьи 1128 настоящего Кодекса.
Согласно представленному завещанию, составленному ФИО3, оно соответствует требованиям гражданского законодательства, предъявляемым к завещанию.
В силу п. 2 ст. 218 ГК РФ в случае смерти гражданина право собственности на принадлежавшее ему имущество переходит по наследству к другим лицам в соответствии с завещанием или законом.
Как установлено в судебном заседании, на день открытия наследства умершего ФИО3 наследником по завещанию является Гырдымова Т.М., которая как следует из копий материалов наследственного дела № (л.д. 29-37) обратилась в нотариальную контору с заявлением о выдаче ей свидетельства о праве на наследство по завещанию после смерти ФИО3 Согласно свидетельству о праве на наследство по завещанию от ДД.ММ.ГГГГ ей было выдано свидетельство на наследство, состоящее из земельной доли с оценкой 422 баллогектара, площадью 13,6 га, земель сельскохозяйственного назначения, принадлежащей наследодателю по праву долевой собственности в АО «Точильное» <адрес> на основании постановления <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается свидетельством о праве собственности на землю серии РФ № за №, выданным комземресурсами <адрес>, регистрационная запись № от ДД.ММ.ГГГГ на л.д. 36. Спорное имущество в виде квартиры, в состав наследства не включено.
Исходя из чего, суд приходит к выводу о том, что в состав наследства, открывшегося после смерти ФИО3, должна быть включена <адрес> в <адрес>, следовательно, исковое требование истца о включении в наследственную массу имущества в виде квартиры, открывшегося после смерти ФИО3, подлежит удовлетворению.
Поскольку ответчиком Администрацией <адрес> сельсовета <адрес> каких-либо неправомерных действий, послуживших основаниями для обращения в суд истца с указанным иском, не совершено, материально-правовых требований к данному ответчику не заявлено, поэтому расходы, понесённые истцом на уплату государственной пошлины при подаче иска в суд, возмещению ей с данного ответчика не подлежат.
Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Гырдымовой Т.М. удовлетворить.
Включить в наследственную массу имущество, оставшееся после смерти ФИО3, умершего ДД.ММ.ГГГГ, в виде <адрес>, расположенной по адресу: <адрес>, кадастровым номером №.
Решение может быть обжаловано в Алтайский краевой суд через Смоленский районный суд в течение месяца.
Судья В.Д. Прохорова