КОПИЯ
Дело №2-1497/2022
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
16 августа 2022 года г.Орск
Октябрьский районный суд г.Орска Оренбургской области в составе
председательствующего судьи Фирсовой Н.В.,
при секретаре Мендыбаевой Г.М.,
с участием:
представителя истца - помощника прокурора Октябрьского района г.Орска Жданова Артура Рафиковича,
представителя ответчика администрации г.Орска Шелемина Андрея Викторовича,
представителя третьего лица Комитета по управлению имуществом администрации г.Орска Федоровой Виктории Юрьевны,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Октябрьского района г.Орска, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к администрации г.Орска о признании движимого имущества бесхозяйным и обращении его в муниципальную собственность,
у с т а н о в и л:
Прокурор Октябрьского района г.Орска, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к администрации г.Орска, указывая, что по результатам проверки, проведенной прокуратурой района, установлено, что в подвале <данные изъяты> по <адрес> в <адрес> установлен групповой бойлер, который обеспечивает горячей водой семь многоквартирных домов по <адрес>, по <адрес>,<адрес> в <адрес>.
Проверкой установлено, что бройлер не имеет собственника, на баланс и обслуживание организациям коммунального комплекса не передавался, в реестре муниципальной собственности не значится.
Поскольку документы, подтверждающие право собственности на спорный объект отсутствуют, указанное имущество является бесхозяйным и в соответствии со статьей 225 Гражданского кодекса Российской Федерации подлежит принятию на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию прав на недвижимое имущество по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого оно находится.
В связи с указанными обстоятельствами, прокурор просит суд признать объект горячего водоснабжения - групповой бойлер, расположенный в подвале многоквартирного <адрес> в <адрес>, бесхозяйственным имуществом и передать его в собственность муниципального образования г. Орск.
Помощник прокурора Октябрьского района г.Орска Жданов А.Р. требования иска поддержал, дав объяснения, аналогичные его доводам.
Представитель ответчика администрации г.Орска Шелемин А.В., действующий на основании доверенности, иск не признал, отметив, что групповой бойлер, расположенный в подвале МКД по адресу: <адрес>, относится к общедомовому имуществу и собственники многоквартирных домов по <адрес> в <адрес> не лишены возможности заключения соглашения о распределении бремени содержания данного имущества.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, Комитета по управлению имуществом администрации г.Орска Федорова В.Ю., действующая на основании доверенности, возражала в удовлетворении иска, дав пояснения аналогичные представителю администрации г. Орска.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, относительно предмета иска ООО «УК «Ленком» в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом.
Суд на основании статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации определил рассмотреть дело при данной явке.
Заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав доказательства, суд приходит к следующему.
В соответствии со статьей 225 Гражданского кодекса Российской Федерации бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался.
В силу пункта 1 статьи 215 Гражданского кодекса Российской Федерации муниципальной собственностью является имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям.
От имени муниципального образования права собственника осуществляют органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов (пункт 2 статьи 215 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Согласно части 1 статьи 291 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в заявлении о признании движимой вещи бесхозяйной должно быть указано, какая движимая вещь подлежит признанию бесхозяйной, должны быть описаны ее основные признаки.
Согласно пункту 2 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации собственники помещений в многоквартирном доме владеют, пользуются и в установленных настоящим Кодексом и гражданским законодательством пределах распоряжаются общим имуществом в многоквартирном доме.
В соответствии с пунктом 1 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме, или в случаях, предусмотренных статей 157.2 настоящего Кодекса, постоянную готовность инженерных коммуникаций и другого оборудования, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, к предоставлению коммунальных услуг. Правительство Российской Федерации устанавливает стандарты и правила деятельности по управлению многоквартирными домами.
Как следует из материалов дела и не оспаривается сторонами, в подвале МКД № по <адрес> в <адрес> установлен бойлер, обеспечивающий горячим водоснабжением семь многоквартирных домов по <адрес>
Согласно пункту 27 статьи 2 Федерального закона от 7 декабря 2011 года № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», под централизованной системой горячего водоснабжения понимается комплекс технологически связанных между собой инженерных сооружений, предназначенных для горячего водоснабжения путем отбора горячей воды из тепловой сети (открытая система теплоснабжения (горячего водоснабжения) или из сетей горячего водоснабжения либо путем нагрева воды без отбора горячей воды из тепловой сети с использованием центрального теплового пункта (закрытая система горячего водоснабжения).
В то же время под нецентрализованной системой горячего водоснабжения понимаются сооружения и устройства, в том числе индивидуальные тепловые пункты, с использованием которых приготовление горячей воды осуществляется абонентом самостоятельно.
Согласно информации, представленной <данные изъяты>» № от 12 июля 2022 года групповой бойлер в подвальном помещении <данные изъяты> по <адрес> в <адрес> предприятием не обслуживается и на балансе <данные изъяты>" не состоит. Поставщиком горячей воды в доме является <данные изъяты>".
Из ответа <данные изъяты>" от 8 июля 2022 года следует, что групповой бойлер в МКД по <адрес> в <адрес> не состоит на балансе <данные изъяты>", акты разграничения балансовой и эксплуатационной ответственности сетей теплоснабжения по <данные изъяты> также отсутствуют.
Согласно ответу ООО <данные изъяты> групповой бойлер на балансе обслуживающей организации не состоит, общедомовым имуществом не является. В ходе осмотра бойлера установлено, что последний находится в аварийном состоянии и требует срочной замены.
Из информации главы города Орска от 12 июля 2022 года следует, что указанный бойлер в реестре муниципального имущества не числится, информацией о правообладателе и лице, осуществившем установку данного бойлера, администрация г. Орска не располагает. Муниципальным предприятиям и организациям указанный бойлер на содержание и в пользование не передавался.
Согласно ответу <данные изъяты> указанный бойлер не проходил процедуру учета в качестве государственного (федерального) имущества и не включен в реестр федерального имущества, находящегося на территории Оренбургской области.
Согласно выписке из ЕГРИП сведения о собственнике бойлера, расположенного по адресу: <адрес> отсутствуют.
В силу части 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации собственникам помещений в многоквартирном доме на праве общей долевой собственности принадлежит общее имущество в многоквартирном доме, а именно: помещения в данном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного помещения в данном доме, в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, технические этажи, чердаки, подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного помещения в данном доме оборудование (технические подвалы).
Согласно пунктам 2,5-7 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 года N 491, в состав общего имущества включаются в том числе оборудование (включая котельные, бойлерные, элеваторные узлы и другое инженерное оборудование); внутридомовые инженерные системы холодного и горячего водоснабжения, состоящие из стояков, ответвлений от стояков до первого отключающего устройства, расположенного на ответвлениях от стояков, указанных отключающих устройств, коллективных (общедомовых) приборов учета холодной и горячей воды, первых запорно-регулировочных кранов на отводах внутриквартирной разводки от стояков, а также механического, электрического, санитарно-технического и иного оборудования, расположенного на этих сетях; внутридомовая система отопления, состоящая из стояков, обогревающих элементов, регулирующей запарной арматуры, коллективных (общедомовых) приоров учета тепловой энергии, а также другого оборудования, расположенного на этих сетях.
Пунктом 8 указанных Правил предусмотрено, что внешней границей сетей тепло-водоснабжения, входящих в состав общего имущества, если иное не установлено законодательством Российской Федерации, является внешняя граница стены многоквартирного дома.
Исходя из приведенных правовых норм, в состав общего имущества в многоквартирном доме могут входить только внутридомовые системы отопления и горячего водоснабжения, начинающиеся от стояков и заканчивающиеся внешней границей стены дома, и предназначенные для обслуживания более одного помещения в данном доме. Исходя из определений понятий "внутридомовая система отопления (горячего водоснабжения)", содержащихся в Правилах содержания общего имущества в многоквартирном доме, участки транзитных тепловых сетей, проходящих по подвалам жилых домов, а также иное оборудование, предназначенное для снабжения тепловой энергией нескольких многоквартирных домов, не могут быть отнесены к общему имуществу одного многоквартирного дома.
Поскольку спорный объект горячего водоснабжения предназначен для обслуживания более одного жилого и (или) нежилого помещения в нескольких многоквартирных домах, он не отвечает установленным законодательством критериям общего имущества многоквартирного дома.
Указанное имущество является движимым, не принято в муниципальную собственность, не является общим имуществом собственников жилого дома, и не передано администрацией г.Орска на обслуживание.
При обнаружении бесхозяйного объекта сети водоснабжения и отопления на территории МО право собственности на него может быть признано в порядке, установленном главой 33 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, только за муниципальным образованием.
В силу пунктов 3, 4 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" вопрос организации водоснабжения населения в границах поселения, предусмотренный пунктом 4 части 1 и части 3 статьи 14 вышеуказанного Федерального закона, с 1 января 2015 года отнесен к компетенции органа местного самоуправления соответствующего муниципального образования.
Пунктом 4 части 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" предусмотрено, что к вопросам местного значения городского округа относятся организация в границах поселения водоснабжения населения, водоотведения, участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения.
В силу статьи 50 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в собственности муниципального образования может находиться имущество, предназначенное для решения вопросов местного значения.
Поскольку судом установлено, что бойлер, расположенный в подвале МКД <данные изъяты> по <адрес> в <адрес>, обеспечивающий горячей водой семь многоквартирных домов по <адрес>,<адрес> в <адрес> относится к категории имущества, которое должно находиться в муниципальной собственности и использоваться для решения вопросов местного значения органа местного самоуправления, оно подлежит передаче в муниципальную собственность г.Орска, на территории которого оно находится.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований прокурора.
Руководствуясь статьями 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
Иск к администрации г.Орска удовлетворить.
Признать объект горячего водоснабжения – групповой бойлер, расположенный в подвале многоквартирного жилого <адрес> в <адрес> бесхозяйным имуществом и передать его в собственность муниципального образования <адрес>.
Решение может быть обжаловано в Оренбургский областной суд через Октябрьский районный суд г.Орска в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий: (подпись)
Мотивированное решение составлено 23 августа 2022 года
Подлинник решения подшит в гражданском деле № 2-1497/2022, которое хранится в Октябрьском районном суде г.Орска