Решение по делу № 7A-40/2017 от 06.02.2017

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

КАЛИНИНГРАДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

Судья Дмитриковская Е.Е. Дело № 7А-40/2017

Р Е Ш Е Н И Е

16 февраля 2017 г. г. Калининград

Судья Калининградского областного суда

Костиков С.И.

при секретаре Овсепян Л.Т.

рассмотрел в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении по жалобе акционерного общества «Военторг – Запад» на не вступившее в законную силу решение судьи Московского районного суда города Калининграда от 22 декабря 2016 года, которым постановление от 25.08.2016 года врио начальника филиала ФГКУ «985 Центр государственного санитарно-эпидемиологического надзора» Министерства обороны РФ К. о привлечении АО «Военторг-Запад» к административной ответственности по ст.6.6 КоАП РФ оставлено без изменения, а жалоба директора ОП «Калиниградское» АО «Военторг-Запад» М. на указанное постановление – без удовлетворения.

Исследовав материалы дела, выслушав объяснения защитника акционерного общества «Военторг – Запад» Кукушкиной О.Н., поддержавшей доводы жалобы, представителя филиала ФГКУ «985 ЦГСЭН» МО РФ Байкаловой М.Н., считавшей решение суда законным,

У С Т А Н О В И Л:

Постановлением от 25.08.2016 года врио начальника филиала ФГКУ «985 Центр государственного санитарно-эпидемиологического надзора» Министерства обороны РФ (далее по тексту – ФГКУ «985 ЦГСЭН» МО РФ г.Калининграда) К. АО «Военторг-Запад» привлечено к административной ответственности по ст.6.6 КоАП РФ, за нарушение санитарно-эпидемиологических требований СП 2.3.6.1079-01 в магазине-чайной на территории военной части в г.Калининграде, выявленных 26.05.2016 года при проведении проверки исполнения требований законодательства при организации питания военнослужащих.

В ходе проверки выявлены нарушения санитарно-эпидемиологических норм и правил:

- п.7.8. СП 2.3.6.1079-01, в части запрета реализации пищевых продуктов с истекшими сроками годности и признаками недоброкачественности: на открытом торговом стеллаже торгового зала с указанием цены находятся конфеты шоколадные «Ириска» - 986 грамм, производитель ООО «Глобус-Маркет» дата изготовления 01.10.2015 года со сроком хранения 6 месяцев, срок годности истек 01.04.2016 года,

- п. 7.7. СП 2.3.6.1079-01 в части соответствия требованиям нормативной и технической документации продовольственного сырья и пищевых продуктов, поступающих в организацию и сопровождения документами, подтверждающими их качество и безопасность: на открытом торговом стеллаже торгового зала с указанием цены находятся конфеты «Roshen» эвкалипт-ментол – 436 грамм, без информации о производителе, дате производства, сроках годности и условиях хранения, в связи с чем, отсутствует возможность идентифицировать пищевой продукт, принять документы, подтверждающие качество и установить сроки годности;

- п.7.11. СП 2.3.6.1079-01 в части строгого соблюдения сроков годности и условий хранения при хранении пищевых продуктов: в складском помещении магазина-чайной отсутствует термометр, что не позволяет контролировать и соблюдать условия хранения пищевых продуктов;

- п.15.1. СП 2.3.6.1079-01 в части обязанности руководителя организации обеспечивать наличие личных медицинских книжек на каждого работника; своевременное прохождение предварительных при поступлении и периодических медицинских обследований всеми работниками (в медицинской книжке продавца Л. последняя отметка о прохождении флюорографии органов грудной клетки 20.03.2015 года, личная медицинская книжка продавца И. в момент осмотра не представлена); в ходе проверки не представлены мероприятия по дезинфекции, дезинсекции и дератизации (акты выполненных работ), предоставлена программа производственного контроля только за 2014 год.

За данное правонарушение юридическому лицу АО «Военторг-Запад» назначено наказание в виде административного штрафа в размере 30 000 рублей.

Директор АО «Военторг-Запад» М. не согласившись с вышеуказанным постановлением, обратился в суд с жалобой, указывая, что военная прокуратура безосновательно провела проверку в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, прибегнув к помощи специалистов ЦГСЭН, подменив иные государственные органы, которые осуществляют контроль за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, в нарушение ч.2 ст.26 ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации». Далее заявитель указывает, что по итогам одной проверки административным органом были возбуждены четыре дела по ст.6.6 КоАП РФ по однородным правонарушениям, что является нарушением требований ч.5 ст.4.1 КоАП РФ. При проведении проверки подлежал применению Федеральный закон от 26.12.2008 года № 294-ФЗ (ред. от 03.07.2016) «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», однако его требования были нарушены, а именно, не был издан приказ (распоряжение) руководителя органа государственного контроля (надзора) о проведение внеплановой проверки, руководитель проверяемого юридического лица - АО «Военторг-Запад» с приказом ознакомлен не был и копия приказа ему либо представителю не вручалась, акт проверки должен быть составлен непосредственно после её завершения и копия должна быть вручена руководителю проверяемого юридического лица, в данном случае копию акта от 30.05.2016 года административный орган вручил ОП «Калининградское» АО «Военторг-Запад» только 07.06.2016 года, чем нарушено право на защиту, т.к. АО «Военторг-Запад» не могло своевременно представить возражения на акт проверки. Далее в жалобе указано, что в действиях АО «Военторг-Запад» не может быть состава правонарушения, предусмотренного ст.6.6 КоАП РФ «нарушение санитарно-эпидемиологических требований при организации питания населения», поскольку субъектом ответственности по ст.6.6 КоАП РФ могут являться только специализированные организации питания населения (столовые, кафе, рестораны и т.п.). Однако, магазин-чайная на территории в/ч является предприятием розничной торговли. Согласно же ГОСТ Р 51773-2001 «Розничная торговля. Классификация предприятий» магазин-чайная относится к неспециализированным продовольственным магазинам, при этом в п.5.25 и приложении к данному ГОСТу «Рекомендуемый перечень услуг, оказываемых покупателям в магазинах различных типов» указано, что в неспециализированном продовольственном магазине могут оказываться услуги: организация питания покупателей, реализация продуктов питания с потреблением на месте. Ссылка административного органа на Приказ Минобороны РФ от 15.01.2001 г. №5 не обоснована, как и довод, что вышеуказанную торговую точку следует отнести к типу «кафе», поскольку приказ Минобороны РФ от 15.01.2001 года №5 был принят, когда существовали государственные унитарные предприятия военной торговли, основанные на праве оперативного управления (федеральные казенные предприятия), входящие в единую систему. На основании Приказа Минобороны РФ от 09.09.2009 г. №947 ФКП «Управление торговли Балтийского флота», в результате приватизации, было преобразовано в акционерное общество. АО «Военторг-Запад» является коммерческой организацией, основной деятельностью которой является организация эффективной работы и получение прибыли в сфере торгово-бытового обслуживания государственных и иных заказчиков (п.4.1 Устава). Требования, установленные Приказом Минобороны РФ от 15.01.2001 г. №5 не распространяются на хозяйственную деятельность торговых точек ОП «Калининградское» АО «Военторг-Запад» и не применяются в ходе предпринимательской деятельности. Административный орган игнорирует наличие Программы производственного контроля (которую сами же утвердили), где прописаны санитарные нормы, под которые подпадает деятельность торговых точек ОП «Калининградское» и среди них нет СП 2.3.6.1079-01, нарушение которых вменяется в виду АО «Военторг-Запад». Роспотребнадзор в письме от 21.04.2009 года, со ссылкой на постановление Президиума ВАС РФ №931/07 от 05.06.2007 года указал, что невыполнение Программы производственного контроля на предприятиях общественного питания (если считать, что АО «Военторг-Запад» к таковым относится) должно квалифицироваться только по ст.6.3 КоАП РФ, являющейся специальной в случаях обнаружения правонарушений, связанных с невыполнением санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий. У Общества отсутствует пренебрежительное отношение к обязанностям по соблюдению правовых норм, в т.ч. в части санитарно-эпидемиологических требований. Административный орган проигнорировал, что деяния возникли в результате ненадлежащего исполнения должностных обязанностей ответственными лицами, однако нарушения незначительны, не повлекли неблагоприятных последствий, не причинили вреда интересам общества и государства, при этом были оперативно устранены (до вынесения постановлений о возбуждении административных дел), а виновные лица были наказаны в дисциплинарном и материальном отношении. 17.06.2016 года начальнику филиала ФПСУ «985 ЦГСЭН» МО РФ г.Калининграда Н. был предоставлен письменный ответ на предписание от 30.05.2016 года и одновременно предоставлены копии всех запрашиваемых документов, 10.06.2016 года и 17.06.2016 года по запросу прокуратуры (исх. от 07.06.2016 г.) предоставлены копии медицинских книжек продавцов, их должностные инструкции, программы производственного контроля, протоколов лабораторных исследований и договора на выполнение работ по проведению исследований (экспертиз, испытаний). 26.07.2016 года в прокуратуру предоставлен ответ на представление об устранении нарушений закона. На основании изложенного, заявитель по жалобе просит постановление от 25.08.2016 года ФГКУ «985 ЦГСЭН» МО РФ г. Калининграда отменить.

Судом вынесено изложенное выше решение.

В жалобе на решение суда АО «Военторг - Запад» просит решение и постановление отменить, продолжая настаивать на изложенных выше доводах.

Нахожу решение суда подлежащим оставлению без изменения.

Согласно ст. 6.6. КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение санитарно-эпидемиологических требований к организации питания населения в специально оборудованных местах (столовых, ресторанах, кафе, барах и других местах), в том числе при приготовлении пищи и напитков, их хранении и реализации населению, что влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

В отношении Обособленного подразделения «Калининградское» Акционерного общества «Военторг-Запад» проводилась проверка прокуратурой Калининградского гарнизона с участием специалистов Филиала ФГКУ «985 ЦГСЭН» МО РФ г.Калининград, как обладающих специальными познаниями в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения. Правовую основу мероприятий прокурорского надзора составляет Федеральный закон от 17.01.1992 № 2202-1 ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации», положения Федерального закона от 26.12.2008г. №294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» при проведении данной проверки не применялись. С учетом изложенного доводы заявителя о нарушении порядка проведения проверки не основаны на законе.

В соответствии с п. 2 приказа Минобороны России от 15.01.2001 № 5 чайные являются подразделениями предприятий военной торговли по организации питания и отдыха личного состава. В соответствии с классификацией предприятий общественного питания (ГОСТ-30389-2013 «Услуги общественного питания. Предприятия общественного питания. Классификация и общие требования» (вступил в силу с 01.01.2016г.) по своему типу чайные относятся к «кафе». Согласно п. 3 приказа Минобороны России от 15.01.2001 № 5 чайные оказывают услуги в соответствии с законодательством РФ о защите прав потребителей и правилами оказания услуг общественного питания, утвержденными Постановлением Правительства РФ «Об утверждении Правил оказания услуг общественного питании» (с изменениями и дополнениями) от 15.08.1997 № Ю36.

С учетом изложенного несостоятельным является и довод жалобы о том, что чайная является предприятием торговли, а не общественного питания.

На основании ст. 17 Федерального закона № 52-ФЗ от 30.03.1999 «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» при организации питания населения в специально оборудованных местах (столовых, ресторанах, кафе, барах и др.), в том числе при приготовлении пищи и напитков, их хранении и реализации населению, для предотвращения возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) должны выполняться санитарно- эпидемиологические требования.

Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 08.11.2001 № 31 «О введении в действие санитарных правил» (далее - Постановление) введены в действие СП 2.3.6.1079-01 «Санитарно- эпидемиологические требования к организациям общественного питания, изготовлению и оборотоспособности в них пищевых продуктов и продовольственного сырья».

Согласно п.2.16 и 2.21 должностной инструкции продавца магазина-чайной Обособленного подразделения «Калининградское» Акционерного общества «Военторг-Запад», утвержденной директором Обособленного подразделения «Калининградское» Акционерного общества «Военторг-Запад» 18 марта 2014 года, продавец должен: обеспечивать нарезку, взвешивание, порционирование, укладку пищи на тарелки, салатницы и другую посуду, разлив в стаканы, упаковку покупаемых штучных и развесных товаров, обеспечивать приготовление и отпуск кулинарной продукции реализуемой через прилавок: бутербродов, яичницы, сосисок, сарделек, горячих и холодных напитков, осуществлять подогрев блюд.

Суд дал правильную оценку доводам представителя АО «Военторг-Запад» о том, что ей при рассмотрении дела об административном правонарушении не были разъяснены права, объективно эти доводы ничем не подтверждены, участвуя в рассмотрении дела, она, как представитель юридического лица, никаких заявлений и замечаний относительно нарушения каких – либо прав не делала.

Поскольку в рамках проведения проверки осмотрены магазины – чайные, расположенные по разным адресам, в разное время, где выявлены разные нарушения : - магазин-чайная на территории войсковой части , проверка от 26.05.2016 года; - магазин-чайная на территории филиала ВУНЦ ВМФ «ВМА» г.Калининград, проверка от 24.05.2016 года; - магазин-чайная на территории войсковой части , проверка от 26.05.2016 года; - магазин-чайная на территории ФГБУ « ВМКГ» МО РФ, проверка от 26.05.2016 года, АО «Военторг-Запад» обоснованно привлечено к административной ответственности четыре раза. В каждом случае были выявлены нарушения санитарного законодательства при организации питания военнослужащих, что представляет угрозу возникновения и распространения массовых инфекционных и неинфекционных заболеваний. То есть, имели место самостоятельные правонарушения, за которые обоснованно назначены самостоятельные наказания.

Правильную оценку суд дал и доводам жалобы о том, что нарушения возникли в результате ненадлежащего исполнения должностных обязанностей ответственными лицами – продавцами магазина-чайной , при этом нарушения были оперативно устранены и не повлекли неблагоприятных последствий, не причинили вреда интересам общества и государства, указав, что они не является основанием признания данного нарушения малозначительным, поскольку нарушение санитарного законодательства могут привести в возникновению и распространению массовых инфекционных заболеваний, что угрожает причинением вреда жизни и здоровью граждан.

Назначенное юридическому лицу наказание не подлежит снижению.

С учётом изложенного, руководствуясь ст. 30.9 КоАП РФ,

РЕШИЛ:

Решение судьи Московского районного суда города Калининграда от 22 декабря 2016 года оставить без изменения, а жалобу – без удовлетворения.

Судья

7A-40/2017

Категория:
Административные
Статус:
Оставлено без изменения
Другие
АО "Военторг-Запад"
Суд
Калининградский областной суд
Судья
Костиков Сергей Иванович
Статьи

6.6

Дело на странице суда
oblsud.kln.sudrf.ru
09.02.2017Материалы переданы в производство судье
16.02.2017Судебное заседание
16.02.2017
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее