57RS0023-01-2021-005004-80
2-188/2022
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
23 марта 2022 года город Орёл
Советский районный суд г. Орла в составе: председательствующего судьи Горбачевой Т.Н.,
при секретаре Ивахненко А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по исковому заявлению прокурора Заводского района г. Орла в интересах Полякова ФИО10, Полякова ФИО11 к администрации г. Орла о предоставлении жилого помещения
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Заводского района г. Орла обратился в суд с иском в интересах Полякова ФИО13., Полякова ФИО14 о предоставлении жилья, в обоснование которого указал, что прокуратурой проведена проверка по обращению Полякова ФИО12 по результатам которой выявлены нарушения жилищных прав истцов.
Прокурором установлено, что Поляков ФИО16., Поляков ФИО15 проживают в однокомнатной <...>, общей площадью 23.2 кв.м. на условиях социального найма.
Согласно заключению ООО «Внедренческий научно-технический центр «Исток» от 04 июля 2013 г. выдано заключение межведомственной комиссии № 690 от 03 сентября 2013 г. на основании которого жилой дом признан аварийным и подлежащим сносу.
Постановлением администрации г. Орла № 4773 от 21 октября 2013 г. срок организации переселения жильцов указанного дома установлен до 31 декабря 2017 г.
27 ноября 2017 г. постановлением администрации г. Орла планируемый срок переселения изменен до 30 декабря 2022 г., в дальнейшем планируемый срок переселения изменен до 31 декабря 2023 г.
Полагает, что поскольку указанный жилой дом представляет опасность для жизни и здоровья проживающих в нем граждан по причине его аварийного состояния, предоставление иного жилого помещения, отвечающего санитарным и техническим требования, взамен непригодного для проживания не может быть поставлено в зависимость от наличия плана переселения и срока сноса дома и расселение граждан из такого дома должно производиться незамедлительно.
Однако, до настоящего времени ФИО8 не обеспечены жилым помещением взамен непригодного для проживания, чем нарушаются их жилищные права.
На основании изложенного прокурор Заводского района г. Орла просит суд обязать администрацию г. Орла предоставить Полякову ФИО17., Полякову ФИО18 по договору социального найма жилое помещение равнозначное по площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечающее санитарным и техническим требованиям.
В судебном заседании помощник прокурора Заводского района г. Орла Верижникова ФИО19 поддержала исковые требования по основаниям и доводам, указанным в исковом заявлении.
Истцы ФИО8 в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещались надлежаще.
Представитель ответчика администрации г. Орла по доверенности Данковская Н.Г. в судебном заседании не признала исковые требования прокурора Северного района г. Орла, поскольку срок переселения граждан из указанного многоквартирного жилого дома на момент рассмотрения дела еще не наступил, внеочередное предоставление жилья является исключительной мерой защиты жилищных прав в условиях, когда лицо лишено жилого помещения и не имеет возможности немедленно обеспечить себя жильем исходя из материального положения. Истцы в установленном порядке не признаны малоимущими, в связи с чем просит суд отказать в удовлетворении иска.
Представитель третьего лица муниципального казенного учреждения «Жилищное управление администрации г. Орла» Кондратова ФИО20 в судебное заседание не явилась, о времени и месте рассмотрения дела извещалась надлежаще, ранее представила ходатайство о рассмотрении дела в ее отсутствие.
Представитель третьего лица Управления строительства, дорожного хозяйства и благоустройства администрации г. Орла в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещался надлежаще.
Выслушав участников процесса, исследовав письменные материалы дела, суд считает исковые требования прокурора Заводского района г. Орла законными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище, никто не может быть произвольно лишен жилища (часть 1), органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище (часть 2), малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (часть 3).
В силу статьи 10 Жилищного кодекса Российской Федерации жилищные права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными правовыми актами, а также из действий участников жилищных отношений, которые хотя и не предусмотрены такими актами, но в силу общих начал и смысла жилищного законодательства порождают жилищные права и обязанности. В соответствии с этим жилищные права и обязанности возникают:
из договоров и иных сделок, предусмотренных федеральным законом, а также из договоров и иных сделок, хотя и не предусмотренных федеральным законом, но не противоречащих ему;
из актов государственных органов и актов органов местного самоуправления, которые предусмотрены жилищным законодательством в качестве основания возникновения жилищных прав и обязанностей;
из судебных решений, установивших жилищные права и обязанности;
Статья 2 Жилищного кодекса РФ предусматривает, что органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе: в установленном порядке предоставляют гражданам жилые помещения по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда.
Порядок переселения граждан из аварийного жилищного фонда нормативно регламентирован статьями 86 - 89 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Статьей 86 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что если дом, в котором находится жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, подлежит сносу, выселяемым из него гражданам органом государственной власти или органом местного самоуправления, принявшими решение о сносе такого дома, предоставляются другие благоустроенные жилые помещения по договорам социального найма.
В соответствии со статьей 89 Жилищного кодекса Российской Федерации, предоставляемое гражданам в связи с выселением по основаниям, которые предусмотрены статьями 86 - 88 настоящего Кодекса, другое жилое помещение по договору социального найма должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению отвечать установленным требованиям и находиться в границах данного населенного пункта. В случаях, предусмотренных федеральным законом, такое предоставляемое жилое помещение с согласия в письменной форме граждан может находиться в границах другого населенного пункта субъекта Российской Федерации, на территории которого расположено ранее занимаемое жилое помещение. В случаях, предусмотренных федеральным законом, гражданам, которые состоят на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях или имеют право состоять на данном учете, жилые помещения предоставляются по нормам предоставления.
Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 37 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 2 июля 2009 года № 14 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации», по делам о выселении граждан в другое благоустроенное жилое помещение по основаниям, предусмотренным статьями 86 - 88 Жилищного кодекса Российской Федерации, судам надлежит учитывать, что предоставляемое гражданам по договору социального найма другое жилое помещение должно отвечать требованиям статьи 89 Жилищного кодекса Российской Федерации: оно должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в черте данного населенного пункта. Если наниматель и члены его семьи занимали квартиру или комнату (комнаты) в коммунальной квартире, им предоставляется квартира или жилое помещение, состоящее из того же числа комнат, в коммунальной квартире.
Судам необходимо также иметь в виду, что при выселении граждан из жилых помещений по основаниям, перечисленным в статьях 86 - 88 Жилищного кодекса Российской Федерации, другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма, равнозначное по общей площади ранее занимаемому, предоставляется гражданам не в связи с улучшением жилищных условий, а потому иные обстоятельства (названные, например, в части 5 статьи 57, статье 58 ЖК РФ), учитываемые при предоставлении жилых помещений гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, во внимание не принимаются. При этом граждане, которым в связи с выселением предоставлено другое равнозначное жилое помещение, сохраняют право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, если для них не отпали основания состоять на таком учете (статья 55 ЖК РФ).
Из указанного следует, что предоставление гражданам в связи со сносом дома другого жилого помещения носит компенсационный характер и гарантирует им условия проживания, которые не должны быть ухудшены по сравнению с прежними, с одновременным улучшением жилищных условий с точки зрения безопасности.
Кроме того, в соответствии с правовой позицией, изложенной в разделе III «Обзора судебной практики по делам, связанным с обеспечением жилищных прав граждан в случае признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции», утвержденном Президиумом Верховного Суда РФ 29 апреля 2014 года, если при рассмотрении дела будет установлено, что помещение, в котором проживает гражданин, представляет опасность для жизни и здоровья по причине его аварийного состояния или по иным основаниям, то предоставление иного жилого помещения, отвечающего санитарным и техническим требованиям, взамен непригодного для проживания не может быть поставлено в зависимость от наличия плана и срока сноса дома.
В связи с чем для правильного разрешения спора имеет значение выяснение того, имеется ли опасность для жизни и здоровья истца, которая требует незамедлительного решения вопроса о его переселении в другое жилое помещение и имеет ли он возможность до решения вопроса о предоставлении ему благоустроенного жилого помещения взамен утраченного проживать в другом жилом помещении.
Из материалов дела следует, что на основании апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам Орловского областного суда от 12 января 2016 г. удовлетворены исковые требования Полякова ФИО21., Полякова ФИО22 За Поляковыми признано право пользования квартирой № 4 дома № 1 по ул. Брянской г. Орла.
В настоящее время в указанном жилом помещении истцы зарегистрированы, что подтверждается копиями паспортов истцов и фактически проживают, что следует из заявления Полякова С.Н.
При этом, согласно заключения ОАО «Орелоблкоммунпроект» от 2006 г. «О техническом состоянии конструкций и конструктивных элементов жилого <...>» общий физический износ здания составляет 61%.
Согласно заключения ООО «Внедренческий научно-технический центр «Исток» №*** от 04 июля 2013 г. «О техническом состоянии основных несущих и ограждающих конструкций жилого дома, расположенного по адресу: <...>» эксплуатационная готовность объекта характеризуется как недопустимое состояние – категория технического состояния конструкций или здания и сооружения в целом, характеризующаяся снижением несущей способности и эксплуатационных характеристик, при котором существует опасность для пребывания людей и сохранности оборудования. Выявлены признаки вредных факторов среды обитания человека, которые не позволяют обеспечить безопасность жизни и здоровья граждан, вследствие: ухудшения в связи с физическим износом в процессе эксплуатации здания в целом эксплуатационных характеристик, приводящего к снижению до недопустимого уровня надежности здания, прочности и устойчивости строительных конструкций; изменения параметров микроклимата жилого помещения, не позволяющих обеспечить соблюдение необходимых санитарно- эпидемиологических требований и гигиенических нормативов в части содержания потенциально опасных для человека химических и биологических веществ, качества атмосферного воздуха, которые являются основанием для их признания непригодным для проживания.
На основании заключения Орловской городской межведомственной комиссии об оценке соответствия помещения (многоквартирного дома) требованиям, установленным в Положении о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции № 690 от 03 сентября 2013 г., многоквартирный жилой <...> признан аварийным и подлежащим сносу.
Постановлением администрации г. Орла № 4773 от 21 октября 2013 г. «О дальнейшем использовании помещений дома многоквартирного <...>», с учетом постановления администрации г. Орла от 27 ноября 2017 г. №5279 «О внесении изменений в постановление администрации города Орла от 21 октября 2013 г. №***», постановления администрации г. Орла от 23 сентября 2019 г. № 3997, многоквартирный <...> признан аварийным и подлежащим сносу, управлению городского хозяйства и транспорта администрации города Орла постановлено в срок до 31 декабря 2023 г. организовать переселение граждан из указанного дома.
Указанный многоквартирный жилой дом включен в областную адресную программу «Переселение граждан, проживающих на территории <...>, из аварийного жилищного фонда» на 2019-2025 годы, утвержденную постановлением администрации <...> от ДД.ММ.ГГ №***, которой расселение жильцов данного дома также планируется в срок до 31 декабря 2023 г.
Согласно сведений Управления Росреестра по Орловской области, бюджетного учреждения Орловской области «Межрегионального бюро технической инвентаризации» ФИО1 в собственности жилых помещений не имеет.
ФИО2 имеет в собственности жилое помещение, расположенное по адресу: <...>.
Так как требуемое прокурором обеспечение истцов жильем по договору социального найма в силу приведенных выше положений действующего законодательства возможно лишь в случае, если будет установлено, что помещение, в котором проживают граждане, представляет опасность для их жизни и здоровья по причине его аварийного состояния или по иным основаниям, предусмотренным действующим законодательством, следовательно имеются правовые основания для возложения на администрацию г. Орла обязанности по внеочередному обеспечению истцов жильем.
В связи с чем исковые требования прокурора Заводского района г. Орла подлежат удовлетворению. Поскольку предоставление жилого помещения обусловлено признанием занимаемого по договору социального найма жилого помещения непригодным для проживания, ответчиком должно быть предоставлено жилое помещение, равнозначное ранее занимаемому истцами, общей площадью не менее 23.3 кв. м., что следует из технического паспорта жилого помещения.
При этом возражение представителя администрации г. Орла суд не принимает во внимание, поскольку из указанных правовых норм следует, что предоставление жилых помещений в связи с расселением из аварийного жилья регулируется специальными нормами, в связи с чем, признание граждан малоимущими и принятие их на учет нуждающихся в жилых помещениях при разрешении спора о предоставлении жилого помещения в порядке, предусмотренном статьями 86 - 89 Жилищного кодекса Российской Федерации, не требуется.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования прокурора Заводского района г. Орла в интересах Полякова ФИО23, Полякова ФИО24 к администрации г. Орла о предоставлении жилого помещения удовлетворить.
Обязать администрацию г. Орла предоставить Полякову ФИО25, Полякову ФИО26 очереди по договору социального найма благоустроенное жилое помещение общей площадью не менее 23.2 кв.м, находящееся в городе Орле, отвечающее санитарным и техническим требованиям, применительно к условиям населенного пункта «<...>».
Решение может быть обжаловано в Орловский областной суд через Советский районный суд г. Орла в течении одного месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.
Мотивированный текст решения суда изготовлен 30 марта 2022 г.
Председательствующий Т.Н. Горбачева