Решение по делу № 33-6259/2017 от 05.09.2017

Судья Ерчин Ю.Н.          Дело № 33-6259/2017 г.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ

ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КОМИ

в составе председательствующего Семенчиной Л.А.,

судей Захваткина И.В., Сироткиной Е.М.,

при секретаре Нечаевой Л.И.,

рассмотрев в судебном заседании 11 сентября 2017 года дело по апелляционной жалобе Мартыновой Е.М. на решение Усть-Куломского районного суда Республики Коми от 13 июля 2017 года, которым отказано в удовлетворении исковых требований Мартыновой Е.М. к ГБУ Республики Коми «Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения Усть-Куломского района» о признании незаконным решения от <Дата обезличена> <Номер обезличен> «Об отказе в выдаче удостоверения о праве на меры социальной поддержки в соответствии с Законом Республики Коми от 12.11.2004 № 55-РЗ «О социальной поддержке населения в Республике Коми», признании за ее семьей права на получение удостоверения и обязать выдать удостоверение по категории «Многодетная семья»,

заслушав доклад судьи Захваткина И.В., объяснения истца Мартыновой Е.М., судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А:

Мартынова Е.М. обратилась в суд с иском к ГБУ РК «Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения Усть-Куломского района» (далее - ГБУ РК «ЦСЗН Усть-Куломского района») о признании незаконным решения от <Дата обезличена> <Номер обезличен> «Об отказе в выдаче удостоверения о праве на меры социальной поддержки в соответствии с Законом Республики Коми от 12.11.2004 № 55-РЗ «О социальной поддержке населения в Республике Коми», признании за ее семьей права на получение удостоверения и обязать выдать удостоверение по категории «Многодетная семья».

Суд принял указанное выше решение.

В апелляционной жалобе истец просит решение суда отменить, указывая о нарушении судом норм материального и процессуального права.

ГБУ РК «ЦСЗН Усть-Куломского района» представлены письменные возражения на апелляционную жалобу, в которых представитель ответчика просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, отказав в удовлетворении жалобы.

Представитель ответчика в суде апелляционной инстанции не участвовал. В связи с надлежащим извещением, принято решение о рассмотрении дела в его отсутствие.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, судебная коллегия приходит к следующему:

Из материалов дела следует, что Мартынова Е.М. является матерью троих несовершеннолетних детей.

С <Дата обезличена> истец состоит в зарегистрированном браке с гражданином ... Мартыновым А.Е., которому разрешено временное проживание на территории Российской Федерации до <Дата обезличена>.

<Дата обезличена> Мартынова Е.М. обратилась в ГБУ РК «ЦСЗН Усть-Куломского района» с заявлением о выдаче удостоверения о праве на меры социальной поддержки в соответствии со ст. 19 Закона Республики Коми от 12.11.2004 № 55-РЗ «О социальной поддержке населения в Республике Коми».

Решением ГБУ РК «ЦСЗН Усть-Куломского района» от <Дата обезличена> <Номер обезличен> истцу отказано в выдаче удостоверения в связи с отсутствием права.

Разрешая спор и отказывая в удовлетворении заявленных исковых требований, суд первой инстанции исходил из отсутствия оснований для выдачи Мартыновой Е.М. удостоверения по категории «Многодетная семья» и предоставления мер социальной поддержки в соответствии со ст. 19 Закона № 55-РЗ, поскольку ее супруг не является гражданином Российской Федерации.

При этом суд руководствовался статьей 1 Закона Республики Коми от 12.11.2004 № 55-РЗ, предусматривающей распространение действие Закона на граждан Российской Федерации, проживающих на территории Республики Коми.

С выводом суда судебная коллегия согласиться не может.

В соответствии с пунктом "ж" части 1 статьи 72, частями 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации защита семьи, материнства, отцовства и детства, социальная защита, включая социальное обеспечение, находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации; по предметам совместного ведения издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, последние не могут противоречить федеральным законам.

Указом Президента РФ от 05.05.1992 № 431 «О мерах по социальной поддержке многодетных семей» в целях проведения целенаправленной и адресной политики по усилению социальной поддержки многодетных семей в условиях либерализации цен правительствам субъектов Российской Федерации поручено определить категории семей, которые относятся к многодетным и нуждаются в дополнительной социальной поддержке, с учетом национальных и культурных особенностей в социально-экономическом и демографическом развитии региона и установить для многодетных семей дополнительных меры социальной поддержки за счет собственных средств.

Согласно подпункту 24 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов социальной поддержки и социального обслуживания граждан, имеющих детей (в том числе многодетных семей, одиноких родителей).

В силу статьи 26.3.1 Федерального закона от 06.10.1999 № 184-ФЗ органы государственной власти субъекта Российской Федерации вправе устанавливать за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации дополнительные меры социальной поддержки и социальной помощи для отдельных категорий граждан вне зависимости от наличия в федеральных законах положений, устанавливающих указанное право.

Однако, как следует из Указа Президента Российской Федерации № 431 от 05.05.1992 такая обязанность у субъекта Российской Федерации возникает в силу названного федерального нормативного правового акта. Учитывая, что нормативный правовой акт в форме закона представительным органом государственной власти Российской Федерации не принят, правоотношения в сфере установления статуса многодетных семей на территории Российской Федерации и меры по их социальной поддержке регламентированы Указом Президента Российской Федерации в порядке опережающего регулирования и, как указывал неоднократно Конституционный Суд Российской Федерации, в такой ситуации, до принятия соответствующего закона нормы Указа применяются для регулирования указанных правоотношений на всей территории Российской Федерации.

Между тем гарантированные Указом Президента Российской Федерации меры социальной поддержки многодетным семьям, исходя из статьи 1 Закона Республики Коми от 12.11.2004 № 55-РЗ, могут быть могут быть реализованы только лицами, являющимися гражданами Российской Федерации, проживающими на территории Республики Коми.

Ответчиком отказано истцу в предоставлении мер социальной поддержки по категории «многодетная семья», поскольку супруг истца не является гражданином Российской Федерации.

В соответствии с частью 3 статьи 62 Конституции РФ иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором Российской Федерации.

Федеральными законами и Указом Президента Российской Федерации № 431 от 05.05.1992 не предусмотрено исключений о том, что меры социальной поддержки оказываются только гражданам Российской Федерации.

Условие о финансировании расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки, за счет средств республиканского бюджета Республики Коми (статья 3 Закона Республики Коми от 12.11.2004 № 55-РЗ) не свидетельствует о том, что субъект Российской Федерации вправе снижать данные гарантии, не распространяя свое действие на иные категории лиц (иностранных граждан, проживающих на территории Российской Федерации).

    Как указано выше, вопрос социальной поддержки многодетных семей отнесен к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, обязанность принятия такого законодательства и ряда гарантий многодетным семьям установлены на федеральном уровне, а, соответственно, должны быть реализованы на всей территории Российской Федерации с учетом того, что в федеральном законодательстве не установлено таких ограничений для реализации названных гарантий, в том числе в отношении иностранных граждан, проживающих на территории Российской Федерации.

Кроме того, судебная коллегия отмечает, что в соответствии с Законом Республики Коми от 12.11.2004 № 55-РЗ многодетной семьей признается семья не только лиц, состоящих в зарегистрированном браке, но и семья лица, не состоящего в зарегистрированном браке, поэтому предоставление мер социальной поддержки по категории многодетная семья в любом случае должно осуществляться в отношении лица, обратившегося за данными мерами социальной поддержки и его детей, являющихся гражданами Российской Федерации.

Учитывая, что семья Мартыновых является многодетной, истец и ее дети являются гражданами Российской Федерации, супруг истца, являющийся гражданином иностранного государства, имеет регистрацию и разрешение на проживание на территории Российской Федерации, у суда первой инстанции отсутствовали основания для отказа в удовлетворении исковых требований.

В этой связи доводы апелляционной жалобы заслуживают внимание. Решение суда подлежит отмене с вынесением нового решения об удовлетворении иска.

Руководствуясь статьей 328 ГПК РФ, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А:

Решение Усть-Куломского районного суда Республики Коми от 13 июля 2017 года отменить.

Вынести по делу новое решение.

Признать незаконным решение государственного бюджетного учреждения Республики Коми «Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения Усть-Куломского района» от <Дата обезличена> <Номер обезличен> «Об отказе в выдаче удостоверения о праве на меры социальной поддержки в соответствии с Законом Республики Коми от 12.11.2004 № 55-РЗ «О социальной поддержке населения в Республике Коми».

Признать за Мартыновой Е.М. право на получение удостоверения по категории «Многодетная семья».

Обязать государственное бюджетное учреждение Республики Коми «Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения Усть-Куломского района» выдать Мартыновой Е.М. удостоверение по категории «Многодетная семья».

Председательствующий

Судьи

33-6259/2017

Категория:
Гражданские
Статус:
решение (осн. требов.) отменено полностью с вынесением нового решения
Истцы
Мартынова Е.М.
Ответчики
ГБУ РК ЦСЗН Усть-Куломского района
Суд
Верховный Суд Республики Коми
Судья
Захваткин И В
Дело на странице суда
vs.komi.sudrf.ru
11.09.2017Судебное заседание
22.09.2017Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
22.09.2017Передано в экспедицию
11.09.2017
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее