УИД 11RS0002-01-2022-001007-91
ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Воркута 25 апреля 2022 г.
Воркутинский городской суд Республики Коми в составе председательствующего судьи Солодиловой Е.Ю., при секретаре Засориной С.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в порядке заочного производства гражданское дело №2-1003/2022 по исковому заявлению Государственного бюджетного учреждения Республики Коми «Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения города Воркуты" к Першиной Людмиле Николаевне о взыскании необоснованно выплаченной субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг,
установил:
истец ГБУЗ РК «Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения города Воркуты" обратился в суд с исковыми требованиями к Першиной Людмиле Николаевне о взыскании необоснованно выплаченной субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, начисленной за период с 01.09.2019 по 28.02.2021 в размере 63364,20 руб.. В обоснование требований указано, что истец на основании ст. 9.2 Федерального закона №7-ФЗ от 12.01.1996 «О некоммерческих организациях» и приказа Министерства труда социальной защиты Республики Коми №2А от 11.01.2016 наделен полномочиями Министерства труда, занятости и социальной защиты Республики Коми по исполнению публичных обязательств перед физическим лицом в денежной форме. В период с 01.09.2019 по 28.02.2021 ответчику назначена и выплачена субсидия на оплату на оплате жилого помещения и коммунальных услуг, предоставляемых по адресу: <адрес> 01.03.2021 истцу стало известно, что с 11.09.2019 по указанному адресу зарегистрирован по месту жительства сын ответчика, ФИО8, о чем ответчик истцу своевременно не сообщил. В силу Правил предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 14.12.2005 №761 основания для предоставления ответчику субсидии за указанный период отсутствуют. 04.03.2021 истец уведомил ответчика об отказе в предоставлении субсидии, а 26.03.2021 – о прекращении предоставления субсидии. 21.01.2021 ответчику направлена претензия о возвращении необоснованной выплаченной субсидии, после чего в период с 22.04.2021 по 23.03.2022 ответчик добровольно вернул истцу 30000,00 руб. Остаток необоснованной выплаты составил 63364,20 руб. и на момент обращения истца в суд не возмещен.
Истец извещен о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, в судебное заседание своего представителя не направил, просил о рассмотрении дела без его участия.
Ответчик извещен о времени и месте рассмотрения дела по адресу регистрации по месту жительства – <адрес>, от получения судебного извещений уклонился, судебное извещение возвращено в суд по истечении срока хранения в почтовом отделении. Принимая во внимание, уклонение ответчика от получения повестки, суд считает извещение надлежащим, и на основании ст. 113, ст.167 ГПК РФ, 165.1 ГК РФ дело рассмотрено судом без участия не явившихся лиц в порядке заочного производства.
Исследовав материалы дела, суд считает исковые требования подлежащими удовлетворению на основании следующего.
Пунктом 1 Методических рекомендаций по применению Правил предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 14 декабря 2005 г. N 761 (утверждены Приказом Минстроя России N 1037/пр, Минтруда России N 857 от 30.12.2016), установлено, что субсидии на оплату жилых помещений и коммунальных услуг предоставляются гражданам на основании статьи 159 Жилищного кодекса РФ и Правил предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 14.12.2005 №761.
В соответствии с ч. 1 ст. 159 ЖК РФ субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг (далее - субсидии) предоставляются гражданам в случае, если их расходы на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, рассчитанные исходя из размера регионального стандарта нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий, и размера регионального стандарта стоимости жилищно-коммунальных услуг, устанавливаемого по правилам части 6 настоящей статьи, превышают величину, соответствующую максимально допустимой доле расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи. Размеры региональных стандартов нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий, стоимости жилищно-коммунальных услуг и максимально допустимой доли расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи устанавливаются субъектом Российской Федерации. Для семей со среднедушевым доходом ниже установленного прожиточного минимума максимально допустимая доля расходов уменьшается в соответствии с поправочным коэффициентом, равным отношению среднедушевого дохода семьи к прожиточному минимуму.
Правом на субсидии наделены граждане - пользователи жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов, наниматели по договорам найма жилых помещений частного жилищного фонда, члены жилищных кооперативов, собственники жилых помещений (ч.2 ст. 159 ЖК РФ).
Ч. 3 ст. 159 ЖК РФ установлено, что субсидии предоставляются органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или управомоченным им учреждением гражданам, указанным в части 2 настоящей статьи, на основании их заявлений с учетом постоянно проживающих совместно с ними членов их семей.
В соответствии с п. 19 Правил представления субсидий уполномоченный орган при решении вопроса о наличии права на предоставление субсидии и расчете ее размера определяет состав семьи заявителя исходя из сведений о составе семьи, содержащихся в заявлении о предоставлении субсидии, а также на основании пунктов 8(1) и 11 настоящих Правил.
П. 8 Правил предоставления субсидий предусмотрено, что для получения субсидии граждане представляют в уполномоченный орган по месту постоянного жительства заявление о предоставлении субсидии с указанием всех членов семьи и степени родства и приложением следующих документов, при этом обязанность по предоставлению документа, подтверждающего состав семьи на заявителя не возложен.
Пунктом 11 Правил предоставления субсидий уполномоченные органы наделены правом проверять подлинность представленных заявителем документов, полноту и достоверность содержащихся в них сведений путем направления официальных запросов в органы государственной власти Российской Федерации и ее субъектов, органы местного самоуправления, государственные внебюджетные фонды, органы, осуществляющие государственную регистрацию индивидуальных предпринимателей, налоговые и таможенные органы, органы и учреждения федеральной государственной службы занятости населения, организации связи, другие органы и организации. В том числе уполномоченные органы осуществляют на регулярной основе выборочные проверки достоверности предоставленных заявителем сведений о составе семьи, в том числе посредством направления соответствующих запросов в организации, осуществляющие управление многоквартирными домами. В приоритетном порядке указанные выборочные проверки осуществляются уполномоченными органами в отношении лиц, повторно обратившихся за предоставлением субсидии;
В порядке реализации указанного права на основании пп. «г» п. 8(1) Правил… сведения о лицах, зарегистрированных совместно с заявителем по месту его постоянного жительства уполномоченные органы получают на основании межведомственных запросов, в том числе в электронной форме с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия и подключаемых к ней региональных систем межведомственного информационного взаимодействия, следующие сведения, необходимые для принятия решения о предоставлении субсидии.
Согласно п. 41, 42 Правил предоставления субсидии… гражданам и (или) членам их семьи, имеющим право на субсидии, на основании решения уполномоченного органа. предоставляется одна субсидия на жилое помещение, в котором они проживают, сроком на 6 месяцев.
Пунктом 48 Правил… на получателя субсидии возложена обязанность представить уполномоченному органу документы, подтверждающие изменения места постоянного жительства получателя субсидии, и изменение основания проживания, состава семьи, гражданства получателя субсидии и (или) членов его семьи, размера доходов получателя субсидии и (или) членов его семьи, приходящихся на расчетный период (если эти изменения повлекли утрату права на получение субсидии).
В случае наступления событий, указанных в пункте 48 Правил при представлении получателем субсидии необходимых документов или получении уполномоченным органом от соответствующих органов (организаций) сведений об этих событиях производится перерасчет размера субсидии.Пунктом 49 Правил предоставления субсидии установлено, что в случае непредставления получателем субсидии в установленный срок уполномоченному органу документов, указанных в пункте 48 настоящих Правил, необоснованно полученные в качестве субсидии средства засчитываются в счет будущей субсидии, а при отсутствии права на получение субсидии в последующие месяцы эти средства добровольно возвращаются получателем субсидии в бюджет, из которого была предоставлена субсидия.
Таким образом, возникновение у получателя субсидии обязанности вернуть средства субсидии обусловлено не самим фактом непредставления получателем документов уполномоченному органу, а отсутствием у получателя права на получение субсидии, вопрос о наличии или отсутствии которого решается уполномоченным органом в соответствии с п.19 Правил: с учетом сведений о составе семьи заявителя исходя из сведений о составе семьи, содержащихся в заявлении о предоставлении субсидии, а также на основании пунктов 8(1) и 11 настоящих Правил.
Сведения о доходах заявителя и членов его семьи, учитываемых при решении вопроса о предоставлении субсидии, подпунктом «д» п.8 Правил отнесены к сведениям, которые заявитель сообщает уполномоченному органу самостоятельно при обращении с заявлением о получении субсидии, а уполномоченный орган, в свою очередь, реализуя предусмотренное п. 11 Правил право, проверяет подлинность представленных заявителем документов, полноту и достоверность содержащихся в них сведений, в том числе на основании межведомственных запросов (п.8(1) Правил).
Как следует из материалов дела, на основании заявления Першиной Л.Н. от 05.03.2019 ГБУ РК «Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения города Воркуты" приняло решение о предоставлении ей на период с 01.03.2019 по 31.08.2019 субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, окаазанных по адресу: <адрес>, с учетом состава семьи из одного человека (л.д. 46). К заявлению о предоставлении субсидии ответчиком приложены документы, из которых следует, что в состав семьи, учитываемый при решении вопроса о назначении субсидии, входит только заявитель.
До истечения шестимесячного срока, на который в соответствии с п.41 Правил предоставляется субсидия, Першина Л.Н., повторно обращалась с заявлениями о предоставлении субсидии, прилагая к ним сведения о состоянии расчетов с поставщиками коммунальных услуг и платежные документы.
На основании заявлений ГБУ РК «Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения города Воркуты" приняты решения о предоставлении Першиной Л.Н. субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, оказанных по адресу: <адрес> с учетом состава семьи из одного человека на период с 01.09.2019 по 29.02.2020 (л.д. 36), с 01.03.2020 по 31.08.2020 (л.д. 30), с 01.09.2020 по 28.02.2021 (л.д. 28).
На основании межведомственного запроса истцом получены сведения о том, что в период получения Першиной Л.Н. субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг с 11.09.2019 по 28.02.2021, то есть в период, когда право на субсидию и ее расчет определены только с учетм Першиной Л.Н., в состав членов семьи входил ее сын ФИО9, зарегистрированный в указанный период по месту жительства по адресу предоставления субсидии – <адрес>. Об указанном факте Першина Л.Н. уполномоченному органу не сообщила, в результате чего оценка права на получение субсидии и расчет ее размера произведена без учета второго члена семьи получателя и его дохода.
Представление заявителем (получателем субсидии) и (или) членами его семьи заведомо недостоверной информации, имеющей существенное значение для предоставления субсидии или определения (изменения) ее размера, либо невыполнения требований, предусмотренных пунктом 48 настоящих Правил (предоставление получателем субсидии документов, подтверждающих изменение места постоянного жительства получателя субсидии или основания проживания, состава семьи, гражданства получателя субсидии и (или) членов его семьи, размера доходов получателя субсидии и (или) членов его семьи, приходящихся на расчетный период (если эти изменения повлекли утрату права на получение субсидии)), в течение одного месяца после наступления таких событий в силу пп. «в» п. 60 Правил является основанием для прекращения предоставления субсидии.
В соответствии с п. 14 Правил предоставления жилищной субсидии предоставление заявителем заведомо недостоверных сведений является основанием для отказа в предоставлении субсидии.
Решением ГБУ РК «Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения города Воркуты" предоставление Першиной Л.Н. субсидии на период с 01.03.2020 по 31.08.2020 прекращено на основании п.60 Правил в связи с изменением с 01.09.2019 состава семьи, приходящегося на расчетный период, о чем Першиной Л.Н. направлено уведомление №4082 от 26.03.2021 (л.д. 18, 16), а с 01.03.2021 в предоставлении субсидии отказано на основании п. 14 Правил (л.д. 23).
По расчету истца, сумма необоснованно полученной Першиной Л.Н. субсидии составила 93364,20 руб., которая ответчиком оспорена не была и в счет погашения которой, по данным истца, ответчиком внесено 30000,00 руб.
Пунктом 49 Правил предоставления субсидий предусмотрено, что в случае если получатель субсидии в установленный срок не представил уполномоченному органу документы, указанные в пункте 48 настоящих Правил, необоснованно полученные в качестве субсидии средства засчитываются в счет будущей субсидии, а при отсутствии права на получение субсидии в последующие месяцы эти средства добровольно возвращаются получателем субсидии в бюджет, из которого была предоставлена субсидия. При отказе от добровольного возврата указанных средств они по иску уполномоченного органа истребуются в судебном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, 31.01.2022 истец уведомил Першину Л.Н. о непогашенном остатке необоснованно выплаченной субсидии за период с 01.09.2019 в размере 28.02.2021 в размере 69364,20 руб., однако на момент рассмотрения дела доказательств возврата указанной суммы ответчиком суду не предоставлено.
При установленных обстоятельствах суд считает исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Истец при обращении в суд с исковым заявлением на основании пп. 19 ч. 1 ст. 333.19 НК РФ освобожден от уплаты госпошлины, размер которой в соответствии с пп. 1 п. 1 ст. 333.19 НК РФ составлял бы 2100,93 руб.
На основании ч.1 ст. 103 ГПК РФ, предусматривающей, что государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований, в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации, с Першиной Л.Н. в бюджет МО ГО «Воркута» подлежит взысканию госпошлина в сумме 2100,93 руб..
На основании изложенного и, руководствуясь ст.ст. 194-199, 235-237 ГПК РФ,
решил:
Взыскать с Першиной Людмилы Николаевны (дата рождения – <дата>, место рождения – ...) в пользу Государственного бюджетного учреждения Республики Коми «Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения города Воркуты" (ИНН 1101486283, ОГРН 1021100811225) необоснованно полученную субсидию на оплату жилого помещения и коммунальных услуг за период с 01.09.2019 по 28.02.2021 в размере 63364 (шестьдесят три тысячи триста шестьдесят четыре) рубля 20 копеек.
Взыскать с Першиной Людмилы Николаевны в бюджет Муниципального образования городского округа «Воркута» государственную пошлину в размере 2100 (две тысячи сто) рублей 93 копейки.
Ответчик вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения суда в течение семи дней со дня вручения ему копии этого решения.
Ответчиком заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении заявления об отмене этого решения суда.
Иными лицами, участвующими в деле, а также лицами, которые не были привлечены к участию в деле и вопрос о правах и об обязанностях которых был разрешен судом, заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.
Заочное решение составлено в мотивированной форме <дата>.
Председательствующий Е.Ю.Солодилова