Решение по делу № 33а-5690/2020 от 26.08.2020

стр. 20а, г/п 0 руб.

Судья Попова Д.В.                        № 2а-2649/2020                   07 октября 2020 года

Докладчик Пономарев Р.С.          № 33а-5690/2020                    город Архангельск

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

    Судебная коллегия по административным делам Архангельского областного суда в составе:

председательствующего Пономарева Р.С.,

судей Витязева А.В., Гулевой Г.В.,

при секретаре Ткаченко С.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Федосеева С.Г. на решение Северодвинского городского суда Архангельской области от 11 июня 2020 года по административному делу по административному исковому заявлению Федосеева С.Г. к городскому Совету депутатов муниципального образования «Северодвинск», председателю городского Совета депутатов муниципального образования «Северодвинск» Старожилову М.А., главе муниципального образования «Северодвинск» Скубенко И.В. об оспаривании действия (бездействия) председателя городского Собрания депутатов муниципального образования «Северодвинск» Старожилова М.А. и главы муниципального образования «Северодвинск» Скубенко И.В., выразившегося в непринятии мер к организации рассмотрения в установленном порядке проекта решения «О порядке организации и проведения общественных обсуждений или публичных слушаний на территории муниципального образования «Северодвинск», внесенного инициативной группой граждан, уполномоченным представителем которой он является.

Заслушав доклад судьи Пономарева Р.С., судебная коллегия

установила:

Федосеев С.Г. обратился в суд с административным исковым заявлением к городскому Совету депутатов муниципального образования «Северодвинск» (далее - Совет депутатов МО «Северодвинск», Совет депутатов Северодвинска), председателю городского Совета депутатов муниципального образования «Северодвинск» Старожилову М.А., главе муниципального образования «Северодвинск» Скубенко И.В. об оспаривании действия (бездействия) председателя городского Собрания депутатов муниципального образования «Северодвинск» Старожилова М.А. и главы муниципального образования «Северодвинск» Скубенко И.В., выразившегося в непринятии мер к организации рассмотрения в установленном порядке проекта решения              «О порядке организации и проведения общественных обсуждений или публичных слушаний на территории муниципального образования «Северодвинск», внесенного инициативной группой граждан, уполномоченным представителем которой он является.

В обоснование требований указал, что постановлением председателя городского Совета депутатов муниципального образования «Северодвинск» Старожилова М.А. от 02 сентября 2019 года зарегистрирована правотворческая инициатива группы граждан, уполномоченным представителем которой он является, в виде проекта решения «О порядке организации и проведения общественных обсуждений или публичных слушаний на территории муниципального образования «Северодвинск». До настоящего времени городским Советом депутатов муниципального образования «Северодвинск» проект решения в порядке, предусмотренном статьей 29 Устава муниципального образования «Северодвинск», не рассмотрен. Неправомерное бездействие должностных лиц местного самоуправления нарушает право административного истца на участие в осуществлении местного самоуправления.

С учетом частичного отказа от исковых требований, просил:

1. Признать неправомерным ограничение прав и свобод, связанных с участием в управлении делами в Совете депутатов и создании препятствий к осуществлению избирательного права у совета депутатов, в лице Председателя совета депутатов Старожилова М.А., за нерассмотрение проекта решения «О порядке организации и проведения общественных обсуждений или публичных слушаний на территории муниципального образования «Северодвинск» в порядке, предусмотренном статьей 29 устава муниципального образования «Северодвинск», принятого на местном референдуме 16 июня 1996 года;

2. Признать незаконными действия органа местного самоуправления, в лице Главы города Северодвинск Скубенко И.В., по нерассмотрению проекта решения «О порядке организации и проведения общественных обсуждений или публичных слушаний на территории муниципального образования «Северодвинск» в порядке, предусмотренном статьей 29 устава муниципального образования «Северодвинск», принятого на местном референдуме 16 июня 1996 года;

3. Признать ничтожными принятые в период с 03 сентября 2019 года, до сессии депутатов, до повестки дня все текущие постановления, документы (заявления) Председателя совета депутатов и заключения экспертиз, прокуратуры г. Северодвинска, Контрольно-счетной палаты Северодвинска, Администрации Северодвинска и уполномоченного при губернаторе Архангельской области по правам ребенка, и других документы;

4. Обязать на внеочередной сессии депутатов (заседании) рассмотреть проект решения «О порядке организации и проведения общественных обсуждений или публичных слушаний на территории муниципального образования «Северодвинск» и принять по нему решение.

Решением Северодвинского городского суда Архангельской области         от 11 июня 2020 года в удовлетворении административного искового заявления отказано.

В апелляционной жалобе административный истец ставит вопрос об отмене состоявшегося по делу решения, указывая на неправильное применение судом норм материального права, неверную оценку представленных в дело доказательств.

В соответствии со статьями 150 и 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебная коллегия рассмотрела апелляционную жалобу с участием представителя административного ответчика городского Совета депутатов МО «Северодвинск» Саладиной Г.Н., в отсутствие остальных лиц, участвующих в деле, которые извещены о времени и месте судебного заседания суда апелляционной инстанции.

Рассмотрев административное дело в полном объеме, проверив доводы апелляционной жалобы, заслушав представителя административного ответчика, возражавшего против удовлетворения апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

В силу положений части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Согласно пунктам 1 и 3 части 9 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации если иное не предусмотрено названным кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет, нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца, соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих в том числе основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами, а также соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Исходя из буквального толкования пункта 1 части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации решение об удовлетворении требования об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями незаконными принимается при установлении двух условий одновременно: решение, действие (бездействие) не соответствует нормативным правовым актам и нарушает права, свободы и законные интересы административного истца.

Как установлено судом и следует из материалов дела, 30 апреля 2019 года в Совет депутатов Северодвинска поступил проект решения «О порядке организации и проведения общественных обсуждений или публичных слушаний на территории муниципального образования «Северодвинск», внесенный инициативной группой граждан в порядке реализации правотворческой инициативы граждан.

14 мая 2019 года документы правотворческой инициативы возвращены инициативной группе граждан в связи с существенными недостатками.

19 мая 2019 года состоялось заседание инициативной группы, на котором в целях реализации правотворческой инициативы граждан был утвержден проект решения «О порядке организации и проведения общественных обсуждений или публичных слушаний на территории муниципального образования «Северодвинск».

19 августа 2019 года в Совет депутатов Северодвинска поступил проект решения «О порядке организации и проведения общественных обсуждений или публичных слушаний на территории муниципального образования «Северодвинск» (далее - проект решения в I редакции) с соответствующими документами, внесенный инициативной группой граждан в порядке реализации правотворческой инициативы граждан.

Постановлением Председателя Совета депутатов Северодвинска от 21 августа 2019 года № 190-П «О создании Комиссии по проверке документов правотворческой инициативы граждан» была создана Комиссия по проверке документов правотворческой инициативы граждан в составе депутатов Совета депутатов Северодвинска: В.Р.А., К.И.В., Р.К.П., Т.Н.А. и сотрудников аппарата Совета депутатов Северодвинска: П.В.В. и Саладиной Г.Н. для проведения проверки представленных инициативной группой документов.

По результатам проверки документов Комиссия, несмотря на имеющиеся недочеты в оформлении документов инициативной группы граждан, частичное несоответствие проекта решения нормам законодательства Российской Федерации, учитывая первичный опыт граждан в реализации правотворческой инициативы, приняла решение рекомендовать Председателю Совета депутатов Северодвинска зарегистрировать правотворческую инициативу граждан, в связи с чем Председателем Совета депутатов Северодвинска было издано постановление Председателя Совета депутатов Северодвинска от 02 сентября 2019 года № 195-П «О регистрации правотворческой инициативы граждан в виде внесенного в Совет депутатов Северодвинска проекта решения «О порядке организации и проведения общественных обсуждений или публичных слушаний на территории муниципального образования «Северодвинск».

В постановлении содержалось предложение инициативной группе граждан доработать внесенный проект решения по замечаниям, выявленным Комиссией при проверке документов, до 09 сентября 2019 года включительно, а именно: привести проект решения в I редакции в соответствие с Гражданским кодексом Российской Федерации, Градостроительным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Законом Архангельской области от 23 сентября 2004 года № 259-внеоч.-03                     «О реализации государственных полномочий Архангельской области в сфере правового регулирования организации и осуществления местного самоуправления», Уставом Северодвинска, Порядком внесения проектов решений Городского Совета депутатов муниципального образования «Северодвинск», утвержденным решением Совета депутатов Северодвинска от 19 июня 2013 года № 49.

В установленный до 09 сентября 2019 года срок доработанный проект решения в I редакции не поступил в Совет депутатов Северодвинска, проект решения, представленный в редакции от 19 августа 2019 года, был направлен в прокуратуру города Северодвинска, Администрацию Северодвинска, Контрольно-счетную палату Северодвинска, а также Уполномоченному по правам ребенка в Архангельской области и Губернатору Архангельской области для подготовки заключений.

На 01 октября 2019 года по проекту решения в Совете депутатов Северодвинска имелось семь отрицательных заключений на проект решения в I редакции от вышеуказанных органов и должностных лиц.

07 октября 2019 года на заседании постоянного депутатского комитета по бюджетной политике состоялось первое рассмотрение проекта решения с участием представителей инициативной группы, в том числе с участием Федосеева С.Г., Б.О.Е., З.В.А., И.С.В., Д.Н.Н.

По результатам рассмотрения данного проекта решения с учетом наличия отрицательных заключений, согласия представителей инициативной группы на доработку проекта решения, постоянным депутатским комитетом принято решение о направлении проекта решения в I редакции на доработку.

21 октября 2019 года в Совет депутатов Северодвинска членами инициативной группы граждан, уполномоченными на корректировку проекта решения, внесен проект решения, доработанный с учетом заключений (далее - проект решения во II редакции).

23 октября 2019 года в Совет депутатов Северодвинска Федосеевым С.Г., членом инициативной группы граждан, уполномоченным на корректировку проекта решения, внесен в электронном виде еще один доработанный проект решения с аналогичным наименованием (далее - проект решения в III редакции). На бумажном носителе проект решения в III редакции поступил в Совет депутатов Северодвинска 24 октября 2019 года.

По состоянию на 24 октября 2019 года в Совете депутатов Северодвинска находились два доработанных проекта решения с одинаковыми наименованиями, представленные членами инициативной группы граждан, уполномоченными на корректировку проекта решения в I редакции. Данная информация была доведена до членов инициативной группы граждан.

28 октября 2019 года в Совет депутатов Северодвинска поступило письмо представителей инициативной группы граждан об отзыве проекта решения в III редакции и рассмотрении в Совете депутатов Северодвинска доработанного проекта решения во II редакции.

Согласно протоколу собрания инициативной группы граждан от 26 октября 2019 года на собрании присутствовало 9 членов из 13, решение об отзыве проекта решения в III редакции и о рассмотрении в Совете депутатов Северодвинска проекта решения во II редакции принято большинством голосов (8 человек - за, Федосеев С.Г. не голосовал).

Проект решения во II редакции был направлен в прокуратуру города Северодвинска, Администрацию Северодвинска, Контрольно-счетную палату Северодвинска для дачи заключения.

20 ноября 2019 года в Совет депутатов Северодвинска поступило заключение прокуратуры города Северодвинска от 15 ноября 2019 года № 22-03-2019, в котором указано, что в доработанный проект решения по сравнению с первоначальной редакцией внесены значительные коррективы, изменяющие его концептуальную основу, в связи с чем на основании подпункта 1.10 Положения о правотворческой инициативе граждан требуется поддержка 1000 жителей муниципального образования «Северодвинска».

Кроме того, в заключении прокуратуры города Северодвинска указано, что поскольку материалов о сборе необходимого количества подписей в поддержку доработанного проекта решения членами инициативной группы не представлено, налицо нарушение процедуры внесения правотворческой инициативы граждан, в связи с чем основания для рассмотрения Советом депутатов Северодвинска данного проекта решения отсутствуют.

21 ноября 2019 года на заседании Совещания председателей постоянных депутатских комитетов с участием представителей инициативной группы граждан с учетом истечения трехмесячного срока для рассмотрения правотворческой инициативы, заключения прокуратуры города Северодвинска, Совещанием было принято решение о прекращении рассмотрения правотворческой инициативы граждан, зарегистрированной в Совете депутатов Северодвинска 02 сентября 2019 года в виде проекта решения «О порядке организации и проведения общественных обсуждений или публичных слушаний на территории муниципального образования «Северодвинск».

Разрешая заявленный спор, руководствуясь нормами статей 10, 12, 130 Конституции Российской Федерации, статьи 28 Федерального закона № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления»,                   статей 29, 37, 39 Устава МО «Северодвинск» (далее также Устав), Положением о порядке реализации правотворческой инициативы граждан в муниципальном образовании «Северодвинск», утвержденным решением Совета депутатов Северодвинска от 26 октября 2006 года № 117, Положением о комитетах, утвержденным решением Городского совета депутатов Северодвинска              от 15 февраля 2018 года № 53, Регламентом Совета депутатов Северодвинска, суд первой инстанции отказал в удовлетворении административных исковых требований, придя к выводу о том, что установленная нормативно-правовыми актами процедура рассмотрения правотворческой инициативы граждан административными ответчиками соблюдена, решение о прекращении рассмотрения правотворческой инициативы принято уполномоченным органом в пределах своей компетенции, прав административного истца не нарушает.

Судебная коллегия считает данный вывод суда правильным, основанным на представленных в дело доказательствах и требованиях материального и процессуального закона, подлежащего применению к спорным правоотношениям.

Доводы апелляционной жалобы не содержат обстоятельств, которые не были предметом исследования суда или опровергали выводы судебного решения, аналогичны заявленным требованиям и не могут служить основанием к отмене правильного по существу решения суда.

В соответствии со статьей 29 Устава МО «Северодвинск» с правотворческой инициативой может выступить инициативная группа граждан, минимальная численность которой устанавливается Советом депутатов Северодвинска и не может превышать 3 процента от общего числа жителей Северодвинска, обладающих избирательным правом (пункт 2).

Проект муниципального правового акта, внесенный в порядке реализации правотворческой инициативы граждан, подлежит обязательному рассмотрению органом местного самоуправления Северодвинска или должностным лицом местного самоуправления, к компетенции которого относится принятие указанного акта, в течение трех месяцев со дня его внесения (пункт 3).

В силу пункта 1 статьи 33 Устава в структуру органов местного самоуправления МО «Северодвинск» входит Городской Совет депутатов муниципального образования «Северодвинск», полномочия которого предусмотрены статьей 36 Устава.

Пунктом 2.1 статьи 39 Устава МО «Северодвинск» предусмотрено, что для предварительной подготовки и рассмотрения вопросов деятельности Совета депутатов Северодвинска образуется Совещание председателей, которое является постоянно действующим коллегиальным органом Совета депутатов Северодвинска.

К ведению Совещания председателей в частности относится предварительное рассмотрение проектов Решений Совета, в том числе на предмет их готовности к вынесению на заседание Совета депутатов Северодвинска. По вопросам своего ведения Совещание председателей принимает соответствующие решения (пункты 1 и 2 статьи 13 Регламента Совета депутатов Северодвинска).

Следовательно, оспариваемое решение по результатам рассмотрения правотворческой инициативы граждан, зарегистрированной в Совете депутатов Северодвинска 02 сентября 2019 года в виде проекта решения «О порядке организации и проведения общественных обсуждений или публичных слушаний на территории муниципального образования «Северодвинск», принято Совещанием председателей в рамках своего ведения, является мотивированным.

Довод апелляционной жалобы о том, что оглашенная в судебном заседании резолютивная часть решения не соответствует резолютивной части мотивированного решения, признается судебной коллегией несостоятельной, поскольку опровергается материалами дела.

Вопреки доводам апелляционной жалобы все представленные сторонами доказательства оценены судом первой инстанции в соответствии с требованиями статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, предусматривающей право суда оценивать доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в административном деле доказательств (часть 1).

Иные доводы апелляционной жалобы в целом повторяют позицию административного истца в суде первой инстанции, данные доводы были предметом рассмотрения суда, им дана надлежащая правовая оценка и на правильность вынесенного судом решения, постановленного в соответствии с требованиями закона, не влияют, поскольку направлены на оспаривание обоснованности выводов суда, иное толкование норм права.

Принимая во внимание изложенное, апелляционная инстанция считает, что решение суда соответствует нормам материального и процессуального права, поэтому оснований для его отмены и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.

Руководствуясь статьей 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Северодвинского городского суда Архангельской области от 11 июня 2020 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Федосеева С.Г. – без удовлетворения.

Кассационная жалоба может быть подана через суд первой инстанции, принявший решение, в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения в Третий кассационный суд общей юрисдикции, а затем - в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации.

Председательствующий       Р.С. Пономарев
Судьи       А.В. Витязев
      Г.В. Гулева

33а-5690/2020

Категория:
Гражданские
Истцы
Федосеев Сергей Геннадьевич
Ответчики
Председатель Городского Совета депутатов МО Северодвинск Старожилов Михаил Александрович
Глава МО Северодвинск Скубенко Игорь Васильевич
Городской Совет депутатов МО Северодвинск
Суд
Архангельский областной суд
Судья
Пономарев Роман Сергеевич
Дело на странице суда
oblsud.arh.sudrf.ru
27.08.2020Передача дела судье
07.10.2020Судебное заседание
27.10.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
28.10.2020Передано в экспедицию
07.10.2020
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее