Решение по делу № 2-43/2024 (2-914/2023;) от 19.10.2023

гражданское дело №2-43/2024

УИД: 09RS0007-01-2023-001105-83

ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

26 апреля 2024 года                         станица Зеленчукская, КЧР

Зеленчукский районный суд Карачаево-Черкесской Республики в составе председательствующего судьи Евсегнеевой Г.Ю.,

при секретаре судебного заседания Сарафановой А.С.,

с участием представителя истца – помощника Карачаево-Черкесского межрайонного природоохранного прокурора КЧР Талалаева А.Н., представившего доверенность от ДД.ММ.ГГГГ,

представителя третьего лица – РГКУ «Зеленчукское лесничество» ФИО6, представившей доверенность от ДД.ММ.ГГГГ,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Карачаево-Черкесского межрайонного природоохранного прокурора КЧР в порядке ст.45 ГПК РФ в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц и РФ в лице Департамента Федерального агентства лесного хозяйства по ЮФО к Лайпановой М.С. о признании права собственности на земельный участок отсутствующим и снятии земельного участка с государственного кадастрового учета,

установил:

Карачаево-Черкесский межрайонный природоохранный прокурор КЧР обратился в суд в порядке ст.45 ГПК РФ в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, в защиту прав и законных интересов Российской Федерации с исковым заявлением к Лайпановой М.С., в котором просит признать право собственности ФИО1 на земельный участок с кадастровым номером , площадью 600 кв.м по адресу: <адрес>, отсутствующим, и снять его с государственного кадастрового учета.

В обоснование иска указано, что указанный земельный участок расположен в границах земель лесного фонда Ермоловского участкового лесничества и принадлежит на праве собственности Лайпанову М.Х., относится к категории земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для ведения личного подсобного хозяйства. Право собственности на него зарегистрировано на основании договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного между ФИО10 и Лайпановой М.С. Земельный участок с кадастровым номером образован путем раздела земельного участка с кадастровым номером , который в свою очередь образован путем раздела земельного участка с кадастровым номером . Право собственности на земельный участок с кадастровым номером зарегистрировано на основании решения Ахызского поселкового совета народных депутатов от ДД.ММ.ГГГГ . Земельный участок в нарушение требований действующего законодательства образован в границах земель лесного фонда, поставлен на государственный кадастровый учет с присвоением иной категории земель (земли населенный пунктов) в нарушение прямого запрета закона.

В судебном заседании помощник Карачаево-Черкесского межрайонного природоохранного прокурора КЧР ФИО5 поддержал иск по изложенным в заявлении основаниям.

Представитель материального истца – департамента Лесного хозяйства по Южному федеральному округу в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в их отсутствие, удовлетворив требования природоохранного прокурора, поскольку земельный участок незаконно сформирован и поставлен на кадастровый учет из состава земель лесного фонда; действия ответчика нарушают право собственности РФ на земли лесного фонда; исковые требования прокурора являются законными и обоснованными.

Представитель РГКУ «Зеленчукское лесничество» ФИО6 просила исковые требования удовлетворить в полном объёме, указывая, что из акта Е от ДД.ММ.ГГГГ с реестром, земельный участок с кадастровым номером , принадлежащий Лайпановой М.С. на праве собственности с ДД.ММ.ГГГГ на 100% накладывается на земли федерального государственного лесного фонда Ермоловского участкового лесничества. Незаконно переведён в категорию земель населенных пунктов, расположен вдоль федеральной трассы недалеко от остановки п<данные изъяты>». По состоянию на апрель ДД.ММ.ГГГГ года фактически ответчиком не используется. Из ответа Воронежлеспроект от ДД.ММ.ГГГГ следует, что Земли ГЛФ РФ Ермоловского участкового лесничества поставлены на кадастровый учет ДД.ММ.ГГГГ. Территория <адрес>, на котором расположен земельный участок с кадастровым номером , принадлежащий Лайпановой М.С., относится к категории ОЗУ – берегозащитные участки лесов. В материалах дела отсутствуют, ответчиком не представлены: сведения о постановке на кадастровый учет земельных участков с кадастровыми номерами , , (материнского) в срок до ДД.ММ.ГГГГ, равно как и до ДД.ММ.ГГГГ; сведения, подтверждающие правомерность предоставления участка ответчику на данной территории; сведения о надлежащем обращении ответчика в уполномоченный орган по лесным отношениям на территории КЧР за приведением в соответствие ГЛР и ЕГРН с согласованием схемы – до надлежащей даты; согласно требований законодательства РФ о порядке присвоения объектам недвижимости кадастровых номеров, номеров регистрации, реестровых номеров границ - дата присвоения кадастрового номера должна быть идентична дате регистрации прав на объект, что в данном случае нарушено по материнскому участку. Считает, что данные обстоятельства указывают на отсутствие оснований для применения положений Лесной амнистии.

Ответчик Лайпанова М.С. и её представитель Лайпанов З.А., надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явились, причины неявки суду не представили, ходатайств не заявляли. Ранее представили в суд письменные возражения, в которых просили суд отказать в удовлетворении исковых требований, применив срок исковой давности, и признав ответчика добросовестным приобретателем.

Представитель третьего лица – администрации Зеленчукского муниципального района в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в их отсутствие, оставив удовлетворение требований на усмотрение суда.

Представители третьих лиц – территориального управления Росимущества в КЧР, ФГБУ «Рослесинфорг», Министерства природных ресурсов и экологии КЧР, филиала ППК «Роскадастр» по КЧР, Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по КЧР, администрации Архызского сельского поселения КЧР, Совета Архызского сельского поселения, Совета Даусузского сельского поселения, администрации Даусузского сельского поселения, третье лицо ФИО2, будучи извещенными, в судебное заседание не явились, причины неявки суду не представили, об отложении судебного заседания не просили.

На основании ст.ст. 167, 233 ГПК РФ гражданское дело рассмотрено в отсутствие указанных лиц в порядке заочного производства.

Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующему.

Статьей 1 Земельного кодекса РФ определены основные принципы земельного законодательства, в том числе, учет значения земли как основы жизни и деятельности человека, согласно которому регулирование отношений по использованию и охране земли осуществляется исходя из представлений о земле как о природном объекте, охраняемом в качестве важнейшей составной части природы, природном ресурсе, используемом в качестве средства производства в сельском хозяйстве и лесном хозяйстве и основы осуществления хозяйственной и иной деятельности на территории Российской Федерации, и одновременно как о недвижимом имуществе, об объекте права собственности и иных прав на землю; приоритет сохранения особо ценных земель и земель особо охраняемых территорий, согласно которому изменение целевого назначения ценных земель сельскохозяйственного назначения, земель, занятых защитными лесами, земель особо охраняемых природных территорий и объектов, земель, занятых объектами культурного наследия, других особо ценных земель и земель особо охраняемых территорий для иных целей ограничивается или запрещается в порядке, установленном федеральными законами.

В силу части 6 статьи 11.9 Земельного кодекса РФ образование земельных участков не должно приводить к препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также нарушать требования, установленные настоящим Кодексом, другими федеральными законами.

В соответствии с частью 2 статьи 15 Земельного кодекса РФ земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть переданы в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с данным Кодексом, федеральными законами не могут находиться в частной собственности.

Согласно статье 25 ЗК РФ права на земельные участки возникают по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами, и подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации недвижимости».

В соответствии с положениями пункта 3 статьи 129 ГК РФ земля и другие природные ресурсы могут отчуждаться или переходить от одного лица к другому иными способами в той мере, в какой их оборот допускается законами о земле и других природных ресурсах.

В соответствии с частью 1, 2 статьи 27 ЗК РФ земельные участки, отнесенные к землям, изъятым из оборота, не могут предоставляться в частную собственность, а также быть объектами сделок, предусмотренных гражданским законодательством.

Земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами.

Часть 1 статьи 101 ЗК РФ предусматривает, что к землям лесного фонда относятся лесные земли и нелесные земли, состав которых устанавливается лесным законодательством.

Хозяйственная и иная деятельность, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе принципов, установленных статьей 3 Федерального закона «Об охране окружающей среды».

Согласно частям 1, 2 статьи 58 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» природные объекты, имеющие особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение, находятся под особой охраной.

Согласно части 5 статьи 58 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» земли в границах территорий, на которых расположены природные объекты, имеющие особое природоохранное, научное, историко- культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение и находящиеся под особой охраной, не подлежат приватизации.

В соответствии с частям 1, 2 статьи 23 ЛК РФ основными территориальными единицами управления в области использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов являются лесничества, а также участковые лесничества, которые могут создаваться в составе лесничеств. Лесничества создаются в том числе на землях особо охраняемых природных территорий, на которых расположены леса.

Лесоустройство представляет собой систему взаимосвязанных мероприятий, которые проводятся в целях получения актуальных и достоверных сведений о лесах и лесных ресурсах, об их местоположении, состоянии, количественных и качественных характеристиках, используемых в качестве информационной основы для осуществления мероприятий по сохранению лесов, лесного планирования, для ведения государственного лесного реестра, оценки лесов, для обеспечения устойчивого управления лесами, многоцелевого, рационального, непрерывного, неистощительного использования лесов, для улучшения их качества и повышения их продуктивности.

Частью 1,2 статья 67 ЛК РФ установлено, что лесоустройство проводится на землях, указанных в части 2 статьи 23 настоящего Кодекса.

Лесохозяйственный регламент подготавливается на основании лесоустроительной документации, сведений, содержащихся в государственном лесном реестре и иных государственных реестрах, документов территориального планирования и составляется на срок до десяти лет (часть 4 статья 87 JIK РФ).

Состав лесохозяйственных регламентов, порядок их разработки, сроки их действия и порядок внесения в них изменений устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (часть 7 статья 87 ЛК РФ).

Управление и распоряжение земельными участками, находящимися в федеральной собственности, осуществляется Российской Федерацией (статьи 209, 214 ГК РФ, часть 2 статьи 9 ЗК РФ).

Согласно статье 125 ГК РФ функции по распоряжению земельными участками, находящимися в федеральной собственности, осуществляют органы Федерального агентства по управлению государственным имуществом, а также органы государственной власти, которым соответствующие полномочия переданы.

Частью 2 статьи 12 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" земельные участки и природные ресурсы, расположенные в границах национальных парков, находятся в федеральной собственности и отчуждению не подлежат, за исключением земельных участков, расположенных в границах населенных пунктов, включенных в состав национальных парков.

В силу статьи 304 Гражданского кодекса РФ собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения.

В соответствии с пунктом 52 Постановления Пленума Верховного суда РФ , Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав» в случаях, когда запись в ЕГРП нарушает право истца, которое не может быть защищено путем признания права или истребования имущества из чужого незаконного владения (право собственности на один и тот же объект недвижимости зарегистрировано за разными лицами), оспаривание зарегистрированного права или обременения может быть осуществлено путем предъявления иска о признании права отсутствующими.

Из Положения о Федеральном агентстве лесного хозяйства, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 736, следует, что Рослесхоз является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в области лесных отношений (за исключением лесов, расположенных на особо охраняемых природных территориях), а также по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в области лесных отношений (п. 1).

В силу части 2 статьи 69 ЛК РФ местоположение, границы и площадь лесных участков определяются соответственно по лесным кварталам и (или) лесотаксационным выделам, частям лесотаксационных выделов, их границам и площади.

Согласно ст. 7 ЛК РФ, частей 3, 4 ст. 70.1 ЛК РФ лесным участком является земельный участок, который расположен в границах лесничеств и образован в соответствии с требованиями земельного законодательства и данного кодекса; местоположение, границы и площадь лесных участков определяются с учетом границ и площади лесных кварталов и (или) лесотаксационных выделов, частей лесотаксационных выделов.

Кадастровый учет лесных участков до ДД.ММ.ГГГГ осуществлялся в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 221-ФЗ "О кадастровой деятельности", согласно положениям части 6 статьи 47 которого участки лесного фонда, государственный кадастровый учет которых не осуществлялся, но вещные права на которые и их ограничения, в том числе аренда, зарегистрированы в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", признаются ранее учтенными объектами недвижимости. План участка лесного фонда, а также документ, содержащий описание участка лесного фонда и удостоверенный соответствующим органом, осуществляющим государственный учет участков лесного фонда, признается юридически действительным. Лесной участок соответствует участку лесного фонда.

Судом установлено следующее.

Согласно информации Рослеинфорг от ДД.ММ.ГГГГ работы по постановке на государственный кадастровый учет земельных (лесных) участков Зеленчукского лесничества Карачаево-Черкесской Республики выполнялись в ДД.ММ.ГГГГ году по государственному контракту №. Лесной участок Ермоловского участкового лесничества поставлен на учет ДД.ММ.ГГГГ, площадь 116 916 726 кв.м, кадастровый .

Приказом от ДД.ММ.ГГГГ Федерального агентства лесного хозяйства установлены границы Зеленчукского лесничества, расположенного на землях лесного фонда в КЧР. Согласно приложению 1 к приказу Рослесхоза от ДД.ММ.ГГГГ в границы Зеленчукского лесничества, Архызского участкового лесничества включены лесные кварталы .

ДД.ММ.ГГГГ Управлением лесами КЧР издан приказ , которым по результатам выполненных работ по таксации лесов глазомерно-измерительным способом и проектированию мероприятий по охране, защите и воспроизводству лесов на землях лесного фонда Архызского, Аксаутского, Ермоловского, Зеленчукского, Кардоникского, Марухского участковых лесничеств Зеленчукского лесничества КЧР введена в действие лесоустроительная документация (материалы лесоустройства).

Согласно информации Республиканского государственного казенного учреждения «Зеленчукское лесничество» спорный участок в соответствии с материалами лесоустройства входил в состав земель лесного фонда <адрес>.

В соответствии с решением Архызского поселкового совета народных депутатов от ДД.ММ.ГГГГ и свидетельству о праве собственности на землю ФИО2 на землях населенных пунктов для ведения личного подсобного хозяйства в собственность был предоставлен земельный участок 0,24 га.

ДД.ММ.ГГГГ изготовлен межевой план в связи с уточнением местоположения границ земельного участка с КН , при этом представлен акт согласования местоположения границ земельного участка с подписью владельца ФИО2 Подписей в графе «земли общего пользования» не имеется.

ДД.ММ.ГГГГ кадастровым инженером подготовлен межевой план в связи с образованием 3 земельных участков путем раздела ЗУ с КН .

ДД.ММ.ГГГГ в соответствии с договором купли-продажи ФИО8 приобрел у ФИО2 земельный участок площадью 1800 кв.м с КН

Земельный участок площадью 600 кв.м с КН , расположенный по адресу: <адрес>, принадлежит на праве собственности Лайпановой М.С., право собственности зарегистрировано ДД.ММ.ГГГГ (выписка из ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ, договор купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ.

ДД.ММ.ГГГГ постановлением от ДД.ММ.ГГГГ Администрации Архызского СП в результате деления земельного участка с КН 09 площадью 1800 кв.м, принадлежащего ФИО8, вновь образованным земельным участкам присвоены почтовые адреса, в том числе, земельному участку площадью 600 кв.м – <адрес>.

Из объяснений от ДД.ММ.ГГГГ ФИО9, заместителя директора РГКУ «Зеленчукское лесничество», следует, что в Ермоловском участковом лесничестве выявлен факт 100% наложения на земли лесного фонда земель иных категорий, в том числе, земельного участка с КН .

Согласно письму от ДД.ММ.ГГГГ глава администрации Зеленчукского МР сообщил, что земельные участки, в том числе с КН находятся в частной собственности граждан и не формировались администрацией Зеленчукского МР.

Специалистом Федерального агентства лесного хозяйства ФГБУ «Рослесинфорг» на основании поручения Карачаево-Черкесской межрайонной природоохранной прокуратуры КЧР от ДД.ММ.ГГГГ проведены кадастровые работы по исследованию земельного участка с КН с целью определения его границ по координатам, внесенным в ЕГРН.

Согласно выводам специалиста – начальника отдела земельных отношений Южного филиала ФГБУ «Рослесинфорг», изложенным в заключении от ДД.ММ.ГГГГ, по результатам анализа путем графического совмещения границ земельного участка с КН по сведениям ЕГРН и материалов лесоустройства ДД.ММ.ГГГГ года (граница лесничества и планшеты лесоустройства) на ЭВМ средствами программы «Панорама» выявлено, что земельный участок с КН , расположенный по адресу: <адрес>, полностью расположен на землях Государственного лесного фонда, а в частности на территории <адрес>.

Согласно письму от ДД.ММ.ГГГГ и.о. директора «Зеленчукского лесничества» на земельных участках, в том числе, с КН , объектов капитального строительства не имеется, доступ к участкам свободный, ограждений не имеется, участки не охраняются, хозяйственная деятельность не ведется, в подтверждение представлен акт натурного обследования Е от ДД.ММ.ГГГГ.

По поручению суда РГКУ «Зеленчукское лесничество» составлена фототаблица (фотоматериал ) земельного участка по адресу: КЧР, Зеленчукское лесничество, Ермоловское участковое лесничество, квартал 20, выдел 21, КН , из которой усматривается, что земельный участок не огорожен, построек не имеется, хозяйственная деятельность не ведется.

Из реестрового дела следует, что государственный кадастровый учет земельного участка по адресу: Российская <адрес> по заявлению ФИО10 произведен ДД.ММ.ГГГГ.

Оценив представленные доказательства, суд приходит к выводу о доказанности того, что земельный участок с КН полностью расположен на землях Государственного лесного фонда. Указанное подтверждается информацией РГУ «Зеленчукское лесничество», сведениями Рослесинфорг, заключением специалиста Рослесинфорг, составленным с использованием метода графического совмещения в программе «Панорама» данных из Единого государственного реестра недвижимости о границах спорного земельного участка с материалами лесоустройства, лесоустроительными материалами Управления лесами КЧР.

Учитывая, что государственный кадастровый учет лесного участка Ермоловского участкового лесничества произведен ДД.ММ.ГГГГ, постановка на кадастровый учет земельного участка с КН , относящегося к иной категории, совершенная в ДД.ММ.ГГГГ году в координатах, полностью расположенных на землях лесного фонда, была произведена незаконно, изменена категория земельного участка, суд приходит к выводу о том, что земельный участок с КН подлежит снятию с государственного кадастрового учета. При этом суд принимает во внимание, что при межевании земельного участка процедура согласования проведена формально, в согласовании принял участие лишь собственник спорного участка. При предоставлении в собственность ФИО2 в ДД.ММ.ГГГГ году земельного участка на землях поселений для личного подсобного хозяйства 0,24 га в <адрес>, документов, подтверждающих фактическое местоположение выделенного земельного участка не представлено, схематического местоположения не определялось, нахождение земельного участка (первоначального) на всем протяжении <адрес> весьма неопределенно.

Необходимо отметить, что адрес земельному участку был присвоен только лишь в связи с необходимостью постановки на кадастровый учет в ДД.ММ.ГГГГ году. Межевой план, составленный для постановки земельного участка на кадастровый учет, не содержит сведений о том, что послужило основанием для определения именно такого его местоположения. Информация об изготовлении межевого плана от ДД.ММ.ГГГГ свидетельствует о проведении кадастровых работ в связи с уточнением местоположения границ и (или) площади земельного участка с КН между тем, местоположение ЗУ определено не было, границы ранее не устанавливались.

При этом суд отмечает, что и до настоящего времени, в том числе, после раздела первоначального участка, участки не огорожены (фототаблица, акт), не имеется ориентиров для определения исторически сложившихся границ в связи с отсутствием таковых, доказательств их наличия в прошедшем времени также не представлено, хозяйственная деятельность не ведется, построек не имеется.

Требование о признании права собственности Лайпановой М.С. на спорный земельный участок отсутствующим не подлежит удовлетворению, поскольку правоустанавливающие документы, послужившие основанием возникновения у ответчика указанного права – договор купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ, договор купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ, решение Архызского поселкового совета народных депутатов от ДД.ММ.ГГГГ и выданное на его основании свидетельство о праве собственности не отменены, не признаны недействительными (ничтожными) в установленном законом порядке. Аналогичным образом суд оценивает и возражения представителя ответчика о признании Лайпановой М.С. добросовестным приобретателем.

Само по себе признание судом незаконным установление границ земельного участка и снятие его с государственного кадастрового учета не лишает заинтересованных лиц возможности определить иное местоположение земельного участка на территории <адрес> с постановкой на учет в ГКН.

Оценив исследованные доказательства, суд находит их согласующимися между собой, каждое из них в отдельности относимым, допустимым и достоверным, а в совокупности все доказательства не противоречивыми и достаточными для правильного разрешения дела и признает иск прокурора обоснованным и подлежащим удовлетворению в части снятия земельного участка с государственного кадастрового учета по вышеизложенным фактическим и правовым основаниям.

Отсутствие государственной регистрации прав Федеральной собственности и границ на лесные участки в кадастровой системе не влияет на наличие права собственности РФ, возникшее в силу закона.

Нарушение прав Российской Федерации, как собственника спорного земельного участка, расположенного в границах лесного фонда, выражается в невозможности владеть, пользоваться и распоряжаться своим имуществом.

Кроме того, несоблюдение вышеуказанных требований законодательства причиняют ущерб компонентам окружающей среды, негативным образом сказываются на состоянии земель лесного фонда, в связи с чем нарушают закрепленное в статье 42 Конституции Российской Федерации и ст. 11 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» право неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду.

Рассматривая требования представителя ответчика о применении к спорным отношениям срока исковой давности суд приходит к следующему.

Так, согласно ст.195 ГК РФ исковой давностью признается срок для защиты права по иску лица, право которого нарушено.

В силу ст.196 ГК РФ общий срок исковой давности составляет три года со дня, определяемого в соответствии со ст. 200 настоящего Кодекса.

Статьей 197 ГК РФ определено, что для отдельных видов требований законом могут устанавливаться специальные сроки исковой давности, сокращенные или более длительные по сравнению с общим сроком. Правила статьи 195, части 2 статьи 196 и статей 198 - 207 настоящего Кодекса распространяются также на специальные сроки давности, если законом не установлено иное.

Согласно ст.200 ГК РФ, если законом не установлено иное, течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права.

Согласно Постановлению Пленума Верховного суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ « О некоторых вопросах, связанных с применением норм Гражданского кодекса РФ об исковой давности», по смыслу пункта 1 статьи 200 ГК РФ при обращении в суд органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций или граждан с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц в случаях, когда такое право им предоставлено законом (часть 1 статьи 45 и часть 1 статьи 46 ГПК РФ, часть 1 статьи 52 и части 1 и 2 статьи 53, статья 53.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), начало течения срока исковой давности определяется исходя из того, когда о нарушении своего права и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права, узнало или должно было узнать лицо, в интересах которого подано такое заявление.

Поскольку о наложении границ земельного участка с кадастровым номером на земли лесного фонда Ермоловского участкового лесничества межрайонному природоохранному прокурору КЧР стало известно лишь в ДД.ММ.ГГГГ году в ходе проведения проверки законности предоставления и использования земель лесного фонда Зеленчукского лесничества Ермоловского участкового лесничества, суд приходит к выводу, что срок исковой давности следует исчислять с этого момента и доводы представителя ответчика о его истечении несостоятельны.

В соответствии с ч.1 ст. 103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований.

Учитывая то, что на основании ст.333.36 НК РФ прокурор освобожден от уплаты госпошлины при подаче в суд искового заявления в интересах РФ и неопределенного круга лиц, в связи с удовлетворением иска государственная пошлина подлежит взысканию с ответчика Лайпановой М.С. в размере 300 рублей в бюджет Зеленчукского муниципального района КЧР.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 198-199, 233 ГПК РФ, суд

решил:

исковые требования Карачаево-Черкесского межрайонного природоохранного прокурора КЧР удовлетворить частично.

Снять с государственного кадастрового учета земельный участок с кадастровым номером площадью 600 кв.м по адресу: <адрес>

В удовлетворении требования о признании права собственности Лайпановой М.С. на земельный участок с КН площадью 600 кв.м по адресу: <адрес>, отказать.

Взыскать с ответчика Лайпановой М.С. государственную пошлину в размере 300 рублей в бюджет Зеленчукского муниципального района КЧР.

Ответчик вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения суда в течение семи дней со дня вручения ему копии этого решения.

Ответчиком заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении заявления об отмене этого решения суда.

Иными лицами, участвующими в деле, а также лицами, которые не были привлечены к участию в деле и вопрос о правах и об обязанностях которых был разрешен судом, заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.

Мотивированное решение составлено 7 мая 2024 года.

Председательствующий

судья                                                                    Г.Ю. Евсегнеева

2-43/2024 (2-914/2023;)

Категория:
Гражданские
Истцы
Карачаево-Черкесский межрайонный природооохранный прокуророр КЧР
Ответчики
Лайпанова Мариям Сеитбиевна
Другие
Администрация Архызского сельского поселения
Территориальное управление Росимущества в КЧР
Хубиев Рамазан Маджирович
Администрации Даусузского сельского поселения,
Администрация Зеленчукского муниципального района
Совет Даусузского сельского поселения
Филиал ППК «Роскадастр» по КЧР
Министерство природных ресурсов и экологии Карачаево-Черкесской Республики
Управление Федеральной службы государственной регистрациии , кадастра и картографии по КЧР
Южный филиал Федерального государственного бюджетного "Рослесинфорг"
РГКУ «Зеленчукское лесничество»
Лайпанов Заур Анзорович
Совет Архызского сельского поселения
Суд
Зеленчукский районный суд Карачаево-Черкесская Республика
Судья
Евсегнеева Галина Юрьевна
Дело на странице суда
zelenchuksky.kchr.sudrf.ru
19.10.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
19.10.2023Передача материалов судье
20.10.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
20.10.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
20.10.2023Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
09.11.2023Предварительное судебное заседание
20.11.2023Предварительное судебное заседание
29.11.2023Судебное заседание
25.12.2023Предварительное судебное заседание
23.01.2024Судебное заседание
13.02.2024Судебное заседание
26.02.2024Судебное заседание
18.04.2024Судебное заседание
26.04.2024Судебное заседание
07.05.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
13.05.2024Отправка копии заочного решения ответчику (истцу)
13.05.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
26.04.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее