Уникальный идентификатор дела
11RS0018-01-2023-000300-22
УСТЬ-КУЛОМСКИЙ РАЙОННЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КОМИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 25 мая 2023 года по делу № 5-71/2023
село Усть-Кулом
Судья Усть-Куломского районного суда Республики Коми Барбуца О.В.,
рассмотрев дело об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), в отношении
юридического лица – муниципального общеобразовательного учреждения Шэръягская основная общеобразовательная школа, адрес места нахождения: Республика Коми, <адрес>, <данные изъяты>
установил:
Муниципальное общеобразовательного учреждения Шэръягская основная общеобразовательная школа (далее - МОУ Шэръягская ООШ) осуществляло деятельность, не связанную с извлечением прибыли, с грубым нарушением требований и условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), если специальное разрешение (лицензия) обязательно (обязательна) при следующих обстоятельствах:
ДД.ММ.ГГГГ в 12 часов 20 минут территориальным отделом автотранспортного и автодорожного надзора Северного межрегионального Управления государственного автодорожного надзора по Республике Коми (далее – Северное МУГАДН ТО АТ и АДН по Республике Коми) при проведении рейдовых мероприятий осмотрено транспортное средство <данные изъяты> государственный регистрационный знак № Водитель ФИО4 перевозил пассажиров в количестве трех человек по маршруту <адрес>, вид перевозки – для собственных нужд по путевому листу № от ДД.ММ.ГГГГ, выданному МОУ Шэръягская ООШ. Выявлены нарушения, а именно: показания одометра не заверены штампом или подписью уполномоченного лица, не указаны дата (число, месяц, год) и время (часы, минуты) выпуска транспортного средства на линию и его возвращения, отсутствует вид сообщений, отсутствуют серия, номер, дата выдачи и срока окончания действия лицензии на проведение предсменных, предрейсовых и послесменных, послерейсовых медицинских осмотров, отсутствуют фамилия и инициалы ответственного за техническое состояние и безопасную эксплуатацию, дата и время проведения контроля технического состояния транспортного средства в нарушение требований пункта 8г Положения о лицензировании деятельности по перевозкам пассажиров и иных лиц автобусами, утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 07.10.2020 № 1616. Выявлены факты использования транспортного средства для перевозки пассажиров для собственных нужд, не подключенных в установленном порядке к ГАИС «ЭРА-ГЛОНАСС и в КИАСК ТС-РВ», чем нарушены требования части 1 статьи 4 Федерального закона от 14.02.2009 № 22-ФЗ «О навигационной деятельности», пункта 8д Положения о лицензировании деятельности по перевозкам пассажиров и иных лиц автобусами, утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 07.10.2020 № 1616; пункта 8 постановления Правительства Российской Федерации от 22.12.2020 № 2216 «Об утверждении Правил оснащения транспортных средств категории М2, М3 и транспортных средств категории N, используемых для перевозки опасных грузов, аппаратурой спутниковой навигации»; пункта 1 Правил об утверждении видов автомобильных транспортных средств, используемых для перевозки пассажиров, подлежащих оснащению аппаратурой спутниковой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS, утверждённых Приказом Минтранса Российской Федерации от 07.10.2020 № 413.
Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, и должностное лицо, составившее протокол об административном правонарушении, надлежаще извещены о времени и месте рассмотрения дела, на рассмотрение дела не явились, ходатайствовали о рассмотрении дела в их отсутствие.
Исследовав материалы дела об административном правонарушении, прихожу к следующему.
Административная ответственность по части 3 статьи 19.20 КоАП РФ наступает за осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, с грубым нарушением требований и условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), если специальное разрешение (лицензия) обязательно (обязательна).
Деятельность по перевозкам пассажиров и иных лиц автобусами в соответствии с пунктом 24 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04 мая 2011 года № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее – Федеральный закон о лицензировании) подлежит лицензированию.
На основании части 1 статьи 8 Федерального закона о лицензировании лицензионные требования устанавливаются положениями и лицензировании конкретных видов деятельности, утверждаемыми Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.10.2020 № 1616 утверждено Положение о лицензировании деятельности по перевозкам пассажиров и иных лиц автобусами (далее – Положение № 1616).
Пунктом 39 Положения № 1616 определено, что к грубым нарушениям лицензионных требований при осуществлении лицензируемой деятельности относится нарушение одного из лицензионных требований, предусмотренных подпунктами «а», «д», «з» - «к» и «н» настоящего Положения, повлекшее за собой последствия, установленные частью 10 статьи 19.2 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности».
В соответствии с подпунктами «г», «д» пункта 8 Положения № 1616 лицензиат обязан выполнять следующие лицензионные требования: г) заполнять путевые листы в порядке, установленном Министерством транспорта Российской Федерации в соответствии со статьей 6 Федерального закона «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта»; д) допускать к лицензируемому виду деятельности автобусы лицензиата, прошедшие в порядке, установленном Министерством транспорта Российской Федерации в соответствии со статьей 20 Федерального закона «О безопасности дорожного движения», предрейсовый или предсменный контроль их технического состояния и оснащенные в случаях и в порядке, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации, тахографами (контрольными устройствами (тахографами) регистрации режима труда и отдыха водителей транспортных средств), а также аппаратурой спутниковой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS;
Приказом Минтранса России от 28.09.2022 № 390 утвержден состав сведений, указанных в части 3 статьи 6 Федерального закона от 8 ноября 2007 года № 259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта» и порядок оформления или формирования путевого листа.
В силу положений частей 1, 3 статьи 6 Федерального закона от 08.11.2007 № 259-ФЗ (ред. от 21.11.2022) «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта» путевой лист подлежит оформлению собственником (владельцем) транспортного средства на каждое транспортное средство, осуществляющее движение по дорогам при перевозке пассажиров и багажа, грузов в городском, пригородном и междугородном сообщениях. Путевой лист содержит следующие сведения: 1) о сроке действия путевого листа; 2) о лице, оформившем путевой лист; 3) о транспортном средстве; 4) о водителе (водителях) транспортного средства; 5) о виде перевозки; 6) о виде сообщения.
Согласно подпункту 4 пункта 5 состава сведений путевого листа должны включать дату (число, месяц, год) и время (часы, минуты) выпуска транспортного средства на линию и его возвращения; пунктам 7 и 8 - информацию о перевозке и виде сообщения; пункту 13 порядка оформления или формирования путевого листа - даты и время выпуска транспортного средства на линию, а также даты, время и результат проведения предрейсового или предсменного контроля технического состояния транспортного средства должны быть проставлены должностным лицом, ответственным за техническое состояние и безопасную эксплуатацию транспортных средств, назначаемым решением руководителя юридического лица или индивидуального предпринимателя, или самим индивидуальным предпринимателем (далее - ответственное должностное лицо), и заверенные его собственноручной подписью на бумажном носителе либо УКЭП или УНЭП в случае формирования электронного путевого листа с указанием фамилии, имени и отчества (при наличии); пункту 14 - даты, время и показания одометра при выезде транспортного средства с Парковки и его заезде на Парковку должны быть проставлены уполномоченным лицом, назначаемым решением руководителя юридического лица или индивидуального предпринимателя, или самим индивидуальным предпринимателем (если индивидуальный предприниматель совмещает обязанности водителя) и заверены его собственноручной подписью на бумажном носителе либо УКЭП или УНЭП в случае оформления электронного путевого листа с указанием фамилии, имени и отчества (при наличии).
Исходя из требований части 1 статьи 4 Федерального закона от 14.02.2009 № 22-ФЗ «О навигационной деятельности», в целях обеспечения обороны и безопасности Российской Федерации, повышения эффективности управления движением транспортных средств, уровня безопасности перевозок пассажиров, специальных и опасных грузов, проведения геодезических и кадастровых работ транспортные, технические средства и системы (в том числе вооружение, военная и специальная техника), перечень которых определяется федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления в соответствии с их полномочиями, подлежат оснащению средствами навигации, функционирование которых обеспечивается российскими навигационными системами.
В пункте 8 Правил оснащения транспортных средств категорий М2, М3 и транспортных средств категории N, используемых для перевозки опасных грузов, аппаратурой спутниковой навигации, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 22.12.2020 № 2216, указано, что по итогам идентификации аппаратуры спутниковой навигации в системе оператором системы оформляется свидетельство в электронном виде и направляется на адрес электронной почты собственника (владельца) транспортного средства, размещенный в системе в соответствии с пунктов 6 настоящих Правил, в течение 24 часов после такой идентификации.
Приказом Минтранса России по 07.10.2020 № утверждены виды автомобильных транспортных средств, используемых для перевозки пассажиров. В указанный перечень входят транспортные средства категории М2, М3.
Как следует из акта постоянного рейда, ДД.ММ.ГГГГ в 12 часов 20 минут Северным МУГАДН ТО АТ и АДН по Республике Коми при проведении постоянного рейда в целях выявления и пресечения нарушений законодательства в сфере осуществления пассажирских автомобильных перевозок осмотрено транспортное средство марки <данные изъяты>, государственный регистрационный знак № Водитель ФИО4 перевозил пассажиров в количестве трех человек по маршруту <адрес>, вид перевозки – для собственных нужд. В ходе осмотра водитель ФИО4 предоставил путевой лист № от ДД.ММ.ГГГГ, в котором показания одометра не заверены штампом или подписью уполномоченного лица, не указаны дата (число, месяц, год) и время (часы, минуты) выпуска транспортного средства на линию и его возвращения, отсутствуют вид сообщений, отсутствуют серия, номер, дата выдачи и срока окончания действия лицензии на проведение предсменных, предрейсовых и послесменных, послерейсовых медицинских осмотров, фамилия и инициалы ответственного за техническое состояние и безопасную эксплуатацию, дата и время проведения контроля технического состояния транспортного средства. Выявлены факты использования транспортного средства для перевозки пассажиров для собственных нужд, не подключенных в установленном порядке к ГАИС «ЭРА-ГЛОНАСС и в КИАСК ТС-РВ».
Факт совершения образовательным учреждением указанного правонарушения подтверждается: протоколом об административном правонарушении № от ДД.ММ.ГГГГ, составленным старшим государственным инспектором территориального отдела автотранспортного и автодорожного надзора по Республике Коми Северного МУГАДН Федеральной службы по надзору в сфере транспорта ФИО5; актом постоянного рейда от ДД.ММ.ГГГГ; протоколом осмотра транспортного средства от ДД.ММ.ГГГГ; путевым листом № от ДД.ММ.ГГГГ; лицензией № № от ДД.ММ.ГГГГ; протоколом инструментального обследования на соответствие требованиям постановления Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении правил оснащения транспортных средств категории М2, М3 и транспортных средств категории N, используемых для перевозки опасных грузов, аппаратурой спутниковой навигации» от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому аппаратура спутниковой навигации в транспортном средстве отсутствует; выпиской из ЕГРЮЛ от ДД.ММ.ГГГГ № №; свидетельством о регистрации ТС №; водительским удостоверением ФИО4; решением о проведении постоянного рейда от ДД.ММ.ГГГГ №.
В силу положений части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
При таких обстоятельствах прихожу к выводу о том, что вина МОУ Шэръягская ООШ в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 19.20 КоАП РФ, доказана. Совершенное МОУ Шэръягская ООШ правонарушение подлежит квалификации по части 3 статьи 19.20 КоАП РФ, как осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, с грубым нарушением требований и условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), если специальное разрешение (лицензия) обязательно (обязательна).
Обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, предусмотренных статьей 24.5 КоАП РФ, не установлено.
При назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность, положения статьи 3.1, части 1 статьи 4.1 КоАП РФ.
К обстоятельству, смягчающему административную ответственность, в соответствии с частью 2 статьи 5.2 КоАП РФ судья относит совершение административного правонарушения впервые.
Обстоятельств, отягчающих административную ответственность, предусмотренных статьей 4.3 КоАП РФ, не усматривается.
С учетом конкретных обстоятельств дела, связанных с характером совершенного правонарушения, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, которое является муниципальным бюджетным образовательным учреждением, принимая во внимание установленные статьей 1.2 КоАП РФ задачи законодательства об административных правонарушениях, прихожу к выводу о назначении МОУ Шэръягская ООШ административного наказания в виде административного штрафа, поскольку достижение цели наказания и социальной справедливости, по мнению судьи, будет достигнуто в случае назначения юридическому лицу данного вида наказания, не находя оснований для назначения более строгого вида наказания.
В соответствии с частями 3.2, 3.3 статьи 4.1 КоАП РФ при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса либо соответствующей статьей или частью статьи закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей. При назначении административного наказания в соответствии с частью 3.2 настоящей статьи размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для юридических лиц соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса либо соответствующей статьей или частью статьи закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях.
Учитывая финансовое положение юридического лица, цели деятельности образовательного учреждения, как совокупность исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, полагаю возможным при назначении наказания применить положения частей 3.2, 3.3 статьи 4.1 КоАП РФ.
Руководствуясь статьями 4.1- 4.3, пунктом 1 части 1 статьи 29.9 и статьей 29.10 КоАП РФ, судья
постановил:
Признать юридическое лицо – муниципальное общеобразовательное учреждение Шеръягская основная общеобразовательная школа, адрес места нахождения: Республика Коми, <адрес>, <данные изъяты>, виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 19.20 КоАП РФ, и назначить ему административное наказание в виде административного штрафа в размере 75 000 рублей.
Штраф подлежит уплате по следующим реквизитам:
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
Подтверждение об уплате штрафа необходимо представить в Усть-Куломский районный суд Республики Коми по адресу: Республика Коми, Усть-Куломский район, с. Усть-Кулом, ул. Советская, д. 59а.
Разъяснить МОУ Шэръягская ООШ, что в соответствии со статьей 32.2 КоАП РФ административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу. Неуплата административного штрафа в срок влечет наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного административного штрафа, но не менее одной тысячи рублей (часть 1 статьи 20.25 КоАП РФ).
Разъяснить МОУ Шэръягская ООШ, что в силу положений части 1.3-3 статьи 32.2 КоАП РФ при уплате административного штрафа не позднее двадцати дней со дня вынесения постановления о наложении административного штрафа административный штраф может быть уплачен в размере половины суммы наложенного административного штрафа. В случае, если копия постановления о назначении административного штрафа, направленная лицу, привлеченному к административной ответственности, по почте заказным почтовым отправлением, поступила в его адрес после истечения двадцати дней со дня вынесения такого постановления, указанный срок подлежит восстановлению судьей, органом, должностным лицом, вынесшими такое постановление, по ходатайству лица, привлеченного к административной ответственности. Определение об отклонении указанного ходатайства может быть обжаловано в соответствии с правилами, установленными главой 30 настоящего Кодекса.
Постановление может быть обжаловано в Верховный суд Республики Коми в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления с подачей жалобы через Усть-Куломский районный суд Республики Коми, либо непосредственно в Верховный суд Республики Коми.
Судья подпись О.В. Барбуца
Копия верна. Судья